Содержание

Введение ………………………………………………………………………..

2

1.Основные элементы рыночного механизма ……………………………….

3

1.1 Сущность рыночной экономики в переходный период и ее цели ……..

5

2. Приватизация ………………………………………………………………..

6

2.1 Предпосылки приватизации..........................................................

7

2.2 Международный опыт приватизации …………………………………….

8

2.3 Приватизация в России ……………………………………………………

9

3. Конкуренция …………………………………………………………………

11

4. Монополия в период переходной экономики ……………………………..

18

4.1 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики …….

22

4.2 Антимонопольное законодательство в России …………………………..

24

Заключение ……………………………………………………………………..

27

Список литературы …………………………………………………………….

28


Введение

Важнейшей проблемой переходного периода, который переживает наша страна, является выработка стратегии экономического роста. Современный экономический рост по общепризнанному определению лауреата Нобелевской премии С. Кузнеца, представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы производства устойчиво превышают темпы роста населения.

По мнению выдающегося экономиста Й. Шумпетера, основная движущая сила механизма экономического роста в условиях рыночных отношений – это «радикальные инновации» предпринимателей, ищущих «сверхприбыль», что ведет к жесткому соперничеству организаций в экономической жизни общества. Особенно важна эта роль этого механизма в переходные периоды.

Перед всеми коммерческими и некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. Цена является основным фактором, определяющим выбор потребителя среди малоимущих слоев населения.

При всех неоспоримых достоинствах конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Поэтому еще в конце XIX века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

При выполнении данной работы стоит задача раскрыть:

·        основные элементы рыночного механизма в переходной экономике;

·        методы регулирования экономики государством.

·        основные методы конкурентной борьбы на потребительском рынке товаров, работ и услуг;




1. Основные элементы рыночного механизма


Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов:

·        что производить?

·        как производить?

·        для кого производить?

В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка, через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции.

Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства, выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют кем при определенном уровне доходов будет потреблен продукт.

Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, то есть, когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

1.1 Сущность рыночной экономики в переходный период

и ее цели


Рыночная экономика – это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны, и важнейшими целями в переходный период являются:

Цель первая – развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о товарах и услугах производственного, так и непроизводственного назначения. Казалось бы, что подобный рынок не нов, он уже был и есть. Однако подлинный рынок товаров – не просто место продажи и купли, подлинный рынок – это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.

Цель вторая – формирование финансового рынка. Здесь речь идет о специфическом, ранее для нашего бытия не знакомом рынке ценных бумаг (акций, облигаций, векселей). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. В принципе финансовый рынок – это вершина рыночной структуры, сложнейший и чуткий механизм его регулировки и подстройки. Переходный период как раз и необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. Выпуск и свободное обращение ценных бумаг, свидетельствующих о том, что их владелец является собственником капитала и имеет право на доход – необходимые условия покончить с монополизмом государственной собственности на заводы, фабрики, недвижимость.

Другими словами, обладатели ценных бумаг получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками.

Цель третья – создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости, когда руководитель предприятия был лишен возможности уволить непроизводительного работника, если только с его стороны не было зафиксировано антиобщественное поведение. Рабочие места были гарантированы для выпускников высших и средних специальных учебных заведений. В условиях же рыночной экономики вводится контрактная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон в ходе рационализации занятости. Связано это с тем, что на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением является довольно болезненным моментом.


2. Приватизация


Коренным вопросом перехода к рынку является приватизация, которая означает движение к тому, чтобы ведущие позиции в производстве товаров, работ и услуг занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как будет проведена приватизация, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволяет восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности – государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе в настоящее время участвуют более 50 стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований особенно усилились в 1981 году, и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития.[1] Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной для многих государств, разительно отличающихся друг от друга.


2.1 Предпосылки приватизации


Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.

Со временем большинство государственных предприятий, являющихся по сути монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных чинов армии. Во всех странах такие предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов и на плаву они держатся лишь за счет налоговых льгот. Кроме того, получая дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков они попросту обкрадывают частный сектор на рынках капитала. Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления.

В случае с Российской экономикой проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности. Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной собственности была брошена вся мощь государственной машины. В разрушении и деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства командно-административной системы.


2.2 Международный опыт приватизации


По некоторым оценкам специалистов в области экономики, в 1984 году доля государства в экономике 19 западноевропейских стран стала впервые снижаться за период с начала Второй мировой войны.[2] Приватизация получила стремительное распространение в Европе, поскольку государственная собственность не принесла ожидаемых результатов.

