Содержание
1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций. 3
2. Аудит расчетов с подотчетными лицами. 10
3. Аудит расчетов по оплате труда. 18
Список литературы.. 25
1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций
Последовательность проведения проверки денежных средств, кассовых
и банковских операций приведена в таблице 1.
Таблица 1
Проверка кассы и кассовых операций |
Проверка операций по расчетному и другим счетам в банке |
Проверка операций по прочим денежным средствам |
|||
1. |
Проверка кассовой |
1. |
Проверка остатков на |
1. |
Проверка |
|
наличности |
|
счетах в банке и |
|
фактического наличия |
2. |
Проверка мест |
|
сверка их с учетными |
|
прочих денежных |
|
хранения денежных |
|
данными |
|
средств и денежных |
|
средств и обеспечения |
2. |
Проверка |
|
документов |
|
сохранности их |
|
своевременности и |
2. |
Проверка хранения |
3. |
Проверка записей в |
|
полноты |
|
денежных средств и |
|
кассовой книге |
|
оприходования |
|
документов |
4. |
Проверка соблюдения |
|
денежных средств в |
3. |
Проверка операций по |
|
кассовой дисциплины |
|
кассе |
|
движению денежных |
|
и порядка ведения |
3. |
Проверка |
|
средств и документов |
|
кассовых операций |
|
правильности |
4. |
Проверка учета |
5. |
Проверка приходных |
|
заполнения корешков |
|
денежных средств (по |
|
и расходных кассовых |
|
чеков |
|
ведомостям и |
|
ордеров по форме и |
4. |
Проверка выписок |
|
журналам - ордерам) |
|
содержанию |
|
банка и приложенных |
|
|
6. |
Проверка учета |
|
к ним документов |
|
|
|
кассовых операций |
5. |
Проверка учета |
|
|
|
(ведомостей и |
|
банковских операций |
|
|
|
журналов-ордеров) |
|
по ведомостям и |
|
|
7. |
Составление акта |
|
журналам-ордерам |
|
|
|
проверки кассы |
|
|
|
|
Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты [4, стр. 18]:
- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;
- наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
- отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.
Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.
При проверке кассы и кассовых операций следует проверить:
1) сохранность денежных средств и соответствие фактического наличия денежных средств данным бухгалтерского учета. Проверку начать с инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, обеспечивая при этом внезапность проверки;
2) соблюдение кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации,
Результаты внезапной проверки кассовой наличности оформляют промежуточным актом за подписями аудитора, главного бухгалтера или его заместителя и кассира.
При проверке кассовых операций необходимо проследить за соблюдением кассовой дисциплины, в частности проверить использование денег, полученных из банка по целевому назначению, своевременность и полноту возврата денег в банк, соблюдение установленного банком лимита остатка денег в кассе и правил расчета наличными деньгами. При проверке полноты и своевременности сдачи наличных денег в банк следует
сопоставить списанные в расход по кассовым отчетам суммы с суммами, зачисленными банком на период по выпискам из расчетного счета.
Возможны следующие нарушения при ведении операций по кассе:
1) Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.
2) Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности).
Неоприходование денег по кассе связано со списанием полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных операций. Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными документами по кассе.
3) Излишнее списание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов, неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).
4) Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.
5) Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица; поступающими в кассу проверяемого предприятия). Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.
6) Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
7) Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Проверка банковских операций должна обеспечить проверку соблюдения законности правил совершения операций по расчетному счету и другим счетам в банке.
Прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.
Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.
При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:
- соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
- правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;
- правильность отражения конвертации рубля;
- наличие штампа банка на первичных документах, приложенным к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка, проводится встречная проверка в банке);
- обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированной зарплаты, алиментов и т.п.);
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке;
- полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).
Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.
При проверке операций по расчетному счету могут вскрываться незаконные операции при списании денежных средств на счета затрат, в частности:
- скрытое погашение дебиторской задолженности, которая должна быть отнесена на виновных лиц;
- перечисление денежных средств за материальные ценности, которые не приходуются в учете;
- перечисление сумм штрафов, наложенных на должностных лиц;
- перечисление денежных средств в погашение депонентской или другой задолженности подставным лицам и организациям и др.
Для учета операций в валюте предусмотрен счет 52 "Валютные счета", записи операций на котором ведут в валюте платежа (доллары США, немецкие марки и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств.
