ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

ГЛАВА 1. АППАРАТ ГОСУДАРСТВА                                                                 4

1.1 Понятие аппарата государства                                                           4

1.2 Принципы построения и деятельности аппарата

государства                                                                                                   4

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВА                                    7

2.1 Органы государства и его признаки                                                 7

2.2 Структура государственного аппарата                                             8

2.3 Элементы государственного аппарата                                            15

2.4 Вооруженные силы в аппарате государства                                  17

ГЛАВА 3. АППАРАТ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ                                                                                                           20

3.1 Система  государственных органов РФ                                          20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

И ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                    27

 

 












 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В научной и учебной литературе употребляются разные термины: «государственный аппарат», «государственный механизм» и др. Иногда между ними проводят грань. Какие-то несущественные несовпадения можно установить, но по существу эти понятия обозначают одно и тоже. Мы в данной курсовой работе будем пользоваться термином «государственный аппарат», под которым понимается система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. Для исследования данной темы автором ставятся задачи рассмотрения принципов построения и деятельности государственного аппарата; понятие государственного органа и его признаков; структуры государственного аппарата, а также его элементов, обращается внимание на вооруженные силы в аппарате государства. Особое место в данной работе отводится аппарату государственной власти Российской федерации.

ГЛАВА 1. АППАРАТ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие аппарата государства

Для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти.

Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально – техническими возможностями для осуществления своих функций.


1.2 Принципы построения и деятельности аппарата государства

Построение и деятельность аппарата государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата отечественная юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев аппарата государства.1

Кардинальные изменения, проходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строится на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование аппарата государства. К ним относятся:

1)принцип представительства интересов граждан во всех звеньях аппарата государства. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью во всех государственных органов, направленный на удовлетворение интересов личности;

2)принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3)принцип гласности и открытости а деятельности аппарата государства. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4)высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства приводит к негативным последствиям;

5)принцип законности, правовых начал во всех составных частях аппарата государства и во взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными организациями и движениями;

6)принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющих учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, и обычаев;

7)в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности аппарата государства является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной власти членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Аппарат государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через аппарат государства, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.1


 

 

 

 

 

 




 

 

 




ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВА

2.1 Органы государства и его признаки

Аппарат государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого аппарата является орган государства.

Орган государства - это составная часть аппарата государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями аппарата государства, образующими единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

1.       Все органы образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2.       Орган государства является самостоятельным элементом аппарата государства, действует специализированно в системе других органов.

3.       Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они  образуют единый специальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов и прав личности, охрана внешней безопасности и территориальная целостность государства.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.


2.2 Структура государственного аппарата

Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от того или иного подхода к организации государственной власти (единство, разделение, субсидарность), во-вторых, от политико-территориальной организации государства. Говоря о государственном аппарате важно различать должностных лиц и органы, осуществляющие власть (например, парламент, правительство, судьи), и государственных служащих и органы, образующие обслуживающий аппарат (например, Аппарат Правительства РФ, канцелярии судов). Выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти представлены общегосударственными парламентами (а в некоторых странах, например, Индонезии и Туркменистане надпарламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий, если речь идет о федеративных государствах (например, о России или США) и о государствах с политическими автономными образованиями (например, парламент Шотландии).1

Исполнительная власть организована по разному. В некоторых государствах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентских монархиях (Великобритания, Япония и др.) он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство. В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Непал, Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся власть.

В республиках исполнительная власть обычно принадлежит президенту, но опять- таки ее реальное осуществление зависит от формы правления. В президентских республиках (Бразилия, США, Египет и др.) президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный аппарат, делегируя министрам те или иные полномочия, а те в свою очередь делегируют их нижестоящим государственным служащим. Правительства как коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно есть (Египет и др.), то премьер-министр, назначаемый и смещаемый президентом без ведома парламента, является лишь так называемым административным премьером. Он действует по поручениям президента, а фактически главой правительства остается президент. В парламентских республиках, например, в Индии или Германии, государственный аппарат возглавляет правительство, точнее, премьер-министр. Нормы конституций, предоставляющие широкие полномочия президентам, парируются другими нормами тех же конституций, согласно которым президент должен  действовать только по совету правительства, и все его акты недействительны, если на них нет дублирующей подписи премьер-министра (правило крнтрасигнатуры).  В полупрезидентских республиках иная ситуация. Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть – она принадлежит президенту и правительству (Франция, например). Но во Франции в случае «разделенного правления» (когда президент – лидер одной партии, а большинство в нижней палате парламента принадлежит другой или коалиции других партий) президент фактически лишается части своих полномочий, хотя он по-прежнему является главой гражданской и военной администрации. В России руководство государственным аппаратом раздельно. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, и т.д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под непосредственным руководством президента, другими руководит премьер-министр. Среди ветвей власти исполнительная власть обладает самым разветвленным и многочисленным аппаратом, самым большим штатом государственных служащих.

