Содержание

Введение …………………………………………………………………………

2

1. Банкротство предприятий ……………………………………………………

4

1.1 Возникновение несостоятельности предприятий (банкротство) ………...

4

1.2 Признак банкротства и порядок установления банкротства предприятий

6

2. Антикризисное управление предприятиями различных форм ……………

    организации бизнеса

9

2.1 Сущность кризиса и стратегия выхода из него ……………………………

9

2.2 Роль ФСФО и ее органов в антикризисном управлении …………………

13

2.3 Программа финансового оздоровления предприятия …………………….

19

3. Финансовый анализ платежеспособности предприятия …………………...

24

3.1 Финансовый анализ АО «Комфорт» ……………………………………….

24

3.2 Анализ финансовой устойчивости …………………………………………

27

3.3 Анализ ликвидности баланса ……………………………………………….

30

Заключение ………………………………………………………………………

33

Список литературы ……………………………………………………………...

34


Введение


Осуществление хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта сопровождается финансовыми отношениями с другими хозяйствующими субъектами по вопросам права собственности и других вещных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В процессе этих отношений возникают договорные обязательства и имущественные отношения, которые регулируются гражданским законодательством: Гражданским кодексом.

Самой большой группой по объему денежных платежей являются предприятия и организации, связанные в процессе своей деятельности с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Главной проблемой этих отношений являются неплатежи.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.

В случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия, реализуется принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово - хозяйственной деятельности.

Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить полного краха предприятия.

Целью данной работы является рассмотреть финансовые причины возникновения и показатели несостоятельности предприятия, принятие мер по финансовому оздоровлению предприятия для вывода его из кризисного состояния.

1. Банкротство предприятия

1.1 Возникновение несостоятельности (банкротства) предприятий


Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно. Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в личных чьих-либо интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

Процесс объявления предприятия банкротом заключает в себя три основные стадии:

·        Предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворительной структуры его баланса. Об этом оно получает уведомление от федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.

·        К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и санацию, то есть оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) принимает одно из следующих решений:

оказать предприятию государственную финансовую поддержку;

приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;

преобразовать предприятие в казенное, то есть фактически в бюджетное;

продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.

·        Предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или в связи с официальным объявлении о банкротстве должником при его добровольной ликвидации.

Согласно статьи 65 Гражданского кодекса несостоятельность (банкротство) юридического лица, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.).


1.2 Признаки банкротства и порядок установления

банкротства предприятий

 Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств

Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.) определена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости и определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог 1 раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

·        коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

·        коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

При наличии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).

Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по установленным основаниям, может быть отложено на срок, определяемый Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

Анализ баланса предприятия производится на основании:

·        баланса за последний отчетный период;

·        баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода);

·        баланса предприятия за последний отчетный период.

Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.


2. Антикризисное управление предприятиями различных форм организации бизнеса

2.1 Сущность кризиса и стратегия выхода из него


Кризис – это обострение противоречий в любой социально-экономической системе, грозящие жизнедеятельности этой системы. Под социально-экономической системой в рамках данной работы подразумевается предприятие, угрозу жизнедеятельности которого представляет банкротство.

Антикризисное управление – это управление, в котором присутствует предвидение опасности кризиса, реализуются меры по его преодолению и используются его факторы для дальнейшего развития.

Коротко можно сформулировать: антикризисное управление- это

предвидение кризиса;

управление в кризисе;

использование кризисных факторов в дальнейшей деятельности предприятия. Причины кризиса можно представить схематично (рис. 1):

 



                                                или

 






Рис 1. Причины кризиса


Возникновение кризисов возможно в любой момент существования системы, от этого никто не застрахован. Особенно страшен, по мнению автора данной работы, кризис, обусловленный внешними факторами, когда предприятие даже при наличии высокопрофессионального штата подвергается риску банкротства. Стоит вспомнить август 1998 года, когда обвал рубля привел к полному разорению часть предприятий, особенно при этом пострадал частный бизнес.

Основными целями антикризисного управления являются: обновление системы либо ликвидация системы.

Из известных кризисов, сотрясающих человечество психологического, социального и экономического, согласно поставленной цели, рассматриваться будет экономический кризис. Первопричиной таких кризисов является противоречие между общественным характером производства и частной формой потребления.

