Содержание

 

Введение.................................................................................................................3


1. Источники финансирования, сущность и виды..............................................5


2. Эмиссия ценных бумаг как источник финансирования.................................8


3. Другие виды финансирования..........................................................................12        

3.1 Привлечение банковского кредита................................................................12


3.2 Коммерческое кредитование фирм................................................................14


3.3 Факторинг как форма финансирования.........................................................16


3.4 Лизинговые операции как источник финансирования.................................18


4. Практическая часть............................................................................................21


Заключение.............................................................................................................25


Список литературы................................................................................................27       


Введение

Тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку она раскрывает сущность финансирования и выпуска ценных бумаг. Эти процессы имеют огромное значение в работе любой организации, поскольку даже самая мелкая фирма для формирования уставного капитала на первом этапе нуждается в финансировании, привлечении дополнительных средств. Особенно актуальной проблема финансирования стала в последнее время, когда во многих отечественных отраслях явно ощущается недостаток собственных денежных средств. В связи с этим очень часто речь идет об инвестиционной привлекательности и обеспечении благоприятного инвестиционного климата для привлечения как внешних, так и внутренних инвесторов.

Главная цель курсовой работы заключается в изучении основных источников финансирования, их видов, особенностей, а так же способов выпуска ценных бумаг.

В связи с этим выделяются следующие основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть основные источники финансирования, их сущность и виды;

- изучить процесс и особенности эмиссии ценных бумаг;

- исследовать процесс привлечения банковского кредита;

- определить сущность и особенности коммерческого кредитования фирм;

- рассмотреть факторинг как одну из форм инвестирования;

- изучить лизинговые операции;

- рассмотреть процесс финансирования на примере реального предприятия.

Для написания курсовой работы были использованы следующие источники литературы: М.В. Романовский. Финансы предприятия; Ковалев В.В. Финансы предприятий; Шуляк П.Н. Финансы предприятия; Ирвин Д. Финансовый контроль; Ковалева А.М. Финансы фирмы; Л.А. Дробозина. Финансы; М.В. Романовский. Финансы; Горфинкель В.Я. Экономика предприятия; Раицкий К.А. Экономика предприятия; Покропивный С.Ф. Экономика предприятия.

В книгах данных авторов содержится полная и весьма подробная информация по исследуемой теме, и именно они составили основу курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру.

В первой главе будет рассмотрена сущность и названы основные виды источников финансирования, а так же преимущества и недостатки их отдельных видов.

Во второй главе речь пойдет об эмиссии ценных бумаг, способах их выпуска и основных видах. Так же здесь будут названы основные требования, предъявляемые российским законодательством к эмиссии ценных бумаг.

В третьей главе будет подробно рассказано о таких методах финансирования как банковский кредит, коммерческое кредитование, факторинг и лизинг.

В заключительной, практической части работы на примере предприятия, расположенного в городе Чегдомын Хабаровского края ОАО «Крупяной двор», будет показан процесс выпуска ценных бумаг и расчетов по ним. Рассматриваемое в данной главе предприятие представляет собой открытое акционерное общество с уставным капиталом в 300000 рублей, которое занимается реализацией круп и макаронных изделий.

Таким образом, структура данной работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.

1. Источники финансирования, сущность и виды


Финансирование предпринимательских фирм — это совокуп­ность форм и методов, принципов и условий финансового обес­печения простого и расширенного воспроизводства. Под финанси­рованием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала фирмы во всех его формах. Понятие «финансирование» довольно тесно связа­но с понятием «инвестирование», если финансирование — это образование денежных средств, то инвестирование — это их ис­пользование[1]. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предше­ствует второму. Фирме невозможно планировать какие-либо инвес­тиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем обра­зование финансовых средств фирмы происходит, как правило, с учетом плана их использования.

При выборе источников финансирования деятельности пред­приятия необходимо решить пять основных задач:

определить потребности в кратко- и долгосрочном капитале;

выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения их оптимального состава и структуры;

обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;

с максимальной прибылью использовать собственные и заем­ные средства;

снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельно­сти.

Источники финансирования предприятия делят на внутрен­ние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлечен­ный капитал). Внутреннее финансирование предполагает исполь­зование собственных средств и прежде всего — чистой прибыли и амортизационных отчислений. Различают активное и неактивное (скрытое) самофинансирование. В случае активного самофинанси­рования единственным источником покрытия потребностей предприятия служит прибыль, которой должно хватить для уплаты налогов в бюджетную систему, процентов за кредит (сверх учет­ной ставки ЦБ РФ), процентов и дивидендов по ценным бума­гам эмитента, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.

