Содержание

Введение……………………………………………………………..…..3

1. Теоретический обзор……………………………………………..…..5

1.1. Происхождение термина «логистика»………………………...…..5

1.2. Основные понятия и определения…………………………..……..7

1.3. Функциональные области логистики………………………..…...19

2. Аналитический раздел…………………………………………...….22

2.1. Общая характеристика ООО «Новобыт»……………………..….22

2.2. Проблема планирования объема закупочной партии

       на ООО «Новобыт»………………………………………………..23

3. Рекомендательная часть. Расчет оптимального объема

      закупочной партии на ООО «Новобыт»………………………….24

Заключение……………………………………………………….…….27

Список используемой литературы……………………………………28

Приложение 1

Приложение 2


Введение

В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-прак­тическое направление — логистика. Причины возрастания инте­реса к логистике обусловлены потребностями развития экономи­ки и бизнеса. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продук­ции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важ­ность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.

Цели логистики. Цель системы физического распределения состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хра­нением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя. Целью управления материальными ресурсами, кото­рое призвано обслуживать внутрифирменные материальные по­токи, является эффективное удовлетворение потребностей фир­мы в сырье, материалах, полуфабрикатах и т. п. Цели логистики связаны с координацией физического распределения и управле­ния материальными ресурсами для снижения затрат или улучше­ния обслуживания потребителя. Чтобы достигнуть этих целей, менеджер по логистике использует три взаимосвязанных концеп­ции системного подхода — общих затрат, предотвращения подоптимизации и финансовых обменов.

Концепция общих затрат. В данной концепции функции логистики рассматриваются в целом, а не каждая в отдельности. К логистике относят следующие функции: перевозка продукции; складирова­ние запасов; оптимизация размещения запасов и поставщиков; контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочно-разгрузочные работы; обслуживание информацион­ных потоков и т. п. Сутью концепции общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновре­менно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функ­циям увеличатся, по некоторым — уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, кото­рая характеризуется самыми низкими общими затратами.

Концепция предотвращения подоптимизации. Подоптимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной фун­кции не приводят к достижению оптимальных результатов. При­меров подоптимизации в бизнесе достаточно много. Тем не ме­нее возрастает понимание того, что эффективность отдельной функции, исследуемой изолированно, может отличаться от эф­фективности функции как части общего логистического процес­са. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций, чтобы система в целом достигла оптимального баланса «стоимость/эффективность». Например, низкий тариф за перевозку тонны груза может оказаться неприемлемым для сис­темы в целом, если перемещение грузов осуществляется в ущерб скорости и, особенно, надежности обслуживания или если выб­ранный вид транспорта потребует специальной дорогостоящей упаковки.

В условиях переходной экономики необходимо переосмысле­ние научно-теоретических и практических разработок отечественных ученых, а также использование зарубежного опыта формирова­ния логистических систем. Логистический подход требует новой методологии, методов и моделей описания объектов управления и принятия управленческих решений, учитывающих специфику рыночных преобразований в России. [1]


В нашей курсовой работе мы хотели бы рассмотреть коммерческую деятельность одной из фирм, т.е. на примере показать как с помощью усовершенствования логистической системы можно добиться улучшения деятельности фирмы или предприятия.

1. Теоретический обзор

1.1. Происхождение термина «логистика»

 

Рассмотрим происхождение термина «логистика» (англ. — logistics). Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». В Римской империи под логистикой понимались правила распределения про­довольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866 — 912) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В частности, немецкий исследо­ватель, профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логис­тики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружи­ем и военным имуществом, своевременно и в полной мере забо­титься о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т. е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвиже­ния армии, а также силы сопротивления противника и в соот­ветствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных воору­женных сил».[2]

Далее, исторически можно проследить две основные трактов­ки термина, которые дошли до наших дней. Первая связана с применением логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX века барона А.А. Жомини (1779—1869), в которых он определял логистику как прак­тическое искусство управления войсками, включающее широ­кий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспорт­ным обслуживанием армии и т. п. В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд на­вигации. Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в задачах материально-технического обес­печения американской армии, дислоцированной в Европе, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками. Параллельно с прак­тическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая опре­деляет логистику как науку о планировании и управлении пере­мещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка термина «логистика» в значении математи­ческой логики использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646—1716). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

Указанные две основные трактовки понятия «логистика» име­ются в настоящее время практически во всех европейских языках. Далее приведены в хронологическом порядке определения, взятые из некоторых словарей.

