СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..3

1.     Организация работы товароведа…………………………………………5

1.1.         Должностные обязанности товароведов……………………………..6

1.2.         Организация взаимодействия товароведов с потребителями………9

2.     Организация аппарата управления на предприятиях торговли………11

2.1.         Персонал и  организация труда …………………………………….11

2.2.         Организация управления торгово-технологическим процессом…13

   3. Технология создания предприятия торговли…………………………..17

3.1.         Правовой статус малого предпринимательства…………………..17

3.2.         Этапы создания торгового предприятия…………………………..18

3.3.         Создание торгового предприятия «Шарм»………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………..28















ВВЕДЕНИЕ


Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено уровнем выполнения коммерческих операций, как формы взаимодействия между отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами. Вопросы экономически грамотной коммерции лежат в основе функционирования рыночной экономики. В существующих условиях у производственных и торговых предприятия возникают сложные проблемы в процессе реализации коммерческой деятельности, начиная с установления коммерческих связей с контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции.

Одним из основных объектов коммерческой деятельности является товар. Товаром в рыночной экономике называют все, что может быть предложено на рынке для удовлетворения нужд или потребностей. Обычно под словом товар подразумевается физический объект. Сущность коммерческой деятельности заключается в купле-продаже тех или иных товаров. Коммерческий успех обеспечен только в случае купли-продажи конкурентоспособных товаров.

Конкурентоспособность, рассматриваемая применительно к отдельному товару, - это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным  является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех.

Именно коммерческое товароведение закладывает базу конкурентоспособности торгового ассортимента любого торгового предприятия. Это обусловило актуальность выбранной темы. В работе поставлена основная цель – отразить такие важные сферы коммерческого товароведения, как организация  товароведной работы в торговой организации, как организация системы управления на предприятиях торговли, и собственно технологию создания предприятия торговли.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

-         определить основные аспекты товароведческой работы;

-         подробно охарактеризовать основные обязанности товароведов;

-         подробно охарактеризовать систему взаимосвязей товароведов с потребителями;

-         охарактеризовать организацию систему управления торговым предприятием;

-         рассмотреть технологию создания предприятия торговли, а именно ее теоретические и практические аспекты;

-         подробно рассмотреть создание предприятия торговли на примере конкретного торгового предприятия.



















1.     Организация работы товароведа

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от   veda «веды), что означает «знание», следователь, в этом смысле товароведение – знания о товарах. Эти знания прежде всего необходимы субъектам товароведной деятельности.

Субъект – это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей,

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две основные группы. В первую группу входят товароведы – специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле.

Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров, поэтому эта группа по численности превосходит первую.

Товароведы – специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар» [1,с.25]. Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов торговли.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и мак6етологами. Первые обеспечивают производство продукции, то есть стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав отделов: коммерческих, реализации или других структурных подразделений промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании [1].

1.1.         Должностные обязанности товароведов

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами стурктурн6ого подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведной деятельности:

·        технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения;

·        организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров.

Поэтому и на производстве, и в торговле нужны две категории товароведов: товароведы-технологи (инженеры) и товароведы-организаторы. последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы входят  в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Вместе с тем товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков.

Товаровед должен знать в области товароведения:

·        эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортиментного перечня, средств и способов сохранения качества и количества товаров в процессе  товародвижения;

·        ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

·        основные направления развития и совершенствования ассортимента;

·        номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

·        количественные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

·        факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;

·        виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;

·        виды, функции, формы и средства товарной информации;

·        товароведные характеристики товарных групп и конкретных товаров.

Теоретические знания реализуются через определенные товароведные навыки, потому товаровед должен уметь:

·        классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (назначению, надежности, составу и т.п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров;

·        определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организации с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;

·        оценивать качество товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми значениями;

·        проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пищевых, кормовых целей, промышленной переработки или уничтожения;

·        идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требованиями;

·        определять приемочные и браковочные числа для проведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;

·        проводить измерения товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;

·        учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;

·        регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров при хранении и подготовке к реализации;

·        осуществлять контроль за созданием и поддержанием климатического и санитарно-гигиенического режимов хранения, размещения товаров;

·        участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

·        разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;

·        обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям;

·        работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;

·        выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров;

·        идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;

·         работать с конкретными товарами – идентифицировать их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю [1].


1.2.         Организация взаимодействия товароведов с потребителями

Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность товароведов и маркетологов должна быть ориентирована в первую очередь на потребителя. В этом отношении они близки к тем органам государственного регулирования и общественным организациям, в компетенцию которых входит защита прав потребителей (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственная инспекция по контролю качества, соблюдение правил торговли и защите прав потребителей, союзы и общества по защите прав потребителей и др.).

