Курсовая работа по теме

«Законность и правопорядок»





Содержание


Введение


1.     Понятие и принципы законности


2.     Понятие правопорядка и общественного порядка,

 их соотношение


3.     Соотношение законности, правопорядка и демократии


Заключение


Литература


Введение

 

Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе правовой надстройки. Законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований.

Но как бы ни были многочисленны и глубоки теоретические и практические проблемы законности, как бы ни был высок уровень их исследований, следует отметить, что каждый новый этап развития нашего общества вновь и вновь ставит перед наукой казалось бы уже давно полностью решенные проблемы в этой сфере и выдвигает новые. Наряду с постановкой традиционных теоретических и практических вопросов законности (роль прокуратуры, суда, арбитража, милиции, государственных органов в обеспечении законности в их нормальной деятельности) неизмеримо возросло значение анализа ее функционирования во всех сферах хозяйственного и культурного строительства[1].

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но в конечном счете обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно, порождает различные взгляды. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

В теории права отмечается, что понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества[2].


Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Еще до начала глубоких социальных преобразований в России отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) уделяли значительное внимание в статьях и в специальных монографических исследованиях. Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей стране.

Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности.

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Не исключено, что проблема законности и правопорядка "оттеснена" вниманием к другим острым проблемам переходного периода. В нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества.

В нашей действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.

Разумеется, не менее важным является сам закон, который придает сложившимся в обществе отношениям некую форму, упорядоченность.

Именно закон либо способствует укреплению законности и правопорядка, либо сводит на нет все самые благие начинания. К сожалению, часто именно он сам содержит в себе причину нарушения. Прежде чем принимать закон, следует проработать механизм его реализации, так как законы - декларации, которые не имеют точек соприкосновения с действительно сложившимися общественными отношениями, обречены на нарушение и лишь повышают правовой нигилизм масс.

Другая проблема - сложность, запутанность законов, когда в них не могут разобраться даже опытные юристы, не говоря уже о простых людях. Пример - ситуация со сбором налогов, когда люди, не желая нарушать закон, все- таки делают это по причине сложнейшей системы налогообложения.

Распространен взгляд, что закон должен регулировать лишь самые существенные вопросы - остальное дополнят другие нормативные акты. В результате сложилась практика, когда закон обрастает массой подзаконных актов или содержит отсылки к другим нормативным актам. Такая ситуация порождает правовую анархию, т.е. прямые или косвенные основания нарушения законности в государстве. Серьезное препятствие - ведомственное нормотворчество, когда слово "законодательство" стало употребляться в искаженном смысле для обозначения и тех актов, которые законами не являются. Это ведет к нарушению верховенства закона, его девальвации. Следовательно, одно из главных направлений обеспечения правовой законности и правопорядка - "выверенная законодательная политика, строгая законодательная стратегия"[3].

 Выполняться будет только тот закон, который ясен, понятен, непротиворечив, соответствует реальному положению дел в обществе. Гарантии правовой законности в правовом государстве приобретают совершенно другую природу - здесь они должны балансировать на тонкой грани между обеспечением законности правопорядка и уважением, невмешательством в широкий спектр прав свобод граждан.


1.     Понятие и принципы законности

 

Что такое законность?

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.


Законность характеризуется следующими основными признаками.


Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам.

Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности.

Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний – существенная задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.


Во-вторых, законность неразрывно связано с правом юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, надо полагать, что  законность отсутствует.

Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их, то и здесь не может идти речи о законности.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.


Каковы же основные требования законности?

1.     Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силы. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.


2.     Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все государственных образования, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.


3.     Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав других граждан государства.


4.     Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более полезными и нужными для данного случая.


5.     Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности.

Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения. Решения конституционного суда являются окончательными, к опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.


Для понимания природы законности необходимо дать оценку ее основным принципам, которые напрямую соотносятся с требованиями законности.


1.            Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности.


2.            Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации. В. И. Ленин справедливо отмечал, что «законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества - противозаконное явление»[4]. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.


3. Верховенство закона - важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

«Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации "должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства - правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам - исполнителям норм права занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам»[5].


4. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т. п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма[6].

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон» («Dura lex, sed lex»).

В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права при назначении конкретной меры наказания за совершенное правонарушение. Но в любых случаях соображения целесообразности учитываются на основании и в рамках закона.


6. Неразрывная связь законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности. Единство права и законности вытекает из сущности права как классового регулятора общественных отношений. «Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности»[7]. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.


В юридической литературе законность рассматривается как режим государственной и общественной жизни, как соответствие реализации норм содержащимся в них требованиям[8]. В этой связи можно сказать, что законность есть соответствие соблюдения, исполнения, использования и применения норм права их требованиям. Однако и это не исчерпывает содержание законности. Правом регламентируются не все стороны общественных отношений, творческая активность членов общества безгранична. Любая деятельность, если она не противоречит требованиям законов, хотя прямо ими и не регламентирована, является компонентом образа жизни и потому законна.

Таким образом, законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления законов и иных нормативно-правовых актов, т.е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.


Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности[9]. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.


Что означает нормативная основа законности?

Предпосылкой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.

"Первым условием законности», - пишет П.И. Стучка, - «является сам закон"[10].

Важной предпосылкой законности в современной России является Конституция, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. ХХ столетия. Можно сказать, что Основной Закон России - важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права - инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества.


В числе отрицательных моментов, относящихся к нормативной основе законности, назовем такие, как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы.

Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами, и подзаконными актами (акты Президента, Правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить их или расходиться с их предписаниями.

На страницах печати нередко пишут о необходимости повышения качества ведомственных нормативно-правовых актов. Действительно, этот вопрос актуален.

«Порядок в законотворчестве», - отмечается в послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию, - «должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества»[11].

Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, указов Президента и постановлений Правительства, либо извращают их суть.

Кроме этого не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. В связи с этим напрашивается вывод, что все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за это должны сами ведомства.

В научной и учебной литературе наметились различные подходы к вопросу о том, каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам.

Другой, более традиционный подход заключается в том, что граждане также подпадают в сферу деятельности законности. На мой взгляд, этот спор надо решить в пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности.

В связи с этим необходимо обратить внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям. Вместе с тем в литературе отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.

Проф. А.Ф. Черданцев в этой связи отмечает: "Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность"[12].

Законность как бы перекрещивается с понятием "дисциплина", определяемое в справочных изданиях как "обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская дисциплина, трудовая и пр.)"[13].

Соответственно такому подходу уточняется содержание государственной дисциплины. Она понимается как "точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей"[14].

Дисциплина - важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности и организаций, и отдельных индивидов и с этой точки зрения близка к законности. Как видно, и законность, и дисциплина непосредственно связаны с состоянием упорядоченности и организованности общественных отношений.

В этой связи законность рассматривается в качестве основы дисциплины, в частности государственной. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим (к сотрудникам органов внутренних дел и др.), составляют одновременно и содержание дисциплины.

Вместе с тем эти явления (т.е. законность и дисциплина) не совпадают, они как бы наполнены самостоятельным смыслом. Законность означает в основном требование соблюдения правовых предписаний. Здесь не имеет значения, чем руководствуется субъект, реализуя правовые предписания.

Особенность дисциплины в том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определенной управленческой структуры вправе расценить в качестве нарушения дисциплины безынициативное, безразличное отношение подчиненных лиц к возложенному долгу, обязанностям.

Кроме того, дисциплина в сравнении с законностью в большей степени связана с нормами нравственности. Скажем, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины.


На мой взгляд, существуют два уровня законности - законность в том смысле, в котором она была определена в самом начале, а также более высокий уровень законности, при котором не только органы государственного управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации, должностные лица, граждане строго следуют предписаниям закона, но и сам закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права.

Очевидно, такую законность следует назвать правозаконностью. Право должно быть масштабом свободы, а не правилами, которые описывают весь процесс общественной жизни, регламентирующим даже те общественные отношения, которые по своей природе не могут регулироваться правовыми нормами. Если первая стадия законности имеет место только на уровне исполнения закона, то вторая - еще и на уровне правотворчества. Я считаю, что для построения правовой законности требуются некоторые основные условия. Для этого необходимы:

Экономическая основа - производственные отношения, основанные на многоукладной экономике, где есть свобода и неприкосновенность собственности, равенство участников экономических отношений, а также установлен баланс между производством и потреблением.