Логистика - искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.[3]

Логистика - материально-техническое обеспечение, работа тыла; организация тыла и снабже­ния.[4]

Логистика -  наука о планировании, контроле и управле­нии транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальны­ми операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до произ­водственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфаб­рикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего а также пере­дачи, хранения и обработки соответствую­щей информации.

Более подробный семантический анализ термина приведен в терминологическом словаре по логи­стике.[5]

1.2. Основные понятия и определения

Основным объектом исследования, управления и оптимиза­ции в логистике является материальный поток. Информацион­ные, финансовые, сервисные потоки (так называемые потоки, сопутствующие материальному) рассматриваются в подчиненном плане как генерируемые исследуемым материальным потоком.

Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле. В широком смысле логистика— это наука об управлении и. опти­мизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика— это интегральный инструмент менеджмента, способствующий дости­жению стратегических, тактических или оперативных целей орга­низации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребите­лей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потока­ми информации и финансовых средств.

В наиболее общей постановке с позиций логистики можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих потоков на определенном эко­номическом объекте, функционирующем как система, т. е. реа­лизующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному (сопутствующему) потоку в такой системе, называ­ются логистическими операциями или логистическими функциями.

Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (матери­альных ресурсов, незавершенного производства, готовой продук­ции) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому мате­риальный поток можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, го­товая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка продукции, ее сор­тировка, консолидация, разукрупнение и т. п.). Под материаль­ными ресурсами (МР) мы будем понимать предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комп­лектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства. Незавершенное производство (НП) — это продукция, не закон­ченная производством в пределах данного предприятия. Готовая продукция (ГП) — это продукция, полностью прошедшая произ­водственный цикл на данном предприятии, полностью укомп­лектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Приведенные определения в известном смысле условны. Так, сырье, полуфабрикаты могут быть готовой продукцией и, в свою очередь, готовая продукция может быть материальными ресурса­ми для других товаропроизводителей в зависимости от условий производства, обращения и места продукции в рассматриваемой логистической системе. Особым видом материальных ресурсов является тара и упаковка, играющие важную роль в логистике, особенно в процессах физического распределения товаров. Если продукция не находится в состоянии движения, то она перехо­дит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматривае­мый в определенном временном сечении, является запасом мате­риальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции.

Логистической операцией назовем любое действие, не подлежа­щее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи иссле­дования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразо­ванием или поглощением материального и сопутствующих ему ин­формационных, финансовых, сервисных потоков. Логистической фун­кцией будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логис­тической системой и (или) ее звеньями задач (приложение 2).

К логистическим операциям относятся, например, такие дей­ствия, совершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупне­ние, маркировка и т. п. Логистическими операциями, связанны­ми с информационными и финансовыми потоками, сопутствую­щими материальному потоку, могут быть сбор, хранение, пере­дача информации о материальном потоке, расчеты с поставщи­ками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар и т. п. Объединение логистических опера­ций в функции зависит прежде всего от вида рассматриваемой логистической системы.

Одним из наиболее важных в логистике является понятие ло­гистической системы. Логистическая система (ЛС) — это слож­ная организационно завершенная (структурированная) экономичес­кая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязан­ных в едином процессе, управления материальными и сопутствую­щими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) вне­шними целями.

