Содержание
Введение.....................................................................................................................3
1. Витрины, их виды, классификация и требования к ним....................................5
2. Витринный инвентарь и материалы для оформления витрин..........................10
3. Правила разработки композиции витринной выставки....................................18
Практическая часть...................................................................................................24
Заключение................................................................................................................26
Список литературы...................................................................................................27
Введение
Данная тема является весьма актуальной, поскольку на современном этапе, когда российская экономика перешла на рыночный путь развития, огромное значение приобретает реклама и рекламная деятельность во всех сферах экономической и политической жизни. В условиях рыночной экономики, когда на рынке присутствует огромное количество продавцов и производителей покупателю подчас становится трудно сориентироваться в том, чему отдать предпочтение, появляются проблемы и у продавцов, поскольку жесткая конкурентная борьба за рынок диктует достаточно суровые условия в борьбе за потенциального покупателя. В этих условиях реклама помогает и тем и другим (продавцам и покупателям), поскольку служит основным источником информации о современном рынке товаров и услуг и происходящих на нем новшеств и изменений.
В данной работе речь пойдет об одном из средств рекламы широко используемом в современных условиях каждым магазином – наружной витрине и ее устройстве.
Основной целью данной работы является подробное изучение данного средства рекламы и специфики его использования для привлечения покупателей.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- подробно изучить витрины, их виды, классификацию и требования, предъявляемые к ним;
- рассмотреть основной витринный инвентарь и материалы для оформления витрин;
- изучить основные правила разработки композиции витринной выставки;
- рассмотреть применение витрины в качестве средства рекламы в практической деятельности.
Для написания работы были использованы следующие источники литературы: Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность; Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности; Денисон Д. Тоби Л. Учебник по рекламе; Дональд У. Гордон И. Основы рекламного дела; Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России; Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции; Уткин Э.А. Рекламное дело; Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы; Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности; Ромат Е.В. Реклама.
В этих книгах содержится достаточно полная и весьма подробная информация по исследуемой в работе теме, и именно эти источники составили основу курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру.
В первой главе будет дана общая информация о витринах, названы их основные виды, дана подробная классификация и перечислены основные требования, предъявляемые к витринам.
Во второй главе будет перечислен основной витринный инвентарь и материалы, применяемые для оформления витрин. Здесь будет дано общее понятие о витринном инвентаре, что входит в данное понятие, его назначение, требования, предъявляемые к витринному инвентарю, так же будет дана подробная классификация витринного инвентаря и способы его применения.
В третьей главе речь пойдет о правилах разработки композиции витринной выставки. В этой главе будут названы основные требования, предъявляемые к оформлению витрин и витринных композиций, перечислены основные принципы композиционной группировки товаров и декоративных элементов, а так же сочетания цветов при оформлении витрины.
В практической части работы будет представлен эскиз товарно-декоративной витрины, составлен перечень ее основных компонентов, инвентаря и оборудования, определено цветовое решение витрины и приблизительный размер расходов на ее оформление.
Таким образом, структура данной работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.
1. Витрины, их виды, классификация и требования к ним
Витрины являются одним из важнейших средств торговой рекламы. В основу их оформления положен принцип рекламного показа натурального товара.
Основные задачи витрины как функционального элемента магазина состоят в следующем:
• знакомить с ассортиментом товаров, имеющихся в продаже, напоминать о приближении того или иного сезона;
• рекламировать товары-новинки, отражать новое направление моды;
• сообщать о существующих в магазине методах торговли и специальных услугах, предлагаемых покупателю.
Витрины, помимо чисто рекламной, играют еще и важную воспитательную роль, поскольку представляют собой своеобразные постоянно действующие выставки предметов народного потребления, которые рассказывают о производстве непродовольственных товаров и продуктов питания, об образе жизни, национальных традициях, культуре народа.
Значение витрин заключается также и в пропаганде культуры одежды, эстетики быта. Со вкусом оформленные витрины ориентируют покупателя в новых направлениях моды, учат их правильно подбирать отдельные предметы туалета, сервировать стол, обставлять квартиру и т. п. Витрины рассказывают покупателям и о дополнительных услугах, которые предоставляют им предприятия торговли.
Кроме того, витрины являются основным элементом оформления улиц. Они оживляют их, делают праздничными, нарядными. Ярко освещенные окна магазинов вместе с вывесками и световой рекламой служат красочным вечерним оформлением современных городов и других населенных пунктов1.
В зависимости от устройства витринной коробки и ее соотношения с интерьером магазина витрины можно разделить на три основных типа:
1. Витрины, полностью сливающиеся с интерьером. Они характерны для магазинов современной архитектуры.
