СОДЕРЖАНИЕ

Государственное управление природопользованием и

охраной окружающей среды…………………………………..3

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной

окружающей среды……………………………………………………………….3

2. Принципы государственного управления природопользованием и

охраной окружающей среды……………………………………………………5

3. Виды органов государственного управления природопользованием и

охраной окружающей среды. Органы общей компетенции……………..7

4. Специальные органы государственного  управления

природопользованием и охраной окружающей среды…………………..10

5. Государственное управление природопользованием и охраной

окружающей среды функциональными и иными органами…………….12

6. Формы, экологические функции и методы государственного

регулирования экологопользования и охраны окружающей среды……13

Задача 1. ………………………………………………………………………..16

Задача 2…………………………………………………………………………18

Задание 3………………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………23

 

Государственное управление природопользованием и

охраной окружающей среды

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление.

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

-               создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

-               подзаконное нормотворчество;

-               координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

-               распоряжение (управление) природными ресурсами;

-               планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

-               экологическое нормирование;

-               экологическая экспертиза;

-               экологическое лицензирование;

-               экологическая сертификация;

-               экологический аудит;

-               наблюдение за состоянием окружающей среды;

-               учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

-               экологическое воспитание и образование;

-               контроль за использованием и охраной объектов природы;

-                разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды – составная часть государственного управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами и т.п.).

Государственный доклад о состоянии окружающей среды в России имеет большое юридическое значение, хотя и не является источником экологического права. Доклад о состоянии окружающей среды показывает происходящие изменения в окружающей среде; меры, которые должны быть предприняты для улучшения окружающей среды. 


2. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

-               законности управления;

-               комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

-               сочетания бассейнового и административно - территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

-               разделения хозяйственно – эксплуатационных и контрольно – надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Принцип законности государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства согласно компетенции того или другого государственного органа.

Комплексный (всесторонний) подход в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

Принцип сочетания бассейнового и административно – территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государственное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер.

Бассейновый принцип применяется также в организации государственного управления использованием и охраной рыбных запасов страны.

Разделение хозяйственно – эксплуатационных и контрольно – надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно – надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функции по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды.

3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

-               Федеральное Собрание РФ;

-               Президент России;

-               Правительство России;

-               администрация субъектов РФ, а также

-               органы местной администрации.

С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе.

С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета – важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания.

Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации.

Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами – как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

-               обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

-               осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

-               проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон 1997 г. «О Правительстве РФ» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 18, Правительство РФ:

-               обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

-               принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

-               организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

-               координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды. Вспомогательным органом Правительства РФ является также Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию.

Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов РФ регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства.


4. Специальные органы государственного  управления природопользованием и охраной окружающей среды

 К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или над ведомственными.

Госкомэкология России осуществляет государственную политику в сфере охраны окружающей среды, обеспечивает экологическую безопасность и сохранность биологического разнообразия, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществляет государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управляет государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.

На Министерство природных ресурсов возложено проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

Помимо Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды входят:

-               Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;

-               Федеральная служба лесного хозяйства России.

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству действует на основании Земельного кодекса и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. Его основными задачами являются:

-               осуществление государственной политики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;

-               организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;

-               осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

-               ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

-               организация и проведение работ по землеустройству;

-               организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель и др.

Федеральная служба лесного хозяйства России является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Основными задачами Рослесхоза являются:

-               разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства;

-               обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;

-               обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также норм и правил, установленных лесным законодательством.

Названные специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы.


5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:

-               Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

-               Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;

-               Министерство здравоохранения РФ;

-               Федеральная служба геодезии и картографии России;

-               Министерство внутренних дел РФ;

-               Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

-               Министерство строительства РФ;

-               Федеральный горный и промышленный надзор России;

-               Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;

-               Государственный таможенный комитет РФ;

-               Федеральная пограничная служба РФ;

-               Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


6. Формы, экологические функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы.

Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах:

а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей природной среды, решение которых не носит правовой природы, а, значит, находится за пределами правового регулирования. Например, вопрос об отнесении земель к той или иной категории является вопросом экономическим, и если такое отнесение не противоречит установленным в законе правилам экологопользования и охраны окружающей природной среды, то принимаемые решения по этому вопросу не имеют правовой природы;

б) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций. Оно также не имеет правовой природы, хотя и без совершения этого управленческого действия может оказаться нереализованным закон, к примеру, о повышении плодородия почв из-за необеспеченности минеральными удобрениями.

