3 Горная часть

3.1 Исходные данные для проектирования

3.1.1 Выбор способа разработки.


В зависимости от типа горных машин, используемых для выемки и транспортировки песков,  различают следующие способы разработки: подземный, дражный, гидравлический, скреперно-бульдозерный, экскаваторный.

Подземный способ:

Из всех способов разработки наиболее трудоемким, дорогостоящим  является подземный. Подземный способ разработки целесообразно применять в следующих условиях, где четко выдержанный и выраженный пласт, глубина залегания более 15 м, высокое содержание золота 10-12г/м3

Дражный способ:

Современные многоковшовые драги представляют собой относительно сложные и дорогостоящие комплексы с высокой степенью механизации и поточности технологических процессов и обеспечивают достижение наиболее высоких технико-экономических показателей по сравнению с другими способами разработки.  

Многоковшовые драги целесообразно применять для разработки пород практически любой крепости  и состава за исключением весьма валунистых и крепко сцементированных пород и вязких глин.

Наиболее рационально многоковшовые драги применять для разработки водоносных пойменных и больших ключевых россыпей с небольшим уклоном.     

Дражный способ  неэффективен по соображениям сравнительно большого уклона террасы,   и 100%-ной пораженности массива многолетней мерзлотой и незначительного срока эксплуатации месторождения.



Гидравлический способ:

При гидравлическим способе применяются сравнительно простое оборудование (гидромониторы, насосы, землесосы, гидроэлеваторы, трубы) и

процесс обогащение песков существенно упрощается, так как на промывку поступает хорошо дезинтегрированные и размытые пески.  

Так же характерен небольшой штат рабочих и относительно высокие технико- экономических показателей.

Эти особенности позволяют при благоприятных условиях залегания россыпи и наличии дешевой напорной воды обеспечить относительную низкую себестоимость металла.

К недостатком гидравлической разработки следует отнести значительный расход электроэнергии, ограниченность применения способа и сезонность работ.   

Гидравлический способ целесообразно  для разработки террасовых, увальных, верховых, ключевых и реже долинных россыпей с ограниченным притоком подземных и поверхностных вод. С увеличением притока разработка усложняется, а себестоимость добычи повышается. Себестоимость добычи при разработке пойменных россыпей увеличивается вследствие увеличения стоимости осушения и транспортирования, но сохраняют основные преимущества этого способа: небольшие капитальные вложения и простота оборудования. Запасы россыпей, которые можно разрабатывать гидравлическим способом, изменяются в широких пределах. Эти сроки зависят от капиталовложений, необходимых для разработки россыпи и наличие разведанных запасов вблизи прииска. Если необходимо строить линию электропередачи значительной протяженности и поселок; то следует выдерживать сроки существования разреза не менее 10-12 лет.

Гидравлический способ применять не целесообразно из-за 100%-ной мерзлоты, большой глубины россыпи и коротким сроком отработки.



Скреперно-бульдозерный способ:

Бульдозеры и скреперы имеют простую и надежную конструкцию, удобны в управлении, обслуживаются одним человеком и имеют высокую производительность при разработке легких, средней плотности и тяжелых разрыхленных пород.

Бульдозерно-скреперный способ разработки не требует больших капитальных затрат и характеризуется малым дельным расходом электроэнергии.

К достоинству следует отнести их высокую маневренность, возможной быстрой перебазировки с одного участка на другой.

Недостатки: заметное снижение производительности при повышении валунистости разрабатываемых пород и увеличенном расстоянии  их транспортирования, зависимость работ от климатических условий и высокая трудоемкость ремонтных работ.        

Бульдозерно-скреперный способ разработки применить невозможно из-за больной глубины россыпи (до 33 м) и большой длине транспортировки пород.

Экскаваторный способ:

При использовании одноковшовых экскаваторов разработка может производится как с применением транспорта, так и без него.

Для транспортирования песков к промывочным установкам, а торфов в отвал    

в качестве транспортных средств используют автосамосвалы, ленточные конвейеры и гидравлический транспорт.

Экскаваторный способ обеспечивает возможность применения высокопроизводительных экскаваторов с небольшим радиусом разгрузки и рационального размещения отвалов торфов, а на стационарных промывочных установках можно использовать любое обогатительное оборудование. Однако перевозка песков и торфов требует больших затрат.

