Оглавление.

 Введение………………………………………………………………..стр. 2

 Глава 1. Определение теневой экономики и формы её   проявления……………………………………………………………..стр. 3

 Глава 2. Криминальное государство……………………………….стр. 9

 Глава 3. Проблемы ослабления теневой экономики……....……..стр. 20

Заключение…….……………………………………………………….стр. 30    

 Список используемой литературы…………...………………….….стр. 31  

 

                                                   Введение.

       

         В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример , когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики , которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

        При разгуле экономической преступности и в коррумпированном государстве не может быть жизнеспособной общественной системы, а рыночное хозяйство теряет экономическую эффективность. В такой ситуации утрачивают всякий смысл и рыночные реформы.

        Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.






                                                     Глава 1.

           Определение теневой экономики и формы её проявления.


Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

 Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1)       Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2)       Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3)       Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками и т.д.).


          Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

           Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год) , при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

            Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.


            

           Действующие лица теневой экономики – это ровесники “перестройки”: бывшая партийно-государственная элита, новая политическая элита, “теневики” всех мастей, директорский корпус, предприниматели “новой волны”, начинавшие с нуля.

            Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами “ваучеризации” и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами.

           Нынешний российский криминальный “синдикат” вышел за пределы национальных границ, в 50 странах действуют почти 100 таких”синдикатов” общей численностью не менее 2500 человек, из которых 400 находятся в международном розыске.

            Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их ”идеалами” потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории “бедных”, велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие “социального дна” из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из “горячих точек” бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой “новых бедных”.

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.





             По данным МВД, около 50% лиц, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода, однако в Москве, Краснодарском крае, Калининградской области, Туве, Дагестане, Северной Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии эта цифра превышает 70%. Появление в городах России беженцев с Кавказа и внедрение их в сферу рыночной торговли породило новые формы противоправного поведения, в числе которых взимание дани с русского населения за торговлю на рынках, поборы с тех, кто отказался от участия в криминальных сделках. Причём во всем этом участвуют работники местных правоохранительных органов, а сложившаяся ситуация, к сожалению, устраивает их, поскольку они кормятся за ее счет.

            У населения сформировалась установка на теневое гражданское общество: не менее 40% граждан готово искать защиту у криминальных авторитетов и столько же готовы избрать губернатором, мэром или депутатом человека с криминальной репутацией, “если при нем станет лучше”.

            Безусловно, криминальные группировки имеют этническую специализацию. Так, чеченские общины занимаются незаконным экспортом нефти и нефтепродуктов, редкоземельных металлов, банковскими операциями, крадеными автомобилями, захватом заложников, азербайджанские группировки сосредоточены на наркобизнесе, азартных играх, торговле, армянские – на краже и угонах автомобилей, мошенничестве, взяточничестве, грузинские – на квартирных кражах, грабежах, разбоях, захвате заложников, для ингушских группировок характерна незаконная деятельность в сфере золотодобычи, операций с незаконной торговлей оружием, для дагестанских – корыстно-насильственные и имущественные преступления.

           На всех уровнях российской экономики образовался “вакуум управления”, и эта зияющая пустота заполнена мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и обычаями, стремлением нажиться за счет чисто спекулятивных операций типа пресловутых “пирамид”, обмана и вымогательства. Судебно-арбитражные методы разрешения хозяйственных споров подменены “разборками”, вплоть до физического устранения конкурентов.

            Исходный механизм сложился в ходе “перестройки”, которая наряду с массовой форсированной приватизацией и стремительной либерализацией цен характеризовалась “взрывным” раскрытием экономики внешнему миру, криминализацией денежно-кредитной политики, жестким налоговым прессингом на производственные структуры. Очевидно это и явилось главной причиной невиданной глубины экономического кризиса, его беспрецедентной остроты и масштабов, поставило гигантскую страну на грань экономической катастрофы и не создало сколь-нибудь видимых и осязаемых предпосылок для оздоровления и модернизации экономики.

            Наблюдается активное сращивание экономической и уголовной преступности в наиболее опасных формах, возрастает количество заказных убийств банкиров и крупных коммерсантов, насильственных­ банкротств и разорений банковских и иных структур, подконтрольных менее влиятельным криминальным группировкам. 

Возникли “деловые тандемы” чиновников и предпринимателей. Произошла фактическая “приватизация” функций государства отдельными группами чиновников, которые выполняют или не выполняют должностные функции в зависимости от своей частной заинтересованности в конкретном случае.

           Деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников государственной службы и правоохранительных органов, действуя так, как будто государства не существует. Уплата же налогов рассматривается как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке и в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю либо другому частному лицу. В обществе сформирована социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов – это норма, следование которой не осуждается.

       

           Еще один источник теневых отношений – это лицензирование разных видов хозяйственной деятельности, что дает органам власти и отдельным чиновникам большие возможности извлечения теневых доходов.

          Следует также указать на сохранение прежних, характерных для советской системы форм монополизма, ныне порождающих активность теневиков. Сохранение государственного контроля за золотодобычей, как и за добычей большинства видов полезных ископаемых, и ограничение доступа туда частного капитала служат, в частности, источником существования “черного рынка” торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

    

          Еще один важнейший источник монополизма – это деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, АК “АЛРОСА” и им подобные – это негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Но теперь они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это – “квазичастные” фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства.

Такие компании в настоящее время регулируют целые секторы экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах – добыча и продажа топливно-энергетических ресурсов - и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства.

