Содержание
Введение......................................................................................................................3
1. Устройство и планировка торгового зала
(зала товарных образцов)...........................................................................................5
2. Размещение и выкладка товаров в зале товарных образцов.............................10
3. Мебель для залов товарных образцов.................................................................15
4. Правила продажи товаров по образцам..............................................................18
5. Практическая часть...............................................................................................23
Заключение................................................................................................................25
Список литературы...................................................................................................27
Введение
Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, поскольку позволяет раскрыть особенности организации в зале товарных образцов, торговля через которые распространена очень широко как в сфере розничной, так и оптовой торговли.
На сегодня продаже по образцам из торгового зала подлежат ткани, школьно-канцелярские принадлежности, культтовары, игрушки, металлическая и кожаная галантерея, изделия из пластмассы, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические и многие другие товары, это свидетельствует о достаточно широком использовании залов товарных образцов в организации торговли.
Главная цель данной работы заключается в подробном изучении процесса организации зала товарных образцов и правил торговли по образцам.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи курсовой работы:
- изучить устройство и планировку зала товарных образцов;
- рассмотреть особенности размещения и выкладки товаров в зале товарных образцов;
- детально рассмотреть мебель, применяемую в залах товарных образцов;
- изучить основные правила продажи товаров по образцам;
- рассмотреть организацию в зале товарных образцов на конкретном практическом примере.
Для написания работы были использованы следующие источники литературы: Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность; Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности; Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности; Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли; Бараннмков М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства; Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара; Торговое дело: экономика и организация; Крепкий Л. Методология коммерческого успеха.
В книгах данных авторов содержится полная и очень подробная информация по изучаемой теме, и именно они составили основу курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру.
В первой главе будет рассказано об устройстве и планировке зала товарных образцов. Здесь будут названы основные зоны и площади торгового зала, методика определения эффективности использования площадей, основные типы планировок и т.д.
Во второй главе речь пойдет об особенностях размещения и выкладки товаров в зале товарных образцов. В этой главе будут названы основные требования, предъявляемые к размещению товаров в торговом зале, а так же правила их размещения в зависимости от особенностей тех или иных товаров.
В третьей главе описывается мебель, применяемая в залах товарных образцов. Здесь будет подробно рассмотрена классификация мебели и дана краткая характеристика каждого ее типа в отдельности.
В четвертой главе работы будут перечислены основные правила продажи товаров по образцам, утвержденные Правительством Российской Федерации и, регулирующие отношения между покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи.
В пятой заключительной части работы будет рассмотрен процесс организации в зале товарных образцов на примере реально действующего в Хабаровске предприятия ООО «Левел», которое осуществляет реализацию компьютерной техники.
Таким образом, структура данной работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.
1. Устройство и планировка торгового зала
(зала товарных образцов)
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла[1].
Установочная площадь — это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров (пианино, холодильников, стиральных машин и т. д.), размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:
где Ку — коэффициент установочной площади; Sy — установочная площадь, м2; S т.з. — площадь торгового зала, м2.
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.
Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Для островных и пристенных универсальных горок демонстрационная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, демонстрационная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:
где Квыкл. — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; Sвыкл. — площадь выкладки товаров, м2; Sт.з. — площадь торгового зала, м2.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров.
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя[2].
Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.
Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу
где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров; П — площадь торгового зала, м2; В — среднее время расчета с одним покупателем; п - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2; 3600 — количество секунд в 1 ч; и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.
Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина. В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.
При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (грампластинок, драгоценностей и т. п.).
Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с ислользованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей[3].
При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.
2. Размещение и выкладка товаров в зале товарных образцов
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями[4].
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.
Однородные товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.
На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.
Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости.
Для размещения товаров в торговом зале используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:
однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной; сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.
При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.
Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка[5].
Ткани группируют по видам, назначению и артикулам и выкладывают рулонами на наклонных полках пристенных и островных горок. Для укладки тяжелых тканей используют специальные столы. Образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок.
Готовую одежду на плечиках размещают на вешалах или других видах оборудования по половозрастному признаку, группам и видам. Каждый вид одежды группируют по размерам, ростам, фасонам и расцветкам.
Белье и трикотажные изделия укладывают на полки или подвешивают на штанги пристенных и островных горок.
Для выкладки образцов головных уборов применяют специальные консоли пристенных и островных горок или полки этого оборудования. Перед выкладкой их группируют по половозрастному признаку, материалу изготовления, фасонам, расцветкам и размерам.