2. Витрины ленточного типа, также открывающие интерьер для свободного обзора с улицы. Такие витрины отделены от торгового зала стеклянной стенкой, простенками и несколько приподнятым уровнем пола. Это уже собственно витрины, т. е. застекленное пространство, предназначенное для товарной выставки.
3. Витрины, изолированные друг от друга простенками окон (в магазинах старой архитектуры).
В магазинах современной архитектуры витрина открывает прохожим интерьер магазина. Витриной становится торговый зал: его интерьер, экспозиция товаров. Задняя стенка, которая раньше служила основной частью витринной коробки, теперь устранена. Сквозная витрина привлекает покупателей в магазин, традиционная же витрина (с задней стенкой) отвечает этой цели в меньшей степени1.
Вместе с тем у витрины — является ли она традиционной или современной — рекламная функция не изменилась. Она по-прежнему должна информировать о товарах, содействовать их покупке.
Прохожего заставляет остановиться перед витриной, прежде всего ее привлекательность и индивидуальность по сравнению с витринами соседних торговых предприятий.
Оконные витрины магазинов можно классифицировать в зависимости от подбора рекламируемых товаров, содержания и способов оформления.
По товарному признаку витрины делятся на:
комбинированные, рекламирующие изделия нескольких товарных групп, связанных общностью спроса или потребления. Например, в магазинах «Одежда» могут быть витрины, демонстрирующие потребительские комплексы для детей, женщин и мужчин;
специализированные, демонстрирующие товары одной товарной группы1. Так, в магазинах по продаже электробытовых приборов осуществляется раздельный показ электроосветительных приборов, стиральных машин, пылесосов, холодильников;
узкоспециализированные, рекламирующие часть изделий товарной группы (например, фотоаппараты, часы, мужские сорочки);
смешанные демонстрируют товары различных групп, между которыми нет прямой связи.
По характеру оформления витрины бывают:
товарные, основу которых составляет товар без использования декоративных элементов. Например, витрина «Посуда для кухни», в которой товар представлен в большом ассортименте;
товарно-декоративные, где наряду с товаром применяются декоративные элементы, с помощью которых подчеркиваются наиболее характерные особенности и свойства товаров. Например, реклама холодильников, стиральных машин, пылесосов;
сюжетные, оформленные с использованием какой-либо жанровой сценки. Например, витрины на темы сказок, мультфильмов, оформляемые в магазинах по продаже детских товаров;
тематические, выполненные к праздникам, юбилеям, торжественным событиям.
При оформлении тематических витрин необходимо широко использовать текст, фотографии, плакаты, диаграммы, символы. Выкладка товара должна быть яркой, эффектной.
По техническим средствам оформления витрины делят на статичные, динамические, комбинированные. В них можно устанавливать механические устройства и другие приспособления для придания экспозиции движения, динамики.
К витринам предъявляются следующие основные требования:
1. Витрины, как правило, должны быть сквозными, а где представляется возможность — двусторонними, с тем, чтобы товары, выставленные в них, были видны и с улицы, и со стороны торгового зала.
2. В витрине можно выставлять лишь те товары, которые имеются в продаже. Если товар распродан, его образцы необходимо снять с витрины.
3. В витрине разрешается выставлять только натуральные образцы товаров (коробки от духов, одеколонов, пудры, крема и т. д.).
4. Выставлять в витрине искусственные изображения товаров в виде муляжей и бутафории запрещается.
5. Наряду с товарами в витрине желательно использовать рекламные текстовые плакаты, раскрывающие потребительские свойства выставленных товаров, особенно новинок и товаров, мало известных покупателю. Выставленные в витрине образцы товаров должны быть снабжены хорошо оформленными ценниками, с четко написанными цифрами. Ценники не только информируют покупателя о стоимости товаров, но и сами могут служить декоративными элементами в витрине.
6. Все выставочное оформление, в целях обеспечения торгового зала естественным светом, как правило, не должно занимать больше половины площади стекла витрины.
7. Используемый в витрине инвентарь не должен быть заметен, чтобы не отвлекать внимание от товара.
8. Демонстрируя ассортимент товаров, имеющихся в данное время в магазине, необходимо учитывать фактор сезонности.
9. Обновление витрин нужно производить не реже двух раз в месяц. Витрины с динамическим устройством и сезонные могут обновляться через три месяца. Товары, которые могут поблекнуть и потерять свой первоначальный вид, заменяются чаще.
Частота смены оформления витрины определяется целым рядом условий.
Во-первых, следует учитывать назначение витрины. Так называемые экспресс-витрины, информирующие покупателей о новых поступлениях товаров в магазин, следует переоформлять не реже одного раза в неделю, а пополнять товарами ежедневно.