 Эти компании почти автономны и включают набор организаций, позволяющих реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты для общественного и государственного контроля, что способствует развитию теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.    

              В периоды “относительной политической стабильности” правящие группировки  закрывают глаза на теневую активность “квазичастных” монополий, снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды же обострения политической ситуации, например во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста платежей, всплеска забастовочной активности, правящие группировки способствуют сохранению социально-политической стабильности и консервации сложившегося режима, используя средства квазичастных монополий.


Подобный “симбиоз” нынешних правящих группировок и крупнейших “квазичастных” монополий предполагает значительный рост теневой экономической активности, так как без нее невозможно создание скрытого от общества “фонда стабильности”, расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях.

Именно новая весьма активная и распространенная в России форма монополизма “снизу” - это система “крыш”, то есть неформальных группировок, которые делят между собой тот или иной рынок, не брезгуя такими грязными методами, как насилие и террор.


        Неправовой характер экономических преобразований, в свою очередь, обуславливает и неэффективность работы правоохранительной системы, в которой ныне не заинтересованы прежде всего правящие группировки, ведь нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям «высокостатусных» групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности.



                                        Глава 2.

                                Криминальное государство.         



               Являясь “разработчиком и реализатором” криминогенной экономической политики, государство, естественно, утратило возможность выполнять свою основную функцию в условиях реформы – служить надежным барьером на пути растущей криминализации. Оно оказалось слишком слабым для того, чтобы справиться с развитием криминального бизнеса. Более того, оно само оказалось участником этого бизнеса. В результате, государство как хозяйствующий субъект сильнейшим образом ослабило государство как политический институт и систему национальной безопасности. Иначе говоря, поскольку государственные чиновники входят в состав криминального бизнеса, берут взятки и работают “на себя”, то государство не имеет возможности реализовать управленческие функции и не может рассчитывать, что его решения будут выполняться. Государство как аппарат власти, управления и гарант национальной безопасности направлено против самого себя в условиях сращивания бизнеса и политики и породило новый тип управления – криминальное государство, ответственное за свое участие в теневой экономике.

Разросшаяся бюрократия стала питательной почвой для бурного развития коррупции, охватившей все уровни властных структур, в том числе правоохранительные органы, прокуратуру и суды, в результате чего государство оказалось ныне неспособным вести эффективную борьбу с теневой экономикой.

Государство развратило службы МВД, ФСБ и других силовых структур, не проведена результативная реформа судебных и правоохранительных органов, а сам характер управленческой деятельности оказался противоправным. По оценке А.Илларионова, “букет новых кризисов” - бюджетный, неплатежный, расчетный, инвестиционный, долговой, банковский – это прямое следствие нынешнего курса правительства.

            В ряде случаев важнейшие составляющие государственной политики идут вразрез с правовыми и морально-нравственными нормами. Наиболее яркий пример – приватизация, где новая экономическая элита и политическое руководство, по всей вероятности, смогли достигнуть договоренности. Сегодня уже трудно говорить о четком разграничении между государственным и частным сектором экономики, в которой произошла “полная диффузия” форм собственности.

Простой и распространенный метод в системе приватизации – “дойка кредитной коровы”. Схема ее функционирования следующая. Центральный банк России предоставляет предприятию кредит под низкие (для России) проценты для выплаты задолженности по заработной плате. Деньги тут же помещаются на рыночных условиях в коммерческий банк, находящийся с предприятием в “особых” отношениях. Разница, возникающая на этой операции, кладется руководителями предприятия и участвующими в доле банковскими работниками на счета в оффшорных банках.


 

            По имеющимся данным, доходы от приватизации половины государственного имущества близки к нулю. За годы проведения приватизационной кампании объем промышленного производства в России снизился вдвое, “разложение” государственной собственности стало источником криминализации экономики.

           Собственность распродана по абсурдно заниженным ценам. Так, согласно данным банка CS Fars Boston, российские нефтяные компании продают испытанные месторождения всего по четыре цента за добываемый на них баррель, что фактически ниже североамериканской цены, составляющей 7,06 доллара. Телефонные компании продаются по 116,62 доллара за линию, ничтожную долю от 637 долларов в Северной Америке и 2083 в Венгрии. По свидетельству представительства названного банка Б.Джордана, компания типа “Единой энергосистемы”, производящая то же количество киловатт, в США стоила бы около 49 млрд. долларов, в Центральной Европе – более 30 млрд. В России же она продана всего за 200 млн. долларов, то есть менее чем за 1% ее реальной стоимости. Аналогичная ситуация наблюдается при продаже предприятий отечественным инвесторам, где, например, по одной цене – 3 млн. долларов были проданы мотель “Ольгино” в Петербурге, Северное морское пароходство и Мурманский траловый флот. Приватизация “Росгосстраха” и “Норильского никеля”, “Тюменской нефтяной компании” и “Сибнефти” также была проведена с грубейшими нарушениями законодательства.

           Массовая приватизация в России с момента ее начала представляет собой колоссальную спекулятивную операцию, безусловно, ведущую к криминализации экономики. Среднестатистический житель РФ, не имевший ранее больших и лишенный вследствие «шоковой либерализации» последних сбережений, не может быть активным участником новых, рыночных отношений. Основная часть крупных капиталов создавалась и создается за счет теневой деятельности, взяточничества, воровства, поэтому ведущее положение в экономической жизни объективно заняли тесно связанные с теневой экономикой представители коррумпированного государственного аппарата. Сотни ваучерных и инвестиционных фондов аккумулируют накопления доверчивых граждан, в большинстве своем ничего не понимающих в рыночных финансовых операциях. Многие фонды оказались созданными полууголовными и уголовными элементами, воспользовавшимися отсутствием какого-либо контроля за их деятельностью со стороны государства.