В соответствии с действующим законодательством основными формами расчетов по внешнеэкономической деятельности являются: предоплата, инкассо, расчеты через аккредитив, открытый счет.
Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:
- как зачислялась валютная выручка от реализации и других валютных операций при внешнеэкономической деятельности;
- законно ли открыты валютные счета;
- соответствуют ли сумм по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах;
- правильно ли применялись формы расчетов при внешнеэкономической деятельности;
- своевременно ли предоставлялись платежные поручения на продажу выручки, если зачисление валютной выручки прошло по транзитному счету;
- правильно ли оплачено комиссионное вознаграждение за открытие валютных счетов;
- правильно ли отражены в учете операции по покупке и продажи валюты;
- правильно ли рассчитаны и отнесены курсовые разницы;
- правильно ли перечислены авансы за импортную продукцию.
Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 "Специальные счета в банках".
Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо проверить:
- правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;
- правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек;
- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были);
- полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.д.);
- предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
- правильность составления бухгалтерских проводок;
- соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55.
Рассмотрим на примере некоторые положения аудиторской проверки денежных средств, кассовых и банковских операций.
Предмет проверки:
Учет денежных средств ведется в соответствии с нормативными документами.
Остатки по счетам денежных средств существуют в действительности, отражены и представлены в отчетности в полном объеме, верно и с использованием соответствующей учетной политики (табл.1.).
Таблица 1
№ шага |
Исполнитель программы, дата |
Аудиторские процедуры: содержание |
Время проведения (часов) |
№ рабочей бумаги |
1 |
Поршнев В.П. |
Получить перечень банковских счетов и согласовать остаток средств, показанный в балансе по статьям "Расчетные счета" и "Прочие денежные средства", с банковскими выписками. |
4 |
1 |
2 |
Поршнев В.П. |
Убедиться в правильности бухгалтерских записей по учету средств на счетах в банках. |
1 |
4 |
3 |
Измаилов А.Ю. |
Проверить порядок ведения учета и документального оформления кассовых операций. Убедиться в соответствии данных кассовой книги первичным документам и данным синтетического учета, а также в соблюдении организацией: - требования Порядка ведения кассовых операций в РФ; - лимита хранения наличных денег в кассе; - порядка расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, установленного законодательством. |
6 |
8 |
4 |
Измаилов А.Ю. |
Убедиться в правильности учета прочих денежных средств, учитываемых на бухгалтерских счетах |
2 |
15 |
Результаты внезапной проверки кассовой наличности оформляют промежуточным актом за подписями аудитора, главного бухгалтера или его заместителя и кассира. Рекомендуется составлять акт по следующей форме:
Акт
аудиторской проверки движения денежных средств в кассе
г. _______________________
«___»_____________200_г.
Мною, аудитором _____________________ с участием главного бухгалтера ____________________ в присутствии кассира _______________________ произведена проверка приходных и расходных документов по движению денежных средств за период с _________ по ________ 200_г.
Проверкой установлено:
Остаток денежных средств по данным учета по состоянию на _______ 200_г. составил __________ р.
Совершены операции с денежными средствами в кассе:
Содержание операций |
Денежные средства |
|
приход |
расход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исправительные записи по приходу:
_________________________________________
Исправительные записи по расходу:
_________________________________________
Остаток денежных средств по данным инвентаризации по состоянию на _________ 200_г. составил _______________________р.
Результат:
Недостача: ________________р.
Излишек: _________________р.
Приложения:
1. Объяснения от кассира от __________200_г.
2. Копии кассовых ордеров №№ ___________ от ________ 200_г.
3. Акт инвентаризации кассы от ___________ 200_г.
Аудитор
Главный бухгалтер
Кассир
2. Аудит расчетов с подотчетными лицами
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. При этом в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами отражаются достаточно просто.
Тем не менее, практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Нередко ошибки допускают сами руководители организаций.
Подотчетными лицами являются работники организации, получившие под отчет наличные суммы денежных средств на предстоящие операционные, административно-хозяйственные и командировочные расходы.
Основная задача проверки расчетов с подотчетными лицами – проверка обеспечения сохранности подотчетных сумм, установление целевого их использования и выявления незаконных, экономически нецелесообразных расходов.
Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок - это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета. Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:
· авансовые отчет;
· приказы о направлении сотрудников в командировки;
· командировочные удостоверения;
· копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы;
· список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;
· сметы представительских расходов;
· приказы об утверждении смет представительских расходов;
· оправдательные первичные документы.
Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих бухгалтерский регистрах:
· журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (при журнально-ордерной форме учета);
· главная книга;
· иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, в зависимости от принятой на предприятии форме счетоводства.
Основными признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля являются:
· отсутствие приказов на выдачу наличных или неисполнение приказов;
· отсутствие системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных;
· несоблюдение установленных учетной политикой сроков отчета по подотчетным суммам;
· отсутствие виз руководителя на авансовых отчетах.
Если сотрудник предприятия направляется в командировку, то ему также выдаются деньги под отчет. При этом суточные за время командировки выплачиваются: на территории РФ - в российской валюте по нормам, установленным действующим законодательством; за время пребывания на иностранной территории - в иностранной валюте по нормам, установленным для работников, выезжающих во временные командировки из РФ за границу [8, ст. 264].
За день выезда в служебную командировку за границу суточные выплачиваются в размере 100 процентов установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при возвращении в РФ суточные не выплачиваются. В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50 процентов установленной нормы. При направлении работника в командировку в две или более страны суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100 процентов по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны убывания.
При предоставлении бесплатного жилого помещения в месте командировки выплата средств на эту цель не производится. Суммы за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.
Работники, направленные в командировку за границу и получившие под отчет иностранную валюту, в случае недостачи в кассу предприятия остатка валюты сверх суммы, принятой по авансовому отчету, обязаны возместить ущерб в иностранной валюте.
При составлении расчета по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму расходов, которые были списаны на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов [2, с. 217].
При аудиторской проверке расчетов с подотчетными лицами используются различные методы получения аудиторских доказательств:
· наблюдение или участие в инвентаризации;
· наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
· устный опрос;
· получение письменных подтверждений;
· проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
· проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
· проверка арифметических расчетов;
· анализ.
Указанные методы применяются к различным объектам контроля и служат для выявления одного или нескольких возможных нарушений.
Программа аудиторской проверки. Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии.
Для выработки мнения о состоянии расчетов с подотчетными лицами аудитору необходимо провести опрос ответственных работников (главного бухгалтера, руководителя). По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.
Если по результатам опроса и экспресс анализа отчетности расчеты с подотчетными лицами составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку расчетов в обычном порядке, т.е. сплошным методом.
Если удельный вес расчетов с подотчетными лицами велик и имеются следующие замечания, как приобретение МПЗ на суммы, превышающие лимит (60000 рублей между юридическими лицами), размеры задолженности за подотчетными лицами превышают разумные границы, погашение задолженности за подотчетными лицами не производится, то такие факты могут стать для аудитора основанием для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности и соответствия бухгалтерского учета федеральному закону о бухгалтерском учете.
Перечень аудиторских процедур. Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами являются:
Процедура 1 - проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги их кассы на хозяйственные расходы и другие виды расходов, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 2 - проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицами, не отчитавшихся по ранее полученным авансам.
Процедура 3 - проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям на которые они были выданы.
Процедура 4 - проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия (наличие договоров, контрактов, подрядов).
Процедура 5 - проверка правильности списания подотчетных сумм на расходы в бухгалтерском учете, налоговом учете
В случаях, когда суммы расходов списываются за счет собственных средств предприятия, аудитору необходимо удостовериться в том, что существует решение руководителя о списании соответствующих сумм с подотчетного лица и начислен ли подоходный налог на эту сумму.
Могут быть использованы и другие процедуры:
· проверка оправдательных документов, приложенных к авансовому отчету;
· проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;
· проверка правильности возмещения командировочных расходов;
· проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам;
· проверка соответствия записей в авансовых отчетах с суммами, отражаемыми по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами. Нередко в организациях допускаются ошибки в расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку) в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:
1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:
- выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы;
- выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
- выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;
- несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
- списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:
- отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
- отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке;
- несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
- отсутствие приказов (распоряжений) об уплате суточных сверх установленных норм;
- отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
- нарушение порядка удержания налога на доходы физических лиц с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
- некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.
4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:
- выделение сумм НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;
- списание на затраты сумм НДС от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
5. Нарушения порядка учета представительских расходов:
- несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете;
- отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.
6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:
- некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
- неправильное выделение остатков на конец отчетного периода.
