Содержание





Стр.


Введение

3

1.

Интерьер как визитная карточка магазина

4


1.1.

Оборудование для рекламной выкладки товаров в торговом зале


4


1.2.

Освещение в торговом зале

6


1.3.

Цветовое оформление интерьера магазина

8


1.4.

Рекламная выкладка товаров в торговом зале

10


1.5.

Рекламные указатели в магазине

11

2.

Оформление и композиционное решение витрины магазина как одного из видов наружной рекламы


17


2.1.

Эскиз и характеристика товарно-декоративной витрины

17


2.2.

Устройство и оборудование товарно-декоративной витрины


20


2.3.

Витринный инвентарь, оборудование и декоративные элементы


22


2.4.

Цветовое решение витрины

23


2.5.

Анализ соблюдения основных принципов оформления витрины и ее композиционного решения


24


2.6.

Эффективность создания товарно-декоративной витрины

26


Заключение

29


Список литературы

30


Приложение

31

Введение


По мере развития рыночных отношений, роста числа торговых предприятий между ними все более обостряется конкурентная борьба за покупателя. И чтобы обеспечить себе прочные позиции, магазину необходимо постоянно использовать соответствующие рекламные средства.

Чтобы создать и поддерживать оборот товаров в магазине, предприятие розничной торговли должно решить четыре задачи: дать информацию о магазине, создать у потребителей представление о предлагаемых товарах, убедить потребителей, что эти товары высокого качества (или экономичны), и добиться возникновения у потребителя желания пойти за покупками в этот конкретный магазин. Кроме того, при помощи рекламы можно привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж, а также повлиять на сезонное падение уровня продаж.

Так как конкуренция и хаос ударили по торговым рядам многих розничных магазинчиков, все больше внимания уделяется маркетингу внутри магазина, или мерчандайзингу. Маркетинг в магазинах – это разработка материалов, которые передают сообщение о продажах в том месте, где потребитель готов сделать покупку.

В частности, одним из таких материалов, является создание товарно-декоративной витрины внутри магазина, вне его, или одновременно: внутри и вне магазина.

Большое внимание также должно уделяться интерьеру магазина, который оказывает значительное влияние на покупателя. Интерьер – это своего рода "визитная карточка" магазина, его "фирменное лицо".

Целью курсовой работы является исследование принципов оформления интерьера магазина и создание товарно-декоративной витрины в реально действующем торговом предприятии.

В качестве торгового предприятия будет рассмотрено ООО "Сладкий сон" и его магазин в Хабаровске "Засоня".

1. Интерьер как визитная карточка магазина


Успешной реализации товаров и повышению эффективности коммерческой деятельности способствует интерьер магазина. У магазина должны быть какие-то собственные притягательные черты, как бы определяющие "фирменное лицо". Современный магазин рассматривается не только как место непосредственной продажи товаров, но и как средство их рекламы.

Интерьер магазина занимает важное место в привлечении новых и закреплении постоянных покупателей. Покупатель, как известно, не всегда заходит в магазин с оформившимся намерением приобрести определенный товар.


1.1. Оборудование для рекламной выкладки товаров в торговом зале


В интерьере современного магазина основное внимание покупателей обращается на товары, размещаемые на торговом оборудовании. Наиболее распространенными видами торгового оборудования являются прилавки, свободно стоящие витрины, стенды, горки, полки, кассовые кабины, корзины, вешалки для различной одежды и белья, лотки. Эстетические качества торгового оборудования позволяют организовать художественно оформленный интерьер магазина.

Важнейшее требование, предъявляемое к современному торговому оборудованию, заключается в том, что оно должно быть менее заметным, не отвлекать внимание покупателя от выставленных на нем товаров, более того, представлять товар в лучшем виде. Для показа товаров магазинах широко применяется унифицированное торговое оборудование, сборно-разборные детали которого можно легко собирать и разбирать, менять его конфигурацию, переставлять, а при необходимости изменять планировку торгового зала или технологию обслуживания покупателей в предельно короткое время (в течение одного-трех дней).

Унифицированное торговое оборудование в основном состоит из каркасных стоек с набором плоскостных, стержневых и объемных элементов. Оно применяется как самостоятельно, так и комплексно в блоке.

Широко используются навесные (настенные) каркасы, отдельно стоящие опоры из профилированного элемента, стойки, частично встроенные в пол, потолок и стену. Это позволяет максимально использовать площадь торгового зала, увеличиваю экспозиционное пространство. Универсальные опоры создают возможность маневра при применении навесов разных видов.

Практикой определены наиболее удобные размеры основных элементов: глубина полок 32, 40, 56 и 64 см, высота верхних полок – 175-180 см над уровнем пола.

В каждом магазине следует устанавливать однотипное торгового оборудование. В противном случае снижается эффект выкладки товаров, отвлекается внимание покупателей от предоставленного для продажи товара.

