Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………..3
1.     Слагаемые коммуникационных решений оконных витрин………………..4
1.1.                    Витрины, их виды, классификация и требования к ним ………………6
1.2.                     Устройство витрин……………………………………………………...11
1.3.                     Витринный инвентарь и материалы для оформления витрин……….16
2.     Анализ показа в витрине женской одежды………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………....24
Список литературы………………………………………………………………25
Приложение
 
Введение
Если театр начинается с вешалки, то магазин, сам по себе представляющий расширенное подобие вешалки, вне всякого сомнения, начинается с театра... Он начинается с театра витрины.
Действительно, за стеклом витрины разворачивается сценографический образ мира товаров, своеобразная пьеса о неизбывных человеческих желаниях. Пространство, отделенное от нас прозрачной преградой, манит изобилием форм, интригует игрой света, соблазняет иллюзорной доступностью населяющих его вещей. Там, в застекольном космосе витрины разыгрывается эпическая драма модной одежды, происходит железный парад автомобильных запчастей, царит великолепие грандиозных мебельных инсталляций или вершится божественная комедия гастрономических соблазнов.
Поистине, витрина есть воплощенная философия торговли. Во всем торгующем мире дизайн витрины давно стал не только ключом к сердцу покупателя, но и вполне самоценным видом искусства. Повсюду торговля употребляет немалые деньги на то, чтобы создавать в пространстве витрины истинные чудеса сценографического дизайна.
Хочется, чтобы спектакль, разворачивающийся в маленьком театре витрины, отличался оригинальностью, запоминался, притягивал и не надоедал, словом, был бы оазисом эстетического отдохновения на пути сурового шопинга.
Целью моей работы является изучение коммуникационных решений оконных витрин.
Задачи данной работы – в первой части своей работы рассмотреть виды и классификации витрин, требования к витринам, их устройство, витринный инвентарь, материалы для оформления витрин; во второй части – описать конкретную витрину (см. Приложение)  с точки зрения основных положений данной работы.
1. Слагаемые коммуникационных решений  оконных витрин
Авторитетная для наших коммерсантов западная практика витринного дизайна не ведает российских масштабов самодеятельности. Хозяева приличных магазинов прекрасно знают: витрина - общественный фасад торгового бизнеса, лицо фирмы, повернутое к покупателю, стало быть, заниматься этим лицом должны не доморощенные визажисты, а профессиональные стилисты-дизайнеры. Не будем вдаваться в технические подробности профессионального стилизма витрины. Попробуем лучше назвать самые главные слагаемые сказочного витринного шоу – коммуникационные решения оконных витрин, и за безукоризненное знание которых ему, собственно говоря, и платят.
1.     ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕНЫ
       Профессионально сделанная витрина - всегда символическая противоположность стене. Прозрачность стекла знаменует возможность свободного проникновения в интерьер - не только в пространство витрины, но и в пространство магазина в целом. Иллюзия полного отсутствия преграды, достигаемая идеальной чистотой стекла, виртуозной светотехникой и умелым пространственным дизайном, способствует психологическому преодолению стены между улицей и магазином, между покупателем и товаром, между мечтой и реальностью. К слову, некоторые легковерные российские туристы, попавшиеся на оптическую уловку европейского витринного дизайна, изучили метафору преодоления стены собственным лбом. Открытость чудесного зазеркалья, рождающая желание в него войти, есть первейший компонент искусства витрины. Обзор витрин вызывает ощущение, что для многих владельцев магазинов витрина остается досадным проемом, нарушающим заветную целостность защищаемой территории, проемом, который необходимо, по возможности, закрыть “от солнца любопытных глаз” чем-нибудь непроницаемым, вроде жалюзийных заслонов. Как будто между покупателем и торговлей проходит линия фронта или государственная граница.
2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЬМЫ
Ночью большинство витрин мертво. Их пространство поглощено тьмой, приравнивающей их к глухим стенам. Соображения экономии электроэнергии представляются весьма вялым аргументом. Настоящая витрина - это праздник света, великолепие сияющих граней и мерцающих плоскостей, завораживающая пластика светотеневой архитектуры, это бриллиантовый порядок, отвоеванный у бесформенного мякиша темноты. Свет - душа витрины. Свет открывает перед нами захватывающую перспективу торгового зала, превращая его в сказочный дворец. Свет представляет населяющие витрину вещи то удивительными миражами, то сгустками сверхреальности, заставляя нас грезить наяву и, словно заговоренных, лунатически устремляться внутрь магазина. Свет сигнализирует нам, сопровождает нас и приветственно реагирует на наше появление. Это не метафора - различные системы фотоэлементов позволяют легко реализовывать подобные световые партитуры. Именно световая магия пространства наполняет дизайн витрины космическим содержанием и приподнимает его над обыденностью.
3. ПРЕОДОЛЕНИЕ СКУКИ
Искусство витрины справедливо будет отнести к подвижному, развлекательному жанру. Витрина - место веселых событий, забавных превращений, эксцентричных фокусов и парадоксов.
Непримитивная сценография витрины стала доминирующим языком разговора с покупателем. Вряд ли кто-то кроме профессионала-дизайнера способен вдохнуть карнавальное дыхание жизни в этот, говоря языком компьютерщиков, интерфейс торговли. Дизайнер придумывает событийную начинку витрины. Дизайнер делает витринное пространство более живым, чем пространство улицы. Дизайнер побеждает скуку. И это еще один секрет искусства витрины. Только так, на творческом преодолении, на торжестве профессионализма и может произойти маленький театр витрины, с которого начинается магазин[1].

