СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


Введение

3

1.

Формирование ассортимента товаров в магазине

4


1.1. Понятие, классификация ассортимента товаров в магазине

4


1.2. Принципы формирования ассортимента товаров в магазине


8


1.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в магазине


10


1.4. Особенности формирования ассортимента товаров в магазинах разных типов


11

2.

Формирование ассортимента в ООО "КРУЗАРУС"

15


2.1. Характеристика ООО "КРУЗАРУС" и его магазина "Туристское снаряжение"


15


2.2. Формирование ассортимента товаров в магазине "Туристское снаряжение"


18


2.3. Регулирование ассортимента в магазине "Туристское снаряжение"


22


2.4. Управление товарными запасами в магазине "Туристское снаряжение"


25


2.5. Экономический анализ коммерческой деятельности магазина "Туристское снаряжение"


27


Заключение

31


Список литературы

33

ВВЕДЕНИЕ


Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности; чтобы торговый риск был сведен к минимуму; чтобы постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое  финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.

А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, т.е. он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.

Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования ассортимента товаров в магазине.

Задачами являются:

1)    изучение теоретических основ формирования ассортимента товаров;

2)    изучение процесса формирования ассортимента в конкретном розничном торговом предприятии (магазине).

1. Формирование ассортимента товаров в магазине


1.1. Понятие, классификация ассортимента товаров в магазине


Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский[1].

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их, подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и др.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различных признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения. Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в совою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина – количеством разновидностей товаров.

Товары классифицируют также и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

1)    повседневного спроса;

2)    периодического спроса;

3)    редкого спроса.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды года. Спрос на товары может быть стабильным или подвергаться определенным колебаниям.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплекса входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса.

Таким образом, сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товара, которые бы соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенной категории покупателей.

Группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.

Формированию ассортимента предшествуют разработка предприятием ассортиментной стратегии. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения. При этом за основу принимается, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная стратегия выражается в виде системы показателей, характеризующих возможность оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей), уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида.

Прогнозирование ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные характеристики, как эстетичность, точные размеры, конкретная цена, маловероятно. Важно не детализация ассортимента, а оптимальное его разнообразие с расчетом на конкретную группу потребителей.

Формирование ассортимента продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

1.                 Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализа способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках

2.                 Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям

3.                 Критическая оценка выпускаемых изделий в том же ассортименте с позиции покупателя

4.                 Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля

5.                 Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров

6.                 Разработка спецификаций новых или улученных продуктов в соответствии с требованиями покупателей

7.                 Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности

8.                 Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потребителей, в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.

9.                 Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасовки, цены, наименования, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия.

10.            Оценка и пересмотр всего ассортимента.



1.2. Принципы формирования ассортимента товаров в магазине


Формирование ассортимента товаров в магазине должно производиться на основании следующих принципов[2]:

·        обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;

·        обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;

·        установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;

·        учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.

Широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товара, включенных в номенклатуру.

Глубина определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение[3]. Для оценки устойчивости ассортимента рассчитывают коэффициент устойчивости:

Ку = 1 – (О1 + О2 + … + Оn)/ n a

где О1, О2, …, Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем;

а – количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента выражается следующими значениями:

§  для универмагов и гастрономов – 0,90;

§  для универмагов – 0,80;

§  для магазинов обуви и одежды – 0,75;

§  для магазинов по продаже культтоваров, галантерейных, спортивных, хозяйственных товаров – 0,85.

И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

1.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в магазине


Формирование товарного ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли.

К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента (табл.1). Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля розничного торгового предприятия и условий для его функционирования.

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров розничного торгового предприятия[4]

Факторы

Состав и содержание фактора

Принципы формирования ассортимента

В розничной торговле ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления

Профиль торгового предприятия

Ассортиментная номенклатура обуславливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия

Потребительские комплексы

За основу комплексной потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например: "товары для женщин", "товары для детей", "летняя одежда" и др.

Товарная классификация

Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации: товарная группа (характеризуется однородностью сырья, из которого изготовлены товары); подгруппы (внутригрупповое деление товаров). Каждая подгруппа складывается из родственных товаров различных видов и разновидностей.

