СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава 1. Литературный обзор. Характеристика ассортимента парфюмерно-косметических товаров ……………………………………………….….5

1.1.         Парфюмерные товары…………………………………………………6

1.2.         Гигиеническая косметика……………………………………………..8

1.3.         Средства декоративной косметики………………………………….12

Глава 2. Практическая часть. ………………………………………………16

2.1. Исследование структуры ассортимента парфюмерно-

        косметических товаров салона «Шарм»………………………….…..16

2.2. Оптимизационные аспекты коммерческого товароведения…………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25

Список использованных источников………………………………………26
















ВВЕДЕНИЕ


Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и в товароведение в частности. В современном торговом деле появились такие современные технологии, как, например, маркетинг. Основными функциями этой сферы деятельности тали учет потребностей в товарах, состояние и динамика спроса, изучение возможностей приспособления производства к требованиям рынка, активное воздействие на формирование потребностей, контроль условий реализации товаров и др.

Маркетинговая деятельность тесно стыкуется и взаимоувязывается с основными направлениями товароведения – обеспечение населения товарами высокого качества и в нужном ассортименте, снижении потерь на стадиях транспортирования, хранения и реализации, контроль качества и др.

Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение потребностей человека. Однако успех любого торгового предприятия, его финансовое благополучие во многом зависят от правильного выбора товарной массы, то есть грамотного формирования ассортимента. Правильное формирование ассортимента невозможно без таких глубоких знаний таких вопросов, как современное состояние отечественного и зарубежного рынка товаров; свойства товаров и их безвредность и безопасность; качество товаров; идентификация и фальсификация товаров; методологические основы конкурентоспособности основных продуктов и товаров народного потребления отечественного и импортного производства; новые виды продукции, тары, упаковки, транспортировки, хранения и реализации.

Все это обусловило актуальность выбранной темы курсового исследования и определило основную цель работы – охарактеризовать структуру ассортимента парфюмерно-косметических товаров. Для достижения этой цели в исследовательской работе были поставлены и решены следующие задачи: охарактеризовать современный ассортимент группы парфюмерно-косметических товаров; проанализировать структуру товарного ассортимента салона «Шарм»; разработать рекомендации для оптимизации структуры ассортимента салона «Шарм».

В качестве объекта исследования выступила индивидуальная предпринимательская деятельность Ненаховой Н.А., осуществляющей торговую деятельность в виде мелкорозничной торговли через полу стационарный павильон. Предметом исследования является ассортимент парфюмерно-косметических товаров, на продаже которых специализируется салон «Шарм».
























Глава 1. Литературный обзор. Характеристика ассортимента парфюмерно-косметических товаров

Парфюрмерно-косметические товары (ПКТ) в настоящее время являются перспективной и развивающейся группой товаров. На российском рынке представлена продукция большого числа парфюрмерно-косметических фирм Франции, Германии, Англии, Швеции, США, Финляндии и других. Вместе с тем, существенно увеличилось число фирм-производителей парфюмерии и косметики в России. Известные до недавнего времени фабрики «Новая заря», «Свобода», «Северное сияние» были преобразованы в акционерные общества, из них выделились самостоятельные предприятия, возникло большое число новых. К настоящему времени в России существует по всем регионам свыше 100 парфюмерно-косметических предприятий. В 1998 Российская парфюмерно-косметическая ассоциация была принята в состав Европейской ассоциации косметики, средств гигиены и парфюмерии (COLIPA), представляющей интересы более 2500 фирм-производителей.

К парфюмерно-косметическим товарам традиционно относится парфюмерия, гигиеническая и декоративная косметика. По версии ЕЭС ПКТ подразделяют на парфюмерию; очищающие вещества; средства макияжа; средства защиты; освежающие средства. По классификатору ОКП, в основу которого положена общность технологии производства, выделяют одеколоны и душистые воды (9155), духи и эфирные масла в сувенирных наборах (9156), парфюмерные наборы и серии (9157), продукция косметическая (9158).

ПКТ предназначены для ароматизации и гигиены человека, для ухода за кожей лица, рук, тела, для ухода за волосами, полостью рта, для защиты от вредного воздействия солнца, для украшения лица, рук и т.п.

Группа ПКТ должны быть сертифицирована по обязательной системе сертификации. Согласно правилам проведения сертификации должны быть определены: макро биологические и токсикологические показатели безопасности, содержание солей тяжелых металлов, показатель рН, кислотное число, для зубных паст регламентируется содержание фторидов. Для новых видов товаров определяют клинически и иммуноцитохимические показатели безопасности.