Во-вторых, необходимо принимать во внимание место расположения магазина. В центре города витрины рекомендуется переоформлять чаще, чем в отдаленных районах. Внутримагазинные витрины требуют более частой смены экспозиции.
В-третьих, полезно учитывать также особенности товаров, представленных на витрине. Если это товар традиционный, то оформление витрины можно изменять сравнительно редко (два — три раза в год); в свою очередь витрины, в которых показывают модные товары, а также новинки, нуждаются в частой смене оформления (один — два раза в месяц).
Переоформлять витрины следует в соответствии с графиком, который должен быть составлен с учетом всех перечисленных выше общих условий и требований, а также специфических особенностей работы каждого торгового предприятия.
2. Витринный инвентарь и материалы для оформления витрин
Витринный инвентарь представляет собой приспособления и устройства, которые служат для показа товаров в витрине, а также для рекламной выкладки их в торговом зале магазина.
Современный витринный инвентарь — это стойки, стеллажи, подиумы, разновысотные кубы, параллелепипеды, цилиндры, подставки различной конструкции, манекены и их части (руки, ноги, бюст, голова), а также горки, постаменты, щиты, ярлыки цен, лотки для выкладки товаров, динамические и световые установки и др1.
Назначение инвентаря в оформлении витрин — придать товару определенное положение в пространстве, представить его наиболее выразительно.
Витринный инвентарь должен быть простым, негромоздким, прочным, малозаметным, универсальным. Оформлять витрину надо с минимальным количеством инвентаря.
Поскольку витрину необходимо систематически переоформлять, то инвентарь должен быть универсальным, чтобы его можно было использовать при каждой смене экспозиции. Быстрота монтажа и удобство в пользовании, возможность перемещения — важнейшие черты хорошего инвентаря. Вместе с тем инвентарь должен точно соответствовать характеру магазина, витрине, а также виду товара2.
Малозаметный инвентарь позволяет декоратору так оформить витринную экспозицию, чтобы внимание покупателей сосредоточивалось непосредственно на самом товаре.
Для изготовления витринного инвентаря применяются различные материалы: металлические прутки, трубы, металлические ленты, жесть, дерево, столярные и стружечные плиты, папье-маше, фанера, шпон, слоистые пластики, силикатные и органические стекла, пенопласт, поролон.
Весь витринный инвентарь можно подразделить по назначению, конструкции и характеру изготовления.
По назначению витринный инвентарь подразделяется на:
универсальный — подставки, горки, столики, которые применяются в витринах для показа различных групп продовольственных и непродовольственных товаров, изготовляемые в виде моделей разных форм (квадрат, цилиндр, треугольник, круг, куб);
специализированный — манекены, бюсты, специальные стойки, подставки, которые отвечают определенным требованиям и применяются для показа конкретных видов или групп товаров.
По конструкции витринный инвентарь делят на следующие группы:
неразборный — это готовые приспособления, используемые декоратором при оформлении витринной выставки;
сборно-разборный — набор деталей, из которых могут собираться различные виды приспособлений в зависимости от целей и задач, поставленных декоратором1.
По характеру изготовления витринный инвентарь может быть типовой и индивидуальный.
Типовой инвентарь производится рекламными комбинатами или мастерскими в большом количестве. Как правило, он бывает простым по конструкции.
Индивидуальный инвентарь изготавливается в одном или нескольких экземплярах по эскизу декоратора и применяется при оформлении конкретной витрины.
Для работы декораторов очень важны всякого рода подставки. На декоративных подставках можно показывать различные товары, такие, как шарфы, кружева, одежду, обувь, создавая из них привлекательные гармоничные композиции. Возможности использования в витрине подставок разнообразны. Однако нельзя допускать перенасыщения ими витрины, так как это будет отвлекать внимание прохожих от товара. Следует помнить, что подставки — только вспомогательный инвентарь.
Подставки играют большую роль в рекламировании товаров в витринах. Они вместе с товаром составляют единое содержание витрины, вносят в оформление порядок, а также служат для выделения того или иного выставленного образца. С их помощью увеличивается площадь выкладки товаров.
Основными требованиями к витринным подставкам являются: малозаметность, простота конструкции, минимальный расход материалов на их изготовление, прочность, устойчивость, а также правильное соотношение их с характером и размерами товара и витринной коробки.