Крупными скандалами сопровождалась в свое время деятельность таких финансовых компаний, как “МММ”, “Независимая нефтяная компания”, “Технический прогресс”, “Торговая финансовая корпорация Л.Е.Н.И.Н.”, коммерческий банк “Чара” и других. Существует точка зрения, что государство намеренно давало возможность разрастаться финансовым пирамидам. В период гиперинфляции оно извлекло из оборота десятки триллионов рублей наличных денег. Значительная часть средств населения впоследствии была просто конфискована государством посредством таможенных и налоговых органов.

          Финансовый кризис августа 1998г. также напрямую связан с деятельностью государства. Политика накопления государственного долга российским правительством сильно напоминает многочисленные финансовые пирамиды, так как она основывалась на том, что погашение предыдущих долгов происходило за счет новой эмиссии и расширения круга держателей бумаг. Несмотря на неоднократные предупреждения ученых, никаких мер для предотвращения кризиса предпринято не было. Расследование, проведенное специальной комиссией Совета Федерации, показало, что одной из причин столь странного поведения тогдашних руководителей правительства и ЦБ был конфликт интересов, связанный с тем, что они активно играли на рынке ценных бумаг. Центральный банк был самым крупным спекулянтом на рынке, заработав за счет бюджета десятки триллионов рублей. Да и многие руководящие чиновники, имевшие отношение к принятию соответствующих государственных решений, как утверждает бывший генеральный прокурор Ю.Скуратов, наживались на указанных спекуляциях.

             Однако наиболее важным рычагом хозяйственной власти является финансовый контроль. Большинство российских предприятий в течение последних 10 лет находится в состоянии жесткого финансового кризиса. Нет денег на налоги, зарплату, сырье, материалы, энергию, не говоря уже об инвестициях. Кризис платежей и необходимость любой ценой вымаливать у государства или банка кредиты – все это стало правилом. В таких условиях срабатывает “цепочка” финансовой зависимости.В самом низу находится работник, которому могут выдать, а могут и не выдать (это зависит непосредственно от администрации) зарплату. Задержки составляют от одного до пяти месяцев, а уход с работы проблемы не решит: за годы реформ доля безработных возросла в 7 раз. Гораздо выше – зависимая от банка администрация: даст или не даст он кредит, а если даст, то на каких условиях? Еще выше – государственные органы: от мелкого чиновника в администрации региона до администрации президента и парламента, все они распределяют и перераспределяют различные государственные ресурсы и льготы. Добавим сюда активнейшее влияние Мингосимущества на процесс приватизации, влияние внешнеэкономических ведомств на условия экспортно-импортных сделок, администрации президента – на налоговые льготы, парламента – на распределение бюджета, и мы получим сложнейшую систему финансовых взаимосвязей между предприятиями, банками и различными федеральными республиканскими и региональными государственными органами.

            Как правило, юридически зафиксированные формы собственности в России неадекватны их действительному экономическому содержанию. На деле крупные пакеты акций в руках государства редко служат инструментом его реального контроля государства над деятельностью предприятий. Вмешательство государства чаще всего принимает форму вмешательства лишь конкретных чиновников, преследующих личные выгоды от принятия тех или иных решений – например от продажи государственных пакетов акций.

В настоящее время государственная собственность по-прежнему, если не в большем масштабе, сулит баснословные прибыли чиновнику, продолжающему выполнять роль “квазисобственника”. В условиях переходной экономики в постсоветской России частная собственность, дающая субъекту свободу хозяйственной деятельности, по сути, стала подразумевать не столько правовую ответственность, сколько ответственность перед собственно криминальными структурами в государственном обличье.

           Коррупция проникла практически во все сферы общественной жизни России. Средства массовой информации регулярно сообщают о фактах коррупции среди депутатов, госчиновников, работников правоохранительных и налоговых органов, судей.

Формы коррупции в системе государственной, муниципальной и негосударственной службы включают:

• устройство на работу в подчиненные или косвенно контролируемые – друзей, родственников и знакомых;

• субсидирование политических кампаний;

вознаграждение за получение выгодных контрактов (“черные” комиссионные и оплата псевдоконсультационных услуг);

• служебное мошенничество;

• установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника (например, за представление к генеральскому званию или за получение отпуска в летнее время);

• получение “комиссионных” за размещение государственного заказа на той или иной фирме (на строительство зданий, дорог, коммуникаций, приобретение автомобилей и компьютеров для чиновников);

• оказание чиновникам чрезмерного “гостеприимства” и иных «знаков внимания» со стороны бизнесменов (например, предоставление детям чиновника стипендии для обучения в иностранном университете);

• патронаж чиновника над определенными государственными контрактами, осуществляемый через подставные фирмы или так называемых “партнеров” либо непосредственно в форме “консультирования”;

отправка “самих себя” в заграничные командировки с произвольно установленным размером суточных;

• использование политическими партиями своего влияния (настоящего или будущего) для сбора “добровольных пожертвований” со стороны представителей бизнеса в обмен на размещение государственных заказов (это может быть облечено в форму взносов в “благотворительный фонд” или помощь, оказываемую детскому дому);

• вымогательство взяток служащими налоговых и таможенных органов с экспортеров или импортеров посредством назойливой демонстрации своего права произвольно устанавливать размеры налога в рамках определенного законом;

• “государственный дорожный рэкет”, то есть вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, под угрозой наложения штрафа за якобы или действительно имевшее место нарушение правил дорожного движения (при этом размер взятки зачастую меньше суммы штрафа, установленной законом);

• вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренную выдачу документов или принятие решения (например, за выдачу удостоверения водителя транспортного средства, паспорта, выделение торгового места на рынке);

• получение начальниками “мзды” от своих подчиненных в виде еженедельных или ежемесячных подношений в установленных размерах для последующей передачи “наверх”.

