Содержание




Введение......................................................................................................................3


1. Устройство и планировка торгового зала

(зала товарных образцов)...........................................................................................5


2. Размещение и выкладка товаров в зале товарных образцов.............................10


3. Мебель для залов товарных образцов.................................................................15


4. Правила продажи товаров по образцам..............................................................18


5. Практическая часть...............................................................................................23


Заключение................................................................................................................25


Список литературы...................................................................................................27






















Введение


Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, поскольку позволяет раскрыть особенности организации в зале товарных образцов, торговля через которые распространена очень широко как в сфере розничной, так и оптовой торговли.

На сегодня продаже по образцам из торгового зала подлежат ткани, школьно-канцелярские принадлежности, культтовары, игруш­ки, металлическая и кожаная галантерея, изделия из пласт­массы, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические и  многие другие товары, это свидетельствует о достаточно широком использовании залов товарных образцов в организации торговли.

Главная цель данной работы заключается в подробном изучении процесса организации зала товарных образцов и правил торговли по образцам.

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи курсовой работы:

- изучить устройство и планировку зала товарных образцов;

- рассмотреть особенности размещения и выкладки товаров в зале товарных образцов;

- детально рассмотреть мебель, применяемую в залах товарных образцов;

- изучить основные правила продажи товаров по образцам;

- рассмотреть организацию в зале товарных образцов на конкретном практическом примере.

Для написания работы были использованы следующие источники литературы: Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность; Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности; Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности; Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли; Бараннмков М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства; Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара; Торговое дело: экономика и организация; Крепкий Л. Методология коммерческого успеха.

В книгах данных авторов содержится полная и очень подробная информация по изучаемой теме, и именно они составили основу курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру.

В первой главе  будет рассказано об устройстве и планировке зала товарных образцов. Здесь будут названы основные зоны и площади торгового зала, методика определения эффективности использования площадей, основные типы планировок и т.д.

Во второй главе речь пойдет об особенностях размещения и выкладки товаров в зале товарных образцов. В этой главе будут названы основные требования, предъявляемые к размещению товаров в торговом зале, а так же правила их размещения в зависимости от особенностей тех или иных товаров.

В третьей главе описывается мебель, применяемая в залах товарных образцов. Здесь будет подробно рассмотрена классификация мебели и дана краткая характеристика каждого ее типа в отдельности.

В четвертой главе работы будут перечислены основные правила продажи товаров по образцам, утвержденные Правительством Российской Федерации и, регулирующие отношения меж­ду покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи.

В пятой заключительной части работы будет рассмотрен процесс организации в зале товарных образцов на примере реально действующего в Хабаровске предприятия ООО «Левел», которое осуществляет реализацию компьютерной техники.

Таким образом, структура данной работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.




1. Устройство и планировка торгового зала

 (зала товарных образцов)

 

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей пло­щади магазина. Он служит для размещения рабочего и выста­вочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров поку­пателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги поку­пателям. В торговом зале организованы рабочие места продав­цов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планиров­ка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выклад­ки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала лег­че всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по воз­можности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгово­го оборудования.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла[1].

Установочная площадь — это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров (пиани­но, холодильников, стиральных машин и т. д.), размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торго­вого зала.

Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установоч­ной площади по следующей формуле:

где Ку — коэффициент установочной площади; Sy — установоч­ная площадь, м2S т.з. площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность использования площади торгового за­ла определяется не только степенью использования ее под уста­новку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная пло­щадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь вы­кладки.

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, заня­тая под установку крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок демон­страционная площадь определяется путем суммирования пло­щади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его услов­ную ширину и на их общее количество; вешал — как произ­ведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, сто­лов — как произведение длины на ширину; контейнеров — пу­тем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, демонстрационная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Показателем, характеризующим степень использования пло­щади торгового зала под выкладку товаров, является коэффи­циент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

где Квыкл. — коэффициент использования площади торгового за­ла под выкладку товаров; Sвыкл. — площадь выкладки товаров, м2; Sт.з. — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная орга­низация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя зависит от типа используемого обо­рудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строи­тельными нормами и правилами. Однако при определении ши­рины проходов в каждом конкретном магазине следует учиты­вать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя[2].

Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обес­печивать беспрепятственное перемещение основных покупатель­ских потоков.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между ка­бинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров ис­пользуют формулу

где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров; П — площадь торгового зала, м2; В — среднее время расчета с одним покупателем; п -  площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2; 3600 — количество секунд в 1 ч; и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

Различают следующие основные варианты техно­логических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологиче­ской планировки осуществляется с учетом размеров и конфи­гурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее ра­циональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгово­го оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для поку­пателей, так как позволяет им свободно передвигаться по все­му торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благопри­ятные условия и для рациональной технологии работы магази­на: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина. В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разби­вают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая пла­нировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов мо­жет быть оправдано при продаже специфических товаров, тре­бующих специального выбора (грампластинок, драгоценностей и т. п.).

Смешанная планировка предусматривает расстановку обору­дования в торговом зале с ислользованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепят­ственное направление движения покупательских потоков, ис­ключать встречные потоки. Кассовые кабины должны распола­гаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации едино­го узла расчета необходимо предусматривать применение совме­щенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют также столы для упаков­ки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей[3].

При разработке схемы технологической планировки для кон­кретного магазина следует учитывать его тип, размер торго­вой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Техноло­гическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепят­ственного выбора товаров в минимально короткий срок; обес­печивать применение самообслуживания при продаже большин­ства товаров; оптимально использовать торговые площади; со­здавать необходимые условия работникам магазина для рацио­нальной организации торгово-технологического процесса.


2. Размещение и выкладка товаров в зале товарных образцов


Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не пре­пятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров ис­пользуют тележки или тару-оборудование.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланиро­вать покупательские потоки, сократить время на отборку това­ров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных за­пасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

создания условий комфортности во время пребывания поку­пателей в магазине;

предоставления покупателям необходимой информации и ши­рокого круга услуг;

оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями[4].

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблю­дать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, ко­торые подготавливают к продаже в магазине, размещают бли­же к зоне, где выполняются подготовительные операции. Круп­ногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длитель­ного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупа­тельских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.

Однородные товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупа­тельского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

На первых этажах магазинов необходимо располагать то­вары более частого спроса и не требующие длительного выбо­ра.

Площади под отдельные товарные группы выделяют с уче­том доли соответствующих групп товаров в продаже и их обо­рачиваемости.

Для размещения товаров в торговом зале использу­ют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, тор­говое холодильное оборудование. Очень важно рационально рас­положить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудова­ния и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитыва­ют следующие основные принципы:

однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

целесообразно применять простейшие приемы выкладки то­варов (прямую укладку, навалом и т. д.);

декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;

полки горок и другие элементы для выкладки товаров не сле­дует переполнять товарами;

в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация ко­торых предпочтительна;

выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной; сопутствующие товары следует размещать навалом в раз­личных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом обору­довании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигу­рацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка[5].

Ткани группируют по видам, назначению и артикулам и выкладывают рулонами на наклонных полках пристенных и островных горок. Для укладки тяжелых тканей используют спе­циальные столы. Образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок.

Готовую одежду на плечиках размещают на вешалах или других видах оборудования по половозрастному признаку, груп­пам и видам. Каждый вид одежды группируют по размерам, ростам, фасонам и расцветкам.

Белье и трикотажные изделия укладывают на полки или под­вешивают на штанги пристенных и островных горок.

Для выкладки образцов головных уборов применяют специ­альные консоли пристенных и островных горок или полки этого оборудования. Перед выкладкой их группируют по половозраст­ному признаку, материалу изготовления, фасонам, расцветкам и размерам.

Обувь выкладывают на специальных консолях пристенных и островных горок. Размещают ее по половозрастному признаку, размерам и видам.

Галантерейные товары перед выкладкой сначала группиру­ют по видам (текстильная, металлическая и т. д.), а затем — по признаку общности использования (например, нитки и иголки и т. д.). Размещают их на полках, консолях, в кассетах и т. д.

Игрушки, сгруппированные по возрастному признаку, видам материалов, педагогическому назначению, выкладывают на пол­ках или в кассетах горок. Некоторые игрушки (резиновые, цел­лулоидные и т. п.) удобно размещать навалом в специальных контейнерах. Детские велосипеды, коляски, санки и другие гро­моздкие товары располагают на подиумах.

Школьно-письменные и канцелярские товары размещают на полках или в кассетах островных и пристенных горок, подраз­деляя их на подгруппы (чертежные принадлежности, беловые товары и т. д.).

Фото- и кинотовары размещают на полках или в кассетах горок, предварительно сгруппировав по назначению и видам.

Образцы музыкальных товаров выставляют на перфориро­ванных щитах или полках горок.

Грампластинки выкладывают в специальных пакетах, уста­новленных на полках горок. Списки имеющихся в продаже грам­пластинок помещают на видном месте.

