Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Стандартизация и эстетический показатель качества...…………………4
2. Эстетический показатель качества и красота продукции (на примере обуви). Стандарт и красота….…………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………..13
Введение
В нашей стране Государственная система стандартизации (ГСС) регламентирована комплексом стандартов, включающим в настоящее время стандарты с ГОСТ 1.0 – 68 по Гост 1.26 – 77.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядоченья деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.
Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством.
В СССР ГСС введена в действие с 1 января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации.
Объектом стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности и сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, здравоохранении, других сферах народного хозяйства, а так же в международной торговле.
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).
Задачи моей работы – рассмотреть стандартизацию и эстетический показатель качества.
1. Стандартизация и эстетический показатель качества
Государственная служба стандартизации РФ (ГСС РФ) начала формироваться в 1992 году в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основной ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырёхуровневую систему.
1. Техническое законодательство.
2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
4. Стандарты предприятий и технические условия.
Техническое законодательство являются правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации, применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. По существу, это технические регламенты первого уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: «О стандартизации»; «Об обеспечении единства измерений»; «О сертификации продукций и услуг». В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однообразной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды. В целом законодательная база ГСС находится только в стадии становления[1].
В ряде промышленно развитых стран национальные системы стандартизации базируются на хорошо развитом техническом законодательстве.
Нормативные документы II уровня представлены:
· государственными стандартами, введёнными в действие постановлением Госстандартом России в качестве государственных стандартов РФ;
· государственными стандартами бывшего Союза ССР;
· правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
· общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Техническими регламентами II уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты, содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.
Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определённой отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ.
Категория СТО впервые введена в 1992 году. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к СТО установлены ГОСТ Р 1.4-93»ГСС, Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединениё.
Общие требования к разработке СТП установлены вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.
Характеристика стандартов разных категорий, дана в подразделе 3.3, технических условий – 3.8.
Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.
Показатели качества – это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки[2].
Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества[3]:
1. Показатели качества по отношению к свойствам продукции
2. Показатели качества по количеству отражаемых свойств
3. Показатели качества по методу определения
4. Показатели качества по стадиям определения
5. Показатели качества по размерности отражаемых величин
6. Показатели качества по значимости при оценке
В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.
Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные типы показателей качества[4].
№ |
Признак классификации |
Типы показателей |
1. |
Отношение к свойствам продукции |
1.Назначения 2.Надежности 3.Технологичности 4.Эргономические 5.Эстетические 6.Стандартизации 7.Патентно-правовые 8. Экономические |
2. |
Количество отражаемых свойств |
1.Единичные 2. Комплексные |
3. |
Метод определения |
1.Инструментальные 2.Расчетные 3.Статистические 4.Органолептические 5.Экспертные 6.Социологические 7. Комбинированные |
4. |
Стадия определения |
1.Проектные 2.Производственные 3.Эксплуатационные 4. Прогнозируемые |
5. |
Размерность отражаемых величин |
1.Абсолютные 2.Приведенные 3. Безразмерные |
6. |
Значимость при оценке качества |
1.Основные 2. Дополнительные |
Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.
Показатели надежности характеризуют способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).
Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.
Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.
2. Эстетический показатель качества и красота продукции (на примере обуви). Стандарт и красота
Даже когда обувь имеет высокие показатели надёжности, даже когда она эластична и характеризуется хорошими санитарно-гигиеническими свойствами, она не будет должного качества, если не обладает соответствующими эстетическими свойствами.
Художественному моделированию обуви в нашей стране уделяется значительное внимание.
Модной, красивой и элегантной обувь может быть только в том случае, если модельер художник при разработке модели строго соблюдают непреложные законы художественного изображения, если они обладают чувством меры. Прежде всего, здесь имеется в виду правильная разработка композиции, когда не нарушаются принципы симметрии и асимметрии, выбирается нужный ритм, соблюдается закон пропорциональности (при делении берце и союзок на боле мелкие детали). Часто для улучшения композиционного решения применяется украшения в виде бантов, пряжек, декоративных пуговиц, перфорации, отсечек, а также тонирование, вышивку, тиснение, обстрачивание мехом и т.п.
Большое значение для эстетического восприятия имеет цвет обуви.
В области управлением качеством проблема сохранения художественного замысла модельера должно занять одно из ведущих мест.
ГОСТ 7296–54 регламентирует основные параметры маркировки и упаковки обуви. Но только следование указаниям госта совершенно недостаточно; нужно, чтобы маркировка и упаковка способствовали бы эстетическому восприятию обуви.
В первую очередь конструкция должна отвечать назначению обуви. Вместе с тем рациональная конструкция должна быть одновременно и технологичной.
В ГОСТ 179–61перечисляется более 30-и производственных дефектов, по которым обувь оценивается как негодная. Значительно большое количество дефектов имеется в номенклатуре ОТК предприятий, по которым продукция возвращается на переделку или понижается в сортности.
Основные принципы новой технологии, обеспечивающие производство обуви лучшего качества, должны заключаться в следующем:
· Минимальное число операций и технологических стыков;
· Наличие целых групп операций, выполняемых одновременно;
· Насыщенность каждого процесса в такой степени, чтобы исключалась возможность изготовления обуви с пропуском в технологическом цикле каждой операции;
· Отсутствие операций, назначение которых–доделать или исправить предыдущие операции;
· Полное устранение или приведение к минимуму издержек материалов на осуществление технологического процесса;
· Отсутствие на потоке дополнительных операций по приданию обувным деталям (кожаным и из искусственной кожи) заданных форм, геометрии и отделки;
· Использование для внутренних деталей термопластичных материалов, обладающими лучшими, по сравнению с применяемыми ныне материалами, упруго-эластическими свойствами, лучше проявляющих благодаря небольшой толщине форму колодки и не требующих сушки;
· Использование в клеевых процессах клеящих материалов, которые не требовали бы растворения и сушки адгезива; образование клеевого шва одновременно с нанесением клея и прессованием; одностороннее нанесение клеевых плёнок; в ряде случаев предварительное образование клеевых плёнок на деталях (подносках, задниках, межподкладке);
· Увлажнение деталей низа и заготовки на оборудовании, работающем оп принципу термодиффузии;
· Замен (когда это отвечает интересам качества продукции и не нарушает эстетического замысла модельера) некоторых свойств в заготовке клеевыми или тиснением;
· Отсутствие операции, связанными с перемещениями полуфабрикатов с конвейера на разного рода сушильные устройства, такой операции, как подбор колодки и т.д[5].
Заключение
В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество.
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, которые обеспечивают: взаимопонимание, единство и взаимосвязь различных областей науки, охрану окружающей среды, безопасность продукции, сохранность имущества и другие общетехнические требования (ГОСТ Р 1.0-92).
Даже когда продукция имеет высокие показатели надёжности, она не будет должного качества, если не обладает соответствующими эстетическими свойствами.
Список литературы:
1. Закон РФ «О стандартизации».
2. Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика. 1998.
3. Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. М., 2002.
4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
5. Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации. М., 2002.
6. Панов В.П. и др. Терминология государственной системы стандартизации: Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1998.
[1] Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. М., 2002. С.66-67.
[2] Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации. М., 2002. С.60-62.
[3] Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика. 1998. С.55.
[4] Панов В.П. и др. Терминология государственной системы стандартизации: Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1998. С.75-77.
[5] Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. С.77.