          Согласно данным Московского института МВД, в течение суток в Москве совершается 5 тыс. актов дачи-получения взяток – примерно столько же, сколько их регистрируется за год по России.

Незарегистрированная часть коррупционных преступлений (по оценкам экспертов, в конце 80-х гг.) в среднем в 10 раз превышала зарегистрированную. Только преступные группировки направляют на подкуп чиновников до 50% своих доходов (около 2 трлн. рублей в год).

30% членов Государственной Думы России являются членами банд организованной преступности. Общеизвестно, что в 90-х гг. была коррумпирована самая верхняя часть государственного аппарата (данные слушаний в конгрессе США), личное состояние экс-премьер-министра В.Черномырдина, по оценкам издательства “Моссад”, в 1997 г. достигло 5 млрд. долларов. В одном из докладов германской разведки, выдержки из которого опубликованы журналом Spiegel прямо говорилось: “…даже верхушка администрации Ельцина связана с мафией… спецслужбы России следует рассматривать не как инструмент решения проблемы, а скорее как часть самой проблемы”. Средства массовой информации уже открыто комментируют назначения премьер-министров на ключевые посты, связывая их не с опытом работы и образованием, а с возможностями контролировать основные денежные потоки государства в русле сложившихся коррупционных связей.



          1 марта 2002 г. влиятельный американский бизнес-журнал Forbs опубликовал очередной ежегодный список супербогачей. Как утверждает это издание, семь миллиардеров – наши соотечественники.

          В списке значится хозяин нефтяной компании “Юкос” Михаил Ходорковский, чье личное состояние (утверждает Forbs) достигает 3,7 млрд. долларов. Чуть ниже нефтяного магната стоит скромный госчиновник, губернатор Чукотки Роман Абрамович, который сегодня “весит” около 3 млрд. долларов. Далее Forbs поставил главу “Альфа-банка” Михаила Фридмана (2,2 млрд. долларов), президента финансово-промышленной группы “Интеррос” Владимира Потанина (1,8 млрд.). Далее снова идут нефтяные магнаты – Владимир Богданов (“Сургут-нефть”, 1,6 млрд.) и Вагит Алекперов (“Лукойл”, 1,4 млрд.). Замыкает список россиян-миллиардеров владелец холдинга “Русский алюминий”, “троюродный внук” Бориса Ельцина Олег Дерипаска (1,1 млрд. долларов).

Кстати, трое сверхновых русских – Ходорковский, Абрамович и Фридман – намного опередили выходцев из легендарного клана Рокфеллеров, чьи имена давно стали синонимами богатства. При этом если состояние первых трех российских миллиардеров в сумме составляет 8,9 млрд. долларов, то у трех Рокфеллеров – ”только” 5,2 млрд.

При этом Forbs особо обращает внимание на молодость российских миллиардеров – их средний возраст 41 год. Все они стали сверхбогачами за последние 10 лет, во времена дикого передела собственности бывшего СССР.

         Развитие коррупции тесно связано с господством бюрократии, благодаря которому в России получают развитие хозяйственные процессы, фактически неподконтрольные управляющим органам, а сами чиновники становятся активными участниками и даже идеологами теневой экономики.

Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства. Поборы осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных. 9/10 руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие вымогательств со стороны чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают 40,7%. Оценки руководителей средних и крупных предприятий более негативны: 56% считают вымогательства частым явлением.

По другим данным, не менее 70% чиновников – взяточники. Из опрошенных граждан более половины либо сами, либо их родственники и знакомые в той или иной ситуации были вынуждены давать взятки. Среди опрошенных коммерсантов этот показатель превышает 75%. По разным оценкам, для обеспечения “особых” отношений с представителями государственного аппарата коммерческие структуры направляют от 30 до 50% своей прибыли.

            Каждый чиновник имеет свою цену. Работник жэка продается за 500 долларов, поставляя криминальным элементам сведения об одиноких стариках. Гораздо дороже стоит свой человек в банковско-финансовой системе, обеспечивающий кредиты на льготных условиях. В МВД утверждают, что до 40% сумм кредита или ссуды возвращается в виде наличности в карманы благодетелей. Но самым ценным человеком считается чиновник “высокого полета”. Перечислить их можно по пальцам, возможности же их неограниченны. На этом уровне проворачиваются дела глобального масштаба, такие, например, как продажа лицензий на нефть, газ, цветные металлы и многое другое. За оказанные “услуги” здесь расплачиваются счетами в зарубежных банках на сотни тысяч долларов, презентами в виде особняков в живописных местах Подмосковья, надежными гарантиями “теплого” места после завершения государственной карьеры. Таких высокопоставленных чиновников не только “покупают”, но и “делают”, проталкивая наверх любыми способами. “Своих” начинают покупать и проталкивать также представители криминальных структур.

