Доработка к стр. 8

1.2. Маркировка, наносимая на упаковку потребительских товаров


Неотъемлемой частью упаковки является обязательная маркировка и дополнительная печатная информация о товаре, нанесенная на упаковку или вложенная в нее.

Маркировка товаров наносится на специально отведенные места упаковки, в качестве которых применяются этикетки, ярлыки, кольеретки и другие подобные средства. Они могут иметь вид незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции. На этикетке может быть только марочное название, а может быть очень большой объем информации.

В условиях быстро возрастающего применения компьютерных технологий во всех отраслях деятельности трудно преуменьшить роль штрихового кодирования, используемого в целях повышения эффективности производства, торговли, транспорта, банковского дела. В западных странах, да и не только, практически весь торговый бизнес основан на штриховых кодах. При их отсутствии торговля не принимает товар от производителя либо делает это с большой скидкой  (30 – 40% и более). Такие действия объясняются тем, что штриховое кодирование товаров экономически оправдано, когда охватывает не менее95 % товаров. По сути дела, штриховое кодирование – это способ введения информации в ЭВМ, с помощью которого объект можно быстро идентифицировать.

Торговое предприятие получает по электронным каналам от поставщика информацию о товаре (его размере, весе, свойствах и т.д.). на складе при помощи лазерного считывателя про исходит учет товаров по их параметрам и количеству. Такому же электронному учету подвергаются товары при их поступлении в магазин и при продаже. Все это выполняется на персональном компьютере мгновенно. Появляется возможность практически одномоментно следить за состоянием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой и изменениями структуры товарных запасов.

От продавца в конечном счете зависит (правда, в пределах установленных норм, там, где они существуют), какие конкретные функции должна выполнять этикетка: идентифицировать товар или марку, указывать сорт товара, описывать товар, пропагандировать его привлекательным графическим исполнением. И, самое главное, на маркировке указывается информация важная для потребителя и необходимая для проведения экспертизы товара.

Содержание обязательной маркировки продовольственных и непродовольственных товаров отечественного и зарубежного производства регламентируется Государственными стандартами, устанавливающими требования к информации  для потребителя.

В соответствии с этими нормативно-техническими документами изготовитель или продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю или покупателю всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации товаров.

Информация для потребителя на непродовольственные товары в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа (паспорт, формуляр, руководство по применению и др.), прикладываемого непосредственно к конкретному товару или в виде маркировки. Информация на продовольственные товары должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Текст информации для потребителя, предоставляемую непосредственно с конкретным товаром, оформляют на русском языке. Информация может быть полностью или частично продублирована на иностранных языках. Информация должна быть полной, понимаемой и достоверной, чтобы потребитель не был обманут или введен в заблуждение относительно конкретных характеристик товара.

Информация для потребителя на непродовольственные и продовольственные товары должна содержать следующие данные:

1.     наименование товара или продукта;

2.     наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика и импортера товара, наименование страны и места происхождения;

3.     основное (или функциональное) назначение товара;

4.     основные потребительские свойства и характеристики товара или продукта;

5.     информацию об обязательной сертификации;

6.     массу нетто, основные размеры, объем или количество;

7.     состав товара или продукта, или его комплектность;

8.     дату изготовления, срок годности (службы), срок реализации, условия хранения;

9.     обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован товар. Это условие обязательно только для товаров отечественного производства.

Для пищевых продуктов обязательным является нанесение на маркировку информации о пищевой ценности: содержание питательных веществ (углеводов, жиров, белков и других компонентов) в 100 г или 100 мл продукта.

Информацию располагают непосредственно на упаковке в удобном для прочтения месте всегда в одном и том же месте единицы товара, тары, упаковки.

При небольших размерах единиц тары, упаковки, на которых технически сложно поместить необходимый текст информации для потребителя товара полностью, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается данные, характеризующие товар, или часть их помещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки или на групповой упаковке, или в сопроводительной документации к предъявляемому товару.

Информация для потребителя может быть нанесена любым способом, но во всех случаях должна быть четкой и легко читаемой. Те же цели должны достигаться применением наиболее эффективной цветовой гаммы.

Требования безопасности при хранении, транспортировании, использовании, утилизации, захоронении, уничтожении должны быть выделены из остальной информации другим шрифтом, цветом или иными способами [8].

Если тара, в которой помещен товар, покрыта дополнительной упаковкой, то информация на внутренней упаковке должна быть легко читаемой сквозь наружную упаковку либо на наружной упаковке должна быть аналогичная информация.