Интерьер торгового зала должен отличаться элегантностью, высоким художественных уровнем. Следует избегать неоправданной пестроты в окраске стен и потолков, излишнего количества зеркал, украшений, громоздких конструкций витрин, дверей, оборудования, делающих интерьер аляповатым, безвкусным.

Важное значение в интерьере торгового зала имеет цвет стен, который помогает покупателю составить достаточно полное представление о цвете, фактуре и форме товара. Стены магазинов чаще окрашивают в мягкие тона, причем не обязательно одинаковые. Удачное сочетание цветовых тонов дает интересный колористический эффект. Хорошо сопутствуют розоватые и зеленоватые, фиолетовые и желтые тона.

Определенную роль в интерьере магазина играют пол и потолок. Пол должен быть нарядным, удобным для передвижения покупателей, способствовать поглощению излишнего шума, возникающего в торговом зале. Потолки также должны поглощать излишний шум и обеспечивать рациональное расположение светильников.


1.2. Освещение в торговом зале


Как бы ни были удачны композиции товарной выкладки и подбор выставленных товаров, они не будут производить нужного впечатления, пока свет не станет компонентом оформления интерьера магазина. Освещение решает задачи не только декоративного оформления интерьера, оно призвано обеспечить необходимые условия технологического процесса продажи товаров и наряду с этим должно быть гармонично увязано с архитектурой интерьера магазина. Поэтому декоратору необходимы определенные сведения в области осветительной аппаратуры. К решению проблемы освещения торгового зала и внутримагазинных витрин рекомендуется привлекать светотехника, который сможет учесть не только эстетические, но и чисто технические требования.

В магазинах, как правило, используется как естественное, так и искусственное освещение. Естественных освещением пользуются, если соблюдается достаточный геометрический световой коэффициент, т.е. нормальное соотношение площади окон к площади пола.

Это соотношение (световой коэффициент) определяется по следующей формуле:

Кс = Sзп / Sп,

где Кс – коэффициент световой естественной освещенности торгового зала магазина;

Sзп – площадь застекленной поверхности (окон);

Sп – площадь пола торгового зала.

Показатель степени естественного освещения должен составлять не менее 0,125 или в соотношении 1:8.

Для освещения торговых помещений применяется искусственное освещение с использованием электроламп накаливания и лам люминесцентного излучения – натриевых, ртутных. Последние являются более экономичными, позволяют получать свет любых оттенков и поэтому в случае их применения отпадает необходимость в цветовых фильтрах.

Искусственное освещение должно применяться в соответствии с установленными нормами. Уровень освещенности в пределах этих норм достигается системой общего, местного и комбинированного освещения. Общей является такая система освещения, при которой световые потоки создают равномерную освещенность всего помещения. Е целесообразно применять в тех случаях, когда специфические свойства товаров не требуют большой освещенности, рабочие места и товарные выставки размещены близко друг от друга.

При местном освещении световой поток от светильника направляется на определенный участок. Эта система используется для освещения витрин, отдельных выставок товаров, наклонных или вертикальных стендов с товарами, находящимися в торговом зале.

Наибольшее применение имеет комбинированная система, которая обеспечивает достаточную освещенность всего магазина.

Рациональное освещение торговых помещений помогает привлечь внимание покупателей именно к тем товарам, которые магазин считает необходимым усиленно рекламировать. Изменение время от времени цвета освещения отдельных участков, зон торгового зала также привлекает покупателей и тем самым содействует коммерческому успеху магазина.

Чтобы сформировать световой поток и распределить его в соответствии с общим замыслом освещения витрин и торговых помещений, декоратор использует различные осветительные приборы. Приборы общего освещения по характеру распределения светового потока можно подразделить на светильники прямого, отраженного и рассеянного света. Кроме того, используются приборы с резко выраженным направленным светораспределителем. Эти приборы прожекторного типа (лучевые) дают очень узкий световой пучок.

Необходимо, чтобы осветительные приборы были компактными, малозаметными, легко меняли создаваемый ими световой эффект.

При поисках окончательной схемы освещения объектов торговой рекламы необходимо испробовать несколько вариантов, для чего приходится переставлять приборы, изменять направление их действия, а в ряде случаев изменять и характер создаваемого ими светового потока. Однако при этом следует соблюдать требования противопожарной безопасности, поскольку перегрев световых приборов может явиться причиной пожара. Кроме того, световые потоки большом мощности могут привести к выцветанию и порче товаров.


1.3. Цветовое оформление интерьера магазина


Игра света и теней в интерьере магазина не всегда привлекательна. Известно, что свет от источника в зависимости от цвета поверхности предмета изменяет его окраску. Поверхности и предметы, окрашенные в различные цвета, имеют разный коэффициент отражения света. Наименьшее количество световых лучей отражают темные цвета – черный, темно-синий, темно-зеленый, темно-коричневый; большой коэффициент отражения у светлых тонов – белого, светло-розового, светло-желтого. Отсюда темные поверхности предметов интерьера магазина требуют большей освещенности, светлые – меньшей.

