Содержание
Введение. 3
1. Планирование развития карьеры: сущность, роль, задачи. 4
2. Планирование развития карьеры в ОАО «Шатура». 8
3. Рекомендации по улучшению планирования развития карьеры.. 10
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
В последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики.
Тема контрольной работы – внутрифирменное планирование развития карьеры.
Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена следующим. Программы управления продвижением по службе помогают организациям использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применить свои способности. Это имеет большое значение, поскольку исследования говорят о том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. По мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом программ продвижения по службе является большая преданность интересам организации, повышение мотивации производительности труда, уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей работников.
Цель контрольной работы – рассмотреть процесс внутрифирменного планирования развития карьеры, его сущность, задачи.
В качестве объекта исследования выступает практический опыт планирования развития карьеры в мебельной компании «Шатура».
1. Планирование развития карьеры: сущность, роль, задачи
Карьера это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации.
Таковыми являются [5, стр. 148]:
· должностные ступени, уровни иерархии;
· ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
· статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации ( выслуга лет, уникальные рациональные предложения , судьбоносные для организации) его положение в коллективе;
· ступени власти как степени влиятельности в организации (участие в принятии важных решений, близость к руководству);
· уровни материального вознаграждения, дохода (уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот).
Таким образом, карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния власти авторитета, статуса в среде, выражений в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Главная задача планирования развития карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнения ряда задач, а именно [1, стр. 254]:
· достижение взаимосвязи целепологания организации и отдельного сотрудника;
· обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;
· обеспечение открытости процесса управления карьерой;
· устранение “карьерных тупиков”, в которых практически не оказывается возможностей для развития сотрудника;
· повышение качества процесса планирования карьеры;
· формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
· изучение карьерного потенциала сотрудников;
· обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
· определение путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Приведем пример: Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма, распространенная в Японии. Эта система возникла после второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сменить сферу деятельности, продвинуться по службе - и все это в рамках одной компании. Преимущество пожизненного найма в том, что каждый сотрудник в мыслях на прямую связывает себя с компанией, на которую он работает, понимает, что его личное процветание зависит от процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне, работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный наем имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространяется только на 25-30% работников в крупных компаниях; в случае ухудшения финансового положения компании все равно проводят увольнения: соглашения о гарантиях занятости не записаны в официальных документах.
Японская система пожизненного найма - это одна из форм гарантированной занятости. В настоящее время в мире растет интерес к гарантиям сохранения работы. Для этого существуют и другие, кроме указанных выше причины:
· страх быть уволенным создает нервную обстановку и снижает производительность труда;
· страх, что применение нового оборудования приведет к сокращению рабочих мест, приводит к торможению технического развития производства;
· высокая текучесть работников обходится организации дорого, особенно организации с высококвалифицированным персоналом.
Обеспечение гарантий занятости - одна из наиболее сложных проблем управления работой с персоналом в организациях. Некоторые руководители даже не желают рассматривать эту проблему, считая, что в условиях рынка предприниматель сам в праве решать, когда и кого уволить. Однако если руководители организации ожидают от работников готовности повышать производительность труда, его качество и эффективность, то они должны предоставить им определенные гарантии сохранения работы.
Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не выполнять какую - либо отдельную функцию. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний, которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом.
2. Планирование развития карьеры в ОАО «Шатура»
Производственное мебельное объединение «Шатура» - крупнейший в России производитель корпусной мебели и продукции для мебельной промышленности.
Цель деятельности компании – получение максимальной прибыли от производственной деятельности и наиболее полное удовлетворение работников предприятия в профессиональном и личностном развитии.
Целью развития персонала в ОАО МК «Шатура» является повышение кадрового потенциала предприятия. Развитием персонала занимается специально созданный в организации отдел стратегии персонала. В своей деятельности он решает следующие задачи:
· рационального использования профессиональных способностей работников в интересах достижения общей цели компании;
· своевременного обеспечения потребностей компании в персонале в необходимом количестве, в нужном месте, с требуемым уровнем квалификации и профессиональным опытом;
· создания эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала;
· обеспечения относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру.
В ОАО МК «Шатура» для осуществления процедур отбора, конкурса, управления профессиональной и должностной карьерой работников, создания мотивационной среды проводится оценка персонала. Целью проведения оценки является выявление степени развития у кандидата профессионально важных качеств, его потенциальных возможностей, а также предложение рекомендаций по использованию и профессиональной подготовке.