Обувь выкладывают на специальных консолях пристенных и островных горок. Размещают ее по половозрастному признаку, размерам и видам.
Галантерейные товары перед выкладкой сначала группируют по видам (текстильная, металлическая и т. д.), а затем — по признаку общности использования (например, нитки и иголки и т. д.). Размещают их на полках, консолях, в кассетах и т. д.
Игрушки, сгруппированные по возрастному признаку, видам материалов, педагогическому назначению, выкладывают на полках или в кассетах горок. Некоторые игрушки (резиновые, целлулоидные и т. п.) удобно размещать навалом в специальных контейнерах. Детские велосипеды, коляски, санки и другие громоздкие товары располагают на подиумах.
Школьно-письменные и канцелярские товары размещают на полках или в кассетах островных и пристенных горок, подразделяя их на подгруппы (чертежные принадлежности, беловые товары и т. д.).
Фото- и кинотовары размещают на полках или в кассетах горок, предварительно сгруппировав по назначению и видам.
Образцы музыкальных товаров выставляют на перфорированных щитах или полках горок.
Грампластинки выкладывают в специальных пакетах, установленных на полках горок. Списки имеющихся в продаже грампластинок помещают на видном месте.
На специальных столах или полках горок выставляют образцы телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и другой радиоаппаратуры. Для выкладки радиодеталей используют кассеты, которые устанавливают на полках горок, прилавках или прилавках-витринах.
Крупногабаритные товары (велосипеды, тяжелый спортивный инвентарь и т. д.) располагают на подиумах.
При размещении хозяйственных товаров рекомендуется группировать их по потребительским комплексам, внутри которых их следует делить на отдельные группы (например, посуда стеклянная, металлическая и т. д.). Мелкоштучные товары выкладывают в кассетах, другие товары — на полках пристенных и островных горок или специальных стендах. Люстры подвешивают на специальных приспособлениях.
Сгруппированные по назначению и другим признакам парфюмерные и косметические товары выкладывают на полках горок или прилавках-витринах.
Для демонстрации и продажи ювелирных изделий, часов, сувениров используют пристенные горки с разнообразными приспособлениями и навесными витринами, а также прилавки-витрины. Изделия из драгоценных металлов и ручные часы выкладывают в витринах на черном бархате с подсветом. Настенные часы и сувениры, требующие подвески, крепят на перфорированных щитах оборудования, другие изделия выкладывают на полках и в кассетах горок.
Ковры и ковровые изделия можно показывать с помощью вращающегося приспособления, подвешивая их на вешалах-штангах, а также в развернутом виде в штабелях. Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.
3. Мебель для залов товарных образцов
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.
Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции[6].
По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.
По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).
По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.
По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций.
Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели. Она позволяет свести количество конструкций к небольшому числу технически совершенных и экономически эффективных, отвечающих современным требованиям и подлежащих массовому распространению типов.
Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки (стеллажи); секции замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; корзины для покупок; тележки для покупок; вешала для одежды.
Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы- подиумы и т. д.
Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.
Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов и т. д.) горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.
Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.
Прилавки используют для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.
Прилавки-витрины в отличие от прилавков имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.
Вешала служат для показа и продажи готового платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.
Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем и проволочной корзиной для мелких товаров.
Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудование для бракеража и подготовки товаров к продаже.
4. Правила продажи товаров по образцам
Утвержденные Правительством Российской Федерации правила продажи товаров по образцам регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи. Они направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, оказания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.
Перечень товаров, подлежащих продаже по образцам, выставляемых в демонстрационном (торговом) зале, определяется продавцом, в качестве которого может выступать предприятие, организация, учреждение любой формы собственности и ведомственной принадлежности или гражданин-предприниматель, реализующий товары по договору купли-продажи[7].
Предусмотрены две основные формы продажи товаров по образцам:
с отпуском в торговом зале;
с доставкой отобранных товаров на дом покупателю непосредственно со складов оптовых или розничных торговых предприятий (организаций), либо от предприятия-изготовителя.
Продаже по образцам из торгового зала подлежат ткани, школьно-канцелярские принадлежности, культтовары, игрушки, металлическая и кожаная галантерея, изделия из пластмассы, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические и другие товары.