Между светом и цветом есть определенная связь. Так, теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) при освещении их лампами накаливания светлеют, а холодные (зеленый, синий) становятся более темными. Люминесцентные лампы голубого оттенка усиливают тон холодных цветов, а теплые цвета становятся более бледными. Цветной свет не рекомендуется применять в освещении рекламной экспозиции товаров в торговом зале.

Цвет заметно влияет на чувства людей, их настроение. Так, красный цвет возбуждает, но быстро утомляет; оранжевый воспринимается как горячий, он согревает, бодрит; зеленый цвет действует на нервную систему человека успокаивающе, снимает раздражение; серый вызывает апатию и скуку; черный цвет резко снижает настроение и т.п.

Все наблюдаемые в природе цвета ученые разделяют на две группы: ахроматические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся черный и белый со всеми промежуточными оттенками. К хроматическим цветам относятся все цвета спектра, в котором они расположены в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между этими цветами имеется большое количество промежуточных оттенков.

Хроматические цвета характеризуются следующими основными свойствами:

·        цветовым тоном;

·        насыщенностью цвета;

·        светлотой.

Цветовой тон является тем основным качеством, благодаря которому один хроматический цвет отличается от другого, например желтый от синего, зеленый от красного и т.д. Насыщенность цвета проявляется в том, что один из двух цветов одинакового тона, например, красного, будут более, а другой менее ярким. Светлота цвета заключается в том, что одни цвета воспринимаются нами как более светлые, другие – как менее светлые, третьи – темные.

Все хроматические цвета можно расположить по цветовому кругу в той же последовательности, что и в спектре. Цвета, расположенные в цветовом круге один против другого, называются контрастными. Например, красный и зеленый, синий и оранжевый.

В рекламных средствах часто используют цветовые контрасты. Они подразделяются на светлотные и хроматические. Например, серый предмет на черном фоне будет восприниматься как более светлый. На белом фоне предметы ощущаются менее светлыми, чем они есть на самом деле. Это явление носит название одновременного светлотного контраста.

Аналогично получается и впечатление одновременного климатического контраста. Например, зеленый предмет на красном фоне кажется более зеленым, чем на фоне другого цвета. Это явление одновременного цветового контраста состоит в том, что при соседстве двух дополнительных цветов качество каждого из них усиливается.

При разработке рекламных средств, а также окраске поверхностей помещений магазина важно правильно подбирать сочетания цветов, учитывать особенности их взаимодействия.


1.4. Рекламная выкладка товаров в торговом зале


Торговый зал магазина должен обеспечивать покупателю такие удобства, которые позволяют ему внимательно ознакомиться с товарами. Торговое оборудование также должно создавать условия, не только облегчающие труд продавца, но и обеспечивающие рекламный показ товаров с учетом требований эстетики.

Рекламная функция торгово-оперативного процесса во многом зависит от того, насколько рационально организована выкладка товаров. Покупатели должны иметь возможность рассмотреть сам товар, его фирменный знак, ознакомиться со способами его использования. При этом учитываются особенности и характер спроса на товары. Так, товары частого спроса размещают на полках на уровне глаз покупателей, на тележках и поддонах с колесиками в торговом зале, малоизвестные товары – на самом видном месте.

Рекламную выкладку товаров рекомендуется организовывать исходя из соблюдения принципов их группировки. Правильная группировка помогает покупателю найти и выбрать нужный товар. Существует два принципа группировки товаров: по отраслевому (товарному) признаку и по способу употребления.

Рекламная выкладка в магазинах самообслуживания представляет собой художественно оформленную экспозицию товаров, расположенную вдоль стен торгового зала, в специальных уголках или на островках. Иногда такая экспозиция размещается в нишах, вокруг колонн или занимает пристенное пространство вестибюлей магазинов и переходов из одного торгового помещения  в другое.

В зависимости от задач, которые стоят перед внутримагазинной рекламной экспозицией, она может быть тематической, сюжетной, специализированной. Такие внутримагазинные экспозиции органически сливаются с общим оформлением торгового зала и придают им особую привлекательность.

При организации рекламной экспозиции необходимо учитывать некоторые особенности размещения товаров. Основные товары, за которыми покупатель специально приходит в магазин, не требуют броской выкладки. Размещение товаров другой категории (товаров импульсной покупки) должно быть броским, их следует располагать недалеко от входа в магазин и в местах, больше всего привлекающих внимание покупателей, а также у лестниц и касс.


2.5. Рекламные указатели в магазине


Указатели, помимо своей основной роли "регулировщиков" движения покупательских потоков по торговому залу магазина, играют еще одну роль – рекламную. Они напоминают о хорошо известных покупателям товарах, привлекают их внимание к товарам-новинкам. Указатели – различного рода табло, стрелки, схемы, пиктограммы – помогают покупателям ориентироваться в товарных отделах и секциях, быстро находить нужный товар.