На специальных столах или полках горок выставляют образ­цы телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и другой ра­диоаппаратуры. Для выкладки радиодеталей используют кас­сеты, которые устанавливают на полках горок, прилавках или прилавках-витринах.

Крупногабаритные товары (велосипеды, тяжелый спортив­ный инвентарь и т. д.) располагают на подиумах.

При размещении хозяйственных товаров рекомендуется груп­пировать их по потребительским комплексам, внутри которых их следует делить на отдельные группы (например, посуда сте­клянная, металлическая и т. д.). Мелкоштучные товары выкла­дывают в кассетах, другие товары — на полках пристенных и островных горок или специальных стендах. Люстры подвешива­ют на специальных приспособлениях.

Сгруппированные по назначению и другим признакам пар­фюмерные и косметические товары выкладывают на полках го­рок или прилавках-витринах.

Для демонстрации и продажи ювелирных изделий, часов, су­вениров используют пристенные горки с разнообразными при­способлениями и навесными витринами, а также прилавки-витрины. Изделия из драгоценных металлов и ручные часы вы­кладывают в витринах на черном бархате с подсветом. Настен­ные часы и сувениры, требующие подвески, крепят на перфо­рированных щитах оборудования, другие изделия выкладывают на полках и в кассетах горок.

Ковры и ковровые изделия можно показывать с помощью вращающегося приспособления, подвешивая их на вешалах-штангах, а также в развернутом виде в штабелях. Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисун­ками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держате­лях.

3. Мебель для залов товарных образцов


Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции[6].

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных пред­приятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следую­щие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки то­варов); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортиров­ки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупа­телями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей (при­мерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

По товарному профилю различают универсальную и специ­ализированную торговую мебель.

По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или от­дельных его секций.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тес­но увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в зна­чительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направлен­ных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели. Она позволяет свести ко­личество конструкций к небольшому числу технически совер­шенных и экономически эффективных, отвечающих современ­ным требованиям и подлежащих массовому распространению типов.

Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки (стеллажи); секции замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; немеханические кассовые кабины для магази­нов самообслуживания; механические кассовые кабины для ма­газинов самообслуживания; корзины для покупок; тележки для покупок; вешала для одежды.

Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупно­габаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, по­диумы, столы- подиумы и т. д.

Наиболее распространенными типами торговой мебели явля­ются пристенные и островные горки, которые могут устанавли­ваться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольствен­ных товаров, и специализированные (для обуви, головных убо­ров и т. д.) горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.

Выложенные на привитринных горках товары можно осма­тривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Разме­щают их вдоль оконных витрин.

Прилавки используют для отпуска различных товаров, раз­мещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.

Прилавки-витрины в отличие от прилавков имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.

Вешала служат для показа и продажи готового платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.

Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кас­сира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным си­деньем и проволочной корзиной для мелких товаров.

Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хране­ния сыпучих товаров, а также оборудование для бракеража и подготовки товаров к продаже.

4. Правила продажи товаров по образцам


Утвержденные Правительством Российской Федерации пра­вила продажи товаров по образцам регулируют отношения меж­ду покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи. Они направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, ока­зания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.

Перечень товаров, подлежащих продаже по образцам, вы­ставляемых в демонстрационном (торговом) зале, определяется продавцом, в качестве которого может выступать предприятие, организация, учреждение любой формы собственности и ведом­ственной принадлежности или гражданин-предприниматель, ре­ализующий товары по договору купли-продажи[7].

Предусмотрены две основные формы продажи товаров по образцам:

с отпуском в торговом зале;

с доставкой отобранных товаров на дом покупателю непосред­ственно со складов оптовых или розничных торговых предприя­тий (организаций), либо от предприятия-изготовителя.

Продаже по образцам из торгового зала подлежат ткани, школьно-канцелярские принадлежности, культтовары, игруш­ки, металлическая и кожаная галантерея, изделия из пласт­массы, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические и другие товары.

По образцам с доставкой на дом покупателям производится продажа мебели, холодильников, швейных и стиральных машин, пианино, предметов сантехники, мотоциклов, мотороллеров, ве­лосипедов, лодок, лодочных моторов, детских колясок и других крупногабаритных товаров.

В демонстрационном (торговом) зале для обозрения выставляются образцы всех товаров, подлежащих продаже. Разме­шают их на подиумах, стендах, тележках и другом торговом оборудовании.

Каждый образец товара снабжается четко оформленным цен­ником и аннотацией с указанием завода-изготовителя, техни­ческих параметров и других характеристик потребительских свойств товара. Кроме того, у продавца, осуществляющего про­дажу, товаров по образцам, должны находиться каталоги, аль­бомы имеющихся в продаже товаров по видам оформления.