Стадия жизненного цикла товара

На приобретение продукции оказывает влияние жизненный цикл товара: внедрение, рост, зрелость, устаревание, что обуславливает необходимость адекватного подхода при формировании ассортимента

Устойчивость ассортимента товаров

Стабильность постоянного ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей населения покупателей


1.4. Особенности формирования ассортимента товаров в магазинах различных типов


Процесс формирования ассортимента товаров в различных типах розничных торговых предприятий имеет определенные особенности и существенно отличается по сложности. Например, в крупных гипермаркетах на торговой площади 5 тыс. м2 размещается 50 тыс. наименований, в том числе 20 тыс. наименований продовольственных товаров, а также такие непродовольственные товары, как: косметика, чистящие и моющие средства, текстиль, обувь, белье, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, электронная бытовая техника и т.д. В то же время, небольшие сельские магазины торговой площадью 100-150 м2 торгуют товарами повседневного спроса, предоставленными несколькими десятками наименований. Поэтому при формировании ассортимента товаров в магазинах, прежде всего, следует учитывать их тип и размер торговой площади.

Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строитель по потребительским комплексам. Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: "Товары для мужчин", "Товары для женщин", "Товары для детей", "Косметика и парфюмерия", "Средства гигиены", "Сувениры, часы, ювелирные изделия", "Товары для досуга", "Товары для письма и учебы", "Товары для спорта, туризма и путешествий", "Товары для шитья и рукоделия", "Товары для дома".

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе "Товары для женщин" выделяются микрокомплексы: "Одежда", "Головные уборы", "Белье", "Чулочно-носочные изделия", "Предметы женского туалета", "Обувь" и др.

В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

В универсамах выделяют продовольственные и непродовольственные товары. Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды, овощи. Непродовольственные товары включают товарные группы: обувь домашняя; чулочно-носочные изделия; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; школьно-письменные и канцелярские товары; игрушки; хозяйственные товары.

Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах "Товары повседневного спроса" – на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

В следующей таблице представлены основные типы магазинов, характерных для отечественной розничной торговли и особенности их ассортимента.

Таблица 2

Типы магазинов и особенности их ассортимента

Тип магазина

Особенности ассортимента

Супермаркет

Глубокий ассортимент продовольственных товаров. Торговая площадь от 150 м2. До 30% площади может быть использовано под выкладку непродовольственных товаров быстрой оборачиваемости. Обязательно выделяется площадь для дополнительного обслуживания: кафетерий, бар, отдел заказов, оформление подарочных наборов и т.д.

Минимаркет

Ассортимент продовольственных товаров и дополняющих их непродовольственных товаров разнообразен, но не достаточно глубок. Торговая площадь – 30-150 м2

Продукты

Неширокий и неглубокий ассортимент продовольственных товаров, пользующихся небольшим спросом в данном месте. Торговая площадь 30-100 м2.

Продукты питания

Специализируются на продаже отдельных групп, подгрупп, видов, торговой площадью до 150 м2. Они ориентированы на конкретный сегмент рынка, отличаются более глубоким, чем в других магазинах, ассортиментом представленных групп.

Универмаги

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров и отделом (секцией) продуктов питания, организованный, например, по потребительским комплексам. Торговая площадь от 600 м2.

Магазины непродовольственных товаров частого спроса

Торговая площадь 30-150 м2. Набор ассортиментных групп может варьировать, но чаще это обувь, галантерея, парфюмерия и косметика, предназначенные для стандартных покупок.

Магазины непродовольственных товаров, специализирующиеся на продаже отдельных групп, видов

Торговая площадь таких магазинов от 30 до 400 м2. Специализируются на продаже крупногабаритных товаров (бытовая техника, строительные материалы), требует больших площадей. Ассортимент более глубокий, чем аналогичных в непродовольственных магазинах.

Фирменный магазин

Ассортимент одной торговой марки. Торговая площадь таких магазинов до 150 м2.

Торговый дом

Ассортимент широкий и глубокий, универсальный. Он напоминает универмаг, но ведет более широкую коммерческую деятельность.

Салон

Это магазин, специализирующийся на продаже дорогостоящих товаров определенных групп, подгрупп, видов, иногда эксклюзивных товаров.

2. Формирование ассортимента в ООО "КРУЗАРУС"


2.1. Характеристика ООО "КРУЗАРУС" и его магазина "Туристское снаряжение"


Коммерческое предприятие ООО "КРУЗАРУС" занимается торгово-закупочной деятельностью. Предприятие образовалось в 1998 году. Данное предприятие относится к разряду малых торговых предприятий с численностью работников 25 человек.

ООО "КРУЗАРУС" осуществляет продажи спортивных товаров. Ориентируется на удовлетворение потребностей большей части населения, со средними доходами.