Многолетние исследования показали, что общественное воспроизводство развивается циклично - чередованием спадов и подъемов в деятельности хозяйствующих субъектов. Ученые – экономисты выделили следующие фазы экономического цикла предприятия:

-         кризис, снижение объема производства, рост безработицы. Отрасли, производящие предметы потребления, в этой фазе страдают меньше по сравнению с отраслями, производящими средства труда.

-         депрессия – приспособление хозяйственной жизни экономических субъектов к новым условиям. Это фаза нового равновесия.

-         оживление – снижение безработицы, рост объемов производства, увеличение заработной платы, рост цен на потребительском рынке. При этом нарастает напряженность, связанная с активным подъемом.

-         теория бума -  предприятия выпускают новые товары, товарные запасы увеличиваются, предприятия приближаются к перепроизводству продукции. Подъем готовит базу для нового кризиса.

Цикличности развития подвержено любое предприятие, которая проявляется в следующих фазах:

-         фаза становления предприятия;

-         фаза роста предприятия;

-         стагнация, то есть остановка под действием кризиса;

-         спад.

Цикличность развития любой системы приводит к возможности управлять этим развитием. В России возникновение антикризисного управления связано с концом 90-х годов, когда был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), согласно которому несостоятельными (банкротами) признаются хозяйствующие субъекты, не способные вовремя удовлетворить денежные требования кредиторов и погасить свои обязательства по налогам и сборам.

В сентябре 1993 года при Государственном комитете по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), основной целью которого являлось управление государственными предприятиями, находящимся в стадии кризиса.

Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. N 249 на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

 Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству, основной целью которой является управление всеми предприятиями независимо от форм собственности, находящихся в стадии финансового кризиса. Основными задачами управления является:

-         правовое и методическое обеспечение антикризисного управления;

-         обеспечения и реализация процедур финансового оздоровления предприятий-должников и банкротства;

-         анализ финансового состояния предприятий и участие в принятии решений о государственной финансовой поддержке предприятий-должников;

-         разработка проектов восстановления предприятий;

-         подготовка антикризисных управляющих.

Антикризисные управляющие – это граждане, реализующие процедуры банкротства по отношению к должнику на основании закона «О несостоятельности (банкротстве)» и прошедшие соответствующее обучение. Для того, чтобы получить статус антикризисного управляющего, необходимо:

-         пройти специальный курс обучения;

-         получить лицензию арбитражного управляющего;

-         зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя;

-         зарегистрироваться в любом арбитражном суде.

Возможность выхода предприятия из кризиса предполагает применение одной из двух стратегий антикризисного управления:

1) стратегия сжатия, суть которой заключается в следующем:

-         сокращение штатов предприятия;

-         снятие с производства нерентабельной продукции, ликвидация убыточных структурных подразделений;

-         продажа или сдача в аренду неиспользуемых производственных площадей, машин и оборудования.

2) стратегия стабилизации роста, суть которой заключается в следующем:

-         освоение новых видов продукции;

-         освоение новых рынков сбыта;

-         улучшение производственной структуры предприятия путем объединения.

Обычно на практике для вывода предприятия из кризисного состояния применяется смешанная стратегия антикризисного управления, сочетающая в себе первую и вторую.


2.2 Роль ФСФО и ее органов в антикризисном управлении


Решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации оздоровлению и банкротству, возложена на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству, которой вменены следующие функции:

-         рассмотрение финансового состояния предприятий и принятие решения о необходимости проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющих неудовлетворительную структуру баланса;

-         принятие обязательного для предприятия-должника решения о внесении таким предприятием в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве);

-         обращение в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом), если предприятие не подает такое заявление на основании принятого Федеральным управлением решения;

-         внесение в арбитражный суд ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника, о проведении его санации; определение необходимых признаков (условий) наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника, являющихся основанием для назначения внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации;

-         представление в арбитражный суд заключения по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника;

-         обращение в арбитражный суд с заявлениями: о пересмотре плана проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника, о продолжении внешнего управления имуществом этого предприятия либо о его прекращении и открытии конкурсного производства, о неэффективном проведении санации или действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов Российской Федерации как собственника предприятия-должника;

-         определение с согласия кредиторов, выраженного решением их собрания, условий и критериев конкурса и организация конкурса при назначении арбитражного управляющего;

-         принятие решения о добровольной ликвидации предприятия-должника и утверждение решения директора предприятия-должника о добровольной ликвидации;

-         организация работ по оценке стоимости активов предприятия-должника;

-         представление в арбитражный суд списка лиц, желающих участвовать в проведении санации предприятия - должника, и сведений о них; определение условий участия государства (уполномоченных органов и организаций) в проведении санации предприятия-должника и порядка ее проведения;

-         согласование условий и критериев проведения конкурса желающих принять участие в санации; распоряжение средствами, выделенными из бюджета и внебюджетных фондов для проведения реорганизации, санации неплатежеспособных предприятий и ликвидации предприятий.

