Финансовое право

Контрольная работа

Задачи

Вариант № 2

Задача № 1

Отношения, возникающие при выплате денежных средств в качестве налога за землю, либо платы за аренду земли являются на первый взгляд отношениями, входящими и исключительно  в сферу регулирования налогового законодательства. Однако следует учитывать и объект регулирования. В данном случае объектом будет являться отношения, возникающие по поводу земли и иные сопутствующие отношения. Соответственно интересующая нас ситуация не может регулироваться  исключительно налоговыми нормами. Это сложные правоотношения, регулирующиеся несколькими отраслями права, и находящимися в пограничной зоне. Кроме земельных и налоговых, данные отношения в области выплат по арендной плате за пользование землями попадут также в область регулирования гражданского права. Действительно, отношения, возникающие между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, по уплате платы за аренду земли не подпадают под определение налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1]. Отсутствует безвозмездность. А то обстоятельство, что законодатель определяет размер платы за аренду земли, означает лишь его желание упростить данный вид отношений, и не устанавливать плату в каждом конкретном случае, а определить ее единовременно, предоставляя контрагенту, право присоединится к договору аренды с установленной ценой, либо не заключать его. Итак, отношения, возникающие при взимании земельного налога, а также при уплате платы за аренду земли, это сложносоставные отношения, регулируемые различными отраслями права (гражданского, земельного, налогового и др.).

При решении задачи № 1 мною будут использованы следующие нормативно-правовые акты:

1.     ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2.     ЗАКОН РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

В задаче прямо указанно использовать закон «О плате за землю» для решения данной задачи, поэтому вопрос о регулировании отношений указанных в задаче данным законом не является состоятельным. Земельный Кодекс РФ подлежит применению для разрешения предложенных  вопросов, поскольку именно им устанавливаются основные определения и понятия в отношении земельных отношений.

Рассмотрим понятийный аппарат необходимый для решения данной задачи.

Земля – это природный объект и природный ресурс, а также земельный участок или его части[2].

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке[3].

Участники земельных отношений – это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования[4].

Для удобства рассмотрения вопросов предложенных для разрешения построим таблицу.

Юридические факты, служащие основанием для возникновения правоотношений по уплате платы за землю.

Субъекты правоотношений по уплате платы за землю.

1.     Пользование любым  земельным участком, в чьей бы собственности он не находился. Пользование в данном случае понимается, как обладание земельным участком на законных основаниях (пожизненное наследственное владение, безвозмездное срочное пользование, и т.д.), а не как  фактическое пользование земельным участком. Однако  незаконное пользование земельным участком не будет являться основанием для освобождения лица от уплаты земельного налога;

2.     Аренда земельного участка принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, должна быть опосредована договором аренды земельного участка, который также подлежит регистрации в органах юстиции, в случае если он заключен сроком более чем на один год.

1.     собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

2.     землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

3.     землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

4.     арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

5.     обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)[5];

6.     Арендодатели;

7.     Российская Федерация, Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в лице уполномоченных органов.

Примечание:

1.     При рассмотрении данной таблицы необходимо учитывать, что законом «О плате за землю», регулируются отношения, между российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и их уполномоченными органами с одной стороны (обязательная сторона), и множественностью субъектов с другой стороны.

2.     В ст. 1 Закона РФ «О плате за землю», используется, также понятие нормативная цена за землю, но она не является самостоятельной платой, а имеет лишь второстепенное значение ля определения цены, при покупке и выкупе земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита[6].

Задание № 2

Отношения, описанные в данной задаче, являются бюджетными отношениями. Данный вид правоотношений возникает между участниками бюджетных отношений, которыми в соответствии  с действующим законодательством являются: Президент Российской Федерации; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно - кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия[7].

         Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Отношения данного вида возникают по поводу, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. А, также осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.[8]

Бюджетные правоотношения в Российской Федерации регулируются Бюджетным Кодексом РФ и Законом о Бюджете, который принимается каждый год.

При решении задачи № 2 мною будут использованы следующие нормативно-правовые акты:

1.     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, от 31.07.1998 N 145-ФЗ

2.     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002) «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД»

В 2002 году государственная финансовая поддержка досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов осуществляется за счет:

1.     Средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

2.     Субсидий, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации[9].

Средства вышеуказанных фондов отражаются в бюджетах субъектов Российской Федерации. Используются для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров, медикаментов и лекарственных средств, продукции материально - технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. С целью снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В ст. 49 Федеральный Закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002)  «О федеральном бюджете на 2002 год», также содержится указание на запрет использования средств данных фондов на закупку и доставку пива, винно-водочных и табачных изделий.

         Субсидии, выделяемые из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации. Данные средства используются для обеспечения государственной финансовой поддержки закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации[10].

В случае появления временного кассового разрыва в 2002 г. он покрывался Правительством Российской Федерации за счет предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации беспроцентных бюджетных ссуд, из федерального бюджета[11].

Кассовый разрыв росписи доходов и расходов – это несоответствие росписи доходов и расходов, ее перекос, либо в части доходов, либо расходов, по конкретным статьям, либо в целом.

Роспись доходов и расходов, это «баланс» государства, на ее основе строится бюджет на определенный год.

 

Список литературы

1.     Бельский К.С. Финансовое право : Наука, история, библиогр.. - М.: Юрист, 1995. - 208 с.

2.     Грачева Е.Ю. Куфакова Н.А. Пепеляев С.Г. Финансовое право России : [Учеб. для вузов и фин. учреждений].. - М.: ТЕИС, 1995. - 232 с.

3.     Артемов Н.М. Горбунова О.Н. Денисова И.Г. Жданов А.А. Финансовое право : [Учеб. для вузов по направлению и спец. "Юриспруденция"] / Отв. ред. Горбунова О.Н. - М.: Юристъ, 1996. - 400 с.

4.     Карасева М.В. Крохина Ю.А. Финансовое право : Крат. учеб. курс.. - М.: НОРМА-ИНФРА.М, 2001. - 279 с.- (Крат. учеб. курсы юрид. наук).

5.     Земельный Кодекс Российской  Федерации»,  от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

6.     Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)

7.     Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2002 год», от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002)

8.     «Бюджетный кодекс Российской Федерации», от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

                                                                              

                                                                                     Работа выполнена 17.03.2003                                                     


[1] П. 1, ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (Часть первая), от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в редакции от 30.12.2001, с изменениями от 09.07.2002.

[2] П. 1, ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

[3] П. 2, ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

[4] П. 1, ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

[5] П. 3, ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

[6] Ч. 4, ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю»

[7] Ст. 152 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

[8] Ст. 1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

[9] Ст. 49 Федеральный Закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002)  «О федеральном бюджете на 2002 год»   

[10] Ст. 49 Федеральный Закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002)  «О федеральном бюджете на 2002 год»   

[11] Ст. 69 Федеральный Закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002)  «О федеральном бюджете на 2002 год»