Содержание
|
|
|
|
|
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
|
1. |
Содержание торгово-технологического процесса………. |
4 |
|
2. |
Правила работы торгового предприятия розничной торговой сети………………….…………………………... |
8 |
|
3. |
Организация и технология приемки товаров в магазине.. |
13 |
|
4. |
Хранение и подготовка товаров к продаже……………… |
20 |
|
5. |
Организация и технология розничной продажи товаров……………………………….…………………….. |
24 |
|
6. |
Услуги, оказываемые покупателям магазинов………….. |
27 |
|
7. |
Выводы и предложения…………………………………… |
29 |
|
Список литературы …………………………………………….. |
31 |
|
|
Приложения |
|
Введение
Коммерческими действиями можно признать все покупки товаров, совершаемые или в целях их последующей продажи в том же виде или после их обработки и доведения до необходимых свойств, качества, или даже просто в целях сдави их в аренду, напрокат.
Главная цель коммерческой деятельности любой хозяйственной структуры – получение прибыли от этой деятельности. А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, т.е. он должен постоянно совершенствоваться.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Целью настоящей курсовой работы является изучение торгово-технологических процессов в розничном торговом предприятии. В качестве объекта изучения будет выступать магазин спортивных товаров "Старт".
Основными задачами работы являются:
1) раскрытие содержания торгово-технологического процесса;
2) изучение правил работы торгового предприятия розничной торговой сети;
3) изучение организации и технологии приемки товаров в магазине;
4) ознакомление с условиями хранения и процессами подготовки товаров к продаже;
5) анализ организации и технологии розничной продажи товаров;
6) изучение предоставляемых услуг;
7) предложение мероприятий по совершенствованию торгово-технологического процесса.
1. Содержание торгово-технологического процесса
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль[1].
Структура торгово-технологического процесса зависит от различных факторов (от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов).
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойности торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей.
В общем виде схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания с отделом индивидуального обслуживания покупателей представлена на рис.1.
Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
Ø операции с товарами до предложения их покупателям;
Ø операции непосредственного обслуживания покупателей;
Ø дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до их предложения их покупателям. К ним относят:
1) разгрузку транспортных средств;
2) доставку товаров в зону приемки;
3) приемку товаров по количеству и качеству;
4) доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал;
5) хранение товаров;
6) подготовку товаров к продаже;
7) перемещение товаров в торговый зал;
8) выкладку товаров на торговом оборудовании.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
- встреча покупателя;
- предложение товаров;
- отбор товаров покупателям;
- расчет за отобранные товары;
- оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен быть организован на основании следующих основных принципов:
² обеспечение комплексного подхода к его построению;
² создание максимальных удобств для покупателей;
² достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
² создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдых, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
² обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
Рассмотрим содержание торгово-технологического процесса на конкретном примере.
Коммерческое предприятие ООО "Старт" занимается торгово-закупочной деятельностью. Предприятие образовалось в 1997 году. Данное предприятие относится к разряду малых торговых предприятий с численностью работников 25 человек.
ООО "Старт" осуществляет продажи спортивных товаров. Ориентируется на удовлетворение потребностей большей части населения. Предприятие реализует товары через свой магазин, который называется по наименованию своей организации: "Старт".
Все этапы технологического процесса в магазине представлены на рисунке 2.
В данной технологической схеме не указаны вспомогательные операции, которые включают в себя: распаковку, подготовку к продаже, организацию хранения и сдачи тары.
2. Правила работы торгового предприятия розничной торговой сети
Документами, регламентирующими правила продажи товаров, являются:
1) Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями от 17 ноября 1999 г.);
2) Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104 и от 06.02.2002 N 81.
В соответствии с Правилами продавец (любая организация, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи) обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы магазина, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие магазина на санитарный день, ремонт, переоборудование и т.п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением.
В магазине должна быть представлена следующая информация:
- указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
- фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
- адреса и телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.