Оформляя витрину, следует всегда помнить, что она предназначена только для рекламирования товаров. Все подсобные элементы, которые служат в витрине для наиболее выгодного показа товара (сюда относятся и подставки), должны быть целиком подчинены товару. Сами по себе подставки не должны привлекать внимание покупателя, поэтому при оформлении витрины следует подбирать такие конструкции, которые нетрудно будет сделать малозаметными или совсем скрытыми от глаз покупателей. Чем меньше рабочих элементов будет видно в витрине, тем большее внимание будет обращено на товар. Покупателя, в первую очередь, интересует сам товар, а не то, на чем он выложен в витрине. Исходя из этого, форма подставок должна быть наиболее упрощенной. Не имеет смысла прибегать к разного рода излишествам и украшениям в конструкциях. При изготовлении нужно расходовать минимальное количество материала, чтобы подставки были легкими, компактными1. Во-первых, это создает удобство в уходе за ними и, во-вторых, дает возможность быстро расставить их в витрине. Использование громоздких подставок не только не помогает наиболее выгодно показать товар, но и мешает этому.
Подставки должны соответствовать размеру товара. Некрасиво выглядят небольшие образцы товара на большой плоскости и, наоборот, трудно бывает хорошо выложить товар на сравнительно маленькой площадке.
Подставки выпускаются жесткой конструкции или разборные, представляющие собой элементы деталей, из которых можно создать разнообразные конструкции с помощью держателей. Как правило, подставки изготовляют из металла, оргстекла, силикатного стекла или дерева. По своему назначению подставки делятся на универсальные и специализированные.
Универсальные подставки пригодны для выкладки разнообразных групп промышленных товаров. По форме они представляют собой металлические конструкции с полочками из стекла или пластика. На таких подставках можно демонстрировать парфюмерию, школьно-канцелярские принадлежности, мелкие культтовары, обувь, посуду (стеклянную и металлическую) и некоторые виды хозяйственных товаров.
Специализированные — это такие подставки, которые предназначаются для показа только определенных групп товара1.
К другим видам инвентаря относятся конструкции в форме геометрических фигур. Их изготовляют из древесностружечных плит и обтягивают материалом или цветной бумагой. Комплект стендов различных размеров позволит чаще менять оформление витрины. Стенды используют для показа продовольственных, писчебумажных, галантерейных товаров, обуви и инструментов.
Для показа готовой одежды, а также наколки тканей в виде готового платья, используются манекены. Промышленностью выпускаются мужские, женские, детские и подростковые манекены, которые находят широкое применение, как в витринах, так и в торговых залах магазинов.
Сейчас изменилась не только роль манекенов, но и их вид. Если раньше им старались придать реалистические черты и формы, приближая к человеческой фигуре, то сейчас они, как правило, имеют стилизованную форму, а их силуэт носит динамический характер. Применение манекенов, имеющих черты людей, возможно лишь в сюжетной композиции, когда хотят показать товар в процессе его использования.
Не меньшим успехом при выкладке одежды пользуются полуманекены и торсы из папье-маше, проволоки, лозы. С их помощью можно разнообразить композицию витрины. Полуманекены подвешивают в витрине на лесках в разных ракурсах, укрепляют на устойчивых стержнях или просто ставят на пол. Они удобны, легки и дают много возможностей для всестороннего показа изделий.
Для выкладки мужского и женского готового платья и нижнего женского белья часто используют бюсты-каркасы из проволоки и оргстекла. Благодаря своей компактности они бывают почти скрытыми от глаз покупателя, но своей формой придают необходимую объемность выставленному изделию. Они могут использоваться и для показа верхнего трикотажа (мужского и женского).
Для показа в витрине головных уборов предназначены полуманекены, женские и мужские головки, которые позволяют создавать интересные композиции.
Одним из важнейших элементов витринного инвентаря служит планшет. Он позволяет придавать витрине различную форму, привлекать внимание прохожих, повышать действенность витрины.
Изготовление планшета не требует больших затрат. Он представляет собой раму, обтянутую мешковиной и оклеенную бумагой, на которой можно рисовать, размещать фотографии и другие элементы. Если планшет используется постоянно, то его с двух сторон покрывают пленкой, фольгой, цветной бумагой или окрашивают.
Выразительность планшета во многом зависит от подбора красок. Не рекомендуется использовать гуашь и мел, которые не обладают необходимой насыщенностью цвета. Лучше использовать масляные и клеевые, а также фосфоресцирующие (светящиеся) краски.
Среди разнообразных рекламных элементов, которые используют в витрине, особое место занимает фотография. Кроме декоративной функции фотография передает подробную, точную, правдивую информацию о товаре.
Фотопланшет в витрине может включать фотографии: потребителя в момент приобретения товара или пользования им; товара вместе с рекламным лозунгом или фирменным знаком; товара в разных фазах движения (фотомонтаж); характерной детали товара; объекта, который подчеркивает ценность товара или показывает его с лучшей стороны.