Направление в арбитражный суд заявления о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) осуществляет Федеральное управление, если предприятие не подает такое заявление на основании решения, принятого Федеральным управлением.

Решение Федерального управления о необходимости проведения обязательной приватизации предприятия - должника является основанием для принятия решения о приватизации этого предприятия в соответствии с действующим законодательством и может быть принято в отношении всех предприятий-должников, в том числе тех, для которых действующим законодательством установлены ограничения в приватизации, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации.

План приватизации включает меры по реорганизации предприятия-должника и осуществляется с учетом требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий; арбитражный управляющий действует на основе заключаемого с ним договора, определяющего формы и пределы его ответственности перед собственником и кредиторами предприятия-должника. Федеральное управление заключает такой договор с арбитражным управляющим после назначения его арбитражным судом и с согласия кредиторов, выраженного решением их собрания.

ФСФО проводится систематический анализ (мониторинг) финансового состояния в отношении организаций, включенных в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций. Ежегодно, в срок до 15 марта, в адрес организаций, включенных в утвержденный Перечень, соответствующим территориальным органом ФСФО России направляется уведомление о проведении мониторинга их финансового состояния, содержащее указание о составе, порядке и сроках предоставления запрашиваемых документов.

В составе годовой отчетности запрашиваются:

-         учетная карта организации;

-         общие сведения об организации и исполнении ею обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

-         формы бухгалтерской отчетности организации №№ 1, 2, 3, 4, 5;

-         пояснительная записка;

-         сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) (форма Госкомстата России№ 5-з).

В составе ежеквартальной отчетности запрашиваются:

-         общие сведения об организации и исполнении ею обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

-         формы бухгалтерской отчетности организации № 1 и № 2. Дополнительно может быть запрошена информация, необходимая для составления учетной карты организации. Состав документов, запрашиваемых территориальными органами ФСФО России при проведении мониторинга финансового состояния организаций, устанавливается ФСФО России.

На основе данных годовой и ежеквартальной отчетности, поступивших от территориальных органов ФСФО России, в соответствии с методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденными ФСФО России, рассчитываются показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации и состояние ее платежеспособности.

По результатам проводимого мониторинга финансового состояния организаций формируется база данных мониторинга, содержащая по каждой организации, включенной в Перечень, учетную карту этой организации, а также ежеквартальные данные финансовой отчетности и расчетные показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственную деятельность и состояние платежеспособности.

Учет платежеспособности организаций осуществляется на основании оценки показателя, характеризующего степень платежеспособности организации по текущим обязательствам, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденными ФСФО России.

В зависимости от значения показателя степени платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанным на основе данных за последний отчетный период, организации ранжируются на три группы:

-         платежеспособные организации, у которых значение указанного показателя не превышает 3 месяца;

-         неплатежеспособные организации первой категории, у которых значение указанного показателя составляет от 3 до 12 месяцев;

-         неплатежеспособные организации второй категории, у которых значение указанного показателя превышает 12 месяцев. Выводы о платежеспособности организации заносятся в базу данных мониторинга.

Кроме того, ФСФО ведет реестр и проводит аккредитацию экспертов по следующим видам экспертизы, связанной с несостоятельностью (банкротством) и финансовым оздоровлением организаций:

-         экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций;

-         экспертиза бизнес-планов организации;

-         экспертиза оценки рыночной стоимости имущества организации;

-         экспертиза действий руководителей организаций и арбитражных управляющих;

-         иные виды экспертизы, в соответствии с законодательством о несостоятельности и финансовом оздоровлении.

 Распоряжением ФСФО РФ от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" (с изменениями от 5 июня 2001 г., 8 апреля 2002 г.) утверждено Положение об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих (с изменениями от 8 апреля 2002 г.), которое  определяет процедуру осуществления сотрудниками ФСФО надзора за деятельностью физических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих, порядок приостановления и возобновления, а также аннулирования лицензий арбитражных управляющих.

Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в целях обеспечения соблюдения арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления

Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется сотрудниками ФСФО, ее межрегиональными территориальными органами и территориальными органами.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству:

-         разрабатывает и утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих;

-         разрабатывает и утверждает методические указания по осуществлению территориальными органами надзорных функций;

-         разрабатывает и утверждает методические рекомендации, типовые формы отчетов и информационных документов арбитражных управляющих, применяющихся для целей надзора, в соответствии с подведомственностью;

-         проводит проверки деятельности арбитражных управляющих, рассматривает предоставленные материалы проверок;

-         составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

Межрегиональный территориальный орган, территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в порядке, установленном Службой:

-         проводит проверки материалов, представленных соискателями лицензий арбитражных управляющих;

-         проводит экспертизы, отнесенные к компетенции лицензирующего органа, в том числе с привлечением независимых экспертов;

-         контролирует регистрацию лицензиатов в арбитражном суде;

-         проводит проверки деятельности арбитражных управляющих на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;

-         запрашивает у арбитражного управляющего необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

-         обращается в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, в соответствии с подведомственностью;

-         передает материалы проверок в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству для принятия решений;

-         составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, готовит предложения о вынесении предупреждения арбитражному управляющему, приостановлении и возобновлении действия лицензии, отзыве и аннулировании лицензии.


2.3 Программа финансового оздоровления предприятия

В целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий ФСФО своим распоряжением № 98-рот 5 декабря 1994 г. утвердило типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), методические рекомендации по его составлению и порядок согласования бизнес-плана с заинтересованными организациями.

План финансового оздоровления носит комплексный и унифицированный характер. Он составляется по определенной форме. Прежде всего дается общая характеристика предприятия. В не входят: наименование предприятия, его почтовый и юридический адрес, банковские реквизиты, подчиненность вышестоящей организации, основной вид деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности с указанием доли в процентах государства или субъекта Федерации в капитале. Кроме того, в общей характеристике предприятия указываются дата его регистрации, номер регистрационного свидетельства и наименование органа, зарегистрировавшего предприятие. В виде схемы приводится организационная структура, а также наименование всех его структурных подразделений и дочерних компаний, указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальные управления выдают предприятию справку о том, включено ли оно в государственный реестр РФ предприятий-монополистов (федеральный или местный). Эта справка прикладываются к плану финансового оздоровления предприятия.

Общая характеристика предприятия завершается перечнем всех должностных лиц от руководителей предприятия до руководителей его структурных подразделений с указанием их номеров телефонов, факса и краткой характеристики (фамилии, имени, отчества, возраста, стажа работы на данном предприятии, образования и квалификации, предыдущих трех должностей и места работы).

В разделе 2 бизнес-плана приводятся краткие сведения по плану финансового оздоровления, позволяющие установить цену за восстановление платежеспособности предприятия и поддержание его эффективной деятельности. В указанном разделе показывается срок реализации бизнес-плана в месяцах, общая сумма требующихся предприятию финансовых средств с выделением необходимой от государства финансовой помощи и указанием сроков ее погашения. Здесь же приводятся данные, характеризующие финансовый результат, получаемый в результате реализации бизнес-плана (погашение просроченной кредиторской задолженности, увеличение активов предприятия и т.д.). В этом же разделе бизнес-плана указывается агент правительства (и его реквизиты), через которого будет осуществляться государственное финансирование санационных мероприятий.

Раздел 3 бизнес-плана посвящается анализу финансового состояния предприятия и установлению причин, которые привели его к неплатежеспособности.

В первой части указанного раздела отражаются методические вопросы ведения бухгалтерского учета на предприятии, то есть устанавливается, соответствует ли учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества на предприятии требованиям действующего Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н). Особенно здесь важно показать правильность определения выручки, амортизации основных средств и износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Во второй части раздела 3 бизнес-плана приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия с анализом и выводами. В ней рассматриваются четыре группы коэффициентов (ликвидности, устойчивости, деловой активности и прибыльности), которые рассчитываются за три года.

В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности делаются выводы о причинах, которые привели предприятие к неплатежеспособности.

