Упаковка как фактор сохранности и конкурентоспособности потребительских товаров


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава 1. Литературный обзор ………………………………………………5

1.1            .    Особенности упаковки товара как его сохраняющего фактора…...5

1.2.         Характеристика основных требований к упаковке товаров………10

1.3.         Классификация и краткая характеристика ассортимента

          парфюмерно-косметических товаров………………………………13

1.4.         Характеристика упаковки парфюмерно-косметических товаров..22

Глава 2. Практическая часть ………………………………………………29

2.1. Анализ структуры ассортимента парфюмерно-косметических

       товаров салона «Шарм»……………………………………………….29

2.2. Анализ упаковки торгового ассортимента салона «Шарм»………..34

2.2.1. Оценка сохраняющих функций упаковки парфюмерно-

          косметических товаров……………………………………………..34

2.2.2. Оценка конкурентоспособности упаковки парфюмерно-

           косметических товаров…………………………………………….38

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ….………………………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………45

Список использованных источников…………………………………….50









ВВЕДЕНИЕ

В глубокой древности у человека появилась потребность в таре для перемещения и хранения товаров. Различные материалы и способы упаковки имеют разную историю своего развития: глина, дерево, стекло, металл. В восемнадцатом веке в Европе была изобретена упаковочная бумага голубовато-зеленого цвета для упаковки сладостей. В середине девятнадцатого века в Европе и США стали массово использовать различные бумажные пакеты и мешки. В 1880 году появились картонные коробки с художественным оформлением.

С этого времени картонно-бумажная упаковка приобретает функцию носителя рекламной информации. Особенно быстрыми темпами упаковка начала развиваться к середине двадцатого века. В этот период создаются специализированные предприятия и оборудование для массового производства тары. Упаковка наряду с основной своей функций – обеспечение сохранности упакованного товара – начинает выполнять дополнительные функции. Она становится все более привлекательной и  красочной, несет рекламную информацию об упакованном товаре, знакомит с фирменными знаками и клеймами производителей продукции. Упаковка стала нести на себе важную функцию повышения конкурентоспособности товара.

Все вышеперечисленное обусловило актуальность и выбор данной темы исследования. Объектом исследования являются парфюмерно-косметические товары, предметом исследования – их упаковка.

В работе в качестве главной цели было определено исследование и анализ упаковки парфюмерно-косметических товаров торгового ассортимента салона «Шарм». Для достижения этой цели в исследовательской работе были поставлены и решены следующие задачи:

-         определить особенности упаковки товаров как сохраняющего фактора;

-         охарактеризовать основные требования к упаковке товаров;

-         кратко охарактеризовать ассортимент парфюмерно-косметических товаров;

-         подробно охарактеризовать упаковку парфюмерно-косметических товаров;

-         проанализировать структуру ассортимента парфюмерно-косметических товаров салона «Шарм»;

-         провести оценку сохраняющих функций упаковки парфюмерно-косметических товаров;

-         провести оценку конкурентоспособности упаковки парфюмерно-косметических товаров салона «шарм»,

-         разработать систему рекомендаций по совершенствованию анализируемой упаковки.





















Глава 1. Литературный обзор

1.1. Особенности упаковки товара как его сохраняющего фактора


К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление. В рамках данной работы подробно рассмотрим такой сохраняющий фактор, как упаковка товаров.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду – от загрязнения.

Основное назначение упаковки – защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружюащ9ей среды.

Вспомогательная функция упаковки – носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или перевязочные материалы.

Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

Перевязочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классификация упаковки. Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.

П о   м е с ту   у п а к о в ы в а н и я  различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осуществляет производитель, и торговую – проводит продавец. Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

П о   н а з н а ч е н и ю   упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина).

Для жидких продовольственных и непродовольственных товаров применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя.

К потребительской таре относятся:

коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов;

стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;

упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент и под пергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы.

Транспортную упаковку используют для перевозки товаров и оптовой и мелкооптовой продажи.

Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с разупаковыванием и без разупаковывания. Разупаковывают товары, если это заранее согласовано получателем и поставщиком.

Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах. К транспортной упаковке относятся:

грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;

контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью, в расфасованном виде или насыпью;

мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.

В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на следующ9ие групп и виды:

ж е с т к а я   у п а к о в к а :

металлическая – банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;

стеклянная – банки, бутылки, баллоны;

деревянная – ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;

полимерная – ящики, бочки;

п о л у ж е с т к а я   у п а к о в к а :

картонная – коробки;

комбинированная – тетрапаки, перпаки и т.п.;

м я г к а я   у п а к о в к а:

полимерная – паки, мешки, пакеты, шпагат;

тканевая – мешки, перевязочные материалы(шпагат, веревки, ленты и т.п)

Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные в нее товары от механических воздействий (удары, нажим, проколы), возникающие при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестарном хранении.

Некоторые виды тары – металлическая и стеклянная – в случае герметизации предотвращают воздействие на товары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т.п.).

Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющие процессы окислительной порчи.

Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25-30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуатации – ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно снижению прибыли.

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной переработкой древесины.

В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что обеспечивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок жесткой транспортной тары).

При соблюдении этих условий полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.

Мягкая упаковка предназначена для товаров с относительно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.

Товары, упакованные в мягкую тару, при механических воздействиях, превышающих их механическую устойчивость, могут деформироваться или разрушаться.

Мягкая тара отличается самой низкой надежностью по степени защиты от воздействия окружающей среды, поэтому применяется только для определенного перечня товаров.

Однако несмотря на это, мягкая тара находит широкое применение ля упаковки многих потребительских товаров благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат, что и обусловливает ее преимущества перед другими видами упаковки.

Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеивания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильные относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.

Для товаров, являющихся живыми биологическими объектами, мягкую тару из полимерных материалов (полиэтиленовые мешки, вкладыши) применяют для создания модифицированной газовой среды. Это достигается за счет избирательной способности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процессы и дыхание, что снижает потери и улучшает сохраняемость товаров. Такой способ упаковки применяется для хранения некоторых свежих плодов и овощей (блоки, морковь, капуста, овощная зелень и др.) и называется хранением в модифицированной газовой среде (МГС).

П о   ф о р м е  упаковки делятся на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полу ящики и лотки), корзины, коробки и т.п.

П о   г р у з о п о д ъ е м н о с т и  выделяют большегрузную тару; по г а б а р и т а м   различают тару крупно-, средне- и малогабаритную; по к р а т н о с т и   и с п о л ь з о в а н и я  - одноразовую и многократного использования.

Поскольку прямой зависимости между указанными признаками и сохраняемостью товаров нет, нет смысла останавливаться подробно на этих видах упаковок [1].


1.2. Характеристика основных требований к упаковке товаров

К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.

Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковки. Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге – свинец; в полимерных материалах – мономеры.

В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихровиниловая упаковки).

Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, должны применятся красители, разрешенные для этих целей органами Минздрава России.

Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, наименее – металлическая и полимерная.

Экологические свойства упаковки –способность ее при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.

Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упаковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отличающиеся различной степенью воздействия на нее.

При уничтожении термическим путем деревянной, бумажной, тканевой и полимерной упаковки в окружающую среду выделяется прежде всего углекислый газ. Накопление его в атмосфере6 земли в повышенном количестве вызывает изменения климата вследствие парникового эффекта, что может привести к негативным последствиям.

Из указанных выше видов упаковки самыми низкими экологическими свойствами отличается полимерная тара, при сгорании которой в окружающую среду выделяются такие вредные веществ, как диоксины, стерол, хлор и др.

Стеклянную и металлическую тару собирают, рассортировывают и направляют на специализированные предприятия, где утилизируют путем переплавки.

Если упаковка не отправлена на специализированные предприятия, а просто выброшена, то она долгие годы может загрязнять окружающую среду (почву, воду). Многие виды упаковки (полимерная, стеклянная) практически не разрушаются самопроизвольно, другие виды (металлическая) разрушаются в течение нескольких лет. Наиболее быстро разрушается бумажная и тканевая упаковка.