Товарные знаки могут использоваться в витрине в качестве самостоятельных бликфангов. Они также служат графическим дополнением к товарной композиции. В различных вариантах использования их всегда нужно размещать рядом с товаром данного предприятия. Товарный знак может быть увеличенным (в зависимости от композиционного решения).
Товарные и фирменные знаки должны точно соответствовать утвержденным образцам и выполняться на высоком художественном уровне.
Для оформления витрин в качестве вспомогательных материалов используют капроновую леску, булавки, гвозди, стекло, рейки, проволоку, картон, фанеру и шнур.
При помощи капроновой лески в витрине производят все подвесы и оттяжки.
Для крепления товара декоратор пользуется булавками (канцелярскими и портновскими). Канцелярские булавки с головкой хорошо гнутся и в то же время легко вбиваются в дерево, ими прикрепляют товар и декоративные элементы. Портновские булавки с колечками более тонкие, с их помощью драпируют и накалывают ткани, закалывают швейные и другие изделия.
Гвозди различных размеров и сечений служат для подвеса на них инвентаря и товара. При помощи мелких гвоздей ткань натягивается на подрамник.
Стекло применяют либо в качестве полок, либо декоративного фона. Его нарезают в форме прямоугольников, треугольников, кругов. Кромки шлифуют. Иногда стекла окрашивают с одной стороны масляной или нитрокраской.
Рейки используют для изготовления набора подвесок, на которые крепят товар.
Из тонкой проволоки или металлического прутка сечением 2 — 3,5 мм делаются контуры для показа швейных и трикотажных изделий. С помощью трехмиллиметрового алюминиевого прутка декоратор может изготовить простейшие подставки для белья, подкаблучники для обуви и т. д.
Окрашенный картон служит материалом для вырезки вкладышей в швейные и вышитые изделия. Из уплотненного картона выкраивают бюсты и картонные полуманекены. Свернутый в трубку и укрепленный скрепками или булавками картон используется как каркас для показа тканей и льняных штучных изделий, как опора для стекла, подставка для шляп. Из полос фанеры и плотного картона выпиливают вкладыши для показа брюк, мужских сорочек и юбок1.
При декорировании витрин используют, кроме того, такие материалы, как стружка, гравий, мраморная крошка, осколки зеркала и т. п. Так, в зависимости от замысла оформителя и особенностей демонстрируемых товаров, пол витрины засыпают цветными опилками, песком, ракушками или выстилают мхом; новогодние витрины украшают снежинками из битых елочных разноцветных шаров, обрезков фольги.
В целях привлечения внимания к товарам-новинкам, а также при оформлении сюжетных витрин применяют динамические устройства. Это различные вращающиеся подставки для товаров, движущиеся куклы, качающиеся или колеблющиеся декорации и т. п.
В рекламном показе товаров динамические установки так же, как и весь инвентарь, служат целям наглядной и наиболее полной демонстрации товара. Поэтому на различных вращающихся дисках, движущихся площадках нужно показывать не декоративные элементы, а сам товар, который благодаря его передвижению в пространстве становится более заметным, что позволяет покупателю обозревать его с разных сторон.
Интересную витрину можно создать с помощью световых эффектов: блики, гаснущий и зажигающийся свет, смена цветов, вращающиеся рефлекторы, эффект тени, усиление света посредством отражения в зеркалах, концентрация света в одной точке, где находится товар. С помощью зеркал можно создать эффект ближних и дальних планов.
Другой прием — движение воздуха. Струя воздуха может создавать вращательное или колебательное движение экспонатов. «Живое» движение экспонатов — наиболее эффектная форма движения в витрине.
Формы движения могут быть различными. Иллюзорное движение — это такой вид динамической рекламы, когда выкладка товара и сопровождающие ее пластические элементы (графика, фотография, подставки, манекены) создают иллюзию движения, вынуждают покупателя перемещать взгляд с предмета на предмет. Такой эффект могут вызвать и цветовые сочетания товаров, а также их фактура и узоры.
3. Правила разработки композиции витринной выставки
Работа по оформлению оконной витрины начинается с отбора товаров, предназначенных для рекламирования. Выбор товара определяется в соответствии с планом рекламной работы предприятия (фирмы или организации), а также с учетом коммерческих задач. Тщательное изучение объекта рекламы — свойств и назначения товара, условий потребления и других особенностей — должно служить основой для определения целевой установки и идеи витрины. В соответствии с идеей витрины определяются тексты, лозунги, помещаемые в ней, разрабатывается композиционное построение витрины. Работа завершается составлением эскиза оформления витрины.
Эскиз представляет собой предварительный схематический план размещения товаров, оборудования и декоративных элементов в витрине, выполненный в карандаше, краске или аппликации на листе бумаги.
