ПЛАН
Ведение------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Рабовладельческий строй Афинской республики. --------------------------4
Глава 2 Государственный строй Афинской республики позднего периода. -----6
Задача-------------------------------------------------------------------------------------------10
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------12
Список литературы------------------------------------------------------------------------13
Введение
Афины – государство рабовладельческое по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Образование афинской республики связано с именем легендарного Тезея, который объединил четыре племени в полис с центром в Афинах.
Тема данной работы заключается в характеристике государственного строя Афинской республики – актуальна в силу того, что, во-первых, Афины – государство рабовладельческое по сущности и демократическое для полноправных граждан по форме, во-вторых, демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох.
Целью данной работы является описать сущность государственного строя Афинской республики на разных этапах её развития, начиная от рабовладельческого государства в Афинах и заканчивая описание характеристики государственного строя Афинской республики позднего периода.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи, а именно:
1. Описываются шаги становления государственности.
2. Описываются демократические преобразования государства.
3. Описывается дальнейшая демократизация государства.
Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы.
В Главе 1 – раскрывается сущность рабовладельческого государственного строя Афин.
В Главе 2 – описывается сущность государственного строя Афинской республики более позднего периода.
В заключении делаются основные выводы по работе.
Глава 1. Основы рабовладельческого государственного строя в Афинской республике.
Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществлённых Тезеем и повлекших образование Афинской республики, первым было объединение трёх племён с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племён1.
Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (землевладельцы), выделялась группа ремесленников – демиургов. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических (им запрещалось владеть землёй на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинской Республики. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.
Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в её прежнем значении и учреждение новой должности – архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, позднее ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них - первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. К третьему архонту – полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, сменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, т.е. это были аристократические учреждения1.
Позднее с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа – наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан. Таким образом, происходит деление населения по территориальному признаку, и возникает новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.
Итак, данный период (архаический) ознаменован созданием Афинского государства. Борьба демоса (торговцев, ремесленников, средних и мелких землевладельцев) против господства родовой аристократии и одновременно против долгового рабства и различных форм порабощения главная линия исторического развития государства.
Реформы Солона: отмена долгов и освобождение рабов-должников (сисахфия); закон о свободе завещаний; утвердил частную собственность на землю; денежная реформа; унифицированы мера и вес; уничтожены привилегии эвпатридов при занятии руководящих управленческих должностей; суд присяжных – гелиэя.
Реформы Клисфена: уничтожил старые четыре филы и разделил всю Аттику на три области: береговую, Афины с пригородами, внутреннюю; создал Коллегию 10 стратегов (по одному от каждой филы). Они составили военное командование.
Глава 2 Государственный строй Афинской республики позднего периода.
Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах. Империя Ахеменидов, самое крупное и сильное государство того времени, угрожала самому существованию греческих полисов – развитых торгово-промышленных городов с высокой культурой. Победа над персами стала возможна благодаря объединению греческих полисов. Представители ряда греческих городов на острове Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Делами союза управлял совет из представителей всех городов – членов союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом союзе, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза1.
Постепенно участие других городов в делах Союза ограничивалось внесением определённого взноса. Эти средства передавались афинянам, которые формировали сухопутное войско и флот. Афиняне одержали над персами ряд блестящих побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. Афины поддерживали демократические порядки в союзных полисах. В городах, входивших в Афинский морской союз, существовали одинаковые системы государственного управления.
Отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна, хранившаяся прежде на острове Далос, была перенесена в Афины и стала частью собственно афинской казны. Афины стали тратить деньги на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Последние по сути дела превратились в подданных Афин. Некоторые члены союза выступали против гегемонии Афин, но эти восстания были подавлены.
Уже в период войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Избрание архонтов путём голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили и всадники. Эта реформа свидетельствует не только о демократизации государственного строя Афин, но и об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением стратегов.
Дальнейшая демократизация афинского государственного строя связана с именами Эфиальта и Перикла. Эфиальт изменил систему отчётов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчёта обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления1.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При Перикле происходит более чёткое разделение властей: законодательная власть принадлежит Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе. Принцип жеребьёвки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего, была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.
Перикл провёл гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.
Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей (свобода, личная независимость, право на земельный участок и т.д.).
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэя, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины) достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.
Полномочия народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчёты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия по охране законов (номофилаков), которая получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов афинского государства. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции1.
Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял народное собрание, а был его рабочим органом. В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причём один из них председательствовал. Совет следил за выполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, виновных в неправильном расходовании государственных средств.