Социальная основа - свободное гражданское общество как объединение свободных граждан, где человек, его права и свободы - высшие ценности.

Нравственная основа - гуманистические идеалы добра и справедливости, общепризнанные человеческие ценности.

Такое построение общества уже само по себе - солидная гарантия законности и правопорядка. Но вместе с тем, достигнуть их невозможно, как невозможно достигнуть идеальной законности в правовом государстве. А потому проблема реализации законности и правопорядка еще долгое время будет оставаться актуальной.

2. Понятие правопорядка и общественного порядка,

их соотношение


С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан "Но "правопорядок" не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как «результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности»[15]. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же - условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова "правопорядок".

Прежде всего, правопорядок - это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности.

Далее, правопорядок - это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования - реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений[16].


Рассмотрим особенности такого явления, как правопорядок.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством


Для более глубокого понимания такого понятия как правопорядок необходимо обратиться к его основополагающим началам.

Каковы же принципы правопорядка?

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По причине связи с правом правопорядок не есть совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.


Общепризнанно, что порядок - это форма упрочения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами - морали, обычаев, общественных организаций, права и других.


До последнего времени большинство ученых интерпретировали правопорядок как систему существующих в обществе правовых отношений между его членами. В.В. Борисов предпринял попытку расширить и углубить это понятие, рассмотреть его как социально-политическое и государственно-правовое явление. Его отправная позиция состоит в том, что правопорядок - слияние двух начал: объективного и субъективного (объективных законов развития общества, объективных потребностей упорядоченности и субъективной деятельности людей). Он дает общее определение правопорядка как состояния общественной жизни общества, характеризующего внутренне согласованной и урегулированной государством системой правовых отношений и связей[17]. Тем самым указывается на одно из существенных свойств правопорядка, что отмечают и другие авторы[18].


Правопорядок — объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений.

Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе и незаконными. Стремление к этому противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации в обществе. Скажем, нельзя изобличить преступника противозаконными методами средствами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а потому и на общий правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.


Назовем основные направления развития правопорядка.

Во-первых, тенденция к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом (казалось бы, увеличивается объем работ, углубляются социальные процессы, усложняются отношения, однако общество отвергает устаревшие социальные институты, упрощает связи).

Во-вторых, тенденция к усилению нормативности, проявляющаяся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей.

В-третьих, тенденция к борьбе противоположностей. Законы материалистической диалектики свидетельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается борьба с преступностью, правонарушениями, дезорганизацией законности и т.д.

Необходимы совершенствование социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением в целях упрощения структуры правопорядка; четкое оформление правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения; четкость, конкретность и определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости и жесткости в обеспечении выполнения закона.

Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства.


Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений.

Общественный порядок - это сложившаяся система стабильных отношений между членами общества, утвердившаяся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающая идеи социальной справедливости.

 Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так ст. 213 УК предусматривает ответственность за хулиганство т.е. грубое нарушение общественного порядка.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, правопорядок - это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права. Это такая же реальность, как всякие фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок - его социальная ценность. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым «воспроизводится».

Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком. Так, М. И. Еропкин явно сужает объем общественного порядка, понимая под ним лишь систему отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и других прав граждан[19]. Автор пытается ввести в научный оборот понятие общественного порядка в «узком смысле». Такая позиция глубоко ошибочна теоретически и вредна практически. Кроме того, М. И. Еропкин считает, что правопорядок в отличие от общественного порядка включает правоотношения, не относящиеся к сфере общественного порядка, отрицая, таким образом, очевидный факт, что правопорядок—это всегда часть более широкого социального порядка, объемлющего все сферы жизни общества.


3. Соотношение законности, правопорядка и демократии

 

Важное значение для юридической науки имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности. Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Законность — это в большей степени требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским языком, законность - это область долженствования[20].