Источниками скрытого финансирования выступают: чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и крат­косрочными пассивами); оценочные резервы; доходы будущих периодов; остатки фондов потребления; просроченная задолжен­ность поставщикам и др.

Самофинансирование имеет ряд преимуществ:

за счет пополнения из прибыли собственного капитала повы­шается финансовая устойчивость предприятия;

формирование и использование собственных средств происхо­дит стабильно;

минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополни­тельных затрат известны заранее.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (нало­говой, амортизационной, бюджетной таможенной и денежно-кредитной политики государства).

Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефи­нансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает ис­пользование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наи­более предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов. Таким образом, внешнее финан­сирование означает, что капитал был предоставлен предприни­мательской фирме из внешних источников. Основные формы внеш­него финансирования — это эмиссия ценных бумаг; привлечение банковских кредитов; использование коммерческого кредита; про­дажа паев банкам или другим предпринимательским структурам; получение безвозмездной финансовой помощи и др.

Финансирование на основе заемного капитала не столь выгод­но, поскольку кредитор предоставляет денежные средства на ус­ловиях возвратности и платности, т.е. не участвует своими деньга­ми в собственном капитале предприятия, а выступает в роли заимодавца[2].

Сравнение различных методов финансирования позволяет пред­приятию выбрать оптимальный вариант финансового обеспечения, текущей эксплуатационной деятельности и покрытия капитальных затрат.

2. Эмиссия ценных бумаг как источник финансирования


Целью эмиссии ценных бумаг является привлечение необходи­мого объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия может быть первичная или дополнительная. Первичная эмиссии ценных бумаг осуществляется при учреждении акционер­ного общества. Дополнительная эмиссия проводится, если фирма нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств. Дополнительный выпуск акций может быть осуществлен после утверждения общим собранием итогов предыдущей эмиссии, внесения в уставный капитал изменений, обусловленных факти­ческой реализацией ранее выпущенных акций и погашением не­реализованных акций. Кроме этого, при дополнительной эмиссии ценных бумаг акционеры — владельцы голосующих акций — име­ют преимущественное право на их приобретение.

В соответствии с указанным законом в России эмиссионными ценными бумагами являются акции и облигации.

Акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционер­ного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акци­онерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Предпринимательская фирма может эмитировать про­стые и привилегированные акции.

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в преду­смотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественно­го эквивалента. Фирма-эмитент может выпускать облигации с еди­новременным сроком погашения или облигации со сроком пога­шения по сериям в определенные сроки[3].

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

именные ценные бумаги документарной формы выпуска (имен­ные документарные ценные бумаги);

именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные ценные бумаги на предъявителя).

Решение о предполагаемой эмиссии фирма должна принимать лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюн­ктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекатель­ности эмитируемых ценных бумаг.

Анализ конъюнктуры фондового рынка, как правило, включа­ет в себя; анализ спроса и предложения ценных бумаг, анализ динамики уровня цен их котировки, анализ объемов продаж ценных бумаг новых эмиссий и анализ ряда других показателей. В результате такого анализа фирма должна определить уровень чувствительнос­ти реагирования фондового рынка на появление эмитируемых ценных бумаг.

Кроме этого предпринимательская фирма должна оценить ин­вестиционную привлекательность эмитируемых ценных бумаг. Такая оценка проводится с позиции учета перспективности развития отрасли деятельности фирмы в сравнении с другими отраслями, конкурентоспособности производимой продукции, а также с учетом результатов анализа финансового состояния фирмы. В итоге определяется возможная степень инвестиционной предпочтитель­ности акций данной фирмы по сравнению с обращающимися акциями других компаний.

Достаточно важно также при принятии решения об эмиссии ценных бумаг правильно определить объем предполагаемой эмиссии. Объем эмиссии определяется исходя из ранее рассчитанной по­требности в дополнительном финансировании за счет внешних источников.

В заключение фирма должна определить форму, номинал и количество эмитируемых ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве финансов РФ либо в Министерстве финансов республик в составе РФ, краевых, областных, город­ских финансовых управлениях по месту нахождения предприятия (эмитента). Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент должен представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление на регистрацию; решение о выпуске эмис­сионных ценных бумаг; проспект эмиссии, если регистрация со­провождается регистрацией проспекта эмиссии; копии учредитель­ных документов; документы, подтверждающие решение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление вы­пуска эмиссионных ценных бумаг, если такое разрешение необходимо.

