Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1.     Понятие образа качества…………………………………………………..4

2.     Современный образ качества………………………………………..…….8

3.     Типы образа качества…………………………………………………......10

Заключение……………………………………………………...………………..12

Список литературы………………………………………………………...…….13

Введение

 

            За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилами гарантийного и послегарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя и окружающей среды, а также внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров. Только товары, удовлетворяющие требованиям потребителей, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить их изготовителям уверенность в успехе своей деятельности.

            Кроме того, изготовителям при выпуске продукции необходимо учитывать то обстоятельство, что среди потребителей произошла значительная дифференциация по уровню доходов, а значит, и по уровню потребностей. Каждый товар должен быть не только качественным, но и иметь точный социальный адрес.

            При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением предпринимательской деятельности  является повышение качества товаров и снижение издержек производства. Это тем более важно, что с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» суммы выплат потребителю по гарантии и в случае нанесения вреда некачественными товарами достигли слишком больших размеров.

            Цель работы – изучить современный образ качества.

            Задачи работы – дать понятие образа качества, рассмотреть типы современного образа качества.

 

 

1. Понятие образа качества

 

            Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности.

            Из этого определения следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и измерить.

Образ качества  – понятие  субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «образ качества» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «образ качества» должны быть включены истинные запросы потребителя  – текущие  и  перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений образа качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок машин, определенных кредитных карт и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение образа качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию образа качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».


            Свойство продукции – объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной  характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

            Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

Образ качества – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

         Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

         Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

         Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».

         Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

         Сертификация продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.

         Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

         В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

         Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.

         Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве[1].

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений образа качества. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории образа качества. Так, например, образ качества в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом  - «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».


           

2. Современный образ качества


Допустим, Вы купили костюм. Вы приобрели его, потому что он Вам был необходим. Помимо этого его параметры (размер, фасон, цвет, материал и т.п.) соответствовали Вашим пожеланиям. Кроме того, цена и способы приобретения костюма соответствовали Вашим возможностям. Среди опрошенных могут быть люди, которые вообще не заинтересовались бы этим костюмом, потому что он им просто не нужен. Другие приобрели бы подобный костюм, но при наличии других параметров, соответствующих их ожиданиям. Таким образом, каждый опрошенный отвечал бы на вопрос в зависимости от ожидаемой им ценности (необходимости иметь подобную вещь и соответствии ее параметров его ожиданиям) и стоимости данного товара.

Из приведенного примера станет понятным распространенное на практике определение  современного образа качества: «образ качества продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя по такой цене, которую он может себе позволить, и тогда, когда он нуждается в Вашем изделии или Вашей услуге».

Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

      Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие[2].

         Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.

      Повышение качества продукции позволяет:

·       увеличить повышение качества товаров и услуг;

·       улучшить структуру экспорта;

·       осуществить на практике НТП и др.

Таким образом,  высокий уровень качества продукции для   государства – ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа  предприятия[3].

Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее время мы видим большое количество зарубежных  фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности.

Таким образом, решение проблемы  образа качества  на  предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции[4].


 

3. Типы образа качества


Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» понимает «под образом качества общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».

Так же далее автор подчеркивает, что образ качеств определяет никто иной как потребитель.

Некоторые отечественные специалисты образ качества называют зеркалом научно – технического прогресса.

Можно сказать, что типы образа качества определяются на основе системы показателей  качества. Для определения этих типов, необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичным показателем продукции принятой в качестве базовой для сравнения.

Выделяют следующие типы образа качества: единичный и комплексный.

Единичный тип относится к одному из свойств, определяющих качество, комплексный тип – сразу к нескольким.

 Комплексный тип образа качества может быть связан с единичным через функциональные зависимости, отражающие законы природы, или некоторую комбинацию, соответствующую принятому определению комплексного показателя.

Функциональные зависимости при значительном числе влияющих параметров получать трудно. Поэтому в квалиметрии применяют субъективный способ образования комплексных показателей по принципу среднего взвешенного.


Субъективным является лишь выбор логики усреднения, сам же комплексный показатель представляет объективную характеристику типа образа качества.

Заключение

 

            Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевого материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

            В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообложения и др.

            При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.

            На этапе обращения повышения качества продукции появляется и снижение затрат на ее реализацию и хранение, уменьшении транспортных расходов. 


Список литературы

 

 

1.     Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М., 1997.

2.     Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998.

3.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002.

4.     Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993.

5.     Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002.



[1] Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002. С.468-474.


[2] Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998. С.233.

[3] Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993. С.66.

[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С.55-57.