3 Горная часть
3.1 Исходные данные для проектирования
3.1.1 Выбор способа разработки.
В зависимости от типа горных машин, используемых для выемки и транспортировки песков, различают следующие способы разработки: подземный, дражный, гидравлический, скреперно-бульдозерный, экскаваторный.
Подземный способ:
Из всех способов разработки наиболее трудоемким, дорогостоящим является подземный. Подземный способ разработки целесообразно применять в следующих условиях, где четко выдержанный и выраженный пласт, глубина залегания более 15 м, высокое содержание золота 10-12г/м3.
Дражный способ:
Современные многоковшовые драги представляют собой относительно сложные и дорогостоящие комплексы с высокой степенью механизации и поточности технологических процессов и обеспечивают достижение наиболее высоких технико-экономических показателей по сравнению с другими способами разработки.
Многоковшовые драги целесообразно применять для разработки пород практически любой крепости и состава за исключением весьма валунистых и крепко сцементированных пород и вязких глин.
Наиболее рационально многоковшовые драги применять для разработки водоносных пойменных и больших ключевых россыпей с небольшим уклоном.
Дражный способ неэффективен по соображениям сравнительно большого уклона террасы, и 100%-ной пораженности массива многолетней мерзлотой и незначительного срока эксплуатации месторождения.
Гидравлический способ:
При гидравлическим способе применяются сравнительно простое оборудование (гидромониторы, насосы, землесосы, гидроэлеваторы, трубы) и
процесс обогащение песков существенно упрощается, так как на промывку поступает хорошо дезинтегрированные и размытые пески.
Так же характерен небольшой штат рабочих и относительно высокие технико- экономических показателей.
Эти особенности позволяют при благоприятных условиях залегания россыпи и наличии дешевой напорной воды обеспечить относительную низкую себестоимость металла.
К недостатком гидравлической разработки следует отнести значительный расход электроэнергии, ограниченность применения способа и сезонность работ.
Гидравлический способ целесообразно для разработки террасовых, увальных, верховых, ключевых и реже долинных россыпей с ограниченным притоком подземных и поверхностных вод. С увеличением притока разработка усложняется, а себестоимость добычи повышается. Себестоимость добычи при разработке пойменных россыпей увеличивается вследствие увеличения стоимости осушения и транспортирования, но сохраняют основные преимущества этого способа: небольшие капитальные вложения и простота оборудования. Запасы россыпей, которые можно разрабатывать гидравлическим способом, изменяются в широких пределах. Эти сроки зависят от капиталовложений, необходимых для разработки россыпи и наличие разведанных запасов вблизи прииска. Если необходимо строить линию электропередачи значительной протяженности и поселок; то следует выдерживать сроки существования разреза не менее 10-12 лет.
Гидравлический способ применять не целесообразно из-за 100%-ной мерзлоты, большой глубины россыпи и коротким сроком отработки.
Скреперно-бульдозерный способ:
Бульдозеры и скреперы имеют простую и надежную конструкцию, удобны в управлении, обслуживаются одним человеком и имеют высокую производительность при разработке легких, средней плотности и тяжелых разрыхленных пород.
Бульдозерно-скреперный способ разработки не требует больших капитальных затрат и характеризуется малым дельным расходом электроэнергии.
К достоинству следует отнести их высокую маневренность, возможной быстрой перебазировки с одного участка на другой.
Недостатки: заметное снижение производительности при повышении валунистости разрабатываемых пород и увеличенном расстоянии их транспортирования, зависимость работ от климатических условий и высокая трудоемкость ремонтных работ.
Бульдозерно-скреперный способ разработки применить невозможно из-за больной глубины россыпи (до 33 м) и большой длине транспортировки пород.
Экскаваторный способ:
При использовании одноковшовых экскаваторов разработка может производится как с применением транспорта, так и без него.
Для транспортирования песков к промывочным установкам, а торфов в отвал
в качестве транспортных средств используют автосамосвалы, ленточные конвейеры и гидравлический транспорт.
Экскаваторный способ обеспечивает возможность применения высокопроизводительных экскаваторов с небольшим радиусом разгрузки и рационального размещения отвалов торфов, а на стационарных промывочных установках можно использовать любое обогатительное оборудование. Однако перевозка песков и торфов требует больших затрат.
При бестранспортной технологии вскрышные работы выполняют драглайном, обеспечивает перевалку вскрышных пород в выработанное пространство.
При глубине россыпи до 33 м и шириной в среднем 308 м наиболее выгодно разрабатывать экскаваторным способом ,с применением транспортной или бестранспортной технологии, и с применением буровзрывных работ.