Эмиссия ценных бумаг может осуществляться в форме откры­того (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов и в форме закрытого (частно­го) размещения ценных бумаг среди заранее известного ограни­ченного круга инвесторов.

В том случае, если готовится эмиссия ценных бумаг в докумен­тарной форме, предпринимательская фирма-эмитент должна под­готовить сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, зарегистрированный в органе государственной регистрации цен­ных бумаг и содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой, таких, как: полное наименование эмитента и его юридический адрес; вид ценных бумаг; государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг; порядок размещения; обязательство эмитента обес­печить права владельца при соблюдении владельцем установлен­ного законодательством РФ порядка осуществления этих прав; ука­зание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске; указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером и их номи­нальную стоимость и т.д[4].

В соответствии с законодательством фирма-эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых ею эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг. Фирма может разместить меньшее количество эмис­сионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии, при этом фактическое количество размещенных ценных бумаг указыва­ется в отчете об итогах выпуска.

Размещение выпускаемых ценных бумаг должно быть закончено по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки не установлены законодательством РФ.

Итоги размещения ценных бумаг публикуются в печати. Не раз­мещенные ценные бумаги находятся в распоряжении совета ди­ректоров общества и могут быть использованы им в качестве ре­зерва для последующей эмиссии.

После завершения размещения эмиссионных ценных бумаг не позднее чем через 30 дней фирма-эмитент обязана предоставить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска эмиссионных цен­ных бумаг, который рассматривается в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений реги­стрируется.

                               3. Другие виды финансирования       

3.1 Привлечение банковского кредита

Потребности фирмы в единовременных денежных средствах могут удовлетворятся также за счет получения кредита в банке. Креди­тование представляет собой одну из форм финансового обеспече­ния предпринимательской деятельности. Оно осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между фир­мой и кредитной организацией путем заключения между ними соответствующих договоров. Основным договором является кредит­ный договор, который создает юридические предпосылки обеспе­ченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассмат­ривается как совокупность денежных средств, передаваемых на воз­вратной основе во временное пользование за плату в виде процента. Исходя из этого, банковский кредит — это средства, предоставля­емые банком предпринимательской фирме на установленный срок под определенные проценты для целевого использования.

Кредитование осуществляется по определенным принципам:

Принцип возвратности означает, что полученные от кредитора финансовые ресурсы подлежат возврату или погашению заемщи­ком в полном объеме. Заемщик отвечает перед кредитором за пол­ноту погашения кредита.

Принцип срочности означает необходимость возврата кредита в точно определенный срок, а не в любое, удобное для фирмы-заемщика время, т.е. кредит выдается на определенный срок. Срок пользования кредитом зависит от времени существования дей­ствительной потребности в кредите. Все кредиты делятся на крат­косрочные, среднесрочные и долгосрочные в зависимости от сро­ка, на который они предоставляются[5].

Срок возврата кредита предусматривается в кредитном догово­ре, при этом сроки погашения могут быть конкретными или ус­ловными, когда сроки уточняются в ходе кредитования. При нали­чии финансовых возможностей и по желанию фирмы-заемщика кредит может быть погашен раньше установленного в договоре срока. Нарушение срока является для кредитора достаточным осно­ванием для применения к фирме-заемщику экономических санк­ций.

Принцип платности означает, что кредит предоставляется за­емщику с условием возврата его с процентами, которые формируют прибыль кредитной организации. Таким образом, этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата фирмой-заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование.

Принцип материальной обеспеченности кредита выражает необ­ходимость обеспечения защиты имущественных интересов креди­тора при возможном нарушении фирмой-заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое применение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Таким образом, данный принцип означает, что по усло­виям кредитования заемщик обязан гарантировать кредитору воз­врат кредита, а при отказе в выполнении этого требования кре­дитор должен иметь основание для изъятия из оборота заемщика незаконно удерживаемых средств.

Принцип целевого характера кредита распространяется на мно­гие кредитные операции и выражается в обязательности целевого использования финансовых средств, полученных от кредитора. Практическое выражение этот принцип находит в соответствую­щем разделе кредитного договора, в котором устанавливается конкретная цель выдаваемого кредита. Нарушение обязательства целевого использования кредита может стать основанием для дос­рочного отзыва кредита или введения повышенного ссудного процента.