В правилах работы магазинов следует также определить:
§ основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
§ порядок продажи товаров;
§ требования, предъявляемые к продавцам;
§ контроль за работой продавцов.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам на общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.
При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверить качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей. Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки их в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата; товарно-сопроводительными документами.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством РФ случаев.
Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя.
Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.
В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства.
В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т.п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.
В правилах работы магазина "Старт" определены:
§ основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
§ порядок продажи товаров;
§ требования, предъявляемые к продавцам;
§ распорядок деятельности магазина.
В уставе магазина определен товарный профиль и тип предприятия.
1. Магазин работает с 10 до 20 часов с понедельника по пятницу, в субботу он работает с 10 до 18 часов, в воскресенье - выходной.
При закрытии магазина на обеденный перерыв (с 14 до 15 часов) или по окончании рабочего дня продавцы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы. Покупатели предупреждаются о закрытии магазина за несколько минут до завершения работы, те покупатели, которые определились с выбором, обслуживаются. О закрытии магазина на профилактический день покупатели оповещаются специальным объявлением за 5 дней.
2. В магазине представлена следующая информация:
ü указатели расположения отделов (данные указатели располагаются сразу перед входом-выходом покупателей);
ü фамилии и инициалы продавцов в торговом зале представлены на нагрудных значках;
ü там же, где располагаются указатели отделов имеется информационный уголок, в котором определен перечень и стоимость дополнительных услуг, оказываемых покупателям; распорядок работы магазина; текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; правила регламентирующие продажу отдельных видов товаров. Здесь же имеется книга отзывов и предложений.
3. Продажа товаров в магазине "Старт" осуществляется всем гражданам на общих основаниях.
4. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, магазин имеет сертификаты установленной формы.
5. Запрещена в магазине продажа товаров с истекшим сроком реализации. Запрещено опосредование продажи одних товаров обязательным приобретением других.
6. Покупателю предоставлено право проверки правильности цены и качества отпущенных ему товаров, а также наличия сертификата качества.
Правилами магазина предусмотрена обязанность продавца по предоставлению в зависимости от свойств продовольственного или непродовольственного товара информация содержащая:
- наименование товара;
- изготовитель товара;
- обозначение стандартов, которым должен удовлетворять товар;
- сведения о потребительских свойствах товара;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок (если он установлен), срок службы или срок годности;
- цену и условия приобретения товара.
7. Требования, предъявляемые к продавцам магазина: хорошее знание ассортимента товаров и их характеристики, назначения, способов использования и ухода за ним; он должен уметь предложить и помочь выбрать товар покупателю; быть внимательным, терпеливым и вежливым.
3. Организация и технология приемки товаров в магазине
При заключении сделки между поставщиком и ООО "Старт" составляется договор, который имеет 15 типовых разделов:
1) предмет договора (поставляемый товар);
2) качество товара;
3) ассортимент поставляемого товара;
4) условия поставки: поставка продукции осуществляется по согласованному между "Старт" и поставщиком графику поставок (1 или 2 раза в неделю); в условиях поставки определяется также количество и ассортимент поставляемого товара, вид транспорта;
5) передача товара: по количеству определяется согласно количеству единиц, указанных в счет-фактуре, по качеству - согласно сертификата соответствия; здесь же определяются условия приемки и возврата товара;
6) условия транспортировки, хранения, реализации и иного использования товара;
7) цена (в данном разделе согласуется цена товара между поставщиком и ООО "Старт"; каждый поставщик имеет прайс-листы, по которым менеджеры "Старт" могут ознакомиться с действующими ценами);
8) порядок расчетов и ответственность сторон;
9) гарантии исполнения и ответственность сторон;
10) прочие условия;
11) разрешение споров;
12) срок действия договора - начиная со дня подписания договора до момента полного разрешения расчетов между сторонами; здесь же оговариваются условия расторжения договора;
13) прочие условия;
14) юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
В приложении данной работы помещены примеры документов:
·прайс-листов (П.1);
· счетов-фактур (П.2).
