Содержание

 

Введение…………………………………………………………….……………3

1. Краткая характеристика экономического потенциала страны…………..…4

2. Структура и динамика развития хозяйственного комплекса страны……....7

3. Основные направления хозяйственной реформы Монголии……………….8

4. Внешнеэкономические связи, тенденции развития………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Введение

 

Монголия – государство в Центральной Азии. Граничит с Россией и КНР.

Монголия – аграрно-индустриальная страна. В сельском хозяйстве преобладает животноводство (крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы, верблюды; в горах разводят яков, в пригородах – свиней, птицу). Существуют пушные зверофермы. Возделывают зерновые, кормовые культуры, картофель и овощи. Хорошо развита добыча угля, меди, молибдена, олова, урана, флюорита, переработка продукции животноводства. Существуют шерстяные, кожевенно-обувные, овчинно-шубные, ковровые, мясо-молочные, мукомольные, стекло-керамические, металлообрабатывающие и деревообрабатывающие предприятия. Также развито производство стройматериалов. Экспорт: продукция горнодобывающей промышленности, мясной скот, мясопродукты, кожи, изделия из кож, шерсть.

В Монголии развивается земледелие, обрабатывается около 0,8 млн. Га. Валовой сбор зерновых 350-450 тыс. т.

Цель моей работы – рассмотреть экономику Монголии.

Задачи моей работы – дать краткую характеристику экономического потенциала страны, структуру и динамику развития хозяйственного комплекса Монголии, а также основные направления хозяйственной реформы, рассмотреть внешнеэкономические связи Монголии.

1.     Краткая характеристика экономического потенциала страны

 

Экономика традиционно основывалась на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия обладает большими минеральными запасами, добыча и переработка которых составляет большой процент от общего производства. Помощь со стороны СССР, которая являлась существенной материальной поддержкой, исчезла почти в одночасье в 1990 году с развалом империи. Монголия оказалась в глубоком кризисе, который усугубился нежеланием правительства (Монгольской Народной Революционной Партией) проводить какие либо экономические реформы. С приходом новой власти произошли существенные изменения, направленные на развитие свободной рыночной экономики: был ослаблен контроль государства за ценами, предоставлена свобода внутренней и внешней торговле, были предприняты попытки реконструировать банковскую систему и энергетический сектор. Были осуществлены приватизационные программы, проведены международные тендеры среди дистрибьюторов нефти, кашемировых компаний и ведущих банков для привлечения инвестиций в экономику. Однако оппозиция бывших коммунистов и политическая нестабильность в стране тормозили экономический рост. В 1996 году упали мировые цены на медь и кашемир, что негативно отразилось на состоянии экономики в Монголии. Объем экспорта сократился также после азиатского финансового кризиса в 1998 году, а в августе и сентябре 1999 года экономика пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов.

Накопление объективных противоречий и трудностей привело в 80-е годы к необходимости коренных реформ в политической и экономической системах Монголии. Распад СССР и СЭВ, свертывание торгово-экономических отношений бывших социалистических государств с Монголией обусловили резкое сокращение с начала 90-х годов притока в страну внешних ресурсов. В этих условиях стало ясно, что нужна трансформация командно-административной экономики в рыночную.

В новой Конституции Монголии провозглашено, что «страна будет иметь многоукладную экономику, соответствующую всеобщей тенденции мирового экономического развития и специфическим особенностям нашей страны». Естественно, что осуществление реформ сопровождалось практическим отказом от основных положений социалистической экономической политики.

Главная сущность преобразований в экономике заключается в проведении широкомасштабных мер по либерализации цен и внешнеэкономических связей, приватизации государственной собственности и развитию частного сектора, созданию новых финансовых институтов (в том числе двухъярусной банковской системы), изменению бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Накопление объективных противоречий и трудностей привело в 80-е годы к необходимости коренных реформ в политической и экономической системах Монголии. Распад СССР и СЭВ, свертывание торгово-экономических отношений бывших социалистических государств с Монголией обусловили резкое сокращение с начала 90-х годов притока в страну внешних ресурсов. В этих условиях стало ясно, что нужна трансформация командно-административной экономики в рыночную.

В новой Конституции Монголии провозглашено, что “страна будет иметь многоукладную экономику, соответствующую всеобщей тенденции мирового экономического развития и специфическим особенностям нашей страны”. Естественно, что осуществление реформ сопровождалось практическим отказом от основных положений социалистической экономической политики.

Главная сущность преобразований в экономике заключается в проведении широкомасштабных мер по либерализации цен и внешнеэкономических связей, приватизации государственной собственности и развитию частного сектора, созданию новых финансовых институтов (в том числе двухъярусной банковской системы), изменению бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда[1].

2.     Структура и динамика развития хозяйственного комплекса страны

 

Основу экономики страны составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству, которое дает большую часть всей сельскохозяйственной продукции. Общее поголовье скота в     1998 г. достигло рекордного показателя в 32,9 млн. голов. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 г. путем освоения целинных земель при технико-экономической помощи СССР. В 1998 г. ВВП увеличился на 3,5%, промышленное производство возросло на 3,3%.

