ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ «ПСИХОЛОГИЯ»

1,5-ГОДИЧНЫЕ КУРСЫ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

1. Закономерности ощущений....................................................................................................................................... 3

2. Теории памяти.......................................................................................................................................................................... 4

3. Непроизвольное внимание и факторы, его обусловливающие............................................... 5

4. Произвольное внимание. Психологические механизмы произвольного внимания     6

5. Формы проявления эмоций и их характеристика.................................................................................. 7

6. Проблема мотивации. Потребности и процессы мотивации....................................................... 9

7. Виды мышления и их классификация............................................................................................................. 11

8. Общая схема развития психологической науки.................................................................................. 15

9. Ассоцианизм............................................................................................................................................................................ 17

10. Европейский функционализм............................................................................................................................... 18

11. Американский функционализм........................................................................................................................... 19

12. Психоанализ.......................................................................................................................................................................... 20

13. Гуманистическая психология............................................................................................................................ 21

14. Уровни нравственного развития (по Л.Колбергу)................................................................................ 22

15. Теория психосоциального развития (Э.Эриксон)................................................................................ 23

16. «Ведущая деятельность» и периодизация психического развития (по Д.Б.Эльконнну)................................................................................................................................................................................................................... 24

17. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста........................................................... 25

18. Подростковый и юношеский возраст. Общая характеристика............................................. 26

19. Основные проблемы и методы психологии труда........................................................................... 27

20. Психологический анализ трудовой деятельности ("профессиография". «професснограмма», (психограмма), «профессионально важные признаки")............... 29

21. Профессиональный отбор и подбор кадров............................................................................................. 30

22. Трудовая мотивация...................................................................................................................................................... 31

23. Методы социальной психологии..................................................................................................................... 34

24. Понятие общения. Основные закономерности общения. Коммуникативная сторона общения............................................................................................................................................................................................ 35

25. Перцептивная сторона общения. Эффекты перцепции................................................................. 37

26. Интерактивная сторона общения. Проблема конфликта............................................................ 38

27. Проблема группы в социальной психологии. Малая группа. Классификация малых групп.................................................................................................................................................................................................... 39

28. Групповая динамика (сплоченность группы, эмоциональная идентификация групп, феномен группового давления)................................................................................................................................ 42

29. Теории когнитивного соответствия. Теории атрибуции........................................................... 44

30. Надежность теста. Виды надежности........................................................................................................... 45

31. Валидность. Основные понятия......................................................................................................................... 46

32. Социальные и этические аспекты психологической диагностики.............................. 47

33. Нормы и интерпретация результатов тестирования...................................................................... 48

34. Психодиагностика интеллекта.......................................................................................................................... 49

35. Основные подходы и техники в психотерапии................................................................................... 51


1. Закономерности ощущений


Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств, качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Человек ощущает свет, цвет, холод, тепло, форму, твердость и т. д. Ощущение считается элементарным психическим познавательным процессом, отражающим отдельные свойства предметов и явлений материального мира, а также внутренние состояния организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Материалистическое учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же являются результатом воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают нам верный образ объективной действительности. Критерием истинности ощущений, как и всякого отражения действительности, является практика, деятельность субъекта.

Ощущения как бы поставляют строительный материал для восприятий, для представлений, воображения, мышления и памяти. Органы чувств являются единственными каналами, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Они являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

2. Теории памяти

Память – способность к эапечатлеванию информации, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию).

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. ХIХ в. немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучиванием бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события


3. Непроизвольное внимание и факторы, его обусловливающие

В психологической науке употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побудившим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает произвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывающие непроизводственное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызывающий у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

4. Произвольное внимание. Психологические механизмы произвольного внимания

Синонима слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Причиной, возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

5. Формы проявления эмоций и их характеристика


Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реации. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примеры аффекта: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Главное отличие эмоций от чувств заключается в том, что эмоции носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

Настроение –- самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин – возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.


6. Проблема мотивации. Потребности и процессы мотивации

Мотивация» рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

• физиологические;

• психологические;

• социальные.

Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия — определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего . добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

• что я должен получить, чтобы устранить потребность;

• что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

• в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

• насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности (рис. 1).


 




















Рис. 1 Схема мотивационного процесса

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов.

7. Виды мышления и их классификация

Мышлением в собственном значении слова называется процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он тем не менее знает об их существовании и их свойствах. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредствованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами их изменению о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.

Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением: действие—это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления—это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления.

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т. е. ситуация, для которой нет готовых средств решения.

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Развитие мышления ребенка совершается в нескольких планах — непосредственно в действенном плане, образном плане и в плане речевом. Эти планы, конечно, взаимодействуют и взаимо-проникают друг в друга. Развитие мышления в действенном и образном планах, все более разумное оперирование вещами является предпосылкой и результатом развития речевого мышления. Обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.

Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием.

Рассудочно-эмпирическое мышление.

Формирование у младших школьников в процессе обучения рассудочно-эмпирического мышления является обязательной и важной задачей, поскольку «рассудочность» с необходимостью входит в более развитые формы мышления, придавая его понятиям четкость и определенность. Проблема состоит в том, чтобы найти такие пути обучения, при которых рассудок становился бы моментом разума, а не приобретал бы главенствующей и самостоятельной роли, тенденция к чему заложена в представлениях о рассудке как о мышлении вообще. Таким образом, рассудок входит в разум, но разум рассудком не исчерпывается.

Продуктивное и репродуктивное мышление.

По самой своей сути всякое мышление всегда является творческим, продуктивным в большей или меньшей степени. Любое мышление есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым обобщениям. Наиболее важная особенность мыслительного акта состоит прежде всего в том, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению к исходным стадиям процесса.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний.

В зависимости от степени новизны продукта, получаемого на основе мышления, его делят на продуктивное и репродуктивное.

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний.

Главным признаком продуктивных умственных актов является возможность получения новых знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Слово «интуиция» используется часто в двух различных значениях. В одних случаях говорят, что человек думает интуитивно, когда, работая долго над какой-то проблемой, он вдруг неожиданно находит решение, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что данный человек обладает хорошей интуицией, если он может быстро делать очень удачные предположения о том, какой из нескольких подходов к решению задачи окажется эффективным.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Обычно интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют Друг друга. Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Интуиция означает акт схватывания структуры задачи или ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Однако правильность или ошибочность интуиции устанавливается в конечном счете не самой интуицией, а методом проверки. Но именно интуиция позволяет быстро выдвинуть гипотезу или выделить существенные особенности понятий до того, как становится известной их ценность.

Использование аналогий, различных эвристических приемов решения задач, не гарантирующих правильности решения, содействует развитию интуитивного мышления.

Воспитание интуитивного мышления требует права учеников и учителя на ошибки с готовностью честно их признавать, уверенности, что «честные» ошибки не наказуемы.

8. Общая схема развития психологической науки

Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к областям психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекли к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль.

Древнегреческие философы решали психологические проблемы либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование. Но Платон характеризовал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела.

Великий философ Аристотель в трактате  «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. «схоластикос» - школьный, ученый). Этот особый тип философствования сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.

В эпоху Средневековья зародились новые идеи, связанные с опытным познанием души и ее проявлений. Детерминистский подход к сущности души и ее сил достигает своего расцвета в следующую эпоху – эпоху Возрождения.

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром природы, стремился на деле преобразовать ее своим творчеством, практическими деяниями.

В этот период сильное влияние на развитие психологических знаний оказала механика. Впервые возникает понятие о рефлексии. Центральным в понимании основных психических процессов становится представление об ассоциации. Учение, основанное на ассоциации, получает название ассоцианизма.

С XVIII в. учение о психике связывается с мозгом.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вундт решил изучать  содержание и структуру сознания. Он положил начало  структуралистскому подходу к сознанию.

Оппонентом В.Вундту выступил американский психолог Уильям Джеймс. С его точки зрения, проблема сознания заключалась в том, чтобы понять его функцию и его роль в выживании индивида. Основным методом психологии объявлялся метод интроспекции (испытуемого просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации).