Товары, требующие ознакомления покупателя с их каче­ством, устройством (люстры, бра, стеклянные изделия для элек­троосветительной арматуры и др.) показываются путем откры­той выкладки в шкафах или на пультах с обязательным присут­ствием продавца-консультанта.

При продаже радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, музыкальных товаров, фото-, киноаппаратуры, часов, пылесо­сов, кухонных комбайнов и других технически сложных товаров осуществляется демонстрация образцов в действии.

В демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые комнаты, кухни с использованием других предметов обстановки (ковров, светильников и т. д.), а также стенды с образцами тканей для обивки мягкой мебели или основных материалов, применяемых для производства изделий (древесины и других материалов).

Образцы товаров должны периодически обновляться с тем, чтобы предупредить потерю их качества.

На выбранные покупателем образцы товаров продавец вы­писывает товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, даты продажи и фамилии продавца, наименования то­вара, его артикула, цены, наименования и количества отдельных предметов, входящих в комплект изделия, общего количества от­дельных предметов в комплекте, расцветки и рисунка обивочной ткани, видов отделочных и облицовочных материалов и фурни­туры.

При оформлении заказа на оказание услуги (доставка, сборка, установка и пуск) в квитанции или другом документе уста­новленной формы должны содержаться следующие реквизиты: юридический адрес продавца, фамилия и инициалы покупа­теля, адрес, по которому следует доставить товар;

дата оформления заказа;

наименование товара, артикул, количество предметов, стои­мость и др.;

вид услуги, день, время ее исполнения (первая или вторая половина дня) и стоимость;

подписи продавца и покупателя и другие реквизиты.

Оплата за товары и услуги по их доставке, сборке и т. д. производится через кассу с применением контрольно-кассовых машин. После чего покупателю вручается кассовый, товарный чеки и документы на оказание услуг, на которых проставляется штамп «Оплачено».

Товар должен быть доставлен не позднее пяти дней с момен­та оформления и оплаты покупки. Сборка или установка товара производится, как правило, в день доставки, а если это невоз­можно, то не позднее 2 дней с момента доставки.

Датой продажи считается день, когда покупателю доставлен приобретенный им товар.

Если стандартами или техническими условиями и правилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не допускается включение и пуск их самими покупателями, то эти операции осуществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручению магазина мастерской гарантийно­го обслуживания. Эта услуга выполняется бесплатно не позднее недельного срока с момента покупки или со дня обращения по­купателя в мастерскую или магазин.

Покупатель имеет право отказаться от услуг, предоставляе­мых продавцом.

В случаях, если доставка товара произведена в согласованное с покупателем время, но товар не был сдан по причине отсут­ствия покупателя, новая доставка производится в течение 5 дней после повторной оплаты стоимости услуги по доставке. При этом сборка и установка должны быть произведены в течение 2-х дней с момента передачи покупателю доставленного товара[8].

Если же продавец нарушил установленный срок доставки то­вара на дом покупателю, а также сборки и установки, то он вы­плачивает покупателю за каждый день или час (если срок опре­делен в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов от стоимости услуги (работы), а если стоимость услуги (работы) не определена отдельно в договоре — общей стоимости заказа.

Сборка крупногабаритных товаров, а также установка и пуск технически сложных товаров на дому у покупателя производится силами продавца или других привлекаемых им организаций.

В случае обнаружения не оговоренных продавцом при оформ­лении и оплате недостатков в доставленном товаре при сдаче его покупателю, а также если эти недостатки обнаружены при сборке или установке либо в течение гарантийного срока экс­плуатации (если гарантийный срок не установлен, в течение 6 месяцев), покупатель вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возме­щения расходов на исправление недостатков потребителем, либо третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

д) расторжения договора и возмещения убытков.

Отказ покупателя от приема некачественного товара оформ­ляется в письменном виде.

Сроки предъявления требований по поводу недостатка това­ра исчисляются со дня доставки его покупателю. Если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сбор­ке, — со дня оказания этих услуг. В случаях, если день доставки, установки (подключения) установить невозможно, — то со дня заключения договора купли-продажи[9].

Если сборка или установка товара оказалась некачественной, то покупатель вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге в назначенный покупателем срок;

соответствующего уменьшения платы за оказанную услугу;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостат­ков своими средствами или третьим лицом.