4. Сотрудничество с такими субъектами рынка, как оптовые рынки и ярмарки, привлекательно тем, что ООО "Старт" имеет возможность ознакомиться с реальными образцами товаров, получить при этом информацию не только о самом товаре, но и об изготовителе и поставщике товара. Непосредственно на самой ярмарке во время ее проведения заключаются сделки на поставку, которые здесь же оперативно оформляются договорами. Договора имеют те же статьи и положения, что и в обычных договорах; условия определяются более подробно и детально, т.к. предметом договора обычно являются оптовые, большие партии товаров.
5. Исполнение договоров поставки товаров в ООО "Старт" контролируется по:
- общему объему;
- развернутому ассортименту;
- срокам поставки;
- качеству и комплектности;
- соблюдению транспортных условий;
- расчетной дисциплины и ее соблюдения;
- правильности оформления сопроводительных документов.
Контроль производится с использованием сверки данных счетов-фактур, спецификации, документов, удостоверяющих качество товаров с реальным состоянием товаров.
Стороны ("Старт" и поставщик) при заключении сделки обязательно определяют вид документа, которым будет удостоверяться качество товара.
Учет исполнения договоров поставки в ООО "Старт" осуществляется в бухгалтерии и отделе снабжения с помощью специальных компьютерных программ. В них, на основании сопроводительных документов, фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Полученная информация о ходе выполнения договора поставки позволяет "Старт" принять своевременные меры воздействия на поставщика, в том числе и предъявить претензию.
Для успешного выполнения контроля в организации разработан ряд процедур, предусматривающих:
· порядок и форму доведения условий договора до всех подразделений;
· проведение анализа содержания договора;
· планирование с учетом принятых договорных обязательств;
· проведение анализа документов, содержащих данные о выполнении условий договоров, сроки их оформления и порядок передачи их в отделы, ведущие учет (отдел снабжения и бухгалтерия);
· порядок выявления соответствующих нарушений условий договоров и применение экономических, организационных, правовых мер.
Опыт применения этих процедур в "Старт" подтверждает тот факт, что насколько они правильно и оперативно организованы, настолько эффективно действует организация в целом, ее взаимоотношения с поставщиками.
В основном поставщики "Старт" являются отличными партнерами и нарушения условий договоров случаются очень редко.
6. Завоз товаров в магазин ООО "Старт" осуществляется по транзитной и складской, централизованной и децентрализованной формам товароснабжения.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, когда в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов – фактур, товарно-сопроводительных накладных и других сопроводительных документов.
Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на соответственное хранение.
Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары – не позднее 24 ч с момента получения товаров. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.
Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами и договорами.
Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количество товара проводилась на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Если в приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.
Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в сроки, определенные договором.
Приемка товаров может иметь некоторые особенности, которые зависят от способа их доставки. Если товары поступили в таре-оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.
Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся – в течении 24ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам – остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 ч с момента их поступления в магазин.
В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.
Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, который передают в правление кооперативной организации для формирования комиссии и организации окончательной проверки товаров по качеству. Одновременной надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.
Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке – с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.
Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения: наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и дату составления акта; место приемки товаров, время начала и окончания приемки; фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, места их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству; наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика; дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов; дату прибытия груза, время его выдачи транспортной организацией, время вскрытия транспортного средства; номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара; условия хранения товаров на складе магазина до составления акта; состояние тары в момент осмотра товара; исправность пломб и правильность оттисков на них.
Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленные к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.
В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.
О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течении пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.
Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензии о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы.