ООО "КРУЗАРУС" имеет в собственности машины и оборудование. Предприятие реализует товары через свои магазины, которые называются: "Туристское снаряжение" и "Спортивный мир".

Офис компании находится по адресу: г. Бердск, ул. Титова, 14.

Общество с ограниченной ответственностью "КРУЗАРУС" осуществляет следующие виды деятельности:

§  торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая, розничная и комиссионная торговля, с открытием торговых отделов, магазинов, торговых точек;

§  рекламная деятельность;

§  маркетинг;

§  посредническая деятельность;

§  оказание платных услуг организациям, предприятиям и населению в сфере культурного, бытового, сервисного, коммуникационного, прокатного обслуживания;

§  организация общественного питания;

§  операции с недвижимостью;

§  складские услуги;

§  внешнеэкономическая деятельность по всем направлениям деятельности общества с соблюдением установленного законом порядка.

В работе рассмотрим деятельность одного из магазинов торговой организации – "Туристское снаряжение".

В магазине "Туристское снаряжение" осуществляется продажа товаров, предназначенных  для туристических походов и путешествий.

По типу магазин "Туристское снаряжение" представляет собой магазин непродовольственных товаров – небольшое розничное предприятие торговой площадью 108 м2 с ассортиментом комплексного спроса. Этот магазин относится к специализированным розничным торговым предприятиям.

Доли торговой площади основных групп товаров следующие (рис.1):

§  туристическое снаряжение и инвентарь – 60%;

§ 

туристическая обувь и одежда  – 25%;

§  альпинистское снаряжение – 15%.


Рис.1. Соотношение величин торговой площади для основных товарных групп магазина "Туристское снаряжение" ООО "Крузарус"

По месту расположения магазин "Туристское снаряжение" относится к встроенным магазинам, расположенным на первых этажах жилых зданий.

Такое расположение магазина имеет следующие преимущества: во-первых, он максимально приближен к покупателю, а во-вторых, он не требует значительных инвестиций в строительство отдельно стоящих зданий.

Однако, преимущества не исключают недостатков, которых больше: вытянутая, довольно нерациональная планировка, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса.

Кроме того, жители дома иногда жалуются на захламление двора дома пустой тарой, мусором, на шум автомашин, прибывающих с грузом.

Пятиэтажное здание, в котором располагается магазин "Туристское снаряжение", построено из кирпича. Перед зданием имеется место для парковки автомобилей.

Планировочная структура склада магазина "Туристское снаряжение" и его торгового зала определена системой движения товаров и выглядит следующим образом (рис.2 и рис.3).

 












Рис.2. Планировочная структура склада магазина "Туристское снаряжение"

Таким образом, магазин имеет все помещения, необходимые для осуществления торговой деятельности, а именно:

торговый зал;

помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;

подсобные помещения;

технические помещения;

проходы, проезды (площадь связи).

Магазин не имеет административных помещений. Предприятие ООО "КРУЗАРУС", как уже отмечалось,  имеет офис на ул. Титова, помещение под который арендует.


Надпись: 9000 














2.2. Формирование ассортимента товаров в магазине "Туристское снаряжение"


Туристические товары ООО "КРУЗАРУС" относятся в основном к товарам периодического спроса, отрасли – непродовольственных товаров.

В следующей таблице представлены товарные группы магазина "Туристское снаряжение" и характер спроса на них. Они классифицируются по потребительскому назначению.

Товары внутри магазина объединены в три потребительские комплекса:

1.     Туристическое снаряжение и инвентарь.

2.     Туристическая обувь и одежда.

3.     Альпинистское снаряжение.

Таблица 3

Товарные группы магазина "Туристское снаряжение" (на начало 2003г.)

Наименование товарной группы

Удельный вес, %

Характер спроса

Туристическое снаряжение и инвентарь

60

Сезонный

Туристическая одежда и обувь

25

Сезонный

Альпинистское снаряжение

15

Стабильный


Процесс формирования ассортимента товаров в магазине "Туристское снаряжение" происходит в три этапа:

 






Первые два этапа нами уже описаны.

Рассмотрим внутригрупповой ассортимент магазина.