Руководство ОАО МК «Шатура» проводит аттестацию (оценку соответствия сотрудников квалификационным требованиям, отраженным в нормативных документах, и субъективным оценкам руководства), целью которой является принятие решения о повышении или понижении в должности, увольнении тех или иных работников; о конкретных направлениях работы с имеющимся резервом.
При проведении оценки в организации обязательным условием является наличие: профессионально-квалификационных требований по замещаемой должности; должностных обязанностей, изложенных в инструкциях или описаниях должности; показателей и критериев, по которым происходит оценка; формальных субъектов оценки (руководитель подразделения или отдела; члены аттестационной комиссии); квалифицированных и независимых субъектов оценки (эксперты, ученые); открытости и доступности установленных процедур и применяемых методов оценки; механизма реализации выводов, сделанных на основе оценки.
Управление развитием персонала в ОАО МК «Шатура» осуществляется поэтапно (табл.1).
Таблица 1
Этапы управления развитием персонала
№ |
Этап |
Содержание |
1. |
Планирование |
Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения работника |
2. |
Организация подготовки |
Организация обретения работником необходимого уровня профессиональной подготовки, профессионального опыта как внутри организации, так и вне ее путем организации профессионального обучения, стажировки |
3. |
Активизация |
Мотивация деятельности персонала с целью побуждения раскрытия собственного творческого потенциала. Это создание мотивационной среды в организации |
4. |
Регулирование и координация |
Регулирование и координация включенности работника в выполнение задач карьерной стратегии, а также усилий сотрудника и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития и плана кадрового обеспечения |
5. |
Анализ и оценка |
Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств работников и их профессионального опыта |
6. |
Контроль |
Контроль за деятельностью работников, за их профессиональным и должностным ростом, за рациональным использованием их профессионального опыта |
3. Рекомендации по улучшению планирования развития карьеры
Для того чтобы оценить эффективность планирования развития карьеры персонала проведем SWOT – анализ. SWOT – анализ заключается в выявлении сил и слабостей фирмы путем сравнения данной фирмы с конкурентами по наиболее значимым параметрам.
SWOT-анализ
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): |
Потенциальные внутренние слабости(W): |
1. Стабильный состав персонала 2. В компании работают высококвалифицированные специалисты 3. Предусмотрена программа повышения квалификация 4. Существует реальная возможность карьерного роста 5. Имеется отдел стратегии персонала, который занимается его развитием |
1. Медленная оценка и продвижение 2. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы 3. Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): |
Потенциальные внешние угрозы (Т): |
1. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов) 2. Доступность и совершенствование обучающих программ |
1. Быстрая оценка и продвижение 2. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах 3. Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу |
Продвижение на данном предприятии основано, прежде всего, на старшинстве и стаже работы. 75 % из числа высших менеджеров отработали на предприятии более 8 лет. Средний возраст топ - менеджеров – 35-40 лет. Средний возраст продавца-консультанта – 20-25 лет. Средний возраст производственных рабочих – 30 лет.
Менеджеры предприятия регулярно читают лекции и семинары, сотрудники проходят обучение и повышают квалификацию.
Новички, даже если они приходят с опытом работы, проходят обязательную подготовку. Затем они проходят тестирование на знание внутренних стандартов работы и лишь при успешной сдаче теста допускаются к работе под присмотром наставника. Данный период занимает от 10 дней до 2 месяцев.
Но это только первый уровень - в компании существует 3 квалификационных статуса, от которых зависит статус сотрудника внутри компании и уровень оплаты. Переход с уровня на уровень осуществляется только при условии, что сотрудник повышает свой профессионализм, проходит дополнительное обучение.
На основе проведенного SWOT – анализа компании можем сделать следующие выводы и предложения.
1. Компании необходимо проводить более быструю оценку и продвижение персонала по службе.
2. Продвижение должно быть основано на индивидуальных достижениях и результатах, а не на старшинстве и стаже работы.
3. Ориентироваться в процессе отбора руководителей необходимо на профессиональные навыки и инициативу, а не на способность осуществлять координацию и контроль.
Заключение
Карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния власти авторитета, статуса в среде, выражений в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Планирование развитием деловой карьеры состоит в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
В процессе управления развитием персонала необходимо осуществлять непрерывный анализ потребностей компании в персонале и возможностей персонала (моделировать потребности и возможности); принимать решения о стратегии управления карьерой в организации; выполнять принятые решения.
Список литературы
1. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий.- М.: Финансы и статистика,1998.
2. Молл Е. Управленческая карьера в России / Проблемы теории и практики в управления. -1996. -№6.
3. Мейер М.. Почему ваши подчиненные относятся к работе с прохладицей? // ЭКО.- 1999. - №4.
4. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998.