4. Хранение и подготовка товаров к продаже
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения (табл.1). При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
Таблица 1
Оптимальные режимы хранения[2]
Наименование товаров |
Температура воздуха, ºС |
Относительная влажность, % |
Продовольственные товары |
||
Бакалейные товары, кондитерские изделия, сушеные плоды и овощи |
Не выше 18 |
60-70 |
Мясо и мясопродукты охлажденные |
0-2 |
85 |
Рыба охлажденная |
0-5 |
95-100 |
Рыба копченая |
0-2 |
75-80 |
Плоды и овощи свежие |
0-3 |
80-90 |
Мясо и мясопродукты мороженные |
Не выше –9 |
90-100 |
Рыба мороженная |
Не выше –18 |
90-95 |
Плоды и овощи мороженные |
Не выше -18 |
90-95 |
Непродовольственные товары |
||
Ткани, швейные изделия, трикотаж, канцелярские товары, книги, фото- и радиотовары, игрушки, музыкальные изделия, металлоизделия |
12-18 |
60-70 |
Кожаная и текстильная обувь, галантерея, парфюмерные, косметические изделия, головные уборы |
12-16 |
60-65 |
Спортивные товары, изделия из пластмасс, мебель, электробытовые товары |
9-15 |
55-60 |
ООО "Старт" продает спортивные товары, поэтому оптимальным режимом хранения товаров на складе магазина будет режим с температурой воздуха 9-15ºС и относительной влажностью воздуха 55-60%.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре – на стеллажах и подтоварниках.
Специфических условий хранения требуют как продовольственные, так и непродовольственные товары. Так, вернее готовое платье развешивают на плечиках в шкафах или на вешалах. Белье размещают стопками или в коробках на полках стеллажей. Ткани, штучные текстильные изделия в коробках хранят на стеллажах. Трикотажные изделия хранят рассортированными по видам, моделям, размерам, ростам и другим признакам.
Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок – не более пяти рядов, причем обязательно прокладывают картон между рядами.
Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах. Меховые товары рекомендуется хранить в вентилируемых, слабоосвещенных помещениях. Художественные изделия следует хранить в особом режиме, характерном для конкретного изделия, не допуская резких колебаний температуры. Ювелирные изделия хранятся в несгораемых шкафах. Стеклянные и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей. Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварники на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде лицевой стороной вверх.
Большинство культтоваров, электротовары хранят в заводской упаковке. Крупногабаритные товары размещают на подтоварниках, товары в небольшой промышленной упаковке – на стеллажах.
Хранение непродовольственных товаров в магазине может быть организовано по товарных группам (обувь, одежда и т.д.) или по потребительским комплексам ("Товары для женщин", "Товары для кухни" и т.п.). При хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют при повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют.
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленной.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически осматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.
В процессе хранения товаров, также как и при осуществлении других технологических операций, в магазине могут возникать товарные потери, размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.
На рис.3 представлена схема склада магазина "Старт".
Спортивные товары, которые реализует магазин, хранятся на стеллажах.
Рис.3 Схема склада магазина "Старт"
Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т.д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами.
При подготовке к продаже спортивных туристических товаров в магазине "Старт" их проверяют на наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность, в особенности – страховочных систем.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, лотки, тележки и тару-оборудование.
5. Организация и технология розничной продажи товаров
Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, т.к. они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Все операции технологического процесса в магазине, в том числе продажа, взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.
Организовать продажу товаров в магазине можно используя различные формы и методы. На следующем рисунке представлены основные формы продажи товаров.
Рис.4. Основные формы продажи товаров
Метод продажи товаров – это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. Существуют такие методы продажи:
1) традиционный метод (продажа через прилавок, продажа товаров с открытой выкладкой);
2) метод самообслуживания;
3) метод продажи товаров по заказам;
4) продажа товаров по образцам;
5) продажа товаров через торговые автоматы;
6) электронная продажа;
7) консультативная продажа;
8) парадоксальная (групповая) продажа.
В магазине ООО "Старт" продажа товаров организована с применением традиционного метода, при этом совмещена продажа товаров через прилавок с продажей товаров с открытой выкладкой.
Рис.5. Схема торгового зала магазина "Старт"
На следующем рисунке представлена схема технологического процесса продажи товаров при традиционном методе.
Рассмотрим основные элементы этого процесса.
1. Встреча покупателей и выявление их желаний. Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
2. Предложение и показ товара. После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары.
3. Помощь при выборе товаров. Продавец обращает внимание покупателя на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары.
