Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Классификация дефектов и брака......................................................................4
2. Учет и анализ брака.............................................................................................7
3. Предупреждение брака. Формирование качества продукции.........................9
Заключение..............................................................................................................12
Список литературы.................................................................................................13
Введение
Тема данной работы является весьма актуальной поскольку позволяет рассмотреть одну из важнейших современных проблем – проблему качества и дефектов продукции.
Это имеет огромное значение, поскольку для эффективного управления качеством продукции необходимы четкие знания о возможных дефектах продукции их видах, а так же уметь проводить мероприятия по их учету анализу устранению и предупреждению.
Цель контрольной работы заключается в приобретении необходимых знаний о дефектах продукции и их классификации.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:
- рассмотреть классификацию дефектов и брака;
- изучить основы учета и анализа брака и дефектов;
- ознакомиться с методами предупреждения брака и формирования качества продукции.
Для написания контрольной работы были использованы следующие источники литературы: Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции; Ильенкова С.Ф. Управление качеством; Новицкий Н.И. Управление качеством продукции; Окрепилов В.В. Управление качеством; Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции.
В книгах данных авторов содержится полная и весьма подробная информация по изучаемой теме, и именно они составили основу контрольной работы.
Структура работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.
1. Классификация дефектов и брака
Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено[1].
В зависимости от причин образования все дефекты подразделяются на три группы.
1. Дефекты производственные, возникшие в результате нарушения производственного технологического процесса (как правило, таких изделий в ремонтные мастерские поступает сравнительно небольшое количество).
2. Дефекты эксплуатационные, образовавшиеся в процессе эксплуатации инструментов.
Наибольшее число ремонтируемых изделий имеют дефекты, относящиеся к этой группе.
3. Дефекты аварийного характера, т.е. образовавшиеся в результате падений изделий, неправильного обращения с ними. Характерными признаками этой группы дефектов являются: механические поломки различных частей, глубокие вмятины, царапины, коррозирование металлических деталей и узлов и т. д.
Дефекты аварийного характера трудноисправимы и обычно требуют капитального ремонта инструментов с заменой разрушенных частей, деталей и узлов.
Для единообразного и точного определения признаков допущенного брака на заводах используются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.
Под видом брака подразумеваются конкретные дефекты и отступления от установленных требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции.
По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.
Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины (небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно налаженном оборудовании, использования некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др.
По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего – наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества.
Классификатор брака по виновникам и причинам
Виновник брака |
Шифр брака |
Причина брака |
Рабочий-исполнитель Рабочий-наладчик |
01 02 |
Небрежное отношение к работе или нарушение технологии Неправильная наладка оборудования |
Администрация цеха |
03 04 05 06 07 |
Неправильное хранение и транспортирование материалов, комплектующих изделий, деталей Неправильный инструктаж рабочего Несоответствие марки материала требованиям чертежа Неверная наладка оборудования Недоброкачественный инструмент, штампы, модели и др. |
Отдел главного технолога |
10 11 12 |
Ошибки в технологической документации Несвоевременное изменение технологий Технический дефект оснастки, заложенный в документации |
Отдел главного конструктора |
20 21 |
Ошибки в конструкторской документации Несвоевременная коррекция чертежей |
Отдел технического контроля |
31 32 |
Пропуск брака на последующие операции Несвоевременный контроль средств измерения, инструментов, приспособлений |
Отдел главного механика (энергетика) |
41 |
Неисправное оборудование |
Внешние поставщики |
50 |
Скрытые дефекты материалов и комплектующих изделий |
2. Учет и анализ брака
Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования[2].
Каждая партия продукции предъявляется на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При обнаружении в предъявленной продукции неисправимого брака контролер обязан оформить его актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единым первичным документом для учета и анализа брака. Он должен содержать только необходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которой образовался брак, характеристику брака с указанием шифра его вида, причины брака и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию с виновника.
Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.
Если брак продукции обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает рекламация. В ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия.
Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов. Он имеет целью отобразить:
а) процент брака по заводу и его подразделениям;
б) потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака.
Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов[3].
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.
3. Предупреждение брака. Формирование качества продукции
Формирование и поддержание качества продукции происходит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию (потребление) и ремонт[4].
На начальной стадии проводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, создание аванпроекта, научно-исследовательские работы и подготовку технического задания.
Основные требования по разработке и постановке на производство новой (модернизированной) продукции производственно-технического назначения установлены ГОСТ 15.001 – 88 и соответствующими рекомендациями по его применению.
Техническое задание, как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, основание для разработки, цель и назначение разработки, технические требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения.
Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50–601–5–89, а конкретно его определяют заказчик (основной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке – только разработчик). Функции заказчика могут выполнять потребители заказываемой продукции, организации, представляющие интересы потребителей, изготовители.
Заказчик формирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основываться на прогнозировании потребности рынка в данном виде продукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенствования производственных процессов и сферы услуг, где будет использоваться продукция.
Разработчик осуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом результатов выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, требований внешнего и внутреннего рынков. Техническое задание может разрабатываться на конкретное изделие и на их группу – типоразмерный ряд или его часть. На группу изделий, характеризуемых общностью конструкции и назначения, может разрабатываться типовое техническое задание[5].
В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различных вариантов технических решений устанавливаются окончательные требования к техническим характеристикам и показателям качества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям ЕСКД (эскизный, технический проекты и рабочую документацию).
Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов разработки:
• виды изготовленных образцов (экспериментальных, опытных, головных);
• категории испытаний;
• рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;
• документы, предоставляемые на приемку;
Действие технического задания заканчивается после утверждения акта приемочной комиссии.
Изготовитель определяет необходимость участия разработчика в подготовке и освоении производства продукции. При необходимости они совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства на основе ЕСТПП, проводят квалификационные испытания.
Важнейшими задачами на стадии производства являются: обеспечение стабильного качества продукции, анализ данных о результатах эксплуатации (потребления), выявление возможных направлений совершенствования изделий, выполнение работ по подготовке к сертификации и организации сервисного обслуживания.
Заключение
В заключение можно сделать ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог проделанной работе.
1. Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов.
2. Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено
3. В зависимости от причин образования все дефекты подразделяются на три группы: дефекты производственные, возникшие в результате нарушения производственного технологического процесса; дефекты эксплуатационные, образовавшиеся в процессе эксплуатации инструментов; дефекты аварийного характера, т.е. образовавшиеся в результате падений изделий, неправильного обращения с ними.
3. По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины, ошибок в технической документации. По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего — наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества.
4. Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства.
Таким образом, в контрольной работе были рассмотрены основные аспекты, касающиеся дефектов продукции, что делает ее очень важной для изучения и применения полученных знаний в практической деятельности.
Список литературы
1. Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999.
2. Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999.
3. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001.
4. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 1998.
5. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
[1] Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999. с. 218
[2] Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001. с. 182.
[3] Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001. с. 186.
[4] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 247.
[5] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 249.