В разделе 4 плана финансового оздоровления предлагается перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Он оформляется в виде таблицы, которая становится приложением 2 к бизнес-плану. В ней, кроме перечня предлагаемых мероприятий, указываются сроки их проведения и необходимые для этого финансовые средства.

В методических рекомендациях по составлению бизнес-плана приводится перечень мероприятий:

-         смена руководства предприятия;

-         инвентаризация;

-         оптимизация дебиторской задолженности;

-         снижение издержек производства;

-         продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

-         продажа незавершенного строительства;

-         оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;

-         продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;

-         конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;

-         применение прогрессивных технологий, механизация, автоматизация производства;

-         совершенствование организации труда;

-         капитальный ремонт, модернизация основных средств, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных средств.

Раздел 5 бизнес-плана называется «Рынок и конкуренция». В этом разделе дана характеристика рынка, на котором работает предприятие, его емкость и размер, группы потребителей, действующие и предполагаемые цены на рынке данной продукции, альтернативные варианты планируемого объема продаж исходя из предполагаемой цены и ожидаемой конкуренции. Очень важно правильно оценить последствия установления не только низких, но и чрезмерно высоких цен, поскольку получение высоких прибылей привлекает новых конкурентов. При прогнозировании доходов от продаж следует учитывать возможную реакцию не только конкурентов, но и покупателей, а также цикл покупок продукции потенциальными потребителями.

Сведения о хозяйствующих субъектах, участвующих на том же товарном рынке, что и рассматриваемое предприятие, оформляется в отдельную таблицу, которая выносится в виде приложения 3 к бизнес-плану.

В круг сведений, включаемых в таблицу, входят: название хозяйствующего субъекта, объем его производства и поставок на рынок, а также доля этих поставок в общем объеме поставок на рынок всеми хозяйствующими субъектами. В результате делается вывод о типе рынка данной продукции.

Для успешной реализации замыслов предприятия важна его деятельность в сфере маркетинга, которой посвящается 6 раздел бизнес-плана. В нем находят отражения замыслы предприятия по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, стратегии развития самого предприятия, каналам распространения продукции, а также комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя, который называется системой маркетинговых коммуникаций.

Раздел 7 бизнес-плана посвящен порядку разработки производственной программы предприятия и носит название «План производства». В нем, исходя из имеющихся производственных мощностей и конъюнктуры рынка, определяются объем выпуска продукции в натуральных показателях по всей номенклатуре и планируемый объем продаж продукции в денежном выражении по каждому ее виду. Производится расчет потребности в материальных и трудовых ресурсах на производственную программу, определяется смета расходов и производится калькуляция себестоимости планируемой продукции, а также потребность предприятия в дополнительных инвестициях. При этом перечень расходов, принимаемых в расчет должен соответствовать действующим нормативным актам.

Завершается бизнес-план разделом 8 – разработкой финансового плана. Он включает в себя прежде всего прогноз финансовых результатов деятельности предприятия, а также формирование источников финансирования потребности в дополнительных инвестициях, размер которых был определен в разделе 7 бизнес-плана.

Прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия производится исходя из расчетов, полученных в разделах 5 «Рынок и конкуренция», 6 «Деятельность в сфере маркетинга предприятия» и 7 «План производства». Они позволяют определить прогнозируемую балансовую прибыль предприятия, платежи в бюджет из прибыли и чистую прибыль предприятия.

Источниками финансирования потребности в дополнительных инвестициях являются увеличение размера акционерного капитала в течение периода реализации проекта, использование привлеченного капитала в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, а также так называемые прочие источники финансирования (задолженность по оплате труда, расчетам с бюджетом, имущественному и личному страхованию и т.п.). Разность между потребностью в дополнительных инвестициях и суммой указанных источников финансирования представляет собой размер необходимой предприятию государственной финансовой поддержки.

После разработки предприятием плана финансового оздоровления (бизнес-плана) он в течение месяца подлежит согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти субъекта федерации, а также с Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и Минфином РФ. В дальнейшем бизнес-план согласовывается также с ФСФО и министерством экономики РФ. В случае отсутствия возражений в течение 20 календарных дней от последней инстанции план финансового оздоровления (бизнес-план) рассматривается и утверждается ФСФО.