По образцам с доставкой на дом покупателям производится продажа мебели, холодильников, швейных и стиральных машин, пианино, предметов сантехники, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, лодок, лодочных моторов, детских колясок и других крупногабаритных товаров.
В демонстрационном (торговом) зале для обозрения выставляются образцы всех товаров, подлежащих продаже. Размешают их на подиумах, стендах, тележках и другом торговом оборудовании.
Каждый образец товара снабжается четко оформленным ценником и аннотацией с указанием завода-изготовителя, технических параметров и других характеристик потребительских свойств товара. Кроме того, у продавца, осуществляющего продажу, товаров по образцам, должны находиться каталоги, альбомы имеющихся в продаже товаров по видам оформления.
Товары, требующие ознакомления покупателя с их качеством, устройством (люстры, бра, стеклянные изделия для электроосветительной арматуры и др.) показываются путем открытой выкладки в шкафах или на пультах с обязательным присутствием продавца-консультанта.
При продаже радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, музыкальных товаров, фото-, киноаппаратуры, часов, пылесосов, кухонных комбайнов и других технически сложных товаров осуществляется демонстрация образцов в действии.
В демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые комнаты, кухни с использованием других предметов обстановки (ковров, светильников и т. д.), а также стенды с образцами тканей для обивки мягкой мебели или основных материалов, применяемых для производства изделий (древесины и других материалов).
Образцы товаров должны периодически обновляться с тем, чтобы предупредить потерю их качества.
На выбранные покупателем образцы товаров продавец выписывает товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, даты продажи и фамилии продавца, наименования товара, его артикула, цены, наименования и количества отдельных предметов, входящих в комплект изделия, общего количества отдельных предметов в комплекте, расцветки и рисунка обивочной ткани, видов отделочных и облицовочных материалов и фурнитуры.
При оформлении заказа на оказание услуги (доставка, сборка, установка и пуск) в квитанции или другом документе установленной формы должны содержаться следующие реквизиты: юридический адрес продавца, фамилия и инициалы покупателя, адрес, по которому следует доставить товар;
дата оформления заказа;
наименование товара, артикул, количество предметов, стоимость и др.;
вид услуги, день, время ее исполнения (первая или вторая половина дня) и стоимость;
подписи продавца и покупателя и другие реквизиты.
Оплата за товары и услуги по их доставке, сборке и т. д. производится через кассу с применением контрольно-кассовых машин. После чего покупателю вручается кассовый, товарный чеки и документы на оказание услуг, на которых проставляется штамп «Оплачено».
Товар должен быть доставлен не позднее пяти дней с момента оформления и оплаты покупки. Сборка или установка товара производится, как правило, в день доставки, а если это невозможно, то не позднее 2 дней с момента доставки.
Датой продажи считается день, когда покупателю доставлен приобретенный им товар.
Если стандартами или техническими условиями и правилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не допускается включение и пуск их самими покупателями, то эти операции осуществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручению магазина мастерской гарантийного обслуживания. Эта услуга выполняется бесплатно не позднее недельного срока с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую или магазин.
Покупатель имеет право отказаться от услуг, предоставляемых продавцом.
В случаях, если доставка товара произведена в согласованное с покупателем время, но товар не был сдан по причине отсутствия покупателя, новая доставка производится в течение 5 дней после повторной оплаты стоимости услуги по доставке. При этом сборка и установка должны быть произведены в течение 2-х дней с момента передачи покупателю доставленного товара[8].
Если же продавец нарушил установленный срок доставки товара на дом покупателю, а также сборки и установки, то он выплачивает покупателю за каждый день или час (если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов от стоимости услуги (работы), а если стоимость услуги (работы) не определена отдельно в договоре — общей стоимости заказа.
Сборка крупногабаритных товаров, а также установка и пуск технически сложных товаров на дому у покупателя производится силами продавца или других привлекаемых им организаций.
В случае обнаружения не оговоренных продавцом при оформлении и оплате недостатков в доставленном товаре при сдаче его покупателю, а также если эти недостатки обнаружены при сборке или установке либо в течение гарантийного срока эксплуатации (если гарантийный срок не установлен, в течение 6 месяцев), покупатель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем, либо третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) расторжения договора и возмещения убытков.
Отказ покупателя от приема некачественного товара оформляется в письменном виде.
Сроки предъявления требований по поводу недостатка товара исчисляются со дня доставки его покупателю. Если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, — со дня оказания этих услуг. В случаях, если день доставки, установки (подключения) установить невозможно, — то со дня заключения договора купли-продажи[9].