            Дефицит коммерческой информации порождает в современных условиях целую отрасль нелегальных услуг, оказываемых за взятки участниками межгосударственных экономических отношений. Правоохранительными органами вскрываются факты получения незаконного вознаграждения должностными лицами и неофициальными держателями ценной информации за предоставление последней о возможности сбыта иностранным фирмам в нашей стране слабоконкурентных на мировом рынке товаров, за разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.

           Последствия влияния коррупции на экономику очевидны: коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа. Она влияет на отношение населения к непопулярным решениям, которые могут быть направлены на стратегическое улучшение экономического положения в стране, в связи со складывающимся убеждением, что продажный чиновник или политик действует в личных интересах и маловероятно, что он работает на процветание страны.

Коррупция способствует общей социально-политической нестабильности, так как на многих чиновников имеется так называемый “компромат”, который может быть обнародован в любой момент. Это неизбежно ведет к судебным делам и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на этой волне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях благоприятствования экономическим интересам определенных лиц.

Коррупция объективно приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур, тем самым сокращая финансовую основу для реализации перспективных социальных программ (прежде всего в области образования, здравоохранения, социального обеспечения).





           Интересны оценки коррупции в бывших советских республиках западных специалистов. По данным влиятельной американской газеты Wall Street Journal, первое место среди стран - бывших республик Советского Союза, где выплачиваются самые крупные взятки, занимает Грузия. Там иностранные компании вынуждены тратить 8,1% своего ежегодного дохода на ублажение чиновников. Далее следуют Армения (6,8%), Азербайджан (6,5%), Узбекистан (5,7%), Киргизстан (5,6%), Казахстан (4,7%) и Россия (4,1%). В целом условия работы западных компаний в республиках Средней Азии и Закавказья оцениваются как невыносимые. Такие авиакомпании, как British Airways и KLM, закрыли свои офисы в Баку, согласно официальной версии, из-за отсутствия прибыли. Однако, как утверждают в конфиденциальных беседах представители этих компаний, все дело в “немыслимых коррупции и взяточничестве”. Бельгийская компания Tractebel сообщила недавно, что прекращает свою деятельность в Казахстане из-за “трудных условий для бизнеса”. Под этим подразумевается слишком высокая цена (50 млн. долларов), которую она была вынуждена заплатить трем высокопоставленным чиновникам в обмен на предоставление ей контракта по обслуживанию газопровода. В последние месяцы особый интерес в США вызвало расследование фактов подкупа казахских чиновников со стороны некоего Джеймса Гиффена, американского гражданина, который потратил на взятки от 60 до 115 млн. долларов. Эти деньги были взяты им со швейцарских счетов таких крупных нефтяных компаний, как Philips Petroleum и Amoco, финансовым консультантом которых он являлся.

Есть и другой показатель коррумпированности бывших советских республик – процент фирм, которые прибегают к взяточничеству. Здесь лидерство принадлежит Азербайджану, где этим занимаются 59,3% всех местных компаний. Далее идут Узбекистан (46,6%), Армения (40,3%), Грузия (36,8%). Россия “может гордиться” – в ней, как считает Запад, лишь 29,2% компаний регулярно дают и берут взятки. Однако, по данным российских ученых, изучающих проблемы коррупции, из 22 тыс. фактов коррупции выявляется лишь один.

           Не случайно крупный капитал стремится к тесному взаимодействию с властными структурами, почему в нашей действительности и возникло понятие “олигархия”. Анализируя структуру кланово-корпоративных систем, можно выделить с определенной долей условности четыре их типа.

Первый – отраслевые кланы. В качестве примера можно упомянуть хотя бы такую гигантскую структуру, как ОАО “Газпром”. Существуют и другие отраслевые клановые объединения – как в сырьевых отраслях, так и в оборонной промышленности, агропромышленном комплексе. Крупнейшие и влиятельнейшие отраслевые кланы сложились в тех отраслях, где сформировались мощные монополистические группировки (скажем, в отраслях естественной монополии – РАО “ЕЭС России”) или доминируют несколько крупных корпораций (как в нефтяной промышленности).

Второй тип – региональные кланы. Они строятся, как правило, вокруг сильного регионального лидера (главы администрации региона, мэра крупного города) и “завязаны” на бюджет и регулирующие возможности региона. Одним из примеров таких образований может служить группировка капиталов и фирм вокруг московского правительства.

Третий тип клановых структур – объединения ведомственно-функционального типа. Например, федеральные и местные власти России в течение последних пяти лет выполняли и продолжают выполнять фантастическую по своим масштабам “функцию” по перераспределению государственной собственности. Ее реализовало и реализует вполне определенное ведомство – Мингосимущество РФ. С его деятельностью и деятельностью подведомственных ему региональных структур были связаны сложные системы интересов, перекрещивающиеся с интересами отраслевых и территориальных кланов.

Четвертый тип – клановые структуры, возникшие на основе частных коммерческих предприятий путем ускоренного накопления капитала. Всего за семь-восемь лет в России образовались финансово-отраслевые структуры с весьма скромными по сравнению с крупнейшими корпорациями Японии или США, но гигантскими по масштабам российского бизнеса капиталами – порядка 100 – 300 млн. долларов. Большинство из них прошло длинный путь, начав свою деятельность с легализации теневых капиталов, присвоения денег распавшихся КПСС и ВЛКСМ, реже – вложений частных лиц. Затем были периоды массовых спекуляций с валютой, гуманитарной помощью, недвижимостью, ваучерами, импортными товарами, ГКО, сопровождающиеся широким использованием методов принуждения, слияния. В конечном счете образовались относительно “чистые” структуры, которые прошли подчас 3 – 5 раз через смену “имиджа” и на первый взгляд мало связаны с организованной преступностью или коррумпированным чиновничеством.