Экологические свойства упаковки повышаются, если она используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной переработке (например, бумагу и древесину перерабатывают в картон).

Надежность упаковки – способность сохранять механические свойства и/или герметичность в течение длительного времени.

Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары неодинаково, о чем уже было сказано ранее.

Кроме того, упаковка многократного использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

Совместимость упаковки – способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров.

Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без признаков плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т.п.).

Запрещается применять упаковку, несовместимую с товаром. Например, нельзя использовать оберточную бумагу и полиэтиленовую пленку для жиросодержащих продуктов, так как жир впитывается в упаковку. Деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древесины хвойных пород, так как продукты приобретут несвойственный им хвойный запах.

Взаимозаменяемость – способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, герметичные металлические банки могут быть заменены стеклянными банками с металлическими крышками, ящики – контейнерами или картонными коробками.

Эстетические свойства также очень важные для упаковки и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упаковки достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен и т.п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

Указанные требования предопределяют выбор упаковки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также экономическая эффективность упаковки и сроки хранения упакованных товаров.

Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации.

Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства. Например, бумага дешевле стекла и металла, зато последние легко подвергаются плавлению, формовке или штамповке.

Одноразовая упаковка дешевле, но требуется больше затрат на ее утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3-5 раз, не требуя ремонта.

Экономическая эффективность упаковок разных видов неодинакова и неразрывно связана с особенностями товаров, которые в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающейся высокой эффективностью для разных товаров.

Итак, важнейшая функция упаковки – сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки [1-3 ].

1.3. Классификация и краткая характеристика ассортимента

        парфюмерно-косметических товаров

К парфюмерно-косметическим товарам традиционно относится парфюмерия, гигиеническая и декоративная косметика. По версии ЕЭС ПКТ подразделяют на парфюмерию; очищающие вещества; средства макияжа; средства защиты; освежающие средства. По классификатору ОКП, в основу которого положена общность технологии производства, выделяют одеколоны и душистые воды (9155), духи и эфирные масла в сувенирных наборах (9156), парфюмерные наборы и серии (9157), продукция косметическая (9158).

ПКТ предназначены для ароматизации и гигиены человека, для ухода за кожей лица, рук, тела, для ухода за волосами, полостью рта, для защиты от вредного воздействия солнца, для украшения лица, рук и т.п.

Группа ПКТ должны быть сертифицирована по обязательной системе сертификации. Согласно правилам проведения сертификации должны быть определены: макро биологические и токсикологические показатели безопасности, содержание солей тяжелых металлов, показатель рН, кислотное число, для зубных паст регламентируется содержание фторидов. Для новых видов товаров определяют клинически и иммуноцитохимические показатели безопасности.

Охарактеризуем парфюмерные товары.

Слово «парфюмерия» происходит от латинского  per fumum- через дым  и французского parfum – приятный запах. Первые «дымные» духи использовали при богослужениях, сжигая ароматические смолы и древесину; в виде смеси масел и смол духи использовали для ароматизации тела с глубокой древности. Парфюмерные товары традиционно бывают жидкими – духи, туалетные воды, одеколоны, душистые воды, к ним могут быть отнесены также и парфюмерные лосьоны. Духи могут быть также и в виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования. К парфюмерии относят также средства для ароматизации помещений (аэрозоли, ароматические свечи и масла и т.п.). Наиболее распространенными являются парфюмерные жидкости.

Парфюмерные жидкости – это спиртовые, спирто-водные или водно-спиртовые растворы душистых веществ – парфюмерных композиций сложного состава. Духи и туалетные воды применяют как ароматизирующие средства, а одеколоны и душистые воды применяют чаще всего как гигиенические и освежающие средства.

Для составления парфюмерных композиций в промышленности используют душистые вещества натуральные и синтетические. Натуральные душистые вещества бывают растительного и животного происхождения. Менее летучими душистыми веществами являются растительные смолы и бальзамы, которые в композициях служат для сохранения стойкости запах.

Животное сырье более дорогое, это мало летучие высоковязкие жидкости служат в композициях фиксаторами запаха. В композициях используют спиртовые растворы этих веществ. Ароматические вещества животного происхождения гармонизируют запах духов и кожи человека, но сейчас их применение ограничено вследствие высокой стоимости и опасности истребления животных.

В составе парфюмерных композиций в настоящее время лишь около 20% составляют натуральные душистые вещества (из-за высокой стоимости и сложности получения), а от 80 до 100% парфюмерные композиции состоят из синтетических душистых веществ (СДВ), которые являются продуктами переработки каменноугольной смолы, продуктов  лесохимии, нефтехимии и химического синтеза.

Характер аромата парфюмерной жидкости классифицируют по разным признакам. В настоящее время в мире принята классификация ароматов, разработанная французским парфюмерным обществом. Все известные ароматы объединены в 7 семейств или основных нот: цветочные, шипровые, цитрусовые, древесные, фужере, амбровые, кожаные. Ароматы кожаные, фужере и древесные – типично мужские. Ароматы цветочные и амбровые – типично женские. Шипровые и цитрусовые ароматы используются в парфюмерии и для женщин и для мужчин.

Технология изготовления парфюмерных жидкостей является достаточно простой, наиболее сложным является процесс создания аромата и составления парфюмерной композиции. Во всех случаях композиция духов составляет тайну фирмы-изготовителя.

Следует заметить, что сухие духи «саше», используемые обычно для ароматизации белья готовят в той же композиции, что и жидкие, но вместо спирта и воды применяют волокна крахмала и тальк, в качестве порошка-носителя используют целлюлозу, лепестки розы или измельченный в порошок корень ириса или фиалки. Сухие духи выпускают в виде шелковых мешочков или в пакетиках. Концентрированные твердые духи представляют собой смесь жировых и воскоподобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде помады-карандаша имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, однако в настоящее время они практически не выпускаются.

Согласно ГОСТ 17237-93 парфюмерные жидкости подразделяются на духи»экстра», духи, туалетные воды, одеколоны «экстра», одеколоны и душистые воды. Деление духов и одеколонов на группы А, Б, В не производится.

Охарактеризуем гигиеническую косметику.

К гигиенической косметике относятся косметические кремы, эмульсии, гели, желе, масла для ухода за кожей лица, рук, тела, ног, для бритья и после бритья, лосьоны различные, туалетное мыло, шампуни и прочие средства для ухода за волосами, зубные пасты, пеномоющие средства для ванн и др.

Кремы косметические –это ароматизированные мазеобразные или жидкие вещества, предназначенные для смягчения, питания, увлажнения, освежения и защиты кожи. По технологии производства кремы делят на жировые и эмульсионные. По соотношению компонентов эмульсионные кремы подразделяются на эмульсии типа «масло в вод» и типа «вода в масле», а также смешанного типа. Выпускают также безжировые кремы. По консистенции и составу кремы делятся на густые и жидкие, эмульсии, гели, желе и др.

Основной сырьевой состав кремов – жиры животные, масла растительные, воски, очищенные нефтепродукты, специальные добавки типа глицерин, витамины, биоактивные добавки, влагоудерживающие вещества.

Ассортимент косметических кремов обусловлен прежде всего полом, возрастом и типом кожи. По половозрастному признаку – для женщин, мужчин; по возрастному признаку выпускают кремы для детей, подростков, для людей молодого и среднего возраста (универсальные) и для ухода за стареющей кожей (кремы против старения, лифтинг-кремы).

В ассортименте кремов для мужчин выделяют кремы для бритья и после бритья, в последние из указанных добавляют специальные витамины (F), успокаивающие кожу вещества и ранозаживляющие компоненты, например, настои лекарственных трав, масла.

Кремы для женщин наиболее разнообразны по своему ассортименту и строго подразделяются по типу кожи: для нормальной, сухой, жирной, проблемной (склонной к образованию угрей и суперсухой, чувствительной (гипоаллергенные).