Конструкция, форма, размеры, материалы, из которых изготовлены указатели, а также характер их оформления могут быть самыми различными. Все это определяется назначением и содержанием самого указателя, местом его размещения, общим стилем оформления торгового зала магазина. Указатели выполняются художниками на стекле, фанере, картоне с помощью красок или накладных букв из дерева, пенопласта, поролона и других материалов. В большинстве своем указатели делают прямоугольными – с соотношением 1:2 или 1:3. Рекламные указатели могут быть выполнены в форме трапеции, круга, овала.

По конструкции указатели делятся на плоские и объемные. Плоские указатели выполняются в виде щитков. Материалом для может служить дерево, картон, фанера, пластмасса, органическое и силикатное стекло, пенопласт, металл. Плоскостные указатели бывают одно- и двусторонними. В просторных торговых залах с линейной и боксовой планировкой несколько одинаковых плоскостных указателей можно установить под углом один к другому. В результате образуется многогранный указатель, который может быть размещен, например, на колонне. Плоскостные указатели иногда скрепляют между собой таким образом, что получается трех- или четырехсторонний указатель, который подвешивают к потолку торгового зала.

В крупных магазинах использую объемные указатели. Они представляют собой прямоугольный короб, на поверхностях которого нанесены надписи и рисунки.

Размещают указатели на стенах торговых залов, на лестничных площадках, крепят на штоке непосредственно к оборудованию с товаром или прилавку, подвешивают к потолку над стендами и горками, а также при входе в магазин или секцию.

Указатель может представлять схему расположения товарных отделов и секций магазина. На нем пишут название отдела, секции. Надпись может дополняться рисунками. Рисунок на указателе может быть выполнен в виде знака – символа (пиктограммы).

Пиктограммы представляют собой несколько стилизованные изображения товаров, характерных для каждой отдельной группы. Такой символ призван вызывать у покупателей потребность в приобретении определенного товара и воспринимается ими так же легко, как и знаки уличного движения. Применение указателей – пиктограмм особенно целесообразно в национальных республиках Российской Федерации, где информация осуществляется на двух языках (национальном и русском).

Указатели должны быть достаточно крупными и выразительными, чтобы хорошо просматривались из любой точки торгового зала. Крупные буквы, видимые издали, - наилучшее средство информации о соответствующих товарных отделах. Указатели должны находиться в таких местах, чтобы информация воспринималась до того, как покупатель подойдет непосредственно к товару.

Широкое распространение получили призматические самосветящиеся табло-указатели. Принцип самосвечения состоит в том, что табло, открытое сверху, подвешивают непосредственно под светильниками с люминесцентным освещением. При зажженных лампах табло-указатель становится как бы светящимся, а надписи особенно четкими. Такие  квадратные табло-указатели целесообразно располагать также и вокруг колонн.

Вторым непременным условием указательной рекламы является зрительная соотносимость указателя и отдела, который он обозначает. Если указатель расположен чересчур высоко, то издали трудно определить, к какой части торговой площади он непосредственно относится.

Когда указатель расположен недалеко от полок с товарами, нужно, чтобы его решение (размер, цвет, форма букв) было более активным, чем сам товар. В противном случае он будет "вытеснен" товаром.

Третье условие – смысловая читаемость указателя. Буквы лучше воспринимаются с увеличением их размеров и контраста по отношению к фону. Наибольший контраст получается при подсветке либо самих букв, либо поля вокруг них. В связи с этим светящиеся надписи читаются легче. Затем следуют надписи темными буквами на белом или желтом фоне. Когда надписи делают на цветном активном фоне, размер самих букв увеличивают по сравнению с величиной черных букв на белом фоне. Объемные буквы читаются плохо и их следует располагать в фас.

Простые буквы, так называемые рубленые, читаются лучше, чем прописные и декоративные. Поэтому, если в первую очередь требуется информация. То декоративным шрифтом лучше не пользоваться. Чем меньше слов в указателе, тем лучше он читается. Замечено, что покупателю легче называть товар, чем цифровые индексы. Поэтому желательно избегать в надписях обозначений отделов с помощью цифр и букв.

Обычные надписи, каким бы красивым шрифтом они не были написаны, не всегда могут обеспечить декоративность, особенно в обычных универсальных магазинах, не имеющих красивой отделки или специального архитектурного оформления. С целью повышения декоративности надписей буквам придают объем, используя специальные отделочные материалы – оргстекло, металл, пенопласт и др. Декоративное значение шрифта-указателя повышается, когда выделяется заглавная буква слова.

Одним из элементов интерьера магазина и своеобразным указателем товарного профиля отдела, секции может быть художественное панно, постоянно занимающее определенный участок стены торгового зала. Красочно оформленное панно служит цветовым фоном, подчеркивающим назначение группы товаров и тем самым привлекающим внимание покупателей. На панно могут быть изображены сцены, связанные с производством и использованием того или иного товара. Так, в отделе, магазине, осуществляющих продажу хлебобулочных изделий, может быть установлено панно, изображающее труд мукомолов, пекарей, и подчеркивающее истинную цену главного продукта питания, в широком ассортименте представленного в витрине, на прилавке. В рыбном отделе на панно могут быть изображены фрагменты морского промысла.

