Вариант 2.

Задача 1.

Администрация муниципального образования обратилась к департаменту по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Хабаровского края с заявлением о выдаче лицензии на осуществление заготовки древесины.

Департамент по природным ресурсам и ресурсодобывабщей промышленности, будучи уполномоченным органом по лицензированию деятельности по заготовке древесины и живицы в лесном фонде, протоколом от 17 февраля 1999 г. отказал администрации в выдаче лицензии на заготовку древесины.

Правомерен ли отказ департамента в выдаче лицензии?


Решение задачи.

Отказ департамента в выдаче лицензии правомерен, так как заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и осуществление побочных лесных пользований допускаются только после выдачи лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочные билеты, ордера на заготовку древесины должны выдаваться в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом рубок. А основанием для выдачи лесорубочного билета, ордера является договор аренды или безвозмездного пользования на земельный участок.

Заготовка древесины по-прежнему остается важнейшим видом лесопользования. В процессе лесозаготовок получают ценную древесину хвойных пород, твердолиственных пород, мягколиственных.

Заготовка древесины в технологическом отношении - это система операций: отвод и оценка лесосечного фонда, подготовка лесосеки, оформление лесорубочного билета, валка, трелевка и вывозка древесины, очистка лесосеки после проведения лесозаготовок, лесовосстановительные мероприятия.

   За нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации налагаются штрафные санкции, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Нарушениями считаются: рубки или повреждение семенников и деревьев в семенных куртинах и полосах; рубка деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных, постепенных, санитарных рубок и рубок ухода; уничтожение подроста и молодняка; повреждение и уничтожение лесных культур; рубка и трелевка древесины в запрещенное в лесорубочных билетах время; заготовка древесины на лесосеках до получения лесорубочных билетов; оставление недорубов; самовольная переуступка прав по лесорубочному билету и целый ряд других нарушений Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, которые влекут за собой санкции. Размеры неустоек и такс утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 67.

  Заготовка    древесины    на переданных лесозаготовителю участках по актам лесосеках до получения лесорубочных билетов (ордеров) или по истечении указанного в лесорубочных билетах (ордерах) срока, размер неустойки определяется как десятикратная таксовая стоимость срубленной древесины.  


Задача 2.

ИМНС в ходе выездной налоговой проверки ЗАО установлены нарушения: с 1 января по 17 февраля 2001 г. ЗАО работало без лицензии на водопользование. В связи с этим составлен акт от 25 февраля 2001 г., на основании которого руководителем инспекции принято постановление о взыскании с ЗАО доначисленных сумм налогов, пеней за задержку уплаты налогов и привлечении его к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налогов и платы за пользование водными объектами.

В частности, при проверке установлено, что ЗАО приобрело лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) только 2 апреля 1999 г., то есть в 1 квартале 1999 г. ЗАО работало без лицензии. В соответствии с п. 12 разд. 4 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользователя на основании лицензии (разрешения). В связи с этим инспекцией плата за пользование водными объектами ЗАО была доначислена, а также наложен штраф от этой суммы согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. ЗАО в своих возражениях ссылалось на письмо бассейнового водного управления от 30 декабря 2000 г., в котором сообщается о продлении срока рассмотрения заявительных документов на получение лицензии до 60 дней и установлений лимитов водопользования, необходимых для осуществления платежей за воду (заявление на выдачу лицензии подано 2 декабря 2000 г.).

Кто прав в указанном споре? Дайте развернутый обоснованный ответ.


Решение задачи.

В данном споре правы органы ИМНС. Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

Согласно п. 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12 августа 1998 г. (ред. от 15.02.2002 г.) «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

 Данная норма предусмотрена также в ст. 4 ФЗ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 г. в ред. от 30.12.2001 г.


Статья 122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Привлечение организации к ответственности за совершение деяния, предусмотренного в ст. 122, не освобождает ее руководителя, при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК).

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае необходимости проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Так как заявление было подано 2 декабря 2000 г., то его рассмотрение может занять 2 месяца, значит за январь 2001 г. ЗАО не будет платить штраф установленный ИМНС.

В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов орган лицензирования может дополнительно продлить срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование до 30 дней.

Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии на водопользование осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу водопользователю.

Лицензия на водопользование выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату сбора за выдачу лицензии.

Продление срока действия лицензии на водопользование осуществляется в порядке, установленном для ее получения.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей.

Лимиты водопользования устанавливаются в целях устойчивого удовлетворения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов.

Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.

Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством строительства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Лимиты водопользования устанавливаются для водопользователей на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов:

по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, - Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды или его территориальными органами, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;

по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованному с территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.

 В связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться.

При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование.

Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами.

Лицензия на водопользование является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на определенных условиях.

 Выдача лицензий на водопользование осуществляется на платной основе.

Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу представленных заявителями документов и материалов на получение лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих органов лицензирования. Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается органами лицензирования.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.


Задача 3.

         В ходе проведения проверки инспекторами комитета по экологии и природных ресурсов на дне песчаного карьера, в котором велись работы, было обнаружено 4 нефтяных озера, а также в ходе анализов проб почвы выявлено превышение ПДК нефтепродуктов в почве. Проект рекультивации карьера не был подвергнут экологической экспертизе. По данным фактам был составлен протокол и предъявлена претензия ЗАО. ЗАО отклонило ее по следующим основаниям:

1.     Положением «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ» (постановление Совета Министров РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362) применение положения «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.) не предусмотрено.

2.     Методика изложенная в Порядке определения размеров ущерба не зарегистрирована в Минюсте РФ.

3.     Проект рекультивации карьера не нуждается в экологической экспертизе.

Дайте оценку требованиям комитета по экологии и возражениям ЗАО. Кто прав в данном споре?


Решение задачи.

         Основания ЗАО для отклонения претензии неправомерны, так как согласно п. 2.1. порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами" и от 17 августа 1992 г. N 594 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель".

Данный нормативный документ предназначен для определения размеров денежных средств, которые должны взыскиваться по искам органов Минприроды России и Роскомзема с виновных юридических и физических лиц в возмещение нанесенного ими ущерба в результате загрязнения земель химическими веществами.

Настоящий документ одобрен Министерством юстиции Российской Федерации и не нуждается в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 13 декабря 1993 г. N 06-09/610.

Статья 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» говорит об объектах государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат: проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого - разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ.



В статье 4ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

ЗАО будет отвечать за превышение ПДК нефтепродуктов на почве по статье 75 ФЗ «Об охране окружающей среды». За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 20 Закона разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно - исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

         В данном споре прав комитет по экологии и природным ресурсам, поэтому ЗАО будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.










                    Список использованной литературы.


1.     Лесной кодекс РФ от 29.02.1997 г. (в ред. от 30.12.2001 г.)

2.     Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г.

3.     Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. (ред. от 30.12.2001 г. с изм. от 09.07.2002 г.)

4.     ФЗ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 г. (в ред. от 30.12.2001 г.)

5.     ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.1995г. (ред. от 21.03.2002г)

6.     ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

7.     ФЗ «Об экологической экспертизе»  от 23.11.1995 г. (в ред. 15.04.1998 г.)

8.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» от 03.04.1997 г.

9.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ» от 23.12.1993 г.

10.            О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами: Утв. Роскомземом и Минприроды РФ от 27.12.1993 г.

11.       Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998. – 688с.

12.       Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма – Инфра – М., 1998 – 448с.

13.      Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 448с.

11. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М. Издательство БЕК, 1995. – 557с.