Наиболее универсальными являются эмульсионные кремы типа масло/вода, молочко, сливки (косметические), содержащие 20% жира и 80% воды. Их используют для любого вида кожи при соответствующем подборе компонентов рецептуры.

Современные достижения медицины и косметологии привели к созданию нового класса кремов, которые называют влагоудерживающими. Идея их создания основывается на том, что с возрастом нарушается механизм регуляции водного баланса (нормальной влажности) кожи, кожа становится более сухой, имеет не кислую, а щелочную реакцию (рН увеличивается); снижается способность кожи к нормальному жировому обмену. Для иммобилизации (удерживания) влаги в кремы вводят карбамид, молочную кислоту, гидролизаты белков, лактат натрия и др., которые обеспечивают эффективное накопление влаги в коже.

Средствами доставки этих компонентов в живой эпидермис (верхний слой кожи человека) в современных косметических средствах являются липосомы – жировые тела, состоящие из фосфолипидов различного строения.

Для ухода за кожей, ее регенерации проводят эксфолиацию – удаление омертвевших клеток с поверхности кожи. Для этого используют пилинг-кремы и скраб-кремы. Пилинг-кремы  осуществляют химическое растворение и удаление клеток, скраб-кремы действуют механически – удаляют ороговевшие клетки за счет отшелушивания твердыми частицами – тонко измельченной скорлупой грецкого ореха, порошком полимеров и др.

Кремы косметические подразделяются по месту применения – лицо, тело, руки, ноги; по времени применения – дневные, ночные, по интенсивности применения.

Лосьоны – жидкости, которые служат для очищения кожи от избытков жира, пота, Грязи, делают кожу гладкой, закрывают поры, освежают и лечат. Лосьоны – это водные или спирто-водные растворы кислот лимонной и др., содержащие настои биологически активных трав, соков плодов и овощей, содержащих парфюмерные отдушки для создания легкого аромата.

Лосьоны подразделяются по полово-возрастному признаку, по типу кожи и месту применения. Ассортимент лосьонов включает лосьоны для мужчин – для бритья, после бритья; лосьоны для женщин – для снятия макияжа; лосьоны для подростков, содержат азелаиновую кислоту, которая успешно борется с угрями. Выпускаются лосьоны для лица, для тела и т.д. Лосьоны представляют собой прозрачные жидкости или непрозрачные эмульсии в зависимости от их состава. В настоящее время выпускают несколько разновидностей лосьонов – тоники, основная фукнция которых тонизировать кожу перед нанесением макияжа, лосьоны для чувствительной кожи, фитолосьоны и др.

Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Выпускается в традиционном твердом и жидком виде в пластмассовых флаконах с дозатором.

Зубные пасты – многокомпонентные смеси, содержащие тонко измельченные мягкие абразивные порошки, противоспалительные вещества, лекарственные препараты, питьевую соду для отбеливания, соединения фтора для профилактики заболевания кариесом, дезодорирующие отдушки для освежения, поверхностно-активные вещества для создания устойчивой эмульсии компонентов смеси в воде. Зубные пасты бывают обычные и пенящиеся. Могут быть гигиеническими (уход) и лечебно-профилактическими, семейными (универсальными) и детскими.

Средства ухода за волосами – шампуни и ополаскиватели (кондиционеры). По назначению средства ухода делятся на гигиенические, лечебно-профилактические, средства декоративной косметики для волос. Ко консистенции шампуни бывают жидкие, желеобразные, кремообразные; по содержанию ПАВ обычные (5-15%) и концентрированные (20-25%). В ассортимент входят собственно шампуни и средства ухода за волосами после использования шампуня – для ополаскивания (ополаскиватели, бальзамы, кондиционеры) и средства ухода без ополаскивания (лосьоны, муссы, кондиционирующие кремы).

Шампуни подразделяются, в свою очередь, на шампуни общего назначения (по типу волос нормальных, жирных и сухих) и кондиционирующие – сравнительно новые средства для ухода за волосами.

Ополаскиватели применяются после мытья волос (или вместе с шампунем, «два в одном» – шампунь + кондиционер). Кондиционеры – активные компоненты ополаскивателей и бальзамов, которые снимают отрицательный заряд с волос, увлажняют кожу и защищают волосы.

Бальзамы отличаются от ополаскивателей тем, что в их составе содержатся лечебные вещества. Другие лечебно-профилактические средства представляют собой препараты для интенсивного ухода за волосами с целью их укрепления, выпрямления, восстановления структуры, против перхоти, комплексные средства. Разновидности этих средств – кремы, лосьоны, масла, маски.

Средства декоративной косметики для волос служат для придания волосам желаемого цвета и формы. Они подразделяются на средства для фиксации и укладки волос (крем, гель, воск, лак), , окраски (средства для обесцвечивания, окраски, тонирования, блондирования, восстановления естественного цвета седых волос), химической завивки.

Охарактеризуем средства декоративной косметики

Декоративная косметика, как искусство украшать себя, известна со времен Древнего Египта. Средства декоративной косметики по основным видам сырья, применяемого для их изготовления, подразделяются на изделия на жировой основе, порошкообразные и компактные. Косметика на жировой основе – это губные помады, блеск и бальзамы для губ, румяна, тени для век, карандаши для век, губ, бровей и другие изделия. Они изготавливаются из смеси синтетических и натуральных продуктов: жиров, восков, масел, биологически активных веществ с добавлением красителей и пигментов. Порошкообразные и компактные изделия декоративной косметики – пудра, сухие румяна, компактные тени для век, представляют собой порошкообразные ароматизированные смеси минеральных и органических веществ.

Декоративная косметика на жировой основе. Губные помады традиционно выпускают в виде тонких стержней, заключенных в пластмассовый выдвижной корпус. В зависимости от назначения губные помады бывают гигиенические (бесцветные или сабо окрашенные), защитные (например, от воздействия ультрафиолетовых лучей) и тональные  - для окраски губ. Гигиеническими помадами могут пользоваться и мужчины и женщины, выпускаются также специальные гигиенические помады для детей с ягодным вкусом. Гигиенические помады обладают целебными свойствами, они содержат увлажняющие и ранозаживляющие препараты – винилин, прополис, азулен (придает помаде зеленоватый оттенок) и др.

По консистенции помады бывают твердыми (стержень, карандаш) и кремообразные, расфасованные в баночки или тубы с кисточкой. По степени жирности мазка помады делятся на жирные, полужирные и сухие. Жирность помады связана с ее рецептурой и температурой плавления восков, входящих в состав.

Наиболее широкий ассортимент представляет собой тональная помада, выпускаемая в широкой гамме тонов и оттенков – от светло-розового, светло-морковного до темно-красного, лилового, коричневого, матовых и с перламутровым эффектом. В современной цветовой гамме присутствуют помады металлических оттенков (золотой, серебряный, свинцовый), а также необычного зеленого и синего цветов и др.

По стойкости окраски тональная помада подразделяется на три типа – простая, традиционная (держится на губах 3-4 ч); устойчивая (5-6 ч) и сверхустойчивая (суперстойкая), сохраняющая свой цвет на губах более 6-7 ч и оставляющая минимальный отпечаток.

Декоративная косметика порошкообразная и компактная. Пудра – это ароматизированная тонко измельченная смесь талька аморфного, оксида цинка, стеарата цинка и многого др. Пудра должна впитывать выделения кожи, устранять ее блеск, легко наноситься на кожу и обладать достаточной кроющей способностью, маскировать дефекты кожи.

По агрегатному состоянию различают пудру сыпучую, компактную, жидкую, крем-пудру. По типу кожи – для нормальной, жирной и сухой. По тону – белая, розовая, рашель (розово-желтая) светлая и темная, персиковая, загар (тон может быть обозначен номером).

Тени и румяна компактные отличаются от пуды тоном и цветом пигментов и красителей, с преобладанием холодных тонов – зеленого и голубого, лилового, сиреневого и др.