Сюжетные панно несут смысловую нагрузку, если представляются товары в типичной для них ситуации, которая помогает акцентировать внимание на определенных качествах предлагаемых населению товаров. Так, в магазине игрушек могут быть представлены панно, напоминающие о любимых детьми играх, забавах, героях сказок, мультфильмов.

Наиболее распространенными способами изготовления панно являются живописный и графический. Живописные панно выполняются красками на ткани, стекле или прямо на стене, графические – карандашами, тушью на картоне или плотной бумаге. В качестве панно применяют мозаику и витражи. Рекламно-декоративные панно делают из дерева, металла способом гальванопластики, чеканки, из цветного органического стекла – методом аппликации. В рекламных панно использую черно-белые или цветные крупноформатные фотографии, иногда в сочетании с графическими изображениями.

Рекламные панно размещают не только на стенах торгового зала, их подвешивают над горками с товарами к потолку, устанавливают при входе в магазин или на площадках лестничных клеток, а также используют при оформлении оконных витрин магазина.

Текущую информацию о наличии товаров в магазине покупатели могут получать из установки, называемой электротабло. Его размещают у входа в торговый зал или на специальной экспозиционной площадке. Электротабло представляет собой прямоугольный короб, передняя стенка которого изготовлена из матового оргстекла. Внутри короба для подсвечивания надписей устанавливают люминесцентные лампы или лампы накаливания. На передней панели табло укрепляются держатели, представляющие собой ряды узких желобков с пазами, в которые вставляются пластины. Чаще всего на эти пластины наносят крупным шрифтом наименования имеющихся в продаже товаров. Можно устанавливать специальное световое табло с перечнем всех новых товаров. В этом случае его оформление носит более броский и яркий характер. Выполняется оно в три-четыре цвета. Такие электротабло недорогие в изготовлении.

В современных условиях, если позволяют средства магазина, можно использовать электронные табло, которые обладают большими информационными и рекламными возможностями.

Рекламные указатели, ценники, табло – все эти виды рекламы принято назвать немой справкой.

В заключение теоретического раздела сделаем основные выводы.

Интерьер магазина занимает важное место в привлечении новых и закреплении постоянных покупателей, поэтому его правильное оформление является условием успешной реализации товаров и эффективной коммерческой деятельности магазина в целом. Интерьер – это "визитная карточка" магазина, его "фирменное лицо", ведь магазин в настоящее время это не только место непосредственной продажи товаров, но и средство рекламы.

Поэтому с особой тщательностью необходимо подходить к выбору оборудования для рекламной выкладки товаров, освещению зала, цветовому оформлению, способам выкладки товаров, а также созданию специальных указателей и декоративному оформлению магазина.

2. Оформление и композиционное решение витрины магазина как одного из видов наружной рекламы

2.1. Эскиз и характеристика товарно-декоративной витрины


Эскиз и композиционное решение товарно-декоративной витрины будем разрабатывать для магазина г. Хабаровска "Засоня" ООО "Сладкий сон".

Данная организация представляет собой торговое предприятие, которое осуществляет продажу постельного белья, портьер, комплектов для спален, а также одежды: халатов, пижам.

В следующей таблице представлены данные о деятельности организации за 2001 – 2002 гг.

Таблица 1

Основные показатели деятельности магазина "Засоня"

Показатели

Значение по годам, тыс. руб.

2001

2002

Среднегодовой товарооборот

2455

3258

Среднедневной товарооборот

8,18

10,86

Среднедневное количество посетителей

45

58

Среднедневное количество покупок

12

14

Среднегодовая прибыль

245,5

342,5

Торговая надбавка на товар (в % к цене реализации)

30

30


На рис.1. представлен план магазина.


Надпись: Отдел белья и одеждыНадпись: Второстепенная улица
 














 Рис.1. Схема магазина "Засоня" и его расположения в здании

В целом интерьер магазина заслуживает положительной оценки. Однако в магазине в недостаточном объеме реализованы возможности наружной рекламы. В качестве таковой имеются вывеска над входом со стороны второстепенной улицы и указатель на главной улице.

Однако, необходимо заметить, что магазин имеет выгодное расположение. Он одновременно располагается на двух улицах (так как находится на углу) и при этом имеет выход на них окон. В связи с этим имеется перспектива использования одного из окон (предпочтительнее окно, выходящее на главную улицу) в качестве товарно-декоративной витрины.

Строительные нормы и правила позволяют увеличить это окно до размеров 2,5×2,5, превратив в своеобразную стеклянную "стену".

Часть торгового зала перед этим окном целесообразно превратить в товарно-декоративную витрину.

На следующем рисунке представлен план магазина с предлагаемыми изменениями.

Надпись: Отдел белья и одеждыНадпись: Второстепенная улица
 







 






Рис.2. План магазина "Засоня" с изменениями (созданием товарно-декоративной витрины)

Охарактеризуем товарно-декоративную витрину магазина по основным признакам. Эскиз этой витрины представлен в Приложении.