Развитие социальной и экономической сферы в  ХХ в. и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи в научной области. Кризис психологии начала  ХХ в. послужил толчком к образованию новых психологических школ. Каждая школа в центр системы категорий поставила одну из них. Это придало школе своеобразный профиль.

Наибольшую известность приобретают три самостоятельных направления: бихевиоризм (Дж.Б.Уотсон),  гештальтпсихология (В.Келер), психоанализ (З.Фрейд).

В 30-е гг. швейцарский психолог Ж.Пиаже конструктивистски  подходит к изучению умственного развития индивидуума. Отсюда еще одно направление психологии – конструктивизм.

Немного позже в Калифорнии зарождается гуманистическая школа, которая основана на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа. Стержень гуманизма – оптимистический взгляд на природу человека.

Когнитивистское направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики. Основной акцент делается на восприятие, переработку и оценку человеком поступающей информации.

Современная психология не мыслится без взаимодействия выше указанных школ. Она постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний.

9. Ассоцианизм



10. Европейский функционализм



11. Американский функционализм

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) – направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения.

Поведение в понимании бихевиористов – это совокупность реакций (R) организма на стимулы (S) внешней среды. Согласно представлениям основателя данной школы Дж.Уотсона все поведение человека укладывается в формулу:

S®R

В дальнейших исследованиях Э.Торндайк показал, что научение во многом может быть  результатом проб и ошибок. Один из последователей Уотсона  Б.Ф.Скиннер, опираясь на учение об условных рефлексах, пришел к выводу, что любое поведение определяется своими последствиями. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными. Таким образом, получается, что индивидуум полностью зависит от своей среды.

Заслугой поздних бихевиористов можно считать теорию социального научения (А.Бандура), согласно которой одна из причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей.

12. Психоанализ

 

Психоанализ (от греч. psychēдуша и analysisразложение, расчленение, исследование) – теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З.Фрейда.

Глубинная психология (второе название психоанализа) – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал концепцию, согласно которой психическая сфера состоит из 3-х компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная сторона психического; «Я» - сознательное в психическом; «Сверх-Я» - те нормы, правила, законы, по которым живет человек.

«Я» по Фрейду – слуга двух господ. «Оно» подчиняется бессознательным желаниям и влечениям. Существуют два влечения: сексуальное, или инстинкт жизни, и влечение к смерти. «Сверх-Я» подавляет эротические желания «Я». Запрещенные желания посредством механизмов защиты (проекция, сублимация, рационализация, репрессия) уходят в бессознательное.

Наиболее известные последователи З.Фрейда  К.Г.Юнг и А.Адлер отступают от классического психоанализа. Юнг вводит представление о коллективном бессознательном. Согласно Адлеру, чувство общности с людьми – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

13. Гуманистическая психология

 

Гуманистическая психология (от лат. humanus – человечный) - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой  «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

К.Роджерс считал, что в человеке от рождения заложено стремление и силы реализовать себя, но этому мешают воспитание и нормы, установленные обществом. А.Маслоу выдвинул гипотезу об ограниченной возможности людей удовлетворить свои основные потребности.

14. Уровни нравственного развития (по Л.Колбергу)





15. Теория психосоциального развития (Э.Эриксон)




16. «Ведущая деятельность» и периодизация психического развития (по Д.Б.Эльконнну)




17. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста


Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации.

Игру называют «работой детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности. В силу самой своей природы она не направлена на достижение какой-то объективной цели.

Каждый, кто хоть раз наблюдал за тем, что происходит на оживленной детской площадке, может подтвердить: дети выплескивают свою энергию ради того, чтобы получить наслаждение от самого процесса игры.

По мере того как дети растут, их игры меняются.

Маленькие дошкольники играют с другими детьми, обсуждают то, что происходит вокруг, и обмениваются игрушками. Но во время этих интеракций они не ставят перед собой каких-то целей и не устанавливают для своих игр правил. Дети постарше могут играть вместе и помогать друг другу в деятельности, преследующей определенную цель.

Дошкольникам нравится строить и создавать что-то из различных материалов, а также разыгрывать роли, пользуясь какими-то бутафорскими предметами.