В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. Он стал выступать как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний).
Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путём поднятия руки.
Основными функциями коллегии стратегов – верховное руководство и командование всеми вооружёнными силами Афин. По афинским законам, все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности1.
В ведении коллегии архонотов находились религиозные и семейные дела, а также дела касающиеся нравственности.
Девять архонтов (шесть фесмофетов, эрхонт-эпоним, базилевс, и полимарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Помимо чисто судебных функций она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела самих афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.
Задача
Английский землевладелец Джордж Литльтон один из активных общественных деятелей в начале 80-ых годов XVII в. по проискам своих политических противников был арестован без предъявления обвинения и препровожден шерифом в тюрьму. На требование Литльтона сообщить ему причину ареста или доставить его в ближайший к тюрьме суд администрация места заключения ответила ему грубым отказом. Друзья Литльтона обратились в один из высших судов Англии с требованием об его освобождении.
Как должно решиться дело на основе статей Хабеас Корпус Акт 1679 года?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
На основе статей Хабеас корпус акт дело должно решиться так:
По требованию друзей Литльтона, обратившихся в один из высших судов Англии с требованием об его освобождении, суд должен принять решение об освобождении Литльтона из под стражи в силу статьи II акта 1679г. «Habeas corpus» и статьи III данного акта: «Если какое-либо лицо или лица представят приказ Habeas corpus, обращённый к какому-либо шерифу или шерифам, тюремщику, надзирателю, то названное должностное лицо или лица… в течение трёх дней по предъявлении указанного приказа… должны (исключая те случаи, когда вышеупомянутый арест произведён за государственную измену или тяжкое уголовное преступление…) выполнить такой приказ и доставить или велеть доставить личность арестованного или задержанного к лорду – канцлеру или лорду – хранителю печати Англии или к судьям или баронам того суда, откуда будет выдан означенный приказ,… и одновременно удостоверить истинные причины задержания или заключения (статья II Habeas corpus act) «…И названные лорд – канцлер, лорд – хранитель, судьи или бароны… настоящим уполномочиваются и обязываются по письменной просьбе (задержанного) лица или лиц или кого-нибудь, за него, за неё или за них действующего,… присудить и даровать за печатью того суда, одним из судей которого будет… лицо, выдающее приказ, приказ Habeas corpus и вслед за тем, в течение двух дней после того, как заинтересованное лицо будет доставлено к ним, упомянутый лорд – канцлер… или судья к которому будет приведён заключённый, как сказано выше, должен освободить названного заключённого из заточения, взяв с него или с них обязательство с одним или более поручительствами в сумме по своему усмотрению сообразно состоянию заключённого и роду его преступления, - явиться в суд королевской скамьи в следующую сессию или в ближайший выезд на место суда с присяжными (assizes)…или явиться в такой другой суд, которому подсудно означенное преступление…» (статья III Habeas corpus act).
Заключение
В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Объективные условия Афин периода их подъёма стимулировали формирование предприимчивого, трудолюбивого, политически активного гражданина – защитника своей страны, уважающего её законы и обычаи, Не все отвечали этому идеалу, ног многие к нему стремились. Приведём некоторые положения военной присяги, афинских граждан, впервые вступивших в строй: «…я буду повиноваться законам,… которые установит народ. И если кто-нибудь будет, отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого…» Благодаря высокой политической активности рядовых граждан – демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Такого противодействия властям не было в государствах Древнего Востока.
Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего развития. Многие античные историки причину её гибели усматривают в утрате большинством афинского народа прежних гражданских доблестей и добродетелей. Это некоторое преувеличение. Но вместе с тем очевидно разлагающее влияние возможности многих жить за счёт рабов и неполноправных. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Предпринимательскую деятельность ещё более чем раньше, рассматривают как средство обогащения, реализации личных амбиций, приобретения политической власти. Злоупотребления, расхищение национального достояния приобретают невиданные ранее размеры. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Всё это пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая её обороноспособность, тем более что основой войска было ополчение граждан, во многом утративших былую веру предков и идеалы демократии.
Список литературы:
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Н.А.Крашенинникова и проф. О.А.Жидкова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1/Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. – М.: Юристъ. – 1996.
3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1995.
4. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999.
5. История европейского права. – М.: Наука, 1994. /Под редакцией Э. Аннерс.
1 История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Н.А.Крашенинникова и проф. О.А.Жидкова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1/Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. – М.: Юристъ. – 1996.
1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1995.
1 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999.
1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1/Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. – М.: Юристъ. – 1996.
1 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. Проф. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999.