Таблица 4

Ассортиментный перечень магазина "Туристское снаряжение"

 ООО "КРУЗАРУС" (только часть)

Товарная группа

Товарная подгруппа

Виды товаров

Разновидности

 

Туристическое снаряжение и инвентарь

Общественное снаряжение

Палатка

"Тайга" 2-х местная

 

"Дубрава" 4-х местная

 

"Север" 3-х местная

 

"Экстрим" 2-х местная

 

Тент

Брезентовый 3´3

 

Брезентовый 5´5

 

Полиэтиленовый 3´3

 

Полиэтиленовый 4´4

 

Топор

Большой

 

Маленький

 

Котлы

Набор из трех

 

Набор из пяти

 

Тросик костровой

1,5 м

 

2,0 м

 

Пила

Складная

 

Ручная

 

Личное снаряжение


Рюкзак

"Ермак" 80 л

 

"Енисей" 90 л

 

"Турист" 75 л

 

"Скаут" 50 л

 

Накидка

Полиэтиленовая

 

Брезентовая

 

Спальный мешок

Синтипоновый 2-х-слойный


Синтипоновый 3-х-слойный

 

Синтипоновый 4-х-слойный

 

Холлофайбер 2-х-слойный

 

Холлофайбер 3-х-слойный

 

Вкладыш в спальный мешок

Полиэтиленовый

 

Пропитанный

 

Вкладыш в рюкзак

50 л

 

75 л

 

80 л

 

90 л

 

Набор посуды

Набор из 3-х предметов

 

Набор из 5-ти предметов

 

Туристическая обувь и одежда

Обувь

Ботинки горные

"Вибрам" летние

 

"Вибрам Плюс" зимние

 

Ботинки походные

Кожаные зимние

 

Кожаные летние

 

Тканевые летние

 

Одежда

Анарака

Легкая ветрозащитная

 

Утепленная с подкладом

 

Спортивный костюм

Женский зимний утепленный

 

Женский летний легкий

 

Женский летний утепленный

 

Мужской зимний

 

Мужской зимний утепленный

 

Мужской летний легкий

 

Мужской летний утепленный

 

Детский летний легкий

 

Детский летний утепленный

 

Головные уборы

Шапочки

Зимняя мужская

 

Летняя мужская

 

Зимняя женская

 

Летняя женская

 

Зимняя детская

 

Летняя детская

 

Кепки

Мужские

 

Женские

 

Детские

 

Альпинистское снаряжение

Комплектующие для страховочных систем

Системы страховочных поясов

Поясные

 


Комплексные

 

Карабин

Автоматические

 


Ручные

 

Спусковое устр-во

Автоматическое

 


Ручное

 

Жумар

Автоматический

 


Автоматический ножной

 


Ручной

 

Инвентарь

Ледоруб

Большой

 

Средний

 

Кошки

Большие

 

Маленькие

 

Веревка

Толстая основная

 

Тонкая основная

 

Толстая спусковая

 

Каска защитная

(по размерам)

 

Шнур лавинный

150 м

 

250 м

 



2.3. Регулирование ассортимента в магазине "Туристское снаряжение"


В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации в январе 1998 года, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и  других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью – постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:

Кп = Qф/ Qп,

где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);

Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле:

Ку = (Qф1 + Qф2 +…+ Qфn)/ Qn*n,

где Qф1, Qф2,…, Qфn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Qn – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – число проверок.

В процессе проведения ряда проверок фактического наличия товаров в магазине "Туристское снаряжение" были получены следующие данные.

Таблица 5

Определение коэффициента полноты ассортимента для магазина "Туристское снаряжение" по кварталам 2002 г.

Показатель

Значение показателя по кварталам

I

II

III

IV

Фактическое количество разновидностей товаров

312

341

354

332

Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем

358

358

358

358

Коэффициент полноты ассортимента

0,872

0,953

0,989

0,927


Динамику коэффициента полноты ассортимента можно хорошо видеть на рис.5. Видим, что наиболее полным ассортимент был в третьем квартале (июль, август, сентябрь) 2002 года, что подтверждает сезонность спроса на туристические товары.

На рис. 6 представлен график изменения коэффициента стабильности, по которому также наиболее стабильным ассортимент является в первом и втором квартале.

Рис.5. Изменение коэффициента полноты ассортимента в магазине "Туристское снаряжение" по кварталам

Рис.6. Изменение стабильности (устойчивости) ассортимента магазина "Туристское снаряжение" по кварталам

По данному исследованию можно сделать следующие выводы. Для обеспечения равномерной полноты ассортимента и его устойчивости ООО "КРУЗАРУС" следует предпринять меры по его регулированию. Для этого необходимо рационально спланировать поставки туристских товаров при наступлении сезонов путешествий (весны, лета, осени) и максимально точно спрогнозировать объемы спроса данных товаров в эти периоды.


2.4. Управление товарными запасами в магазине "Туристское снаряжение"


Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов представляет собой установление необходимых размеров товарных запасов.

