Группа показателей качества |
Характеристика группы |
Показатели качества |
1. Назначение |
Характеризует природные или технические совершенства данной продукции и соответствие ее своему функциональному назначению. |
Точность определения времени и даты. |
2. Технологичность |
Характеризует эффективность конструктивных и технологических решений, обусловливающих необходимую производительность общественного производства. |
Электронная конструкция с циферблатом на жидких кристаллах. |
3. Сохраняемость. |
Характеризует приспособленность продукции к сохранению показателей ее качества в течение и после хранения и транспортирования. |
Противоударный механизм, влаго- и пыленепроницаемость. |
4. Ремонтопригодность |
Характеризует приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений при техническом обслуживании и ремонте. |
Удобство при вскрытие и ремонте, широкий выбор комплектующих. |
5. Безотказность |
Характеризует способность изделия сохранить работоспособность в течении некоторой наработки без вынужденных перерывов вследствие возникновения отказов. |
Электронная конструкция позволяет работать до разряда батареи. |
6. Долговечность |
Характеризует способность изделия сохранить работоспособность до наступления некоторого предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущих ремонтов. |
Электронная конструкция позволяет функционировать неограниченное количество времени. |
7. Эргономичность |
Характеризует свойства изделия, которые проявляются в системе «человек-изделие-среда использования» и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизиологические). |
Четкая работа будильника, удобный циферблат, конструкция позволяет удобно разместить изделие на столе. |
8. Стандартизация и унификация |
Характеризует насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными частями. |
Комплектующие единого стандарта качества. |
9. Патентное право |
Характеризует качество и весомость новых изобретений, реализованных в данном изделии, а так же возможность беспрепятственной реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом. |
Производство по технологии фирмы Orient. |
10. Эстетичность |
Характеризует способность определенных видов продукции удовлетворять человеческие потребности в красоте. |
Современный офисный дизайн и цветной дисплей циферблата. |
11. Транспортабельность |
Позволяет количественно охарактеризовать приспособленность данной продукции качества к ее перевозкам определенными транспортными средствами и качества соответствующим погрузочно-разгрузочным работам. |
Компактность и прочность. |
12. Безопасность |
Характеризует особенность продукции, обуславливающих безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией. |
Полное отсутствие в конструкции элементов, представляющих хоть какую то опасность. |
13. Экология |
Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений сопровождающих процесс использования данной продукции. |
Конструкция состоит из экологически чистых материалов. |
Задание 1. Показатели качества
Задание 2. Программа повышения качества работы
Мероприятия |
Сроки |
Ресурсы, руб. |
1. Перевод производства на новую технологию с использованием более экологически чистого сырья. |
1 месяц. |
75 т.р. |
2. Разработки новых решений в дизайне изделия и их внедрение. |
1 месяц. |
40 т.р. |
3. Переход на применение в производстве новых микросхем для увеличения срока эксплуатации. |
2,5 месяца. |
70 т.р. |
4. Переход на применение более прочного материала для изготовления корпуса. |
2 месяца. |
70 т.р. |
5. Создание центров сервисного обслуживания продукции. |
6-8 месяцев. |
120 т.р. |
6. Выпуск отдельных комплектующих и их продажа. |
3 месяца. |
30 т.р. |
7. Создать отделы контроля качества продукции. |
2 месяца. |
25 т.р. |
Реализация данной программы позволит повысить такие показатели качества выпускаемого изделия как надежность и долговечность, экологичность и безопасность, пригодность и удобство ремонта, длительность срока эксплуатации, повышение эстетических качеств, повышение общего уровня качества изделия.
Задание 3.
1. Определение сертификации
Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).
Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).
Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях.
Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
2. Виды сертификации
В соответствии с законодательством сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детализированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — видами продукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты, как подвергаемые в настоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязательной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.
При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации —
Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТР, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).
Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг»[1] по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные.
На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 системы добровольной сертификации.
Примерами систем добровольной сертификации могут быть:
Система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;
Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;
Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).
3. Основные документы сертификации
В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.
1. Законодательные акты Российской Федерации. Эта группа документов представлена в Законах РФ «О сертификации продукции и услуг»[2], «О защите прав потребителей» и пр. В соответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаются перечни объектов обязательной сертификации.
2. Подзаконные акты — постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила 194 выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).
3. Основополагающие организационно-методические документы. Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней: документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации; документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.
4. Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.
5. Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются:.«Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.
Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ».
На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.
С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».
6. Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.
7. Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.
4. Этапы проведения сертификации
Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:
подача заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; отбор, идентификация образцов и их испытания;
проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);
анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.
Рассмотрим содержание каждого этапа.
1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий ОС. При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
Заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее проведение.
При обязательной сертификации по схемам с использованием декларации о соответствии заявитель подает в ОС вместе с заявкой и декларацию о соответствии.
2. ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил); перечень необходимых документов, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель.
3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации.
Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.
4. В зависимости от схемы сертификации могут производиться анализ состояния производства, сертификация производства и системы качества.
5. ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.
6. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.
Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиатуру названия стандарта — Р[оссийский] СТ[андарт]. Он указывает на национальную принадлежность знака соответствия.
Под знаком соответствия при обязательной сертификации проставляется буквенно-цифровой код ОС — две буквы и две цифры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отражают начальные буквы наименования сертифицируемого объекта: УО, УИ, УП — услуги общественного питания; ЛТ — текстиль; БП — посуда; ПП, ПО, ПР... — пищевые продукты и продовольственное сырье; ЛД — товары детского ассортимента; ЛК — кожевенно-обувные изделия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименования объекта: ME — электрооборудование; АЮ, АЯ —расширенная область аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации — «Ростест— Москва».
7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля, как это уже указывалось выше, — подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям.
5. Сертификация на предприятии
На моем предприятии используется преимущественно добровольная сертификация, которая проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по нашей инициативе в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Она проводится на условиях договора между нашей стороной и органом по сертификации.
Достижению цели соответствия общим стандартам выпускаемой продукции способствует так же наличие собственного отдела стандартизации, который осуществляет контроль за соблюдением стандартов качества выпускаемой продукции.
Список литературы
1. Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации – М.: ЮРАЙТ, 2001.
2. Безверхий С.Ф. Стандартизация и сертификация. – М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
6. Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».
[1] Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».
[2] Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».