Содержание


Введение …………………………………………………………………………

2

1. Банкротство и ликвидация предприятий ……………………………………

4

1.1 Возникновение несостоятельности (банкротства) предприятий ………...

4

1.2 Признаки банкротства и порядок установления банкротства ……………

      предприятий

6

1.3 Процедуры банкротства …………………………………………………….

15

1.4 Ликвидация предприятий …………………………………………………...

21

2. Меры по повышению эффективности применения процедур банкротства

22

3. Применение ускоренных процедур банкротства на примере ……………..

    Хабаровского АО «Рыбпромхоз»

25

Заключение ………………………………………………………………………

31

Список литературы

32


Введение


Осуществление хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта сопровождается финансовыми отношениями с другими хозяйствующими субъектами по вопросам права собственности и других вещных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В процессе этих отношений возникают договорные обязательства и имущественные отношения, которые регулируются гражданским законодательством: Гражданским кодексом.

Самой большой группой по объему денежных платежей являются предприятия и организации, связанные в процессе своей деятельности с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Главной проблемой этих отношений являются неплатежи.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.

В случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия, реализуется принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово - хозяйственной деятельности.

Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить полного краха предприятия.

Целью данной работы является рассмотреть процедуры банкротства, действующие в России и принятие мер по финансовому оздоровлению предприятия для вывода его из кризисного состояния.

1. Банкротство и ликвидация предприятия

1.1 Возникновение несостоятельности (банкротства) предприятий


Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно. Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в личных чьих-либо интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

Процесс объявления предприятия банкротом заключает в себя три основные стадии:

·        Предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворительной структуры его баланса. Об этом оно получает уведомление от федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.

·        К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и санацию, то есть оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) принимает одно из следующих решений:

оказать предприятию государственную финансовую поддержку;

приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;

преобразовать предприятие в казенное, то есть фактически в бюджетное;

продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.

·        Предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или в связи с официальным объявлении о банкротстве должником при его добровольной ликвидации.

Согласно статьи 65 Гражданского кодекса несостоятельность (банкротство) юридического лица, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.).


1.2 Признаки банкротства и порядок установления

банкротства предприятий

 Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств

Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.) определена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости и определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог 1 раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

·        коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

·        коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

При наличии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).

Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по установленным основаниям, может быть отложено на срок, определяемый Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

Анализ баланса предприятия производится на основании:

·        баланса за последний отчетный период;

·        баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода);

·        баланса предприятия за последний отчетный период.

Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Обоснованием наличия (отсутствия) неправомерных действий в отношении организации-должника и его кредиторов является заключение проведенной экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения являются:

 а) документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы;

б) бухгалтерская отчетность должника за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и дате проведения экспертизы, а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов;

в) договора и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника;

г) документы, содержащие сведения о составе руководства организации-должника за весь период проверки, а также лицах, имеющих право давать обязательные для организации-должника указания либо имеющих возможность иным образом определять действия организации-должника.

Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения могут являться:

а) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

б) список дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины дебиторской задолженности) с указанием величины дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); документы, подтверждающие осуществление мер по истребованию дебиторской задолженности;

в) справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

г) перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины кредиторской задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

д) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

е) отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения. 

Выводы экспертизы основываются на документах, являющихся оригиналами или копиями, заверенными в установленном порядке, и официально представляемых в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России) или ее территориальные органы.

Определение признаков фиктивного банкротства производится только при наличии в производстве дела о банкротстве организации-должника, возбужденного арбитражным судом по заявлению должника. Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами: как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 – стр. 220 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей (стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 – стр. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности).

При определении обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами в составе краткосрочных обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих оборотных активов.

На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:

- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются;

- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.

Определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства (за исключением конкурсного производства).

Признаками преднамеренного банкротства являются действия лиц, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, который делится на два этапа. На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки. На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.

К показателям, характеризующим степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, относятся:

- обеспеченность обязательств должника всеми его активами;

- обеспеченность обязательств должника его оборотными активами;

- величина чистых активов.

Обеспеченность обязательств должника всеми его активами характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга и определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убытков (стр. 300 – стр. 111 – стр. 220 – стр. 475 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 – стр. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности).

Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами характеризуется величиной оборотных активов организации, приходящихся на единицу долга и определяется, как отношение величины оборотных активов за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 – стр. 220 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 – стр. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности).

Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами. Чистые активы рассчитываются как разность между активами организации (стр. 190 + стр. 290 – стр. 220 – стр. 244 – стр. 252 формы N 1 бухгалтерской отчетности) и пассивами организации (стр. 460 + стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 формы N 1 бухгалтерской отчетности).

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности должника предполагает рассмотрение динамики вышеназванных показателей за период проверки. При рассмотрении показателей, характеризующих обеспечение требований кредиторов, в составе обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также степень ликвидности соответствующих активов должника. Данные отчета оценщика о рыночной стоимости имущества должника могут быть использованы только в случае соответствия данного отчета законодательным и иным правовым актам об оценочной деятельности, а также общепринятым методам рыночной оценки.

 В случае установления на первом этапе существенного ухудшения в показателях обеспеченности обязательств проводится экспертиза сделок должника за тот же период, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики показателей. К заведомо невыгодным условиям сделки для должника могут быть отнесены:

- занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;

- заведомо невыгодные для должника сроки и способы оплаты по реализованному или приобретенному имуществу;

- любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.

В результате проведенной экспертизы делаются следующие выводы:

- если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.


1.3 Процедуры банкротства


Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом в течение трех дней с момента его поступления Он вправе по заявлению лица, по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, принять меры по обеспечению требований кредиторов, например запретить совершать без согласия арбитражного управляющего определенные сделки или обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам.

Должник в пятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора арбитражным судом обязан:

-         направить отзыв на такое заявление в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве;

-         уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве.

Арбитражный суд осуществляет подготовку дела о банкротстве к судебному разбирательству, в процессе которой для определения финансового состояния должника он вправе назначить экспертизу.

Предельный срок рассмотрения дела о банкротстве – не более трех месяцев со дня поступления заявления, с возможностью его продления на срок не более двух месяцев.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:

-         решение о признании должника банкротом;

-         решение об отказе должника банкротом;

-         определение о введении внешнего управления;

-         определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом принимается в случае установления признаков банкротства должника и при отсутствии основания для введения внешнего управления. При этом открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий.

Решение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве за счет должника.

Арбитражный суд отказывает в признании должника банкротом в случаях:

-         отсутствия признаков банкротства;

-         удовлетворение заявленных требований кредиторов до принятия арбитражным судом решения по делу о банкротстве;

-         установления фиктивного банкротства.

Арбитражный суд может предложить должнику погасить требования кредиторов в установленный срок, если у должника имеется достаточное ликвидное имущество, и по ходатайству должника.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

-         восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

-         заключения мирового соглашения.

Применяются следующие процедуры банкротства, устанавливаемые арбитражным судом:

1) Наблюдение. Цель этой процедуры – обеспечить сохранность имущества должника. Именно поэтому с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления останавливаются все дела, связанные с предъявлением требований к должнику, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, запрещается удовлетворение требований о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

При введении наблюдения арбитражный суд принимает решение о назначении временного управляющего. При этом руководитель и администрация продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Они не имеют права принимать решения о реорганизации и ликвидации предприятия, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещение облигаций и иных ценных бумаг, выходе из состава участников должника юридических лиц, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Временный управляющий имеет право предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительности сделок, заключенных должником с нарушением требований, обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и отстранении руководителя должника от должности, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;  проводить анализ финансового состояния должника; определять наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований; созывать первое собрание кредиторов.

Арбитражный суд на основании постановления первого собрания кредиторов принимает соответствующее решение: или о признании должника банкротом, или о введении внешнего управления, или об утверждении мирового соглашения. С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

2) Внешнее управление. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента его введения руководитель должника отстраняется от должности, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Внешнее управление завершается отчетом внешнего управляющего на собрании кредиторов не позднее чем за 15 дней до окончания срока, где предлагается одна из следующих мер: прекращение внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; заключение мирового соглашения; продление установленного срока внешнего управления; прекращение внешнего управления и обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом или об открытии конкурсного производства.

3) Конкурсное производство. Открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Его цель – соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Открывается оно на срок до одного года с возможностью продления еще на 6 месяцев, а иногда и более.

Все полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему, назначенному арбитражным судом. Функции конкурсного управляющего следующие:

-         проведение инвентаризации и оценка имущества должника, принятие мер по обеспечению его сохранности;

-         анализ финансового состояния должника;

-         предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании;

-         уведомление работников должника о предстоящем увольнении;

-         заявляет отказ от исполнения договоров должника;

-         принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства составляет конкурсную массу. Социально-культурные объекты, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующим муниципальным органам самоуправления. У должника может быть только один счет в банке, а остальные подлежат закрытию.

После инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже его, как правило, на открытых торгах на условиях, одобренных собранием кредиторов.

Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника, его имуществе. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Арбитражный суд после рассмотрения отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, должник – ликвидированным

4) Мировое соглашение. Мировое соглашение должник и кредиторы могут заключить на любой стадии рассмотрения дела арбитражным судом. Решение об этом принимается собранием кредиторов большинством голосов от числа конкурсных кредиторов и при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение со стороны должника принимается или руководителем, или внешним либо конкурсным управляющим. Обязательным условием мирового соглашения является то, что оно может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение представляется в арбитражный суд на утверждение. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения означает:

-         на стадии наблюдения или внешнего управления – прекращение производства по делу о банкротстве и снятие моратория на удовлетворение требований кредиторов;

-         на стадии конкурсного производства – решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению;

-         прекращение полномочий временного, внешнего, конкурсного управляющих;

-         руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами.

Арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение при неисполнении должником его условий в отношении не менее одной трети требований кредиторов.



1.4 Ликвидация предприятий


По итогам рассмотренных выше мероприятий и процедур в случае подтверждения несостоятельности (банкротства) предприятие может быть ликвидировано.

Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 Гражданского кодекса:

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленным статьей 64 Гражданского кодекса:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

 во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.


2. Меры по повышению эффективности применения процедур банкротства


Необходимым условием обеспечения эффективности применения процедур банкротства является:

1) Консолидация требований к организациям - должникам по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

При наличии оснований для возбуждения дела о банкротстве организации -должника налоговые и иные уполномоченные органы, государственные внебюджетные фонды, имеющие право на подачу заявления о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", представляют в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению документы, необходимые для обращения в арбитражный суд с единым заявлением, содержащим объединенные требования к должнику по всем обязательным платежам.

При рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников единую позицию государства вырабатывают коллегии уполномоченных государственных представителей, образуемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению или ее территориальными органами. В состав коллегий включаются представители Государственной налоговой службы Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации или их территориальных органов (подразделений).

 Организационно-техническое обеспечение деятельности коллегий уполномоченных государственных представителей осуществляется Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

В целях создания необходимых условий для повышения эффективности применения процедур банкротства, распоряжением ФСДН РФ от 15 июня 1998 г. N 9-р утверждено Положение о порядке формирования и работы коллегии уполномоченных государственных представителей, осуществляющих выработку единой позиции государства при рассмотрении дел о банкротстве организаций - должников по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В состав Коллегии включаются представители Государственной налоговой службы Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. В работе Коллегии могут при необходимости принимать участие представители Министерства юстиции Российской Федерации, Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации, Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и фондов.

В состав Коллегий, образуемых ФСДН России на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, включаются представители территориальных органов организаций, поименованных выше. Персональный состав Коллегий утверждается руководителем ФСДН России. Представитель ФСДН России (ее территориального органа) является председателем соответствующей Коллегии по должности.

При выборе процедуры банкротства в отношении организации-должника коллегия принимает решение по вопросам:

 - о наличии оснований для проведения ускоренной процедуры банкротства;

- о кандидатуре арбитражного управляющего, предлагаемого для проведения соответствующих процедур.

Деятельность Коллегии регулируется Положением о порядке формирования и работы коллегий уполномоченных государственных представителей, осуществляющих выработку единой позиции государства при рассмотрении дел о банкротстве организаций - должников.

2) Ускоренный порядок применения процедур банкротства.

Ускоренные процедуры банкротства могут быть применены по инициативе кредиторов любой организации-должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Для подготовки решения о применении в отношении организации-должника ускоренных процедур банкротства временный управляющий, назначенный арбитражным судом на стадии наблюдения, осуществляет разработку плана внешнего управления в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства.  Не позднее двух недель до даты проведения первого собрания кредиторов временный управляющий информирует кредиторов о возможности принятия решения о применении ускоренных процедур банкротства и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления, который рассматривается коллегией уполномоченных государственных представителей в порядке, установленном распоряжением ФСДН России от 15 июня 1998 г. N 9-р.

План внешнего управления, составленный в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства, выносится временным управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. Для проведения ускоренных процедур банкротства на собрании кредиторов должны быть приняты решения: о введении внешнего управления; о применении ускоренных процедур банкротства и об утверждении плана внешнего управления, составленного в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства; о формировании комитета кредиторов (определение количественного состава и избрание его членов).