К исполнительной ветви власти примыкают материальные придатки государства: армия, полиция (милиция), служба государственной безопасности, разведка и контрразведка. По существу это особые виды государственных организаций. Они в значительной степени усиливают исполнительную власть.1

Судебная власть имеет свои специфический аппарат. В одних странах это судьи и обслуживающие суды технические служащие (секретари судебных заседаний, канцелярия и др.), в других так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи не входящие в состав собственно судебного корпуса. Прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали. К трем ветвям власти примыкают некоторые другие органы, организационно не входящие в их структуру (например, Счетная палата при парламенте России).

Помимо органов и должностных лиц, относящихся к ветвям власти, примыкающих к ним государственный аппарат включает структуры с особым статусом. Иногда часть таких органов выделяют в качестве особой ветви избирательной власти (в некоторых странах Латинской Америки), иногда – контрольной власти. Во многих странах это омбудсманы – уполномоченные парламента по правам человека (Россия), по соблюдению правопорядка в армии (Германия), по охране окружающей среды (Канада) и др., генеральные контролеры, генеральные ревизоры, генеральные атторнеи и т.д. со своими службами. Согласно конституциям и законам они при исполнении своих полномочий независимы, не подчинены никакой другой  власти. В России особое положение занимает Центральный банк, во Франции – Экономический и социальный совет, в Италии – Высший совет магистратуры, ведающий кадрами судейского корпуса и т.д.   В ряде  стран особое звено государственного аппарата образует прокуратура, которая в таких странах обособлена от судов. ЕЕ главная задача – контроль за соблюдением законности. Специфической частью государственного аппарата являются специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы и др.), а в некоторых мусульманских странах – органы религиозно-конституционного контроля (они следят прежде всего за соответствием законов Корану).

Особое место занимают избирательные органы. Во многих латиноамериканских странах это избирательные трибуналы (они соединяют полномочия судов по выборам и избирательных комиссий), а также избирательный регистр (это система отдельных органов, занимающихся учетом избирателей). В странах других континентов существуют избирательные комиссии. Постоянные избирательные комиссии (прежде всего центральные избирательные комиссии, а в федерациях – комиссии субъектов федерации) состоят из государственных служащих, назначаемых или избираемых (обычно соответствующими представительными органами) на определенный срок и с возможностью переизбрания. Члены окружных участковых комиссий работают на общественных началах, но во время исполнения ими этих обязанностей на них распространяются положения правовых актов о государственной службе.

Существует множество классификаций относящихся к государственному аппарату. Различаются органы и должностные лица общей компетенции (например, правительство, президент) и органы и должностные лица отраслевой компетенции (например, магистры или уполномоченный по правам человека). Вопросами относящимися к компетенции государства, занимаются центральные органы (например, парламент, министерства), а вопросами, относящимися к решению некоторых местных дел, - местные государственные органы (например, местные администрации в областях и районах Украины, назначаемые президентом). В качестве местных государственных органов (государственной власти и государственного управления) в странах тоталитарного социализма (Китай, КНДР, Куба и др.) рассматриваются советы и избираемые ими исполнительные комитеты.1

Следует иметь в виду, что на местах не всегда существуют местные государственные органы. Во-первых, во многих странах нет назначаемых на места чиновников общей компетенции (например, в Великобритании), но там создаются местные делегатуры министерств. Это отделы центральных отраслевых, расположенные на местах. Они не управляют местными делами, а выполняют на местах отраслевые общегосударственные полномочия. Во-вторых, на ряду с ними действуют муниципальные (общинные и региональные) органы, штат которых состоит из муниципальных служащих. Это органы и должностные лица негосударственной (т.е. власти всего общества), а публичной власти территориального коллектива. Они, конечно, связаны с государственным аппаратом. Более того, мэры избранные муниципальными советами или населением общин (городов, других населенных пунктов, группы деревень), утверждаются затем правительством (министром внутренних дел) как представители государственной власти в данной общине, наделяются определенными государственными полномочиями. Однако, они остаются прежде всего муниципальными главами. Указанное различие единого государственного аппарата и разных аппаратов муниципальных образований (у последних нет иерархии, каждое их них автономно) следует иметь ввиду, при исследовании структуры государственного аппарата.