3. Финансовый анализ платежеспособности предприятия

3.1 Финансовый анализ АО «Комфорт»


Хабаровская организация АО «Комфорт» занимается реализацией товаров для дома. Для того, чтобы иметь понятие о том, устойчиво ли финансовое положение организации, не грозит ли ему банкротство, проведем следующие виды финансового анализа:

·        анализ финансовой устойчивости – определения платежеспособности предприятия;

·        анализ ликвидности баланса – оценки способности предприятия рассчитываться по своим обязательствам (кредитоспособности);

В таблице 1 в агрегированном виде приведены данные бухгалтерского баланса Хабаровского ОА «Комфорт»,  за 2002 год.

Таблица 1.

Бухгалтерский баланс


Код 

На нача-

На конец

АКТИВ

стр.

ло года

года


тыс.руб.

тыс.руб.

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы (04,05)

110

10 500

12 000

Основные средства (01, 02, 03)

120

30 000

35 000

Незавершенное строительство (07,08,61)

130

500

500

Доходные вложения в материальные ценности

135

0

0

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

0

0

Прочие внеоборотные активы

150

0

0

ИТОГО по разделу I

190

41 000

47 500

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

210

11 200

78 500

в том числе:




                 Сырье,материалы и другие аналогичные




                 Ценности (10,14,15,16)

211

7 500

65 050

                 Затраты в незавершенном производстве




                 (издержках обращения) (20,21,23,29,30,36,44)

213

700

1 800

                 Готовая продукция и товары для




                 Перепродажи (14,15,16,20,41,42,43)

214

2 600

11 000

                 Товары отгруженные (45)

215

300

50

                 Расходы будущих периодов (97)

216

100

600

                 Прочие запасы и затраты

217

0

0

Налог на добавленную стоимость по приобретенным




ценностям (19)

220

1 300

12 800

Дебиторская задолженность (платежи по которой




ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

600

1 000

Дебиторская задолженность (платежи по которой




ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

14 000

92 000

Краткосрочные финансовые вложения (58,59,81)

250

2 000

1 000

Денежные средства

260

8 700

25 100

в том числе:




                 Касса (50)

261

50

50

                 Расчетные счета (51)

262

8 600

25 000

                 Валютные счета (52)

263

0

0

                 Прочие денежные средства (55,57)

264

50

50

Прочие оборотные активы

270

200

2 000

ИТОГО по разделу II

290

38 000

212 400

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

79 000

259 900


Код 

На нача-

На конец

ПАССИВ

стр.

ло года

года

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал (80)

410

10 100

35 500

Добавочный капитал (83)

420

0

0

Резервный капитал (82)

430

2 000

5 000

Фонд социальной сферы (84)

440

0

0

Целевые финансирование и поступления (86)

450

32 100

35 500

Нераспределенная прибыль прошлых лет (84)

460



Непокрытый убыток прошлых лет (84)

465



Нераспределенная прибыль отчетного года (99)

470



Непокрытый убыток отчетного года (99)

475



ИТОГО по разделу III

490

44 200

76 000

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ




Заемные средства (67)

510

100

100

Прочие долгосрочные пассивы

520

0

0

ИТОГО по разделу IV.

590

100

100

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ

Заемные средства (66)

610

4 000

50 000

Кредиторская задолженность

620

30 500

133 500

Задолж. Участникам (учредителям) по выплате доходов (70,75)

630

50

100

Доходы будущих периодов (98)

640

50

100

Резервы предстоящих расходов (96)

650

50

50

Прочие краткосрочные обязательства

660

50

50

ИТОГО по разделу V.

690

34 700

183 800

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

79 000

259 900

3.2 Анализ финансовой устойчивости


Внешним проявлением финансовой устойчивости любого предприятия является платежеспособность, то есть способность предприятия обеспечивать собственными и заемными источниками платежи по основным и оборотным производственным фондам для непрерывного процесса производства. Платежеспособность определяется степенью обеспеченности запасов и затрат источниками формирования.

Различают четыре типа финансовой устойчивости[1]:

·        Абсолютная устойчивость финансового состояния – наличие у предприятия излишка собственных источников формирования «Запасов» (СОС), что соответствует неравенству (1):

СОС ³ 0,                           (1)

Где СОС = ПIII – АI – З НДС

ПIII – итог раздела III пассива баланса «Капиталы и резервы»;

АI – итог раздела I актива баланса «Внеоборотные активы»;

 З НДС - запасы предприятия с учетом НДС.