Действия по реорганизации бизнеса должника могут предусматривать создание на базе имущественного комплекса должника нескольких акционерных обществ. В этом случае, в плане внешнего управления должны быть указаны состав и стоимость имущества, подлежащего внесению в уставный капитал каждого акционерного общества. При этом указанное имущество в совокупности должно составлять все имущество организации-должника.



3. Применение ускоренных процедур банкротства

на примере Хабаровского АО «Рыбпромхоз»

Неплатежеспособные предприятия индивидуальны. Причины неплатежеспособности АО «Рыбпромхоз», созданного в процессе приватизации, основной деятельностью которого является ловля и переработка морепродуктов, обусловлены изношенным оборудованием, падением спроса на выпускаемую продукцию, убытками, большой дебиторско - кредиторская задолженностью, в частности в государственные внебюджетные фонды и бюджет. в соответствии с 65 статьей Гражданского кодекса совместно с решением кредиторов обратилось в суд о признании банкротства.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

·        коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

Кл = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2),

где

А1 – наиболее ликвидные активы (стр.250 + стр.260 );

А2 – быстрореализуемые активы (стр.240 + стр.270 );

А3 – медленно реализуемые активы

(стр.135 + стр. 140 + стр. 210 - стр. 216 + стр. 220 + стр. 230);

П1 – наиболее срочные обязательства (стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

П2 – краткосрочные пассивы (стр. 610)

Кл = 193200 / 175650 = 1,1

·        коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коб.с.ср. = (П4 – А4) / (А1 + А2 + А3), где

А4 – труднореализуемые активы (стр.190-стр.135-стр.140)

П4 - постоянные пассивы (стр.490+стр.640+стр.650-стр.216);

Коб.с.ср. = (8050 – 40500) / 193200 = - 0,2

Как видно из  расчетов, сделанных на основе данных баланса (таблица 1) на конец отчетного периода, данная организация действительно является неплатежеспособной: коэффициент текущей ликвидности равен 1,1, что меньше установленного критерия, равного менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами равен – 0,2, что также меньше установленного критерия, равного менее 0,1.

Таблица 1

Баланс АО «Рыбпромхоз» за 2001 год


Код 

На нача-

На конец

АКТИВ

стр.

ло года

года


тыс.руб.

тыс.руб.

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы (04,05)

110

10 500

10 000

Основные средства (01, 02, 03)

120

30 000

30 000

Незавершенное строительство (07,08,61)

130

500

500

Доходные вложения в материальные ценности

135

0

0

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

0

0

Прочие внеоборотные активы

150

0

0

ИТОГО по разделу I

190

41 000

40 500

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

210

11 200

78 500

в том числе:




                 сырье,материалы и другие аналогичные




                 ценности (10,14,15,16)

211

7 500

65 050

                 затраты в незавершенном производстве




                 (издержках обращения) (20,21,23,29,30,36,44)

213

700

1 800

                 готовая продукция и товары для




                 перепродажи (14,15,16,20,41,42,43)

214

2 600

11 000

                 товары отгруженные (45)

215

300

50

                 расходы будущих периодов (97)

216

100

600

                 прочие запасы и затраты

217

0

0

Налог на добавленную стоимость по приобретенным




ценностям (19)

220

1 300

12 800

Дебиторская задолженность (платежи по которой




ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

600

5 400

Дебиторская задолженность (платежи по которой




ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

14 000

92 000

Краткосрочные финансовые вложения (58,59,81)

250

2 000

0

Денежные средства

260

8 700

3 100

в том числе:




                 касса (50)

261

50

50

                 расчетные счета (51)

262

8 600

3 000

                 валютные счета (52)

263

0

0

                 прочие денежные средства (55,57)

264

50

50

Прочие оборотные активы

270

200

2 000

ИТОГО по разделу II

290

38 000

193 800

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

79 000

234 300




Код 

На нача-

На конец

ПАССИВ

стр.

ло года

года

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал (80)

410

29 000

5 000

Добавочный капитал (83)

420

0

0

Резервный капитал (82)

430

0

0

Фонд социальной сферы (84)

440

0

0

Целевые финансирование и поступления (86)

450

24 200

0

Нераспределенная прибыль прошлых лет (84)

460



Непокрытый убыток прошлых лет (84)

465

1 000


Нераспределенная прибыль отчетного года (99)

470



Непокрытый убыток отчетного года (99)

475


3 500

ИТОГО по разделу III

490

54 200

8 500

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ




Заемные средства (67)

510

100

50 000

Прочие долгосрочные пассивы

520

0

0

ИТОГО по разделу IV.