При бестранспортной технологии вскрышные работы  выполняют драглайном, обеспечивает перевалку вскрышных пород в выработанное пространство.

При глубине россыпи до 33 м и шириной в среднем 308 м наиболее выгодно разрабатывать экскаваторным способом ,с применением транспортной или бестранспортной технологии, и с применением буровзрывных работ.

Для того чтобы определить какая схема наиболее выгодней нужно определить приведенные затраты по каждой схеме.

Транспортная технология вскрыши.

В основу вскрышных комплексов следует включить экскаватор ЭКГ- 5А, по

стоимости и по своим параметрам наиболее соответствует горнотехническим условиям эксплуатации месторождения.

Транспортирование торфов в отвал осуществляют автосамосвалы

Белаз –540 А (принят проектом).

Вскрыша  торфов на верхнем горизонте массива многолетнемерзлых пород выполняется бульдозерно-рыхлительными агрегатами (ДЗ –141 ХЛ) Т - 500 (принят проектом).

Складирования пустой породы в отвал осуществляет бульдозер (Д – 572Т)  ДЭТ-250 (принят проектом).

Бурение скважин осуществляется буровым станком 2СБШ-250МН

(принят проектом).

Приведенные затраты по первой схеме вскрышных работ.

Зпр = Сэкс + Еэ * Кi = 35942 + 0.16 * 112472 = 53937000 рублей;

где  Еэ – коэффициент экономической эффективности капиталовложений,   Еэ= 0.16;

Сэкс – эксплуатационная себестоимость, Сэкс = 35942 тыс.рублей;

Кi - капиталовложения, Кi = 112472 тыс.рублей;

Кi = (К1* Nэ) + (К2 * Nа) + (К3 * Nб)  +(  К4 * Nбо )=                                                               (11892000 * 1)  + (1078000 * 10  ) + (10863000 * 3 ) + ( 8173000 * 7 ) =

= 112472 тыс. рублей;

где К1 – балансовая стоимость экскаватора ЭКГ-5А, К1 = 11891500 рублей;

К2 – балансовая  стоимость автосамосвала БелАЗ – 540А,

К2 = 1078000 рублей;

К3 - балансовая стоимость бульдозера Т- 500, К3 = 10862500 рублей;

К4 - балансовая стоимость бульдозера ДЭТ - 250, К4 = 8173000 рублей;

Nэ – количество экскаваторов, Nэ = 1 штуки;

Nа – количество автосамосвалов, Nа = 10 штук;

Nб – количество бульдозеров Т - 500, Nб = 3 штуки:

Nбо – количество бульдозеров ДЭТ - 250, Nбо = 7 штуки:

Таблица 3.1.1.1- Балансовая стоимость автосамосвала БелАЗ – 540А

Наименования расходов

Процентное

содержание

Единицы

измерения

Цена

Закупочная цена

-

тыс.руб.

980

Транспортирования

10%

тыс.руб.

98

Всего

-

тыс.руб.

1078


Таблица3.1.1.2 - Балансовая стоимость бульдозера Т- 500

Наименования расходов

Процентное

содержание

Единицы

измерения

Цена

Закупочная цена

-

тыс.руб.

9875

Транспортирования

10%

тыс.руб.

987.5

Всего

-

тыс.руб.

10863


Таблица 3.1.1.3 - Балансовая стоимость бульдозера ДЭТ- 250

Наименования расходов

Процентное

содержание

Единицы

измерения

Цена

Закупочная цена

-

тыс.руб.

7430

Транспортирования

10%

тыс.руб.

743

Всего

-

тыс.руб.

8173










Таблица 3.1.1.4 - Балансовая стоимость экскаватора ЭКГ-5А

Наименования расходов

Процентное

Содержание

Единицы

измерения

Цена

Закупочная цена

-

тыс.руб.

7500

Запасные части

2.5%

тыс.руб.

187.5

Итого

-

тыс.руб.

7687.5

Наценка УМТС

31%

тыс.руб.

2383.1

Стоимость деревянной тары

2.3%

тыс.руб.

176.8

Транспортирования

10%

тыс.руб.

768.8

Итого

-

тыс.руб.

11016.2

Заготовительные – складные расходы

1.2%

тыс.руб.

132.2

Итого

-

тыс.руб.