18. Подростковый и юношеский возраст. Общая характеристика




19. Основные проблемы и методы психологии труда


Наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, называется психологией труда.

Важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека составляет психология безопасности труда. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что от 60 до 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине пострадавших.

Следующая задача промышленного психолога состоит в установлении пригодности человека к конкретному виду трудовой деятельности. Определить ее помогают методы профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профориентация - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Таким образом, выяснение психологических аспектов травматизма, профориентация и профотбор являются важным звеном в повышении эффективности труда.

Ключевой идеей психологии труда является представление о взаимодействии человека как субъекта и объективных требований работы. Главная практическая задача психолога состоит в установлении некоторой гармонии между человеком и профессией, работой.

Нет явного фактора, который бы заранее обеспечивал гармонию субъекта и требований работы. Распространено мнение об одном-единственном компоненте личных качеств, подходящем для той или иной профессии. Это не так. Профессионал хорош потому, что он сознательно или неосознанно, но максимально использует свои личные качества, содействующие успеху и возмещает или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют. Поэтому важны постоянное самоизучение, саморегуляция – поиск «себя», своего индивидуального стиля, оптимального почерка в работе. В результате очень разные люди могут равно успешно трудиться в одной и той же профессии.

Неправильно думать, что профессиональная пригодность – неизменная характеристика человека. Человек как субъект труда и личность – система развивающаяся.

Выделяют следующие структурные компоненты пригодности человека к работе:

-     гражданские качества;

-     отношение к труду, интересы;

-     общую дееспособность;

-     единичные, частные, специальные способности;

-     навыки, опыт.

Работа профессионала сводится  не только к внешним, легко наблюдаемым функциям, но и к сложным, многообразным внутренним, в частности, психическим свойствам, функциям.

Одним из важнейших психологических условий деятельности является представление о цели.

20. Психологический анализ трудовой деятельности ("профессиография". «професснограмма», (психограмма), «профессионально важные признаки")



21. Профессиональный отбор и подбор кадров

Профотбор – система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.

Профотбор осуществляется в три этапа:

1)                 психологическое изучение профессии с целью выявить требования к человеку;

2)                  выбор психодиагностических методов исследования в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении  которых надлежит оценивать профессиональную пригодность;

3)                  психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности

Подбор персонала - определение совокупности источников и методов удовлетворения потребности в персонале в соответствии с задачами предприятия.

Подбор персонала реализуется посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединённых в оперативном плане работы с персоналом.

При отборе персонала используют два подхода:

1. Американский - распространён в Америке и России. Подход ориентирован на текущие задачи. Суть: соответствие работника требованиям рабочего места; функциям, задачам, должностным обязанностям, условиям труда, требованиям к трудовому поведению.

2. Японский - распространён в странах Ю.-В.Азии. подход ориентирован на длительную перспективу. Суть: ориентация на качество образования и личностный потенциал работника. Общие тенденции: ужесточение требований к работнику в связи с длительным использованием квалификации работника; многоэтапность отбора.

Факторы, влияющие на отбор персонала:

1.Внешние: рынок рабочей силы; местоположение предприятия; непосредственное окружение и отбор;

2.Внутренние: размер организации и её сложность; технологическая изменчивость; условия работы, сама работа; имидж предприятия и т.д.

22. Трудовая мотивация


Более полной теорией раскрывающей проблему мотивации трудовой деятельности в психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый X. Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т:е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи - задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, – падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу – избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.

Рассмотренные выше основные понятия мотивации дают возможность конкретизировать тему. Общенаучная разработка подходов к управлению (А.Н. Аверьянова, Б.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, А.И. Ракитина, В.Н. Садовского и др.), свидетельствует о важной роли мотивирования. Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима активности, реализацию программы и цели деятельности (Л.Л. Василюк).

В современных отечественных работах по теории управления выделяют два основных подхода к определению сущности управления – управление как воздействие управляемой системы на управляемую; управление как взаимодействие управляющей и управляемой систем.

Таким образом, мы считаем, что процесс управления личности в трудовой деятельности должен быть мотивированным.