К эскизу обычно прилагается пояснительная записка, в которой излагается основное содержание оконной витрины, приводятся перечень и количество товаров, витринного инвентаря, которые необходимо будет использовать, даются другие указания по оформлению витрины. Искусство оформления витрины состоит в правильном использовании пространства витринной коробки и умелом построении композиции.
Экспозиция в витрине должна пространственно делиться на передний, средний и задний планы. Это значит, что одни предметы следует располагать ближе к стеклу, другие — в глубине витрины. С помощью фона, который создается дополнительными экранами, можно изменять зрительное восприятие витрины, ее пропорций, масштабов1.
Витрина должна быть броской. Это достигается путем создания композиционного центра витрины, который бросается в глаза зрителю в первую очередь, а затем уже его внимание переключается на остальные элементы экспозиции в порядке их значимости. Витрина, где отдельным частям придается одинаковое значение, никогда не воспринимается как гармоническое целое: она лишь утомляет глаз человека, создавая у него впечатление путаницы и беспорядка.
Композиция (от латинского compositia — расположение, составление, соединение) — построение произведения искусства, расположение основных его элементов и частей в определенной системе и последовательности. Эскиз (от французского esquisse) — предварительный набросок.
Центр композиции должен лежать в плоскости, находящейся на уровне глаз человека среднего роста, т. е. на расстоянии 150-165 см от уровня земли.
Композиционным центром могут быть та или иная часть витрины, тот или иной товар или декоративный элемент. Он может совпадать с оптическим центром, а может иметь отклонение от него.
Чтобы заставить зрителя осмотреть витринную экспозицию, необходимо правильно расположить и сгруппировать товары и элементы оформления, следуя при этом важнейшим правилам композиции, принятым в декоративном искусстве. При оформлении витрин руководствуются тремя основными принципами композиционной группировки товаров и декоративных элементов.
Первый принцип — соблюдение равновесия (баланса). Простейшим видом равновесия является симметрия.
Композиция витрины может быть различна: симметричная и асимметричная, плоскостная и пространственная.
При симметричной композиции витрины предметы располагаются равномерно от центра по обе стороны воображаемой оси, т. е. левая сторона выкладки является зеркальным отражением правой.
При асимметричной композиции центр ее смещается. Одна сторона витрины может быть заполнена больше, но в целом композиция должна быть уравновешена. Равновесие достигается правильным распределением отдельных элементов в плоскости витрины.
Симметричная композиция чаще всего бывает статичной. Асимметричная — динамичной, т. е. само расположение элементов оформления в витрине создает впечатление движения. Динамичное решение больше действует на зрительное восприятие человека, а, следовательно, помогает привлечь внимание покупателя к рекламируемому товару. На практике чаще всего применяют асимметричное равновесие. Кроме того, асимметричная композиция дает возможность создавать больше вариантов оформления.
В зависимости от глубины витрины композиция может быть плоскостной или пространственной. В том случае, когда мы не можем воспользоваться витринным пространством в глубину и вынуждены производить выкладку по фронту, создавая какой-то силуэт из товаров в одной плоскости, композиционное решение будет являться фронтальным или плоскостным.
Если витрина имеет достаточную глубину 0,8-1,2 м и более, можно решать композицию в пространстве. Такое решение позволяет использовать всю глубину витрины и производить выкладку в несколько планов.
Второй принцип — обеспечение устойчивости. Устойчивость витринной экспозиции достигается обычно расширением основания выставки, а также расположением крупных предметов в нижней части витрины и удалении от зрителя. Пример такой устойчивости — пирамида.
Третий принцип — соблюдение ритма. В композиционном решении оформления витрины ритм представляет собой повторение очертаний отдельных предметов или групп товаров, а также расстояний между отдельными предметами или их группами, линиями складок и т. п.
Для демонстрации товаров в витрине используют самые разнообразные приемы выкладки. Например, их выкладывают статично, размещая по вертикалям и горизонталям. Динамическая выкладка предполагает использование косых линий. Интересные замыслы позволяют создать выкладку товаров по смешанным или «фантастическим» линиям. Использование того или другого метода выкладки зависит от характера товара. Громоздкая мебель, например, требует статичной выкладки, бижутерия — динамичной, а детские товары — «фантастической»1.
На практике при выкладке товаров в витрине наиболее распространены следующие композиционные решения.
ступенчатое — используется в основном в витринах продовольственных магазинов;
пирамидальное — применяется для показа винно-водочных изделий; в некоторых случаях — для показа текстиля, обуви, парфюмерии, электротоваров;
диагональное — товары размещаются по диагонали;
горизонтальное — все предметы размещаются в витринном пространстве по горизонтальной линии;
наклонное — используются наклонные полки, подставки или держатели; при этом хорошо виден не только сам товар, но и его марка, сорт и т. д.;
дугообразное — в центре такой композиции может устанавливаться фирменный знак предприятия-изготовителя, вокруг него — образцы товаров;
веерное — используется для показа фактуры и цвета легких тканей.