11148.4

Расходы на комплектацию оборудования

0.7%

тыс.руб.

70

Итого

-

тыс.руб.

11218.4

Монтаж

6%

тыс.руб.

673.1

Всего

-

тыс.руб.

11892


Эксплуатационная себестоимость.

Эксплуатационная себестоимость включает в себя затраты:

амортизацию горного оборудования; электроэнергию; материалы;

заработанная плата и прочие затраты.

Сэкс = Зам + Зп  + Зэ  + Зэк + Зпр = 14958 + 6293 + 214 + 11210 + 3267 =

35942 тыс.руб;

 где  Зам - затраты на амортизацию горного оборудования,                               Зам = 14958 тыс.руб;

Зп - заработанная плата, Зп = 6293 тыс.руб;

Зэ - затраты на электроэнергию, Зэ = 214 тыс.руб;

Зэк  - эксплуатационные затраты, Зэк = 11206 тыс.руб;

Зпр - прочие затраты, Зпр = 3267 тыс.руб;









Таблица 3.1.1.5 - Затраты на амортизацию горного оборудования.

Оборудование

Стоимость

оборудования,

тыс.руб.

Норма амортизации, %

Количество,

шт.

Годовая сумма амортизации,

тыс. руб.

Экскаватор ЭКГ-5А

11892

7.7

1

915

Автосамосвал

БелАЗ – 540А

1078

16.7

10

1800

Бульдозер Т-500

10863

15

3

4888

Бульдозер

 ДЭТ- 250

8173

15

7

8580

Всего




14958


Таблица 3.1.1.6- Заработанная плата



Наименований

профессий

разряд


Штат, чел.


Число

смен

работы

в год

одного

рабочего

 

Тариф-

ная

ставка в день,

руб


Годовой

Фонд

зар. платы,

тыс.руб.

Основная

зарплата,

тыс.руб.

Дополнительная

зарплата 10% тыс.руб.

Итого фонда зарплаты, тыс.руб.


Яв.


Спис.

Премия, 50%

Северные

надбавки, 1.2

Доплаты, 5%

Машинист ЭГГ


2

2.2

260

300

172

86

206

8

47

519

Помощник ЭГГ


2

2.2

260

250

143

71

172

7

39

432

Машинист БелАЗа


20

22

260

300

1716

858

2059

85

472

5190

Машинист       Т-500


6

6.6

260

300

514

257

617

25

141

1554

Машинист       ДЭТ-250


14

15.4

260

300

1200

600

1440

60

330

3630

Единый социальный фонд, 35.6%











3478

Всего











6293


Списочный штат определяется:

Тспис = Треж / Тфак = 251 / 232 = 1.1

где Треж  = Тсм - Ткл -  Тпр = 260 – 7 – 2 = 251 дней;

где  Тсм – количество смен в сезоне, Тсм = 260 дней;

Тпр – количество праздничных дней, Тпр = 2 дня;

Ткл  - простои по климатическому условию, Ткл  = 7 дней.

Тфак = Тсм   - Ткл - Тпр - Тб - Тв  = 260 – 7 – 2 – 5  - 14 = 232 дней;

где Тб  – количество дней по болезни, Тб = 5 дня;

Тв  – количество выходных дней, Тв = 14 дня;

Таблица 3.1.1.7- Затраты на электроэнергию.

Наименования затрат

Единицы измерения.

Расход энергии в год

Цена за единицу измерения,

руб.

Годовые затраты,

 руб.

Плата по одноставочному тарифу


кВт


231000


0.224


51744

Плата по двухставочному тарифу


кВт


1600


79


126400

Неучтенные затраты 20%




35628

Всего




214000


Затраты на электроэнергию определяется суммированием одноставочного и двухставочного тарифа за 1 час работы экскаватора и стоимости 1кВт.ч.

Расход энергии по одноставочному тарифу, Wо = 231000 кВт;

Расход энергии по двухставочному тарифу, Wд = 1600 кВт;

Wо = Nуст * tг * К * Цот * Ки = 250 * 4620 * 0.25 * 0.8 = 231000 кВт;

где  Nуст – установленная мощность экскаватора ЭКГ –5А, Nуст = 250 кВт;

tсез – число рабочих часов в год, tг = 4620 часов;

К- коэффициент интегральности, К = (0.25 –0.3);

Ки - коэффициент использования, Ки = 0.8

Wд = Nуст * Тмес * Цдт * Ки = 250 * 8 * 0.8 = 1600 кВт;


Таблица 3.1.1.9 - Эксплуатационные затраты на автосамосвал БелАЗ – 540А.