1.1.         Парфюмерные товары

Слово «парфюмерия» происходит от латинского  per fumum- через дым  и французского parfum – приятный запах. Первые «дымные» духи использовали при богослужениях, сжигая ароматические смолы и древесину; в виде смеси масел и смол духи использовали для ароматизации тела с глубокой древности. Парфюмерные товары традиционно бывают жидкими – духи, туалетные воды, одеколоны, душистые воды, к ним могут быть отнесены также и парфюмерные лосьоны. Духи могут быть также и в виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования. К парфюмерии относят также средства для ароматизации помещений (аэрозоли, ароматические свечи и масла и т.п.). Наиболее распространенными являются парфюмерные жидкости.

Парфюмерные жидкости – это спиртовые, спирто-водные или водно-спиртовые растворы душистых веществ – парфюмерных композиций сложного состава. Духи и туалетные воды применяют как ароматизирующие средства, а одеколоны и душистые воды применяют чаще всего как гигиенические и освежающие средства.

Для составления парфюмерных композиций в промышленности используют душистые вещества натуральные и синтетические.

Натуральные душистые вещества бывают растительного и животного происхождения.

Душистые вещества растительные – это прежде всего эфирные масла, выделяемые из эфиромасличных растений: цветочные – роза, жасмин, илака душистая, лилия, тубероза, азалия; цветочно-травянистые – базилик, лаванда, мята перечная, шалфей мускатный; зерновые – анис, кориандр, тмин, фенхель; корневые – аир, ирис, ветивер; цитрусовые – мандарин, апельсин и др. Используются также эфирные масла – иланг-иланг из цветов кананги душистой, гвоздичное – из нераспустившихся  цветов гвоздичного дерева, пачули; ваниль натуральная, дубовый мох, мочки тополя, березы, кора коричного дерева и т.п. Эфирные масла являются легколетучими соединениями, их выделяют современными способами перегонки с водяным паром, перегонки под вакуумом и другими. Известно, что из 1 т лепестков розы получается 3 кг неочищенного масла конкрет или около 1 кг (700-800 г) чистого эфирного масла абсолют.

Менее летучими душистыми веществами являются растительные смолы и бальзамы, которые в композициях служат для сохранения стойкости запах.

Животное сырье более дорогое, это мало летучие высоковязкие жидкости служат в композициях фиксаторами запаха. Наиболее известными являются мускус – выделения желез мускусного оленя (мускусная кабарга), амбра – воскоподобное вещество из брюшной полости кашалота, цибет (цивет) – гормональные выделения африканской цибетовой кошки (виверра),  выделения желез бобра. В композициях используют спиртовые растворы этих веществ. Ароматические вещества животного происхождения гармонизируют запах духов и кожи человека, но сейчас их применение ограничено вследствие высокой стоимости и опасности истребления животных.

В составе парфюмерных композиций в настоящее время лишь около 20% составляют натуральные душистые вещества (из-за высокой стоимости и сложности получения), а от 80 до 100% парфюмерные композиции состоят из синтетических душистых веществ (СДВ), которые являются продуктами переработки каменноугольной смолы, продуктов  лесохимии, нефтехимии и химического синтеза.

Характер аромата парфюмерной жидкости классифицируют по разным признакам. В настоящее время в мире принята классификация ароматов, разработанная французским парфюмерным обществом. Все известные ароматы объединены в 7 семейств или основных нот: цветочные, шипровые, цитрусовые, древесные, фужере, амбровые, кожаные. Ароматы кожаные, фужере и древесные – типично мужские. Ароматы цветочные и амбровые – типично женские. Шипровые и цитрусовые ароматы используются в парфюмерии и для женщин и для мужчин.

Технология изготовления парфюмерных жидкостей является достаточно простой, наиболее сложным является процесс создания аромата и составления парфюмерной композиции. Во всех случаях композиция духов составляет тайну фирмы-изготовителя.

Следует заметить, что сухие духи «саше», используемые обычно для ароматизации белья готовят в той же композиции, что и жидкие, но вместо спирта и воды применяют волокна крахмала и тальк, в качестве порошка-носителя используют целлюлозу, лепестки розы или измельченный в порошок корень ириса или фиалки. Сухие духи выпускают в виде шелковых мешочков или в пакетиках. Концентрированные твердые духи представляют собой смесь жировых и воскоподобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде помады-карандаша имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, однако в настоящее время они практически не выпускаются.

Согласно ГОСТ 17237-93 парфюмерные жидкости подразделяются на духи»экстра», духи, туалетные воды, одеколоны «экстра», одеколоны и душистые воды. Деление духов и одеколонов на группы А, Б, В не производится.