Любая логистическая система состоит из совокупности эле­ментов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической сис­темы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функци­онально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпо­зиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логи­стической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Звенья логистической системы могут быть трех основных ти­пов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в кото­рых указанные три основные типа звеньев комбинируются в раз­личных сочетаниях. В звеньях логистической системы материаль­ные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, парамет­ры, интенсивность и т. п. В качестве звеньев логистической систе­мы могут выступать предприятия-поставщики материальных ре­сурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбы­товые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т. д.

Наряду с логистической системой в западной и отечествен­ной экономической литературе повсеместно используется поня­тие логистической цепи. Назовем логистической цепью множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек. Правомочность такого подхода к определению, на наш взгляд, подтверждается изначальным смыслом, вклады­ваемым в это понятие на Западе, который заключался в попыт­ках выделить или сгруппировать определенные логистические опе­рации (функции) и соответствующие им затраты в логистичес­кой цепи с целью повышения эффективности менеджмента.

Рассмотрим примеры логистических цепей. На рис. 1 пред­ставлена ориентированная по материальному потоку логистичес­кая цепь, включающая фирму—производителя готовой продук­ции (одного наименования), потребителя (покупателя) и логис­тического посредника, в качестве которого выступает перевоз­чик — юридическое или физическое лицо, осуществляющее дос­тавку товара покупателю. По существу, приведенная на рис. 1 логистическая цепь представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) готовой продукции фирмы-производителя. С пози­ций логистического менеджмента продавец, перевозчик и поку­патель являются линейно связанными звеньями логистической системы, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствующие ему информационные и финан­совые потоки.



Производитель

 

Потребитель

 

Перевозчик

 
 

Покупатель

 

Продавец ГП

 
                         ГП                                      ГП 

ЗЛС2

 

ЗЛС1

 

ЗЛС3

 
 



                 Материальный поток


Рис. 1. Простая логистическая цепь: ЗЛС – звенья логистической системы; ГП – готовая продукция



В рассматриваемой логистической цепи для реализации про­цедуры поставки (продажи) товара покупателю необходим набор определенных логистических операций и функций: получение и обработка информации о заказе, подготовка нужного количества готовой продукции к перевозке, затаривание, погрузка, перевоз­ка, разгрузка, приемка готовой продукции у покупателя, оформ­ление товарно-транспортных документов, расчеты за перевозку и другие операции, передача прав собственности на товар покупа­телю (собственно продажа) и т.д. Каждой логистической опера­ции соответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические операции могут выполняться различ­ными звеньями логистической системы (например, операции погрузки, разгрузки, экспедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик), то у логистического менеджера возникает задача выбора из несколь­ких возможных альтернатив, закрепления логистических опера­ций за звеньями логистической системы. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логисти­ческий менеджер фирмы—производителя товара решает постав­ленную задачу путем прямого сравнения цен перевозчика и соб­ственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих из­держек.

В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна задача логистического менеджмента — задача выбора перевозчика. Дей­ствительно, если на рынке транспортных услуг функционирует несколько перевозчиков (транспортных фирм), способных осу­ществить доставку требуемого количества товара покупателю, то логистический менеджер должен решить проблему выбора, сопо­ставляя тарифы транспортных фирм на собственно перевозку, экс­педирование и другие операции, из которых складывается клю­чевая логистическая функция — транспортировка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удов­летворения требований покупателя к качеству товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учитывать качество предлагае­мых транспортными фирмами услуг: обеспечение требуемого вре­мени доставки, сохранности груза и т. п. Таким образом, пробле­ма выбора перевозчика становится оптимизационной и, как пра­вило, многокритериальной.

