Содержание
Введение. 3
Глава 1. Квалификация специалистов в области аудита. 4
1.1. Критерии допуска к аттестации. 4
1.2. Совершенствование обучения специалистов. 4
1.3. Повышение квалификации кадров. 7
Глава 2. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности. 9
2.1. Порядок аттестации аудиторской деятельности. 9
2.2. Порядок лицензирования аудиторской деятельности. 10
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
В данной контрольной работе рассматриваются требования к квалификации специалистов в области аудита, порядок аттестации и лицензирования.
Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово-бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду многих общих проблем, решаемых в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, представляется возможным рассмотреть их в комплексе, не выделяя отдельно эти проблемы в области подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.
Цель работы - рассмотреть проблемы качества профессиональной подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· определить критерии допуска к аттестации;
· рассмотреть порядок проведения аттестации и лицензирования аудиторов, профессиональных бухгалтеров;
· рассмотреть порядок повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;
Глава 1. Квалификация специалистов в области аудита
1.1. Критерии допуска к аттестации
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
· наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
· наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Учетные и образовательные стандарты многих стран - участников СНГ находятся на пути к гармонизации с международными профессиональными образовательными стандартами.
1.2. Совершенствование обучения специалистов
Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Практически нерешенным остается сегодня вопрос о методическом обеспечении процесса обучения. Учебно-методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей. Так, в УМЦ Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева по программам Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК Минфина России) и ИПБ разработаны и изданы учебно-методические пособия по изучению дисциплин "Аудит", "Управленческий учет", "Экономический анализ", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности". Однако уже назрела необходимость унификации подходов к методическому обеспечению и организации учебного процесса [1].
Подготовка аудиторов и профессиональных бухгалтеров должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:
· утвержденные программы;
· учебники по каждой дисциплине и их компьютерные версии;
· учебно-методические пособия;
· "кейсы" (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров - сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность);
· задания для самостоятельной работы;
· методическое обеспечение вопросов, связанных с особенностями аудита и бухгалтерского учета в различных отраслях национальной экономики.
Следует обратить особое внимание на то, что многие новые функции бухгалтеров и аудиторов открывают и новые направления их подготовки, требующие знания современных программных бухгалтерских и аналитических продуктов, контрольных и аналитических процедур, диагностики и мониторинга деятельности предприятия, стратегического планирования и моделирования развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, их могут дать специализированные организации новых компьютерных технологий, аудиторские и консультационные фирмы.
Полезно ввести на альтернативной основе (до 30% времени обучения) стажировки в аудиторских, бухгалтерских и консалтинговых фирмах. Контрольные функции за качеством и результативностью стажировок могут и должны быть возложены на Минфин России, а также на общественные организации, в первую очередь на ИПБ, который формирует требования к профессии.
Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей. Более 50% времени лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических наук и доктора экономических наук по соответствующему профилю дисциплин.
Воздействие, которое оказывают изменения в экономике, финансовой сфере, рыночной среде, управлении рыночными отношениями на содержание учебных программ, ведет к постоянной трансформации учебных программ, их разделов, к обновлению содержания курсов повышения квалификации.
В этой связи целесообразно обратиться в ЦАЛАК Минфина России и ИПБ с просьбой на базе ведущих вузов страны организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров.
Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации.
Работа по формированию тестов и билетов для экзаменов должна быть централизована. В целях совершенствования процесса аттестации предлагается:
· изменить содержание тестов по существу, заменив вопросы с односложными ответами на ситуации и примеры, решение которых потребует от претендента демонстрации умений и навыков для целей ведения бухгалтерского учета, принятия управленческих решений, составления финансовой отчетности или для целей подготовки аудиторского заключения;
· базу ситуаций и примеров сделать публичной, т.е. доступной для заинтересованных лиц. База ситуаций должна публиковаться в прессе. Она может быть размещена на сайтах Минфина России и ИПБ в Internet, постоянно не реже 1 раза в год полностью обновляясь;
· проверку правильности решения ситуаций и примеров осуществлять централизованно - в Минфине России и ИПБ, для чего при тестировании можно использовать систему кодирования претендентов;
· экзамен на знание теоретических и практических вопросов в рамках утвержденных программ проводить в устно-письменной форме;
· разработать критерии оценки знаний претендентов и руководствоваться ими при приеме экзамена.