По признаку товарного профиля данная витрина будет относиться к специализированным витринам (с товарами одной товарной группы). В качестве этих товаров будут выступать портьеры для спальни, спальное белье, одеяла и подушки, одежда (халаты, пижамы, ночные рубашки).

По конструкции данная витрина – сквозная в сторону торгового зала. Через витрину хорошо будет виден интерьер магазина, непосредственно торговый зал, что будет привлекать покупателей. Композиция витрины будет видна и со стороны второстепенной улицы, через обычное окно.

В зависимости от принципа отбора товаров эта витрина будет относиться к представительным витринам, т.е. она будет демонстрировать самые красивые, привлекательные товары (постельное белье, одежду и портьеры для спальни), но и более дорогие.

В общем, задумано создание товарно-декоративной витрины в виде спальни с хорошим интерьером.


2.2. Устройство и оборудование товарно-декоративной витрины


1. Размещение.

Строительными нормами и правилами предусматриваются размеры витрин для универсальных или специализированных магазинов в следующем соотношении:

-         высота: 2,9 м;

-         глубина: 2,5 – 3м.

В нашем случае соотношение высоты и глубины будет: 2,5×2,5.

Основание витрины коробки (т.е. пола витрины) будет размещаться на уровне 40 – 50 см от тротуара, что соответствует требованиям размещения витрин для удобства покупателей.

2. Отделка и окраска.

Менять пол магазина в витрине, например, на древесностружечные плиты не имеет смысла, т.к. крепить к нему какие-либо декоративные элементы нужно не будет. Поэтому пол останется прежним – из каменных плит.  Однако в части витрины в качестве экспозиционного элемента на полу будет лежать ковер.

 Спальня, представляющая собой витрину, будет иметь свои обои, отличающиеся от отделки стен торгового зала. Но они по своей графике и цветовой гамме будут сочетаться с отделкой стен остальных помещений.

Обои спальни, как товарно-декоративной витрины, будут цветными с четким графическим рисунком. Цветовая гамма обоев будет представлена светлыми приглушенными цветами (бледно зеленый, бледно желтый и бледно оранжевый). Такая цветовая гамма задумана с тем, чтобы периодически (причем очень часто) изменять аксессуары, представленные на витрине. Имеется в виду, например, раз в три дня менять портьеры, покрывала, подушки на новые. При этом они должны хорошо сочетаться со стенами спальни.

Для этого также будет предусмотрено специальное освещение разных цветовых тонов.

3. Внешнее остекленение.

Стекло витрины будет располагаться под углом для уменьшения блесткости витрины (рис.4).


 








Рис.4. Расположение стекла витрины под углом для уменьшения блесткости витрины

Против замерзания и запотевания витринных стекол можно использовать специальные защитные составы или устройства. Например, в раме сделать небольшие отверстия на расстоянии 10-15 см, через которые холодный воздух улицы будет проникать в межвитринное пространство и, перемешиваясь с теплым воздухом, выходить через верхние отверстия диаметром 1,5-2 см.

Стекломойка и пылесос в магазине уже есть, поэтому новая витрина не потребует дополнительно их покупки.

4. Освещение.

Определим световой коэффициент для магазина "Засоня". Площадь застекленной поверхности (окон) с учетом изменений при создании витрины будет составлять 19,14 м2. Площадь пола торгового зала составляет 50м2. Значит световой коэффициент будет равен:

Кс = 19,14 / 50 = 0,3828

Так как полученное значение больше 0,125, значит естественного освещения в магазине достаточно.

В магазине в настоящее время и после создания витрины будет использоваться комбинированная система освещения, которая обеспечит освещенность всего магазина.

Данная комбинированная система включает общее и местное (локальное) освещение.

Для освещения витрины будут использованы светильники, которые также являются декоративными ее элементами (торшер и светильник). Кроме того, будут использованы специальные, мало заметные, прожекторные светильники с цветными фильтрами для создания особой уютной атмосферы спальни, представляющей товарно-декоративную витрину.


2.3. Витринный инвентарь, оборудование и декоративные элементы


Большая часть инвентаря, который понадобится для товарно-декоративной витрины, будет относиться к декоративному, за исключением манекена.

В следующей таблице представлен список необходимого инвентаря, оборудования и декоративных элементов.

Таблица 2

Перечень необходимых образцов товаров, декоративных элементов, витринного инвентаря и оборудования

Элемент инвентаря, оборудования, образца

Необходимое количество, шт.

1. Декоративный инвентарь и элементы

1.1. Кровать

1

1.2. Тумбочка

2

1.3. Светильник

1

1.4. Торшер

1

1.5. Картина

1

1.6. Гардина

1

1.7. Ваза с цветами

1

1.8. Ковер

1

2. Специальный инвентарь

2.1. Манекен

2

3. Оборудование

3.1. Светоустановка

1

3.2. Стекломойка

1

4. Образцы товаров

4.1. Комплект спального белья

1

4.2. Одеяло

1

4.3. Подушка

2

4.4. Портьеры

1

4.5. Халат

1

4.6. Пижама

1


2.4. Цветовое решение витрины


Композиция витрины задумана в виде сюжета: сцена спальни. Поэтому и цвет, и освещение должны быть такими, чтобы они создавали своеобразную атмосферу уюта и комфорта.