Логистические цепи в этой же схеме, ориентированные по информационным и финансовым потокам, связанным с матери­альным, могут в принципе отличаться от цепи, представленной на рис. 1. Предположим, что заказ покупателя на товар поступа­ет продавцу через торгового (информационного) посредника, а расчеты фирмы-производителя за услуги логистических посред­ников и оплата товара производятся через банк. Тогда по инфор­мационным и финансовым потокам логистическая структура при­обретает вид, представленный на схеме (рис. 2). На схеме по­явились два новых звена: торговый (информационный) посред­ник (ЗЛС4) и банк (ЗЛС5), а взаимосвязи по финансовым пото­кам показаны в предположении, что логистические партнеры (ЗЛС1, ЗЛС2 ЗЛС3 и ЗЛС4) обслуживаются одним банком.


               r2                                                                                                            r1


                     r3                                                                                  r4

                                                    c5

                                                    

                         r5                                            r6

                         r7


                                                   c4

                   

                  c3                                                       c1

                  c2


                        Информационные потоки

                        Финансовые потоки


Рис.2. Схема взаимодействий звеньев логистической системы по информационным и финансовым потокам: ЗЛС – звенья логистической системы; r – информационные потоки; с – финансовые потоки



Построение и исследование логистических цепей по инфор­мационным и финансовым потокам имеет большое практичес­кое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность между материальными и сопутствующими им потока­ми. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движе­ния материальных ресурсов, готовой продукции и относящихся к ним потоков информации и денежных средств. Например, ин­формация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во вре­мени от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени исследуемые пото­ки разорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникаю­щие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют посто­янного внимания персонала логистического менеджмента.

Информационные и финансовые потоки в рассматриваемом примере связаны с определенными логистическими операциями и функциями, расшифровка которых приведена в приложение 1. На схе­ме (рис. 2) можно выделить несколько логистических цепей (приложение 1.). Все возможные логистические цепи продуцированы исход­ным материальным потоком, и их композиция с цепью (рис. 1.) представляет собой логистическую сеть.

Назовем логистической сетью полное множество звеньев логис­тической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы. Понятие логистичес­кой сети не тождественно понятию логистической системы, ко­торое является более широким, так как предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Рассмотренный выше пример является типичным примером работы сбытового аппарата фирмы—производителя товара. Одна­ко нашей задачей было показать, что даже в простейшем случае возникают достаточно сложные логистические сети, множество логистических цепей и операций, затраты по которым должен учитывать логистический менеджер. Кроме того, на этом приме­ре мы видим, что имеется набор альтернатив, вызывающий не­обходимость оптимизации процесса принятия логистических ре­шений.

Приведем пример более сложной логистической сети, ориен­тированной по материальному потоку, абстрагируясь от инфор­мационных и финансовых потоков (рис. 3). Предположим, что эта логистическая сеть построена для конкретной логистической системы. Она включает в себя 14 звеньев, взаимодействующих между собой по  материальным потокам  и  генерирующих

определенные логистические операции. Каждой логистической операции сопут­ствуют издержки, которые несет фирма-производитель.

В рассматриваемой сети можно выделить несколько логисти­ческих цепей, однако с позиций интегрированной логистики важ­ными являются так называемые полные логистические цепи, пред­ставляющие собой линейно упорядоченное множество звеньев логис­тической системы от поставщика материальных ресурсов (МР) до конечного потребителя готовой продукции (ГП). Если в нашем примере предположить, что при изготовлении ГП1, используется только МР1, то последовательность (ЗЛС1, → ЗЛС4 → ЗЛС6 → ЗЛС7 → ЗЛС8 → ЗЛС11 → ЗЛС13 ) представляет собой полную логистичес­кую цепь.

Очевидно, что в реальных организациях бизнеса полные ло­гистические цепи встречаются достаточно редко, учитывая боль­шое число логистических посредников, многоассортиментность материальных ресурсов, используемых при производстве совре­менных товаров, и разветвленные распределительные сети. По­этому концепцию общих издержек обычно связывают с поняти­ем логистического канала (трубопровода). Логистическим кана­лом будем считать упорядоченное множество звеньев логистичес­кой системы, включающее в себя все логистические цепи или их уча­стки, проводящие материальные потоки от поставщиков матери­альных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей. Понятие логистического канала можно распространить на вне­шние, внутрипроизводственные и макрологистические системы в пределах их границ.