Тушь для ресниц традиционно выпускалась в виде твердого брусочка со щеточкой-аппликатором. В настоящее время наибольшее распространение получила жидкая эмульсионная тушь в баллончике с навинчивающейся крышкой-кисточкой. Такая тушь обладает более высокими потребительскими свойствами, и главное удобством пользования.

Жидкая эмульсионная тушь для ресниц – это суспензия тонко измельченных красящих пигментов в эмульсионной среде, содержащей вещества, которые оставляют на ресницах гидрофобную, плохо растворимую в воде окрашенную пленку. Для предохранения слизистой оболочки глаз в туши вводят противовоспалительные биоактивные препараты. Тушь выпускается в различной цветовой гамме – черная, зеленая, коричневая, голубая, синяя, фиолетовая и т.п. Тушь бывает обычная и устойчивая к действию воды; последняя содержит в своем составе большое количество восков, которые растворяются только в специальных жидкостях для снятия жировой косметики или при помощи мыла. Для увеличения объема ресниц и их удлинения в эмульсионные туши вводят 3-4% тонких измельченных полимерных (нейлоновых) волокон.

Декоративная косметика для ногтей. Средствами декоративной косметики для ногтей традиционно являются лаки и эмали маникюрные. Лак для ногтей – это бесцветный или окрашенный прозрачный раствор смеси полимерных пленкообразующих в органических растворителях. После высыхания лак оставляет на ногтях прозрачную пленку. Эмаль для ногтей оставляет на ногтях непрозрачную окрашенную пленку.  Цветовая гамма эмалей изменяется от светло-розовых, красных, коралловых, брусничных до темно-лиловых, синих, зеленых и черных оттенков.

Современный ассортимент импортной декоративной косметики для ногтей включает в себя защитные составы для ногтей с протеином, желатином и солями кальция, средства для укрепления ногтей и восстановления ногтевых пластин, основу под лак, которая разглаживает неровности на ногтевых пластинках и т.п.

Жидкости для снятия лака входят в ассортимент средств ухода за ногтями. Жидкости содержат смесь растворителей с добавкой 3% касторового масла.    В новейших разработках жидкостей для снятия лака исключат ацетон, вводят витамины А и Е [2, 3, 8, 11].

1.4.         Характеристика упаковки парфюмерно-косметических товаров

Парфюмерные жидкости фасуют в стеклянные, хрустальные, фарфоровые, полимерные флаконы или стеклянные пробирки. Более 90% от общего количества тары для упаковки парфюмерных жидкостей приходится на стеклянные флаконы. Стеклянные флаконы для изготовления парфюмерии должны быть из стекла высокого качества, без свили, сколов, пузырей.

Флаконы укупоривают различными пробками, согласно стилю и наименованию изделия и форме флакона. Классическая пробка – стеклянная притертая пробка, для надежности поверхность горловины флакона с такой пробкой заливают желатином или герметизирующим клеем, оборачивают тонкой папиросной бумагой и обвязывают декоративной шелковой нитью. В настоящее время чаще используется пробка из стекла с полиэтиленовым уплотнителем, плотно облегающим нижнюю часть пробки-ножки. Наиболее распространенным видом укупоривающих средств для массовой продукции являются винтонарезные колпачки из пластмассы, реже из металла или дерева, комбинированные (из металлизированной пластмассы). При наворачивании колпачка на горлышко флакона уплотнение получается за счет запирающего конуса или специальной прокладки (пыжа), обеспечивающей герметичность и сохранность продукции при транспортировании и хранении. Прокладки изготавливают из корковой пробки, из эластичной пластмассы (70% полиэтилена, 30% изобутилена) или из пищевой резины белого цвета.

Винтонарезные колпачки из пластмассы украшают декоративными колпачками различной формы в зависимости от решения дизайнера флакона. Стеклянные пробирки укупоривают полиэтиленовыми пробками. В импортной продукции используются укупорочные колпачки с отрывным поясом, который при открывании флакона остается на горлышке.

Наибольшим удобством пользования обладают флаконы, укупоренные аэрозольными клапанами – механическими дозирующими устройствами, совмещенные с защитным колпачком изделия. Большая часть современной продукции, в частности туалетные воды, одеколоны, лосьоны, снабжена такими дозирующими аэрозольными клапанами. Механический дозатор приводится в действие путем кратковременного нажатия на головку – подвижную часть воздушной насосной системы. На аэрозольный клапан сверху надевается декоративный колпачок, чаще всего выполнены из пластмассы. В импортной продукции горловина флакона под укупорку клапаном дополнительно имеет декоративную отделку, которая повышает эстетические свойства изделия.

Флаконы с плечиками заполняют до уровня плечиков, во всех остальных видах флаконов соблюдается правило – флакон должен иметь свободное воздушное пространство не более 4% вместимости флакона, поскольку при повышении температуры воздуха спиртосодержащая жидкость значительно увеличивает свой объем. В соответствии с современными требованиями, на изделии должен быть указан объем жидкости. При маркировке объема парфюмерных жидкостей принято указывать ее точный объем в мл или жидкостных унциях (для импортной продукции), сокращенно fl.oz.=29,57 мл = 30 мл, то есть ½ fl.oz.= 15 мл, ¼ fl.oz.= 7,5 мл и т.д.

Флаконы с парфюмерией упаковывают в художественно оформленные футляры. Флакон с футляром представляют собой упаковочную единицу, эстетическое решение при оформлении которой должно соответствовать характеру запаха и наименованию продукции. Футляр является важной частью эстетического оформления продукции в целом. Например, при оформлении духов «Шалунья» («Новая заря») использована кокетливая шляпка.

Футляр защищает флакон от повреждения при транспортировании и хранении продукции. Футляры бывают клеевые, складные из картона, сборные (пластмассовые и комбинированные). Клеевые футляры применяют в основном для духов высших сортов и парфюмерных наборов. Их изготавливают из картона, отделывают бумажными деталями с многокрасочной печатью, искусственным бархатом, шелком, атласом и другими материалами. Футляры бывают простых и сложных форм разной конфигурации, с различным художественным оформлением. Картон для футляра может быть комбинированный с полимерным покрытием или с микро восковым покрытием. Флакон располагается внутри футляра на специальной фиксаторе – картонной или пластмассовой вставке (листовая либо вспененная пластмасса имеет ложе-углубление по форме флакона), либо свободное пространство футляра заполняют вставкой из полоски микро гофрированного картона. Большая часть такой продукции обтягивается пленкой из целлофана или лавсана. В некоторых случаях для сохранения футляра используют суперфутляр из картона коробочного. Наиболее распространена в парфюмерно-косметической промышленности складная форма футляра, склеенного вдоль боковой стенки и открывающегося с обеих торцевых сторон, поверхность картона глянцевая имеет цветное покрытие. Такая упаковка используется для массовой продукции небольших объемов, которую потребитель может носить в сумочке.

Парфюмерные жидкости в мелкой фасовке (пробирки или небольшой объем пробных духов во флаконе) прикрепляют к художественно-оформленным открытками или книжечкам с рекламной информацией.

В качестве транспортной тары используются ящики (коробочки) из гофрированного картона. Для предохранения от механических повреждений флаконов без футляров коробки должны иметь перегородки или решетки, допускается также вместо перегородок использовать опоясывание флаконов полоской из гофрированного картона шириной не ниже высоты флакона, исключающей их соприкосновение. Флаконы могут быть упакованы в групповую тару - термоусадочную пленку без лотка, или с лотком из гофрированного картона. Такие крупные упаковки укладываются в коробки из гофрированного картона.

Футляры с флаконами заворачивают в бумагу по несколько штук и упаковывают в коробки из гофрированного картона без перегородок. Для футляров, обтянутых целлофаном, или в суперфутлярах футляры упаковывают, не заворачивая в бумагу. Коробки оклеивают бумажными лентами или самоклеющейся лентой с одной или двух сторон. На коробке должно с двух сторон стоять слово «Верх».