1.1. Витрины, их виды, классификация и требования к ним


     Витрины являются одним из важнейших средств торговой рекламы. В основу их оформления положен принцип рекламного показа натурального товара.

Основные задачи витрины как функционального элемента магазина состоят в следующем:

·       Знакомить с ассортиментом товаров, имеющихся в продаже, напоминать о приближении того или иного сезона;

·       Рекламировать товары-новинки, отражать новое направление моды;

·       Сообщать о существующих в магазинах методах торговли и специальных услугах, предлагаемых покупателю.

Витрины, помимо чисто рекламной, играют еще и важную воспитательную роль, поскольку представляют собой своеобразные постоянно действующие выставки предметов народного потребления, которые рассказывают о производстве непродовольственных товаров и продуктов питания, об образе жизни, национальных традициях, культуре народа[2].

Значение витрин также заключается и в пропаганде культуры одежды, эстетики быта. Со вкусом оформленные Витины ориентируют покупателя в новых направлениях моды, учат их правильно подбирать отдельные предметы туалета, сервировать стол, обставлять квартиру и т.п. Витрины рассказывают покупателям и о дополнительных услугах, которые предоставляют им предприятия торговли.

Кроме того, витрины являются основным элементом оформления улиц. Они оживляют их, делают праздничными, нарядными. Ярко освещенные окна магазинов вместе с вывесками и световой рекламой служат красочным вечерним оформлением современных городов и других населенных пунктов[3].

В зависимости от устройства витринной коробки и ее соотношения с интерьером магазина витрины можно разделить на три основных типа:

1.     Витрины, полностью сливающиеся с интерьером. Они характерны для магазинов современной архитектуры.

2.     Витрины ленточного типа, также открывающие интерьер для свободного обзора с улицы. Такие витрины отделены от торгового зала стеклянной стенкой, простенками и несколько приподнятым уровнем пола. Это уже собственно витрины, т.е. застекленное пространство, предназначенное для товарной выставки.

3.     Витрины, изолированные друг от друга простенками окон (в магазинах старой архитектуры)[4].

В магазинах современной архитектуры витрина открывает прохожим интерьер магазина. Витриной становится торговый зал: его интерьер, экспозиция товаров. Задняя стенка, которая раньше служила основной частью витринной коробки, теперь устранена. Сквозная витрина привлекает покупателей в магазин, традиционная же витрина (с задней стенкой) отвечает этой цели в меньшей степени.

Вместе с тем у витрины – является ли она традиционной или современной – рекламная функция не изменилась. Она по-прежнему должна информировать о товарах, содействовать их покупке.

Прохожего заставляет остановиться перед витриной прежде всего ее привлекательность и индивидуальность по сравнению с витринами соседних торговых предприятий.

Оконные витрины магазинов можно классифицировать в зависимости от подбора рекламируемых товаров, содержания и способов оформления.