Средства нанесения маркировки, контактирующие с товаром, не должны влиять на его качество, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании, реализации и использовании товара, а также быть изготовленными из материалов, допущенных учреждениями Госсанэпидслужбы. Сохранность информации для товаров, применяемых в условиях воздействия окружающей среды или в специальных условиях (высокая или низкая температура, агрессивная среда и др.), должна быть обеспечена одним из следующих способов или их сочетанием:

1.           применением стойкого к воздействиям материала-носителя (влагостойкого, термостойкого и пр.);

2.           применение соответствующего метода нанесения (выдавливание, травление и пр.);

3.           применение стойкого к воздействиям оболочки (прозрачная пленка, пакет, коробка и др.).

Размеры и форма представления информации, в том числе маркировки, должна соответствовать размерам и форме потребительской упаковки [9].

Доработка к стр.19, 20

Таблица 2.2.1

Результаты анализа состояния упаковки и полноты маркировки пива


№ п/п

Оцениваемый

показатель

Наименование пива

Клинское спец.

Клинское светлое

Золотая бочка классич.

Золотая бочка светлое

Золотая бочка выдер.

1

2

3

4

5

6

7

1

Герметичность укупорки

+

+

+

+

+

2

Внешний вид тары

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

3

Состояние кроненпробки

норматив

норматив

норматив

норматив

норматив

4

Наличие этикетки

+

+

+

+

+

5

Наличие контрэтикетки

+

+

+

+

+

6

Наличие кольеретки

+

+

+

+

+

Наличие требуемых маркировочные данные:

7

Наименование товара

+

+

+

+

+

8

местонахождение (адрес) изготовителя

+

+

+

+

+

9

товарный знак изготовителя

+

+

-

+

+

10

Знак соответствия

+

+

+

+

+

11

содержание спирта

+

+

+

+

+

12

массовая доля сухих веществ в %

+

+

+

+

+

13

состав пива

+

+

+

+

+

14

пищевая ценность

+

-

+

-

-

15

условия хранения

+

+

+

+

+

16

срок годности

+

+

+

+

+

17

дата выработки

+

+

+

+

+

18

объем

+

+

+

+

+

19

обозначение нормативного или технического документа

+

+

+

+

+

20

информация о сертификации

-

-

-

-

-

21

утвержденная торговая марка

+

+

-

-

-

22

Краткая характеристика напитка (органолептические свойства – вкус, аромат, т.д.)

-

-

+

+

+

23

слово "пастеризованное"

-

-

+

+

+


Результаты анализа показали (табл. 2.2.1), что всё исследуемое пиво герметично укупорено, имеет тару и укупорку, соответствующую требованиям нормативно-технической документации, что говорит о сохранности пива в процессе хранения, транспортирования и реализации. На всех бутылках имеется этикетка, контрэтикетка и кольеретка, на которые нанесена маркировочная и рекламная информации. Маркировка всех исследуемых наименований пива содержит следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя; знак соответствия; процентное содержание спирта; массовую долю сухих веществ в начальном сусле; компонентный состав пива; объем; условия хранения; дату выработки; срок годности; обозначение нормативно-технического документа, в соответствии с которым произведен данный продукт.

Но не все наименования пива содержат максимально полную для потребителя информацию о товаре. Отдельные образцы пива не несли на своей маркировке некоторые основные нормируемые и дополнительные (необязательные) сведения. Так, пиво марки "Клинское специальное" не имеет на своей маркировке сведений о сертификации и краткой характеристики напитка. Пиво под наименованием "Клинское светлое" также не имеет на маркировке перечисленную информацию, но, в довершение, к этому отсутствует информация о пищевой ценности продукта и информации о пастеризации, которая является обязательной для пастеризованного пива.

Маркировка пива "Золотая бочка классическое",. "Золотая бочка светлое", "Золотая бочка выдержанное" не несет информации о сертификации и утвержденном торговом знаке продукции. На упаковке пива "Золотая бочка классическое" отсутствует товарный знак производителя; а на маркировке пива под марками "Золотая бочка светлое" и "Золотая бочка выдержанное" не указана пищевая ценность напитка.

Таким образом,  упаковка исследованных товаров выполнена в соответствии с требованиями  нормативно-технической документации, не имеет дефектов и отклонений. На  упаковку  каждого  товара  нанесена маркировка с указанием  требуемой информации. Но каждый из исследуемых образцов имеет недостатки информации для потребителя, которая является обязательной в соответствии с требованиями стандарта. Следовательно, такая продукция не должна была реализовываться на территории Российской федерации как не отвечающая установленным нормам.