1.2.         Гигиеническая косметика

К гигиенической косметике относятся косметические кремы, эмульсии, гели, желе, масла для ухода за кожей лица, рук, тела, ног, для бритья и после бритья, лосьоны различные, туалетное мыло, шампуни и прочие средства для ухода за волосами, зубные пасты, пеномоющие средства для ванн и др.

Кремы косметические –это ароматизированные мазеобразные или жидкие вещества, предназначенные для смягчения, питания, увлажнения, освежения и защиты кожи. По технологии производства кремы делят на жировые и эмульсионные. По соотношению компонентов эмульсионные кремы подразделяются на эмульсии типа «масло в вод» и типа «вода в масле», а также смешанного типа. Выпускают также безжировые кремы. По консистенции и составу кремы делятся на густые и жидкие, эмульсии, гели, желе и др.

Основной сырьевой состав кремов – жиры животные, масла растительные, воски, очищенные нефтепродукты, специальные добавки типа глицерин, витамины, биоактивные добавки, влагоудерживающие вещества.

Ассортимент косметических кремов обусловлен прежде всего полом, возрастом и типом кожи. По половозрастному признаку – для женщин, мужчин; по возрастному признаку выпускают кремы для детей, подростков, для людей молодого и среднего возраста (универсальные) и для ухода за стареющей кожей (кремы против старения, лифтинг-кремы).

В ассортименте кремов для мужчин выделяют кремы для бритья и после бритья, в последние из указанных добавляют специальные витамины (F), успокаивающие кожу вещества и ранозаживляющие компоненты, например, настои лекарственных трав, масла.

Кремы для женщин наиболее разнообразны по своему ассортименту и строго подразделяются по типу кожи: для нормальной, сухой, жирной, проблемной (склонной к образованию угрей и суперсухой, чувствительной (гипоаллергенные).

Наиболее универсальными являются эмульсионные кремы типа масло/вода, молочко, сливки (косметические), содержащие 20% жира и 80% воды. Их используют для любого вида кожи при соответствующем подборе компонентов рецептуры.

Современные достижения медицины и косметологии привели к созданию нового класса кремов, которые называют влагоудерживающими. Идея их создания основывается на том, что с возрастом нарушается механизм регуляции водного баланса (нормальной влажности) кожи, кожа становится более сухой, имеет не кислую, а щелочную реакцию (рН увеличивается); снижается способность кожи к нормальному жировому обмену. Для иммобилизации (удерживания) влаги в кремы вводят карбамид, молочную кислоту, гидролизаты белков, лактат натрия и др., которые обеспечивают эффективное накопление влаги в коже.

Средствами доставки этих компонентов в живой эпидермис (верхний слой кожи человека) в современных косметических средствах являются липосомы – жировые тела, состоящие из фосфолипидов различного строения.

Для ухода за кожей, ее регенерации проводят эксфолиацию – удаление омертвевших клеток с поверхности кожи. Для этого используют пилинг-кремы и скраб-кремы. Пилинг-кремы  осуществляют химическое растворение и удаление клеток, скраб-кремы действуют механически – удаляют ороговевшие клетки за счет отшелушивания твердыми частицами – тонко измельченной скорлупой грецкого ореха, порошком полимеров и др.

Кремы косметические подразделяются по месту применения – лицо, тело, руки, ноги; по времени применения – дневные, ночные, по интенсивности применения.

Лосьоны – жидкости, которые служат для очищения кожи от избытков жира, пота, Грязи, делают кожу гладкой, закрывают поры, освежают и лечат. Лосьоны – это водные или спирто-водные растворы кислот лимонной и др., содержащие настои биологически активных трав, соков плодов и овощей, содержащих парфюмерные отдушки для создания легкого аромата.

Лосьоны подразделяются по полово-возрастному признаку, по типу кожи и месту применения. Ассортимент лосьонов включает лосьоны для мужчин – для бритья, после бритья; лосьоны для женщин – для снятия макияжа; лосьоны для подростков, содержат азелаиновую кислоту, которая успешно борется с угрями. Выпускаются лосьоны для лица, для тела и т.д. Лосьоны представляют собой прозрачные жидкости или непрозрачные эмульсии в зависимости от их состава. В настоящее время выпускают несколько разновидностей лосьонов – тоники, основная фукнция которых тонизировать кожу перед нанесением макияжа, лосьоны для чувствительной кожи, фитолосьоны и др.

Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Выпускается в традиционном твердом и жидком виде в пластмассовых флаконах с дозатором.

Зубные пасты – многокомпонентные смеси, содержащие тонко измельченные мягкие абразивные порошки, противоспалительные вещества, лекарственные препараты, питьевую соду для отбеливания, соединения фтора для профилактики заболевания кариесом, дезодорирующие отдушки для освежения, поверхностно-активные вещества для создания устойчивой эмульсии компонентов смеси в воде. Зубные пасты бывают обычные и пенящиеся. Могут быть гигиеническими (уход) и лечебно-профилактическими, семейными (универсальными) и детскими.

Средства ухода за волосами – шампуни и ополаскиватели (кондиционеры). По назначению средства ухода делятся на гигиенические, лечебно-профилактические, средства декоративной косметики для волос. Ко консистенции шампуни бывают жидкие, желеобразные, кремообразные; по содержанию ПАВ обычные (5-15%) и концентрированные (20-25%). В ассортимент входят собственно шампуни и средства ухода за волосами после использования шампуня – для ополаскивания (ополаскиватели, бальзамы, кондиционеры) и средства ухода без ополаскивания (лосьоны, муссы, кондиционирующие кремы).

Шампуни подразделяются, в свою очередь, на шампуни общего назначения (по типу волос нормальных, жирных и сухих) и кондиционирующие – сравнительно новые средства для ухода за волосами.

Ополаскиватели применяются после мытья волос (или вместе с шампунем, «два в одном» – шампунь + кондиционер). Кондиционеры – активные компоненты ополаскивателей и бальзамов, которые снимают отрицательный заряд с волос, увлажняют кожу и защищают волосы.

Бальзамы отличаются от ополаскивателей тем, что в их составе содержатся лечебные вещества. Другие лечебно-профилактические средства представляют собой препараты для интенсивного ухода за волосами с целью их укрепления, выпрямления, восстановления структуры, против перхоти, комплексные средства. Разновидности этих средств – кремы, лосьоны, масла, маски.

Средства декоративной косметики для волос служат для придания волосам желаемого цвета и формы. Они подразделяются на средства для фиксации и укладки волос (крем, гель, воск, лак), , окраски (средства для обесцвечивания, окраски, тонирования, блондирования, восстановления естественного цвета седых волос), химической завивки.


1.3.         Средства декоративной косметики

Декоративная косметика, как искусство украшать себя, известна со времен Древнего Египта. Средства декоративной косметики по основным видам сырья, применяемого для их изготовления, подразделяются на изделия на жировой основе, порошкообразные и компактные. Косметика на жировой основе – это губные помады, блеск и бальзамы для губ, румяна, тени для век, карандаши для век, губ, бровей и другие изделия. Они изготавливаются из смеси синтетических и натуральных продуктов: жиров, восков, масел, биологически активных веществ с добавлением красителей и пигментов. Порошкообразные и компактные изделия декоративной косметики – пудра, сухие румяна, компактные тени для век, представляют собой порошкообразные ароматизированные смеси минеральных и органических веществ.

Декоративная косметика на жировой основе. Губные помады традиционно выпускают в виде тонких стержней, заключенных в пластмассовый выдвижной корпус. В зависимости от назначения губные помады бывают гигиенические (бесцветные или сабо окрашенные), защитные (например, от воздействия ультрафиолетовых лучей) и тональные  - для окраски губ. Гигиеническими помадами могут пользоваться и мужчины и женщины, выпускаются также специальные гигиенические помады для детей с ягодным вкусом. Гигиенические помады обладают целебными свойствами, они содержат увлажняющие и ранозаживляющие препараты – винилин, прополис, азулен (придает помаде зеленоватый оттенок) и др.

По консистенции помады бывают твердыми (стержень, карандаш) и кремообразные, расфасованные в баночки или тубы с кисточкой. По степени жирности мазка помады делятся на жирные, полужирные и сухие. Жирность помады связана с ее рецептурой и температурой плавления восков, входящих в состав. Согласно ГОСТ 28767-90 «Изделия декоративной косметики на жировой основе. Общие технические условия» – температура капле падения (близко к температуре плавления) губных помад должна составлять 55-80оС, что обеспечивает прочность стержня помады и качество мазка.

Наиболее широкий ассортимент представляет собой тональная помада, выпускаемая в широкой гамме тонов и оттенков – от светло-розового, светло-морковного до темно-красного, лилового, коричневого, матовых и с перламутровым эффектом. В современной цветовой гамме присутствуют помады металлических оттенков (золотой, серебряный, свинцовый), а также необычного зеленого и синего цветов и др.

