Содержание
Введение.. 3
Глава I. Организация хозяйственных операций в торговле. 4
1.1 Понятие сущность коммерческой деятельности. 4
1.2 Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей. 10
1.3 Договор купли-продажи, как регулирующее звено коммерческих связей. 18
Глава I. Коммерческие связи компании “Оптовая торговля”. 24
2.1 Характеристика предприятия. 24
2.2 Установление хозяйственных связей с поставщиками. 28
2.3 Хозяйственные связи с покупателями. 31
Глава III. Усовершенствование хозяйственных связей компании “Оптовая торговля”. 33
Заключение.. 36
Список литературы... 37
Введение
Сегодня коммерсант должен владеть искусством вести коммерческие переговоры с партнерами, знать способы и методы регулирования хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, потребительские свойства и методы качественной экспертизы товаров, хорошо разбираться в основах рекламного дела, маркетинга, менеджмента и многих других специальных дисциплин.
Столетие назад коммерция рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна.
Сфера знаний в коммерческой деятельности нисколько не уже, а в некоторых случаях гораздо шире, чем в любой другой специальности. Знания по коммерции буквально неисчерпаемы.
Диапазон работы коммерсанта в современных условиях чрезвычайно широк — в коммерческих, сбытовых и маркетинговых службах предприятий разных форм собственности, розничных и оптовых предприятиях, фирмах, акционерных обществах и товариществах, совместных торговых предприятиях, экспортно-импортных конторах, организациях и предприятиях потребительской кооперации и т. д.
Целью курсовой работы является исследование хозяйственных связей коммерческой организации, занимающейся оптовой торговлей.
Задача заключается в соответствии с целью работы:
1. Написание работы в соответствии с требованиями;
2. Работа должна содержать теорию хозяйственных связей коммерческой организации;
3. Практической части рассмотреть пример на компании “Оптовая торговля”.
Глава I. Организация хозяйственных операций в торговле.
1.1 Понятие сущность коммерческой деятельности.
Что такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие "коммерция" значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция — вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является "основной любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
Коммерция — слово латинского происхождения (от лат. cornmercium —- торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом — торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли — торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.[1]
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.
Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом коммерцию следует рассматривать как одну из форм видов предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения' спроса населения и получения прибыли.
Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения — смене формы стоимости:
Д — Т и Г — Д'.
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле — понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т. е. чтобы акт купли-продажи, состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т. д.
Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе "делание" денег из ничего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей coбой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса). Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу. Существовавшие раньше административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределенческими функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания. Так же распределялись фонды. От работников нижестоящих торговых звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено сверху.[2]
При организации коммерческой деятельности в современных условиях необходимо исходить из полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
При переходе предприятий на полный хозяйственный расчет, самофинансирование и самоуправление, с развитием предпринимательства и рыночных отношений коренным образом меняются принципы и методы формирования товарных ресурсов. В основе их лежит переход от централизованного их распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Новые принципы формирования товарных ресурсов кардинально меняют характер, содержание и оценку работы коммерческого аппарата. Если в условиях централизованного административного управления коммерческие достоинства торгового работника оценивались в первую очередь по его способности "выколачивать товарные фонды", то при рыночной экономике качество коммерческой работы зависит прежде всего от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продажи, способствовать своей деятельностью развитию у промышленных, сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, материальных стимулов, интереса к изготовлению нужных для населения товаров.
При существовании товарного дефицита на первый план в кооперативной торговле потребительской кооперации выдвигается задача самообеспечения кооперативных торговых организаций и предприятий товарными ресурсами. Важная роль в этом деле отводится товарным ресурсам потребительской кооперации, формируемым за счет заготовок, переработки сельскохозяйственных продуктов и сырья, собственного производства товаров. Коммерческие работники потребительской кооперации должны активизировать работу по увеличению товарных ресурсов потребительской кооперации, учитывая природно-географические, производственные и экономические условия отдельных регионов.
Актуальной задачей коммерческого аппарата кооперативной торговли является вовлечение в оборот всех излишков продукции подсобных хозяйств, арендаторов, сельских кооперативов, колхозов и совхозов, а также у населения, занимающегося индивидуально-трудовой деятельностью.
В связи с этим необходимо расширять сферу договорных отношений с "поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки. Договоры поставки должны активно воздействовать на производство для всемерного увеличения выпуска товаров народного потребления, изготовления их из дешевого или альтернативного сырья, формировать оптимальный ассортимент товаров для розничной торговой сети.