В работе по оформлению витрин большое значение имеет цвет. Декоратор должен хорошо знать цвета и их сочетания, для того чтобы грамотно подбирать товар по цвету.
Все товарные и декоративные элементы надо очень тщательно подбирать в соответствии с общим замыслом.
Цветовое построение витрины может быть самым различным, основываться на преобладании какого-то одного, например, голубого тона, на переливах двух — трех близких друг к другу цветов или на контрастных сочетаниях.
Контрастные сочетания всегда привлекательны. Оформитель витрин должен учитывать контрасты по оттенку, интенсивности и глубине.
При показе в витрине нескольких предметов красного цвета целесообразно сконцентрировать их в одном месте, так как красный цвет подавляет товары других цветов. Пример контраста по интенсивности — светлые предметы выглядят светлее, если расположены на темном фоне. Обратите внимание на то, как хорошо смотрятся серебряные изделия на черном фоне.
Оформителю витрин следует помнить о трех принципах сочетания цветов.
1. Ритм. С помощью цвета можно создать четкий ритм в витрине посредством повторения одной и той же цветовой гаммы через определенные интервалы.
2. Баланс. Яркие цвета должны уравновешиваться приглушенными тонами, темные — светлыми, теплые — холодными.
3. Пропорция. Примером соблюдения пропорции может служить небольшое пространство витрины, оформленное в ярком тоне, «приближающее» его к публике, которое необходимо сочетать с аналогичным по величине пространством, в приглушенных, «удаляющих» цветах.
Наиболее привлекательны витрины с использованием гармонии цветов. Обычно применяются четыре колористические схемы.
1. Монохроматическая — использование в оформлении витрины одного цвета разной интенсивности и глубины.
2. Аналогичная — основывается на использовании нескольких цветов, расположенных в цветовой шкале рядом. Например, оттенки голубого, голубовато-фиолетового и фиолетового цветов.
3. Контрастная — это результат сочетания разных цветов. Используется цвет, контрастный выставляемым товарам. На фоне другого цвета товар фиксирует на себе внимание. Например, показ в витрине серого женского костюма и черной кожаной сумки.
4. Полихромная (многоцветная) — базируется на комбинациях нескольких цветов. Для этого выбирают один основной цвет товара, которым задают сочетание цветов для товаров, сопутствующих основному.
Варианты возможных цветовых сочетаний неисчерпаемы. Однако важно при этом точно выбрать оттенок, а также научиться соблюдать пропорции в использовании цвета. Чем более активен цвет, тем меньше его должно быть в витрине. Так, в витрине одежды или тканей достаточно дать два — три пятна красного, чтобы оживить ахроматические (серые или черные и белые) цвета.
В немалой степени рекламный эффект витринной выставки зависит и от оформления ярлыков цен на рекламируемые товары. Стиль оформления и расположение ценников в витрине должны в полной мере соответствовать общему композиционному решению экспозиции товаров.
Рекламный ценник отличается от обычных — формой, размером и решением. Как правило, он более крупных размеров, может иметь форму треугольника, ромба или повторять силуэт товара, что помогает привлекать внимание покупателей1.
Рекламные ценники применяются для товаров-новинок и товаров, в продаже которых магазин особенно заинтересован. Эти ценники должны быть более красочными; кроме необходимых сведений — наименования товара, веса, сорта, цены — они могут содержать и дополнительную информацию о потребительских свойствах товара (размер экрана телевизора, емкость камеры холодильника, часы с автоподзаводом и др.).
Особую рекламную роль играют ценники при снижении цен в период сезонной распродажи товаров. Сопоставление двух цен: старой, зачеркнутой линией другого цвета (чаще всего красной), и новой оказывает эффективное психологическое воздействие на покупателя, стимулирует его желание приобрести товар.
Практическая часть
Эскиз товарно-декоративной витрины
1. Рассмотрим эскиз товарно-декоративной витрины, предположительно обувного магазина. Она имеет коробочную конструкцию в ширину магазина с прозрачной задней стенкой и ступенчатым полом. Это позволит размещать рядами товарные образцы, так чтобы каждый ряд был хорошо виден с улицы. Одновременно задняя, прозрачная стенка делает доступным для обзора внутренний интерьер магазина, что должно привлечь дополнительное внимание покупателей. По верхнему краю, над витриной будет проходить ряд цветных гирлянд, это создаст своего рода атмосферу праздника и послужит дополнительным фактором, привлекающим внимание покупателей.