По товарному признаку витрины делятся на:

·  Комбинированные, рекламирующие изделия нескольких товарных групп, связанных общностью спроса или потребления. Например, в магазинах «Одежда» могут быть витрины, демонстрирующие потребительские комплексы для детей, женщин и мужчин;

·  Специализированные, демонстрирующие товары одной товарной группы. Так, в магазинах по продаже электробытовых приборов осуществляется раздельный показ электроосветительных приборов, стиральных машин, пылесосов, холодильников;

·  Узкоспециализированные, рекламирующие часть изделий товарной группы (например, фотоаппараты, часы, мужские сорочки);

·  Смешанные демонстрируют товары различных групп, между которыми нет прямой связи.

По характеру оформления витрины бывают:

·       Товарные, основу которых составляет товар без использования декоративных элементов. Например, витрина «Посуда для кухни», в которой товар представлен в большом ассортименте;

·       Товарно-декоративные, где наряду с товаром применяются декоративные элементы, с помощью которых подчеркиваются наиболее характерные особенности и свойства товаров. Например, реклама холодильников, стиральных машин, пылесосов;

·       Сюжетные, оформленные с использованием какой-либо жанровой сценки. Например, витрины на темы сказок, мультфильмов, оформляемые в магазинах по продаже детских товаров;

·       Тематические, выполняемые к праздникам, юбилеям, торжественным событиям.

При оформлении тематических витрин необходимо широко использовать текст, фотографии, плакаты, диаграммы, символы. Выкладка товара должна быть яркой, эффектной[5].

По техническим средствам оформления витрины делятся на статичные, динамические, комбинированные. В них можно устанавливать механические устройства и другие приспособления для придания экспозиции движения, динамики[6].

К витринам предъявляются следующие основные требования:

1.     Витрины, как правило, должны быть сквозными, а где предоставляется возможность – двусторонними, с тем чтобы товары, выставленные в них, были видны с улицы, и со стороны торгового зала.

2.     В витрине можно выставлять лишь те товары, которые имеются в продаже. Если товар распродан, его образцы необходимо снять с витрины.

3.     В витрине разрешается выставлять только натуральные образцы товаров (коробки от духов, одеколонов, пудры, крема и т.д.).

4.     Выставлять в витрине искусственные изображения товаров в виде муляжей и бутафории запрещается.

5.     Наряду с товарами в витрине желательно использовать рекламные текстовые плакаты, раскрывающие потребительские свойства выставленных товаров, особенно новинок и товаров, мало известных покупателю. Выставленные в витрине образцы товаров должны быть снабжены хорошо оформленными ценниками, с четко написанными цифрами. Ценники не только информируют покупателя о стоимости товаров, но и сами могут служить декоративными элементами в витрине.

6.     Все выставочное оформление, в целях обеспечения торгового зала естественным светом, как правило, не должно занимать больше половины площади стекла витрины.

7.     Используемый в витрине инвентарь не должен быть заметен, чтобы не отвлекать внимания от товара.

8.     Демонстрируя ассортимент товаров, имеющихся в данное время в магазине, необходимо учитывать фактор сезонности.

9.     Обновление витрин нужно производить не реже двух раз в месяц. Витрины с динамическим устройством и сезонные могут обновляться через три месяца. Товары которые могут поблекнуть и потерять свой внешний вид заменяются чаще.

Частота смены оформления витрины определяется целым рядом условий.

1.     следует учитывать назначение витрины. Так называемые экспресс-витрины, информирующие покупателей о новых поступлениях товаров в магазин, следует переоформлять не реже одного раза в неделю, а пополнять товарами ежедневно.

2.     необходимо принимать во внимание место расположение магазина. В центре города витрины рекомендуется переоформлять чаще, чем в отдаленных районах. Внутримагазинные витрины требуют более частой смены экспозиции.

3.     полезно учитывать также особенности товаров, представленных на витрине. Если это товар традиционный, то оформление витрины можно изменять сравнительно редко (два-три раза в год); в свою очередь витрины, в которых показывают модные товары, а также новинки, нуждаются в частой смене оформления (один-два раза в месяц)[7].

1.2. Устройство витрин


Одним из условий хорошего оформления витрины является правильная конструкция витринного окна.

Витринные окна могут быть раздельными, встроенными в стенной проем или выносимыми.

Конструктивно витрина предоставляет собой коробку, форма и размеры которой (высота, ширина и глубина) в основном определяются местом расположения витрины и ее назначением. В конструкции уличных магазинных витрин многое зависит от архитектурного решения фасада здания, в котором находится магазин.