Важными задачами коммерческой, службы в кооперативной торговле являются изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей. Для этого необходимо широко использовать прогрессивный опыт зарубежного маркетинга, позволяющий успешно организовать коммерческую деятельность предприятий в условиях рынка.[3]
На современном этапе коммерческая работа кооперативных организаций и предприятий должна способствовать расширению сферы внешнеэкономической деятельности с использованием различных форм экономико-финансовых связей (бартер, клиринг, расчеты в свободно конвертируемой валюте и др.). Для выполнения этих задач Коммерческим работникам необходимо хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, реально оценивать состояние промышленности, сельского хозяйства, производственные возможности и ассортимент изделий, вырабатываемых на промышленных предприятиях.
Для изучения поставщиков и их возможностей работники коммерческих служб должны принимать участие в работе товарных бирж, оптовых ярмарок, выставок-продаж и выставок-просмотров образцов лучших и новых изделий, следить за рекламными объявлениями по радио и телевидению, в газетах и журналах, бюллетенях спроса и предложений, биржевыми сообщениями, за проспектами, каталогами и т.п. Целесообразно посещать производственные предприятия (поставщиков) для ознакомления с их производственными возможностями, объемом и качеством выпускаемой продукции, принимать участие в совещаниях с работниками промышленности. Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников кооперативной торговли, прошедшие глубокую подготовку или повышение квалификации в области современного маркетинга, менеджмента, организации и технологии коммерческой работы. Во главе торговых предприятий потребительской кооперации, торговых отделов, коммерческих служб должны стоять квалифицированные специалисты: товароведы-коммерсанты, экономисты-менеджеры, финансисты, хорошо знающие коммерческую работу. На оптовых базах, в торговых организациях и на предприятиях следует создавать коммерческие службы или отделы, возглавляемые первыми заместителями директоров предприятий или, как принято называть, коммерческими директорами.
В состав коммерческих служб включаются торговые или товарные отделы, отделы по изучению спроса или конъюнктуры торговли коммерческие павильоны оптовых баз, залы товарных образцов и другие торговые подразделения предприятий (организаций). Повышение уровня коммерческой работы требует постоянного совершенствования ее технологии, особенно использования новой техники управления, АСУ, автоматизированных рабочих мест (АРМ) коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими процессами.
Весьма актуальна задача компьютеризации процессов управления коммерческой работы по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров.
Постоянный учет и контроль оптовых закупок товаров, характеризующихся большим количеством поставщиков, десятками тысяч наименований товаров сложного ассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ. Ручная, карточная форма учета поставок, осуществляемая товароведами, трудоемка и не обеспечивает быстрого и точного их учета по всей совокупности разновидностей ассортимента от большого количества поставщиков и по частным срокам поступления. Такая система учета выполнения договоров в групповом ассортименте, как правило, по кварталам не обеспечивает принятия оперативных мер воздействия на поставщиков, допускающих нарушения обязательств по поставкам товаров в развернутом ассортименте, приводит к срывам поставок и перебоям в поступлении товаров. Для этих целей необходима организация в товарных отделах, залах товарных образцов, коммерческих павильонах автоматизированных рабочих мест (АРМ) для оперативной обработки коммерческой информации и управления коммерческими процессами. Это обеспечивает автоматизацию учета поставки и реализации товаров по внутригрупповому ассортименту, освобождает товароведов от рутинной, ручной работы по ведению картотеки учета и движения товаров, высвобождает время для реальной коммерческой работы с поставщиками и покупателями, повышает производительность труда коммерческого аппарата.[4]
1.2 Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров немыслимо без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
Оптовая торговля выполняет посредническую роль между производством и розничной торговлей. Процесс обращения товаров во многих случаях складывается из двух стадий оптовой и розничной реализации. Оптовый товарооборот по своей экономической сущности представляет собой процесс продажи товаров производственными или торговыми (оптовыми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления. На оптовые предприятия возлагается важная задача реализации основной экономической функции торговли — доведения товаров от производства до потребителей с целью удовлетворения их платежеспособного спроса и получения собственной прибыли.
В период плановой, административной системы управления народным хозяйством в стране существовала разветвленная система оптовых контор, баз, холодильников, государственной торговли, размещенных преимущественно в республиканских, краевых и областных центрах и осуществлявших оптовую реализацию различных групп продовольственных и непродовольственных товаров.
Потребительская кооперация в широких масштабах вела внутрисистемную оптовую торговлю через оптовые базы и склады потребительских обществ, райпотребсоюзов, областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюза СССР.
