Содержание

Введение

1.     История возникновения  проективных методов психодиагностики.........4

-         проективный метод – как один из методов исследования личности.........4

-         психодиагностика – основание для создания проективные методик и опросников.............................................................................................................5

-         тесты интеллекта..................................................................................................5

2.     Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»......................................................6

3.     Методика «Рисунок несуществующего животного».....................................9

Заключение...............................................................................................................12

Список литературы.................................................................................................13

                             Введение

Одним из решающих условий протекания воспитательного процесса является его конструирование. В технологии конструирования выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, включающая диагностику и завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная деятельность. Анализ, прогноз и проект – неразрывная триада при решении любой педагогической задачи.[1]

Целью нашей работы является изучение одной из составляющих триады воспитательного процесса – прогностическая и проективная деятельность. Составной частью такой деятельности являются проективные методы.

Задачи работы:

1.     Изучить историю развития проективных методов;

2.     Рассмотреть подробно тест «Дом. Дерево. Человек».

3.     Рассмотреть подробно методику «Рисунок несуществующего животного».

Данная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.














1.     История возникновения  проективных методов, психодиагностика.

Проективный метод (от лат. progektio – выбрасывание вперед) – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. (Проекция (от лат. progektio – выбрасывание вперед) – процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.)[2] Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк.

-         проективный метод – как один из методов исследования личности;

Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик ( называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные ( тест Роршаха (тест заключается в интерпретации испытуемым набора чернильных пятен различной конфигурации и цвета, имеющих определенный смысл для диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера. Работа Роршаха дала импульс разработке одного из главных направлений в психодиагностике, поскольку позволила подойти к рассмотрению личности как целостности, а не совокупности отдельных способностей.), тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам – пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (тематический апперцепционный тест, в котором требуется истолковать социальную ситуацию на картине);  экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного). Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.

психодиагностика – основание для создания проективные методик и опросников Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosnikos – способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Оформление психодиагностики в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е годы XX в. Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта,  психодиагностика для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности, которые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников.

Вместе с тем на развитие психодиагностики сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного и факторного анализа, использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффективность психодиагностики.

-         тесты интеллекта;

Это методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве тесты интеллекта, испытуемому, предоставляются на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке.

          При тестировании обычно формируют выборки по возрасту (в школе); при формировании их по образованию и социальному статусу сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Социальный статус по-разному сказывается на психическом развитии индивидов в зависимости от специфики окружения и семейных условий. Таким образом, результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом. Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты получаемые при применении тестов интеллекта «тестовым» или «психометрическим» интеллектом.[3]

 

2.     Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».

       Более подробно рассмотрим рисуночный  тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж. Бак первым создал и разработал детально систему  интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

                Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека – это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисуннке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

          Для выполнения теста исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «Дом», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «Дерево» и «Человек», на четвертой – имя и фамилия испытуемого.

          Инструкция ребенку – нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека.

          Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей.

          Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

          Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально.

          Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

          Для количественной оценки теста «Дом. Дерево. Человек» общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта - 2 – балла (симтокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симтокомплексе – 1 балл. Выраженность симтокомплексов показывает сумма баллов всех показателей данного симтокомплекса.

          При интерпретации теста необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

          Рисунки теста «Дерево. Дом. Человек.» Могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных  ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.

          Данный проективный тест,  в основном используется для изучения эмоционального состояния дошкольников.[4]

  

3. Методика «Рисунок несуществующего животного»

Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные.

К формальному аспекту относятся:

а) семантика расположения в пространстве;

б) графологические признаки;

Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом – настоящим, прошедшим и будущим, а также с действенным и идеальным.

          На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантой правой руке) и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

                В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа бумаги к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремление к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

          Положение в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, нет заинтересованности в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

          Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную конотацию по оппозициям «пассивность – деятельность», «внутреннее – внешнее», «прошлое – будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных позиций.

          Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию ), избежанию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.

          К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке). Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте.

          Б). Графологические аспекты интерпретации.

          К первому аспекту относится анализ линии.

          Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.

          Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.

          «Падающие линии», преобладание движения снизу вверх направо – хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.

          Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером некоторых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии когти, клювы, зубы. 


  

                        Заключение

     Изучение проективных методов психолого - педагогических исследований привело нас к рассмотрению истории возникновения проективных методов, выяснению значения такого понятия как психодиагностика и его значении в становлении проективных методов.

     В своей работе мы также рассмотрели что такое тесты интеллекта, а также более подробно мы изучили такие проективные тесты как:  «Дом. Дерево. Человек», и методику «Рисунок несуществующего животного». Определили особенности каждой из методик и где они могут применяться.

Таким образом, задачи, поставленные в работе решены, цель достигнута.





















Список литературы

1.     Психология. Словарь/ Под. ред. А.В. Петровского, М.: Политиздат, 1990.

2.     П-69 Практикум по психолого-педагогическим курсам: Учебное пособие для студентов./ Новосибирск: НГПУ, 1999.

3.     Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1995.

4.     Я.Л. Коломинский Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, 1997.

5.                 Детская психология: Учебное пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Минск, 1988.


[1] П-69 Практикум по психолого-педагогическим курсам: Учебное пособие для студентов. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999.

[2] Психология. Словарь/ Под. ред. А.В. Петровского – М.: Политиздат, 1990.

[3] Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.: Политиздат, 1990.

[4] Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, 1997.