В подавляющем большинстве формы регулирования бывают по своей природе неправовыми, поскольку правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устранимые только правовым путем.

Правовые формы выражаются в трех основных видах:

а) в правотворческой – в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму;

б) в правоприменительной – в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;

в) в правоохранительной – в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

Правовые методы регулирования бывают четырех видов:

а) метод обязательных предписаний, который иначе можно назвать императивным методом. Он предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения;

б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей;

в) метод санкционирований, или метод ограниченного самоуправления, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом;

г) метод разрешения (полного делегирования прав0 означает полное самоуправление органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении.

     Государственные органы , осуществляющие регулирование и контроль в области экологопользования и охраны окружающей среды, определяют свои функции определенными методами, которые отвечают природе экологических отношений, экономическими, административными и организационно-правовыми.

Экономический метод предполагает плотность использования природных объектов; экономическое стимулирование эффективной деятельности в регулировании экологических отношений; право собственности на все природные объекты; совершение сделок с землей и некоторыми другими природными объектами, которые могут находиться в частной собственности при сохранении ответственности за их рациональное использование; нормирование и лимитирование в области регулирования экологических отношений.

К административным методам правового регулирования экологопользования и охраны окружающей среды следует отнести: выдачу разрешения на использование природных объектов; лицензирование в области экологопользования и охраны окружающей среды; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам регулирования экологопользования и охраны окружающей среды относятся: обеспечение безопасного осуществления экологопользования; организацию рационального  экологопользования и охраны окружающей среды; организацию государственного учета природных объектов и проведение их государственного кадастра; создание Государственного  реестра собственников всех природных объектов; организацию ведения мониторинга всех природных объектов.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении нижеперечисленных экологических функций.

1.     Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребность научно обоснованного экологопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах.

2.     Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов.

3.     Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты.

4.      Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущих поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.

5.     Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью.

6.     Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базой для всех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели.

7.     Функция разрешения споров о праве экологопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду различных природных объектов. 

 

  Задача 1.

По многолетним наблюдениям, урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25% ниже, чем в других хозяйствах данного района.

Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу осуществляется им в пределах, установленных органами охраны окружающей среды.

Какие меры по защите интересов природопользователей предусмотрены законодательством?

Решение задачи 1.

Согласно ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среде» предусматриваются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 11 этого же закона предусматривает права граждан в области охраны окружающей среды.  Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.


Задача 2.

На землях сельскохозяйственного назначения сельхозкооператива «Приволжский» решением местной администрации строительному управлению был предоставлен во временное пользование земельный участок для добычи песка, камня и глины в связи с выполнением дорожных работ.

Приступив к работе, строительное управление не приняло предусмотренных законом мер по сохранению плодородного слоя почвы и не выполнило своих обязательств по рекультивации земель по окончании цикла работ или всей работы.

Каковы обязанности землепользователя по сохранению почвенного слоя земли при выполнении несельскохозяйственных работ? Каков порядок возмещения вреда, причиненного невыполнением этих обязанностей?

Решение задачи 2.

Согласно статьи 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально - паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно - гигиенических и иных норм и требований.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Статья 57 предусматривает возмещение убытков при ухудшении качества земель.

 Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;

2) собственникам земельных участков.

Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно - защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство Российской Федерации в Постановлении «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установило что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.


Задание 3.

Раскрыть особенности экологических функций государства и экологических функций права.

Решение задачи.

Экологическая функция государства.

Экологическая функция государства как политической организации общества стала рассматриваться в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы использования и охраны природы решались в процессе экономической деятельности государства и не выходили за рамки экономической функции.

Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.

Природопользование предусматривает деятельность по извлечению полезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворения экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономический, но и охранительный эффект.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ. Государство осуществляет экологическую функцию посредством использования ряда экономических, организационных, правовых (юридических) механизмов.

Экологическая функция права.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «общество и природа». Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей. 

 

                    Список использованной литературы


1.     Конституция РФ 1993 г.

2.     Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г.

3.     ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

4.     Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»

5.     Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998. – 688с.

6.     Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма – Инфра – М., 1998 – 448с.

7.     Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы – 2-е изд. с изм. и доп. – М.: Юриспруденция, 1999. – 128с.

8.     Гусев Р.К. . Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «Контракт» 2000. – 208с.

9.      Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 448с.

11. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М. Издательство БЕК, 1995. – 557с.