Введение.

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация в том виде, в каком  она была в плановой экономике, не только не вписывалась в новые условия работы, но и тормозила либо просто делала невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.    

В данной работе излагаются основные термины и понятия стандартизации.

1. Стандартизация продукции определение, цель, виды стандартов.

 

 Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения с той или иной области посредствам широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих [3, с. 22]:

·               безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

·               совместимость и взаимозаменяемость изделий;

·               качество продукции в соответствии с уровнем развития НТП;

·               единство измерений;

·               экономию всех видов ресурсов;

·               безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций;

·               обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Это определено Законом РФ «О стандартизации».

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. 

Объектом стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики и правила.

  Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся: государственные стандарты РФ (ГОСТ Р), региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений.

Виды стандартов. Основополагающие – устанавливают такие принципы и положения, требование, правила, нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. Примером этих стандартов могут быть    ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р1.5-92 – нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) рекомендуют применять методики контроля, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержаться в стандарте на нее.

Стандарты на работы (процессы) устанавливает требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции. Особое место занимают требования безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении технологических процессов [3, с. 48]. Например,  стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой – повышению эффективности управления производством.

Стандарты на продукцию (услуги) – устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В России есть две разновидности этого вида нормативных документов:

·       стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг. Включают следующие разделы: классификацию, основные параметры, общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке,  требования безопасности, охраны окружающей среды, правила приемки продукции, методы контроля, транспортирования и хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации. Например, сложная экологическая обстановка в российском сельском хозяйстве во многом обусловлена несовершенством конструкций сельскохозяйственной техники (комбайнов). Несмотря на существенные конструктивные отличия самоходных сельскохозяйственных машин, комбайны имеют общие конструктивные признаки и общие экологические требования к ним. В рамках Системы стандартов по охране окружающей среды разработаны и введены в действие государственные стандарты по ограничению дымкости и выбросов вредных веществ с отработавшими газами комбайновых двигателей. 

·       стандарты общих технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуги). Устанавливают  всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или  моделей этой продукции), касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации.


2. Система стандартизации в России.


Принятая РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства, систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ [4, с. 48].

         В рыночных отношений стандартизация выполняет следующие функции:  экономическую, социальную, коммуникативную.

 Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. Например, при заключении договора ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов поваляет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также исключить дублирование. Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизированных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке. 

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологической утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информации. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.д.

Органы и комитеты по стандартизации: государственный комитет РФ по стандартизации, технические комитеты по стандартизации.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового в замен действующего. Необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместность  и взаимозаменяемость.  Например, в связи с введением новых требований по теплопроводности (СНиП 11-379) стен требуется использовать в составе стены теплоизоляционный материал, а пустотный кирпич, использующийся для кладки этой стены, не повышает теплопроводность кладки. Т.е. необходимо использовать полнотелый кирпич, но заводы выпускают в основном пустотный кирпич, из-за заблуждения на счет его  эффективности. Следовательно, вслед за изменением норм по теплозащите необходимо менять и идеологию стандарта на  кирпич. Таким образом, назрела необходимость пересмотра стандартов на ряд строительных материалов [5, с. 6-8].

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции, которая производилась по данному нормативному документу.

Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами. Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителей гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следую практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту. Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей. В соответствии с ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркирования продукции  и услуг знаком соответствия государственным стандартам» предприятия-изготовители могут по своей инициативе использовать знак соответствия, если их продукция производится  в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. Из практики стандартизации и сертификации в РФ за последние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р. Изготовитель сможет более широко пользоваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе введен такой способ доказательства соответствия,  как заявление-декларация  изготовителя.   

Стандартизация услуг. Доля услуг в мировой торговле составляет 25%; а по прогнозам экспертов к 2005г. объем торговли услугами превысит объем торговли товарами. Стандартизация в сфере услуг – это такой же способ обеспечит защиту потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии. Например, в мировой практике стандартизация полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские, грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело. Российские проблемы в области стандартизации услуг связаны с, одной стороны, с отсутствием наработок, а с другой стороны, с увеличением ассортимента предоставляемых услуга счет ранее существовавших. Например, в условиях рыночной экономики возникла потребность в оценке недвижимости. Российские оценщики вынуждены пользоваться зарубежными стандартами, которые не учитывают специфики отечественного земельного законодательства. Российское общество оценщиков обратилось в Госстандарт РФ за помощью, в результате чего был создан специальный технический комитет по стандартизации, который разрабатывает соответствующий нормативный документ.   

Заключение

 Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими  факторами, так и трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на стандартизации. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. 

 Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознано и цивилизованно могут использовать возможности и преимущества стандартизации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Литература

1. Закон «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.

2. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.

3. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология в стандартизация в сертификации.- М.: Издательство стандартов, 1996.

4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов.- 2-е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-711с.

5. Шлегель И.Ф. Необходим пересмотр не только ГОСТ 530-95 // Строительные материалы.2002.- №10, 6-8с.