3.2 Коммерческое кредитование фирм


В процессе предпринимательской деятельности фирмы осуще­ствляют взаимное кредитование. Происходит это в связи с разни­цей во времени между отгрузкой продукции, товаров, выполне­нием работ, оказанием услуг и их фактической оплатой. Поэтому в денежном обороте фирм наряду с кредитами банков присут­ствуют средства и других кредиторов, в том числе предприятий-поставщиков, постоянных деловых партнеров по коммерческим сделкам,

Статья 823 ГК РФ предусматривает, что договор, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми при­знаками, может предусматривать предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рас­срочки оплаты товаров, работ или услуг[6].

При коммерческом кредите сделка купли-продажи сопряжена с кредитной сделкой. Окончание торговой операции совпадает с началом кредитной сделки, которая будет завершена при погаше­нии заемщиком задолженности по ссуде. Тем самым движение товарного капитала сопровождается движением ссудного капитала. Таким образом, коммерческий кредит — это товарная форма кредита. Для предприятия-поставщика кредитная сделка не только ускоря­ет реализацию (покупатель приобретает товары), но и приносит дополнительный доход в форме процента, который включается в цену проданных товаров и сумму векселя.

Использование коммерческого кредита имеет ряд преимуществ. Этот вид кредита:

облегчает реализацию товара;

способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности предприятия в кредит­ных ресурсах и в денежных средствах;

обходится, как правило, дешевле банковского кредита во всех его формах;

характеризуется достаточно простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита;

характеризуется оперативностью предоставления средств в то­варной форме;

расширяет возможности маневрирования оборотными средствами;

позволяет фирмам оказывать финансовую поддержку друг другу.

Для многих малых предприятий именно коммерческий кредит является важнейшим источником финансирования.

К недостаткам коммерческого кредита можно отнести риск для поставщика при изменении цены товара, несоблюдении покупа­телем сроков оплаты, банкротстве покупателя, а также незначи­тельный срок пользования этим видом кредита — период его предоставления ограничивается обычно несколькими месяцами.

Существует несколько особенностей коммерческого кредита, которые принципиально отличают его от банковского:

в роли кредитора при коммерческом кредитовании выступают не специализированные кредитные организации, а предпринима­тельские фирмы, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

кредит предоставляется исключительно в товарной форме;

средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней процентной ставки по банковским кредитам на данный период;

плата за коммерческий кредит, как правило, включается в цену товара, а не определяется специально, через фиксирован­ный процент от базовой суммы.

3.3 Факторинг как форма финансирования

Одним из методов финансирования предпринимательской дея­тельности являются факторинговые операции — разновидность торгово-комиссионной операции. Факторинг — переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований, (дебиторской задолженности), возникаю­щих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского,  информационного,   сбытового,  страхового,   юридического и другого обслуживания фирмы-поставщика[7].

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

факторинговая компания или факторинговый отдел банка — специализированное учреждение, покупающее у своих клиентов требования к их покупателям. Фактически происходит покупка де­биторской задолженности и финансирование фирм-клиентов;

фирма-клиент (поставщик товара, кредитор) — фирма, зак­лючающая соглашение с факторинговой компанией;

фирма-заемщик — покупатель товара.

Покупка дебиторской задолженности клиентов фактор-компа­нией чаще всего производится без права обратного требования и предусматривает оказание ряда услуг до окончания погашения счетов. Фактор-компания оценивает кредитоспособность имеющихся и потенциальных должников своего клиента и заранее устанавли­вает предельный размер аванса. Дебиторы получают копии счетов за вычетом дисконта и комиссионных. Факторинговая компания получает комиссионные и ссудный процент с ежедневного ос­татка выплаченного клиенту аванса против неикассированных средств.

Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств фирмы, а также ускорению обора­чиваемости оборотных средств фирмы. Факторинговое обслужива­ние наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвое­временного погашения дебиторской задолженности и которые ог­раничены в получении банковского кредита. Таким образом, фак­торинг обеспечивает для предпринимательской фирмы-поставщи­ка следующие преимущества:

возможность финансирования за счет средств факторинговой компании до наступления срока платежа;

уменьшение финансового риска фирмы;

возможность получения от факторинговой компании информа­ции о платежеспособности покупателей — клиентов фирмы.