При транспортировании продукции из коробок формируют транспортные грузопакеты, которые формируются на поддоне и обтягиваются полимерной пленкой. Импортная продукция транспортируется на европаллетах, обтянутых растягивающейся стрейч-пленкой. Грузопакеты транспортируют в контейнерах автотранспортом, железнодорожным и другими видами транспорта. При транспортировании по железной дороге мелкими отправками продукция упаковывается в дощатые ящики. На транспортной таре должны быть указаны манипуляционные знаки: «Осторожно, хрупкое», «Верх, не кантовать», «Боится сырости».

Для маркировки парфюмерных жидкостей используют этикетки. Этикетка парфюмерных жидкостей предназначена также для дополнительного украшения флакона. Форма, содержание рисунка, цвет устанавливаются дизайнером флакона. Этикетки бывают литографические и облаточные. Литографические этикетки изготавливают из специальной этикеточной бумаги или тонкого картона с нанесенным рисунком, который может быть выполнен любым из типографских способом – эластографии, офсетным, конгрев (тиснение) и т.д. Облаточные – из металлизированной бумаги и кашировальной фольги. Широко используются этикетки из термоусадочной ПВХ-пленки, которая после нагревания плотно облегает стекло и становится невидимой, создавая впечатление, что рисунок нанесен непосредственно на флакон. В ряде случаев на флакон наносится рисунок или надпись методом тампонной печати. Этикетки наклеиваются при помощи клея, или этикетка может быть самоклеящаяся с постоянно липким клеевым слоем. Этикетка должна быть наклеена без перекосов, морщин, для наклеенных – не допускается подтеков клея. На флаконах сложной формы или из ребристого стекла допускается наклеивать этикетку на дно флакона.

Для парфюмерной продукции наименование изделия указывается на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения можно указать на футляре изделия. Информация для потребителя по ГОСТ Р 51391-99 должна содержать следующие данные на русском языке: наименование изделия, наименование группы изделия (для духов и одеколонов), наименование страны-изготовителя и фирмы-изготовителя с указанием юридического адреса, информация об обязательной сертификации, состав, объем продукции, обозначение об обязательной сертификации, состав, объем продукции, обозначение стандарта на продукцию, месяц и год выработки, срок хранения, штриховой код товара (при наличии).

Парфюмерные изделия хранят при температуре не ниже +5оС и не выше 25оС в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света.

Кремы косметические фасуют в пластмассовые баночки различной формы, алюминиевые и полимерные тубы, стеклянные флаконы. Упаковка и транспортировка аналогичны упаковке и транспортировке парфюмерных жидкостей.  Это же касается и лосьонов и др. разновидностей гигиенической косметики.

Туалетное мыло выпускают без обертки и в обертке. Обертка состоит из двух или трех слоев: внешнего – в виде художественно оформленной этикетки из пигментированной бумаги или бумаги с микро восковым покрытием, содержащей информацию для потребителя; внутреннего слоя из подпергамента, этикеточной или писчей бумаги; промежуточного (третьего) слоя из тонкого картона коробочного или двухслойной бумаги пачечной. Туалетное мыло упаковывают также в однослойную обертку из прозрачных и полупрозрачных полимерных материалов, из заминированной бумаги, фольги и бумаги с микро восковым покрытием. Туалетное мыло может быть по 1-4 куска упаковано в декоративные пластмассовые мыльницы, художественно оформленные футляры, коробки из картона.

Туалетное мыло упаковывают в групповую тару – картонные коробки, пачки, пакеты или ящики (коробки) из гофрированного картона. Групповая тара должна быть заклеена для обеспечения сохранности при транспортировании.

На поверхности куска должны быть указана номинальная масса в г, товарный знак предприятия-изготовителя, группа мыла. На этикетке мыла помимо этой информации указывается также наименование мыла помимо этой информации указывается также наименование мыла, информация об изготовителе, дата выработки, обозначение стандарта. аналогичная информация должна быть указана на групповой и транспортной таре, включая информацию о количестве кусков в упаковочной единице. На транспортной таре наносится манипуляционный знак – «Боится сырости».  

Туалетное мыло должно храниться в сухих, закрытых, хорошо проветриваемых помещениях (на складах должно применяться активное вентилирование) при температуре не ниже минус 5оС и относительной влажности воздуха не выше 75%. При хранении ящики с мылом должны укладываться в штабели высотой не более 2 м. Между рядами должны оставаться проходы для циркуляции воздуха. Гарантийный срок хранения мыла 6 месяцев со дня выработки.

Зубные пасты фасуют в алюминиевые или полимерные тубы с бушонами (крышками) различной формы.

Средства ухода за волосами фасуют в различные виды тары – стеклянные флаконы, пластмассовые бутылки, баночки, тубы, аэрозольные баллоны. Упаковка аналогична парфюмерным жидкостям.

Декоративная косметика имеет свои особенности в упаковке. Например, губные помады фасуют в металлические, пластмассовые или комбинированные пеналы, при этом помада должна прочно держаться внутри пенала, движок должен передвигаться свободно, при обратном движении не должен срезать край помады. Помады выпускают в футлярах (складной тонкий картон, прозрачная пластмасса)  и без них, а также в наборах с другими косметическими средствами. На маркировке помады (в нижней части пенала) указываются номер и название тона, товарный знак или наименование предприятия-изготовителя, дата изготовления – на футляре. Пеналы с помадой объединяют в групповую упаковку не более 50 штук в складные коробки из картона коробочного или плотной бумаги  и опечатывают бандеролью. Групповую упаковку по 40 штук укладывают в коробки из гофрированного картона и опечатывают одной или двумя бандеролями.

Порошкообразную пудру фасуют в картонные, пластмассовые или комбинированные коробочки, верх коробочки должен быть затянут полимерной пленкой, чтобы предотвратить ее рассыпание при транспортировании.

Компактную пудру и другие изделия фасуют в металлические или пластмассовые поддонники (палетки), которые вставляют в пудреницы и дополняют вкладышем (аппликаторами для теней) для нанесения пудры. Между слоем пудры и вкладышем помещают полимерную пленочную прокладку.

Жидкая эмульсионная тушь для ресниц упаковывается в баллончик с навинчивающейся крышкой-кисточкой. Транспортная упаковка соответствует кремам эмульсионным и другой гигиенической косметике [3].





















Глава 2. Практическая часть

2.1. Анализ структуры ассортимента парфюмерно-косметических

       товаров салона «Шарм»

Организационно-правовой формой салона «Шарм» является индивидуальная предпринимательская деятельность. По виду розничной торговли салон «Шарм» можно отнести к полустационарному типу через павильон, который располагается в Торговом  центре  г.Хабаровска. Салон как торговая организация является узкоспециализированным, так как торгует только одной группой товаров, а именно – парфюмерно-косметическими товарами и мелкой галантереей.

Торговый ассортимент салона «Шарм» формируется со строгим учетом специализации и потребительского спроса, а также материально-технической базы. Салон «Шарм» является фирменным магазином, так как стратегию сбыта основывает на сбыте товаров одной конкретной фирмы. Это английская косметическая фирма «Avon Beautu Products Company», специализирующаяся на выпуске широкого ассортимента парфюмерно-косметических товаров. Торговая марка парфюмерии и косметики от «Эйвон Бьюти Продактс Компани»  (сокращенно Эйвон) зарегистрирована как «AVON» и широко прорекламирована на отечественном рынке. Производственные линии компания размещает в Англии и в Польше. Головная компания располагается в Лондоне, а филиалы разбросаны по многим городам Европы. Один из филиалов компании Эйвон расположен и в Москве.

Одним из методов продажи компании Эйвон является метод сетевого маркетинга. Поэтому оптовые склады расположены практически во всех крупных городах России, в том числе и Хабаровске. Метод разносной торговли является основным в новосибирском филиале Эйвон. Однако индивидуальный предприниматель Ненахова Н.А. организовала стационарную торговлю косметическими изделиями « AVON».