Аудитору при проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:
- наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
- правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);
- имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;
- правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
- правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;
- наличие оправдательных документов;
- полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм;
- правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках (при этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировкам, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки);
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;
- правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере N 7 по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и главной книге (при журнально-ордерной форме учета).
В качестве примера аудита расчетов с подотчетными лицами рассмотрим аудиторскую проверку расчетов с работниками по командировкам.
Как правило, командировочные расходы это лишь малая часть всех затрат предприятия. Поэтому бухгалтеры зачастую не придают этим расходам должного значения. Но такое поведение весьма опрометчиво. Ошибки в учете командировочных расходов могут привести к занижению налогооблагаемой прибыли, НДС, подоходного налога и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению руководителя организации для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Помимо командировок на территории Российской Федерации сотрудники организации могут быть командированы и за рубеж.
Командировка в страну, входящую в состав СНГ, как и на территорию Российской Федерации, оформляется приказом руководителя и командировочным удостоверением.
Работнику выплачиваются суточные за время пребывания в командировке, а также возмещаются расходы, связанные с проездом, провозом багажа, наймом жилого помещения, получением заграничного паспорта и виз, пропиской паспорта и уплатой комиссионных при обмене чека в банке на иностранную валюту.
Командированный за границу сотрудник получает в кассе аванс в иностранной валюте. Расходовать выданные под отчет суммы следует по назначению; передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается. Новые авансы подотчетному лицу выдаются лишь при условии полного расчета по ранее выданному ему авансу.
Расчеты с подотчетными лицами, получившими под отчет валюту, ведутся в иностранной валюте в рублевом эквиваленте. Учет расчетов с подотчетными лицами по командировкам внутри страны и за рубежом ведется с применением счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
По возвращении из командировки командированное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет о произведенных командировочных расходах. Срок представления авансового отчета - 10 календарных дней с даты окончания служебной командировки за пределы Российской Федерации.
Авансовый отчет является основным документом, на основании которого производится списание задолженности с подотчетного лица. После того как руководителем организации признана целесообразность расходов, включенных работником в авансовый отчет в рублях и в валюте, бухгалтер должен проверить правильность составления этого отчета, а также соответствие и комплектность предъявленных документов, подтверждающих данные расходы. Затем производится расчет суточных и расходов по найму жилья в установленных пределах. Эти расходы, возмещаемые работнику в пределах норм, а также оплата проезда к месту командировки, оформления выезда за границу и др. относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) организации.
В бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 20(26,44), Кредит 71.
По окончании командировки организация обязана в течение 10 календарных дней представить в банк авансовый отчет с приложением всех документов, подтверждающих расходы. При непредставлении авансового отчета банк имеет право отказать в выдаче суммы задолженности по отчету.
Кроме авансового отчета в банк представляется отчет клиента.
Пример расчета командировочных расходов и порядка заполнения авансового отчета.
Сотрудником организации представлены авансовый отчет о служебной командировке в Нью-Йорк и документы, подтверждающие фактические расходы. Срок командировки - шесть дней. 4 января получен аванс в размере 1900 долл. США и 100 руб. (курс Банка России на дату выдачи аванса составлял 30 руб. 14 коп.за 1 долл.).
Выдача аванса отражена в учете следующим образом:
Дебет 71-2, Кредит 50-2 - 57 266 руб. (1900 х 30,14),
Дебет 71-1, Кредит 50-1 - 100 руб.
Утвержденные нормы суточных в США 67 долл. Норма, утвержденная советом директоров, - 75 долл. (курс доллара на день представления отчета 30 руб. 51 коп.за 1 долл.). Согласно авансовому отчету произведены следующие расходы:
Оплата авиабилетов Москва - Нью-Йорк - Москва |
800долл (24408 руб.) |
Оплата услуг гостиницы в т.ч.: по нормам (100 долл. в сутки) сверх норм |
600 долл. (18306 руб.) 100 * 5 = 500 долл. (15255 руб.) 20 * 5 = 100 долл. (3051 руб.) |
Суточные в т.ч.: по норме сверх норм |
375 (11441 руб. 25 коп.) 67 * 5 = 335 долл. (10220 руб.85 коп.) 8 * 5 = 40 долл. (1220 руб. 40 коп.) |
Суточные в рублях на день пересечения границы |
100 руб. |
Оплата такси из аэропорта при возвращении из командировки (возмещению не подлежит) |
250 руб. |
Отчет утвержден в сумме 54255 руб. 25 коп.
