Содержание



Введение...................................................................................................................3


1. Классификация дефектов и брака......................................................................4

2. Учет и анализ брака.............................................................................................7


3. Предупреждение брака. Формирование качества продукции.........................9

Заключение..............................................................................................................12

Список литературы.................................................................................................13      


Введение

Тема данной работы является весьма актуальной поскольку позволяет рассмотреть одну из важнейших современных проблем – проблему качества и дефектов продукции.

Это имеет огромное значение, поскольку для эффективного управления качеством продукции необходимы четкие знания о возможных дефектах продукции их видах, а так же уметь проводить мероприятия по их учету анализу устранению и предупреждению.

Цель контрольной работы заключается в приобретении необходимых знаний о дефектах продукции и их классификации.

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:

- рассмотреть классификацию дефектов и брака;

- изучить основы учета и анализа брака и дефектов;

- ознакомиться с методами предупреждения брака и формирования качества продукции.

Для написания контрольной работы были использованы следующие источники литературы: Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции; Ильенкова С.Ф. Управление качеством; Новицкий Н.И. Управление качеством продукции; Окрепилов В.В. Управление качеством; Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции.

В книгах данных авторов содержится полная и весьма подробная информация по изучаемой теме, и именно они составили основу контрольной работы.

Структура работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.


1. Классификация дефектов и брака


Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект – это каж­дое отдельное несоответствие продукции установленным требова­ниям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентиро­вано соответствующей документацией, и скрытые, выявление ко­торых документацией не предусмотрено[1].

В зависимости от причин образования все дефекты подразделяются на три группы.

1. Дефекты производственные, возникшие в результате нарушения производственного технологического процесса (как правило, таких изделий в ремонтные мастерские поступает сравнительно небольшое количество).

2. Дефекты эксплуатационные, образовавшиеся в процессе эксплуатации инструментов.

Наибольшее число ремонтируемых изделий имеют дефекты, относящиеся к этой группе.

3. Дефекты аварийного характера, т.е. образовавшиеся в результате падений изделий, неправильного обращения с ними. Характерными признаками этой группы дефектов являются: механические поломки различных частей, глубокие вмятины, царапины, коррозирование металлических деталей и узлов и т. д.

Дефекты аварийного характера трудноисправимы и обычно требуют капитального ремонта инструментов с заменой разрушенных частей, деталей и узлов.

Для единообразного и точного определения признаков допущенно­го брака на заводах используются классификаторы брака, устанавлива­ющие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все за­писи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.

Под видом брака подразумеваются конкретные дефекты и от­ступления от установленных требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции.

По видам в про­изводстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с та­кими дефектами, устранение которых технически возможно и эко­номически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окон­чательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает воз­можности их использования по прямому назначению.

Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в про­цессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламаци­ей. Появление рекламаций наносит производителю не только ма­териальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины (небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на не­исправном или неправильно налаженном оборудовании, исполь­зования некачественного инструмента, дефектов в исходном мате­риале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др.

По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего – наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструмен­тального цеха; отдела технического контроля качества.

Классификатор брака по виновникам и причинам


Виновник брака


Шифр брака


Причина брака


Рабочий-исполнитель

Рабочий-наладчик


01


02


Небрежное отношение к работе или нарушение технологии

Неправильная наладка оборудования


Администрация цеха







03



04


05



06


07


Неправильное хранение и транспортирование материалов, комплектующих изделий, деталей

Неправильный инструктаж рабочего


Несоответствие марки материала требованиям чертежа


Неверная наладка оборудования


Недоброкачественный инструмент, штампы, модели и др.


Отдел главного

технолога




10



11



12



Ошибки в технологической документации


Несвоевременное изменение технологий


Технический дефект оснастки, заложенный в документации


Отдел главного

конструктора


20



21


Ошибки в конструкторской документации


Несвоевременная коррекция чертежей


Отдел технического

контроля


31



32


Пропуск брака на последующие операции


Несвоевременный контроль средств измерения, ин­струментов, приспособлений


Отдел главного механика (энергетика)


41


Неисправное оборудование


Внешние поставщики


50


Скрытые дефекты материалов и комплектующих изделий



2. Учет и анализ брака


Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкрет­ных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку орга­низационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвида­цию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдель­ным календарным периодам и местам образования[2].