Потребителями салона «Шарм» являются покупатели со средним достатком, которым гораздо удобнее посетить салон, чем ожидать прихода частных распространителей. Цены на товары «AVON» незначительно выше цен частных распространителей.

Ассортимент салона «Шарм» по местонахождению можно охарактеризовать как торговый, по широте охвата товаров как развернутый. Развернутый ассортимент, как известно, это набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

В салоне «Шарм» представлена только такая косметическая торговая марка как «AVON». Есть и сопутствующий ассортимент мелкой галантереи, однако он тоже представлен изделиями с маркой «AVON».

По степени удовлетворения  потребностей ассортимент салона «Шарм» можно охарактеризовать как рациональный, то есть это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Товароведам салона «Шарм» практически не приходится работать над формированием ассортимента, так как этим занимаются непосредственно в  компании «AVON». При этом учитывается большое количество факторов и показателей, многие и которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся достижения в области научных технологий производства косметики. Продукция «AVON» идет в «ногу» с новейшими разработками в области кислородной косметики и других «клеточных» комплексов. Практически каждый месяц компания «AVON» предлагает своим покупателям принципиально новые виды косметики, формирующие новые потребности. В этих условиях работникам салона «Шарм» остается только такая область коммерческой работы по формированию рационального ассортимента, как отслеживание спроса на отдельные виды косметической продукции.

В салоне «Шарм» работают над формированием не только реального ассортимента, но и прогнозируемого, то есть с учетом будущих потребностей потребителей. По широте, полноте и устойчивости ассортимент салона «Шарм» можно охарактеризовать на самом высоком уровне.

Структура ассортимента салона «Шарм» по подгруппам парфюмерно-косметических товаров представлена в таблице 1.

Таблица 1

Вид ПКТ

Количество товаров

Средняя цена товаров, руб.

Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении

натуральном

денежном

Парфюрмерно- косметические товары

Гигиеническая

косметика

Декоративная косметика

32


168

150

225


85

175

9


48

43

46


18

36

ИТОГО

350

-

100

100


Структура ассортимента салона «Шарм», рассчитанная в натуральном выражении показывает, что в ассортименте продаваемых парфюмерных и косметических товаров доминирующее место занимают последние. Причем, разновидностей гигиенической косметики на 5% больше разновидностей декоративной косметики. А парфюмерия составляет лишь одну десятую от всего ассортимента ПКТ.

Однако, с учетом низкой платежеспособности современного отечественного покупателя салон «Шарм» не собирается снижать долю недорогой косметики в общем объеме, так как именно она пользуется наибольшим спросом. Рассмотрим подробнее отдельные виды ПКТ, представленных в салоне «Шарм».

Парфюмерные товары салона «Шарм» характеризуются как незначительные по широте ассортимента, но представленных наиболее полно по разновидностям. Это – духи, туалетная вода для мужчин и женщин, аэрозоли до освежения помещений, ароматические свечи и масла. Парфюмерные изделия представлены как в виде единичных изделий, так и в  виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования.

Например, туалетная вода  «Пробуждение»  с цитрусовым ароматом входит в межвидовую серию «Ароматерапия», состоящую еще из лосьона для тела и отшелушивающего геля для душа. Парфюмерная вода «Rare Gold» продается в комплекте с одноименным парфюмерным спреем для тела.

Серия «Rare Reals» состоит из парфюмерных воды, парфюмерного спрея и ароматизированного крема для тела. Туалетная вода «Маленькое черное платье» идет в серии с одноименными духами. Мужская туалетная вода, как правило, оставляет единую ароматную линию с кремами для и после бритья. 

В ассортименте салона «Шарм» нет такого вида парфюма, как твердые духи и в порошкообразном виде (саше). Однако, есть такие потребительские новинки, как ароматизированный спрей для освежения воздуха и постельного белья «Сладкие сны», праздничные тематические товары типа ароматических свечей  в виде сердечка для дня влюбленных, ароматная вода для женской интимной гигиены и др.

Гигиеническая косметика салона «Шарм» представлена широчайшим ассортиментом с высоким показателем полноты. Единичных изделий практически нет. Все товары так или иначе представлены в различных сериях. Наиболее распространены такие наборы, как совокупность скраба, маски и крема. Подобные наборы представлены такими серями как «Одуванчик», «Огуречный», «Pore-Fection», «Утренняя свежесть» и др. Другие наборы представлены такими принципиально новыми товарами гигиенической косметики, как смягчающие крема для ступней, охлаждающие крема для уставших ног, дезодорирующий спрей для ног  и т.п. Есть принципиально новые товары и для лица, например разогревающие маски, маски для глубокого очищения, трехсекундные очищающие маски, вяжущие тоники. Все виды гигиеническая косметика имеет достаточно невысокие цены.

Однако гигиеническая косметика для ухода за лицом представлена дорогой линией кислородной косметики для стареющей кожи «Anew Rerroactive», диапазон  цен которой от 250 до 4000 руб. за стандартные упаковки. Эта серия представлена такими видами косметики, как сыворотка для кожи вокруг глаз, содержащая омолаживающий клеточный комплекс, капсулы для лица с витамином С, гель для идеальной очистки кожи лица, кремы дневные и ночные для лица, крем-лифтинги для морщин, маски-пленки и др. товары с двойной концентрацией ретинола. Это высокотехнологичная продукция пользуется меньшим спросом, чем дешевые комплексы, однако тоже находит своего потребителя.

В ассортименте гигиенической косметики от «ANOV» нет, пожалуй, только одного вида из всех существующих – это гигиенических продуктов по уходу за полостью рта, то есть зубных паст и др. подобных товаров. Зато широко представлены средства ухода за волосами. Это ополаскиватели и шампуни ля мужчин, женщин и детей, разработанные для окрашенных, сухих и др. проблемным волос. Это бальзамы и спреи лечено профилактически (от перхоти) и для ухода.

Гигиеническая косметика представлена такими новинками, как гели для похудения, лосьоны против «растяжек» и антицеллюлитные крема.

Декоративная косметика в салоне «Шарм» представлена полным и широким ассортиментом. Он стандартен: тушь для ресниц, пудра, тональные крема, тени для век, румяна, помада и блек для губ, лак и другие средства по уходу за ногтями. Покупателей привлекает всегда модный дизайн декоративной косметики, а также наличие модных тонов и оттенков всей продукции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод по структуре ассортимента парфюмерно-косметических товаров салона «Шарм». Структуру ассортимента салона «Шарм» можно охарактеризовать как оптимальную, с рациональным распределением по отдельным видам.



2.2. Анализ упаковки торгового ассортимента салона «Шарм»

       2.2.1. Оценка сохраняющих функций упаковки парфюмерно-

                  косметических товаров

Весь ассортимент ПКТ, поступающих в салон «Шарм», упакован в такой вид транспортной тары, как картонные ящики. Данные ящики являются полужесткой тарой многоразового использования. В подобные ящики типа Sinpox (Англия), представляющие собой складные многооборотные ящики из влагопрочного обработанного парафином гофрированного картона, упакована вся продукция «AVON». Данный вид транспортной тары  можно использовать до 5 раз. Однако, в связи с тем, что производитель расположен за границей, система возвратного тарооборота является неэффективной из-за высоких расходов. Поэтому после прибытия в салон груза с оптовой базы транспортная тара выбрасывается.

Гофрированные картонные ящики, в которые упаковывается продукция «AVON», являются 3-хслойными. То есть изготовлены из трех гофрированных слоев (флютингов) и четырех плоских слоев (лайнеров), которые в определенном порядке соединены между собой. Верхние лайнеры пропитаны парафином.

Транспортная тара косметики «AVON» отвечает всем требованиям к упаковке. Это наиболее безопасный вид упаковки, так как картон и пропитывающие его вещества не содержать вредные для организма вещества и не способны перейти в товар.