Основные отрасли промышленности Монголии – производство  строительных материалов, горнодобывающая промышленность (уголь и медь), пищевая промышленность, производство напитков; переработка животных продуктов;

Агропромышленные продукты Монголии – пшеница, ячмень, картофель, фуражные культуры, овцы, козы, крупный рогатый скот, лошади;

Партнеры по экспорту - (медь, крупный рогатый скот, животные продукты, кашемир, шерсть, шкуры, цветные металлы) Китай -  30%, Швейцария – 21%, Россия – 12%, Южная Корея – 10%, США -  8%;

Партнеры по импорту - (машинное оборудование, топливо, продовольственные товары, промышленные товары, химикаты, строительные материалы, сахар, чай) Россия  - 31%, Китай – 13%, Япония – 12%, Южная Корея – 7%, США – 7%[2].

3.     Основные направления хозяйственной реформы

 

   Решение правительства Монголии о начале новой общенациональной кампании «Зеленая революция» было принято в сентябре 1997 г. Программа разработанная при помощи западных специалистов, рассчитана на           1997-2004 гг. Ее цель состоит в том, чтобы путем более полного использования внутренних ресурсов в относительно короткие сроки повысить реальные доходы населения, улучшить количественные и качественные показатели его питания, создать новые рабочие места, снизить уровень бедности. В частности, в случае успешного вовлечения к 2004 г. не менее 175 тыс. семей, или 50% всего городского населения страны, в занятие подсобным земледелием, прежде всего выращивание картофеля, овощей, ягод и фруктов, среднегодовой доход одной семьи может быть увеличен на 200 тыс.тугр.

Руководство страны, независимо от неоднократной смены правительств, придает важное значение массовому развертыванию «Зеленой революции» по примеру ряда других стран (Индия, Япония, Корея, Китай и др.), добившихся заметных успехов в этом деле.

 В 1998 г. на реализацию этой программы было израсходовано 623 млн.тугр., в том числе из централизованного бюджета – 114 млн., местных бюджетов – 140 млн., из средств организаций и отдельных граждан – 369 млн.тугр. В масштабе страны на первом этапе «Зеленой революцией» (1997-98 гг.) были охвачены 2347 хозяйствующих субъектов и более 106 тыс. семей. Эти данные существенно превышают первоначально запланированные, в соответствии с которыми, в частности, предполагалось охватить 35 тыс., или 10% всех городских семей.

  В 1998 г. в масштабе страны начали выращивать картофель и овощи 40 тыс. семей. Сбор картофеля увеличился с 54,6 тыс.т. в 1997 г. до 64,8 тыс.т. в 1998 г., или на 18,7%, и овощей – с 34 тыс.т. до 44,3 тыс.т., или на 30,3%. Была заложена база для создания 88 агропарков, призванных стать основными центрами пропаганды, обучения и оказания практической помощи начинающим земледельцам.

Значительную помощь в реализации этой программы оказали международные организации «Адра», ФАО, ПРООН, ЖАЙКА (Япония), Фонд Сороса, «Глобальный инстинкт», Корейский институт развития сельского хозяйства за рубежом. Так, «Адра» направила в Монголию 15 т. семян 150 сортов овощных и плодово-ягодных культур, оказала содействие в обучении более 200 семей. По линии ПРООН были получены и распространены среди 10 тыс. семей семена более 100 сортов овощных и плодовых культур на 20 тыс.долл.

В начале 1999 г. представительство «Адры» в Монголии доставило из Канады 8,9 т. семян продовольственных и овощных культур на 10 тыс. долл., которые предполагалось раздать всем желающим, в первую очередь бедным семьям.           

4. Внешнеэкономические связи, тенденции развития

 

До 1991 более 90% внешней торговли Монголии приходилось на долю остальных стран социалистического содружества, прежде всего Советского Союза. Ведущим торговым партнером Монголии среди капиталистических стран являлась Япония. Сегодня основными статьями монгольского экспорта являются сегодня минералы и металлические руды, а также продукты животноводства. В страну ввозятся в основном машины и оборудование, нефтепродукты, потребительские товары[3].

            Внешнеэкономические связи Монголии в перспективе будет определяться как внутренними, так и внешними факторами. Под внутренними факторами понимается усиление тенденций к дальнейшей интенсификации производства, ускорению НТП, расширению емкости рынков за счет развития интеграционных процессов. Внешним фактором является углубление международного разделения труда, международной специализации и кооперирования производства[4].        

             Разделение труда – это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества.

            Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства.

            Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности, а также их кооперацию, взаимодействие. Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда, в особенности в мировом масштабе.

            Международное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в мировом хозяйстве:

§  обеспечивает взаимосвязь этих процессов;

§  формирует соответствующие международные отраслевые и регионально-отраслевые пропорции.[5]

Внешняя торговля по-прежнему будет расти быстрее совокупного ВВП этих стран, которые также будут ориентироваться на форсирование своего экспорта.

Заключение

 

Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед государством по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.

Сохраняя множество противоречий,  хозяйственный комплекс Монголии является  более целостным, интегрированным, динамичным, чем в середине ХХ века.

Хозяйственный комплекс Монголии – глобален по своим масштабам; он основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях международного разделения труда, интернационализации производства и капитала.

Одной из отличительных особенностей развития экономики Монголии является интенсивное развитие внешнеэкономических связей.

Список литературы:

 

1.     Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1996.

2.     Журнал «Вопросы экономики». 2002, №4.

3.     Киреев А. Международная экономика. М., 1999.

4.     Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. – М., 1995.

5.     Страны мира: Справочник. – М.: Республика, 1997.


 


[1] Страны мира: Справочник. – М.: Республика, 1997. С.244-246.


[2] Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1996. С.128-131.


[3] Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. – М., 1995. С.300.

[4] Киреев А. Международная экономика. М., 1999. С.123.


[5] Журнал «Вопросы экономики». 2002, №4. С.87-89.