Контрольная работа по решению задач
Финансовое право
Вариант 2
Задача № 1
Правоотношения, возникающие по поводу уплаты платы за землю, это сложная конструкция, состоящая из налоговых, земельных и гражданско-правовых отношений. Особо стоит отметить наличие в них властвующего субъекта, который обуславливает правовое неравенство субъектов данных отношений. Налоговые отношения – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Земельные отношения это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.
Нормативные акты, подлежащие применению при разрешении данной задачи:
«Земельный Кодекс Российской Федерации», от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
Вопрос о распространении на данные правоотношения Закона «О плате за землю» не стоит. Задача построена таким образом, что применение данного Закона обусловлено самими условиями задачи. При решении данной задачи подлежит применению Земельный Кодекс. Правоотношения, возникающие по условиям задачи, это правоотношения по поводу земли. Основой регулирования любых отношений по поводу земли, будет являться Земельный Кодекс. В частности вопросы платы за землю регулируются нормами главы 10 Земельного Кодекса.
Юридические факты, служащие основанием для возникновения правоотношений по уплате платы за землю.
Главным юридическим фактом являющихся основанием для возникновения правоотношений по плате за землю является использование земли в РФ[1]. При этом, под использованием, в данном случае понимается не осуществление, какой либо хозяйственной деятельности на земельном участке, а использование его на законных основаниях. Т.е. титульное владение данным земельным участком, на праве собственности, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды и.т.д.
Под землей подразумевается, во-первых, земля как природный объект и природный ресурс; во-вторых, земельный участок являющийся частью поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный, разрешенный к использованию земельный участок[2].
Под землями в РФ понимаются все земли, которые входят в пределы государственной территории Российской Федерации и на которую распространяется ее государственный суверенитет[3].
В зависимости от целевого назначения земли и от размера земельного участка устанавливается плата за землю. Например, ст. 5 Закона РФ «О плате за землю» дифференцирует налог за землю, по составу угодий, их качеству, местоположению. А ст. 8, вышеуказанного закона определяет размер платы за использование городских земель, в зависимость от региона РФ и численности городского населения. Так, например, земельный налог для предприятия в городе Хабаровске занимающего земельный участок 1000 м², без учета дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности, составит:
средняя ставка, как города находящегося в Дальневосточном экономическом районе, с численностью населения от 500 тысяч до 1 миллиона, - 1 рубль 90 копеек, за 1 квадратный метр используемой земли.
+
коэффициент увеличения средней ставки земельного налога, в городе являющимся краевым центром – 1,9.
Соответственно – (1рублъ 90 копеек • 1,9) • 1000 м² = 3610 – рублей, обязано выплатить данное юридическое лицо, в качестве земельного налога, за один год.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год[4]. Однако, в случае, если земельный участок, не используется или используется не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере[5].
Юридическим фактом для возникновения отношений по уплате платы за землю при ее аренде. Будет являться договор об аренде земельного участка и факт его регистрации, если договор заключен на срок более одного года[6]. Данный договор заключается между арендатором (физические и юридические лица) и Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием.
Договоры, заключенные между иными субъектами, без участия РФ и др., не регулируется нормами Закона «О плате за землю»
Арендная плата – взимается с арендатора в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органонов местного самоуправления[7].
Нормативная цена земли, несмотря на то, что включена Законом «О плате за землю» в формы платы за использование земли,[8] не является юридическим фактом для возникновения правоотношений по плате за землю. А является сопутствующим фактом, влияющим на характер данных правоотношений.
Субъекты земельных отношений, это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования[9].
В соответствии с законодательством они могут носить различные статусы: собственника земельного участка это лицо, являющиеся собственником земельного участка; землепользователя это лицо, владеющие и пользующиеся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельца это лицо, владеющие и пользующиеся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения; арендатора земельного участка это лицо, владеющие и пользующиеся земельным участком по договору аренды, договору субаренды; обладателя сервитута это лицо, имеющие право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)[10].
В качестве собственника земельного участка может выступить любой из субъектов земельных правоотношений. В других случаях, как, например, при пользовании земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, землевладельцем будет являться исключительно физическое лицо.
Арендатор и субарендатор земельного участка, будет являться плательщиком арендной платы, вне зависимости от того, кто является собственником данного участка. Но действие Закон Российской Федерации «О плате за землю», распространяется исключительно, на земельные участки, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответственно арендодателем может выступить только РФ, ее субъект, муниципальное образование[11].