4. Оказание сопутствующей консультации. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю. В обязанность продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
5. Комплекс услуг, связанных с реализацией товара: нарезка, взвешивание, раскрой, подгонка и др. На выполнение данных технологических операций затрачивается много времени и труда. Качества их выполнения, а следовательно, и качество обслуживания покупателей существенно зависит от квалификации торгового персонала, а также организации и обслуживания рабочего места продавца.
6. Расчетные операции. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
7. Выдача купленных товаров.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
6. Услуги, оказываемые покупателям магазинов
Органичным продолжение торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:
¶ связанные с покупкой товаров;
¶ связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
¶ связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Первая группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.
Довольно обширен круг услуг второй группы, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.
В третью группу входят следующие услуги: организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей; оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомобилей и крытых площадок для детских колясок и др.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс и др.).
Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами, должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.
В магазине "Старт" представлен неширокий спектр услуг:
- консультации продавцов и специалистов;
- помощь при упаковке.
7. Выводы и предложения
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Его необходимо организовать так, чтобы деятельность торгового предприятия была эффективной и, в конечном счете, была бы рентабельной.
По результатам выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы по работе коммерческого торгового предприятия ООО "Старт". Положительной оценки заслуживает уровень следования правилам работы розничных предприятий, организация и технология приемки товаров в магазине по количеству и качеству, условия хранения, процессы подготовки товаров к продаже, степень использования торговых площадей, организация и технология розничной продажи товаров. В организации интерьера магазина особенно хотелось бы отметить созданную самими работниками магазина товарно-декоративную витрину, которая выполняет важную рекламную функцию торгово-оперативного процесса.
Однако, торгово-технологический процесс, организованный в торговом предприятии ООО "Старт", имеет и свои недостатки. Они касаются двух составляющих торгово-технологического процесса:
- управления поставками;
- предоставления дополнительных услуг.
В управлении поставками основная проблема – необходимость совершенствования экономической деятельности торговой организации "Старт" в области построения эффективной системы договорных отношений. Дело в том, что довольно часто нарушаются сроки поставки спортивных товаров. Организация, конечно, ведет претензионную работу и часто добивается выплаты штрафов по недопоставкам. Однако, коэффициент экономической эффективности рыночных трансакций (который равен отношению прибыли торгового предприятия, полученной в результате реализации конкретного контракта, затратам на его обеспечение) равен в среднем 0,7 по тем контрактам, по которым возникают недопоставки. Поэтому организации необходимо совершенствование политики договорных отношений с поставщиками.
Что касается дополнительных услуг, то ООО "Старт" безусловно, необходимо расширить спектр предлагаемых услуг. Это касается, например, введения таких видов услуг, как:
- помощь в доставке тяжелых или крупногабаритных товаров;
- организация системы предварительных заказов.
Последнее из этих мероприятий (услуг) связано с частичным решением первой проблемы. В этом случае покупатели не будут вынуждены заходить в магазин каждый день и узнавать – не привезли ли нужный товар. Они заключат договор заказа определенного товара на конкретную дату. В этом случае торговая организация частично снимет с себя ответственность перед покупателями за несвоевременную поставку. Однако здесь потребуется создание более жестких условий, оговариваемых в договоре с поставщиком, т.к. в этом случае он будет иметь дело уже конечным потребителем, но торговая организация останется между ними в качестве посредника. Поэтому на ней, как на посреднике, будет лежать ответственность за качество заключаемого договора.
Список литературы
1. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"
2. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104 и от 06.02.2002 N 81.
3. ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" – М.: Госстандарт России, 1999.
4. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и проектирование торговых предприятий: Учеб. для студентов вузов. – 4-е изд., доп. – М.: Маркетинг, 2001.
5. Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
6. Козлов В.К. Коммерческая деятельность производственных предприятий. – СПб.: Политехника, 1998.
7. Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее: Тезисы докладов. – М.: МГУК, 1999.
8. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 1999.
9. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000.
10. Коммерция: теория и практика / Сб. статей – Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 1995.
11. Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2000.
12. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999.
13. Панкратов Ф.Г. Коммерция и технология торговли: Учеб. для высш. торгово-эк. заведений. – М.: Маркетинг, 1994.
14. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: Инфра-М, 1997.
|
ПРАЙС-ЛИСТ ООО "ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ" на 11.03.03 |
№ |
Предмет снаряжения |
у.е. |
Цена за наличный расчет, руб. |
Срок поставки, дней |
Палатки |
||||
1 |
"Тайга" |
110,35 |
3421 |
1-2 |
2 |
"Дубрава" |
147,26 |
4565 |
3-4 |
3 |
"Север" |
93,23 |
2890 |
1-2 |
4 |
"Экстрим" |
179,35 |
5560 |
4-5 |
Рюкзаки |
||||
5 |
"Ермак" |
80,65 |
2500 |
1-2 |
6 |
"Енисей" |
88,71 |
2750 |
3-4 |
7 |
"Турист" |
57,74 |
1790 |
3-4 |
Альпинистское снаряжение |
||||
8 |
Тент |
10,32 |
320 |
3-4 |
9 |
Ледоруб |
9,35 |
290 |
3-4 |
10 |
Система страховочная |
11,29 |
350 |
1-2 |
11 |
Карабин |
1,45 |
45 |
3-4 |
12 |
Кошка |
6,94 |
215 |
3-4 |
13 |
Спусковое устройство |
2,03 |
63 |
3-4 |
14 |
Жумар |
5,97 |
185 |
1-2 |
15 |
Шнур лавинный |
5,48 |
170 |
1-2 |
16 |
Лопата лавинная |
7,10 |
220 |
3-4 |
17 |
Каска защитная |
13,55 |
420 |
1-2 |
18 |
Крючья ледовые |
5,81 |
180 |
1-2 |
19 |
Веревка основная |
11,29 |
350 |
|
Прочее снаряжение |
||||
20 |
Фонарик |
3,87 |
120 |
1-2 |
21 |
Пила |
10,97 |
340 |
1-2 |
22 |
Тросик костровой |
6,13 |
190 |
3-4 |
23 |
Примус |
10,97 |
340 |
3-4 |
24 |
Экран из стеклоткани |
4,84 |
150 |
3-4 |
25 |
Емкость для топлива |
2,90 |
90 |
1-2 |
26 |
Ремонтный набор |
15,00 |
465 |
1-2 |
27 |
Ракеты и ракетница |
30,65 |
950 |
3-4 |
28 |
Крючья спальные |
2,42 |
75 |
1-2 |
СЧЕТ-ФАКТУРА № Рб-002976
От 12.03.03
Мир спорта
№ |
Наименование |
Ед.изм. |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
НДС, % |
Сумма НДС |
Всего с НДС |
1 |
Рюкзак "Скаут" |
шт. |
20 |
850 |
17000 |
0,2 |
3400 |
20400 |
2 |
Палатка "Тайга" |
шт. |
15 |
3350 |
50250 |
0,2 |
10050 |
60300 |
3 |
Система страховочная "Альпинист" |
шт. |
18 |
420 |
7560 |
0,2 |
1512 |
9072 |
4 |
Ботинки "Вибрам Плюс" |
шт. |
12 |
1980 |
23760 |
0,2 |
4752 |
28512 |
5 |
Спальный мешок "Горный" |
шт. |
8 |
2500 |
20000 |
0,2 |
4000 |
24000 |
6 |
Анарака |
шт. |
10 |
980 |
9800 |
0,2 |
1960 |
11760 |
|
Итого к оплате: |
- |
- |
- |
128370 |
- |
25674 |
154044 |
Всего на сумму: сто пятьдесят четыре тысячи сорок четыре рубля 00 копеек
154044 руб.
В т.ч. НДС = 25674 руб.
Руководитель: ________________ /Криштопа С.Б./
Гл. бухгалтер: ________________ /Крапенко Е.Г./
[1] Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999. – С.326
[2] Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999. – С.202