2. В качестве товарных образцов буду выставлены наилучшие модели обуви, из имеющихся в магазине, с ценниками, это позволит привлечь внимание, как к обуви, так и к ее цене. В качестве витринного инвентаря будут использоваться специализированные дополнительные подставки для обуви из прозрачного пластика. Они будут достаточно незаметными и не будут отвлекать внимание покупателей от товара, кроме того, они позволят лучше разместить на витрине образцы обуви.
Помимо этого на витрине возле каждой модели обуви будет прикрепляться декоративный ценник овальной формы с четким красочным текстом надписи, в которой будет указано наименование модели и ее цена. Цена на модели новинки и цена со скидкой будет изображена на ценнике красным цветом, что позволит привлечь дополнительное внимание.
Кроме того, в витрине будет установлено освещение для того, чтобы в вечерние часы создать лучшую видимость товара и создать лучший зрительный эффект.
Таким образом, в перечень витринного инвентаря входят: подставки для обуви, ценники и осветительное оборудование.
3. Обрамление витрины лучше всего выполнить в светлых тонах, например розовым, а надпись вывески сделать синего цвета, так же на розовом фоне, поскольку эти два цвета образуют наиболее удачное сочетание, кроме того, синий цвет считается наиболее заметным на светлом фоне.
4. Таким образом, композиционное решение витрины является весьма привлекательным. Ступенчатая конструкция витрины сама по себе создает хорошую видимость товара, а дополнительные подставки позволят разместить товар наиболее оригинально и привлекательно. Кроме того, дополнительные декоративные ценники позволят привлечь внимание к стоимости той или иной модели обуви. Цветная световая гирлянда, как уже говорилось выше будет служить дополнительным привлекающим фактором для покупателей. Освещение внутри витрины сделает ее более привлекательной в вечерние часы
5. Размер расходов на оформление витрины.
1. Остекление витрины - 8 000 руб.
2. Вагонка для пола - 2 400 руб.
3. Осветительное оборудование – 2 700 руб.
4. Подставки для обуви – 30 р./шт. 30 шт. = 900 руб.
5. Декоративные ценники -750 руб.
6. Установка гирлянды – 4 200 руб.
7. Цветовое оформление витрины и вывески – 4 600 руб.
ИТОГО: 23 550 руб.
Заключение
Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что данная тема является очень сложной и весьма важной для изучения, поскольку позволяет рассмотреть одно из важнейших средств рекламы в магазине – товарную витрину. В курсовой работе раскрываются основные моменты, касающиеся данного средства рекламы и специфики его использования для привлечения покупателей.
В первой главе была дана общая информация о витринах, названы их основные виды, дана подробная классификация и перечислены основные требования, предъявляемые к витринам.
Во второй главе был перечислен основной витринный инвентарь и материалы, применяемые для оформления витрин. Здесь было дано общее понятие о витринном инвентаре, что входит в данное понятие, его назначение, требования, предъявляемые к витринному инвентарю, так же была дана подробная классификация витринного инвентаря и способы его применения.
В третьей главе речь шла о правилах разработки композиции витринной выставки. В этой главе были названы основные требования, предъявляемые к оформлению витрин и витринных композиций, перечислены основные принципы композиционной группировки товаров и декоративных элементов, а так же сочетания цветов при оформлении витрины.
В практической части работы был представлен эскиз товарно-декоративной витрины, составлен перечень ее основных компонентов, инвентаря и оборудования, определено цветовое решение витрины и приблизительный размер расходов на ее оформление.
Таким образом, в курсовой работе были освещены основные моменты выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.
Список литературы
1. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. – М.: «Маркетинг», 1999.
2. Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. — М.: Гелла-Принт, 1996.
3. Денисон Д. Тоби Л. Учебник по рекламе. — Минск, 1996.
4. Дональд У. Гордон И. Основы рекламного дела. — Самара, 1996.
5. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. — М., 1999.
6. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М., 1998.
7. Уткин Э.А. Рекламное дело. – М., 1997.
8. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. – М., 1999.
9. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001.
10. Ромат Е.В. Реклама. – М., 1999.
1 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. – М.: «Маркетинг», 1999. с. 205.
1 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. – М.: «Маркетинг», 1999. с. 206.
1 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. – М.: «Маркетинг», 1999. с. 207.
1 Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001. с. 169.
2 Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001. с. 171.
1 Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001. с. 175.
1 Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001. с. 182.
1 Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001. с. 184.
1 Ромат Е.В. Реклама. – М., 1999. с. 241.
1 Ромат Е.В. Реклама. – М., 1999. с. 258.
1 Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. – М., 1999. с. 322.
1 Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. – М., 1999. с. 324.