Оптовые предприятия этого периода представляли собой главенствующие звенья торговой отрасли, осуществлявшие функции централизованного распределения товарных ресурсов, планового прикрепления покупателей к поставщикам, директивного установления уровня оптово-сбытовых и дополнительных скидок, доли торговых скидок в пользу опта, а также определявшие пути и звенность товародвижения и другие важные элементы торговой деятельности. Работе оптовых баз дорыночного периода были присущи такие черты, как административная гарантированность оптового сбыта основной массы товаров при отсутствии какой-либо конкуренции между оптовиками, независимость опта от розничной торговли и его главенствующая роль в поставках товаров как держателей товарных ((зондов. Рыночные условия превратили оптовые предприятия в равноправного субъекта рыночных отношений, вынужденного искать свою нишу на товарном рынке на основе принципов и методов маркетинга. Однако к новой роли в условиях рынка государственная и кооперативная оптовая торговля оказались совершенно неподготовленными. В связи с этим последовал распад единой системы государственной оптовой торговли, преобразование государственных оптовых контор и баз в предприятия с различными формами собственности и различных организационных структур, • разрушение сложившихся внутрисоюзных хозяйственных связей, привычных схем товародвижения, традиционных форм и методов оптовой торговли. Оптовая торговля потребительской кооперации, как и сама система, оказались в кризисном состоянии — многие базы были ликвидированы, утратили свою роль организаторов снабжения розничной сети.
Чтобы выжить в условиях рынка, оптовые предприятия были вынуждены не только существенно изменять свои функции и методы оптовой деятельности, но и заняться новой для них деятельностью (розничной торговлей, производством, сдачей складских помещений в аренду и т. п.), менять сложившуюся товарную специализацию, административно-территориальные рамки сфер приложения своих сил, внедрять новые .формы организации оптовой торговли — оптовые объединения, фирмы, ассоциации, оптовые посредники и т. д.
Совершенствование оптовой торговли в рыночных условиях, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливают стимулы к производству, способствуют решению проблем, восстановлению федеральных и региональных хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внутренней торговли страны.
По отношению к клиентам покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:
оценка потребностей и спроса;
преобразование промышленного ассортимента в торговый;
хранение товарных запасов; Ф кредитование;
концентрация товарной массы;
информационное и консалтинговое обслуживание.
По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли должны состоять в следующем:
концентрация коммерческой деятельности;
поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
минимизация коммерческого риска;
маркетинговое обслуживание.
От того, как оптовые звенья будут выполнять, указанные функции, в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решение актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по Доставкам товаров.[5]
Целями развития оптовой торговли в рыночной экономике являются:
создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;
обеспечение снижения издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране;
мобилизация денежных ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.
Особенности развития внутренней торговли и необходимость решения задачи обеспечения потребностей рынка в товарах, развитие региональных, межрегиональных и федеральных хозяйственных связей в сфере оптовой торговли предопределили следующие перспективные формы организации оптовых предприятий:
крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштабов (оптовые предприятия первого уровня);
оптовые предприятия регионального уровня (оптовые предприятия второго уровня).
Покупателями оптовых предприятий первого уровня могут быть самостоятельные оптовые организации второго уровня, крупные розничные структуры и их объединения, а также промышленные предприятия. На основе деятельности оптовых предприятий первого уровня формируются структуры каналов товародвижения для крупных российских производителей и создаются благоприятные условия для выхода на зарубежный рынок хорошо зарекомендовавших себя отечественных поставщиков товаров.
К числу межрегиональных предприятий могут быть отнесены те из них, которые в силу географических особенностей страны осуществляют досрочный завоз товаров (в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и др.) в целях организации бесперебойного снабжения населения этих регионов необходимыми для их жизни товарами.
К первой группе предприятий следует отнести также оптовые структуры, сосредоточенные в исторически сложившихся центрах производства таких товаров, как текстиль, хрусталь, керамика и т. п. Поскольку развитие производства в этих регионах неравномерно, оптовые структуры должны обеспечивать требуемую ритмичность процесса товародвижения.
Оптовые структуры федерального уровня должны выступать гарантами государственной стабильности потребительского рынка. На их основе могут формироваться крупные торговые корпорации, торгово-финансово- промышленные группы, унитарные государственные предприятия стратегического значения.
В связи с особенностями их деятельности товарный ассортимент этих оптовых структур должен формироваться
с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, потребностей в товарах труднодоступных территорий (закупка по государственным контрактам).
Однако основным звеном оптовой торговой системы должны стать оптовые предприятия второго (регионального) уровня. Эти оптовые организации закупают товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны и доводят до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. К ним относятся и дистрибьютеры.