Многие из рассмотренных нами мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека в трудовой деятельности, что превращаются в черты его личности.

Это – мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность (ЛТ), определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность.


23. Методы социальной психологии



24. Понятие общения. Основные закономерности общения. Коммуникативная сторона общения.


Общение специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как обще принятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».


25. Перцептивная сторона общения. Эффекты перцепции



26. Интерактивная сторона общения. Проблема конфликта



27. Проблема группы в социальной психологии. Малая группа. Классификация малых групп

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.

Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы.

Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности,  срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается общепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.

Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус.

Социальное движение - совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений видное место занимают молодежные движения и их организации. Организации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

28. Групповая динамика (сплоченность группы, эмоциональная идентификация групп, феномен группового давления)

Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Они также являются формальными организациями, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом являются выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.

В организации существуют три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комиссии (советы). Группа руководителей является командной группой и состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями.

Второй тип формальной группы - это функциональная группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности.

Третий тип формальной группы - комиссия. Комиссия -это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо конкретного задания или комплекса заданий. Иногда их называют советами, целевыми группами или командами. Но во всех случаях подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает их от других организационных структур.

Наряду с формальными группами в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп, которые образовались без вмешательства руководства.

Формальная организация создается по воле руководства, но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию. Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей для достижения определенной цели, зачастую не связанной с целями организации.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они вписаны. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные группы, - у них имеются иерархия, лидеры, цели и задачи. Как и у формальных организаций, эти цели и задачи являются причиной существования неформальной организации. Здесь также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для ее членов эталонами поведения.

Расширенные возможности взаимодействия в неформальных группах способствуют созданию более крепких межличностных уз, т. е. группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий, определяемые комплексом устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению.

Несмотря на то что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, поскольку неформальные и другие группы оказывают сильное влияние на поведение (в том числе и производственное) сотрудников.

Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и вне служебной субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия с отдельными лицами и группами, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, руководитель обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа.

Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются, что повышает вероятность принятия посредственного решения.

29. Теории когнитивного соответствия. Теории атрибуции





30. Надежность теста. Виды надежности

Тесты являются методами психодиагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Существуют тесты-опросники и тесты-задания. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Это самый надежный метод. Имеются два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.


31. Валидность. Основные понятия



32. Социальные и этические аспекты психологической диагностики

Психодиагностика (от греч. psychē – душа и diagnostikos – способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и изменения индивидуально-психологических особенностей личности.

Структура современной психодиагностики включает:

1.                 общую теорию психологического измерения;

2.                 частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;

3.                 теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.

Впервые понятие психодиагностики использовал  Г.Роршах в 1921г. для названия обследования с помощью созданного им диагностического метода.

Было время, когда под психодиагностикой понимали все, то связано с изменением индивидуально-психологических различий; как антипод психометрических методик.

Сегодня в зарубежной литературе понятие психодигностика используется: 1) как синоним психологического тестирования; 2) как получение данных с помощью продуктивных методик; 3) как теория и практика оценки психического состояния больных.

В 40-50-е гг. в мировой психодиагностике сформировалась основные диагностические подходы, была завершена разработка всех наиболее известных тестов (Векслера, Роршаха  др.).

Среди советских психологов в этой области научного исследования наиболее известны М.Я.Басов, П.П.Блонский и др. особо следует выделить вклад развитие отечественной психодиагностики крупнейшего психолога Л.С.Выготского. Современная психодиагностика связана с именами Л.Ф.Бурлачука, А.С.Личко и др.

Задачи, стоящие ныне перед психодиагностикой, сложны и многообразны. Нет такой области психологического знания, которая не нуждалась бы в помощи со стороны психодиагностики. В то же время требуют решения и ее методологические проблемы.

33. Нормы и интерпретация результатов тестирования



34. Психодиагностика интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетной группе, таков; следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т. е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди (со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врюжденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Врожденное слабоумие затрудняет возможности» больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой.

Этиология (причина) олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ<50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ<50 – средней тяжести; при IQ<35 – резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ=20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ=20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.

35. Основные подходы и техники в психотерапии