Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.     Понятие качества……………………………………………………….…..4

2.     Система показателей качества…………………………………………….7

3.     Сущность и значение повышение качества продукции…………………9

4.     Область применения методов анализа качества………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

 

            За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилами гарантийного и послегарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя и окружающей среды, а также внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров. Только товары, удовлетворяющие требованиям потребителей, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить их изготовителям уверенность в успехе своей деятельности.

            Кроме того, изготовителям при выпуске продукции необходимо учитывать то обстоятельство, что среди потребителей произошла значительная дифференциация по уровню доходов, а значит, и по уровню потребностей. Каждый товар должен быть не только качественным, но и иметь точный социальный адрес.

            При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением предпринимательской деятельности  является повышение качества товаров и снижение издержек производства. Это тем более важно, что с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» суммы выплат потребителю по гарантии и в случае нанесения вреда некачественными товарами достигли слишком больших размеров.

            Цель работы – изучить современные методы анализа качества, обзор и области применения.

            Задачи работы – дать понятие качеству, рассмотреть систему показателей качества, сущность и значение повышения качества.


 

 

1. Понятие качества

 

            Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности.

            Из этого определения следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и измерить.

            Свойство продукции – объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной  характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

            Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

         В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

         Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

         Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

         Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

         Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».

         Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

         Сертификация продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.

         Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

         В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

         Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.

         Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве[1].

        

2. Система показателей качества.

 

         Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

      Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие[2].

         Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.

      Повышение качества продукции позволяет:

·       увеличить повышение качества товаров и услуг;

·       улучшить структуру экспорта;

·       осуществить на практике НТП и др.

Таким образом,  высокий уровень качества продукции для   государства – ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа  предприятия[3].

Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку,                рекламе.

В настоящее время мы видим большое количество зарубежных  фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности. Такие как Adidas, Nike, PHILIPS, SONY, Coca – Cola и многие другие.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции[4].

 

3. Сущность и значение повышения качества продукции

 

            Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

      Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» понимает «под качеством изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».

      Так же далее автор подчеркивает, что качество продукции или услуги определяет никто иной как потребитель.

         Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно – технического прогресса.

         Можно и так сказать, что уровень качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Для определения этого уровня, необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичным показателем продукции принятой в качестве базовой для сравнения.

      Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.

      Измерительный – при помощи инструментов, приборов.

         Регистрационный метод – который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно – правовые, стандартизация, унификация.

      Вычислительный метод – основывается  на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.

         Органолептический метод – предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и способности лиц, их определяющих.

      Социологический метод – осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных потребителей.

         Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

         Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико – эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.

         Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

      Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции.

         В международных стандартах нет понятия «технический уровень», поэтому в них отсутствует определение этого понятия.

         Согласно ГОСТ 15467 – 91  под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми[5].

4. Область применения методов анализа качества

 

       В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой     продукции.

      Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия»   и «конкурентоспособность товара».

         Под конкурентоспособностью предприятия понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.

         Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

      Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке[6].

          Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

Высокий уровень качества продукции для   государства – ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа  предприятия.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции[7].






Заключение

 

            Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевого материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

            В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообложения и др.

            При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.

            На этапе обращения повышения качества продукции появляется и снижение затрат на ее реализацию и хранение, уменьшении транспортных расходов. 

Список литературы

 

 

1.     Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М., 1997.

2.     Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998.

3.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002.

4.     Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993.

5.     Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002.


[1] Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002. С.468-474.


[2] Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998. С.233.

[3] Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993. С.66.


[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С.55-57.


[5] Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002. С. 100-101.


[6] Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М., 1997. С.98-99.


[7] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С.55-57.