Список литературы


Введение................................................................................................................3


1. Качество продукции: основные понятия и определения..............................4        

 

2. Классификация показателей качества продукции.........................................6

 

Заключение...........................................................................................................12

Список литературы..............................................................................................13


Введение


В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выжи­вания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качест­ва продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем по­ложении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции. В связи с этим тема данной работы является весьма актуальной, поскольку позволяет рассмотреть качество не только как совокупность свойств продукции, но и как объект управления.

Цель контрольной работы заключается в подробном изучении качества продукции и классификации основных свойств, характеризующих качество.

Задачи работы:

- изучить основные понятия и определения, касающиеся качества продукции;

- рассмотреть классификацию показателей качества продукции;

- подробно рассмотреть отдельные свойства показатели качества продукции.

Для написания работы были использованы следующие источники литературы: Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции; Ильенкова С.Ф. Управление качеством; Новицкий Н.И. Управление качеством продукции; Окрепилов В.В. Управление качеством; Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции.

В книгах данных авторов содержится полная и весьма подробная информация по изучаемой теме, и именно они составили основу контрольной работы.

Структура работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.


1. Качество продукции: основные понятия и определения


Понятия и термины, используемые в области управления ка­чеством, определяются международными и национальными стан­дартами. Международный стандарт ИСО 8402 – 94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они при­меняются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».

Качество определено как совокупность характеристик объек­та, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные и предполагаемые потребности.

Объект – это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.

Согласно ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продук­ции. Основные понятия, термины и определения» качество про­дукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответст­вии с назначением[1].

Продукция здесь рассматривается как материализованный ре­зультат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устрой­ства, пищевые продукты и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, отно­сятся только к овеществленным результатам труда.

Учитывая, что свойство продукции является исходной харак­теристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции – это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изде­лия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «по­требление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригод­ностью и сохраняемостью.

Признаком продукции является качественная или количест­венная характеристика любых ее свойств или состояний. К каче­ственным признакам можно отнести цвет материала, форму из­делия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки техниче­ских устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, нали­чие или отсутствие дефектов. В швейных изделиях использова­ние взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армирован­ных, лавсановых или капроновых — многовариантный качест­венный признак.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции – количественная характери­стика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и чис­ленное значение.

2. Классификация показателей качества продукции


В зависимости от характера решаемых задач по оценке каче­ства продукции показатели можно классифицировать по раз­личным признакам (табл. 1).

Помимо приведенных в табл. 1 основных признаков клас­сификации и групп показателей качества используются и такие, как однородность характеризуемых свойств (функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные) и форма предоставления ха­рактеризуемых свойств (абсолютные, относительные, удельные)[2].

Таблица  1

Классификация показателей качества продукции

Признак классификации показателей


Группы показателей качества продукции


По количеству характеризуемых свойств


Единичные Комплексные Интегральные


По характеризуемым свойствам


Назначения

Надежности

Экономичности Эргономические Эстетические Технологичности Стандартизации и унификации

Патентно-правовые Экологические

Безопасности Транспортабельности


По способу выражения


В натуральных единицах (кг, мм, баллы и др.) В стоимостном выражении.


По этапам определения значений показателей


Прогнозные

Проектные

Производственные Эксплутационные


Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: нара­ботка изделия на отказ (часы), удельный расход топлива (г/л. с.), мощность (л.с.), максимальная скорость движения (км/ч).

Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности изделия г), который характеризует два свойства – безотказность и ремонтопригодность. Вычисля­ется он по следующей формуле:

где Т– наработка изделия на отказ (безотказность);

ТВ – среднее время восстановления (ремонтопригодность).

Деление показателей на единичные и комплексные является условным из-за условности деления свойств продукции на про­стые и сложные. Например, свойство ремонтопригодности по отношению к свойству готовности является простым, но это не абсолютно, а относительно, так как: ТВ = + Ту, где Т0среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа, а Тусред­нее время для устранения отказа. Следовательно, относительно Кг показатель Тв можно рассматривать как единичный, а отно­сительно Т0 и Ту – как комплексный[3].

Интегральные показатели отражают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным за­тратам на ее создание и эксплуатацию.