В структуре государственного аппарата различаются коллегиальные и единоличные органы. Первые принимают решения коллегиально, в необходимых случаях большинством голосов (например, парламент или суд), вторые – единолично (президент, министр).

Государственный аппарат имеет свои особенности в простом унитарном государстве (например, Болгарии или Польше, имеющих только административно-территориальные единицы), в сложном унитарном государстве, включающем автономные образования (например, в Финляндии, где Аландские острова имеют свой местный парламент, принимающий местные законы), в региональном (регионалистском) государстве, целиком состоящем из автономных единиц (например, Италия), и в государстве федеративном. Наиболее простой является структура государственного аппарата в простом унитарном государстве: один парламент (местных парламентов не существует), правительство и глава государства (президент или монарх). Действует единая судебная система и система исполнительных органов, строго подчиненных по вертикали. Вместе с тем структура государственных органов на местах может различаться в зависимости от того, является унитарное государство централизованным, децентрализованным или относительно централизованным. В централизованном унитарном государстве на местах (в Индонезии и Таиланде даже в общинах и кварталов городов) государственным управлением ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, начальники районов, которые назначаются из числа трех лиц, выбранных в качестве кандидатов на должность старосты населением). В децентрализованном унитарном государстве (Великобритании, Швеции) на места чиновников общей компетенции не назначают. Решением вопросов общегосударственного значения там занимаются местные отделы (делегатуры) министерств (каждый отдел - только в рамках своей отраслевой компетенции). В относительно централизованном унитарном государстве (например, Франции) назначенных чиновников общей компетенции никогда не бывает в низовом звене – в общинах, они назначаются в округа, где нет выборного местного совета, в остальных звеньях действуют назначенные чиновники общей компетенции (префекты), делегатуры министерств и избранные советы.

В сложном унитарном государстве, имеющем в своем составе  одно или несколько автономных образований, структура государственного аппарата не столь проста. Если это автономия политическая, то там действует свой законодательный орган (на Аландских островах в Финляндии, на Корсике во Франции, на острове Минданао на Филиппинах и т.д.), правда, с довольно ограниченными полномочиями. Он обычно создает свой исполнительный аппарат, а в автономию глава государства или правительство назначает губернатора. Его полномочия обычно сводятся к контролю за соответствием деятельности органов автономии общегосударственным законам.

Если это административная автономия (два округа индейцев в Никарагуа, округа гагаузов в Молдавии, более 150 автономных районов, округов и уездов в Китае), то структура органов обычно мало отличается от общегосударственного стандарта управления на местах. В основном отличия касаются более широких полномочий автономии по сравнению с административно - территориальными единицами соответствующей ступени с целью учета в управлении местных особенностей.

Региональное государство (Италия, ЮАР, Испания, Шри-Ланка) целиком состоят из однотипных (Италия, ЮАР) или неодинаковых автономных образований (Испания). Все они являются политическими автономиями. По сравнению со сложным унитарным государством с политической автономией в региональном государстве структура государственного аппарата усложняется прежде всего территориально, объемно. Такие же органы, которые действуют в одном или нескольких автономных образованиях на части территории унитарного государства с автономией, в региональном государстве существуют на всей территории, состоящей из автономных единиц.

Наиболее сложный государственный аппарат в федеративном государстве. По существу, он имеет двойственный характер. Поскольку в федерации есть федеральная государственная власть и подчиненная ей государственная власть каждого из ее субъектов, то наряду с государственным аппаратом федерации имеются и государственные аппараты субъектов. Первый представлен общегосударственными законодательными, исполнительными, судебными и другими органами, а также федеральными государственными служащими, входящими в состав таких органов. Государственный аппарат субъектов федерации представлен их законодательными, исполнительными и иногда -  своей системой судебных органов, действующих параллельно с  системой судебных органов федерации (например, в США), однако, во многих федерациях существует единая судебная система (например, в Канаде). В России также имеется единая судебная система, но субъекты федерации учреждают свои мировые суды (мировых судей). В деятельности государственного аппарата могут участвовать другие организации, учреждения, органы, если им поручаются отдельные функции органов государственного управления. Такая возможность предусмотрена, в частности, Конституцией РФ по отношению к органам местного самоуправления. В этом случае такие органы становятся как бы частью государственного аппарата, их решения и распоряжения приобретают государственное значение, а сами они в пределах переданных им функций находятся под контролем государства. Иногда отдельными функциями государственных органов наделяются общественные объединения. Чаще всего это общественные организации лиц, творческих профессий, действующие в сфере культуры, иногда – объединения промышленников и торговцев (торгово-промышленные палаты, регистрирующие в некоторых органах товарные знаки, осуществляющие арбитраж по торговым делам).1