По стойкости окраски тональная помада подразделяется на три типа – простая, традиционная (держится на губах 3-4 ч); устойчивая (5-6 ч) и сверхустойчивая (суперстойкая), сохраняющая свой цвет на губах более 6-7 ч и оставляющая минимальный отпечаток.

Декоративная косметика порошкообразная и компактная. Пудра – это ароматизированная тонко измельченная смесь талька аморфного, оксида цинка, стеарата цинка и многого др. Пудра должна впитывать выделения кожи, устранять ее блеск, легко наноситься на кожу и обладать достаточной кроющей способностью, маскировать дефекты кожи.

По агрегатному состоянию различают пудру сыпучую, компактную, жидкую, крем-пудру. По типу кожи – для нормальной, жирной и сухой. По тону – белая, розовая, рашель (розово-желтая) светлая и темная, персиковая, загар (тон может быть обозначен номером).

Тени и румяна компактные отличаются от пуды тоном и цветом пигментов и красителей, с преобладанием холодных тонов – зеленого и голубого, лилового, сиреневого и др.

Тушь для ресниц традиционно выпускалась в виде твердого брусочка со щеточкой-аппликатором. В настоящее время наибольшее распространение получила жидкая эмульсионная тушь в баллончике с навинчивающейся крышкой-кисточкой. Такая тушь обладает более высокими потребительскими свойствами, и главное удобством пользования.

Жидкая эмульсионная тушь для ресниц – это суспензия тонко измельченных красящих пигментов в эмульсионной среде, содержащей вещества, которые оставляют на ресницах гидрофобную, плохо растворимую в воде окрашенную пленку. Для предохранения слизистой оболочки глаз в туши вводят противовоспалительные биоактивные препараты. Тушь выпускается в различной цветовой гамме – черная, зеленая, коричневая, голубая, синяя, фиолетовая и т.п. Тушь бывает обычная и устойчивая к действию воды; последняя содержит в своем составе большое количество восков, которые растворяются только в специальных жидкостях для снятия жировой косметики или при помощи мыла. Для увеличения объема ресниц и их удлинения в эмульсионные туши вводят 3-4% тонких измельченных полимерных (нейлоновых) волокон.

Декоративная косметика для ногтей. Средствами декоративной косметики для ногтей традиционно являются лаки и эмали маникюрные. Лак для ногтей – это бесцветный или окрашенный прозрачный раствор смеси полимерных пленкообразующих в органических растворителях. После высыхания лак оставляет на ногтях прозрачную пленку. Эмаль для ногтей оставляет на ногтях непрозрачную окрашенную пленку.  Цветовая гамма эмалей изменяется от светло-розовых, красных, коралловых, брусничных до темно-лиловых, синих, зеленых и черных оттенков.

Современный ассортимент импортной декоративной косметики для ногтей включает в себя защитные составы для ногтей с протеином, желатином и солями кальция, средства для укрепления ногтей и восстановления ногтевых пластин, основу под лак, которая разглаживает неровности на ногтевых пластинках и т.п.

Жидкости для снятия лака входят в ассортимент средств ухода за ногтями. Жидкости содержат смесь растворителей с добавкой 3% касторового масла.    В новейших разработках жидкостей для снятия лака исключат ацетон, вводят витамины А и Е [1,2,8,11].























Глава 2. Практическая часть

2.1. Исследование структуры ассортимента парфюмерно-

       косметических товаров салона «Шарм»

Организационно-правовой формой салона «Шарм» является индивидуальная предпринимательская деятельность. По виду розничной торговли салон «Шарм» можно отнести к полустационарному типу через павильон, который располагается в Торговом  центре «Центральный» в одном из подземных переходов г. Хабаровска. Салон как торговая организация является узкоспециализированным, так как торгует только одной группой товаров, а именно – парфюмерно-косметическими товарами и мелкой галантереей.

Ассортимент, как известно, набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по месту нахождения, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.

Торговый ассортимент салона «Шарм» формируется со строгим учетом специализации и потребительского спроса, а также материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Однако салон «Шарм» является фирменным магазином, так как стратегию сбыта основывает на сбыте товаров одной конкретной фирмы. Это английская косметическая фирма «Avon Beautu Products Company», специализирующаяся на выпуске широкого ассортимента парфюмерно-косметических товаров. Торговая марка парфюмерии и косметики от «Эйвон Бьюти Продактс Компани»  (сокращенно Эйвон) зарегистрирована как «AVON» и широко прорекламирована на отечественном рынке. Производственные линии компания размещает в Англии и в Польше. Головная компания располагается в Лондоне, а филиалы разбросаны по многим городам Европы. Один из филиалов компании Эйвон расположен и в Москве.