Если для примера (рис. 3) предположить, что МР1 и МР2 применяются для изготовления ГП2, то логистический канал интегрированной микрологистической системы для продукции (ГП2) будет включать в себя множество {ЗЛС2, ЗЛС5, ЗЛС6, ЗЛС7, ЗЛС9, ЗЛС10, ЗЛС12, ЗЛС14}. В том случае, если, например, МР2 и МР3 используются также (наряду с МР1) для производства ГП1, то полная логистическая цепь ГП1, преобразуется в логистичес­кий канал, куда дополнительно включаются звенья в системе снаб­жения: ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5.

Каждой логистической операции соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической сис­темы. Если звенья логистической системы не входят в структуру фирмы—производителя товара, то для нее издержки партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т. е. как цены (тарифы) за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хра­нение, экспедирование и т. п. В основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических фун­кций. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие об­щих логистических издержек.

В нашем примере интегрированной микрологистической сис­темы (рис. 3) укрупненно можно выделить соответствующие из­держки на комплексные логистические функции на участках сети снабжения (затраты на грузопереработку, транспортировку и за­купки МР1, МР2 и МР3), производства (затраты на производство ГП1 и ГП2) и сбыта (затраты на управление заказами, запасами, грузопереработку, складирование, транспортировку ГП1 и ГП2). Эти издержки необходимо дополнить затратами на информаци­онно-компьютерную поддержку и финансовые операции при ре­ализации базисных логистических функций. Сумма всех издержек с учетом затрат на логистическое администрирование образует общие логистические издержки в рассматриваемой логистичес­кой системе.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управ­ления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (им­мобилизации) материальных ресурсов, незавершенного произ­водства и готовой продукции в запасах, а также ущерб от недо­статочного уровня развития систем снабжения, производства, дистрибьюции готовой продукции потребителям и логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное умень­шение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т. п.


 










Рис. 4. Классификация логистических издержек


Резюмируя вышеизложенное, укрупненная классификация логистических издержек имеет вид (рис. 4). Анализ структуры логистических издержек индустриально развитых стран Запада показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40%), транспортные расходы (15—35%), расходы на административно-управленческие функции (9—14%).[6] За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компью­терная поддержка, администрирование. За рубежом анализ логи­стических издержек обычно проводится в процентном отноше­нии к ВНП (для страны в целом) или объему продаж готовой продукции фирмы (отрасли).[7]


1.3. Функциональные области логистики

Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных обла­стей логистики: закупочную, производственную, распреде­лительную, транспортную и информационную, которые подробно изучаются в следующих главах учебника (рис. 33). В настоящем параграфе укажем специфику каждой функ­циональной области.

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и ма­териалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое произ­водственное предприятие имеет службу, которая осуще­ствляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы дея­тельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособ­ленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые процессе доведения материального потока от складов гото­вой продукции поставщика до цехов предприятия-потре­бителя, имеют известную специфику, что явилось причи­ной выделения обособленного раздела логистики - заку­почной логистики.

2. В процессе управления материальным потоком внут­ри предприятия, создающего материальные блага или ока­зывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого эта­па заключается в том, что основной объем работ по прове­дению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения гото­вой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

3.  При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи   рас­пределительной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные пред­приятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач име­ют отношение властные структуры, так как от организа­ции распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных товаров в регионе положение местной власти будет неста­бильным.

4.  При управлении материальными потоками на транс­портных участках решаются специфические задачи транс­портной логистики. Совокупный объем транспортной ра­боты, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного по­требителя, можно разделить на две большие группы (при­мерно равные):

·                   работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт обще­го пользования);

·                   работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяют при орга­низации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является матери­альный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных пото­ков. В последние десятилетия именно возможность эффек­тивного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информаци­онной составляющей в логистических процессах стала при­чиной выделения специального раздела логистики — ин­формационной логистики. Объект исследования здесь - ин­формационные системы, обеспечивающие управление ма­териальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопря­женных с материальными).

Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различ­ными участниками логистических процессов, находящими­ся на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).[8]


2. Аналитический раздел

2.1. Общая характеристика ООО «Новобыт»

Рассматриваемая нами фирма ООО «Новобыт» занимается торговлей аудио, видео и бытовой техникой на территории города Хабаровска и Хабаровского края. Имеет в городе и крае сеть розничных магазинов. Фирма относительно молодая и действует на рынке около 1,5 лет.

Компания ООО «Новобыт», которая представлена в данной работе, создана в 2001 году. В своей деятельности фирма ориентируется на удовлетворение потребностей населения в бытовой технике, обеспечивая тем самым получение необходимого уровня прибыли. Фирма «Новобыт»  имеет организационно-правовой статус ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Организационная структура ООО «Новобыт» представлена на следующей схеме:

                                                        Генеральный директор











Рис. 5. Оргструктура ООО «Новобыт»


.

2.2. Проблема планирования объема закупочной партии на ООО «Новобыт»


В результате маркетинговых исследований в течение 4 месяцев нами было установлено следующее соотношение между спросом на бытовую технику и предложением. Результаты наблюдений приведены в следующей таблице.

Таблица 1. Соотношение спроса и предложения

месяц

Телевизоры

Холодильники

спрос

предложение

спрос

предложение

Май

75

60

5

3

Июнь

77

70

7

6

Июль

80

75

10

8

Август

85

80

12

10


В ходе анализа фирмы были выявлены недостатки в области закупочной логистики – количество закупаемой для продажи бытовой техники не всегда оптимально, и на складе не всегда хватает товара для продажи, что приводит к снижению прибыли. С другой стороны, если максимально увеличивать объем закупочной партии, то это привет к превышению предложения над спросом и затовариванию склада. Решить данную проблему можно методами закупочной логистики, а именно расчетом оптимального количества закупаемой бытовой техники и расчетом оптимального числа заказов


3. Расчет оптимального объема закупочной партии на ООО «Новобыт»

В течение месяца компании требуется 2 вида быто­вой техники – телевизоры и холодильники – для организации продаж. В течение данного периода времени по каждому виду определить:

а)  оптимальное количество закупаемой бытовой техники;

б)  оптимальное число заказов;

в)  оптимальные переменные издержки за хранение запасов;

г)  разницу между переменными издержками по оптимально­му варианту и случаем, когда покупка всей партии проводится в первый день месяца.

Исходные данные:

·        потребность в бытовой технике в течение месяца (шт.) -1) 9; 2) 82;

·        стоимость заказа партии товара (тыс. руб.) — 1) 19; 2) 11;

·        издержки хранения единицы товара в течение месяца (тыс. руб.) -  1) 13; 2) 8.

Расчет

 

а) Оптимальное количество закупаемой бытовой тех­ники в течение месяца вычислим по следующей формуле:


Ко = √2СзП/И, (шт.)                       (1)


где:

С3 — стоимость заказа партии товара (тыс. руб.);

П — потребность в бытовой технике в течение месяца (шт.);

И — издержки хранения единицы товара в течение месяца (тыс. руб.).


Подставив в формулу (1) исходные данные, для первого вида бытовой техники получаем:


Ко1 = √2*19*9/13 = 5 шт.


Для второго вида бытовой техники получаем:


Ко2 = √2*11*82/8 = 15 шт.


б) Оптимальное число заказов бытовой техники в течение месяца вычислим по следующей формуле:


Ч = √ПИ/2Сз.                        (2)


Подставив в формулу (2) исходные данные, для первого вида бытовой техники получаем:


Ч1 = √9*13/2*19 = 2 заказа

Для второго вида бытовой техники получаем:


Ч2 = √82*8/2*11 = 5 заказов


в) Оптимальные переменные издержки за хранение запасов в течение месяца вычислим по следующей формуле:


Ио = √ПИСз.                            (3)


Подставив в формулу (3) исходные данные, для первого вида бытовой техники получаем:


Ио1 = √2*9*13*19 = 66,68 тыс. руб.