В зданиях старой архитектуры, которые имеют специально предназначенные для витрин оконные проемы, витринные коробки встраиваются в проем, и в этом случае их размеры и форма обусловлены его конфигурацией и габаритами. Но, как правило, оконные проемы в таких зданиях повторяют бытовые окна и малопригодны для размещения в  них витринных коробок. В таких случаях оборудуют так называемые приставные витринные коробки, которые устанавливают вплотную к стене здания перед каждым проемом со стороны улицы. Иногда делают одну витринную коробку по длине всего фасада магазина. Такая витрина носит название ленточной.

В зданиях современной архитектуры, где  оконные проемы для витрин обычно отсутствуют, витринные коробки размещают между опорными (несущими) колоннами фасада или одну витринную коробку ленточного типа устанавливают перед целой линией колонн.

В ряде случаев в современных торговых зданиях витринная коробка как таковая вовсе отсутствует, а полностью застекленная фасадная стена (так называемый «открытый фасад») превращает в своеобразную витрину сам интерьер торгового зала магазина.

Основные требования к витринной коробке заключаются в том, что она должна иметь прямоугольную форму, вытянутую по горизонтали. Высокие узкие витринные коробки, а также закругленные в верхней части, создают целый ряд неудобств при размещении и монтаже и монтаже оборудования витрины и ее оформления.

Высота витринной коробки не должна превышать 2,3 – 3, ширина – соответственно 4 – 5 м.

При выборе оптимальных размеров витринной коробки, особенно ее высоты и глубины, требуется учитывать ассортиментный профиль магазина, его специализацию. В соответствии со спецификой реализуемых товаров и размерами выпускаемых промышленностью витринных стекол строительными нормами для различных групп магазинов предусмотрены следующие габариты витрин (в м):


высота

Глубина

Продовольственный магазин

2 – 2,5

1 – 1,5

Промтоварный магазин

2,5

1,5 – 2

Универсальный или специализированный магазин

2,9

2,5 – 3


Помимо встроенных и приставных, могут быть также витринные коробки шкафного типа (так называемые отдельно стоящие или островные витрины) или ящичного типа (навесные витрины).

Островные и навесные витрины используются большей частью в торговых залах магазинов, хотя не исключено их применение в качестве уличных витрин. И наоборот, внутри магазина иногда применяют встроенные витрины, которые оборудуют в стенных нишах, а также приставные витрины, устанавливаемые вдоль свободных стен торгового зала, вестибюля, в переходах из одного помещения магазина в другое.

Любая витринная коробка, какой бы ни была ее конструкция, имеет пол, две боковые стенки, потолок. Пол, который служит экспозиционной площадкой витрины, должен быть ровным, без уступов. Он может быть цельным или состоящим из отдельных съемных плит (лучше всего древесностружечных). В последнем случае конструкция пола не только облегчает драпировку, но и позволяет в случае необходимости делать пол или отдельные его участки слегка наклонными в сторону зрителя.

Стены витрины должны быть гладкими. Они могут быть окрашены краской, оклеены однотонными обоями, облицованы различными материалами или задрапированы тканью. Для облицовки стен витринных коробок используют картон, фанеру, слоистый пластик, керамические плитки, стекло, древесностружечные плиты; для драпировки – гладкокрашеную тонкую ткань.

При облицовке стен и пола витрин непродовольственных товаров рекомендуется использовать легкие пористые материалы, к которым при помощи гвоздей и булавок можно легко крепить драпировочные ткани, декоративные элементы и т.д.

Важный элемент конструкции витринной коробки – остекление.

Применяется несколько способов остекления витрин: шкафной тип остекления; спаренное остекление с наклонной установкой рам; шкафное остекление с открывающейся наружной рамой с экспозиционным стеклом.

При остеклении уличных витрин может возникнуть такой нежелательный эффект, как блескость стекол (отражение в стекле витрины неба, противостоящих зданий, деревьев, прохожих и т.д.), которая мешает рассматривать выставленные в витрине товары и тем самым снижает ее действенность.

Блескость витринных стекол устраняют путем установки наружного стекла витрины с некоторым наклоном. Угол наклона  зависит от ширины улицы и ее освещенности.

При конструировании витрин предусматривают также прозрачность стекол в течение круглого года: в осеннее и зимнее время стекла витрины не должны запотевать или обмерзать.

