Содержание

Введение________________________________________________________________ 3

1. Понятие преимущества и роль малого бизнеса в рыночной экономике_______ 4

2. Виды малых предприятий______________________________________________ 6

3. Малые предприятия и сферы его деятельности___________________________ 9

4. Формы малого бизнеса________________________________________________ 12

5. Анализ методов управления малого предприятия_________________________ 16

6. Перспективы развития малого предприятия____________________________ 18

Заключение____________________________________________________________ 19

Литература___________________________________________________________ 21

Введение

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т. д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков таких как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

1. Понятие преимущества и роль малого бизнеса в рыночной экономике

Что такое малый бизнес

 

Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т. д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынке малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привёл к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность,  осуществляемая субъектами  рыночной экономики при определённых установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

2. Виды малых предприятий

Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

количество занятых работников до 50 чел.;

годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим как относят предприятия к малым странам с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причём в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.

В Германии определённое понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок.

В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не выше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия США делятся на:

наименьшие - 1 - 24 занятых;

малые - 25 - 99 занятых;

крупные - 500 - 999 занятых;

крупнейшие - 1000 и более занятых.

В США малым считают предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существования малого предпринимательства было разрешено в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 чел.;

в строительстве - 100 чел.;

на транспорте - 100 чел.;

в с/х - 60 чел.;

в научно технической сфере - 60 чел.;

в оптовой торговле - 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

3. Малые предприятия и сферы его деятельности

Исторически малый бизнес являлся первой - и на протяжении долгих веков - единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX в.

  Малые предприятия сегодня — это динамично развивающийся сектор любой рыночной, в том числе и российской, экономики. Их высокая эффективность связана с двумя факторами:

 во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;

у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.

В России толчком к формированию сферы малого бизнеса послужило    кооперативное движение в конце 80-х годов. Большинство «кооперативов» тех лет в действительности являлось частными предприятиями, принадлежавшими не номинальным членам-кооператорам, а только руководителям. Позже на смену им пришли фирмы, уже и юридически организованные как частный бизнес.

Создание малых частных фирм шло двумя путями: с помощью так называемой малой приватизации и в результате грюндерства. Малая приватизация заключалась в передаче небольших государственных предприятий в торговле, сфере услуг, общественном питании в собственность их трудовым коллективам. Позже в большинстве случаев права собственности на эти фирмы сосредоточились в руках директоров, выкупивших у сотрудников их доли. Грюндерство выражалось в массовом создании новых малых частных предприятий «с нуля». Они сразу принадлежали одному владельцу или узкой группе учредителей, вложивших в дело свои капитал. К настоящему времени различие между приватизированными и вновь созданными малыми фирмами почти стерлось.

На 1992—1993 гг. приходится пик активности малых фирм в России. Позже, в 1994—1998 гг., произошла приостановка роста малых предприятий в результате:

• сужения высокодоходных сфер деятельности, существование которых в первые годы реформ было обусловлено крайне низкой насыщенностью рынка товарами и услугами;

• усиления налогового пресса и сокращения государственной поддержки малого бизнеса;

• увеличения конкуренции, а также поглощения слабых предприятий сильными.

В настоящее время в России действует около 1 млн. малых предприятий.

Малые предприятия стали характерными для таких отраслей экономики, как

1) розничная торговля,

 2) сфера услуг,

3) строительство.

К сожалению, развитие малого бизнеса в производственном секторе пока не получило серьезного развития. Около половины малых предприятий в нашей стране занято в торговле. В частности, широкое распространение получил такой вид неформального малого бизнеса, как челночная торговля. Доля челночного импорта составляет около 10% совокупного российского импорта и оценивается суммой в 3 млрд. долл.

Массовому рождению малых предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, в том числе и появлению «челноков », способствовал ряд факторов:

 • большой спрос на импортную продукцию;

 • чрезвычайная легкость создания нового предприятия, включая его регистрацию и получение разрешения на осуществление внешней торговли;

• низкие трансакционные издержки и соответственно низкие цены на ввозимую малыми фирмами и челноками продукцию;

• наличие на российском рынке огромного слоя средне- и малообеспеченных людей, ставших впоследствии постоянными клиентами «челноков».

Челночная торговля стала реальной силой, способной оказывать влияние на общее состояние отечественного рынка. Создавая конкуренцию для товаров отечественных производителей, челночная торговля позволяет удерживать низкие цены на внутреннем потребительском рынке и побуждает российские предприятия к снижению затрат на производимые ими товары народного потребления.

4. Формы малого бизнеса

Самой простой и  распространенной организационной формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие.

Индивидуальное предприятие — это небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее главным служащим. Обычно он не преследует далеко идущих целей. Его устраивает свой бизнес, в котором он выполняет роль и работника, и бухгалтера, и координатора-управленца.

Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, управляется им самостоятельно и является для него основным источником получения доходов. В то же время по всем возникающим обязательствам предприятия владельцу приходится нести личную ответственность.