Одним из методов продажи компании Эйвон является метод сетевого маркетинга. Поэтому оптовые склады расположены практически во всех крупных городах России, в том числе и в Хабаровске. Метод разносной торговли является основным в хабаровском филиале Эфуон. Однако индивидуальный предприниматель Неназова Н.А. организовала стационарную торговлю косметическими изделиями « AVON».

Потребителями салона «Шарм» являются покупатели со средним достатком, которым гораздо удобнее посетить салон, чем ожидать прихода частных распространителей. Цены на товары «AVON» незначительно выше цен частных распространителей.

Ассортимент салона «Шарм» по местонахождению можно охарактеризовать как торговый, по широте охвата товаров как развернутый. Развернутый ассортимент, как известно, это набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

В салоне «Шарм» представлена только такая косметическая торговая марка как «AVON». Есть и сопутствующий ассортимент мелкой галантереи, однако он тоже представлен изделиями с маркой «AVON».

По степени удовлетворения  потребностей ассортимент салона «Шарм» можно охарактеризовать как рациональный, то есть это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Товароведам салона «Шарм» практически не приходится работать над формированием ассортимента, так как этим занимаются непосредственно в  компании «AVON». При этом учитывается большое количество факторов и показателей, многие и которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся достижения в области научных технологий производства косметики. Продукция «AVON» идет в «ногу» с новейшими разработками в области кислородной косметики и других «клеточных» комплексов. Практически каждый месяц компания «AVON» предлагает своим покупателям принципиально новые виды косметики, формирующие новые потребности. В этих условиях работникам салона «Шарм» остается только такая область коммерческой работы по формированию рационального ассортимента, как отслеживание спроса на отдельные виды косметической продукции.

В салоне «Шарм» работают над формированием не только реального ассортимента, но и прогнозируемого, то есть с учетом будущих потребностей потребителей. По широте, полноте и устойчивости ассортимент салона «Шарм» можно охарактеризовать на самом высоком уровне. Остановимся подробнее на таком показателе ассортимента, как его структура.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждой вида и/или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Структура ассортимента относится к реальному и прогнозируемому ассортименту и показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

При регулировании структуры ассортимента торговой организации следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

Структура ассортимента салона «Шарм» по подгруппам парфюмерно-косметических товаров представлена в таблице 1.

Таблица 1

Вид ПКТ

Количество товаров

Средняя цена товаров, руб.

Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении

натуральном

денежном

Парфюрмерно- косметические товары

Гигиеническая

косметика

Декоративная косметика

32


168

150

225


85

175

9


48

43

46


18

36

ИТОГО

350

-

100

100


Структура ассортимента салона «Шарм», рассчитанная в натуральном выражении показывает, что в ассортименте продаваемых парфюмерных и косметических товаров доминирующее место занимают последние. причем, разновидностей гигиенической косметики на 5% больше разновидностей декоративной косметики. А парфюмерия составляет лишь одну десятую от всего ассортимента ПКТ.

Структура ассортимента салона «Шанс», рассчитанная в денежном выражении показывает, что доминируют парфюмерные товары, а гигиенические косметика практические в два раза меньше приносит прибыли, чем декоративная.

Однако, с учетом низкой платежеспособности современного отечественного покупателя салон «Шарм» не собирается снижать долю недорогой косметики в общем объеме, так как именно она пользуется наибольшим спросом.

Рассмотрим подробнее отдельные виды ПКТ, представленных в салоне «Шарм».

Парфюмерные товары салона «Шарм» характеризуются как незначительные по широте ассортимента, но представленных наиболее полно по разновидностям. Это – духи, туалетная вода для мужчин и женщин, аэрозоли до освежения помещений, ароматические свечи и масла. Парфюмерные изделия представлены как в виде единичных изделий, так и в  виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования.

Например, туалетная вода  «Пробуждение»  с цитрусовым ароматом входит в межвидовую серию «Ароматерапия», состоящую еще из лосьона для тела и отшелушивающего геля для душа. Парфюмерная вода «Rare Gold» продается в комплекте с одноименным парфюмерным спреем для тела.

Серия «Rare Reals» состоит из парфюмерных воды, парфюмерного спрея и ароматизированного крема для тела. Туалетная вода «Маленькое черное платье» идет в серии с одноименными духами. Мужская туалетная вода, как правило, оставляет единую ароматную линию с кремами для и после бритья. 