·        Нормально устойчивое финансовое состояние – «Запасы» обеспечиваются суммой собственных средств предприятия и долгосрочных заемных средств, что соответствует неравенству (2):

СОС < 0; СДС ³ 0                   (2)

Где СДС = СОС + П IV ,

       П IV - итог раздела IV пассива баланса «Долгосрочные обязательства».

·        Неустойчивое финансовое состояние – «Запасы» обеспечиваются за счет собственных и заемных средств (долгосрочных и краткосрочных), что соответствует неравенству (3):

СОС < 0; СДС < 0; СЗС ³ 0        (3)

Где СЗС = СДС + ЗС,

        ЗС – краткосрочные займы и кредиты.

·        Кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства) – «Запасы» не обеспечиваются источниками формирования, что соответствует неравенству (4):

СОС < 0; СДС < 0; СЗС < 0           (4)

Где СОС – излишек или недостаток собственных оборотных средств;

       СДС – излишек или недостаток собственных оборотных средств и

                   долгосрочных заемных средств;

       СЗС – излишек или недостаток собственных оборотных средств и заемных

                  Средств (долгосрочных и краткосрочных).

В таблице 2 приведены расчеты для анализа финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 2.

Результаты расчетов для анализа финансовой устойчивости


Показатели

Код строки баланса

Значение, тыс. руб.

На начало периода

На конец периода

1. Источники собственных средств

490

44200

76000

2. Внеоборотные активы

190

41000

47500

3. Наличие собственных оборотных средств

(стр. 1 – стр. 2)

расчетная

3200

28500

4. Долгосрочные займы и кредиты

510

100

100

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных оборотных средств (стр. 3 + стр. 4)

расчетная

330

28600

6. Краткосрочные займы и кредиты

610

4000

50000

7. Общая величина источников формирования запасов (стр. 5 + стр. 6)

расчетная

7300

78600

8. Запасы и НДС

210 + 220

12500

91300

9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр. 3 – стр. 8), СОС

расчетная

-9300

-62800

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных оборотных средств (стр.5 – стр.8), СДС

расчетная

-9200

-62700

11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов (собственные, долгосрочные и краткосрочные заемные источники (стр.7 – стр.8), СЗС

расчетная

-5200

-12700


Данные таблицы 3 и неравенств (1) – (4) позволяют сделать вывод, что на начало периода предприятие находилось в кризисном финансовом состоянии:

СОС = -9300 < 0; СДС = -9200 < 0; СЗС = -5200 < 0;

На конец периода – также в кризисном финансовом состоянии:

СОС = -62800 < 0; СДС = -62700 < 0; СЗС = -12700 < 0;

Платежеспособность предприятия остается низкой из-за необеспеченности запасов и затрат собственными и приравненными к ним долгосрочными заемными средствами.


3.3 Анализ ликвидности баланса


Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, то есть его способность рассчитываться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

По степени ликвидности активы делятся на:

-         наиболее ликвидные активы (сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений предприятия), НЛА;

-         быстро реализуемые активы (сумма дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и прочих активов), БРА;

-         медленно реализуемые активы (сумма дебиторской задолженности со сроком погашения более года, запасов, за исключением расходов будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям и долгосрочные финансовые вложения), МРА;

-         труднореализуемые активы (внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений), ТРА;

По срочности обязательств пассивы подразделяются на:

-         наиболее срочные обязательства (Сумма кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов), НСО;

-         краткосрочные пассивы (краткосрочные займы и кредиты), КПС;

-         долгосрочные пассивы (итог раздела IV пассива баланса), ДПС;

-         постоянные пассивы (сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, скорректированная на величину расходов будущих периодов), ПСП.

Для соблюдения абсолютной ликвидности баланса должны соблюдаться следующие неравенства:

НЛА ≥ НСО         (1)

БРА ≥ КСП          (2)

МРА ≥ ДСП         (3)

ТРА ≤ ПСП          (4)

Неравенства (1) и (2) характеризуют текущую ликвидность, неравенства (3) и (4) – перспективную.

Порядок расчета и результаты для анализа ликвидности баланса АО «Комфорт» приводятся в таблице 3.

Таблица 3.

Анализ ликвидности баланса

Показатели актива баланса

Код строки баланса

Значение, тыс. руб.

Показатели пассива баланса

Код строки баланса

Значение, тыс. руб.

Платежный излишек (недостаток), тыс. руб.