Для второго вида бытовой техники получаем:


Ио2 = √2*82*8*11 = 120,13 тыс. руб.


г) Разницу между переменными издержками по оптималь­ному варианту и случаем, когда покупка всей партии проводится в первый день месяца, вычислим по следующей формуле:


Р = ИП/2 = Сз – Ио                                      (4)


Подставив в формулу (4) данные, для первого вида бытовой техники получаем:


Р1 = 13 * 9/2 + 19 - 66,68 = 10,82 тыс. руб.



Для второго вида бытовой техники получаем:


Р2 = 8 * 82/2 + 11 - 120,13 = 218,87 тыс. руб.


Вывод: Таким образом, методами закупочной логистики нашли оптимальное количество закупаемой бытовой техники и оптимальное число заказов, что, по нашему мнению, поможет торговой фирме улучшить результаты своей экономической деятельности.


Заключение

К концу XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распреде­лительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечислен­ных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информаци­онными потоками. Таким образом, логистика, прежде всего, работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

 Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее, она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.

Список используемой литературы

1.                Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Миротина Л.Б. – М.: ИНФРА-М, 2002

2.                Смехов А. А. Основы транспортной логистики. — М.: Транспорт, 1995

3.                Военный энциклопедичес­кий лексикон. — СПб., 1 850

4.                Ганшина К. А. Французско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1977

5.                Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика, 1995

6.                Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003

7.                Белов И.В. Экономическая теория транспорта. -   М.: Транс­порт, 1993

8.                Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997

9.                Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2001

10.            Bowersox D.J.,Closs D.J. Logistical Management. The Integrated Supply Chain Process. – N.Y.: McGraw-Hill Companies Inc., 1996


 
Приложение 1

Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса



Название логистической функции

Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования

Предпр. оптовой торговли

Коммерческо-посреднич. организации

Склады сырья и готовой продукции предприятий-изготовителей

Формирование хоз-ных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация


Х


Х


Х


Определение объемов и направлений матер. потоков


Х

Х


Прогнозные оценки потребности в перевозках

Х

Х

Х


Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения




Х


Развитие, размещение и организация складского хозяйства



Х


Х


Управление запасами в сфере обращения


Х

Х


Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения


Х




Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров



Х



Х

Управление складскими операциями


Х


Х


 
Приложение 2

 

Логистические операции по информационным и

финансовым потокам

Информационные потоки

Финансовые потоки

Обозна­чение

Логистическая операция

Обозна­чение

Логистическая операция


r1

Подача заказа на товар

 

С1

Оплата товара покупателем (предоплата)

 

 

r2

Обработка заказа и передача его производителю (продавцу)


С2

Получение денег за товар от покупателя

 

r3

Оформление счета на товар


С3

Оплата производителем услуг перевозчика, посредника, банка

 

r4

Передача счета на товар для оплаты покупателю


С4

Получение денег за транспортировку перевозчиком

 

r5

Оформление документов на груз для перевозчика

 

 

 

 

 

С5







Получение денег за услуги торговым (информационным) посредником




r6

Регистрация грузовых документов покупателем

r7

Выставление счета за перевозку производителю



[1] Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Миротина Л.Б. – М.: ИНФРА-М, 2002


[2] Смехов А. А. Основы транспортной логистики. — М.: Транспорт, 1995


[3] Военный энциклопедичес­кий лексикон. — СПб., 1 850

[4] Ганшина К. А. Французско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1977

[5] Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. —М.: Экономика, 1995


[6] Bowersox D.J.,Closs D.J. Logistical Management. The Integrated Supply Chain Process. – N.Y.: McGraw-Hill Companies Inc., 1996

[7] Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Миротина Л.Б. – М.: ИНФРА-М, 2002


[8] Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003