Покупатель вправе расторгнуть договор и потребовать воз­мещения убытков, если в установленный срок недостатки в ока­занной услуге не были устранены продавцом. Он вправе также расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недо­статки в выполненной работе (оказанной услуге), или иные су­щественные отступления от условий договора[10].

5. Практическая часть

В качестве примера будет рассмотрено предприятие, находящееся в городе Хабаровске ООО «Левел», которое довольно успешно работает на рынке информационных технологий Хабаровска с 1992 года.

Целью создания данного общества является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц города Хабаровска в современной компьютерной технике, комплектующих, расходных материалах, лицензионном программном обеспечении, а так же современных средствах связи, кондиционерах, офисной мебели и т.д.

Высокий уровень продажного и послепродажного сервисного обслуживания и очень удобная организация торгового процесса позволяют данной компании успешно работать и развиваться на данном рынке на протяжении уже 10 лет.

Организация зала товарных образцов и помещения в целом имеет следующую структуру.

Зал товарных образцов имеет практически квадратную форму, что позволяет весьма эффективно использовать его торговые площади. Справа от входа находятся длинные стеклянные стеллажи, расположенные вдоль стены, в которых находятся основные товарные образцы,  предлагаемые данной компанией. Все они расположены таким образом, чтобы подчеркнуть современный дизайн, максимально улучшить просматриваемость товара и тем самым привлечь к нему большее внимание покупателя. Расположение данного стеллажа у самого входа не дает покупателям пройти мимо, ни обратив внимание на предлагаемый товар. Мониторы расположены на открытых полках слева от входа и находятся  в постоянном работающем состоянии с показом демонстрационной картинки. Это позволяет покупателям не только обозревать предлагаемый товар с разных сторон, оценивая его дизайн, но и убедиться в его высоких технических характеристиках.

В углу расположен небольшой стенд с прайсами фирмы, в которых изложена полная информация  обо всех без исключения товарах,  включая комплектующие, расходные материалы и программное обеспечение имеющихся на данный момент в продаже.

Вдоль одной из стен расположены рабочие места продавцов-консультантов. Рабочий стол каждого продавца консультанта снабжен компьютером и принтером, что позволяет дать покупателю точную информацию о наличии того или иного товара, его стоимости и технических характеристиках. А так же распечатать список интересующих его товаров с действующими ценам, и выдать фактуру, по которой покупатель сможет оплатить необходимый товар и получить его на складе.

После того как покупатель, ознакомившись и выбрав нужный ему товар, получает счет фактуру, он направляется к кассе, которая удобно расположена в коридоре, соединяющем зал товарных образцов с местом комплектации и выдачи товара. Оплатив товар и получив его на складе, покупатель выходит через отдельный выход, минуя зал товарных образцов, что исключает излишнюю людность и переполненность зала и способствует обеспечению комфортных условий остальным клиентам при выборе товаров.

Заключение

В заключении, исходя из выше сказанного можно сделать ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог данной работе.

1. Зал товарных образцов является основным торговым помещением и служит для размещения рабочего и выста­вочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров поку­пателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги поку­пателям.

2. Рациональное планировочное решение торгового зала лег­че всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн.

3. Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.

4. Различают следующие основные варианты техно­логических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологиче­ской планировки осуществляется с учетом размеров и конфи­гурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

5. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланиро­вать покупательские потоки, сократить время на отборку това­ров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных за­пасов в торговом зале.

6. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблю­дать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения.

7. Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

8. Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.

9. Процесс продажи товаров по образцам регулируется правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации пра­вила. Они регулируют отношения меж­ду покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи. Они направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, ока­зания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.

Таким образом, становится очевидным, что организация в зале товарных образцов представляет собой достаточно сложный процесс, требующий определенных знаний и навыков в связи с чем написание курсовой работы имеет огромное практическое значение.




Список литературы


1.     Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000.

2.     Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000.

3.     Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности. – Н.: НГАЭиУ, 1996.

4.     Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999.

5.     Бараннмков М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства. - Ростов на Дону, 1999.       

6.     Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 1997.

7.     Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. –М.: ИНФРА – Маша, 1997.

8.     Крепкий Л. Методология коммерческого успеха. Организационные формы и технологии, повышающие конкурентоспособность в сфере торгово-посреднической деятельности. Ч. 1, 2//Риск — 1996. —№ 6. - С. 37; S997 - №2 - С. 78.



[1] Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. с. 237.


[2] Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. с. 240.


[3] Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. с. 243.


[4] Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000.  с. 289.


[5] Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 294.


[6] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 344.


[7] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 351.


[8] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 356.


[9] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 363.


[10] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 365.