Законодатель, также подразделяет субъектов, по различным видам хозяйственной деятельности (например, с сельскохозяйственных предприятий не взимается иных налогов, кроме налога за землю)[12], месту нахождения и т.д. И устанавливает ставки земельного налога исходя из принципов государственной поддержке сфер экономики, развитие которых жизненно необходимо для Российской Федерации.
Задача № 2
Возникшие в соответствии с условиями задачи правоотношения являются бюджетными. Это отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. А также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Нормативны акты, подлежащие применению при разрешении данной задачи:
«Бюджетный кодекс Российской Федерации», от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2002)
Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2002 год», от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002) (принят ГД ФС РФ 14.12.2001)
Действие данных нормативно-правовых актов, распространяется на правоотношения указанные в задаче. Бюджет субъекта РФ, как и РФ является частью бюджетной системы РФ[13], которая регулируется нормами Бюджетного Кодекса РФ. Кроме того, досрочный завоз продукции в районы Крайнего Севера осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно правоотношения, возникающие в данной сфере, подлежат регулированию нормами Федерального Закона «О федеральном бюджете», на определенный год.
Досрочный завоз в районы Крайнего Севера в 2002 году финансировался за счет средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов и субсидий, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
При этом средства региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов отражаются в бюджетах субъектов Российской Федерации и используются для закупки и доставки товаров. Нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров, медикаментов и лекарственных средств, продукции материально - технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства.
Средства указанных фондов не могут использоваться для закупки и доставки пива, винно-водочных и табачных изделий.
Порядок использования средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Контроль за целевым использованием средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов обеспечивается Правительством Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации[14].
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» кассовый разрыв в 2002 году мог быть покрыт в пределах финансового года за счет федерального бюджета, посредством беспроцентной бюджетной ссуды[15].
Кассовый разрыв росписи доходов и расходов в бюджетном праве носит название кассового разрыва бюджетной росписи.
Бюджетная роспись - это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации[16].
Кассовый разрыв – это временно завышенная денежная ликвидность. Иначе кассовые разрывы это пустоты, возникающие между доходами бюджета и его расходами.
Кассовый разрыв в росписи доходов и расходов означает, что денежные средства, по разным причинам (например, недофинансирование, перерасход бюджетных средств в предыдущих периодах т.д.), идут на заполнение иных статей бюджета. Либо, в случае увеличения потребностей получателя бюджетных средств или ошибки в расчете инфляции переданных бюджетом средств не хватает на выполнение поставленных правовым, бюджетным актом целей.
Кассовый разрыв это крайне негативное явление. В рамках федерального бюджета оно означает: задержку выплаты заработной платы, пособии, задержка в финансировании государственных проектов и т. д.
Список литературы
1. «Земельный Кодекс Российской Федерации», от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
2. Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации», от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2002)
4. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2002 год», от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002) (принят ГД ФС РФ 14.12.2001)
5. Химичева Н. И. Финансовое право. Учебник. М., Издательство БЕК, 1999 г.
Работа выполнена 14 марта 2003 года.
Подпись __________________
[1] П. 1, ст. 65 Земельного Кодекса РФ.
[2] Ст. 6 Земельного Кодекса РФ.
[3] Ст. 1 закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 30.12.2001) «О государственной границе Российской Федерации»
[4] Ч. 1, ст. 3 Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
[5] Ч. 3, ст. 3 Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
[6] П. 2, ст. 26 Земельного Кодекса РФ.
[7] П.3, ст. 65 Земельного Кодекса РФ.
[8] Ч. 1, ст. 1 Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
[9] П. 1, ст.5 Земельного Кодекса РФ.
[10] П. 3, ст. 5 Земельного Кодекса РФ.
[11] Ст. 21 Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
[12] Ст. 4 Закон Российской Федерации «О плате за землю», от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002)
[13] Ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
[14] Ст. 49 ФЗ РФ от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002) «О федеральном бюджете на 2002 год» (принят ГД ФС РФ 14.12.2001)
[15] Ст. 69 ФЗ РФ от 30.12.2001 N 194-ФЗ (ред. от 25.10.2002) «О федеральном бюджете на 2002 год» (принят ГД ФС РФ 14.12.2001)
[16] Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.