Дистрибьютер — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции и оказывающая маркетинговые и посреднические услуги. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками. Наряду с независимыми оптовыми структурами в стране должны функционировать так называемые зависимые региональные оптовые структуры, которые создаются в виде сбытовых подразделений местных промышленных предприятий, оптовых предприятий потребительской кооперации, оптовых структур местных крупных розничных организаций и др.[6]
Помимо оптовых предприятий первого и второго уровней, а также указанных выше различных оптовых торговых систем и организаций, действующих как самостоятельные хозяйствующие субъекты и осуществляющих полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар, на товарном рынке страны действуют еще два вида посреднических оптовых структур (оптовых посредников):
* посреднические оптовые структуры, осуществляющие свою деятельность, как правило, без перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, дилеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.);
* организаторы оптового оборота, не осуществляющие закупочно-сбытовых операций с товарами, но предоставляющие необходимые услуги для их проведения {оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки и др,).
В условиях рыночной экономики в сфере оптовой деятельности самостоятельное значение приобретают оптовые посредники. Рассмотрим оптовую деятельность некоторых из них.
Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на обширной бирже. Действует по поручению и за счет клиентов» получая от них за это вознаграждение в виде маржи.
Дилер — юридическое и физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.
Посреднические структуры оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции и др. Интеграция и специализация оптовых посреднических структур сопровождается организацией складского обслуживания, развитием складской сети по опыту стран с развитой рыночной экономикой.
Опыт деятельности зарубежных оптовых посредников показывает, что приоритетное место в их работе занимают дополнительные услуги, особенно логистического и транспортно-экспедиционного характера, объем которых постоянно возрастает.
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия, Основная задача этих структур — создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
Организация торговой деятельности товарных бирж, оптовых ярмарок и рынков, аукционов и других предприятий рассматривается в следующих главах учебника.
Из указанных выше трех видов оптовых структур основными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные оптовые предприятия (организации), специализированные на оптовой торговой деятельности. Они могут реализовывать как отдельные группы товаров, так и товары универсального ассортимента, а также использовать различные методы оптового обслуживания клиентов и предоставлять им оптовые услуги разных видов. На долю этих оптовых структур может приходиться примерно 50—60% оптового товарооборота потребительских товаров.
1.3 Договор купли-продажи, как регулирующее звено коммерческих связей.
Договоры купли-продажи товаров во внутри российской и международной коммерческой деятельности являются наиболее распространенным видом хозяйственных взаимоотношений между продавцами и покупателями товаров и услуг.
Нормативной базой для российских коммерсантов при осуществлении сделок купли-продажи является ГК РФ.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю-), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (ст. 455 ГК РФ).
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, в срок, определенный договором. Одновременно с передачей вещи продавец, если иное не предусмотрено договором, обязан передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом или договором (ст. 456 ГК).
Договор купли-продажи признается заключенным с условием его исполнения к строго определенному сроку. Продавец вправе исполнять такой договор до наступления или после истечения определенного в нем срока только с согласия покупателя (ст. 457).
Моментом исполнения обязанности продавца передать товар считается вручение товара покупателю либо указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, или передача товара покупателю (указанному им лицу) в месте нахождения товара.
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке или передаче товаpa в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (ст. 458).[7]
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента его передачи покупателю в соответствии с договором. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Количество товара, подлежащего передаче покупателю (ст. 465), предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.
Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен — потребовать возврата уплаченной денежной суммы (ст. 466). В случае передачи продавцом покупателю товара в количестве, превышающем указанное в договоре, покупатель обязан известить об этом продавца. Если после получения сообщения покупателя продавец не распорядится соответствующей частью товара, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, принять весь товар или отказаться от его принятия.
По договору купли-продажи передаче подлежат товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Согласно ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены — потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если продавец передал покупателю наряду с товарами, ассортимент которых соответствует договору купли-продажи, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору:
* принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;
* отказаться от всех переданных товаров;
* потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;
* принять все переданные товары.
Товары, не соответствующие условию договора об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в установленный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товара.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При продаже товаров, качество которых должно соответствовать образцам и(или) описаниям, продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцам и(или) описаниям.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара то продавец обязан согласно ст. 469 ГК РФ передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (ГОСТам, сертификатам, санитарно-гигиеническим заключениям и др.). В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия).[8]
Проверка качества товара может быть предусмотрена законом и иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Этими правовыми нормами устанавливается и порядок проверки качества товара.
Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору согласно ст. 475 ГК РФ потребовать от продавца:
* соразмерного уменьшения покупной цены;
* безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
* возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков или недостатков, которые не могут быть устранены без несоизмеримых расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения) покупатель вправе по своему выбору:
* отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
* потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.
Обязательство о передаче определенного набора товаров в комплекте считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект (ст. 479).
Статья 480 ГК РФ предусматривает последствия передачи некомплектного товара. В этом случае покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
* соразмерного уменьшения покупной цены;
* доукомплектования товара в разумный срок.
Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору потребовать замены некомплектного товара на комплектный или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В случаях, когда подлежащий затариванию и(или) упаковке товар передается покупателю без тары и(или) упаковки либо в ненадлежащей таре и(или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и(или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и(или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара (ст. 482 ГК РФ).
Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (ст. 483).
Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи (соглашением сторон). В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (ст. 424, 485).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.[9]
Глава I. Коммерческие связи компании “Оптовая торговля”.
2.1 Характеристика предприятия.
ОАО «Оптовая торговля» расчетный счет 1467867 в акционерно-коммерческом банке «Гута-банк», корсчет 700161328 в ГУ Госбанка РФ по Новосибирской области, ИНН 4345000930, код ОКПО 07509111, БИК 043304728, код ОКОНХ 71311, 80100, 14720, 14651. Юридический адрес компании: 630087 город Новосибирск пр. К. Маркса 24 ОАО «Оптовая торговля». Согласно Гражданского Кодекса РФ, исходя из организационно-правовой формы открытое акционерное общество, данное предприятие находится в частной собственности.
Поставщиками компании «Оптовая торговля» по продовольственным товарам являются крупные компании, производящие продукты питания, в основном этими компаниями являются местные производители, продукции химической промышленности, и другие являются заводы России и стран СНГ, а основными заказчиками выступают различные мелко-оптовые организации. По договору с мэрией города Новосибирска осуществляется снабжение продовольственными товарами больницы, интернатов и разных бюджетных организаций. За отчетный год компания обеспечило себе рост выручки в 1,5 млн. рублей, за счет увеличения товарооборота в связи с открытием магазинов и составил 5,45 млн. рублей.
Схема продажи сданных объектов следующая:
Рис. 1 Схема сбыта ОАО “Оптовая торговля”.
Используются следующие методы стимулирования продаж: снижение цен на продажу своего товара при больших объемах составляет 3% от стоимости; Так же для стимулирования продажи проводятся разного рода акции, например в апреле этого года проводили розыгрыш квартир, акция называлась <<Выиграй квартиру>>. В период акции рост продажи составлял 12%.
Высшим органом управления ОАО является собрание акционеров. К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций, присутствующие на собрании:
1) внесение изменений в Устав;
2) изменение уставного капитала (за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами АО);
3) принятие Кодекса поведения членов Совета директоров, членов правления и должностных лиц администрации;
4) утверждение баланса, счета прибылей и убытков, ежегодного отчета Совета директоров, а также отчетов аудитора;
5) утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию(указанный размер не может превышать величины, рекомендованной Советом директоров);
6) назначение членов Ревизионной комиссии и независимых внешних аудиторов, а также определение их сферы деятельности и вознаграждения;
7) принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, представительств, отделений ОАО в соответствии с действующим законодательством;
8) утверждение сделок и иных действий, влекущих возникновение обязательств от имени ОАО, которые превышают полномочия, предоставленные Совету директоров;
9) принятие решений о залоге, сдаче в аренду, продаже, обмене или ином отчуждении недвижимого имущества ОАО либо иного имущества, состав которого определяется учредительными документами ОАО, если размеры сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышают 10% активов ОАО;
10) принятие решения об образовании дочерних предприятий и участии ОАО в иных предприятиях, объединениях предприятий;
11) принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании ОАО в предприятие иной организационно-правовой формы;
12) принятие решений о ликвидации ОАО, создании ликвидационной комиссии и утверждении ее отчета;
13) избрание членов Совета директоров, назначение Генерального директора ОАО.
Совет директоров и правление.
Основной задачей членов Совета директоров является выработка политики с целью увеличения прибыльности ОАО. Компетенция Совета директоров.
1. Совет директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности ОАО и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров.
2. Совет директоров не имеет права делегировать свои полномочия другим лицам или органам, если иное прямо не установлено законодательными актами РФ и настоящим Уставом.