На начало периода

На конец периода

На начало периода

На конец периода

На начало периода

На конец периода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Наиболее ликвидные активы, НЛА

Стр.250+

Стр.260

10700

26100

1. Наиболее срочные обязательства, НСО

Стр.620+

Стр.630+

Стр.660

30600

133650

-19900

-107550

2. Быстро реализуемые активы, БРА

Стр.240+

Стр.270

14200

94000

2. Краткосрочные пассивы, КСП

Стр.610

4000

50000

10200

44000

3. Медленно реализуемые активы, МРА

Стр.135+

Стр.140+

Стр.210-

Стр.216+

Стр.220+

Стр.230


13000

91700

3. Долгосрочные пассивы, ДСП

Стр.590

100

100

12900

91600

4. Труднореализуемые активы, ТРА

Стр.190-

Стр.135-

Стр.140

41000

47500

4. Постоянные пассивы, ПСП

Стр.490+

Стр.640+стр.650-

Стр.216


44200

76550

-3200

-29050

Коэффициент общей ликвидности

Ко.л. = (НЛА + 0,5 БРА + 0,3 МРА)/(НСО + 0,5 КСП + 0,3 ДСП)

0,66

0,63




Для комплексной оценки ликвидности баланса рассчитывается коэффициент общей ликвидности баланса. Для соблюдения ликвидности коэффициент должен быть больше или равен единице.

На основе полученных данных следует вывод о низкой ликвидности данного предприятия. Неравенство (1) не соблюдено (платежный недостаток на начало периода – 19900 тыс. руб., на конец периода – 107550 тыс. руб.), что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным обязательствам. Несмотря на то, что неравенство (2) соблюдается (есть платежный излишек как на начало 10200 тыс. руб., так и на конец периода 44000 тыс. руб.), текущая платежеспособность предприятия неудовлетворительна.

Соблюдение неравенств (3) и (4) свидетельствует о достаточности перспективной ликвидности предприятия. Но в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные, а перспективная ликвидность – текущую.

Коэффициент общей ликвидности снизился с 0,66 до 0,63 из-за недостаточности наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что перед АО «Комфорт» стоит проблема выживания. Его финансовая политика решает кратковременные задачи, дающие положительный результат на коротком промежутке времени с возможным отрицательным результатом в будущем, что во многом обусловлено отсутствием финансовой стратегии предприятия – комплексной программы действий, главной целью которой является обеспечение предприятия необходимыми денежными ресурсами.

В рекомендациях по финансовой стабилизации АО «Комфорт» следует отразить разработку финансовой стратегии (например бизнес-план), проведение мероприятий по снижению себестоимости продукции, привлечение заемных средств. Для изыскания внутренних резервов снижения затрат на управление в целях снижения затрат на производство рекомендуется проведение финансово-стоимостного анализа структурных подразделений предприятия.




Заключение

Таким образом, необходимость контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово - хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания, не позволяющих предприятию потерпеть полный крах (банкротство). Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется. Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово - хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.

Особому контролю подвержены предприятия, обладающие долей собственности государства, имеющие ключевые позиции на рынке товаров (работ, услуг), неплатежеспособность которых может породить очередной экономический кризис. С этой целью и была создана Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, основной задачей которой является предотвращение экономических кризисов в стране.

В данной работе показана законодательная база, регулирующая процесс банкротства и восстановления предприятий, показаны меры воздействия на негативные процессы в деятельности хозяйствующего субъекта, стратегии выхода из кризиса.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)

2.     Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 25 июля 2000 г.)

3.     Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)

4.     Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 421 "О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)

5.     Распоряжение ФСФО РФ от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" (с изменениями от 5 июня 2001 г., 8 апреля 2002 г.)

6.     Распоряжение ФСФО РФ от 20 декабря 2000 г. N 226-р "О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности"

7.     Распоряжение ФСДН РФ от 23 декабря 1998 г. N 26-р "Об учете юридических и физических лиц, осуществляющих экспертную деятельность в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления"

8.     Распоряжение ФСФО РФ от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" (с изменениями от 5 июня 2001 г., 8 апреля 2002 г.)

9.     Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (утв. ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. N 33-р)

10. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001.

11. Финансы. Учебное пособие//Под ред. д.э.н., проф. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 1996.



[1] Справочник финансиста предприятия. 3-е издание, доп. и переработанное. М.: ИНФРА-М, 2001, стр. 177.