В «революции» приватизации на первое место вышла Великобритания: около трети занятых в производстве – в общей сложности 600 тысяч рабочих мест – были переведены в частный сектор в результате распродажи государственных компаний. Эта мера в сочетании с полученной прибылью от продажи государственного жилого фонда принесла британскому казначейству более 26 миллиардов долларов и снизила долю государства во внутреннем производстве с 10 до 6%.[3]

Некоторым государственным предприятиям, например, было предложено распродать или безвозмездно раздать акции своим рабочим и служащим. Так, в 1982 году рабочие и служащие крупнейшей в Англии компании автогрузовых перевозок «Нэшнл фрайт консорциум» приобрели 83% ее акций стоимостью примерно по 500 долларов каждая. С того времени производительность возросла на 30%, и компания стала настолько прибыльной, что ее акции повысились в цене в 40 раз. Затем настал черед «Бритиш телеком», шестой в ряду наиболее крупных в мире телефонных компаний, нуждавшейся в средствах для модернизации оборудования. Английское правительство распродало 51% акций на самую высокую по тем временам сумму. Предпочтение отдавалось тем, кто работает в «Бритиш телеком»: акции купили 96% ее рабочих и служащих.

Когда в 1979 году М. Тэтчер стала премьер-министром, каждый дом или квартира в Англии принадлежали государству и сдавались внаем за частично субсидируемую плату. В последующие шесть лет почти миллион домов или квартир (около 17% общего государственного жилого фонда) были проданы со скидкой до 60% - в зависимости от срока проживания.

Если в 1979 году лишь 5% англичан владели акциями, то уже к концу 1986 года эта цифра возросла до 16%. По некоторым оценкам, снижение инфляции в Англии с 24 до 4% объясняется именно тем, что правительство распродало почти половину принадлежащих государству отраслей промышленности и значительную часть жилого фонда.

На примере приватизации в Англии было определено по меньшей мере 22 различных способа частичной или полной передачи собственности и функций по предоставлению услуг частному сектору. Способы самые разные: распродажа и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, отчисления со стороны пользователей, продажа государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

Во Франции Национальное собрание и сенат одобрили в августе 1986 года закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение пятилетнего срока. Вырученная сумма составила более 50 миллиарда долларов. Чтобы не ущемлять национальную гордость, долю иностранного участия во владении ограничили 20%.


2.3 Приватизация в России


Приватизация государственного имущества в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому основными принципами приватизации государственного и муниципального имущества являются:


1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

 3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.


3. Конкуренция


С позиции экономики, конкуренция – это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой – неотъемлемыми спутниками конкуренции является конфликтность, нестабильность, банкротство, безработица.

«Конкуренция, по образному выражению Э. Хаббарда, - это жизнь торговли и смерть торговцев».[4] У нас в стране о конкуренции заговорили лишь в связи с проведением рыночных реформ. Поэтому очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей и посредников пока не хватает.

Конкурентная борьба при рыночных отношениях ведется двумя основными методами:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция.

В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Ценовая конкуренция применяется на рынках с приоритетом продавца (превышение спроса над предложением и более интенсивной конкуренции покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции (когда существует множество производителей одинаковой продукции), в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов. Ценовой метод конкурентной борьбы малоэффективен, так как конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планирование и управление предприятием. В современных условиях ценовой метод продолжает применяться особенно при внедрении на новые рынки. К примеру, японцы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%. Однако снижение цен предполагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности (необходимо точно просчитать, приведет ли понижение цены к росту доходов).

В современных условиях предпочтение отдается второму методу – методу неценовой конкуренции, который заключается в выделении своего товара из ряда товаров-конкурентов, придания ему уникальных для покупателей свойств, повышению уровня технического обслуживания, развитию прогрессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учету специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качеств, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания.

При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренции является более эффективным, так как конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией. Неценовой метод конкуренции требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой, но он с лихвой окупается в случае успеха.

В зависимости от целей и возможностей фирмы она может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:

1)     создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;

2)     копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;

3)     сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и тому подобных мер.

Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы и является многоплановой экономической категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, страны[5].

Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках.

Конкурентоспособность производителя можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента. Она характеризует возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке[6].

В российской переходной экономике пока относительно конкурентоспособными остаются отрасли топливо - сырьевого комплекса, черной и цветной металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности.

Конкурентоспособность страны – это способность ее экономики производить богатств больше по сравнению с другими странами[7]. Наиболее сильными сторонами российской экономики в конце 90-х годов оставались крупные природные ресурсы, многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой, наличие в некоторых отраслях промышленности уникальных недорогих технологий.