Как уже отмечалось, обои спальни будут отличаться от отделки стен торгового зала. В связи с этим при входе в магазин будет создаваться впечатление, что в нем отдельно сделали спальную комнату и "почему-то не отделили стеной". Обои будут сочетать светло-зеленый, светло-желтый и светло-оранжевый цвета.

Пол витрины будет представлять отделываться белой глазурованной плиткой большого формата, на котором будет лежать небольшой ковер.

Кровать, тумбочки и картина будут из светло-коричневого дерева. Торшер и лампа будут сочетать белый и светло-зеленый цвета.

Портьеры, халат, пижама и комплекты спального белья должны будут иметь повторяющиеся цвета: светло-зеленый, белый, светло-оранжевый, светло-желтый. Более выраженных цветов могут быть цветы в вазе и ковер. Но сочетание их цветов должно быть не слишком ярким, чтобы не отвлекать внимание покупателя.

Специальные скрытые приборы прожекторного типа с цветовыми фильтрами (светоустановка) будут подсвечивать кровать с постельным бельем, манекены в халате и пижаме.

Свет от лампы и торшера будут создавать мягкую, уютную и загадочную атмосферу спальни.


2.5. Анализ соблюдения основных принципов оформления витрины и ее композиционного решения


Витрины оформляют с соблюдением требований. В них должны выставляться только товары, имеющиеся в продаже. Особое внимание должно уделяться новым товарам.

Важными принципами оформления витрин являются равновесие, устойчивость, ритм. Равновесие означает симметричное или асимметричное размещение одинаковых по размерам товаров в витрине. Устойчивость предполагает размещение более крупных товаров в основании экспозиции. Ритм выражается в пропорциональных расстояниях между элементами оформления, обеспечивающими стройность витрины.

В связи с этим исходным моментом для оформления витрины является определение ее композиции, т.е. размещения товаров на витрине. Товары на витрине должны гармонировать друг с другом, с витринным инвентарем, оборудованием и с общей экспозицией.

Среднее время, за которое прохожий осматривает витрину, составляет несколько секунд. За это время он обращает внимание на главные элементы экспозиции. Несмотря на это, все товары должны иметь ценники с крупными цифрами.

Помимо гармонии пространства в витрине следует соблюдать гармонию красок и освещения.

В витринной рекламе товаров выбор цвета может осуществляться на основе учета национально-этнических, исторических и религиозных особенностей, характерных для региона, в котором находится торговое предприятие.

Освещение должно быть равномерным, не создающим резких теней и темных углов. Чтобы привлечь особое внимание к каким-то товарам, их можно освещать более ярким, направленным цветом.

Таблица 3

Анализ соблюдения принципов оформления создаваемой товарно-декоративной витрины для магазина "Засоня"

Принципы

Соблюдение

Примечание

Равновесие

соблюдается

Расположение одинаковых тумбочек – симметрично, картина располагается точно по центру над кроватью и между тумбочками

Устойчивость

соблюдается

Кровать расположена в направлении основания экспозиции

Ритм

соблюдается

Расстояние между манекенами, между манекенами и тумбочками одинаково

Гармония пространства

соблюдается

Достигается за счет симметричной экспозиции

Экспозиция не должна быть перегружена декоративными элементами

соблюдается

В качестве декоративных элементов в нашем случае являются только картина, ваза с цветами и светильник

Двусторонняя композиция

соблюдается

Выставленный товар хорошо виден как с улицы (причем с двух), так и из торгового зала

Цветовое решение

хорошее

Цвета хорошо сочетаются

Гармоничное освещение

соблюдается

Равномерное, не создающее резких теней и темных углов. Для привлечения внимания к товарам будет применяться прожекторная подсветка.

В заключение сделаем вывод: создаваемая товарно-декоративная витрина заслуживает положительной оценки, товары в ней гармонируют друг с другом, с витринным инвентарем, оборудованием и общей экспозицией.


2.6. Эффективность создания товарно-декоративной витрины


Результат, полученный под воздействием рекламы, можно определить по формуле:

Э = (Тд*Нт / 100) – (Зр + Рд),

где Э – экономическая эффективность рекламирования (руб.);

Тд – дополнительный товарооборот под воздействием рекламы (руб.);

Нт – торговая надбавка на товар (в % к цене реализации);

Зр – затраты на рекламу (руб.);

Рд – дополнительные расходы по приросту товарооборота (руб.).

Тд = Тс*П*Д / 100,

где Тс – среднедневной товарооборот до рекламного периода (руб.);

П – относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный период в сравнении с дорекламным периодом (%);

Д – количество дней учета товарооборота в рекламном периоде.