3. Совет директоров имеет следующие полномочия и обязан принимать соответствующие им решения:
- рекомендовать акционерам величину, условия и порядок увеличения или уменьшения размера уставного капитала и в письменной форме удостоверить, что увеличение уставного капитала равно справедливой рыночной стоимости соответствующего вклада в уставный капитал ОАО;
- принимать нормативные документы, регулирующие отношения внутри ОАО;
- принимать правила и регламент проведения заседаний Совета;
- утверждать заключение или прекращение любых сделок, в которых одной стороной выступает ОАО, а другой стороной - любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 5% уставного капитала, член Совета директоров или должностное лицо ОАО;
- давать акционерам рекомендации относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий;
- определять порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений, системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к амортизации;
- определять политику и принимать решения, касающиеся получения и выдачи ссуд, займов, кредитов, гарантий;
- давать рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда;
- принимать решения об осуществлении ОАО капиталовложений, размер которых превышает 10% годового оборота ОАО в предшествующем году;
- утверждать заключение сделок с активами ОАО, размер которых превышает 20% квартального оборота ОАО в предшествующем квартале, в порядке, установленном собранием акционеров.
Генеральный директор.
1. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ОАО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
2. Генеральный директор вправе без доверенности осуществлять действия от имени ОАО.
Ревизионная комиссия.
1. Ревизионная комиссия состоит не менее чем из трех человек, избираемых владельцами более чем 50% обыкновенных акций ОАО. Ревизионная комиссия принимает решение большинством голосов своих членов. По просьбе Совета директоров члены Ревизионной комиссии могут присутствовать на его заседаниях.
2. Ревизионная комиссия представляет в Совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета, установленными согласно положениям настоящего Устава. Внеплановые ревизии проводятся Ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее чем 10% обыкновенных акций ОАО или большинства членов Совета директоров. Работники ОАО должны своевременно обеспечивать Ревизионную комиссию всей необходимой информацией и документами.
2.2 Установление хозяйственных связей с поставщиками.
По договору поставки товаров поставщиками компании являются “Сибирский мельник”, который занимается выращиванием зерна и их обработкой, то есть выпускает макаронные изделия и муку всех сортов.
По договору “Сибирский мельник” осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупленные им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Для заключения договора поставки компания “Оптовая торговля” направила оферту Сибирскому мельнику о заключении договора, в свою очередь Сибирский мельник акцептировал это предложение заключить договор поставки товара, договор заключили в городе Новосибирске в офисе компании Оптовая торговля.
Договор вступил в силу с 25 июня 2004 года, и с этого дня пока не случалось такого, что какая-нибудь сторона не выполнила свои обязательства по договору поставки товара. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Если оферта содержит существенные условия договора, то договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Коммерческие работники компании обеспечили своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров, установление рациональных прямых договорных связей по поставкам товаров, как правило, на длительный период (свыше 1 года) и постоянный контроль за их исполнением.
Договор между компаниями заключили на пять лет. То сеть обе компании с перспективой смотрят на свое будущее в качестве партнеров, план сотрудничество компаний был составлен сразу после заключения договора и за 5 лет сотрудничества, компания планируют оборот товара на сумму 15 млн. рублям. Чтобы добиться своих целей компания наделены рядом обязательств, которые должны быть в определенный период сотрудничества быть соблюдены.
Договор
(поставки товара)
ОАО “Оптовая торговля” ООО “Сибирский мельник”
г. Новосибирск, ул. Линейная 45 Алтайский край, село Налобиха,
тел. 45-56-12, факс 45-56-13. ул. Мира 12. тел 12-5-45
ИНН: 9584761231565 ИНН:129487986213321
В данном договоре сторонами являются ОАО “Оптовая торговля” и ООО “Сибирский мельник”. ООО “Сибирский мельник” Обязуется поставлять товар в срок другой стороне договора компании ОАО “Оптовая торговля”, в свою очередь ОАО “Оптовая торговля” обязуется принять товар на своих складах. При нарушении условии договора оба компании имеют право обратиться в суд.
Период действия договора составляет 5 лет с момента подписания договора т.е. 25 июня 2004 года по 25 июня 2009 года.
Ген. директор Директор.
ОАО “Оптовая торговля” ООО “Сибирский мельник”
А.Н. Николаичев А.С. Головин.
Подпись:
Компания также имеет ряд побочных поставщиков, которые поставляют товары в небольшом объеме, компания прибегает к их услуге потому что у таких компаний как правило низкие цены, например таким поставщиком является хлеба - булочная компания “Королев”, это компания поставляют мучные и кондитерские изделия на прилавках магазинов компании “Оптовая торговля”.