Анализ известных определений конкурентоспособности позволяют выделить целый ряд моментов, важных для экспликации данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

1. Конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителя.

2. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований.

3. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя.

4. Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога.

5. Конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры.

6. Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии.

7. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар.

8. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара (работ, услуг), который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, то есть доли рынка в предыдущий период.

Резюмируя сказанное, можно предположить следующее определение: конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность фирмы характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, таких, как емкость рынка (количество ежегодных продаж), легкость доступа на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, возможность технических новшеств в отрасли.

Основные категории конкуренции следующие:

·        рыночная конкуренция – борьба производителей за ограниченный платежеспособный спрос потребителей в рамках ограниченного сегмента рынка или рынка в целом;

·        конкурентоспособность товара (работ, услуг) – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя;

·        потребительская ценность товара – максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным при оплате за данный товар;

·        запас конкурентоспособности товара – разность между потребительской ценностью товара и той ценой, за которую он был реально куплен. Для потребителя представляет собой неоплаченную, доставшуюся ему даром долю потребительской ценности. Для поставщика является количественной мерой конкурентоспособности его товара;

·        принцип компенсации для товаров – закономерность, состоящая в том, что стремление придать товару наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступаться его достоинствами в других отношениях;

·        принцип компенсации для производителей – закономерность, заключающаяся в том, что приспособление предприятия к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других рыночных сегментов или уменьшения возможности добиваться успеха на них.

Виолентная стратегия – стратегия конкурентной борьбы, состоящая в ставке на снижение издержек производства. Последнее достигается за счет организации массового выпуска сравнительно недорогих, но вполне доброкачественных товаров. Три основные разновидности фирм - виолентов за свои гигантские размеры и экономическую мощь получили в науке звучные названия «гордых львов», «могучих слонов», «неповоротливых бегемотов»;

·        ограниченная конкурентная стратегия – стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества;

·        локальная конкурентная стратегия – стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Мелкие предприятия, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием, научно-техническими заделами или особыми познаниями в специальной области. Поэтому их часто называют скромным имененм «серые мыши», что, однако, ничуть не мешает многим из них процветать на рынке;

·        нововведенческая конкурентная стратегия – конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом, называют «первыми ласточками».

·        Дифференциация ниш – процесс размежевания реализованных ниш компаний. Чтобы не вступать в ожесточенные схватки, предприятия стараются не занимать одну и ту же нишу. Каждое из них выпускает чуточку иной товар, чем конкуренты. Почему покупатель выбирает тот или иной продукт? Какими критериями он при этом руководствуется? Как склонить его к выбору определенного товара или услуги? Подобные вопросы играют центральную роль в коммерческой деятельности каждого предприятия. А для всей рыночной экономики в целом они равносильны принципиальному вопросу о том, какие товары будут производить в данной стране. Ответы на эти вопросы связаны с понятием конкурентоспособности.

Как уже говорилось выше, конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Следует обратить внимание на то, что конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками товара (работ, услуг) как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку людей. Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно он не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Хрестоматийной иллюстрацией этого может служить кинематограф: фильмы – победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми. Вместе с тем не стоит ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью товара – это хотя и связанные, но не тождественные понятия.

Во – первых, не устраивающие потребителей (и, следовательно, неконкурентоспособные) товары могут активно продаваться при дефиците или отсутствия выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявится только тогда, когда на рынке реально появятся более хорошие товары.

Во – вторых, вполне конкурентоспособные товары могут быть ориентированы на узкие слои потребителей. Они хороши, но не для всех (как, к примеру, автомобили с ручным управлением, предназначенные для инвалидов). А потому никогда не будут пользоваться массовым спросом.


4. Монополия в период переходной экономики


При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции, у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов, особенно в переходный период, может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

Монополия означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках:

·        Захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала);

·        Тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен;

·        Создание искусственных дефицитов.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

Но существуют и такие организации, которые по типу конкуренции в рыночной экономике является чистой монополией, когда на рынке услуг всего один продавец.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Федеральным Законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г.) регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

·        транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

·        транспортировка газа по трубопроводам;

·        услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

·        железнодорожные перевозки;

·        услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

·        услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать самые разные цели. Можно установить цену ниже себестоимости, если услуги жизненно важны для потребителя, которые не в состоянии приобретать их за полную стоимость, либо назначить цену с расчетом на покрытие издержек или получение прибыли. Возможен и такой вариант – цена назначается очень высокой в целях сокращения потребления.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти утвержден Правительством РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (с изменениями от 30 июля 1998 г., 6 февраля, 16 июня, 20 августа 2001 г., 2 апреля 2002 г.):

·        Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ

·        Электрическая и тепловая энергия

·        Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Продукция оборонного назначения

·        Драгоценные металлы и сплавы

·        Протезно-ортопедические изделия

·        Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

·        Отдельные услуги почтовой и электрической связи

·        Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.) определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

·        изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

·        навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

·        включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

·        согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

·        создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

·        нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

·        установление монопольно высоких (низких) цен;

·        сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

·        необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.