Для того чтобы определить какая схема наиболее выгодней нужно определить приведенные затраты по каждой схеме.
Транспортная технология вскрыши.
В основу вскрышных комплексов следует включить экскаватор ЭКГ- 5А, по
стоимости и по своим параметрам наиболее соответствует горнотехническим условиям эксплуатации месторождения.
Транспортирование торфов в отвал осуществляют автосамосвалы
Белаз –540 А (принят проектом).
Вскрыша торфов на верхнем горизонте массива многолетнемерзлых пород выполняется бульдозерно-рыхлительными агрегатами (ДЗ –141 ХЛ) Т - 500 (принят проектом).
Складирования пустой породы в отвал осуществляет бульдозер (Д – 572Т) ДЭТ-250 (принят проектом).
Бурение скважин осуществляется буровым станком 2СБШ-250МН
(принят проектом).
Приведенные затраты по первой схеме вскрышных работ.
Зпр = Сэкс + Еэ * Кi = 35942 + 0.16 * 112472 = 53937000 рублей;
где Еэ – коэффициент экономической эффективности капиталовложений, Еэ= 0.16;
Сэкс – эксплуатационная себестоимость, Сэкс = 35942 тыс.рублей;
Кi - капиталовложения, Кi = 112472 тыс.рублей;
Кi = (К1* Nэ) + (К2 * Nа) + (К3 * Nб) +( К4 * Nбо )= (11892000 * 1) + (1078000 * 10 ) + (10863000 * 3 ) + ( 8173000 * 7 ) =
= 112472 тыс. рублей;
где К1 – балансовая стоимость экскаватора ЭКГ-5А, К1 = 11891500 рублей;
К2 – балансовая стоимость автосамосвала БелАЗ – 540А,
К2 = 1078000 рублей;
К3 - балансовая стоимость бульдозера Т- 500, К3 = 10862500 рублей;
К4 - балансовая стоимость бульдозера ДЭТ - 250, К4 = 8173000 рублей;
Nэ – количество экскаваторов, Nэ = 1 штуки;
Nа – количество автосамосвалов, Nа = 10 штук;
Nб – количество бульдозеров Т - 500, Nб = 3 штуки:
Nбо – количество бульдозеров ДЭТ - 250, Nбо = 7 штуки:
Таблица 3.1.1.1- Балансовая стоимость автосамосвала БелАЗ – 540А
Наименования расходов |
Процентное содержание |
Единицы измерения |
Цена |
Закупочная цена |
- |
тыс.руб. |
980 |
Транспортирования |
10% |
тыс.руб. |
98 |
Всего |
- |
тыс.руб. |
1078 |
Таблица3.1.1.2 - Балансовая стоимость бульдозера Т- 500
Наименования расходов |
Процентное содержание |
Единицы измерения |
Цена |
Закупочная цена |
- |
тыс.руб. |
9875 |
Транспортирования |
10% |
тыс.руб. |
987.5 |
Всего |
- |
тыс.руб. |
10863 |
Таблица 3.1.1.3 - Балансовая стоимость бульдозера ДЭТ- 250
Наименования расходов |
Процентное содержание |
Единицы измерения |
Цена |
Закупочная цена |
- |
тыс.руб. |
7430 |
Транспортирования |
10% |
тыс.руб. |
743 |
Всего |
- |
тыс.руб. |
8173 |
Таблица 3.1.1.4 - Балансовая стоимость экскаватора ЭКГ-5А
Наименования расходов |
Процентное Содержание |
Единицы измерения |
Цена |
Закупочная цена |
- |
тыс.руб. |
7500 |
Запасные части |
2.5% |
тыс.руб. |
187.5 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
7687.5 |
Наценка УМТС |
31% |
тыс.руб. |
2383.1 |
Стоимость деревянной тары |
2.3% |
тыс.руб. |
176.8 |
Транспортирования |
10% |
тыс.руб. |
768.8 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
11016.2 |
Заготовительные – складные расходы |
1.2% |
тыс.руб. |
132.2 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
11148.4 |
Расходы на комплектацию оборудования |
0.7% |
тыс.руб. |
70 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
11218.4 |
Монтаж |
6% |
тыс.руб. |
673.1 |
Всего |
- |
тыс.руб. |
11892 |
Эксплуатационная себестоимость.
Эксплуатационная себестоимость включает в себя затраты:
амортизацию горного оборудования; электроэнергию; материалы;
заработанная плата и прочие затраты.