Наконец, кланово-корпоративные структуры образуют фундамент не только экономической, но и политической власти. Однако связь здесь непроста. Большинство кланов поддерживают сразу несколько блоков партий, а большинство партий опираются сразу на несколько кланов.

Они берут под свой полный или частичный контроль газеты, информационные агентства, радиостанции, участвуют в финансировании телевизионных каналов, обеспечивая тем самым благоприятную политическую атмосферу для своей деятельности.


           По данным ВЦИОМ, в связи с декларируемой в последнее время борьбой с олигархами самая большая группа граждан (35%) испытала “глубокое удовлетворение”. Большинство (почти 50%) полагает, что высшее руководство страны собирается “навести порядок” в экономике и очистить ее от криминала. А вот точка зрения, что борьба с олигархами – это наказание за непокорность или передел собственности, популярна в основном лишь только у журналистов.

Социологи предложили россиянам оценить деятельность восем крупнейших отечественных компаний, руководимых олигархами. Выяснилось, что самыми главными нарушителями финансовой дисциплины народу кажутся (в порядке убывания) РАО “ЕЭС”, “Газпром” и “Медиа-Мост”. Наихудшие показатели – у РАО “ЕЭС”, за ним следует “Медиа-Мост”. Тройка наименее «подозрительных» компаний выглядит следующим образом (в порядке убывания недоверия): “Норильский никель”, “Лукойл”, “ОРТ”.

Таким образом, социологические опросы при общем отрицательном отношении к олигархам демонстрируют крайнюю противоречивость и “запутанность” общественного сознания относительно конкретных персон. По-видимому, это во многом связано с официальной пропагандой и деятельностью различных средств массовой информации.


  











                                                Глава 3.

                   Проблемы ослабления теневой экономики.

                                


              До какого уровня возможно реально снизить гигантские размеры теневой экономики? Поскольку полностью ликвидировать последнюю просто невозможно, то обоснованным параметром в стратегии должен стать ее удельный вес, не превышающий 10% валового внутреннего продукта. Этого уровня государство должно достичь путем резкого сокращения теневых операций олигархических структур, коррупции и взяточничества госаппарата. Необходимо принять меры для легализации значительной части вынужденной внелегальной экономики.

              Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

             Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

           При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

            Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

             В государственных властных структурах, общественных и научных организациях имеют место два противоположных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый, ставший уже традиционным радикально-либеральный, действует с начала 1992 г. Он связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы формирования частных капиталов. Результаты такого подхода в стране налицо: это критические масштабы роста теневой составляющей экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. В рамках этого подхода у некоторых политиков появляются идеи относительно проведения полной легализации всей теневой экономики. Вряд ли такие веяния получат ныне общественную поддержку, в том числе со стороны теневиков-хозяйственников, поскольку они опять будут уравнены с представителями “криминальной” экономики, которые тоже захотят легализоваться.

            Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы радикально-либерального. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции.

            На первом этапе программа декриминализации российской экономики предполагает полную ликвидацию “крыш”, причем не только криминальных, но и милицейских, на ведущих российских предприятиях. Силовики планируют провести тотальные проверки и спецоперации на стратегически важных для страны предприятиях. Причем большая часть информации о преступных группировках, опекающих целые заводы и холдинги, в МВД уже есть.

            Поэтому, скорее всего, в ближайшее время борьба с преступностью будет заключаться в использовании силовых методов, сборе доказательной базы и привлечении к уголовной ответственности лидеров преступных группировок и их ближайших соратников, благодаря которым предприятиям удается скрывать большую часть прибыли и перекачивать доходы на частные счета в банках. Отмечая весьма отрадное явление – начало разработки программы декриминализации российской экономики– необходимо подчеркнуть, что она ведется в закрытых учреждениях МВД и не стала предметом широкого обсуждения.

            Следует отметить, что, поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, оно стремится поставить под контроль расходы граждан. Это, как ожидается, позволит выявить действительные расходные параметры состоятельных групп населения, принудить их указать источники сокрытых средств и помочь собрать недовыплаченные налоги.

            Почему-то не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. И поскольку в законопроектах упор сделан не на устранение условий, препятствующих переходу теневой деятельности в легальную, а на преследование людей, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

             Не столь благоприятными могут быть и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов, поскольку власти могут столкнуться с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым теневая экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на боку” предприятий не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. В этом случае репрессивные методы существенно не пополнят государственной казны, а только повлекут за собой рост безработицы, ослабление экономики с возможным бегством способных хозяйственников за границу и другие негативные последствия.

            Таким образом, можно вновь прийти к выводу о необходимости четкого разграничения капиталов криминальных элементов и вынужденных теневиков и фиксирования данного разделения в новых экономико-правовых актах. Задача эта довольно нелёгкая. Поэтому экономисты, социологи, юристы совместными усилиями в первую очередь должны определить формальные различия субъектов криминальной экономики и вынужденного теневого производства, а налоговые правила в идеале должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономики, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и тенденции развития промышленного производства.