Чтобы на наружном стекле витрины не осаждалась влага и оно не замерзало, необходимо изолировать пространство между стеклами от притока теплого воздуха.

При определении необходимого уровня освещенности витрины принимают во внимание размеры пространства, облицовку или окраску ее стен и пола. Важное значение имеют также расположение товаров на экспозиционной площадке, их цвет, размеры, форма и т.п. Учитывается общая освещенность улицы, на которой расположен магазин: чем лучше освещена улица, тем больше должны быть освещены витрины.

Для правильного освещения витрин важно разместить источники света таким образом, чтобы они не слепили глаза зрителям и не мешали осматривать товары. Поэтому источники света, установленные в витринах, должны  быть закрыты от глаз непрозрачной или рассеивающей плоскостью.

Для ограничения слепящего действия источники света, установленных в витринах, источники света, расположенные в верхней зоне витрин, должны быть защищены экранами или рассеивателями так, чтобы защитный угол в этих направлениях составлял не менее 30о для источников света, установленных на высоте 3 м и 45о – на высоте более 3 м.

Правильно организованный в витрине световой потолок позволит выделить те товары, к которым надо привлечь основное внимание покупателей, усилить освещенность более темных предметов, добиться нужного образования теней и, наконец, уменьшить расход электроэнергии.

Источники света размещают в передней части (со стороны улицы). В противном случае некоторые товары попадут в собственную тень и будут плохо видны.

Чтобы все части витрины были освещены равномерно, целесообразно применять не одну лампу большой мощности, а несколько ламп меньшей мощности. Хороший эффект дают, например, лампы накаливания с зеркальным отражателем, укрепленные на верхней обвязке рамы оконной витрины.

Так как уровень освещенности в наружных витринах всегда должен быть выше, чем в самом магазине, целесообразно использовать для освещения витрин люминесцентные лампы. Чтобы они не были видны с улицы, их обычно укрепляют за верхней и нижней обвязками рамы оконной витрины. Люминесцентные лампы могут быть расположены и по потолку витрины. В этом случае их скрывают с помощью козырьков и экранов, выполненных из дерева, жести, стекла или пластика[8].

Применение в витрине одного только рассеянного света делает витринную экспозицию бестеневой, скучной, мешает воспринимать фактурные свойства товаров. Поэтому, кроме общего освещения, в витринах используются также светильники для подсвечивания отдельных товаров. Такие подсветы применяются при показе изделий из хрусталя и стекла, вин, парфюмерных и некоторых других товаров.

Если витрина со стороны торгового зала закрыта и просматривается только с улицы, то помимо общего верхнего и местного освещения снизу можно предусмотреть боковое освещение, освещение фона, причем источники света не должны попадать в поле зрения людей при рассматривании товаров.

К солнцезащитным устройствам относятся тенты, маркизы, козырьки-навесы.

Тенты представляют собой металлическую раму, обтянутую водоотталкивающей тканью. Наиболее удобны складные тенты.

Маркизы могут иметь различную конструкцию и форму. Разнообразие форм маркиз зависит от очертаний металлического каркаса.

По форме, фактуре и цвету материала маркизы и тенты должны соответствовать общей композиции витрины. Однотонная ткань ярких цветов (изумрудно-зеленого, желтого, оранжевого) может служить также хорошим фоном для короткой рекламной надписи, торговой марки, эмблемы.

Козырьки над витринами предназначены не только для предохранения витрин от действия солнечных лучей, но и для размещения осветительной арматуры, рекламных световых установок. Кроме того, они защищают покупателей от снега и дождя. Поэтому и в непогоду витрины с  козырьками продолжают играть свою рекламную роль[9].

1.3. Витринный инвентарь и материалы  для оформления витрин


Витринный инвентарь представляет собой приспособления и устройства, которые служат для показа товаров в витрине, а также для рекламной выкладки их в торговом зале магазина.

Современный витринный инвентарь – это  стойки, стеллажи, подиумы, разновысотные кубы, параллелепипеды, цилиндры, подставки различной конструкции, манекены и их части (руки, ноги, бюст, голова), а также горки, постаменты, щиты, ярлыки цен, лотки для выкладки товаров, динамические и световые установки и др.

Назначение инвентаря в оформлении витрин – придать товару определенное положение в пространстве, представить его наиболее выразительно.