Сэкс = Зам + Зп + Зэ + Зэк + Зпр = 14958 + 6293 + 214 + 11210 + 3267 =
35942 тыс.руб;
где Зам - затраты на амортизацию горного оборудования, Зам = 14958 тыс.руб;
Зп - заработанная плата, Зп = 6293 тыс.руб;
Зэ - затраты на электроэнергию, Зэ = 214 тыс.руб;
Зэк - эксплуатационные затраты, Зэк = 11206 тыс.руб;
Зпр - прочие затраты, Зпр = 3267 тыс.руб;
Таблица 3.1.1.5 - Затраты на амортизацию горного оборудования.
Оборудование |
Стоимость оборудования, тыс.руб. |
Норма амортизации, % |
Количество, шт. |
Годовая сумма амортизации, тыс. руб. |
Экскаватор ЭКГ-5А |
11892 |
7.7 |
1 |
915 |
АвтосамосвалБелАЗ – 540А |
1078 |
16.7 |
10 |
1800 |
Бульдозер Т-500 |
10863 |
15 |
3 |
4888 |
БульдозерДЭТ- 250 |
8173 |
15 |
7 |
8580 |
Всего |
|
|
|
14958 |
Таблица 3.1.1.6- Заработанная плата
Наименований профессий |
разряд |
Штат, чел. |
Число смен работы в год одного рабочего |
Тариф-ная ставка в день, руб |
Годовой Фонд зар. платы, тыс.руб. |
Основная зарплата, тыс.руб. |
Дополнительная зарплата 10% тыс.руб. |
Итого фонда зарплаты, тыс.руб. |
|||
Яв. |
Спис. |
Премия, 50% |
Северные надбавки, 1.2 |
Доплаты, 5% |
|||||||
Машинист ЭГГ |
|
2 |
2.2 |
260 |
300 |
172 |
86 |
206 |
8 |
47 |
519 |
Помощник ЭГГ |
|
2 |
2.2 |
260 |
250 |
143 |
71 |
172 |
7 |
39 |
432 |
Машинист БелАЗа |
|
20 |
22 |
260 |
300 |
1716 |
858 |
2059 |
85 |
472 |
5190 |
Машинист Т-500 |
|
6 |
6.6 |
260 |
300 |
514 |
257 |
617 |
25 |
141 |
1554 |
Машинист ДЭТ-250 |
|
14 |
15.4 |
260 |
300 |
1200 |
600 |
1440 |
60 |
330 |
3630 |
Единый социальный фонд, 35.6% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3478 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6293 |
Списочный штат определяется:
Тспис = Треж / Тфак = 251 / 232 = 1.1
где Треж = Тсм - Ткл - Тпр = 260 – 7 – 2 = 251 дней;
где Тсм – количество смен в сезоне, Тсм = 260 дней;
Тпр – количество праздничных дней, Тпр = 2 дня;
Ткл - простои по климатическому условию, Ткл = 7 дней.
Тфак = Тсм - Ткл - Тпр - Тб - Тв = 260 – 7 – 2 – 5 - 14 = 232 дней;
где Тб – количество дней по болезни, Тб = 5 дня;
Тв – количество выходных дней, Тв = 14 дня;
Таблица 3.1.1.7- Затраты на электроэнергию.
Наименования затрат |
Единицы измерения. |
Расход энергии в год |
Цена за единицу измерения, руб. |
Годовые затраты, руб. |
Плата по одноставочному тарифу |
кВт |
231000 |
0.224 |
51744 |
Плата по двухставочному тарифу |
кВт |
1600 |
79 |
126400 |
Неучтенные затраты 20% |
|
|
|
35628 |
Всего |
|
|
|
214000 |
Затраты на электроэнергию определяется суммированием одноставочного и двухставочного тарифа за 1 час работы экскаватора и стоимости 1кВт.ч.
Расход энергии по одноставочному тарифу, Wо = 231000 кВт;
Расход энергии по двухставочному тарифу, Wд = 1600 кВт;
Wо = Nуст * tг * К * Цот * Ки = 250 * 4620 * 0.25 * 0.8 = 231000 кВт;
где Nуст – установленная мощность экскаватора ЭКГ –5А, Nуст = 250 кВт;
tсез – число рабочих часов в год, tг = 4620 часов;
К- коэффициент интегральности, К = (0.25 –0.3);
Ки - коэффициент использования, Ки = 0.8
Wд = Nуст * Тмес * Цдт * Ки = 250 * 8 * 0.8 = 1600 кВт;
Таблица 3.1.1.9 - Эксплуатационные затраты на автосамосвал БелАЗ – 540А.