Всего расходы по нормам составили: 24 408 руб. + 15 255 руб. + 10 220 руб. 85 коп. = 49 883 руб. 85 коп.
Расходы сверх норм составили: 3051 руб. + 1220 руб. 40 коп. = 4271 руб. 40 коп.
При списании расходов в бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет 26-1, Кредит 71-2 - 1635 долл.(49 883 руб. 85 коп.),
Дебет 26-1, Кредит 71-1 - 100 руб.,
Дебет 26-2, Кредит 71-2 - 140 долл.(4271 руб. 40 коп.).
Положительная курсовая разница, возникшая с момента выдачи валюты до момента подписания отчета, составила 703 руб. (30 руб. 51 коп. - 30 руб. 14 коп.) х 1900 долл.
Эта разница отражена в учете бухгалтерской записью:
Дебет 71-2, Кредит 91 - 703 руб.
Остаток неиспользованных сумм был сдан в кассу, в бухгалтерском учете произведена запись:
Дебет 50-2, Кредит 71-2 - 125 долл. (3813 руб. 75 коп.).
Таким образом, для оформления зарубежных командировок сотрудников и подтверждения валютных расходов в бухгалтерии организации должны быть собраны документы: копия заявки с отметками банка, копия отчета, сданного в банк, с его отметками, авансовый отчет командированного лица и Журнал учета справок по форме N 0406007.
При проведении аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами по командировкам целесообразно использовать следующие методы сбора аудиторских доказательств:
1. Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
2. Устный опрос;
3. Получение письменных подтверждений;
4. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
5. Проверка арифметических расчетов;
6. Анализ.
Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами по командировкам представлен в таблице 2.
Таблица 2
Вопросник
№ п/п |
Вопрос |
Вариант ответа |
Информация или документ, который следует запросить |
1 |
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам |
Нет |
|
Да |
Журнал-ордер № 7 |
||
|
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки |
Нет |
|
Да |
Письменные распоряжения руководителя |
||
|
Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия |
Нет |
|
Да |
Приказ руководителя о возмещении |
||
|
Организован ли аналитический учет командировочных расходы в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения |
Нет |
|
Да |
|
||
|
Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки |
Нет |
|
Да |
|
3. Аудит расчетов по оплате труда
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности [6, стр.16].
Основные задачи аудита:
· оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
· оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
· оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
· проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
· проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Методы получения аудиторских доказательств. При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы [15, стр. 256]:
· проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
· проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
· устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
· проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
Аудит проверки расчетов с персоналом по оплате труда ведется по следующим направлениям:
- оплата труда основного персонала по категориям работников;
- оплата труда совместителей;
- оплата труда работников, привлекаемых по договорам гражданско - правового характера и получающих авторское вознаграждение;
- выплаты, производимые работнику в соответствии с действующим законодательством за не проработанное время;
- прочие выплаты, производимые работнику, как включаемые в ФОТ, так и не включаемые;
- выплаты заработной платы в натуральной форме;
- наличие материальной выгоды, возникающей у работника предприятия при определенных расчетах (займы).
При проверке расчетов по оплате труда сначала необходимо изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям и нормативам по начислению и выплате зарплаты. Также надо проверить, как соблюдается трудовое законодательство на предприятии, а именно ведется ли оформление сотрудников, как построена система оплаты труда и др. Прием работников на работу и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Обычно используются сдельная и повременная системы оплаты труда.
Главным источником информации при проверке расчетов по оплате труда являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (расчеты с депонентами), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции, и т.д.
Показатели аналитического учета по счету 70 должны соответствовать записям в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.
Не полученная в срок зарплата депонируется. При закрытии счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" на депонируемую сумму делается запись по дебету этого счета и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", на котором для этих целей открывается субсчет "Депоненты". Остаток денег из кассы, взятые из банка для зарплаты по истечении трех дней должен быть сдан на расчетный счет.
Заработная плата является элементом себестоимости продукции, работ, услуг. Но включается в себестоимость она по-разному. Заработная плата рабочих, непосредственно производящих продукцию, списывается на счет 20 "Основное производство". Заработная плата административно-управленческого персонала отражается на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в составе накладных расходов и списывается на тот же счет 26, но в конце месяца, вместе с другими накладными расходами. Иногда затрагиваются и другие счета.