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат – реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность товароведам справиться с поставленными задачами [1].

 


























2.     Организация аппарата управления на предприятиях торговли

2.1.         Персонал и  организация труда

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное. Чаще всего используется функциональное разделение труда.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие - директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет  обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровнем, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал – это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, то есть работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), учет неудовлетворенного спроса и т.д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т.д.

Основной и вспомогательный персонал так или иначе подчинены среднему управленческому звену, к которому можно отнести заведующих товарными секциями (отделами), которые подчинены заместителю директора или непосредственно директору, что зависит от размеров торгового предприятия.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения [2].


2.2.         Организация управления торгово-технологическим процессом

Так или иначе, организация аппарата управления на предприятиях торговли необходима не только для организации работы персонала, но и для обеспечения высокого уровня обслуживания потребителей. А для этого необходима организация управления торгово-технологическим процессом.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то же время торгово-технологический процесс может протекать с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарных потоков, расчетных и других операций). Кроме того, отдельные его операции могут протекать с отклонениями от заданных величин, что придает всему торгово-технологическому процессу в магазине вероятностный характер. Все это происходит под вилянием различных факторов.

Для того, чтобы обеспечить рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его операциями. Это позволит более эффективно использовать помещения магазина, торгово-технологическое оборудование, рабочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспечения высокого уровня обслуживания покупателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутри магазинного перемещения и продажи товаров. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно  должно быть нацелено, прежде всего, на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров.

Управление ассортиментом товаров предусматривает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевременное внесение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, его устойчивости и комплексности предложения. Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлением товарными запасами.

Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: разработку технологических кар размещения ассортимента товаров в торговом зале; определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений;  разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров.

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов: достижение максимальной прямоточности внутри магазинного перемещения товаров;  обеспечение минимального объема грузооборота; недопущение пересечения товарных и покупательских потоков; применение средств механизации на основе паке6тирования грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.

Управлению покупательскими потоками  принадлежит центральное место в общей системе управления торгово-технологическим процессом в магазине, так как от него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупателей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.

Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутри магазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупательских потоков и т.д. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, привальным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т.д.

Управление процессом обслуживания покупателей находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т.д. Но основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения [2].

Все выделенные сферы организации управления торгово-технологическим процессом в торговой организации входят в функциональные обязанности аппарата управления, организованного на предприятии торговли.












3.     Технология создания предприятия торговли

Как правило, вновь организуемое предприятие торговли в современный период имеет статус субъекта малого предпринимательства. Это обусловлено выбранным видом организационно-правовой формы (ООО или индивидуальный предприниматель) и, как правило, численностью занятых на вновь организуемом предприятии, не превышающей 50 человек.

Приобретение статуса субъекта малого  предпринимательства выгодно для будущей финансово-хозяйственной деятельности, так как данные субъекты имеют различные налоговые льготы.

Поэтому в данной работе рассматривается технология создания торгового предприятия, относящегося к субъектам малого предпринимательства.

3.1.         Правовой статус малого предпринимательства

Законодательство в области поддержки и развития малого предпринимательства формируется с учетом общей иерархии законодательных актов, регулирующих вопросы гражданского, уголовного или административного права, вопросы налогообложения. К актам, создающим рамочные условия для развития предпринимательства, относятся такие основополагающие документы, как Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

В 1996 г. в соответствии с законом РФ от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, которые представляют собой юридическое лицо и отвечают следующим трем условиям:

1)    доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности религиозных, общественных, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;

2)    доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

3)    численность работников (чел.) не превышает:

     в промышленности, строительстве и на транспорте………………100

     в сельском хозяйстве………………………………………………….60

     в научно-технической сфере…………………………………………60

     в оптовой торговле……………………………………………………50

     бытовом обслуживании населения…………………………………..30

     в остальных отраслях и при осуществлении других

     видов деятельности……………………………………………………50

Кроме того, закон устанавливает, что под субъектами малого предпринимательства подразумеваются также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


3.2.  Этапы создания торгового предприятия

Практически любой предприниматель, задумав создание собственного торгового предприятия, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:

-         возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

-         постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;

-         формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

-         подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового малого предприятия;

-         определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;

-         разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

-         проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, выбор товарного знака и др.;

-         разработка обоснованного бизнес-плана;

-         государственная регистрация предприятия в установленном порядке;

-         изготовление печатей и штампов;

-         постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия;

-         открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;

-         получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

-         заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

-         проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям и методов формирования цен на продукцию или услуги;

-         заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями и др.;

-         проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);

-         организация учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии  с нормативными документами Минфина РФ и др.