2.3 Элементы государственного аппарата

Ключевыми понятиями в системе государственного аппарата являются рассмотренные выше ветви, а более дробными – понятия государственной организации, государственного органа, государственного служащего (внутри последнего выделяется понятие должностного лица). По существу, это различные элементы государственного аппарата, его звенья. Следует учесть, что наряду с государственными органами и организациями существует много негосударственных организаций, органов, служащих. Они не входят в состав государственного аппарата.

Государственная организация – обобщающее понятие. Сюда относятся государственные учреждения и предприятия. Различия между учреждениями и предприятиями состоят в их назначении, роли в обществе, содержании основной деятельности. Предприятия занимаются прежде всего производственной деятельностью, учреждения – управление, социальным обслуживанием населения. На государственных предприятиях существует администрация (ее органы), но ее функции сводятся к решению вопросов внутреннего управления и она не выступает вовне как управленческий орган. Лишь по отношению к структурным частям предприятия (к цехам, в какой-то мере к дочерним предприятиям) администрация может осуществлять внешние управленческие функции. Существуют разные виды предприятий по характеру своей деятельности (производственные, торговые и др.), по подчиненности и  структуре (государственные, муниципальные, акционерные, унитарные и др.)

Учреждение зачастую распространяет свою деятельность вовне, на лиц, другие учреждения, непосредственно не подчиненные ему, но в отличие от государственного органа оно занято преимущественно обслуживанием и не обладает государственно-властными полномочиями, правом принимать правовые нормативные акты. Государственные учреждения играют важную роль в осуществлении социально-экономических, культурно-просветительных задач государства. Государственные высшие учебные заведения (например, Московский государственный университет, государственные медицинские институты) готовят кадры, в том числе для государственных органов, учреждений здравоохранения, культуры (прокуратура, Онкологический центр, Большой театр, Российская государственная библиотека в г. Москве). Имеются учреждения, ведущие подготовительную работу для принятия органами государства властных решений. К государственным учреждениям относят также вспомогательный, обслуживающий, внутренний аппарат государственных органов (например, управление делами, канцелярия).1

Государственный орган – это самостоятельная структурная единица государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для частичной реализации (в соответствии с его профилем работы) функций определенной ветви государственной власти. Наиболее общие признаки органа государства: выполнение публичных функций, включающих регулятивные, координационные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли или регионе; определение правового статуса органа вышестоящим государственным органом; право принимать  управленческие решения в пределах конституции и закона; сложная внутренняя структура, аппарат органа состоит из подразделений (других органов) и государственных служащих в соответствии со штатным расписанием данного органа; финансирование из государственного бюджета; соподчиненность и отчетность перед органом государственной власти, учредившим данный орган. В России, в том числе в субъектах Федерации, и в зарубежных странах, как говорилось выше, существуют разные виды государственных органов законодательной исполнительной и судебной власти.

Государственный служащий – лицо, находящееся на государственной службе и профессионально занимающийся деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов. Государственный служащий занят особым видом общественно полезной деятельности, которая отличается от труда рабочих, крестьян, иных служащих своим государственным, публичным характером. Эта деятельность регулируется в основном не трудовым, а административным правом.

Важнейшее значение в институте государственной службы имеет государственная должность. Эта элементная штатная единица с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного органа, денежным содержанием и ответственностью за выполнение обязанностей. Должностными лицами органов государственной власти признаются государственные служащие, временно или по специальному поручению выполняющие функции представителей государственной власти федерации или ее субъектов, а равно организационно- распорядительные, контрольно-ревизионные, хозяйственно-управленческие или информационные функции. В законах и иных актах дается исчерпывающий перечень должностных лиц. Прежде всего, это руководители и их заместители. Должностные лица при осуществлении своей служебной компетенции имеют дискреционные полномочия, т.е. право принимать решения, касающиеся других лиц, организаций, органов в пределах закона. Они имеют право на совершение юридически значимых действий и, в частности, административных актов (например, вправе издавать распоряжения за своей подписью).