На гофрированных ящиках стоит знак «зеленой точки» – «DER GRUNE PUNKT». Это самый распространенный европейский эко-знак от германской фирмы DSD, разработавшей этот знак. Этот знак обозначает, что фирма «AVON» пользуется экологически чистыми продуктами при изготовлении тары, а также утилизирует эту тару или вторично перерабатывает ее на одной из организаций, действующих в рамках DSD. Этот знак обозначает, что выполнены экологические требования к упаковке, использование и утилизация которой не наносит существенного вреда окружающей среде. (При утилизации картона термическим путем в окружающую среду выделяется углекислый газ, что увеличивает парниковый эффект в атмосфере земли. Однако картон имеет свойство к многократной переработке, что значительно повышает его экологические свойства).

Используемые для транспортировки ящики из гофрированного картона очень надежны, так как сшиты металлическими скобами из проволоки диаметром 0,7-1,0 мм. Благодаря своей надежности ящики обеспечивают надлежащую сохраняемость парфюмерно-косметическим товарам.

В добавок ко всему ящики снабжены вспомогательными упаковочными средствами: картонными вкладышами, амортизаторами, решетками, перегородками, прокладками.

Применяемая транспортная тара выполняет и такое требование к упаковке, как совместимость. Согласно ГОСТам парфюмерно-косметические товары должны транспортироваться в картонной таре.

Выполняется и такое требование, как взаимозаменяемость. При отсутствии картонных ящиков типа Simрax продукция от «AVON» может быть упакована в другую подобную тару, так как все ПКТ упакованы в картонные коробки меньшего размера (групповая упаковка) по 10, 20, 30 штук в зависимости от своего размера. Это делается с целью обеспечения мелкооптового товарооборота. Подобные коробки выполнены из плотной бумаги или тонкого не гофрированного картона. Все коробки имеют унифицированные размеры и соответствуют требованиям ГОСТ 21140-75 в соответствии с габаритами и массой упаковываемых товаров. Отношение длины коробок к их ширине составляет не более 2,5:1, отношение высоты к ширине – не более 2:1 и не менее 0,5:1. Эти же размеры соблюдаются и в транспортной таре.

Данная унификация размеров повышает экономическую эффективность упаковки, так как облегчает проведение различных транспортных, погрузочных и других операций.

Описываемый вид тары имеет недостаточную устойчивость к внешним сильным механическим воздействиям, поэтому транспортная тара продукции «AVON» имеет объемную товарную информацию. Опишем маркировку транспортной тары ПКТ от «AVON».

Помимо идентифицирующей информации в целях сохранения товара на тару нанесены следующие информационные знаки, которые являются в основном манипуляционными, так как предназначены для информации о способах обращения с грузами.

Символика, наименование и назначение манипуляционных знаков на транспортной таре косметики «AVON» соответствуют требованиям ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».

Манипуляционные знаки, нанесенные на транспортную тару товаров от «AVON» изображены на рис.1. и имеют следующее значение:



1 – хрупкий груз, необходимо осторожное обращение («Хрупкое. Осто-

      рожно!»);

2 – груз следует защищать от тепла («Беречь от нагрева!»);

3 – необходима защита груза от воздействия влаги («Беречь от влаги!»);

4 – диапазон значений температуры, при которой следует хранить груз

      или манипулировать им («Ограничение темпетаруры!»);

5 – правильное вертикальное положение груза («Верх»);

6 – упаковку открывать только в указанном месте («Открывать здесь!»).

Около значка «Ограничение температуры» на транспортной таре от компании «AVON» обычно стоит цифра +5(+25оС ), что означает, что при транспортировке и хранении следует соблюдать температуру в диапазоне не ниже +50С и не выше +25оС. В зависимости от вида транспортируемого вида ПКТ цифры около этого значка меняются. Например, туалетное мыло можно транспортировать и хранить при температуре не ниже минус 5оС. И т.д.

Практически все виды ПКТ под торговой маркой «AVON» упакованы, как уже отмечалось, в групповую упаковку из тонкого картона.

Исключение составляют средства для ухода за волосами и гигиенические товары (эмульсии, гели, кремы и т.п.), расфасованные в полимерные флаконы. Подобные разновидности ПКТ от «AVON» могут быть упакованы в термоусадочную пленку без лотка или с лотком из гофрированного картона. Подобный вид групповой упаковки используется при упаковке недорогих косметических товаров. Косметика и парфюмерия со средними и высокими ценами, как правило, имеет индивидуальный картонный футляр. При упаковке подобных футляров следят, чтобы футляры плотно прилегали друг к другу без сминания и в тоже время не могли свободно передвигаться по групповой таре.

Некоторое количество ПКТ от «AVON» расфасованы в жесткие полимерные бутылки и флаконы из металла, но при этом не имеют индивидуальных футляров (дезодоранты, спреи и т.п.). Такие разновидности ПКТ для предохранения от механических повреждений упакованы в групповых коробках с помощью картонные перегородок и решеток. Иногда они просто опоясаны полосками из гофрированного картона шириной по высоте флаконов, что исключает их соприкосновение друг с другом, а значит и нарушение рекламно-информационного оформления.

Таким образом, можно дать самую высокую оценку упаковочной тары ПКТ от «AVON», так как при их упаковке соблюдаются все требования, направленные на сохранение товара. Тара обеспечивает сохранность количества и качества доставляемых к потребителю ПКТ, что значительно повышает конкурентоспособность этих товаров, о чем подробнее в следующем пункте работы.


2.2.2. Оценка конкурентоспособности упаковки парфюмерно-

           косметических товаров

Конкурентоспособность, рассматриваемая применительно к отдельному товару, - это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным  является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех. Не последнее место в формировании и повышении конкурентоспособности играет упаковка товара. Особенно когда это касается такого вида товаров как ПКТ.

В предыдущем параграфе подробно охарактеризована транспортная тара продукции  «AVON», среди функций которой доминировали функции сохранения. В данном параграфе работы более подробно будет проанализирована уже потребительская упаковка, предназначенная для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (объем и т.п.).

К потребительской таре ПКТ относятся стеклянные, хрустальные и т.п., а также полимерные флаконы или бутылки и стеклянные пробирки, полимерные и металлические тубы, баночки, металлические аэрозольные баллоны и футляры, упаковочная бумага.

Помимо сохраняющих функций потребительская упаковка должна содержать в себе эстетические свойства. Эстетические свойства очень важны для упаковки и в первую очередь для потребительской тары.

Конкурентоспособность таких товаров, как парфюмерия и косметика в значительной степени зависит от дизайна (оформления) упаковки. Это особенно важно в условиях рыночной экономики, при которой предложение товаров, как правило, значительно превышает спрос на них.

В современный период ПКТ являются перспективной и развивающейся группой товаров. На российском рынке представлена продукция большого числа парфюмерных фирм Франции, Германии, Англии, Швеции, США, Финляндии и др. Вместе с тем, существенно увеличилось число фирм-производителей парфюмерии и косметики в России. К настоящему времени в России существует по всем регионам свыше 100 парфюмерно-косметических предприятий. Качество отечественной косметики и парфюмерии на порядок ниже качества импортной, однако в условиях низкой платежеспособности большая часть населения России предпочитает низкие цены отечественной косметики качеству импортной. К тому же из года в год повышается и качество российской косметики. В 1998 году Российская парфюмерно-косметическая ассоциация была принята в состав Европейской ассоциации косметики, средств гигиены и парфюмерии (COLIPA), представляющей интересы более 2500 фирм-производителей. Это служит лучшим доказательством тенденции к повышению качества российской косметики, некоторые из торговых марок которой поставляются на экспорт (серия «Черный жемчуг», «Русская линия»  и др.).

В этих жестких конкурентных условиях производителям импортной косметики все труднее достается борьба за потребителя на российском рынке парфюмерии и косметики.