В ассортименте салона «Шарм» нет такого вида парфюма, как твердые духи и в порошкообразном виде (саше). Однако, есть такие потребительские новинки, как ароматизированный спрей для освежения воздуха и постельного белья «Сладкие сны», праздничные тематические товары типа ароматических свечей  в виде сердечка для дня влюбленных, ароматная вода для женской интимной гигиены и др.

Гигиеническая косметика салона «Шарм» представлена широчайшим ассортиментом с высоким показателем полноты. Единичных изделий практически нет. Все товары так или иначе представлены в различных сериях. Наиболее распространены такие наборы, как совокупность скраба, маски и крема. Подобные наборы представлены такими серями как «Одуванчик», «Огуречный», «Pore-Fection», «Утренняя свежесть» и др. Другие наборы представлены такими принципиально новыми товарами гигиенической косметики, как смягчающие крема для ступней, охлаждающие крема для уставших ног, дезодорирующий спрей для ног  и т.п. Есть принципиально новые товары и для лица, например разогревающие маски, маски для глубокого очищения, трехсекундные очищающие маски, вяжущие тоники. Все виды гигиеническая косметика имеет достаточно невысокие цены.

Однако гигиеническая косметика для ухода за лицом представлена дорогой линией кислородной косметики для стареющей кожи «Anew Rerroactive», диапазон  цен которой от 250 до 4000 руб. за стандартные упаковки. Эта серия представлена такими видами косметики, как сыворотка для кожи вокруг глаз, содержащая омолаживающий клеточный комплекс, капсулы для лица с витамином С, гель для идеальной очистки кожи лица, кремы дневные и ночные для лица, крем-лифтинги для морщин, маски-пленки и др. товары с двойной концентрацией ретинола. Это высокотехнологичная продукция пользуется меньшим спросом, чем дешевые комплексы, однако тоже находит своего потребителя.

В ассортименте гигиенической косметики от «ANOV» нет, пожалуй, только одного вида из всех существующих – это гигиенических продуктов по уходу за полостью рта, то есть зубных паст и др. подобных товаров. Зато широко представлены средства ухода за волосами. Это ополаскиватели и шампуни ля мужчин, женщин и детей, разработанные для окрашенных, сухих и др. проблемным волос. Это бальзамы и спреи лечено профилактически (от перхоти) и для ухода.

Гигиеническая косметика представлена такими новинками, как гели для похудения, лосьоны против «растяжек» и антицеллюлитные крема.

Декоративная косметика в салоне «Шарм» представлена полным и широким ассортиментом. Он стандартен: тушь для ресниц, пудра, тональные крема, тени для век, румяна, помада и блек для губ, лак и другие средства по уходу за ногтями. Покупателей привлекает всегда модный дизайн декоративной косметики, а также наличие модных тонов и оттенков всей продукции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод по структуре ассортимента парфюмерно-косметических товаров салона «Шарм». Структуру ассортимента салона «Шарм» можно охарактеризовать как оптимальную, с рациональным распределением по отдельным видам.

2.2. Оптимизационные аспекты коммерческого товароведения

Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение потребностей человека. Однако успех любого торгового предприятия, его финансовое благополучие во многом зависят от правильного выбора товарной массы, то есть грамотного формирования ассортимента. Правильное формирование ассортимента невозможно без таких глубоких знаний таких вопросов, как современное состояние отечественного и зарубежного рынка товаров; свойства товаров и их безвредность и безопасность; качество товаров; идентификация и фальсификация товаров; методологические основы конкурентоспособности основных продуктов и товаров народного потребления отечественного и импортного производства; новые виды продукции, тары, упаковки, транспортировки, хранения и реализации.

Вполне очевидно, что при переходе от общего товароведения к рыночному (коммерческому) товароведению настала необходимость рассматривать товар не в статическом положении, а в динамике, то есть в процессе всего его жизненного цикла, точнее, во время прохождения различных рыночных этапов. К таковым нужно отнести следующие этапы: вхождение на рынок, освоение рынка, завоевание соответствующей ниши в рыночной системе; потеря завоеванных позиций и конкурентоспособности. В зависимости от того или иного этапа меняются цель и задачи коммерческого товароведения.

Вхождение на рынок – период появления нового товара на рынке сбыта, когда объем его реализации незначителен. На этом этапе задачами коммерческого товароведения являются не только изучение новых видов и разновидностей товаров, но и определение целесообразности их внедрения на рынке с точки зрения их потребительских достоинств, полезности и безвредности.