Исключение составляет пиво марки "Клинское специальное", которое не имеет на своей маркировке только сведений о сертификации и краткой характеристики напитка. Этот недостаток ликвидируется тем, что информация о сертификации пива, реализуемого в исследуемом торговом предприятии, отражена в сертификате соответствия, имеющемся для каждой партии  товаров, поступающих в магазин. Краткая характеристика органолептических свойств пива является необязательной информацией и наносится на упаковку  из рекламных и агитационных соображений.

Доработка к стр. 22

Заключение


Исследование, поведенное на материалах продовольственного магазина "Ребус", заключалось в установлении особенностей упаковки, маркировки  пива и влияния качества  упаковочных  материалов  на качество  готового  продукта. Объектом  исследования являлось  пиво, реализуемое через прилавки розничного торгового предприятия  и произведенное  различными пивоваренными заводами,  расположенными в разных регионах Российской Федерации.

В  ходе  изучения  литературных  и  нормативно-технических источников было  выявлено,  что упаковка – это  средство  или  комплекс  средств, обеспечивающих  защиту  товара  от  повреждений  и  потерь,  а  окружающую  среду  от загрязнения. Основное  назначение  упаковки – это  защита  упакованных  товаров  от  неблагоприятных  внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду. Вспомогательной функцией  упаковки  является  несение  маркировочных данных  или  красочного, иногда  рекламного  оформления товаров;  в  этом  качестве  она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет  интерес для маркетологов.

При транспортировании и хранении пиво должно быть защищено от действия света, тепла, мороза и других внешних факторов. Роль "защитника" полностью достается таре и упаковке.

После производства, готовое пиво  разливают в подготовленную тару (бутылки, банки, бочки, кеги, автотермоцистерны). Пиво должно выпускаться в герметично укупоренной таре. Пиво разливают в бутылки коричневого или зеленого цвета стеклянные – по ГОСТ 10117 типа Х и другому нормативному документу;  бутылки ПЭТФ (полиэтиленфтолат);  металлические (жестяные) банки;   деревянные осмоленные бочки;  и другие виды тары, разрешенные органами Минздрава России. Металлическая  тара  и бутылки  из  темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющее процессы окислительной порчи. Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой

Маркировка на упаковке пива должна соответствовать требованиям нормативной документации и нести всю необходимую для потребителя информацию. Отсутствие знака соответствия свидетельствует о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификации, выданного в установленном порядке на конкретное наименование пива.

Упаковка исследованных товаров выполнена в соответствии с требованиями  нормативно-технической документации, не имеет дефектов и отклонений. На  упаковку  каждого  товара  нанесена маркировка с указанием  требуемой информации. Но каждый из исследуемых образцов имеет недостатки информации для потребителя, которая является обязательной в соответствии с требованиями стандарта. Следовательно, такая продукция не должна была реализовываться на территории Российской федерации как не отвечающая установленным нормам.

Исключение составляет пиво марки "Клинское специальное", которое не имеет на своей маркировке только сведений о сертификации и краткой характеристики напитка. Этот недостаток ликвидируется тем, что информация о сертификации пива, реализуемого в исследуемом торговом предприятии, отражена в сертификате соответствия, имеющемся для каждой партии  товаров, поступающих в магазин. Краткая характеристика органолептических свойств пива является необязательной информацией и наносится на упаковку  из рекламных и агитационных соображений.

Дополненный список лит-ры

Библиографический список

1.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 1997. – 283 с.

2.     Довгань В.Н. Книга о пиве. Смоленск: Русич, 1995.- 576 с.

3.     Позняковский В.М., Помозова В.А., Киселева Т.Ф., Пермякова Л.В. Экспертиза напитков.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1999. – с.334.

4.     ГОСТ Р 51174-98. Пиво. Общие технические условия

5.     Преснякова О.П. Пивоварение России. Проблемы и задачи // Пиво и напитки. – 1998. - №2. – с.2-5.

6.       Ковров Г.В. Российский рынок пива // Пиво и напитки. – 1998. - №2. – с74

7.     Калунянц К.А., Яровенко В.Л. и др. Производство солода, пива и безалкогольных напитков. - М.: Колос, 1994. -680 с.

8.     ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.

9.     ГОСТ Р 51074-97 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.