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности[21]. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, а реально, практически проводиться в жизнь.

С.С. Алексеев справедливо подчеркивает, что понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые)[22]. Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок—результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права.

Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступаете результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.

Так, П. М. Рабинович, говоря о соотношении законности и правопорядка, ставит вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как состояние правомерности поведения, и дает общий ответ: если понятие «законность» отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие «правопорядок» включает и другие их свойства -согласованность, организованность, упорядоченность, системность и т.п.[23]

С этим суждением следует согласиться. Состояние правомерности, свойственное законности, в результате реализации норм права «материализуется», превращается в состояние согласованности, упорядоченности общественных отношений.

Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность - основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

«Законность»,- отмечает В.Н. Кудрявцев, - «не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя"[24].

Таким образом, законность как режим государственной и общественной жизни есть не только требование законосообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законности, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов - не только правовое, но и политическое требование, нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам.

Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.


Правовой порядок - сердцевина демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества[25].

Правопорядок основывается на сознательном и добровольном соблюдении норм права большинством граждан, он складывается, существует и поддерживается в результате проведения в жизнь требований законности, то есть основан на ней. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.

Заключение

 

Итак, в процессе анализа таких понятий как законность и правопорядок выяснилось, что законность есть ничто иное, как сфера свободное волеизъявление субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. А правопорядок в свою очередь есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом[26]. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех.

Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ[27]. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Чтобы в нашем обществе нормально существовали законность и правопорядок, нужно, чтобы в деятельности государства осуществлялся принцип разделения властей, в общественной жизни реально воплощалась справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом, чтобы интересы субъектов права находились под надежной охраной государства.

И, может быть, самое главное, чтобы государство отвечало перед своими гражданами за нарушение их законных интересов, а граждане, в свою очередь, несли бы ответственность перед государством за совершенные правонарушения. Все эти факторы и образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений, которые так необходимы нашему обществу сегодня.


Литература

 

1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2.     Уголовный кодекс Российской Федерации.

3.     Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1996.

4.     Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / Под ред проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2001.

5.     Общая теория государства и права: Курс лекций. // Под ред Комарова С.А. М.: Манускрипт. 1996.

6.     Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.,1989.

7.     Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.

8.     Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

9.     Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1994.

10.        Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.

11.        Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М., 1931.

12.        Тихонравов Ю.В. Основы философии права: Учебное пособие. М., 1997.

13.        Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

14.        Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1993.

15.        Большая Советская Энциклопедия. Т. 2.

16.        Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976.

17.        Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

18.        Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.

19.        Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 1990.

20.        Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.8

21.       Рабинович П.М. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М.: ИГПАН, 1998.

22.        Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета 1997. 7 марта.

23.        Шабуров А.С. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.


[1] Общая теория государства и права: Курс лекций. // Под ред Комарова С.А. М.: Манускрипт. 1996. – С. 268

[2] Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 346.

[3] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.,1989. - С. 223.

[4] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.8

[5] Шабуров А.С. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1999. – С.31.


[6] Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. – С.200.

[7] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. – С.193.


[8] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1996. – С.192.


[9] Общая теория государства и права: Курс лекций. // Под ред Комарова С.А. М.: Манускрипт. 1996. – С. 270

[10] Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его конституции. М., 1931. С.221.

[11] Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета 1997. 7 марта.

[12] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. С.191.

[13] Большая Советская Энциклопедия. Т. 2. – С.173.

[14] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.,1989. С.217.

[15] Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976. – С.180

[16] Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / Под ред проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2001. – С.476.



[17] См.: Общая теория государства и права: Курс лекций. // Под ред Комарова С.А. М.: Манускрипт. 1996. – С. 273.


[18] Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1994. – С.203.

[19] См.: Шабуров А.С. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. – С.27.

[20] Тихонравов Ю.В. Основы философии права: Учебное пособие. М., 1997. – С.205.

[21] Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995. – С.117.

[22] Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. – С.139.

[23] См.: Рабинович П.М. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М.: ИГПАН, 1998. С.27.


[24] Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 1990. С.249.

[25] Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. – С.279.

[26] Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. – С.137.


[27] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1993. – С.279.