Аудитору следует проверить лицевые счета и налоговые карточки, открываемые на каждого работника предприятия (как штатного, так и совместителя). Они оформляются на каждого работника на календарный год (либо с момента приема на работу - до окончания календарного года, с 1 января - до момента увольнения в текущем календарном году).
Совместно с налоговыми карточками и лицевыми счетами выборочной проверке подвергаются документы, подтверждающие перемещение работника на предприятии, изменение уровня оплаты его труда и квалификации:
- приказы о приеме на работу и увольнение;
- договоры гражданско-правового характера, трудовые соглашения;
- соглашения о полной или частичной материальной ответственности;
- приказы об отпусках (основных, дополнительных, учебных) или записки об отпусках;
- приказы о переводе;
- приказы об изменении оклада (тарифной ставки);
- приказы на премию, доплаты и иные дополнительные выплаты.
По итогам проверки начисления заработной платы проводится проверка обоснованности и правильности произведенных удержаний из сумм, начисленных работнику. В первую очередь проверяется их документальная обоснованность:
- наличие законодательной базы по обязательным удержаниям (законы, постановления Правительства и иные аналогичные документы);
- договоры на предоставление займов работнику;
- договоры на приобретение работниками товаров в кредит;
- заявления на внеочередные авансы и документы, подтверждающие их выплаты;
- выплаченные под отчет суммы, расход или возврат которых не подтвержден документально;
- письменные заявления работников на дополнительные удержания.
Отдельной проверке со стороны аудитора подлежит правильность исчисления налога на доходы физических лиц и обоснованность тех или иных вычетов по указанному налогу. В соответствии с действующим законодательством расчет и взыскание подоходного налога возлагаются на работодателя, начисляющего в пользу работника определенный доход, однако документальное подтверждение вычетов осуществляется непосредственно работником - получателем дохода. Документами, подтверждающими наличие вычетов и желание работника их использовать, являются:
- заявление работника об использовании имеющихся вычетов;
- копии документов, подтверждающих обоснованность вычетов.
При проверке правильности исчисления налога на доходы с физических лиц аудитор должен руководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено законом. Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников. Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.
Проверяя правильность и обоснованность начисления премий, аудитор сопоставляет информацию положения о премировании, приказов, расчетных ведомостей и лицевых счетов. Например, сотруднику начислена премия по результатам деятельности в отчетном периоде при отсутствии у него рабочих дней в этом периоде. Начисление премий должно быть санкционировано приказом руководителя, решением совета директоров и т.п. При возникновении подозрения в применении заниженных норм выработки (систематически выплачиваются премии за перевыполнение норм в размерах, значительно превышающих основную заработную плату) можно воспользоваться услугами эксперта-специалиста, который подтвердил бы или опроверг этот факт.
При контроле начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок. Если ошибки не обнаружено, то дальнейшие расчеты можно не проверять,
При проверке необходимо помнить следующее: простои не по вине рабочего оплачиваются в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), а полный брак не по вине работника оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за время, которое должно быть затрачено на эту работу по норме. Если работник работал в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра), то оплата производится в повышенном размере устанавливаемом коллективным договором предприятия, но не ниже чем предусматривается законодательством. А работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа - не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. За работу в праздничные дни рабочим-сдельщикам надо платить не менее чем по двойным сдельным расценкам, а работникам с часовыми или дневными тарифными ставками - не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада [14, стр. 244].
При проверке оплаты за время отпуска обращается внимание на дату начала отпуска по приказу и табелю, правильность определения расчетного периода и соответствие сумм заработной платы по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом счете. Для получения аудиторами доказательств могут быть составлены альтернативные расчеты отпускных по ряду сотрудников.
При расчете пособия по временной нетрудоспособности необходимо помнить, что размеры пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы. При непрерывном стаже работы до пяти лет - размер пособия 60 процентов заработка, до восьми лет - 80 процентов заработка, свыше восьми лет - 100 процентов заработка [14, стр. 260].
Помимо расчетов по оплате груда необходимо проверить правильность расчета единого социального налога и своевременность его перечисления в бюджет.
Процедуры проверки по существу расчетов по оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. Размер выборки аудитор определяет исходя из программы проверки и конкретных условий. Однако целесообразно, чтобы в выборку были включены расчеты с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех видов оплат и удержаний.