Основным фактором повышения конкурентоспособности своей продукции фирма «AVON» считает дизайн потребительской упаковки. Модный дизайн упаковки ПКТ зачастую выступает основным мотивом покупки. Дизайнерские технологии в российской парфюмерно-косметической промышленности практически на несколько уровней ниже импортных. К тому же, уступают им по динамичности смены модных тенденций. Зачастую российские дизайнеры просто копируют некоторые дизайнерские новинки с импортных аналогов. Но моде скоротечна, поэтому конкурентоспособность косметики типа «AVON» выше конкурентоспособности многих российских торговых марок.

Дадим оценку конкурентоспособности упаковки ПКТ от «AVON».

В качестве примера рассмотрим потребительскую упаковку мягкого очищающего геля для женской интимной гигиены. Сам по себе этот продукт является новинкой, не имеющей аналогов. К тому же его конкурентоспособность значительно повышают новинки в дизайне потребительской упаковки (см. прилож.1). Это полимерный флакон с винтонарезным колпачком. Новинкой является клапан – механическое дозирующее устройство с необычной формой изящного носика-краника. На кранике надпись «Open» «Stop» и стрелки, показывающие в какую сторону следует повернуть краник, чтобы при нажатии из флакона начал поступать гель. Флакон имеет также фиксатор, который вставляется в зазор между носиком и колпачком и намертво фиксирует дозирующее устройство. Это удобное потребительское свойство товара. Так как, например, во время путешествия в косметичке носик может повернуться, что приведет к вытеканию геля. Фиксатор позволяет избежать этого. Упаковка данного гигиенического продукта рассчитана на то, что им пользуются в душе. Чтобы упаковка не скользила в руках, форма футляра имеет едва уловимые для взгляда боковые выемки-впадинки. Так как этим гелем, в основном, пользуются в душе, то вся информация о нем нанесена особым полиграфическим способом эластографией, позволяющей наносить несмываемые надписи прямо на упаковку. На лицевой стороне флакона несколько надписей, несущих в себе необходимую информацию названии продукта и его виде, а также дополнительно украшающих упаковку. Надпись, рисунок, их цвет и форма составляют гармоничный дизайн и удачно сочетаются с формой флакона. На оборотной стороне флакона на двух языках указана разновидность гигиенической косметики, а именно – «Мягкий очищающий гель для женской интимной гигиены». Здесь же указан способ применения и состав продукта. Есть и рекламная информация при прочтении которой потребитель узнает о дополнительных потребительских свойствах предлагаемого товара: «Благодаря сбалансированному уровню рН, гель обладает не только очищающим, но и дезодорирующим эффектом и обеспечивает свежесть в течение всего дня». Данная информация сформирует у женщин-потребителей дополнительный мотив к покупке, т.к. очищающий гель дополнительно обладает свойствами дезодоранта.

На упаковке есть значок «Зеленая точка» и значок соответствия государственным стандартам РФ. На упаковке также указан штриховой код, доказывающий, что производитель находится в Великобритании. Также, как того требуются российские ГОСТы, указан объем флакона, причем, не в унциях, как это принято в  Европе, а в мл, как это принято в России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что упаковка геля для интимной женской гигиены, значительно повышает конкурентоспособность данного товара.

Практически вся гигиеническая косметика от «AVON» упакована в полимерные тубы, которые имеют широкие крупные винтонарезные колпачки, позволяющие хранить их в вертикальном положении. Вертикальное положение обеспечивает более экономичное пользование косметикой, так как крема стекают к горлышку (см. прилож.2). Это выгодно потребителям, а значит и повышает конкурентоспособность продукции.

Дизайн упаковки ПКТ от «AVON» продуман до мелочей. Во-первых, всегда выдерживаются в едином стиле те товары, которые  у потребителя располагаются в одном месте, например, в ванной комнате. Стиль соблюдается в цветах и оттенках, в едином шрифте и других оформительских элементах (см. прилож. 3).

Дизайнеры от «AVON» продумывают различные элементы упаковки, способные  увеличить конкурентоспособность конкретного товара. Например, упаковка геля для душа имеет не только широкий винтонарезной колпачок, позволяющий ставить бутылочку вертикально на полочку в ванной комнате, но и своеобразный крючок, позволяющий ее подвешивать (см. прилож.3).

Охарактеризуем упаковку такого косметического продукта от «AVON», как сыворотка для кожи вокруг глаз из элитной дорогой косметической серии «ANEW» (см. прилож. 4). Очень элегантный дизайн стеклянного флакона привлечет женщин, которые в состоянии платить не только непосредственно за продукт, но и за его упаковку. Механический дозатор обеспечивает экономное расходование сыворотки. К тому же он снабжен пластмассовым колпачком, предохраняющим от случайных нажатий на дозатор. На флаконе указаны только название сыворотки, название косметической серии, а также рекламный лозунг «Путешествие к истокам молодости». Последний способен сильно мотивировать к покупке женщин, возраст которых больше 30 лет. Кроме даты выпуска и предостережения об избежании попадания в глаза флакон не содержит больше никакой информации. Это объясняется небольшими размерами флакона (12 мл). Вся необходимая информация, которая согласно ГОСТам, должна быть на маркировке ПКТ, располагается на картонном, тоже элегантно оформленном футляре, а также на бумажном листке-вкладыше с рекомендациями к использованию.

Таким образом, можно дать достаточно высокую оценку упаковки ПКТ от «AVON», которая значительно повышает их конкурентоспособность на российском рынке парфюмерии и косметики.










ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Любой товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Однако факт купли-продажи товара будет иметь место только в случае наличия у него определенной потребительной стоимости. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.  Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На конкурентоспособность парфюмерно-косметических товаров значительное влияние оказывает такой фактор, как упаковка.

Исследование теоретических и практических аспектов упаковки, проведенное в рамках данной работ, доказало это предположение.

В работе было проведено исследование транспортной и потребительской упаковки парфюмерно-косметических товаров от фирмы «AVON». Это исследование на примере показало, что на высокий спрос на данную продукцию на отечественном рынке значительное влияние оказал такой фактор, как современный и тщательно продуманный дизайн потребительской тары и наличие большинства сохраняющих функций транспортной тары.

Полученные в результате исследования высокие оценки сохраняющих и конкурентоспособных функций упаковки, не мешают, однако, разработать систему предложений по усовершенствованию упаковки ПКТ от «AVON».

Одним из самых существенных недостатков в упаковке разных видов гигиенической косметики от «AVON» (в недорогих сериях) является то, что винтонарезные колпачки в полимерных тубах не имеют полиэтиленовых уплотнителей, которые предназначены для герметизации тубов. Крышки, таким образом, прилегают недостаточно плотно. И это приводит к попаданию кремов и эмульсий на колпачок, их дальнейшему насыханию, что создает при дальнейшем применении не совсем эстетический и гигиенический вид.

Следует также продумывать дизайн не только флаконов и тубов парфюмерно-косметических товаров, но и их индивидуальные картонные футляры. Футляры практически всех видов косметики гигиенической изготовлены из картона мутного белого цвета с темно-синим цветом маркировочных надписей, что формирует низко эстетический внешний вид упаковочных индивидуальных футляров. Изменение дизайна футляров товаров может значительно повысить конкурентоспособность гигиенической косметики от фирмы «AVON».
























ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА


1.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы. – М, 1997. – 345 с.

2.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерче    

      ское товароведение. – М., 2000. – 620 с.

3.     Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. / Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М., 2000. – 464 с.

4.     Куприянов Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. – М, 1991. – 345 с.

5.     Справочник товароведа. Непродовольственные товары. В 3-х т.- М., 1990-1998 гг.

6.     Алексеев Н.С. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М, 1998. – 560 с.

7.     Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. Косметика сегодня. – М, 1998. – 456 с.

8.     Паршикова В.Н. Парфюмерно-косметические товары. – Красноярск, 1999. – 345 с.

9.     Парфюмерия и косметика от «А» до «Я». Каталог. – М., 1998. – 345 с.

10.            Каспаров Г.Н. Парфюмерно-косметическое производство. – М, 1989. – 230 с.

11.            Махотина Н.Г. Товароведение галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. – М, 1990. – 239 с.