Если сборка или установка товара оказалась некачественной, то покупатель вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге в назначенный покупателем срок;
соответствующего уменьшения платы за оказанную услугу;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами или третьим лицом.
Покупатель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в оказанной услуге не были устранены продавцом. Он вправе также расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выполненной работе (оказанной услуге), или иные существенные отступления от условий договора[10].
5. Практическая часть
В качестве примера будет рассмотрено предприятие, находящееся в городе Хабаровске ООО «Левел», которое довольно успешно работает на рынке информационных технологий Хабаровска с 1992 года.
Целью создания данного общества является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц города Хабаровска в современной компьютерной технике, комплектующих, расходных материалах, лицензионном программном обеспечении, а так же современных средствах связи, кондиционерах, офисной мебели и т.д.
Высокий уровень продажного и послепродажного сервисного обслуживания и очень удобная организация торгового процесса позволяют данной компании успешно работать и развиваться на данном рынке на протяжении уже 10 лет.
Организация зала товарных образцов и помещения в целом имеет следующую структуру.
Зал товарных образцов имеет практически квадратную форму, что позволяет весьма эффективно использовать его торговые площади. Справа от входа находятся длинные стеклянные стеллажи, расположенные вдоль стены, в которых находятся основные товарные образцы, предлагаемые данной компанией. Все они расположены таким образом, чтобы подчеркнуть современный дизайн, максимально улучшить просматриваемость товара и тем самым привлечь к нему большее внимание покупателя. Расположение данного стеллажа у самого входа не дает покупателям пройти мимо, ни обратив внимание на предлагаемый товар. Мониторы расположены на открытых полках слева от входа и находятся в постоянном работающем состоянии с показом демонстрационной картинки. Это позволяет покупателям не только обозревать предлагаемый товар с разных сторон, оценивая его дизайн, но и убедиться в его высоких технических характеристиках.
В углу расположен небольшой стенд с прайсами фирмы, в которых изложена полная информация обо всех без исключения товарах, включая комплектующие, расходные материалы и программное обеспечение имеющихся на данный момент в продаже.
Вдоль одной из стен расположены рабочие места продавцов-консультантов. Рабочий стол каждого продавца консультанта снабжен компьютером и принтером, что позволяет дать покупателю точную информацию о наличии того или иного товара, его стоимости и технических характеристиках. А так же распечатать список интересующих его товаров с действующими ценам, и выдать фактуру, по которой покупатель сможет оплатить необходимый товар и получить его на складе.
После того как покупатель, ознакомившись и выбрав нужный ему товар, получает счет фактуру, он направляется к кассе, которая удобно расположена в коридоре, соединяющем зал товарных образцов с местом комплектации и выдачи товара. Оплатив товар и получив его на складе, покупатель выходит через отдельный выход, минуя зал товарных образцов, что исключает излишнюю людность и переполненность зала и способствует обеспечению комфортных условий остальным клиентам при выборе товаров.
Заключение
В заключении, исходя из выше сказанного можно сделать ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог данной работе.
1. Зал товарных образцов является основным торговым помещением и служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям.
2. Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн.
3. Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.
4. Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.
5. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале.
6. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения.
7. Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.
8. Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.
9. Процесс продажи товаров по образцам регулируется правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации правила. Они регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров на основании договора купли-продажи. Они направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, оказания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.
Таким образом, становится очевидным, что организация в зале товарных образцов представляет собой достаточно сложный процесс, требующий определенных знаний и навыков в связи с чем написание курсовой работы имеет огромное практическое значение.
Список литературы
1. Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000.
2. Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности. – Н.: НГАЭиУ, 1996.
4. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999.
5. Бараннмков М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства. - Ростов на Дону, 1999.
6. Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 1997.
7. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. –М.: ИНФРА – Маша, 1997.
8. Крепкий Л. Методология коммерческого успеха. Организационные формы и технологии, повышающие конкурентоспособность в сфере торгово-посреднической деятельности. Ч. 1, 2//Риск — 1996. —№ 6. - С. 37; S997 - №2 - С. 78.
[1] Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. с. 237.
[2] Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. с. 240.
[3] Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. с. 243.
[4] Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 289.
[5] Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 294.
[6] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 344.
[7] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 351.
[8] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 356.
[9] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 363.
[10] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999. с. 365.