Содержание
1. Стандартизация в сфере услуг общественного питания.
Ключевые понятия и их определения: сфера и услуга
общественного питания, исполнитель и потребитель услуги.
Общность и отличия понятий «продукция» и «услуга»,
целей и задач стандартизации в торговле и
общественном питании.......................................................................................3
2. Нормируемые метрологические характеристики
средств измерения: определение, виды, краткая
характеристика. Приведите конкретные примеры
из вашей профессиональной деятельности........................................................5
3. Задача................................................................................................................11
Список литературы..............................................................................................12
1. Стандартизация в сфере услуг общественного питания. Ключевые понятия и их определения: сфера и услуга общественного питания, исполнитель и потребитель услуги. Общность и отличия понятий «продукция» и «услуга», целей и задач стандартизации в торговле и общественном питании.
Сфера общественного питания – это область деятельности предприятий, оказывающих услуги общественного питания населению.
Услуга общественного питания – это удовлетворение запросов потребителя в предоставлении ему продукции готовой к употреблению.
Исполнителем выступают предприятия различных организационно-правовых форм, специализирующихся на оказании услуг в сфере общественного питания[1].
Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные:
в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения;
по прогнозу специалистов, объем торговли услугами как на международном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответствующий объем торговли товарами;
доля работающего населения страны, занятого в сфере услуг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В 1995 г. вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг ВТО, которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.
Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.
Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населению, так и в сфере производственных услуг – услуг в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.
Рассмотрим стандартизацию услуг в сфере услуг населению.
Работы по стандартизации услуг начали проводиться практически в 1992 г. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ «О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных Госстандартом России, стала обязательная сертификация.
Используемые в сфере услуг многочисленные подзаконные акты (правила, инструкции и пр.) не могли стать основной нормативной базой сертификации – были необходимы государственные стандарты с обязательными требованиями. Таким образом, обязательная сертификация, начатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг.
На 1 января 1998 г. в сфере услуг населению действовало 19 государственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том числе: основополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг); конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, туристских услуг и услуг гостиниц, услуг общественного питания, химическая чистка и крашение, перевозка пассажиров автомобильным транспортом), на процессы (проектирование туристских услуг), персонал (по услугам общепита), на классификацию предприятий сферы услуг (предприятия общепита, гостиницы)[2].
Планируется разработка стандартов на номенклатуру показателей качества услуг, методы оценки качества услуг и ряд новых стандартов по услугам, введенным в 1999 г. в номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации.
2. Нормируемые метрологические характеристики средств измерения: определение, виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из вашей профессиональной деятельности
Метрологические свойства СИ – это свойства, влияющие на результат измерений и его погрешность. Показатели метрологических свойств являются их количественной характеристикой и называются метрологическими характеристиками.
Метрологические характеристики, устанавливаемые НД, называют нормируемыми метрологическими характеристиками.
Все метрологические свойства СИ можно разделить на две группы:
1) свойства, определяющие область применения СИ;
2) свойства, определяющие качество измерения[3].
К основным метрологическим характеристикам, определяющим свойства первой группы, относятся диапазон измерений и порог чувствительности.
Диапазон измерений – область значений величины, в пределах которых нормированы допускаемые пределы погрешности. Значения величины, ограничивающие диапазон измерений снизу или сверху (слева и справа), называют соответственно нижним или верхним пределом измерений.
Порог чувствительности – наименьшее изменение измеряемой величины, которое вызывает заметное изменение выходного сигнала. Например, если порог чувствительности весов равен 10 мг, то это означает, что заметное перемещение стрелки весов достигается при таком малом изменении массы, как 10 мг.
К метрологическим свойствам второй группы относятся три главных свойства, определяющих качество измерений: точность, сходимость и воспроизводимость измерений.
Наиболее широко в метрологической практике используется первое свойство — точность измерений. Рассмотрим его наиболее подробно. Точность измерений СИ определяется их погрешностью.