590

100

50 000

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ

Заемные средства (66)

610

4 000

41 000

Кредиторская задолженность

620

20 500

134 500

в том числе: поставщики и подрядчики (60,76)

621

17 100

117 000

                   задолженность перед персоналом (70)

624

1 500

12 000

                  задолженность перед госуд.внебюдж.фондами (69)

625

900

2 500

                  задолженность перед бюджетом (68)

626

1 000

3 000

Задолж. участникам (учредителям) по выплате доходов (70,75)

630

50

100

Доходы будущих периодов (98)

640

50

100

Резервы предстоящих расходов (96)

650

50

50

Прочие краткосрочные обязательства

660

50

50

ИТОГО по разделу V.

690

24 700

175 800

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

79 000

234 300


К показателям, характеризующим степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, относятся:

- обеспеченность обязательств должника всеми его активами;

- обеспеченность обязательств должника его оборотными активами;

- величина чистых активов.

Обеспеченность обязательств должника всеми его активами характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга и определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убытков (стр. 300 – стр. 111 – стр. 220 – стр. 475 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 – стр. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности). Обязательства данной организации активами не обеспечены, т.к. отношение отрицательное и равняется – 7600 руб. (218000/225600).

Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами характеризуется величиной оборотных активов организации, приходящихся на единицу долга и определяется, как отношение величины оборотных активов за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 – стр. 220 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 – стр. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности), то есть в рассматриваемом случае обеспеченность составит 0,8 руб. (181000/225600).

Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами. Чистые активы рассчитываются как разность между активами организации (стр. 190 + стр. 290 – стр. 220 – стр. 244 – стр. 252 формы N 1 бухгалтерской отчетности) и пассивами организации (стр. 460 + стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 формы N 1 бухгалтерской отчетности) и в данном случае равняются – 4150 тыс. руб. (221500-225650), то есть организация не располагает чистыми активами.

Таким образом, АО «Рыбпромхоз» является банкротом по существу дела.

На собрании кредиторов принято решение о применении ускоренных процедур банкротства и об утверждении плана внешнего управления, составленного в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства. Внешнее управление проблему не решило, поэтому арбитражным судом АО «Рыбпромхоз» было признано банкротом, в связи с чем было открыто конкурсное производство, в результате которого на открытых торгах предприятие было продано за 150000 руб.

Сделка по продаже предприятия, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В связи с тем, что организация-должник является открытым акционерным обществом, созданным в процессе приватизации, основанием для регистрации права собственности организации-должника на предприятие как имущественный комплекс является акт  соответствующего органа по управлению имуществом и утвержденный в установленном порядке план приватизации.

В случае продажи предприятия основанием для государственной регистрации перехода прав собственности на предприятие является договор купли-продажи, заключенный в установленном порядке.

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на предприятие предъявляется документ об оплате регистрации. Максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним составляет 200-кратный установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Передача предприятия  в случае его продажи, осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия. Подготовка предприятия к передаче, включая составление передаточного акта, являются обязанностью организации-должника и осуществляются за ее счет. Акт передачи подписывается продавцом и покупателем. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта.

Новым собственником при продаже АО «Рыбпромхоз» стало ЗАО «Дальморепродукт»









Заключение

Необходимость контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово - хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания, не позволяющих предприятию потерпеть полный крах (банкротство). Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется. Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово - хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.

Особому контролю подвержены предприятия, обладающие долей собственности государства, имеющие ключевые позиции на рынке товаров (работ, услуг), неплатежеспособность которых может породить очередной экономический кризис.

В данной работе рассмотрена законодательная база, регулирующая процесс банкротства и пример ликвидации разорившегося предприятия. Необходимо отметить, что экономические условия в России настолько сложны и непостоянны, что именно они в первую очередь оказывают влияние на деятельность предприятий и их финансовое состояние, поэтому массовое банкротство предприятий невозможно, т.к. вызовет цепную реакцию, в частности последующие банкротства кредиторов.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ.

2.     Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)

3.     Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 25 июля 2000 г.)

4.     Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)

5.     Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 421 "О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)

6.     Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства"

7.     Распоряжение ФСДН РФ от 23 декабря 1998 г. N 26-р "Об учете юридических и физических лиц, осуществляющих экспертную деятельность в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления"

8.     Распоряжение ФСФО РФ от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" (с изменениями от 5 июня 2001 г., 8 апреля 2002 г.)

9.     Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (утв. ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. N 33-р)

10.Методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедур.

11. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001.

12. Коротков Э. Антикризисное управление. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Финансы. Учебное пособие//Под ред. д.э.н., проф. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 1996.