Результат от создания витрины будем рассчитывать за год (2003г.).

Маркетинговые исследования показали, что создание подобной товарно-декоративной витрины увеличит количество посетителей на 20%, а товарооборот на 15%.

В связи с организацией товарно-декоративной витрины основные показатели магазина будут следующими.

Таблица 4

Планируемые показатели деятельности магазина "Засоня"

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Среднегодовой товарооборот

3746,7

Среднедневной товарооборот

12,48

Среднедневное количество посетителей

70

Среднедневное количество покупок

16

Среднегодовая прибыль

393,9

Торговая надбавка на товар (в % к цене реализации)

30

Дополнительный товарооборот под воздействием рекламы (Тд) составит 3746,7 – 3258 = 488,7 тыс. руб.

Дополнительные расходы по приросту товарооборота составят 12,5 тыс. руб. Рассчитаем затраты на рекламу (создание витрины).

Таблица 5

Затраты на создание витрины

Предмет

Количество, шт.

Цена ед., руб.

Сумма, руб.

Кровать

1

6500

6500

Тумбочка

2

950

1900

Светильник

1

870

870

Торшер

1

1350

1350

Картина

1

1840

1840

Гардина

1

3140

3140

Ваза с цветами

1

625

625

Ковер

1

2170

2170

Манекен[1]

2

-

-

Стекломойка[2]

1

-

-

Светоустановка

1

9465

9465

Оплата работы светотехника

1

3000

3000

Всего

14

-

30860

Таким образом, затраты на создание витрины составили 30,86 тыс. руб.

Рассчитаем эффект от создания витрины:

Э = (488,7*30 / 100) – (30,86 + 12,5) = 103,25 тыс. руб.

Значит, создание для магазина экономически эффективно и принесет дополнительно в год 103,25 тыс. руб. в качестве прибыли. То есть ежемесячная прибыль магазина в среднем увеличится на 8,6 тыс. руб.


Заключение


В настоящей курсовой работе было проведено исследование принципов формирования интерьера магазина и создание товарно-декоративной витрины с экономическим и эстетическим обоснованием.

В качестве объекта анализа выступил магазин "Засоня" торгового предприятия: общество с ограниченной ответственностью "Сладкий сон".

По результатам теоретического раздела работы можно сделать следующий вывод. Интерьер магазина занимает важное место в привлечении новых и закреплении постоянных покупателей, поэтому его правильное оформление является условием успешной реализации товаров и эффективной коммерческой деятельности магазина в целом. Интерьер – это "визитная карточка" магазина, его "фирменное лицо", ведь магазин в настоящее время это не только место непосредственной продажи товаров, но и средство рекламы.

Поэтому с особой тщательностью необходимо подходить к выбору оборудования для рекламной выкладки товаров, освещению зала, цветовому оформлению, способам выкладки товаров, а также созданию специальных указателей и декоративному оформлению магазина.

Эффективным средством торговой рекламы является создание товарно-декоративной витрины в магазине.

В курсовой работе был разработан вариант наружной сквозной витрины: подготовлен эскиз, составлен перечень необходимых образцов товаров, декоративных элементов, витринного оборудования, инвентаря, определено цветовое решение витрины, способ ее освещения.

По результатам практического раздела работы можно сделать следующий вывод. Создаваемая товарно-декоративная витрина заслуживает положительной оценки, товары в ней гармонируют друг с другом, с витринным инвентарем, оборудованием и общей экспозицией. В ней соблюдены все основные принципы оформления и композиционного решения витрины. Ее создание будет экономически эффективным: рост ежемесячной прибыли магазина составит 8,6 тыс. руб.


Список литературы


1.     Артеменко В.Г. Реклама в торговле. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1996.

2.     Баженов Ю.К., Васькин Е.В. Организация рекламы в магазине: Учебно-практическое пособие – М.: Маркетинг, 1998.

3.     Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина (Магазин, реклама, товар. Стимулирование сбыта: методы торговли, формы продажи) – М.: Рис Партнер Лтд, 1994.

4.     Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. – М.: Гелла-принт, 1996.

5.     Гордасевич А.А. Эффективная реклама: Шаг за шагом. – М., 2001.

6.     Дейян А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи / Дейян А., Троадек А., Троадек Л. Пер. с фр. В.С. Загашвили – М.: Прогресс, 1994.

7.     Ищенко И.С. Городская наружная реклама и контроль за ее состоянием: Учебное пособие. – М.: Аир-Арт, 1999.

8.     Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность – М.: Маркетинг, 1998.

9.     Песоцкий Е. Современная реклама: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

10.                       Ромат Е.В. Реклама: История. Теория. Практика. – СПб.: Питер, 2001.

11.                       Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – СПб.: Питер, 2001.

12.                       Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика – Петрозаводск: АО "Фолиум", 1994.


Приложение

Проект витрины  как средства рекламы


[1] В магазине уже есть (покупать не нужно)

[2] То же