Витринный инвентарь должен быть простым, негромоздким, прочным, малозаметным, универсальным. Оформлять витрину надо с минимальным количеством инвентаря.

Поскольку витрину нужно систематически переоформлять, то  инвентарь должен быть универсальным, чтобы его можно было использовать при каждой смене экспозиции. Быстрота монтажа и удобство в пользовании, возможность перемещения – важнейшие черты хорошего инвентаря. Вместе с тем  инвентарь должен точно соответствовать характеру магазина, витрине, а также виду товара.

Малозаметный инвентарь позволяет декоратору так оформить витринную экспозицию, чтобы внимание покупателей сосредоточилось непосредственно на самом товаре.

Весь витринный инвентарь можно подразделить по назначению, конструкции и характеру изготовления.

По назначению витринный инвентарь подразделяется на:

·                           универсальный – подставки, горки, столики, которые применяются в витринах для показа различных групп продовольственных и непродовольственных товаров, изготовляемые в виде моделей разных форм;

·                           специализированный – манекены, бюсты, специальные стойки, подставки, которые отвечают определенным требованиям и применяются для показа конкретных вдов или групп товаров;

По конструкции витринный инвентарь делят на следующие группы:

·                           неразборный – это готовые приспособления, используемые декоратором при оформлении витринной выставки;

·                           сборно-разборный – набор деталей, из которых могут собираться различные виды приспособлений в зависимости от целей и задач, поставленных редактором.

По характеру изготовления витринный инвентарь может быть типовой и индивидуальный.

·                           Типовой инвентарь производится рекламными комбинатами или мастерскими в большом количестве. Как правило, он бывает простым по конструкции.

·                           Индивидуальный инвентарь изготавливается в одном или нескольких экземплярах по эскизу декоратора и применяется при оформлении конкретной витрины.

Для работы декораторов очень важны всякого рода подставки. На декоративных подставках можно показывать различные товары, такие, как шарфы, кружева, одежду, обувь, создавая из них привлекательные гармоничные композиции.

Подставки играют большую роль в рекламировании товаров в витринах. Они вместе с товаром составляют единое содержание витрины, вносят в оформление порядок, а также служат для выделения того или иного выставленного образца. С их помощью увеличивается площадь выкладки товаров.

Основными требованиями в витринным подставкам являются: малозаметность, простота конструкции, минимальный расход материалов на их изготовление, прочность, устойчивость, а также правильное соотношение их с характером и размерами товара и витринной коробки.

Подставки должны соответствовать размеру товара. Некрасиво выглядят небольшие образцы товара на большой плоскости и, наоборот, трудно бывает хорошо выложить товар на сравнительно маленькой площадке.

По своему назначению подставки делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные подставки пригодны для выкладки разнообразных групп промышленных товаров. По форме они представляют собой металлические конструкции с полочками из стекла или пластика. На таких подставках можно демонстрировать парфюмерию, школьно-канцелярские принадлежности, мелкие культтовары, обувь, посуду и некоторые виды хозяйственных товаров.

Специализированные – это такие подставки, которые предназначаются для показа только определенных групп товара.

К другим группам инвентаря относятся конструкции в форме геометрических фигур.

Для показа готовой одежды, а также наколки тканей в виде готового платья, используются манекены. Промышленностью выпускаются мужские, женские, детские и подростковые манекены, которые находят широкое применение на витринах.

Не меньшим успехом при выкладке одежды пользуются полуманекены и торсы из папье-маше, проволоки, лозы. С их помощью можно разнообразить композицию витрины. Полуманекены подвешиваются в витрине на лесках в разных ракурсах, укрепляют на устойчивых стержнях или просто ставят на пол. Они удобны, легки и дают много возможностей для всестороннего показа изделий.

Для выкладки мужского и женского готового платья и нижнего женского белья часто используют бюсты-каркасы из проволоки и оргстекла. Благодаря своей компактности они бывают почти скрытыми от глаз покупателя, но своей формой придают необходимую объемность выставленному изделию.

Среди разнообразных рекламных элементов, которые используются в витрине, особое место занимает фотография. Кроме декоративной функции фотография передает подробную, точную, правдивую информацию о товаре[10].

Товарные знаки могут использоваться в витрине в качестве самостоятельных бликфангов. Они также служат графическим дополнением к товарной композиции.

Для оформления витрин в качестве вспомогательных материалов используют капроновую леску, булавки, гвозди, стекло, рейки, проволоку, картон, фанеру и шнур.