1.3. Повышение квалификации кадров
Аудитор и профессиональный бухгалтер получают на курсах повышения квалификации дополнительные знания о специфике бизнеса в отдельных областях и сферах хозяйствования, об особенностях бухгалтерского учета, аудита, об анализе и программном обеспечении по новым группам операций, которые ранее не использовались в организации. Это предполагает даже при самом высоком качестве базовой подготовки аудиторов и бухгалтеров постоянное непрерывное повышение их квалификации, которое совместно с вузами, готовящими специалистов, могут направлять, контролировать и оценивать Минфин России и ИПБ.
В качестве совершенствования процесса повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров предлагается:
· специалистам, имеющим более одного квалификационного аттестата, считать достаточным при их продлении ежегодное повышение квалификации в объеме 40 академических часов по утвержденным ЦАЛАК Минфина России или ИПБ программам на выбор;
· засчитывать как повышение квалификации аудиторам и профессиональным бухгалтерам защиту кандидатских и докторских диссертаций;
· засчитывать как повышение квалификации для продления квалификационного аттестата преподавателям, читающим на курсах повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;
· в качестве альтернативы 40-часовым курсам повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров организовать систему постоянно действующих в течение года комплексных семинаров и проводить повышение квалификации в системе семинаров;
· в связи с усилением роли и значения отраслевого аудита в мировой аудиторской практике разработать программы повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров по вопросам особенностей учета, аудита, анализа, правового регулирования, налогообложения основных отраслей национальной экономики;
· ввести обязательную форму контроля (в форме "кейсов") при проведении курсов повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;
· привлекать к проведению занятий специалистов крупных аудиторских компаний при проведении курсов повышения квалификации по темам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности.
Итак, процесс подготовки, аттестации, переподготовки бухгалтерско-аудиторских кадров требует усиления контроля за качеством работы УМЦ, готовящих аудиторов и профессиональных бухгалтеров, со стороны как органов управления бухгалтерскими, аудиторскими и финансовыми вопросами в стране (Минфина России), так и общественных организаций (ИПБ).
Глава 2. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
2.1. Порядок аттестации аудиторской деятельности
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью [2, ст. 15].
Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если [2, ст. 16]:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
4) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
5) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
6) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
2.2. Порядок лицензирования аудиторской деятельности
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности [2, ст.17].
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.
Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;
и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием: фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
б) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
г) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
д) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;
ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;
з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации иностранных граждан и/или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.
Если копии указанных документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.
Основанием для проведения проверки является:
а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.
Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.
Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.
Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.
Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика: наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов - для аудиторской организации; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов - для индивидуального аудитора;
г) срок действия лицензии;
д) номер лицензии;
е) дата принятия решения о выдаче лицензии;
ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.
Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.
Заключение
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работ не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.
Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Учетные и образовательные стандарты многих стран - участников СНГ находятся на пути к гармонизации с международными профессиональными образовательными стандартами
Список литературы
1. Хоружий Л.И. Подготовка и аттестация бухгалтерско-аудиторских кадров: проблемы и пути решения // Аудиторские ведомости, N 3, март 2001 г.
2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.). Статья 15.
3. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. М.: ИНФРА-М, 2001 г.
4. Крикунов А.В. Аудиторская профессия: современный этап развития // Аудиторские ведомости, N 7, июль 2002 г.
5. Крикунова А. Аудит в России: вопросы повышения качества услуг и правовое поле // Финансовая газета, N 36, сентябрь 2000 г.
6. Ремизов Н.А. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Комментарий // Финансовые и бухгалтерские консультации, NN 9-11, сентябрь-ноябрь 2001 г.