Погрешность – это разность между показаниями СИ и истинным (действительным) значением измеряемой физической величины. Поскольку истинное значение физической величины неизвестно, то на практике пользуются ее действительным значением. Для рабочего СИ за действительное значение принимают показания рабочего эталона низшего разряда (допустим, 4-го), для эталона 4-го разряда, в свою очередь, – значение физической величины, полученное с помощью рабочего эталона 3-го разряда. Таким образом, за базу для сравнения принимают значение СИ, которое является в поверочной схеме вышестоящим по отношению к подчиненному СИ, подлежащему поверке:
,
где – погрешность поверяемого СИ;
– значение той же самой величины, найденное с помощью поверяемого СИ;
– значение СИ, принятое за базу для сравнения, т.е. действительное значение.
Погрешности СИ могут быть классифицированы по ряду признаков, в частности:
по способу выражения – абсолютные, относительные;
по характеру проявления – систематические, случайные;
по отношению к условиям применения – основные, дополнительные.
Наибольшее распространение получили метрологические свойства, связанные с первой группировкой – с абсолютными и относительными погрешностями.
Точность измерений СИ – качество измерений, отражающее близость их результатов к действительному (истинному) значению измеряемой величины. Точность определяется показателями абсолютной и относительной погрешности.
Определяемая по формуле ∆ХП является абсолютной погрешностью. Однако в большей степени точность СИ характеризует относительная погрешность (δ), т.е. выраженное в процентах отношение абсолютной погрешности к действительному значению величины, измеряемой или воспроизводимой данным СИ:
Точность может быть выражена обратной величиной относительной погрешности – 1/5. Если погрешность 5 = 0,1% или 0,001 = , то точность равна 103.
В стандартах нормируют характеристики точности, связанные с другими погрешностями.
Систематическая погрешность – составляющая погрешности результата измерения, остающаяся постоянной (или же закономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины. Ее примером может быть погрешность градуировки, в частности погрешность показаний прибора с круговой шкалой и стрелкой, если ось последней смещена на некоторую величину относительно центра шкалы. Если эта погрешность известна, то ее исключают из результатов разными способами, в частности введением поправок[4].
При нормировании систематической составляющей погрешности СИ устанавливают пределы допускаемой систематической погрешности СИ – конкретного типа – Д. Величина систематической погрешности определяет такое метрологическое свойство, как правильность измерений СИ.
Случайная погрешность – составляющая погрешности результата измерения, изменяющаяся случайным образом (по знаку и значению) в серии повторных измерений одного и того же размера величины с одинаковой тщательностью. В появлении этого вида погрешности не наблюдается какой-либо закономерности. Они неизбежны и неустранимы, всегда присутствуют в результатах измерения. При многократном и достаточно точном измерении они порождают рассеяние результатов.
Характеристиками рассеяния являются средняя арифметическая погрешность, средняя квадратическая погрешность, размах результатов измерений. Поскольку рассеяние носит вероятностный характер, то при указании на значения случайной погрешности задают вероятность.
Выше были подробно рассмотрены характеристики точности результатов измерений. Рассмотрим два других свойства, определяющих качество измерений, — сходимость и воспроизводимость результатов измерений.
Сходимость результатов измерений – характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов измерений одной и той же величины, выполненных повторно одними и теми же средствами, одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой тщательностью.
Высокая сходимость результатов измерения очень важна при оценке показателей качества товаров, приобретаемых потребителем в виде партии (см. выше пример с керамической плиткой).
Воспроизводимость результатов измерений – повторяемость результатов измерений одной и той же величины, полученных в разных местах, разными методами, разными операторами, в разное время, но приведенных к одним и тем же условиям измерений (температуре, давлению, влажности и др.).
Например, в стандарте на методы определения плотности молока воспроизводимость регламентируется в следующей форме: допускаемое расхождение между результатами определения плотности молока одним типом ареометра в различных условиях (в разное время, в разных местах и разными операторами) не должно превышать 0,8 кг/м3.