Например, для магазина "Туристское снаряжение" норматив товарного запаса по некоторым товарным подгруппам следующий (табл.6).

Таблица 6

Нормативы запасов магазина "Туристское снаряжение" по некоторым товарным подгруппам

Товарная подгруппа

Норматив в днях

Норматив в рублях

Спортивные костюмы

10

62000

Палатки

20

120000

Системы страховочные[5]

30

16000




Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этого в магазине "Туристское снаряжение" используется автоматизированная система управления товарными запасами на персональных компьютерах.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержке их на определенном уровне, в маневрировании. Оно предполагает принятие торговыми работниками ООО "КРУЗАРУС" различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

Величину товарных запасов на начало определенного периода в организации определяют по формуле товарного баланса:

Nзап' + Nпост = Nреализ + Nвыб + Nзап''

От сюда: Nзап' = Nреализ + Nвыб + Nзап'' - Nпост

Nзап' – запас товаров на начало отчетного периода;

Nпост – поступление товаров;

Nреализ – реализация товаров;

Nвыб – прочее выбытие товаров;

Nзап'' – запас товаров на конец отчетного периода.

В этом случае Nреализ, Nвыб, Nпост – являются прогнозируемыми величинами.

Товарные запасы ООО "КРУЗАРУС" подразделяются на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Нормативный запас в днях для каждого вида товара определяется по формуле:

Нз = 360(Nзап' + Nпост - Nреализ)/ Nреализ

Величины товарных запасов определяются для управления поставками и прогнозирования товарооборота (табл.7).




Таблица 7

Расчет объема продаж балансовым методом на 2003 г.

(тыс. руб.)

Наименование товарных групп

Остатки на начало планир. года

Поступление от поставщиков по оптово-отпускным ценам

Торговая надбавка, %

Поступ-

ление по рознич. ценам

Норма-тив на конец года

Оборот рознич-ный

1

2

3

4

5

6

7


Ст.3+ ст.3* ст.4/100


Туристическое снаряжение и инвентарь

300

380

25

475

320

495

Туристическая обувь и одежда

250

325

20

390

285

390

Альпинистское снаряжение

196

200

28

256

200

260



2.5. Экономический анализ коммерческой деятельности магазина "Туристское снаряжение"


Данные о валовых продажах показывают рост выручки за последние годы. Рост продаж в 2000г. по сравнению с 1999г. составил 45,6%, а в 2001г. выручка по сравнению с 2000г. снизилась на 4,2%. Рост выручки в 2000г. объясняется повышением усилий фирмы в области стимулирования сбыта, которые выразились в проведении компании по стимулированию сбыта.

Объем валовых продаж в 1999г (в тыс. руб.)

Таблица 8


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

345

541

492

483

1861

Туристическая обувь и одежда

517

407

421

411

1756

Туристическое снаряжение и инвентарь

601

596

574

556

2327


1463

1544

1487

1450

5944







Объем валовых продаж в 2000г (в тыс. руб.)

Таблица 9


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

481

539

648

616

2284

Туристическая обувь и одежда

690

712

684

702

2788

Туристическое снаряжение и инвентарь

843

913

873

957

3586


2014

2164

2205

2275

8658







Объем валовых продаж в 2001г (в тыс. руб.)

Таблица 10


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

519

606

690

723

2538

Туристическая обувь и одежда

638

688

711

745

2782

Туристическое снаряжение и инвентарь

707

721

857

697

2982


1864

2015

2258

2165

8302


Для того чтобы оценить эффективность коммерческой деятельности, нужно рассмотреть главный показатель коммерции — прибыльность.

Данные о валовой прибыли показывают, что за последние три года она держится на одном уровне. Учитывая инфляцию, можно сказать, что в относительном выражении к покупательной способности денег, прибыль за последние 3 года имеет тенденцию к уменьшению.


Валовая прибыль в 1999г (в тыс. руб.)

Таблица 11


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

91

29

150

82

352

Туристическая обувь и одежда

58

79

51

101

289

Туристическое снаряжение и инвентарь

78

118

45

40

281


227

226

246

223

922




Валовая прибыль в 2000г (в тыс. руб.)




Таблица 12


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

90

84

84

81

339

Туристическая обувь и одежда

88

65

70

68

291

Туристическое снаряжение и инвентарь

73

81

68

65

287


251

230

222

214

917

Валовая прибыль в 2001г (в тыс. руб.)

