Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные термины и понятия стандартизации в России………………...4

2. Стандарты на продукцию в РФ…………………………………………….6

2.1. Виды стандартов на продукцию…………………………………………8

2.2. Методы стандартизации продукции……………………………………..9

2.3. Требования к содержанию стандартов на продукцию………………...11

3. Анализ стандартов на продукцию в РФ………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………14

Литература ……………………………………………………………………15

Введение

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация в том виде, в каком  она была в плановой экономике, не только не вписывалась в новые условия работы, но и тормозила либо просто делала невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.    


1. Основные термины и понятия стандартизации  в России

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредствам широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих [3, с. 22]:

·               безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

·               совместимость и взаимозаменяемость изделий;

·               качество продукции в соответствии с уровнем развития НТП;

·               единство измерений;

·               экономию всех видов ресурсов;

·               безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций;

·               обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Это определено Законом РФ «О стандартизации».

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. 

Объектом стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики и правила.

  Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть типы двигателей, безопасность и экологичность машин.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся: государственные стандарты РФ (ГОСТ Р), региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разрабатываемые, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарт основывается на обобщающих результатах науки и техники и практического опыта и направлен на достижение оптимальной пользы для общества.

Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Наиболее широкое применение  в российской стандартизации получили следующие методы: упорядочение объектов стандартизации, параметрическая стандартизация, унификация продукции, агрегирование, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация.




2. Стандарты на продукцию в РФ

Стандарты на продукцию (услуги) – устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги).

Принятая РФ система стандартизации продукции обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства, систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ [4, с. 48].

В рыночных отношения стандартизация продукции выполняет следующие функции.

 Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. Например, при заключении договора ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов поваляет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также исключить дублирование.

Функция упорядочения обеспечивает преодоление неразумного многообразия продукции.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации (т.е. продукции), которые содействуют обеспечению безопасности потребителей продукции, производителей и государства по защите природы от техногенного воздействия человека.

 Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информации. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.д.

Цивилизационная функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.

Например, от жесткости требований к содержанию государственных стандартов к содержанию вредных веществ  в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения. В этом смысле стандарты на продукцию отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.  

Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами. Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителей гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следую практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту. Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей. В соответствии с ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркирования продукции  и услуг знаком соответствия государственным стандартам» предприятия-изготовители могут по своей инициативе использовать знак соответствия, если их продукция производится  в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта.

 Из практики стандартизации и сертификации в РФ за последние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р. Изготовитель сможет более широко пользоваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе введен такой способ доказательства соответствия,  как заявление-декларация  изготовителя.   Необходимо также отметь, что в условиях рынка, конкуренции, у производителей возникает  стремление к выживанию, сохранению своей доли на рынке. Поэтому в последние время предприятия пришли к пониманию важности стандартизации, и стремятся обеспечить соответствие выпускаемой на предприятии продукции требованиям стандартов РФ, или международным стандартам.       


2.1. Виды стандартов на продукцию

 В России есть две разновидности стандартов на продукцию:

·               стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг. Включают следующие разделы: классификацию, основные параметры, общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке,  требования безопасности, охраны окружающей среды, правила приемки продукции, методы контроля, транспортирования и хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации. Например, сложная экологическая обстановка в российском сельском хозяйстве во многом обусловлена несовершенством конструкций сельскохозяйственной техники (комбайнов). Несмотря на существенные конструктивные отличия самоходных сельскохозяйственных машин, комбайны имеют общие конструктивные признаки и общие экологические требования к ним. В рамках Системы стандартов по охране окружающей среды разработаны и введены в действие государственные стандарты по ограничению дымкости и выбросов вредных веществ с отработавшими газами комбайновых двигателей. 

·               стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуги). Устанавливают  всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или  моделей этой продукции), касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации.

Технические условия наиболее распространенный документ по стандартизации товаров народного потребления. Утверждается, как правило, изготовителем по согласованию с потребителем. В отличие от ГОСТа технические условия распространены на узкую группу продукции (марки, модели).

Сущность требований содержащихся в технических условиях не должна противоречить требованиям стандартов общих технических условий. Стандарты технических условий содержат дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указания о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке, знаки соответствия, если изделия сертифицированы, особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды).

2.2. Методы стандартизации продукции

Универсальным методом стандартизации продукции является метод упорядочения объектов стандартизации. Упорядочение как управление многообразием связанно, прежде всего, с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни  комплектующих изделий для конечной готовой продукции, альбомы типовых конструктивных изделий. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, типизации, симпликации, селекции, оптимизации.

   Систематизации продукции заключается в научно обоснованном последовательном классифицировании и ранжировании совокупности продукции. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных  классификационных группировок и конкретных наименований продукции. ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, являющейся предметом поставки. ОКП состоит из классификационной и ассортиментной частей. Классификационная часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок (класс – подкласс - группа и т.д.). Рассмотрим пример кодового обозначения в ОКП продукции класса 54: 54 (класс) – продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 54 6 (подкласс) – тетради школьные, обои и бумажно-беловые товары, 54 6 3 (группа) – бумажно-беловые товары, 54 6 3 1 (подгруппа) – тетради и дневники школьные, 54 6 3 1 4 (вид) – тетради для письма карандашом, 54 6 3 1 4 0001 (разновидность)         - тетради для письма карандашом, переплет обрезной, цельно бумажный блок из бумаги типографской мелованной, объем 48 листов, размер 144х203 мм.  