Оборудование



Кол -во,

шт.

Затраты рублей на 1000 км




Диз. топливо

ГСМ

Материалы

Ремонт

Шины

Общие

Затраты, тыс.руб.

Пробег автосамосвалов,  тыс. км

Общая  сумма затрат,     тыс. руб.

Автосамосвал

БелАЗ – 540А

10

3500

720

950

1380

2.16 * 40000

74

50

3700




Таблица3.1.1.9 - Эксплуатационные затраты на экскаватор ЭКГ – 5А.


Оборудование



Кол -во,

шт.

Затраты на 1 машино – час




Канаты

ГСМ

Материалы

Ремонт

Кабели

Общие

Затраты на 1 машино - час.

Количество часов работы в сезон, час.

Общая  сумма затрат,     тыс. руб.

Экскаватор

ЭКГ-5А

1

17

12.5

110

510

22.5

627

4620

2896


Таблица 3.1.1.10 - Эксплуатационные затраты на бульдозер Т - 500.


Оборудование



Кол -во,

шт.

Затраты на 1 машино – час





Диз. Топливо

ГСМ

Материалы

Ремонт

Общие

Затраты, тыс.руб.

Количество часов работы в сезон, час.

Общая  сумма затрат,     тыс. руб.

Бульдозер

Т- 500

3

67

18.5

10.8

51.7

148

3705

1650


Таблица 3.1.1.11 - Эксплуатационные затраты на бульдозер ДЭТ - 250.


Оборудование



Кол -во,

шт.

Затраты на 1 машино – час





Диз. Топливо

ГСМ

Материалы

Ремонт

Общие

Затраты, тыс.руб.

Количество часов работы в сезон, час.

Общая  сумма затрат,     тыс. руб.

Бульдозер

ДЭТ- 250

7

52

14.2

8.3

39.6

114.1

3705

2960

 

Сумма эксплуатационные затраты равняется

 Зэк = 3700 + 2896 + 1650 + 2960 = 11206 тыс.руб.

Прочие затраты определяются 10% от всех затрат (заработанная плата, затраты на электроэнергию, затраты на амортизацию горного оборудования, затраты на вспомогательные материалы).

Зпр = (Зп + Зэ + Зам + Зэк ) * 10% = (6293 + 214 + 14958 + 11206) * 10% =             = 3267 тыс.руб.

Бестранспортная технология вскрыши.

В основу вскрышных комплексов следует включить экскаватор ЭШ 15 / 90, по своим параметрам наиболее соответствует горнотехническим условиям эксплуатации месторождения.

Бурение скважин осуществляется буровым станком СБШ-250 МН

(принят проектом).


Приведенные затраты по второй схеме вскрышных работ.

Зпр = Сэш + Еэ * Кj = 9940 + 0.16 * 62476 = 19936000 рублей;

Сэш – эксплуатационная себестоимость экскаватора ЭШ 15/90А,

Сэш = 9940 тыс.руб.

Кj - балансовая стоимость экскаватора ЭШ 15/90А, Кj = 62476 тыс.руб.

Таблица 3.1.1.12 - Балансовая стоимость экскаватора ЭШ 15/90А

Наименования расходов

Процентное

содержание

Единицы

измерения

Цена,

тыс.руб.

Закупочная цена

-

тыс.руб.

39375

Запасные части

2.5%

тыс.руб.

984.4

Итого

-

тыс.руб.

40359.4

Наценка УМТС

31%

тыс.руб.

12511.4

Стоимость деревянной тары

2.3%

тыс.руб.

928.3

Транспортирования

10%

тыс.руб.

4036

Итого

-

тыс.руб.

57835.1

Заготовительные – складные расходы

1.2%

тыс.руб.

694

Итого

-

тыс.руб.

58529.1

Расходы на комплектацию оборудования

0.7%

тыс.руб.

410

Итого

-

тыс.руб.

58939.1

Монтаж

6%

тыс.руб.

3536.3

Всего

-

тыс.руб.