Таблица 13


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

88

81

74

99

342

Туристическая обувь и одежда

68

83

72

72

295

Туристическое снаряжение и инвентарь

83

85

89

86

343


239

249

235

257

980


Важнейшим показателем коммерческой деятельности предприятия является уровень рентабельности сделок, который можно посчитать на основе прибыли и объемов закупок.

Рентабельность коммерческих операций в 1999 (в %)

Таблица 14


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

35,83

5,66

43,86

20,45

23,33

Туристическая обувь и одежда

12,64

24,09

13,78

32,58

19,70

Туристическое снаряжение и инвентарь

14,91

24,69

8,51

7,75

13,73


18,37

17,15

19,82

18,17

18,36

Рентабельность коммерческих операций в 2000г (в %)

Таблица 15


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

23,02

18,46

14,89

15,14

17,43

Туристическая обувь и одежда

14,62

10,05

11,40

10,73

11,65

Туристическое снаряжение и инвентарь

9,48

9,74

8,45

7,29

8,70


14,24

11,89

11,20

10,38

11,85

Рентабельность коммерческих операций в 2001г (в %)

Таблица 16


I кв

II кв

III кв

IV кв

Всего

Альпинистское снаряжение

20,42

15,43

12,01

15,87

15,57

Туристическая обувь и одежда

11,93

13,72

11,27

10,70

11,86

Туристическое снаряжение и инвентарь

13,30

13,36

11,59

14,08

13,00


14,71

14,10

11,62

13,47

13,38


Показатели рентабельности при общем невысоком уровне в 2000г. заметно снизились (общее снижение составило 6,5%), а в 2001г. наметился небольшой подъем » 1,5%. Коэффициенты рентабельности сделок отражают соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Поэтому можно говорить, что в 2000г. произошло снижение спроса на продукцию фирмы, с последующим небольшим его увеличением в 2001г.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.

В настоящей работе было проведено изучение процесса формирования ассортимента, как одного из составляющих коммерческую деятельность процессов, а также был проведен анализ состояния данного процесса в ООО "КРУЗАРУС" и его магазин "Туристское снаряжение".

В первой главе работы были рассмотрены основные теоретические положения по формированию ассортимента в магазине: понятие ассортимента, его классификация, принципы формирования, факторы, влияющие на формирование ассортимента, а также особенности формирования ассортимента товаров в магазинах разных типов.

Во второй главе работы был проведен анализ процесса формирования ассортимента в магазине "Туристское снаряжение", его регулирования, процесса управления товарными запасами, а также проведен частичный экономический анализ коммерческой деятельности магазина.

По результатам выполнения работы можно сделать следующие выводы. Положительной оценки заслуживает деятельность магазина по формированию ассортимента. Он имеет достаточную широту и глубину, сбалансирован. Однако регулирование его недостаточно эффективно, так как он не стабилен и фактическое наличие товаров не всегда соответствует ассортиментному перечню, т.е. он не всегда полон. Причинами такого состояния ассортимента являются:

1)    сезонный характер спроса;

2)    не эффективная деятельность персонала по стабилизации ассортимента.

Вторая причина следует из первой. Персоналу следует принять меры по стабилизации и повышении полноты ассортимента круглый год, а не только в определенные сезоны, иначе конкурентоспособность организации будет падать. Экономический анализ подтвердил некоторое ухудшение положение организации.

Для обеспечения равномерной полноты ассортимента и его устойчивости ООО "КРУЗАРУС" следует предпринять меры по его регулированию. Для этого необходимо рационально спланировать поставки туристских товаров при наступлении сезонов путешествий (весны, лета, осени) и максимально точно прогнозировать объемы спроса данных товаров в эти периоды.

Список литературы


1.     Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

2.     Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 1999.

3.     Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000.

4.     Коммерция: теория и практика / Сб. статей – Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 1995.

5.     Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2000.

6.     Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999.

7.     Панкратов Ф.Г. Коммерция и технология торговли: Учеб. для высш. торгово-эк. заведений. – М.: Маркетинг, 1994.

8.     Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9.     Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: Инфра-М, 1997.

10.             Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. – 2-е изд., доп. – М.: Дело и Сервис, 2000.

11.            Экономика торгового предприятия – М.: Экономика, 1997.


[1] Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999.

[2] Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.173

[3] Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999. – С.119

[4] Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.190

[5] Так как системы страховочные поставляются из дальних городов России от предприятий-изготовителей, запас должен быть более значительным (в днях), чем, например, для спортивных костюмов, которые шьют в Новосибирске или палатки, которые поставляются из близлежащих городов и областей.