Схема этапов создания малого предприятия отражена на рис.2.

Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий – это обоснование предпринимательской идеи,  поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком. Будущий предприниматель не должен исходить только из идеи «Я могу произвести  товар» или идеи «Этот товар нужен потребителям». А нужен ли он? Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем – организация процесса по ее удовлетворению.

Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно оценить возможности реализации идеи. Для этого формулируются стратегические и тактические цели, осуществляются количественные расчеты определенных показателей функционирования малого предприятия.

Выполнение следующих этапов значительно облегчается подбором соучредителей, так как появляется реальная возможность разделить многочисленные «стартовые» проблемы между участниками.

Важный этап создания малого предприятия – решение вопроса о финансах, которые необходимы для формирования уставного (складочного) капитала, то есть решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. Источниками средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, в банках; средства будущих потребителей; средства, полученные от выпуска и реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.

Рис.2. Основные этапы создания малого предприятия

На этом этапе определяются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости, получения необходимой информации, использования новых технологий и др. На этом этапе определяются конкретные цели по созданию всех необходимых условий для функционирования предприятия и получения прибыли. Данный этап реализуется посредством разработки проектов отдельных разделов бизнес-плана, который получает окончательное формирование (и экспертную оценку) при завершении создания собственного малого предприятия. 

На предыдущих стадиях предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о выборе организационно-правовой формы малого предприятия исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и других факторов. На выбор организационно-правовой формы малый предприятия в определенной степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение  для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.

Большое (если не определяющее) значение играет скорость оборота вложенных при создании собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а наименьшая – в производственном. Поэтому в Москве, например, до 50% малых предприятий сосредоточили свою деятельность в торговле и сфере обслуживания населения.

Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов малого предприятия (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования предприятия. Будущий предприниматель при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предпринимательства и другими нормативными актами.

Рассмотренный общий механизм создания малого предприятия, который действует сегодня в России, является, по сути, одним из самых неблагоприятных факторов развития малого бизнеса. Его сложность и многоэтапность выступает серьезным барьером на пути вступления в бизнес начинающих малых предпринимателей, так как требует больших финансовых и временных затрат, а также правовых знаний в самых различных юридических областях и сферах [12].

В связи с этим в торговле зачастую предприниматели используют технологию создания своего торгового предприятия в такой организационно-правовой форме как индивидуальное предпринимательство. Рассмотрим эту технологию на примере такого торгового предприятия как И.П. «Шарм», о чем в следующем параграфе данной работы.


3.3. Создание торгового предприятия «Шарм»

Организационно-правовой формой салона «Шарм» является индивидуальная предпринимательская деятельность. По виду розничной торговли салон «Шарм» можно отнести к полустационарному типу через павильон, который располагается в торговом  центре в одном из подземных переходов г. Хабаровска. Салон как торговая организация является узкоспециализированным, так как торгует только одной группой товаров, а именно – парфюмерно-косметическими товарами и мелкой галантереей.

Торговый ассортимент салона «Шарм» формируется со строгим учетом специализации и потребительского спроса, а также материально-технической базы. Однако салон «Шарм» является фирменным магазином, так как стратегию сбыта основывает на сбыте товаров одной конкретной фирмы. Это английская косметическая фирма «Avon Beautu Products Company», специализирующаяся на выпуске широкого ассортимента парфюмерно-косметических товаров. Торговая марка парфюмерии и косметики от «Эйвон Бьюти Продактс Компани»  (сокращенно Эйвон) зарегистрирована как «AVON» и широко прорекламирована на отечественном рынке. Производственные линии компания размещает в Англии и в Польше. Головная компания располагается в Лондоне, а филиалы разбросаны по многим городам Европы. Один из филиалов компании Эйвон расположен и в Москве.

Одним из методов продажи компании Эйвон является метод сетевого маркетинга. Поэтому оптовые склады расположены практически во всех крупных городах России, в том числе и в Хабаровске. Метод разносной торговли является основным в хабаровском филиале Эйвон. Однако индивидуальный предприниматель Ненахова Н.А. организовала стационарную торговлю косметическими изделиями « AVON».

Потребителями салона «Шарм» являются покупатели со средним достатком, которым гораздо удобнее посетить салон, чем ожидать прихода частных распространителей. Цены на товары «AVON» незначительно выше цен частных распространителей.