При помощи капроновой лески в витрине производят все подвесы и оттяжки.

Для крепления товара декоратор пользуется булавками (канцелярскими и портновскими).

Гвозди различных размеров и сечений служат для подвеса на них инвентаря и товара.

Стекло применяют либо в качестве полок, либо декоративного фона. Его нарезают в форме прямоугольников, треугольников, кругов. Кромки шлифуют.

Рейки используют для изготовления набора подвесок, на которые крепят товара.

Из тонкой проволоки или металлического прутка сечением 2 – 3,5 мм делают контуры для показа швейных и трикотажных изделий.

Окрашенный картон служит материалом для вырезки вкладышей в швейные и вшитые изделия. Из уплотненного картона выкраивают бюсты и картонные полуманекены.

В целях привлечения внимания к товарам-новинкам, а также при оформлении сюжетных витрин применяют динамические устройства. Это различные вращающиеся подставки для товаров, движущиеся куклы, качающиеся или колеблющиеся декорации и т.п.

Интересную витрину можно сделать с помощью световых эффектов: блики, гаснущий и зажигающийся свет, смена цветов, вращающиеся рефлекторы, эффект тени, усиление света посредством отражения в зеркалах, концентрация света в одной точке, где находится товар.

Другой прием – движение воздуха. Струя воздуха может создавать вращательное или колебательное движение экспонатов. «Живое» движение экспонатов – наиболее эффективная форма движения  в витрине[11].


2. Анализ показа в витрине женской одежды


Перечень необходимых образцов товаров, декоративных элементов, витринного инвентаря и оборудования. Рассмотрим витрину (см. Приложение), в которой женская одежда демонстрируется следующим образом: платья, сарафаны, костюмы – на манекенах.

Для оформления витрины в качестве вспомогательных материалов мы использовали капроновую леску, булавки, гвозди, проволоку, картон.

С помощью зеркала создали эффект ближних и дальних планов.

Цветовые решения. В работе над оформлением нашей витрины большое значение имеет цвет. Необходимо хорошо знать цвета и их сочетания, для того, чтобы грамотно подбирать товар по цвету.

Вся одежда на нашей витрине и декоративные элементы очень тщательно подобраны в соответствии с общим замыслом.

В рассматриваемой витрине (см. Приложение) мы применили полихромную (многоцветную) схему, которая базируется на комбинации нескольких цветов.

Для освещения своей витрины мы выбрали теплый свет, при котором красный цвет становится еще контрастнее.

Анализ соблюдения правил оформления и композиционного решения витрины. Работа по оформлению оконной витрины начинается с отбора товаров, предназначенных для рекламирования. Тщательное изучение объекта рекламы служит основой для определения целевой установки и идеи витрины. В данном случае объектом рекламы является женская одежда. Работа завершается составлением эскиза оформления витрины.

Эскиз представляет собой предварительный схематический план размещения товаров, оборудования и декоративных элементов в витрине, выполненный в карандаше, краске или аппликации на листе бумаги.

Экспозиция в витрине пространственно делится на передний, средний и задний планы. Это значит, что на нашей витрине одни предметы располагаются ближе к стеклу, другие – в глубине витрины. С помощью фона, который создается дополнительными экранами изменяется  зрительное восприятие витрины, ее пропорций, масштабов.

Наша витрина броская, что достигалось путем создания композиционного центра витрины, который бросается в глаза зрителю в первую очередь, а затем его внимание переключается на остальные элементы экспозиции в порядке их значимости.

Центр композиции лежит в плоскости, который находится на уровне глаз человека среднего роста, т.е. на расстоянии 150-165 см от уровня земли.

Композиционным центром витрины является одежда.

Чтобы заставить зрителя осмотреть витринную экспозицию мы правильно расположили и сгруппировали женскую одежду, следуя при этом важнейшим правилам композиции, принятым в декоративном искусстве. При оформлении витрины мы руководствовались тремя основными принципами композиционной группировки товаров и декоративных элементов.

Первый принцип – соблюдение равновесия (баланса). В данном случае равновесие достигалось в виде симметрии.

На нашей витрине женская одежда располагается равномерно от центра по обе стороны воображаемой оси, т.е. левая сторона выкладки является зеркальным отображением правой.

Второй принцип – обеспечение устойчивости. Устойчивость витринной экспозиции достигалась расширением основания выставки.