Оборудование |
Кол -во, шт. |
Затраты рублей на 1000 км |
|
|
|
||||
Диз. топливо |
ГСМ |
Материалы |
Ремонт |
Шины |
Общие Затраты, тыс.руб. |
Пробег автосамосвалов, тыс. км |
Общая сумма затрат, тыс. руб. |
||
АвтосамосвалБелАЗ – 540А |
10 |
3500 |
720 |
950 |
1380 |
2.16 * 40000 |
74 |
50 |
3700 |
Таблица3.1.1.9 - Эксплуатационные затраты на экскаватор ЭКГ – 5А.
Оборудование |
Кол -во, шт. |
Затраты на 1 машино – час |
|
|
|
||||
Канаты |
ГСМ |
Материалы |
Ремонт |
Кабели |
Общие Затраты на 1 машино - час. |
Количество часов работы в сезон, час. |
Общая сумма затрат, тыс. руб. |
||
Экскаватор ЭКГ-5А |
1 |
17 |
12.5 |
110 |
510 |
22.5 |
627 |
4620 |
2896 |
Таблица 3.1.1.10 - Эксплуатационные затраты на бульдозер Т - 500.
Оборудование |
Кол -во, шт. |
Затраты на 1 машино – час |
|
|
|
|
||
Диз. Топливо |
ГСМ |
Материалы |
Ремонт |
Общие Затраты, тыс.руб. |
Количество часов работы в сезон, час. |
Общая сумма затрат, тыс. руб. |
||
Бульдозер Т- 500 |
3 |
67 |
18.5 |
10.8 |
51.7 |
148 |
3705 |
1650 |
Таблица 3.1.1.11 - Эксплуатационные затраты на бульдозер ДЭТ - 250.
Оборудование |
Кол -во, шт. |
Затраты на 1 машино – час |
|
|
|
|
||
Диз. Топливо |
ГСМ |
Материалы |
Ремонт |
Общие Затраты, тыс.руб. |
Количество часов работы в сезон, час. |
Общая сумма затрат, тыс. руб. |
||
Бульдозер ДЭТ- 250 |
7 |
52 |
14.2 |
8.3 |
39.6 |
114.1 |
3705 |
2960 |
Сумма эксплуатационные затраты равняется
Зэк = 3700 + 2896 + 1650 + 2960 = 11206 тыс.руб.
Прочие затраты определяются 10% от всех затрат (заработанная плата, затраты на электроэнергию, затраты на амортизацию горного оборудования, затраты на вспомогательные материалы).
Зпр = (Зп + Зэ + Зам + Зэк ) * 10% = (6293 + 214 + 14958 + 11206) * 10% = = 3267 тыс.руб.
Бестранспортная технология вскрыши.
В основу вскрышных комплексов следует включить экскаватор ЭШ 15 / 90, по своим параметрам наиболее соответствует горнотехническим условиям эксплуатации месторождения.
Бурение скважин осуществляется буровым станком СБШ-250 МН
(принят проектом).
Приведенные затраты по второй схеме вскрышных работ.
Зпр = Сэш + Еэ * Кj = 9940 + 0.16 * 62476 = 19936000 рублей;
Сэш – эксплуатационная себестоимость экскаватора ЭШ 15/90А,
Сэш = 9940 тыс.руб.
Кj - балансовая стоимость экскаватора ЭШ 15/90А, Кj = 62476 тыс.руб.
Таблица 3.1.1.12 - Балансовая стоимость экскаватора ЭШ 15/90А
Наименования расходов |
Процентное содержание |
Единицы измерения |
Цена,тыс.руб. |
Закупочная цена |
- |
тыс.руб. |
39375 |
Запасные части |
2.5% |
тыс.руб. |
984.4 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
40359.4 |
Наценка УМТС |
31% |
тыс.руб. |
12511.4 |
Стоимость деревянной тары |
2.3% |
тыс.руб. |
928.3 |
Транспортирования |
10% |
тыс.руб. |
4036 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
57835.1 |
Заготовительные – складные расходы |
1.2% |
тыс.руб. |
694 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
58529.1 |
Расходы на комплектацию оборудования |
0.7% |
тыс.руб. |
410 |
Итого |
- |
тыс.руб. |
58939.1 |
Монтаж |
6% |
тыс.руб. |
3536.3 |
Всего |
- |
тыс.руб. |
62476 |
Эксплуатационная себестоимость
Сэкс = Зам + Зэк + Зп + Зэ + Зпр = 2499 + 3500 +1009 + 2028 + 904 =
= 9940 тыс.руб.