            На фоне намечающихся в законотворчестве позитивных тенденций налицо и не столь однозначные процессы. В недрах Мингосимущества разработан закон “О национализации”. Сам факт его появления способен привести весь крупный бизнес в подвешенное состояние. Под “национализацией” здесь подразумевается “принудительное обращение в собственность РФ имущества граждан и юридических лиц”. Обращение носит компенсационный характер, включая упущенную выгоду. Этот законопроект, по мнению экспертов, содержит ряд слабых мест, связанных с возможными махинациями. Предприниматель, используя связи с чиновником, несомненно, сможет пролоббировать национализацию и избавиться от невыгодного бизнеса, получив за это компенсацию.

         Одной из составляющих интеграции части теневой экономики в легальную может способствовать так называемая “экономическая амнистия”, по поводу которой разгорелась острая дискуссия.

         Некоторые специалисты предлагают наряду с применением деклараций о доходах и расходах в сфере личного потребления задействовать так называемые “доходные индульгенции” – юридические документы, подтверждающие легализацию при уплате специального налога денежных же средств, направляемых на инвестиции производства.

          Российский рынок для отечественного предпринимателя, вывезшего капитал за рубеж, имеет существенные преимущества: более высокую норму прибыли, знание условий конъюнктуры, наличие связей с представителями органов власти и управления.

         Однако есть мнение, что описанный вариант нереалистичен, ибо предприниматели указанной категории находятся под “дамокловым мечом” и государства, и криминальных структур, а, уходя от налогов, теневик вынужден давать взятки чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за “крышу”). В финансовом плане эти поборы для предпринимателя то же самое, что налоговое давление. Однако форма выплаты таких “налогов” государственным и частным рэкетирам преступна и чревата не только уголовной ответственностью, но и произволом со стороны вымогателей. Естественно, что с накоплением достаточного капитала, особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству, у предпринимателя резко возрастает желание обезопасить себя от насилия со стороны криминальных структур.

          Помимо морально-психологических факторов при защите частичной интеграции следует учесть максимальную заполненность ниши теневой экономики, которая не может беспредельно увеличиваться.

          Наиболее активное сопротивление идее интеграции части теневой экономики в легальную оказывают представители правоохранительных органов. Это понятно – по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся теневая сфера в большей или меньшей степени криминализирована.

          Программа интеграции теневого капитала с легальным – лишь одна, но, возможно, и приоритетная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого – всемерное поощрение российского товаропроизводителя. Очевидно, это сможет стать значительной помощью отечественным предпринимателям, укрепит их положение в обществе.

Интеграция продуктивно-производительной части теневой экономики в легальную и гарантия защиты свободного предпринимательства от криминальных структур и налогового произвола, возможно, положительно отразятся на всем обществе. Инвестиции отечественных предприятий, уплата налогов в бюджет, увеличение товаропроизводства и улучшение благосостояния значительной части населения России – вот лишь малая часть того, что последует за грамотными экономико-правовыми действиями государства. Своим трудом предприниматели могут не только материально обеспечить все общество, но также укрепить государственную власть и способствовать дальнейшему продвижению реформ.

При этом желательно, чтобы реабилитация вынужденных теневиков-хозяйственников сопровождалась усилением борьбы с криминальным миром вообще и его экономической деятельностью в частности.

           Здесь также существует ряд правовых нюансов. Большинство преступлений, которые совершаются в экономической сфере, в той или иной степени связаны с банками, они – чаще всего посредники в перекачке криминальных денег. Защитить общество от банковских афер и банковских служащих, от притязаний криминальных структур оказалось не так просто. Выбирая между собственной безопасностью и допуском к банковской тайне сыщиков, руководители банков предпочитают все же не делиться секретами даже в чрезвычайно опасной для себя ситуации. Объясняют они это тем, что в правоохранительных органах возросло предательство и секретная информация, полученная сотрудниками милиции или налоговой полиции, все чаще оказывается у конкурентов.

          Как показывает отечественная практика, банки преимущественно сотрудничают отнюдь не с правоохранительными органами, а с клиентами, чей капитал сомнительного или откровенно преступного происхождения.

          Создается впечатление, что в новом российском государстве абсолютно все занимаются “проблемами борьбы с теневой экономикой”. Борьба с проявлениями теневой экономики возложена на ряд государственных органов: МВД, ФСБ, Госналогслужбу, ФСНП. Практически все государственные ведомства на федеральном и региональном уровне, начиная с ЦБ и Министерства юстиции и заканчивая Министерством труда, в той или иной степени соприкасаются с проблемами теневой экономики. Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимаются этими проблемами, а она продолжает развиваться. Несогласованность действий ведомств, дублирование управленческих функций ведет именно к образованию “управленческого вакуума” и позволяет теневикам безнаказанно продолжать свою преступную деятельность.

          В сложных схемах уклонения от налогообложения всегда присутствуют фиктивные фирмы. Однако из-за того что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать в конечном счете в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию.

         Подобная же картина наблюдается в случае с выявлением нарушения валютного законодательства, связанного с невозвращением валюты из-за рубежа. Как правило, здесь применяются сложные схемы по выводу денежных средств из легального оборота, связанные с нарушениями уголовного, налогового, валютного и банковского законодательства, а значит, с точки зрения эффективности и полноты выявления и расследования преступления эту работу должно координировать единое ведомство. Необходимость передавать материалы другим органам для принятия решения и уголовные дела по последовательности не позволяет полностью “раскрутить” всю цепочку преступлений.

         Так, проводя следствие о незаконном предпринимательстве, сотрудники МВД не обращают внимания на возможные связи данного преступления с налоговыми преступлениями других лиц, так как это не входит в их компетенцию; в лучшем случае появившиеся материалы сразу направляются в органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе с налоговой преступностью и необходимых подразделений не позволяет органам МВД России осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то же время придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНП России как самостоятельного органа.