3.4 Лизинговые операции как источник финансирования



Лизинг является эффективной формой финансирования вло­жений на приобретение основных средств. В соответствии с Феде­ральным законом «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физи­ческим или юридическим лицам за определенную плату, на оп­ределенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателя.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может ис­пользоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установ­лен особый порядок обращения.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобре­тает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имуще­ство и передает его в качестве предмета лизинга лизингополуча­телю за определенную плату, на определенный срок и на опре­деленных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собствен­ности на предмет лизинга;

лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, ко­торое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) лизингового имущества — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи продает лизингодателю в обусловленный срок произво­димое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом ли­зинга[8].

Лизинг позволяет предприятию использовать в денежном оборо­те средства другого предприятия на долгосрочной основе. Данная форма финансирования осуществляется через лизинговую компа­нию, приобретающую для третьего лица право собственности на имущество и отдающего его в аренду на определенный срок. Особую роль играет лизинг в техническом перевооружении предприятий.

Различают финансовый, возвратный и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучате­лем имущество у определенного продавца и передать лизингопо­лучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за опре­деленную плату, на определенный срок, на определенных усло­виях во временное владение и пользование.

Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Оперативный лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой риск имущество и передает его лизингополуча­телю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

Кроме этого, различают внутренний лизинг, когда все субъек­ты лизинга являются резидентами РФ, и международный ли­зинг, когда один или несколько субъектов являются нерезиден­тами РФ.

В зависимости от срока реализации лизинга различают:

долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;

среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

Лизинг можно рассматривать как форму долгосрочного креди­тования покупки. Поскольку лизинговая компания оплачивает ос­новные средства по поручению лизингополучателя за счет соб­ственных средств, то к ней переходит право собственности на предмет покупки.

Для предприятия-арендатора необходимость привлечения к сделке лизинговой компании вызвана в основном отсутствием финансовых ресурсов для приобретения основных средств и слож­ностью получения долгосрочных ссуд. Лизинг стимулирует эф­фективное использование основных средств и полностью ис­ключает наличие неустановленного оборудования, его нераци­ональное использование, так как получаемый от эксплуатации предмета лизинга доход должен покрывать все расходы и при­носить прибыль.

4. Практическая часть


В качестве примера будет рассмотрено предприятие, находящееся в городе Чегдомын Хабаровского края ОАО «Крупяной двор». Данное предприятие осуществляет свою деятельность на основе свидетельства о государственной регистрации № 37898 от 30 мая 2001г.

Целью создания общества является получение прибыли и насыщение рынка товарами. Фирма проводит следующую торгово-закупочную деятельность: оптовые закупки круп и муки у фермерских хозяйств, элеваторов, хлебоприемных пунктов. Основной товарный ассортимент – крупы весовые, фасованные и макаронные изделия. Ежемесячный оборот составляет 5 – 5,5 млн. руб. Рентабельность: весовые крупы и макаронные изделия – 8 %, фасованные крупы – 12 %.

В ближайшие задачи предприятия входит:

1.     создание отдела прямых продаж, занимающегося поставками продукции в магазины Чегдомына;

2.     расширение клиентской базы;

3.     расширение ассортимента продукции;

4.     создание своих мелкооптовых торговых точек на оптовых рынках Чегдомына.

В дальнейшей перспективе планируется создание филиалов в областных центрах на востоке России.

Организационная структура общества имеет следующий вид.




Организационная структура ООО «Крупяной двор»


 






















Управление в организации осуществляется на основе устава. Согласно уставу высшим органом управления данного общества является собрание акционеров.

Исполнительный орган общества:

без доверенности действует от имени общества, том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе представительство с правом передоверия;

издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнение, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

Осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об акционерных обществах» или настоящим уставом к компетенции общего собрания участников общества.

Таким образом, в данной организации, функция управления осуществляется исполнительным директором, который назначается собранием акционеров.

Устав данного предприятия был сформирован за счет эмиссии акций в открытой подписке.

Из зарегистрированных акционерным обществом 30 тыс. обыкновенных акций 29 тыс. продано акционерам. В по­следующем общество выкупило у владельцев 1500 акций. По итогам года собрание акционеров приняло решение распреде­лить 60,5 тыс. руб. чистой прибыли в качестве дивидендов.

Учитывая выкупленные акции, в обращении находится 27500 акций (29000—1500). Тогда на балансе АО состоит 2500 акций (30000 — 27 500), по которым дивиденд не выплачивается.

Сумма дивиденда на каждую акцию в обращении составит .

