Группа показателей качества

Характеристика группы

Показатели качества

1. Назначение


Характеризует природные или технические совершенства данной продукции и соответствие ее своему функциональному назначению.

Точность определения времени и даты.

2. Технологичность

Характеризует эффективность конструктивных и технологических решений, обусловливающих необходимую производительность общественного производства.

Электронная конструкция с циферблатом на жидких кристаллах.

3. Сохраняемость.

Характеризует приспособленность продукции к сохранению показателей ее качества в течение и после хранения и транспортирования.

Противоударный механизм, влаго- и пыленепроницаемость.

4. Ремонтопригодность

Характеризует приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений при техническом обслуживании и ремонте.

Удобство при вскрытие и ремонте, широкий выбор комплектующих.

5. Безотказность

Характеризует способность изделия сохранить работоспособность  в течении некоторой наработки без вынужденных перерывов вследствие возникновения отказов.

Электронная конструкция позволяет работать до разряда батареи.

6. Долговечность

Характеризует способность изделия сохранить работоспособность  до наступления некоторого предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущих ремонтов.

Электронная конструкция позволяет функционировать неограниченное количество времени.

7. Эргономичность

Характеризует свойства изделия, которые проявляются  в системе «человек-изделие-среда использования» и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизиологические).

Четкая работа будильника, удобный циферблат, конструкция позволяет удобно разместить изделие на столе.

8. Стандартизация и унификация

Характеризует насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными частями.

Комплектующие единого стандарта качества.

9. Патентное право

Характеризует качество и весомость новых изобретений, реализованных в данном изделии, а так же возможность беспрепятственной реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом.

Производство по технологии фирмы Orient.

10. Эстетичность

Характеризует способность определенных видов продукции удовлетворять человеческие потребности в красоте.

Современный офисный дизайн и цветной дисплей циферблата.

11. Транспортабельность

Позволяет количественно охарактеризовать приспособленность данной продукции качества к ее перевозкам определенными транспортными средствами и качества соответствующим погрузочно-разгрузочным работам.

Компактность и прочность.

12. Безопасность

Характеризует особенность продукции, обуславливающих безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией.

Полное отсутствие в конструкции элементов, представляющих хоть какую то опасность.

13. Экология

Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений сопровождающих процесс использования данной продукции.

Конструкция состоит из экологически чистых материалов.

Задание 1.                                  Показатели качества

Задание 2.                Программа повышения качества работы

Мероприятия

Сроки

Ресурсы, руб.

1. Перевод производства на новую технологию с использованием более экологически чистого сырья.

1 месяц.

75 т.р.

2. Разработки новых решений в дизайне изделия и их внедрение.

1 месяц.

40 т.р.

3. Переход на применение в производстве новых микросхем для увеличения срока эксплуатации.

2,5 месяца.

70 т.р.

4. Переход на применение более прочного материала для изготовления корпуса.

2 месяца.

70 т.р.

5. Создание центров сервисного обслуживания продукции.

6-8 месяцев.

120 т.р.

6. Выпуск отдельных комплектующих и их продажа.

3 месяца.

30 т.р.

7. Создать отделы контроля качества продукции.

2 месяца.

25 т.р.

Реализация данной программы позволит повысить такие показатели качества выпускаемого изделия как надежность и долговечность, экологичность и безопасность, пригодность и удобство ремонта,  длительность срока эксплуатации, повышение эстетических качеств, повышение общего уровня качества изделия.

Задание 3.

1. Определение сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — проце­дура подтверждения соответствия, посредством которой неза­висимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребите­ля (покупателя) организация удостоверяет в письменной фор­ме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).

Система сертификации — совокупность участников серти­фикации, осуществляющих сертификацию по правилам, уста­новленным в этой системе (Правила по проведению сертифика­ции в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (фе­деральном), региональном и международном уровнях.

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — доку­мент, выданный по правилам системы сертификации для под­тверждения соответствия сертифицированной продукции уста­новленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продук­ции и услуг»).

Декларация о соответствии — документ, в котором изгото­витель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным тре­бованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится по­средством не только сертификата, но и декларации о соответ­ствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии, утверждаются постанов­лением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продук­ции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

2. Виды сертификации

В соответствии с законодательством сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация — подтверждение уполномо­ченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государствен­ного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на пред­приятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными акта­ми Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодатель­но регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потреби­телей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязатель­ной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На ос­новании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продук­ции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детали­зированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — вида­ми продукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты, как подвергаемые в на­стоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязатель­ной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной серти­фикации.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 За­кона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сер­тификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации так­же по показателям энергоэффективности.

При обязательной сертификации действие сертификата со­ответствия и знака соответствия распространяется на всей тер­ритории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертифи­кации возлагаются на специально уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти в области сертификации —

Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законода­тельными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. По­этому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТР, образованная и возглав­ляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действу­ют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, то­варов легкой промышленности и др.) и однородных услуг (ус­луг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг»[1] по инициа­тиве заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг) требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях дого­вора между заявителем и органом по сертификации. Доброволь­ная сертификация продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, не может заменить обязательную сертификацию та­кой продукции.

Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сер­тификацию, могут проверяться в рамках добровольной серти­фикации требования, дополняющие обязательные.

На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 си­стемы добровольной сертификации.

Примерами систем добровольной сертификации могут быть:

Система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;

Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;

Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).


3. Основные документы сертификации

В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключе­нием рекомендаций) носят обязательный характер.

1. Законодательные акты Российской Федерации. Эта груп­па документов представлена в Законах РФ «О сер­тификации продукции и услуг»[2], «О защите прав потребителей» и пр. В соответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертифика­ции этих объектов, создаются соответствующие системы серти­фикации, устанавливаются перечни объектов обязательной сер­тификации.

2. Подзаконные акты — постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила 194 выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Прави­ла оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).

3. Основополагающие организационно-методические доку­менты. Документы этой группы определяют требова­ния к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней: документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации; документы, созданные федеральными органами исполни­тельной власти и действующие в рамках конкретных систем.

4. Организационно-методические документы, распространя­ющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Пра­вила проведения сертификации пищевых продуктов и продо­вольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.

5. Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются:.«Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продук­ции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский класси­фикатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и иденти­фикации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; междуна­родный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и эк­спортной продукции и пр.

Целью применения перечней является обеспечение участни­ков работ по сертификации необходимыми сведениями о про­дукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежа­щих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстан­дартом и Государственным таможенным комитетом, — «Пере­чень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на тер­риторию РФ».

На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, раз­рабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязатель­ной сертификации, которая обеспечивает всех участников ра­бот по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осу­ществляется сертификация.

С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».

6. Рекомендательные документы. Развивают и конкретизи­руют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффек­тивности работы специалистов.

7. Справочные информационные материалы. Содержат рас­ширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, яв­ляющихся полнотекстовыми, они представляют фактографи­ческие базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, мож­но получить сведения в справочных информационных материа­лах.


4. Этапы проведения сертификации


Сертификация продукции проходит по следующим основ­ным этапам:

подача заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; отбор, идентификация образцов и их испытания;

проверка производства (если предусмотрена схемой серти­фикации);

анализ полученных результатов, принятие решения о воз­можности выдачи сертификата;

выдача сертификата и лицензии (разрешения) на примене­ние знака соответствия;

инспекционный контроль за сертифицированной продукци­ей в соответствии со схемой сертификации.

При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

1. Для проведения сертификации заявитель направляет заяв­ку в соответствующий ОС. При наличии нескольких ОС по сер­тификации данной продукции заявитель вправе направить за­явку в любой из них.

Заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее прове­дение.

При обязательной сертификации по схемам с использовани­ем декларации о соответствии заявитель подает в ОС вместе с заявкой и декларацию о соответствии.

2. ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные усло­вия сертификации, в частности: схема сертификации (если зая­витель сам ее не предложил); перечень необходимых докумен­тов, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, кото­рые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Вы­бор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель.

3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как прави­ло, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора и хранения уста­навливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации.

Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.

4. В зависимости от схемы сертификации могут производить­ся анализ состояния производства, серти­фикация производства и системы качества.

5. ОС после анализа протоколов испытаний, проверки про­изводства осуществляет оценку соответствия продукции уста­новленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат дей­ствителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продук­ция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью серти­фиката соответствия является сертификат пожарной безопасно­сти.

6. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.

Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиа­туру названия стандарта — Р[оссийский] СТ[андарт]. Он указы­вает на национальную принадлежность знака соответствия.

Под знаком соответствия при обязательной сертификации проставляется буквенно-цифровой код ОС — две буквы и две цифры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отражают начальные буквы наименования сер­тифицируемого объекта: УО, УИ, УП — услуги общественного питания; ЛТ — текстиль; БП — посуда; ПП, ПО, ПР... — пище­вые продукты и продовольственное сырье; ЛД — товары детс­кого ассортимента; ЛК — кожевенно-обувные изделия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименования объекта: ME — электрооборудование; АЮ, АЯ —расширенная область аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации — «Ростест— Москва».

7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой серти­фикации) в течение всего срока действия сертификата и лицен­зии не реже одного раза в год в форме периодических и внепла­новых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного кон­троля, как это уже указывалось выше, — подтверждение соот­ветствия реализуемой продукции установленным требованиям.


5. Сертификация на предприятии

На моем предприятии используется преимущественно добровольная сертификация, которая проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по нашей инициа­тиве в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг) требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов, определяемых заявителем. Она проводится на условиях дого­вора между нашей стороной и органом по сертификации.

Достижению цели соответствия общим стандартам выпускаемой продукции способствует так же наличие собственного отдела стандартизации, который осуществляет контроль за соблюдением стандартов качества выпускаемой продукции.


Список литературы


1.     Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации – М.: ЮРАЙТ, 2001.

2.     Безверхий С.Ф. Стандартизация и сертификация. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3.     Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандарти­зация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

4.     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998.

5.     Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

6.     Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».




[1] Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».



[2] Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».