В процедурах сличения результатов анализа качества однотипной продукции в разных лабораториях рекомендуется оценивать воспроизводимость по методике, изложенной в следующем примере.
Номенклатура нормируемых метрологических характеристик СИ определяется назначением, условиями эксплуатации и многими другими факторами. У СИ, применяемых для высокоточных измерений, нормируется до десятка и более метрологических характеристик в стандартах технических требований (технических условий) и ТУ. Нормы на основные метрологические характеристики приводятся в эксплуатационной документации на СИ. Учет всех нормируемых характеристик необходим при измерениях высокой точности и в метрологической практике. В повседневной производственной практике широко пользуются обобщенной характеристикой – классом точности. Класс точности СИ – обобщенная характеристика, выражаемая пределами допускаемых (основной и дополнительной) погрешностей, а также другими характеристиками, влияющими на точность[5]. Классы точности конкретного типа СИ устанавливают в НД. При этом для каждого класса точности устанавливают конкретные требования к метрологическим характеристикам, в совокупности отражающим уровень точности СИ данного класса. Например, для вольтметров нормируют предел допускаемой основной погрешности и соответствующие нормальные условия; пределы допускаемых дополнительных погрешностей; пределы допускаемой вариации показаний; невозвращение указателя к нулевой отметке. У плоскопараллельных концевых мер длины такими характеристиками являются пределы допускаемых отклонений от номинальной длины и плоскопараллельности; пределы допускаемого изменения длины в течение года. У мер электродвижущей силы (нормальных элементов) нормируют пределы допускаемой нестабильности ЭДС в течение года.
Присваиваются классы точности СИ при их разработке (по результатам приемочных испытаний). В связи с тем, что при эксплуатации их метрологические характеристики обычно ухудшаются, допускается понижать класс точности по результатам поверки (калибровки).
Итак, класс точности позволяет судить о том, в каких пределах находится погрешность измерений этого класса. Это важно знать при выборе СИ в зависимости от заданной точности измерений.
В качестве примера нормируемой метрологической характеристики можно рассмотреть процесс осуществления количественной оценки сходимости с помощью разных показателей, которая проводится на моем предприятии. В стандартах на методы определения химического состава мяса сходимость указывается в различной форме: при определении нитрита за результат анализа принимают среднее арифметическое из двух параллельных определений при расхождении по отношению к среднему не более 10% при Р= 0,95; при определении азота разница между результатами двух определений, выполненных одновременно или с небольшими промежутками времени одним и тем же химиком-аналитиком, не должна превышать 0,10 г азота на 10 г образца.
3. Задача
В магазине "Кулинария" реализуются салаты, изготовленные в столовой. При проверке качества реализуемых салатов госинспектор выдал предписание о запрете реализации их на том основании, что на них отсутствует сертификат соответствия и качественное удостоверение на данный салат. Правомерны ли действия госинспектора: а) если магазина находится при столовой: б) магазин является самостоятельным предприятием? Может ли директор магазина опротестовать это решение и как он должен аргументировать свой протест? Что может служить основанием для снятия запрета на реализацию салатов?
Действия госинспектора будут правомерными, в том случае, если магазин является самостоятельным предприятием, поскольку на каждый товар в магазине должен быть сертификат соответствия и качественное удостоверение.
Если магазин находится при столовой, то сертификат соответствия не требуется, поэтому директор вправе опротестовать это решение, аргументировав это тем, что реализуемая продукция соответствует санитарным нормам, а основанием для запрета может являться только их отсутствие, либо реализация салатов, приобретаемых в виде полуфабрикатов у независимых поставщиков.
Список литературы
1. Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999.
2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. – М.: ЮНИТИ., 1998.
3. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 2001.
4. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
5. Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М., 2000.
[1] Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. с. 171.
[2] Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. – Спб., 1999. с. 179.
[3] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 2001. с. 96.
[4] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 2001. с. 98.
[5] Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М., 2000. с. 112.