2.4 Вооруженные силы в аппарате государства

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни мирового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводится в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются  конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие правительственные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на монарха – короля, королеву, император. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и др.

Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых министром обороны. Состав министерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управления тыла, главные и центральные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.1

В некоторых странах министерства обороны имеют несколько иную структуру. В Англии, например, основными органами министерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны – гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган – Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии и военно-морского флота. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В не5которых странах вооруженные силы включают три вида: сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет диффиринцировать граждан, призываемых на военную службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных убеждений и т.д.

Таким образом,  современные государства представляют собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить стабильность и разумную политику на международной арене.












ГЛАВА 3. АППАРАТ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Система  государственных органов РФ

Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативного акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что она основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочиями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, они подотчетны и ответственны, подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно- правовая связь.

Единство системы государственных органов РФ усиливается еще и  тем, что отдельные ее составные части сами образуют единые системы органов. Так, согласно ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10) предусматривает наличие органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый их этих видов органов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.1

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и  автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что она избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и выполняют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъекта федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта РФ.

Органы исполнительной власти – это, прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ – президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администрации, либо избираются                      непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Главы администраций, если они заняли эту должность в результате всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на эту должность и освобождаются от должности Президентом РФ и т.д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.1

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные -  это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации – президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, и ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие Отельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым относится, например, Правительство РФ и правительства субъектов федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом – государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные – это Правительство РФ и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти -  Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 25) судебным органом конституционного контроля самостоятельно независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющем в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является  Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах РФ.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов  государственной власти, составляют органы прокуратуры.1

Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции РФ (ст.129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими  надзора за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан; за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; за соответствием закону судебных актов; за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; за исполнением законов органами военного управл6ения, воинскими частями и учреждениями. Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров  в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав личности потерпевшего от преступного посягательства. Она участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются  Генеральным Прокурором по согласованию с субъектами федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяется федеральным законом.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении кратко подведем итоги. Аппарат государства – это система государственных органов, построение и деятельность которых, осуществляется на основе определенных принципов.

Аппарат государства состоит из элементов, основными из них являются органы государства, обладающие определенными признаками.

Структура аппарата государства зависит от организации государственной власти и политико-территориальной организации.

Основным понятием в системе государственного аппарата являются ветви власти, а более дробными – его элементы такие как государственный орган, государственная организация, государственный служащий.

Структура и функции вооруженных сил в настоящее время весьма актуальны для всего мирового сообщества и занимают особое место в контексте рассматриваемой темы.

Государственный аппарат Российской Федерации образует единую систему основанную на ее государственной целостности. Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Государственная власть РФ осуществляется на основе принципа разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной).










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1995

 

Научная литература

1.     Тихомиров В.Н. Теория государства и права. М. 1997 г.

2.     Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996 г.

3.     Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999 г.

4.     Чиркин В.Е. Государственное управление. М., «Юрист» 2002 г.

5.     Лазарев. В.В. Общая теория государства и права. М., Юрист. 2000 г.

6.     Лившиц. Р.З. Общая теория государства и права. М., Норма. 1997 г.

7.     Казанцев. Н.Д. Вопросы теории государства и права. М., БЕК. 1998 г.

8.     Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. М., «Юрист» 1999 г.

9.     Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 г.



1 Тихомиров В.Н. Теория государства и права. М. 1997 г. с. 327.

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996 г. С. 137.

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999 г. С. 311.

1 Чиркин В.Е. Государственное управление. М., «Юрист» 2002 г. С.60.

1 Лазарев. В.В. Общая теория государства и права. М., Юрист. 2000 г. С.313.

1 Лившиц. Р.З. Общая теория государства и права. М., Норма. 1997 г. С.193.

1 Казанцев. Н.Д. Вопросы теории государства и права. М., БЕК. 1998 г. С. 233.

1 Лившиц Р.З. Указ. Соч. С. 207.

1 Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. М., «Юрист» 1999 г. С. 296.

1 Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002 г. С. 297.

1 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Указ. Соч. С. 305.