Расчет интегральных показателей (И) по техническим уст­ройствам со сроком службы более одного года можно произве­сти по формуле:

где ПЭт – суммарный полезный эффект от эксплуатации технического устройства за расчетный период или полезный срок использования (например, выработка электроэнергии энергоблоком в кВт/ч, работа грузового автомобиля в т-км);

3ctзатраты на создание технического устройства (разра­ботку, изготовление, монтаж) в году Г,

3Эtзатраты на эксплуатацию технического устройства (техническое обслуживание, ремонт и другие эксплуатационные расходы) в году t;

а – коэффициент приведения (дисконтирования) разновре­менных затрат к одному году;

Т – расчетный период (полезный или нормативный срок службы).

Наиболее широкое применение при оценке качества про­дукции производственно-технического назначения находят по­казатели, сгруппированные по характеризующим свойствам.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они подразделяются на показатели функциональной и техниче­ской эффективности (производительность станка, прочность тка­ни); конструктивные (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости); показатели состава и струк­туры (процентное содержание серы в коксе, концентрация при­меси в кислотах).

Показатели надежности характеризуют свойства безотказно­сти, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность показывает свойство изделия непрерывно со­хранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов.

Ремонтопригодность – это свойство изделия, заключающее­ся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического об­служивания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного со­стояния, среднее время восстановления.

Восстановляемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстанов­ления.

Сохраняемость – свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояния в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показате­лями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособ­ность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы.

Понятие «ресурс» применяется при характеристике долго­вечности по наработке изделия, а «срок службы» – при харак­теристике долговечности по календарному времени.

Эргономические показатели, характеризующие систему «че­ловек – изделие – среда использования» и учитывающие ком­плекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, делятся на следующие группы:

гигиенические (освещенность, температура, излучение, виб­рация, шум);

антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределе­нию веса человека);

физиологические (соответствие конструкции изделия сило­вым и скоростным возможностям человека);

психологические (соответствие изделия возможностям вос­приятия и переработке информации)[4].

Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потреб­ление). Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, сти­левое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым мате­риалам), целостность композиции (пластичность, упорядочен­ность графических изобразительных элементов).

Показатели технологичности имеют отношение к таким свой­ства конструкции изделия, которые определяют его приспособ­ленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они является определяющими для показателей эконо­мичности. Единичные показатели технологичности – удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслу­живания и ремонтов и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют на­сыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются вхо­дящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэф­фициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень па­тентной защиты патентной чистоты технических решений, ис­пользованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособ­ность на внутреннем и внешнем рынке.

Экологические показатели определяют уровень вредных воз­действий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продук­ции, обусловливающие при ее использовании безопасность чело­века (обслуживающего персонала) и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в усло­виях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмот­ренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности. Показатель, по которому принимается решение оценивать ка­чество продукции, называется определяющим. Свойства, учиты­ваемые определяющим показателем, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными (обобщающими) показате­лями качества.

Оптимальным значением показателя качества продукции явля­ется такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление)[5].

Рассмотренные выше показатели качества могут быть ис­пользованы в основном для оценки продукции производствен­ного назначения. Им аналогичны показатели качества предме­тов потребления, однако они должны учитывать специфику на­значения и использования этих предметов.

Заключение


В заключение можно сделать ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог проделанной работе.

1. Качество определено как совокупность характеристик объек­та, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные и предполагаемые потребности.

2. Объект – это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

3. Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.

4. Качество про­дукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответст­вии с назначением.

5. Свойство продукции – это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изде­лия.

6. Признаком продукции является качественная или количест­венная характеристика любых ее свойств или состояний. К каче­ственным признакам можно отнести цвет материала, форму из­делия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки техниче­ских устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический).

7. Показатель качества продукции – количественная характери­стика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Таким образом, в контрольной работе были рассмотрены основные аспекты, касающиеся дефектов продукции, что делает ее очень важной для изучения и применения полученных знаний в практической деятельности.


Список литературы


1.     Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999.

2.     Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999.

3.     Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001.

4.     Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 1998.

5.     Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.











[1] Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 1998. с. 127.


[2] Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. с. 131.


[3] Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. с. 135.


[4] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 198.


[5] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 201.