Уставный капитал общества составляет 300 тыс. руб. Продано всего 3000 акций, в том числе 2700 обыкновенных и 300 привилегированных акций. Общая сумма чистой прибыли, подлежащая распределению в виде дивидендов, — 63 тыс. руб. По привилегированным акциям фиксированная ставка дивиденда утверждена в размере 30%.

Номинальная стоимость каждой акции составляет 100 руб. (300000:3000). Учитывая фиксированную ставку по привилеги­рованной акции в 30%, дивиденд по этой акции исчислен в сумме .


Следовательно, по всем привилегированным акциям будут выплачены дивиденды в сумме 9000 руб. (30*300). Остается прибыль для выплаты дивидендов по обыкновенным акциям 54000 руб. (63000 — 9000). Следовательно, на каждую обык­новенную акцию дивиденд составит 20 руб. (54000:2700).

Кроме того, впоследствии для привлечения дополнительных средств предприятием были выпущены облигации номинальной стоимостью 50 рублей при общем количестве 1500 штук, таким образом, удалось привлечь дополнительные средства в размере 75000 рублей.

Процентная ставка по облигациям установлена в размере 50% годовых. Текущий годовой доход по облигации составит . Общая сумма на погашение облигаций составит 37500 (25*1500).

Заключение


В заключении, исходя из выше сказанного можно сделать ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог данной работе.

1. Под финанси­рованием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала фирмы во всех его формах. Понятие «финансирование» довольно тесно связа­но с понятием «инвестирование», если финансирование — это образование денежных средств, то инвестирование — это их ис­пользование.

2. Целью эмиссии ценных бумаг является привлечение необходи­мого объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия может быть первичная или дополнительная. Первичная эмиссии ценных бумаг осуществляется при учреждении акционер­ного общества. Дополнительная эмиссия проводится, если фирма нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств.

3. В соответствии с указанным законом в России эмиссионными ценными бумагами являются акции и облигации.

4. Эмиссия ценных бумаг подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве финансов РФ либо в Министерстве финансов республик в составе РФ, краевых, областных, город­ских финансовых управлениях по месту нахождения предприятия (эмитента).

5. Креди­тование представляет собой одну из форм финансового обеспече­ния предпринимательской деятельности. Оно осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между фир­мой и кредитной организацией путем заключения между ними соответствующих договоров. Основным договором является кредит­ный договор, который создает юридические предпосылки обеспе­ченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов.

6. При коммерческом кредите сделка купли-продажи сопряжена с кредитной сделкой. Окончание торговой операции совпадает с началом кредитной сделки, которая будет завершена при погаше­нии заемщиком задолженности по ссуде. Тем самым движение товарного капитала сопровождается движением ссудного капитала. Таким образом, коммерческий кредит — это товарная форма кредита.

7. Одним из методов финансирования предпринимательской дея­тельности являются факторинговые операции — разновидность торгово-комиссионной операции. Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств фирмы, а также ускорению обора­чиваемости оборотных средств фирмы. Факторинговое обслужива­ние наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвое­временного погашения дебиторской задолженности и которые ог­раничены в получении банковского кредита.

8. Лизинг является эффективной формой финансирования вло­жений на приобретение основных средств. В соответствии с Феде­ральным законом «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физи­ческим или юридическим лицам за определенную плату, на оп­ределенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателя.

Таким образом, становится очевидным, что источников финансирования очень много и все они имеют свои характерные черты и эффективны в той или иной конкретной ситуации. В данной работе были рассмотрены наиболее известные источники финансирования, широко применяемые в современной практике.








                                           Список литературы       

1.     М.В. Романовский. Финансы предприятия. – М.: «Бизнес-пресса», 2000.

2.     Ковалев В.В. Финансы предприятий.  – М.: ЮНИТИ, 2002.

3.     Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

4.     Ирвин Д. Финансовый контроль. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

5.     Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002.

6.     Дробозина Л.А. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.

7.     Романовский М.В. Финансы. Учебник. – М.: «Перспектива», 2000.

8.     Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.

9.     Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1999.

10.                        Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.



[1] М.В. Романовский. Финансы предприятия. – М.: «Бизнес-пресса», 2000. с. 291.


[2] М.В. Романовский. Финансы предприятия. – М.: «Бизнес-пресса», 2000. с. 297.


[3] Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002. с. 312.


[4] Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002. с. 318.


[5] Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2002. с. 146.


[6] Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2002. с. 148.


[7] Дробозина Л.А. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 291.


[8] Дробозина Л.А. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 299.