4.1 Антимонопольное законодательство

и регулирование экономики


Развертывание разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики призвано не допустить антимонопольное законодательство.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2. Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. Данный закон был направлен, по сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей. Но этого не могли себе позволить мелкие торговые фирмы.

В 1950 году к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера, в которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещалось слияние путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. При этом следует отметить, что любое вмешательство государства, даже с целью поддержания конкуренции, сопровождается тем или иным ограничением конкурентных возможностей. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других.

Для того, чтобы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математического инструментария и вообще всего теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции.

Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. К примеру, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антимонопольного законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти[8].

Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедуется в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике.

4.2 Антимонопольное законодательство в России


Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изменениями от 8 апреля, 30 сентября 2000 г., 8 апреля 2002 г.) определен орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи.

Этим органом является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее именуется - Министерство), которое  решает возложенные на него задачи непосредственно, а также через создаваемые им территориальные органы, осуществляющие свою деятельность на основе положений о них, утверждаемых Министерством.

Основными задачами Министерства являются:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

 3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.

В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:

 1) обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;

2) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

3) формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

4) осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

5) согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

6) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

7) организует разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

8) обеспечивает формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства;

9) обеспечивает защиту законных интересов предпринимателей;

10) применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.


Заключение

Таким образом, коренным вопросом перехода к рынку является приватизация, в результате которой ведущие позиции в производстве товаров, работ и услуг занимает частный бизнес. Именно приватизация позволяет восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности – государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя.

Тем не менее, нельзя допускать спонтанного развития рыночных процессов, особенно в переходный период, так как это чревато монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Регулирование экономики во избежание монополизации осуществляется государством посредством антимонопольного законодательства, что содействует формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Неотъемлемым признаком рыночных отношений также является конкуренция, от характера которой зависит рыночное равновесие. Поэтому государство призвано осуществлять контроль организаций, которые по типу конкуренции в рыночной экономике являются чистой монополией.

Таким образом, переходный период к рынку характеризуется, прежде всего, государственным регулированием данного процесса посредством законодательных актов и осуществлением контрольных функций за его исполнением, передачей государственной собственности посредством приватизации в частный бизнес, конкурентной борьбе производителей товаров, работ и услуг за сбыт своей продукции потребителю.

Список литературы

1.     Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изменениями от 8 апреля, 30 сентября 2000 г., 8 апреля 2002 г.).

2.     Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 Об утверждении перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной (с изменениями от 30 июля 1998 г., 6 февраля, 16 июня, 20 августа 2001 г., 2 апреля 2002 г.).

3.     Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.).

4.     Курс экономической теории под общей ред. Проф. Чепурина М.М., проф. Киселевой Е.А. Киров. АСА, 1998.

5.     Каретникова Т. Каретников М. Конкурентоспособность фирм. Челябинск, 1996.

6. Авдокушин У. Международные экономические отношения // М.: 1999.

7.     Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // МэиМО. 2000. №3.

8.     В.П. Федько, Н.Г. Федько. Основы маркетинга. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002.


[1] Курс экономической теории под общей ред. Проф. Чепурина М.М., проф. Киселевой Е.А. Киров. АСА. Стр.537




[2] Курс экономической теории под общей ред. Проф. Чепурина М.М., проф. Киселевой Е.А. Киров. АСА, 1998,стр. 538

[3] Курс экономической теории под общей ред. Проф. Чепурина М.М., проф. Киселевой Е.А. Киров. АСА, 1998, стр.538

[4] Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга, изд. 3-е доп. и перераб. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002, стр. 187

[5] Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // МэиМО. 2000. №3, стр. 47-57

[6] Каретникова Т. Каретников М. Конкурентоспособность фирм. Челябинск, 1996, стр. 18

[7] Авдокушин У. Международные экономические отношения // М.: 1999, стр. 75

[8] Курс экономической теории под общей ред. Проф. Чепурина М.М., проф. Киселевой Е.А. Киров. АСА, 1998,стр. 194.