Освоение рынка – период начального признания товара на рынке. В данном случае коммерческое товароведение должно уметь научно и достоверно обосновывать конкурентоспособность исследуемого товара с точки зрения состояния и насыщения рынка товарами этой группы. При этом необходимо принимать во внимание и глубоко анализировать материально-техническую базу производства и его перспективы; возможности использования новых технологий и научно-технических достижений, источников сырьевых ресурсов, в том числе местного и желательно дешевого обычного и нетрадиционного сырья; перспективы внедрения современных безотходных технологий; новые современные способы упаковки и маркировки товара, а также подробную информацию о нем, возможности и методы его хранения, мнения покупателей о качестве товара, его реальной стоимости и возможностях снижения ее. В решении этих вопросов необходимо использовать как сугубо товароведные методы исследования потребительских свойств и качества вновь появившихся товаров народного потребления (в сравнении с уже традиционно существующими), так и экономические методы (социологические опросы, анкетирование и т.д.).

Завоевание соответствующей ниши в рыночной системе – период достижения товаром определенного уровня популярности, конкурентоспособности и спроса. Это, пожалуй, самый важный этап как для производителя, так и торговых структур. В рыночных условиях, учитывая влияние инфляции, разрыв экономических связей, а соответственно проблемы сырья и производства, низкую платежеспособность населения, постоянную конкуренцию и соперничество со стороны других (как внутренних, так и внешних) производителей, трудно удержать длительный постоянно высокий спрос населения на какую-либо определенную продукцию. Задачи коммерческого товароведения в данный период заключаются в глубоком анализе (экономическом) и разработке рекомендаций по повышению  качества и улучшению потребительских свойств конкретной продукции с целью поддержания на должном уровне спроса населения.

Потеря завоеванных позиций и конкурентоспособности – период естественного значительного (или полного) снижения объемов реализации товара. Происходит вытеснение старого товара новым, более качественным и перспективным. Основная задача коммерческого товароведения на данном этапе заключается в оказании помощи по проведению плавной, безболезненной замены отслужившей свой срок продукции идентичным, новым качественным и высоко конкурентным товаром, который будет удовлетворять растущие потребности покупателей. Чем быстрее и качественнее будет решен этот вопрос, тем меньшие моральные и материальные потери понесут производитель, продавец и покупатель.

Таким образом, с целью формирования более оптимального ассортимента в задачи коммерческого товароведения должно входить не только изучение и определение потребительских свойств товаров, их качества, полезности, безвредности и безопасности, но и умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, жизненного цикла и стабильности товара, анализировать и прогнозировать отдельные этапы товародвижения [1].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление ассортиментом как деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента в условиях рыночной экономики занимает одно из основных место в коммерческом товароведении.

Основополагающими элементами управления ассортиментом является его формирование и установления уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование определенной структуры ассортимента является одним из инструментов коммерческого товароведения. При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих и дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

В данной курсовой работе было проведено исследование структуры ассортимента парфюмерно-косметических товаров на примере салона «Шанс». Исследование позволило сделать вывод о наличие в салоне «Шанс» рационального ассортимента. При этом существуют резервы для оптимизации ассортимента, а именно применение различных современных маркетинговых технологий, как, например, теория жизненного цикла продукта.

В курсовой работе выделены теоретические  и практические аспекты формирования ассортимента парфюмерно-косметических товаров. В первой части охарактеризована подробная классификация существующего в современный период ассортимента парфюмерно-косметических товаров. Во второй част сделан анализ ассортимента парфюмерно-косметических талантов салона «Шанс» и в качестве рекомендаций предложена технология оптимизации ассортимента, используя маркетинговую технологию жизненного цикла продукта.

Таким образом, в работе были выполнены все поставленные цели и задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1.             Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2000. – 620 с.

2.            Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. / Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М., 2000. – 464 с.

3.            Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы. – М, 1997. – 345 с.

4.            Куприянов Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. – М, 1991. – 345 с.

5.            Справочник товароведа. Непродовольственные товары. В 3-х т.- М., 1990-1998 гг.

6.            Алексеев Н.С. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М, 1998. – 560 с.

7.            Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. Косметика сегодня. – М, 1998. – 456 с.

8.            Паршикова В.Н. Парфюмерно-косметические товары. – Красноярск, 1999. – 345 с.

9.            Парфюмерия и косметика от «А» до «Я». Каталог. – М., 1998. – 345 с.

10.       Каспаров Г.Н. Парфюмерно-косметическое производство. – М, 1989. – 230 с.

11.       Махотина Н.Г. Товароведение галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. – М, 1990. – 239 с.