Третий принцип – соблюдение ритма. В композиционном решении оформлении нашей витрины ритм представляет собой повторение очертаний отдельных групп товаров.

Для демонстрации товаров на витрине используются самые разнообразные приемы выкладки.

В нашем случае витрина оформлена горизонтальным способом, т.е. все предметы размещены в витринном пространстве по горизонтальной линии.

В немалой степени рекламный эффект витринной выставки зависит и от оформления ярлыков цен на рекламируемые товары. На нашей витрине рекламный ценник отличается от обычных – формой, размером и решением. Он более крупных размеров, повторяет силуэт товара (в виде женщины в платье и шляпе), что помогает привлекать внимание покупателей.

Выкладка женской одежды обладает изяществом и большим разнообразием.

Наиболее простым способом является показ одежды на манекенах. При подборе товара для показа на манекенах учитывались их размеры, цвет волос, глаз и т.д. Одежда перед одеванием на манекена была тщательно вычищена и отутюжена.

Размер расходов на оформление витрины. По моему мнению не следует экономить на оформлении витрины, потому что витрина – живой организм, такой же живой, как и сама торговля. Тратить деньги на ее обустройство и переустройство – такая же неизбывная необходимость, как покупать зубную пасту. В противном случае витрина становится подобна театру, в котором дают одну старую, бесконечно надоевшую пьесу при пустом зале. Пока сторонники станкового дизайна, реализуя принцип “однажды и навсегда” копят пыль на выгорающем витринном реквизите и дожидаются второй свежести застекольной мизансцены, более дальновидные хозяева магазинов пытаются идти в ногу со временем.

Заключение


В заключение хотелось бы подвести итоги:

1.     Витрины являются одним из важнейших средств торговой рекламы. В основу их оформления положен принцип рекламного показа натурального товара;

2.     Основные задачи витрины как функционального элемента магазина состоят в следующем:

v Знакомить с ассортиментом товаров, имеющихся в продаже, напоминать о приближении того или иного сезона;

v Рекламировать товары-новинки, отражать новое направление моды;

v Сообщать о существующих в магазинах методах торговли и специальных услугах, предлагаемых покупателю;

3.     Оконные витрины магазинов можно классифицировать в зависимости от подбора рекламируемых товаров, содержания и способов оформления.

4.     Конструктивно витрина предоставляет собой коробку, форма и размеры которой (высота, ширина и глубина) в основном определяются местом расположения витрины и ее назначением;

5.     Витрины, помимо чисто рекламной, играют еще и важную воспитательную роль;

6.     Значение витрин заключается в пропаганде культуры одежды, эстетики быта.



Список литературы:

1.     Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М.: «Рус Партнер ЛТД», 1999.

2.     Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. – М.: Гелла-Принт, 1996.

3.     Демидов В.Е., Карташиди И.П. Реклама в торговле. – М.: Экономика, 1993.

4.     Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. – Минск, 2000.

5.     Ильин В.Я. Тайны рекламы. – Тверь, Российский брокер, 2002.

6.     Картер Г. Эффективная реклама. – М.: Прогресс, 2001.

7.     Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 2000.

8.     Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.

9.     Салемин Л. «Витрина: взгляд сквозь стену». // Кампания. №3, 1998.

10.                       Современная реклама. / Под ред. Феофанова О.А. – М.: Издательский Дом Довгань, 1996.

11.                       Сэндидис Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М.: Прогресс, 2002.

12.                       Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. – Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994.  



[1] Салемин Л. «Витрина: взгляд сквозь стену». // Кампания. №3, 1998. С.33-37.


[2] Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 2000. С.339.345.


[3] Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М.: «Рус Партнер ЛТД», 1999. С.67.

[4] Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. – Минск, 2000. С.99.


[5] Ильин В.Я. Тайны рекламы. – Тверь, Российский брокер, 2002. С.56.

[6] Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. – М.: Гелла-Принт, 1996. С.90.


[7] Демидов В.Е., Карташиди И.П. Реклама в торговле. – М.: Экономика, 1993. С.344-347.


[8] Современная реклама. / Под ред. Феофанова О.А. – М.: Издательский Дом Довгань, 1996. С.400.


[9] Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.  С.184-200.


[10] Сэндидис Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М.: Прогресс, 2002. С.226-227.


[11] Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. – Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994.  С.334-338.