Как уже отмечало, организационно-правовая форма салона «Шарм» - индивидуальное предпринимательство. В декабре 2001 года частный предприниматель Ненахова Н.А., несколько лет занимавшаяся такой формой торговли, как разносная торговля в структуре сетевого маркетинга от фирмы «AVON», решила, что хорошо изучила спрос на данную парфюмерно-косметическую продукцию. Было принято решение о создании стационарной торговле. После изучения нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов малого предпринимательства Ненахова Н.А. решила зарегистрироваться как частный предприниматель.

Посетив регистрационную городскую палату Ненахова Н.А. узнала, что для государственной регистрации необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:

·        заявление установленной формы;

·        документ об уплате регистрационного сбора.

Ненахова Н.А подала заявление по установленной форме и через 15 дней получила разрешение на право занятия предпринимательской деятельностью, заключающейся в торговле непродовольственными товарами.

Для получения регистрационного удостоверения Ненахова Н.А., изъявившая заниматься предпринимательской деятельностью, сделала следующие необходимые процедуры:

1)    подала в регистрационную палату соответствующее заявление;

2)    получила разрешение регистрационной палаты на осуществление данного вида деятельности;

3)    предъявила в налоговый орган паспорт с пропиской в данной местности;

4)    предъявила одну фотографию 3*4, книгу (тетрадь) для ведения доходов и расходов, марку государственной пошлины (приобретается в сбербанке при уплате пошлины);

5)    уплатила регистрационный сбор.

Регистрационное удостоверение, полученное Ненаховой Н.А., содержало следующие данные:

1)    фамилию, имя и отчество;

2)    адрес постоянного места жительства;

3)    вид разрешенной индивидуальной предпринимательской деятельности (торговля непродовольственными товарами);

4)    сведения о том, кем выдано разрешение;

5)    срок действия разрешения;

6)    место (местность), где разрешалось заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью;

7)    сведения о том, что из совместно проживающих членов семьи принимает участие в указанной деятельности (дочь Ненаховой Н.А. работала продавцом в данном салоне).

Регистрационное свидетельство, полученное Ненаховой Н.А., представляло собой бланк строгой отчетности, имело ее фотографию и было заверено подписью заведующего налоговым органом.

В течение 30 дней Ненахова Н.А. представила все документы, необходимые для получения лицензии  и получила ее.

Регистрационное свидетельство было выдано ровно на один год. В декабре 2002 года Ненахова Н.А. продлила его еще на один год.

На данном примере можно сделать вывод о том, что технология создания торгового предприятия в форме индивидуального предпринимательства (без организации юридического лица) гораздо проще технологии создания, например общества с ограниченной ответственностью, и поэтому активно используется при создании небольших торговых предприятий.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Любой товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Однако факт купли-продажи товара будет иметь место только в случае наличия у него определенной потребительной стоимости. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.  Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от   veda «веды), что означает «знание», следователь, в этом смысле товароведение – знания о товарах.

Товароведение не может существовать в отрыве от других сфер коммерческой деятельности торговых предприятий, обеспечивающих коммерческий успех. Это касается менеджмента, маркетинга и др. управленческих технологий. Не последнее место в формировании коммерческого успеха играет и выбор организационно-правовой формы предприятия.

Все эти сферы коммерческой деятельности были рассмотрены в данной курсовой работе. Были поставлены и решены следующие задачи: определены основные аспекты товароведческой работы; подробно охарактеризованы основные обязанности товароведов; подробно охарактеризована система взаимосвязей товароведов с потребителями; охарактеризована организация системы управления торговым предприятием; рассмотрена технология создания предприятия торговли, а именно ее теоретические и практические аспекты; подробно рассмотрено создание предприятия торговли на примере конкретного торгового предприятия.

ЛИТЕРАТУРА



1.             Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров.

                   Теоретические основы: Учебник для вузов. – М., 2003. – 283 с.

2.             Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. 

                   – М., 2000. – 448 с.

3.             Коммерческая деятельность и предпринимательство. – СПб, 1997. –

                  151 с.

4.             Коммерческое дело в России: история, современное состояние,

                  будущее. – М., 1999. – 134 с.

5.             Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. – М., 2000. –

                   623 с.

6.             Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2000. – 620 с.

7.             Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. / Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М., 2000. – 464 с.

8.             Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы. – М, 1997. – 345 с.

9.             Алексеев Н.С. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М, 1998. – 560 с.

10.        Соловьев А.А. Предприниматель без образования юридического лица. – М, 2000. – 64 с.

11.        Геммерлинг Г.А. Ваше дело. Самоучитель по индивидуальному предпринимательству. – М, 2000. – 144 с.

12.        Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М, 2002. – 272 с.