К преимуществам данного организационного типа предприятий относятся:

возможность быстрой организации предприятия. несложность процедуры его открытия и ликвидации;

упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;

сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках — у хозяина предприятия;

независимость владельца предприятия, возможность самостоятельного принятия решения и оценки полученных результатов.

Однако наряду с преимуществами эта форма организации бизнеса имеет определенные недостатки. Наиболее значимый из них с точки зрения владельца связан с тем, что имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.).

С точки зрения контрагентов индивидуального предприятия обязанность его владельца расплачиваться всем своим имуществом (с поставщиками за приобретенные у них ценности, с кредитора ми — по полученным кредитам, с государственным бюджетом -по налогам и т.д.) хотя бы частично снижает риск ведения сделок с малой, а значит финансово слабой фирмой.

Индивидуальное предприятие в России может быть организовано в двух формах:

1) индивидуальная трудовая деятельность (ИТД);

2) индивидуальное частное предприятие (ИЧП).

Разница заключается в том, что ИТД основана на собственном труде предпринимателя, а в ИЧП наряду с предпринимателем используется также труд наемных работников.

Индивидуальное предприятие является преобладающей, но не единственной формой организации малого предприятия. Дальнейший рост и развитие предприятия требует дополнительного привлечение капитала, который может быть получен с помощью участия других лиц (товарищей). Соответственно эта форма получила название товарищество. Товарищество может выступать также и формой организации среднего и даже крупного бизнеса. Однако в последнем случае в роли товарищей в них обычно выступают не отдельные люди, а целые фирмы.

Деятельность товарищества основана на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пал фиксируется в паевом свидетельстве и дает право его владельцу на получение прибыли и право голоса на собрании предприятия.

Форма организации предприятия в виде товарищества стала применяться в России с конца семнадцатого века и использовала традиции старинного складничества. Она просуществовала до 20-х годов XX в. (период нэпа), а затем возродилась лишь в годы реформ.

В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:

1) полные товарищества;

2) товарищества с ограниченной ответственностью;

3) смешанные товарищества.

Организация полного товарищества предполагает высокую степень доверия его участников друг к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности. Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным имуществом.

Эта форма находит применение на тех предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие, адвокатские фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.

Учитывая, что полная ответственность связана с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает предпочтение другой форме — товариществу с ограниченной ответственностью, весьма распространенному в том числе и в нашей стране. Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства предприятия его участник рискует только своим паем, вложенным в предприятие. Иначе говоря, за долги обанкротившегося предприятия не могут быть востребованы личное имущество его владельцев, ценные бумаги других предприятий, личные денежные счета. Поэтому товарищество с ограниченной ответственностью представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.

Появление последней формы — смешанного товарищества -восходит к итальянским фирмам в далеком XIV в. К возникновению этой формы привели развитие промышленности и торговли, дальние морские путешествия, связанные с большим риском потери вложенного капитала.

Смешанное товарищество включает:

• полных участников (товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам пред приятия;

• вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).

Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предприятия за счет внешних участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно страхует их от полного разорения при неудаче. Одновременно личное богатство полных товарищей служит для партнеров по сделкам гарантией уплаты по обязательствам.

5. Анализ методов управления малого предприятия

Организация —- это широко распространенная функция управления, ее иногда упрощенно отождествляют с управлением в целом. В действительности сущность организации состоит лишь в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в общем деле, в частности в процессе производства продукции. Поэтому организацию иногда называют координацией. Организация составляет основу повседневной управленческой деятельности, без нее обычно не работают ни планы, ни программы.

Организация управления включает оперативное регулирование, под которым подразумевают текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретно складывающейся обстановкой, по ходу дела. Оперативное регулирование дополняет планы и программы, в которых, конечно, нельзя предусмотреть заранее, что преподнесет нам каждодневная жизненная ситуация.

Руководство фирмой включает: управление затратами, основным и оборотным капиталом, персоналом, инвестициями; внутрифирменное планирование; организацию производственных работ.

Для малого бизнеса характерны такие же управленческие процессы. Как и для крупных предпринимательских объединений (структур). Однако они имеют отличия, обусловленные размерами предприятия и объемами производственных мощностей.

При решении проблем управления объектом предприниматель (менеджер) должен прежде всего хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, т. е. Проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную деятельность структурных подразделений, контролировать ход выполнения плановых заданий, корректировать решения и стимулировать работников.

6. Перспективы развития малого предприятия

Для начала следую определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования: консультационные услуги; бытовое обслуживание население Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризис, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источников формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

Анализ развития  предпринимательства  показывает,  что  доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Заключение

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Литература

            Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997

            Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики. 1996. -№7.

            Герчикова И. Н. Менеджмент:. учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

            Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996

            Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М., 1997

            Месон М. Х., Альберт М., Хедоуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1998.

            Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер. 6, Экономика. 1996. - №2.

            Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: «Ось - 89», 1999 г.

            Журнал «Предпринимательство» 1/2001 (статья Факультатив)