Таблица 3.1.1.13 - Затраты на амортизацию горного оборудования.
Оборудование |
Стоимость оборудования, тыс.руб. |
Норма амортизации, % |
Количество, шт. |
Годовая сумма амортизации, тыс. руб. |
Экскаватор ЭШ 15/90А |
62476 |
4 |
1 |
2499 |
Таблица 3.1.1.14 - Заработанная плата
Наименований профессий |
разряд |
Штат, чел. |
Число смен работы в год одного рабочего |
Тариф-ная ставка, тыс.руб |
Годовой Фонд зар. платы, тыс.руб. |
Основная зарплата, тыс.руб. |
Дополнительная зарплата 10% тыс.руб. |
Итого фонда зарплаты, тыс.руб. |
|||
Яв. |
Спис. |
Премия, 50% |
Северные надбавки, 1.2 |
Доплаты, 5% |
|||||||
Машинист ЭШ |
|
2 |
2.2 |
260 |
350 |
200 |
100 |
240 |
10 |
55 |
605 |
Помощник ЭШ |
|
2 |
2.2 |
260 |
300 |
172 |
86 |
206 |
8 |
47 |
519 |
Слесарь ЭШ |
|
2 |
2.2 |
260 |
250 |
143 |
71 |
172 |
7 |
39 |
432 |
Единый социальный фонд, 35.6% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
554 |
всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1009 |
Таблица 3.1.1.15 - Затраты на электроэнергию.
Наименования затрат |
Единицы измерения. |
Расход энергии в год |
Цена за единицу измерения, руб. |
Годовые затраты, руб. |
Плата по одноставочному тарифу |
кВт |
2194500 |
0.224 |
490000 |
Плата по двухставочному тарифу |
кВт |
15200 |
79 |
1200000 |
Неучтенные затраты 20% |
|
|
|
338000 |
Всего |
|
|
|
2028000 |
Расход энергии по одноставочному тарифу, Wо = 2194500 кВт;
Расход энергии по двухставочному тарифу, Wд = 15200 кВт;
Wо = Nуст * tмес * Тмес * К * Цот = 1900 * 4620 * 0.25 = 2194500 кВт;
где Nуст – установленная мощность экскаватора ЭШ 15/90А, Nуст = 1900 кВт;
Wд = Nуст * Тмес * Цдт = 1900 * 8 = 15200 кВт;
Таблица 3.1.1.16 - Эксплуатационные затраты на экскаватор ЭШ 15/90.
Оборудование |
Кол -во, шт. |
Затраты на 1 машино – час |
|
|
|
||||
Канаты |
ГСМ |
Материалы |
Ремонт |
Кабели |
Общие Затраты на 1 машино - час. |
Количество часов работы в сезон, час. |
Общая сумма затрат, тыс. руб. |
||
Экскаватор ЭЩ 15/90 |
1 |
100 |
39 |
167 |
429 |
30 |
765 |
4620 |
3500 |
Прочие затраты
Зпр = (Зп + Зэ + Зам + Зэк ) * 10% = (1009 + 2028 + 2499 + 3500) = 904 тыс.руб.
По результатам расчета определили что приведенные затраты по транспортной технологии равняются 53937000 рублей, а приведенные затраты по бестранспортной технологии 19936000 рублей, следовательно вскрыша будет производится по бестранспортной технологии.
Добычные работы
При запасах песков 1 млн.м3 годовая производительность карьера по единым нормам выработкам должна составлять 150-250 тыс.м3 .
На основе использования исследований АО “Иргиредмет” и результатов опытно-промышленных работ по извлечению тонкого и мелкого золота, для обогащения песков россыпи были рекомендованы промывочные приборы ПКБШ-100.
Суточная производительность промприбора составляет 77 м3/ч.
При мощности песков 1,96м. и производительности прибора 77 м3/ч,
более рациональным было решение использовать на добычных работах мобильный экскаватор КАТО-НД-1500 на гусеничном ходу с вместимостью ковша 1.5 м3 с производительностью 88 м3/ч .
Складирование эфельных отвалов, подачу песков в бункер обогатительной установки, а также часть инженерных работ выполняется бульдозерами
(Т-170) (принят проектом).
Складирование галечных отвалов, а также часть инженерных работ выполняется бульдозерами Д – 572Т (ДЭТ- 250) (принят проектом).
Транспортирование песков на промывочный прибор осуществляют автосамосвалы Белаз –540 А (принят проектом).