Так с этой компанией “Оптовая торговля” работает в силу договора, которую подписали обе стороны в мае прошлого года, и с тех пор компания “Королев” является поставщиком.
Хлеба-булочные изделия на прилавках магазина по договору поступают каждый день, требованием для поставщика является наличие целлофановой упаковки хлеба- булочных изделий.
Каждая поставка оформляется надлежающим документом и в конце недели на основании этого документа главный бухгалтер компании “Оптовая торговля” начисляет денежные средства на расчетный счет компании “Королев”.
2.3 Хозяйственные связи с покупателями.
Свои отношения компания “Оптовая торговля” строит на договорных основах с крупными покупателями и договором купли продажи с покупателями не посредственно в магазинах компании “Оптовая торговля”.
Компания “Оптовая торговля” гарантирует своим покупателям качество купленной ими продукции, для проверки и инвентаризации компания проводит маркетинговые исследования покупателей, выясняется кто является покупателями продукции компании “Оптовая торговля”, удовлетворены ли качеством ценой товара, для этих исследований специально разрабатываются различные тесты, анкеты, вопросы опроса и т.д.
По результатам последних исследований рынка основными покупателями выступают население всех слоев и возрастов, способных делать покупки. Для стариков у магазинах компании существует гибкая система скидок, а так же есть тарифная сетка для постоянных клиентов, поэтому можно сказать, что прилавки магазинов “Оптовая торговля” всегда людно.
Рассмотрим удельный вес покупателей компании “Оптовая торговля” в таблице 1.
Удельный вес покупателей “Оптовая торговля”. Таблица 1.
Покупатели |
Количество (кг) |
Сумма (рубль) |
Абс. Откл. |
|
2003 |
2004 |
|||
1. Магазин “Продукты” |
15948 |
5468975 |
6489561 |
1020586 |
2. Мелкооптовая компания “ПРИОР” |
12345 |
2548971 |
4561325 |
4561325 |
3. Супермаркет Студенческий |
1548 |
1456223 |
3216555 |
1760332 |
4. Магазины компании “Оптовая торговля”. |
15955 |
9465466 |
5594876 |
-3870590 |
5. Поставка товара детскому дому Пионер |
1548 |
1564656 |
2659486 |
-3870590 |
6. Поставка товара гор. больнице |
12456 |
965484 |
1026359 |
60875 |
Это таблица позволяет подробно рассмотреть покупателей по объему и сумме продаж. Можно сказать, что большое количество товара реализуется через сеть собственных магазинов, такую практику реализации товара компания не давно ввела в свою деятельность, то есть компания планирует открыть еще несколько магазинов, так как от деятельности магазинов компания получает больше прибыли.
Глава III. Усовершенствование хозяйственных связей компании “Оптовая торговля”.
Для улучшения связей с поставщиками и покупателями я бы порекомендовал компании “Оптовая торговля” брать заявки на заказы от покупателей и может быть даже доставка продукции прямо домой заказчику.
Заявки и заказы на товары. Одной из традиционных форм хозяйственных связей торговли с производством в условиях плановой, административной экономики была система заявок и заказов, представляемых торговыми организациями и предприятиями производителям товаров и планирующим органам.
Заявки и заказы имели целью способствовать правильному определению объема и структуры планов производства товаров, планомерной увязке производства товаров со спросом населения.
Заявка — это документ торговых организаций (предприятий), отражающий их потребность в товарах.
В отличие от заявок, отражающих потребность в товарах, заказ в точном понимании этого слова есть требование к поставщику изготовить и поставить определенные товары, необходимые для удовлетворения спроса населения.
Заказ на поставку товаров по своей сути — это дальнейшая конкретизация заявки, посредством которой торговые организации сообщают конкретным поставщикам развернутый ассортимент товаров, подлежащих поставке на предстоящий период (в пределах выделенных лимитов или в количествах, определяемых заказом). Представленный покупателем заказ служит основанием для определения таких условий договора, как количество, ассортимент, качество, сроки поставки. Поэтому представление заказа по своей сути является предварительной стадией к заключению договора поставки и его правомерно рассматривать как преддоговорный документ. При принятии поставщиком заказа к исполнению он фактически превращается в договор поставки.