Селекция продукции – деятельность, заключающаяся в отборе такой конкретной продукции, которая признается целесообразным для дальнейшего производства и применяется в общественном воспроизводстве.

Симпликация – деятельность, заключающаяся в определении такой продукции, которая признается нецелесообразной для дальнейшего производства.

Симпликации и селекции предшествует анализ перспективности и сопоставление объектов с будущими потребностями общества. Так, например, при разработке первого ГОСТа на алюминиевую посуду были классифицированы по вместимости, выпускаемые в тот период кастрюли. Их оказалось 5 типоразмеров. Анализ показал, что номенклатуру можно сократить до 22 типоразмеров, исключив дублирующие емкости, которые оказались лишними.

Типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовой продукции.  В отличие от селекции продукцию подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Например,   вначале 60-х гг. в эксплуатации находилось  более 100 конструктивных разновидностей телевизоров. Была поставлена задача – устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размеров экрана по диагонали три варианта – схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59 см. в каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые затем были усовершенствованы с целью повышения безотказности ремонтопригодности.

 

2.3. Требования к содержанию стандартов на продукцию

Основной нормативный документ по стандартизации продукции содержит следующие разделы:

1. классификация, основные параметры и размеры. Здесь устанавливаются основные параметры и размеры, характерные типы, сортамент, марки, модели продукции. При необходимости устанавливают номенклатуру (ассортимент) продукции, классифицируемой по основным параметрам и размерам, по химическому составу, основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам.

2. общие требования. Данный раздел в общем случае содержит следующие подразделы: характеристики (свойства), требования к сырью, материалам, комплектность, маркировка, упаковка.

3. требования безопасности.   В этом разделе устанавливаются требования к конечной продукции, применение которой связанно с безопасностью жизни человека  и охраны окружающей среды. В разделе содержаться требования по электробезопасности, пожарной безопасности, требования безопасности от воздействия химических и загрязняющих веществ, в том числе предельно допустимая концентрация вещества или входящих в него компонентов и др.

4. требования охраны окружающей среды. Установлены экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью, генетическому фонду человека при хранении, транспортировании и эксплуатации, утилизации продукции, опасной в экологическом отношении.

5. правила приемки. В разделе установлены требования качеству продукции, план контроля, а также виды и программы испытаний.

6. методы контроля. В разделе устанавливают приемы, способы, режимы контроля (испытаний, измерения, анализа), продукции на соответствие требованиям, изложенным в стандарте.

7. транспортирование и хранение. Устанавливаются требования к обеспечению сохранности продукции при транспортировании и хранении.

8.    указания по эксплуатации (ремонту, утилизации). В данном разделе устанавливаются требования, соблюдение которых  обеспечивает в определенных условиях  и режимах  работоспособность и безопасность продукции и гарантирует потребительские характеристики, предусматривает основные требования к подготовке и вводу в эксплуатацию, порядок монтажа изделия на месте эксплуатации.

3. Анализ стандартов на продукцию в РФ

Если проанализировать стандарты на конкретную продукцию, то можно сделать следующие выводы.

Анализ стандартов на многие строительные материалы в частности, например на кирпич позволяет говорить о том, что они не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к производству и качеству работ, в процессе которых они применяются, и, следовательно, назрела необходимость в пересмотре этих стандартов. Например, в связи с введением новых требований по теплопроводности (СНиП 11-379) стен требуется использовать в составе стены теплоизоляционный материал, а пустотный кирпич, использующийся для кладки этой стены, не повышает теплопроводность кладки. Т.е. необходимо использовать полнотелый кирпич, но заводы выпускают в основном пустотный кирпич, из-за заблуждения на счет его  эффективности. Следовательно, вслед за изменением норм по теплозащите необходимо менять и идеологию стандарта на  кирпич.  Стандарты на любую продукцию, не только на строительные материалы, которая быстро совершенствуется и изменяется вслед за изменениями процессов, при производстве которых она используется, в настоящее время требуют пересмотра.  

Вообще пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместность  и взаимозаменяемость. 

Стандарт на продукцию может быть не только пересмотрен, но и отмен. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции, которая производилась по данному нормативному документу.

Ели анализировать стандарты на машины и механизмы (строительные, сельскохозяйственные, промышленные), автомобили, то можно сделать вывод, что они не соответствуют международным стандартам на эту продукцию в части требований по экологичность, безопасности жизни людей и окружающей среды. Эта аспект принимает особое значение сегодня, когда Россия готовится к вступлению в ВТО. Одним из условий вступления является ввод на территории России международных стандартов. Какие последствия могут ожидать например нашу машиностроительную отрасль? Международные стандарты предъявляют 300 требований к нашей «Волге», а следовательно завтра производство остановиться. На рынок России хлынут западные образцы этой продукции. Кроме того, российские товары не выдержат конкуренции с западными аналогами.

В области безопасности и экологии требуют пересмотра  и стандарты на детское питание, пищевые продукты, потенциально тактичные для человека, химическая продукция, оборонная продукция.

Заключение

 Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими  факторами, так и трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на стандартизации. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. 

 Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознано и цивилизованно могут использовать возможности и преимущества стандартизации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Литература

1. Закон «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.

2. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.

3. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология, стандартизация, сертификация.- М.: Издательство стандартов, 1996.

4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов.- 2-е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-711с.

5. Шлегель И.Ф. Необходим пересмотр не только ГОСТ 530-95 // Строительные материалы.2002.- №10, 6-8с.