         Сосредоточение у ФСНП полномочий по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление и пресечение “организованных налоговых преступлений”, повысило бы статус федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более эффективно выполнять данную работу.

          Для борьбы с теневыми операциями создана комплексная система контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.

          При сложившейся ситуации между центром и регионами особую значимость приобретает правоохранительная структура, подчиненная только центральной власти, то есть некий аналог Федерального бюро расследований. Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиями сложных преступлений, в том числе экономических и связанных с коррупцией в государственных органах.

          Однако если наконец встанет вопрос о создании “отечественного ФБР”, то можно не сомневаться – против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

          Важным направлением является судебная реформа. Кстати, в России до сих пор собственность – на уровне закона – так и не делится на федеральную, региональную и муниципальную. В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров.

          Если нынешняя центральная власть сумеет выстроить грамотную систему арбитражных судов, от которых в немалой степени зависит обеспечение базовых гарантий неприкосновенности частной собственности в России, – только за одно это власть может считать свою миссию выполненной!

         Другим элементом судебной реформы стало создание административных судов. Верховный суд России инициировал создание фактически новой ветви судебной власти.

        Практика показывает, что из-за несоответствия численности специалистов, обладающих необходимой компетенцией, количеству предприятий, подлежащих контролю, возникает серьезная проблема бесконтрольного отчуждения активов предприятий.

         Разумной альтернативой увеличению штата чиновников могло бы стать привлечение к процедурам управления госсобственностью как физических лиц, обладающих необходимой квалификацией и положительным опытом в управлении предприятиями, так и компаний, которые выступают на рынке в качестве консультантов по управлению.

         Особую проблему стала представлять криминогенность в околотаможенной среде. Каждый год происходит большое количество нарушений таможенных правил. К ним в первую очередь следует отнести незаконное перемещение важных товаров, алкогольной и табачной продукции, морепродуктов, валютных ценностей, легковых автомобилей, невозврат в Россию валютной выручки от экспортных операций. Растет масштабы контрабанды. Расследования, проведенные в таможенных органах, свидетельствуют, что практически к каждому второму нарушению прямо или косвенно причастны посредники-декларанты на основе договора, по вине которых федеральный бюджет ежегодно недополучает миллиарды рублей. Проблема заключается в том, что с таможней имеют дело десятки тысяч различных хозяйствующих субъектов, их непрофессиональных представителей и многочисленных посредников с сомнительной репутацией. Вероятно, назрела необходимость в создании института таможенных брокеров, который должен стать частью единой системы обеспечения экономической безопасности и развития внешнеэкономической деятельности России.

          Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.

          Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то-есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих.

           Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть прежде всего высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.

           Применительно к теневой экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. Одиннадцать крупнейших мировых банков затеяли новый поход против отмывания денег. Официальное объявление борьбы “грязным” деньгам и странам, замеченном в активном их отмывании, состоялось в Цюрихе, неофициальной столице мира номерных счетов и неприкосновенной доселе банковской тайны. Альянс банков, поставивших подписи под кодексом банковского поведения, выглядит так: DBS, Barclay’s, City-group, Deutsche Bank, HSBC, JP Morgan, Chase Manhattan, Societe Generale, Bankers Trust, Banco Santander Oedif Suisse. Именно эти банки определяют финансовый климат Европы и Америки, они управляют в сумме более чем половиной вкладов мира. Между тем объем “грязных денег”, вращающихся в мировой финансовой системе, по некоторым оценкам, составляет 590 млрд. долларов. А среди стран, замеченных в активном отмывании, значится и Россия. Последнее обстоятельство гарантирует российским капиталам, увы, пристрастное внимание.


           “Общие правила противодействия отмыванию денег”, выработанные группой экспертов, собравшихся в швейцарском городе Вольфсберг на берегу Боденского озера, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска (Россия занимает одно из первых мест в этом “почетном” списке); открытие счетов офшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым.

           Подозрительными будут считаться движения денег по счетам, которые не соответствуют первоначально задекларированным намерениям владельца счета и которые связаны с наличными деньгами,–; своего рода сквозным операциям типа “пришли-ушли”.

           Для выявления “подозрительных операций” используются наблюдения движения по счету с помощью специальных компьютерных программ и контактов с клиентом.











                                                  Заключение.


Приведенная информация позволяет понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

 

             Тема криминальной теневой экономики приобретает ныне исключительную актуальность, если учесть, что в стране складывается новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его конкретная ответственность перед гражданами России, которые еще продолжают надеяться, что власть проявит волю в борьбе.


              Я же считаю, что надо с оптимизмом и надеждой смотреть в будущее, на перспективы борьбы с криминальным бизнесом. Ведь у нас и России иного пути просто нет!






















                            Список используемой литературы.




1)  Тимофеев Л.М. “Теневая Россия: экономико-социальное исследование” / Москва 2000 г

2)     А. В. Оболонский “Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия” / Москва 2002.

3)     А. А. Мухин “Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений” / Москва 2003.

4)     И. Я. Багданов “Экономическая безопасность России: теория и практика” / Москва 2001.

5)     Г. М. Гукасьян “Экономическая теория: проблемы новой экономики” / Москва 2002.

6)     М. Г. Делягин “Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма” / Москва 2000.

7)     Обзор статей сайта  http://www.mvd-expo.ru

8)  Хинштейн А.Е.  “Какого цвета страх”  / Москва 2002.