В условиях перехода к рыночной экономике организационные формы и содержание заявок и заказов видоизменяются, они утрачивают планово-директивный характер централизованного регулирования хозяйственных связей к превращаются в коммерческие инструменты локального регулирования хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей. В рыночных условиях заявка необходима изготовителю (поставщику) товаров как документ, информирующий о выявленной потребности в товарах и ориентирующий производителя на выпуск нужных населению товаров. Однако в отличие от ; административно-командного управления, когда существовали громоздкая бюрократическая система централизованного их представления и обобщения в вышестоящих министерствах (ведомствах) и плакирующих органах, в условиях рынка необходимость централизованного представления заявок отпадает и они сохраняют свое значение как форма взаимоотношений предприятий-изготовителей и покупателей (потребителей) на горизонтальном уровне.
Заказ как оперативный, преддоговорный документ, дающий начало организации коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров, представляется необходимым и в условиях рыночных отношений, особенно при организации прямых хозяйственных связей между Поставщиками (изготовителями) и покупателями товаров.[10]
Понятие заказа как оперативного преддоговорного документа следует отличать от государственного заказа, выражающего требования государства по поставке предприятиями продукции для выполнения первоочередных общественных потребностей.
Государственные заказы устанавливаются органами государственного управления преимущественно предприятиям государственной формы собственности по групповой номенклатуре товаров в форме конкретных объемов производства тех или иных видов товаров (продукции). Госзаказы обязательны для выполнения и включаются в планы производства промышленных предприятий.
Количество подлежащих поставке товаров, включенных в государственный заказ, определяется в договоре в соответствии с выделенным покупателю лимитом (фондом).
По товарам, на которые выдается госзаказ, государственные органы в установленный срок сообщают покупателям перечень поставщиков, с которыми могут быть заключены договоры на поставку товаров.
Заключение
В заключении хотелось бы уточнить, что на компании ООО Оптовая торговля под прямыми хозяйственными связями понимаются непосредственные договорные отношения кооперативных организаций (предприятий) или их оптовых звеньев с промышленными предприятиями по поставкам товаров без участия оптовых и других коммерческих посредников.
В условиях перехода к рыночной экономике развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров следует рассматривать как важнейшую задачу в развитии рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров, обеспечивающих стабильный источник поступления товарных ресурсов в розничную торговую сеть с наименьшими расходами. Устанавливая прямые договорные связи с производителями товаров, кооперативные организации и предприятия имеют реальную возможность влиять на ассортимент и качество изготовляемой продукции, ее цену путем непосредственного согласования с производителями основных договорных условий поставок товаров.
Прямые длительные хозяйственные связи ООО Оптовая торговля производителями товаров обусловливают необходимость изучения и прогнозирования потребностей покупателей в товарах своей номенклатуры, участия в разработке проектов производственных программ предприятий-поставщиков, согласования с производителями продукции образцов-эталонов, цен на товары. Оптовые предприятия смогут участвовать в совместной с производителями работе по аттестации продукции, контролю ее качества, разработке рекомендаций по сохранению уровня качества в процессе продвижения товаров к потребителю.
Анализ динамики покупателей показало, что тенденция за 2004 год в целом идет к увеличению это в свою очередь связано с увеличением цены на товар, а в целом от увеличения цены на товар предприятие не увеличило прибыль так как повышение было связано с инфляцией в стране.
Список литературы
1. Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 456 с.
2. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. - М: ИНФРА-М, 1996. – 145 с.
3. Зубцовская А. А. Аукционная торговля: Лекция для студентов всех специальностей. - Новосибирск: СибУПК, 2000. – 354 с.
4. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник / Под ред. О. А. Новикова, В. В. Щербакова. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 257 с.
5. Крепкий Л. М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 1999. – 354 с.
6. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. – 236 с.
7. Маклаков Г. В. Коммерческая деятельность в оптовых предприятиях. - Новосибирск: СибУПК, 1997. – 235 с.
8. Михайлова О. И. Управление коммерческими сделками. -М.: Изд. дом «Дашков и К», 1999. – 189 с.
9. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997, - 478 с.
10. Организация коммерческой деятельности: Справочное пособие / Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. - Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 254 с.
11. Панкратов Ф. Р., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркен-тинг, 2000. – 356 с.
12. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2000. – 605 с.
[1] Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 156 с.
[2] Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 246 с.
[3] Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. - М: ИНФРА-М, 1996. – 45 с.
[4] Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. - М: ИНФРА-М, 1996. – 195 с.
[5] Крепкий Л. М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 1999. – 254 с.
[6] Крепкий Л. М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 1999. – 254 с.
[7] Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. – 136 с.
[8] Панкратов Ф. Р., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркен-тинг, 2000. – 226 с.
[9] Организация коммерческой деятельности: Справочное пособие / Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. - Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 224 с.
[10] Панкратов Ф. Р., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркен-тинг, 2000. – 256 с.