Каждая партия продукции предъявляется на контроль с сопроводи­тельной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При обнаружении в предъявленной продукции не­исправимого брака контролер обязан оформить его актом. Исправи­мый брак возвращается на доработку. Акт является основным и еди­ным первичным документом для учета и анализа брака. Он должен со­держать только необходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которой образовался брак, характеристику брака с указа­нием шифра его вида, причины брака и его виновника (согласно клас­сификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию с виновника.

Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымает­ся и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.

Если брак продукции обнаруживается у потребителя, на пред­приятие поступает рекламация. В ней указываются причины, вслед­ствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Воз­врат дефектной или бракованной продукции по каждому производ­ственному звену учитывается при оценке эффективности его рабо­ты, подведении итогов деятельности всего предприятия.

Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов. Он имеет целью отобразить:

а) процент брака по заводу и его подразделениям;

б) потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относитель­ные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расхо­дов на исправление исправимого брака.

Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычита­ния из абсолютного размера брака стоимости брака по цене ис­пользования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взыс­каний с поставщиков за поставку некачественных материалов[3].

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рас­считываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.













3. Предупреждение брака. Формирование качества продукции

Формирование и поддержание качества продукции происхо­дит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производ­ство, эксплуатацию (потребление) и ремонт[4].

На начальной стадии проводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, созда­ние аванпроекта, научно-исследовательские работы и подготов­ку технического задания.

Основные требования по разработке и постановке на произ­водство новой (модернизированной) продукции производствен­но-технического назначения установлены ГОСТ 15.001 – 88 и соответствующими рекомендациями по его применению.

Техническое задание, как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, ос­нование для разработки, цель и назначение разработки, техни­ческие требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения.

Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50–601–5–89, а конкретно его определяют заказчик (основ­ной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке – только разработчик). Функции заказчика могут выполнять по­требители заказываемой продукции, организации, представ­ляющие интересы потребителей, изготовители.

Заказчик формирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основывать­ся на прогнозировании потребности рынка в данном виде про­дукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенство­вания производственных процессов и сферы услуг, где будет ис­пользоваться продукция.

Разработчик осуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом ре­зультатов выполненных научно-исследовательских и экспери­ментальных работ, анализа передовых достижений отечествен­ной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, тре­бований внешнего и внутреннего рынков. Техническое задание может разрабатываться на конкретное изделие и на их группу – типоразмерный ряд или его часть. На группу изделий, характе­ризуемых общностью конструкции и назначения, может разра­батываться типовое техническое задание[5].

В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различ­ных вариантов технических решений устанавливаются окончатель­ные требования к техническим характеристикам и показателям ка­чества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям ЕСКД (эскиз­ный, технический проекты и рабочую документацию).

Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов раз­работки:

• виды изготовленных образцов (экспериментальных, опыт­ных, головных);

• категории испытаний;

• рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;

• документы, предоставляемые на приемку;

Действие технического задания заканчивается после утвер­ждения акта приемочной комиссии.

Изготовитель определяет необходимость участия разработчи­ка в подготовке и освоении производства продукции. При необ­ходимости они совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства на основе ЕСТПП, проводят квалификационные испытания.

Важнейшими задачами на стадии производства являются: обес­печение стабильного качества продукции, анализ данных о резуль­татах эксплуатации (потребления), выявление возможных направ­лений совершенствования изделий, выполнение работ по подго­товке к сертификации и организации сервисного обслуживания.






















Заключение


В заключение можно сделать ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог проделанной работе.

1. Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов.

2. Дефект – это каж­дое отдельное несоответствие продукции установленным требова­ниям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентиро­вано соответствующей документацией, и скрытые, выявление ко­торых документацией не предусмотрено

3. В зависимости от причин образования все дефекты подразделяются на три группы: дефекты производственные, возникшие в результате нарушения производственного технологического процесса; дефекты эксплуатационные, образовавшиеся в процессе эксплуатации инструментов; дефекты аварийного характера, т.е. образовавшиеся в результате падений изделий, неправильного обращения с ними.

3. По видам в про­изводстве различают исправимый и неисправимый брак. По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины, ошибок в технической документации. По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего — наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструмен­тального цеха; отдела технического контроля качества.

4. Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкрет­ных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства.

Таким образом, в контрольной работе были рассмотрены основные аспекты, касающиеся дефектов продукции, что делает ее очень важной для изучения и применения полученных знаний в практической деятельности.

Список литературы


1.     Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999.

2.     Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999.

3.     Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001.

4.     Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 1998.

5.     Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.












[1] Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999. с. 218


[2] Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001. с. 182.


[3] Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001. с. 186.


[4] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 247.


[5] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 249.