62476


Эксплуатационная себестоимость

Сэкс = Зам + Зэк + Зп + Зэ + Зпр  = 2499 + 3500 +1009 + 2028 + 904 =

= 9940 тыс.руб.




Таблица 3.1.1.13 - Затраты на амортизацию горного оборудования.

Оборудование

Стоимость

оборудования,

тыс.руб.

Норма амортизации, %

Количество,

шт.

Годовая сумма амортизации,

тыс. руб.

Экскаватор          ЭШ 15/90А

   62476

4

1

2499


Таблица 3.1.1.14 - Заработанная плата



Наименований

профессий

разряд


Штат, чел.


Число

смен

работы

в год

одного

рабочего

 

Тариф-

ная

ставка,

тыс.руб


Годовой

Фонд

зар. платы,

тыс.руб.

Основная

зарплата,

тыс.руб.

Дополнительная

зарплата 10% тыс.руб.

Итого фонда зарплаты, тыс.руб.


Яв.


Спис.

Премия, 50%

Северные

надбавки, 1.2

Доплаты, 5%

Машинист ЭШ


2

2.2

260

350

200

100

240

10

55

605

Помощник ЭШ


2

2.2

260

300

172

86

206

8

47

519

Слесарь ЭШ


2

2.2

260

250

143

71

172

7

39

432

Единый социальный фонд, 35.6%











554

всего











1009


Таблица 3.1.1.15 - Затраты на электроэнергию.

Наименования затрат

Единицы измерения.

Расход энергии в год

Цена за единицу измерения,

руб.

Годовые затраты,

 руб.

Плата по одноставочному тарифу


кВт


2194500


0.224


490000

Плата по двухставочному тарифу


кВт


15200


79


1200000

Неучтенные затраты 20%




338000

Всего




2028000


Расход энергии по одноставочному тарифу, Wо = 2194500 кВт;

Расход энергии по двухставочному тарифу, Wд = 15200 кВт;

Wо = Nуст * tмес * Тмес * К * Цот = 1900 * 4620 * 0.25 = 2194500 кВт;

где  Nуст – установленная мощность экскаватора ЭШ 15/90А, Nуст = 1900 кВт;

Wд = Nуст * Тмес * Цдт = 1900 * 8 = 15200 кВт;

Таблица 3.1.1.16 - Эксплуатационные затраты на экскаватор ЭШ 15/90.


Оборудование



Кол -во,

шт.

Затраты на 1 машино – час




Канаты

ГСМ

Материалы

Ремонт

Кабели

Общие

Затраты на 1 машино - час.

Количество часов работы в сезон, час.

Общая  сумма затрат,     тыс. руб.

Экскаватор

ЭЩ 15/90


1


100


39


167


429


30


765


4620


3500


Прочие затраты

Зпр = (Зп + Зэ + Зам + Зэк )  * 10% = (1009 + 2028 + 2499 + 3500) = 904 тыс.руб.


По результатам расчета определили что приведенные затраты по транспортной технологии равняются  53937000 рублей, а приведенные затраты по бестранспортной технологии 19936000 рублей, следовательно вскрыша будет производится по бестранспортной технологии.


Добычные работы

При запасах песков 1 млн.м3 годовая производительность карьера по единым нормам выработкам  должна составлять 150-250 тыс.м3 .

На основе использования исследований АО “Иргиредмет” и результатов опытно-промышленных работ по извлечению тонкого и мелкого золота, для обогащения песков россыпи  были рекомендованы промывочные приборы ПКБШ-100.

Суточная производительность промприбора составляет 77 м3/ч.

При мощности песков 1,96м. и производительности прибора 77 м3/ч,

более рациональным было решение использовать на добычных работах мобильный экскаватор КАТО-НД-1500 на гусеничном ходу с вместимостью ковша 1.5 м3 с производительностью 88 м3/ч .

Складирование  эфельных отвалов, подачу песков в бункер  обогатительной установки, а также часть инженерных работ выполняется бульдозерами

(Т-170) (принят проектом).

Складирование  галечных отвалов, а также часть инженерных работ выполняется бульдозерами Д – 572Т (ДЭТ- 250) (принят проектом).

Транспортирование песков на промывочный прибор осуществляют автосамосвалы Белаз –540 А (принят проектом).