Рассмотрим практический пример (с условными данными) аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда.
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы таблицы 3.
Таблица 3
Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда.
№ п/п |
Содержание |
Ответы |
1 |
Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу? |
нет |
2 |
Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером? |
нет |
3 |
Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена? |
да |
4 |
Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда? |
нет |
5 |
Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда? |
нет |
6 |
Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? |
да |
7 |
Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих? |
нет |
8 |
Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением? |
да |
9 |
Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"? |
нет |
10 |
Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников? |
да |
11 |
Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? |
да |
12 |
Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя? |
да |
13 |
Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда? |
да |
14 |
Подписывают ли ведомости лица, составившие их? |
да |
15 |
Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры? |
нет |
16 |
Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда? |
нет |
17 |
Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний с оплаты труда? |
нет |
18 |
Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, пенсионному фонду, отчислениями во внебюджетные фонды? |
да |
19 |
Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда? |
да |
Таким образом, определяем, что система СВК работает слабо и риск контроля можно оставить на прежнем уровне.
В результате проверки правильности начисления оплаты труда 15-ти человек, были выявлены случаи расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и первичных документах.
Результаты аудита расчетов по оплате труда целесообразно отразить в таблицах.
Таблица 4
Проверка правильности начисления оплаты труда по данным первичных документов.
№п/п |
Ф.И.О. |
Наименование документа |
Начислено руб. |
Следует начислить, руб. |
Переплата, руб. |
Недоплата руб. |
1 |
Петров Д.П. |
табель учета рабочего времени |
46000 |
44160 |
1840 |
0 |
2 |
Шапошникова Г.П |
Табель учета рабочего времени |
33500 |
34560 |
0 |
1060 |
3 |
Итого: |
|
79500 |
78720 |
1840 |
1060 |
Таблица 4
Соответствие начисленной оплаты труда, значащейся в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях.
№п/п |
Ф.И.О. |
Начислено по первичным документам |
Отражено в ведомостях, руб. |
Отклонения, + |
Отклонения, - |
1 |
Бескусных М.П. |
15120 |
11520 |
|
3600 |
2 |
Валерин Г.Н. |
37760 |
73760 |
36000 |
|
3 |
Иванова Л.П. |
16817 |
18671 |
1854 |
|
|
Итого |
69697 |
103951 |
37854 |
3600 |
Отчет аудитора исполнительному органу следует составить в следующей форме:
Отчет аудитора
исполнительному органу ________________________
Наименование организации
1. Мною проведен аудит оплаты труда ________________________
Наименование организации
за 200_ год.
2. При планировании и проведении аудита оплаты труда мной рассмотрено состояние внутреннего контроля у ________________________
Наименование организации
Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ________________________
Наименование организации
3. Я рассмотрела состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля данной организации с целью выявления всех возможных недостатков.
4.В процессе аудита мною были / не были / обнаружены факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ________________________
Наименование организации
масштабам и характеру его деятельности.
5. Мною были / не были / обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.
Список литературы
1. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - "Бератор-Пресс", 2001 г.
2. Ахалкаци О. В. Аудит расчетов по оплате труда // Аудиторские ведомости, N 2, февраль 2000 г.
3. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. - Бухгалтерский учет, 2002.
4. Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций // Бухгалтерский учет, N 2, январь 2001.
5. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М: Экономика, 2001.
6. Луговой А. В. Расчеты по оплате труда. М.: Бухгалтерский учет, 2001.
7. Макарова В.И. Учет расчетов по новому Плану счетов. - Бератор-Пресс, 2001.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 46-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями 25 июля 2002 г.)
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
10. Положение Банка России от 25.06.97 г. N 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для командировочных расходов» (с учетом указания Банка России от 20.10.98 г. N 383-У)
11. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. Н 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» // Нормативные акты для бухгалтера, № 5, 2002г.
12. Приказ Минфина № 15 н от 14.03.02. «О размерах предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».
13. Приказ Минфина России от 12.11.01 г. N 92 н «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».
14. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя. – М.: Инфра-М, 2001.
15. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровна Т.А. Аудит: Общий, банковский, страховой. – М.: Инфра-М, 2001.
16. Ширкина Е.И. Аудиторская проверка внутренних расчетных операций // Бухгалтерский учет, N 21, ноябрь 2000.