СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
Стр. |
|
|
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. |
Розничный товарооборот, его сущность и состав |
|
|
|
1.1. |
Понятие розничного товарооборота…………………………... |
4 |
|
1.2. |
Состав товарооборота………………………………………….. |
6 |
|
|
|
|
2. |
Прогнозирование розничного товарооборота |
|
|
|
2.1. |
Особенности составления плана розничного товарооборота.. |
9 |
|
2.2. |
Методика прогнозирования общего объема розничного товарооборота…………………………………………………... |
11 |
|
2.3. |
Методика планирования товарооборота по товарным группам………………………………………………………….. |
15 |
|
|
|
|
3. |
Расчет планового розничного товарооборота по ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" |
|
|
|
3.1. |
Расчет общего объема розничного товарооборота…………... |
18 |
|
3.2. |
Расчет объема розничного товарооборота по некоторым товарным группам……………………………………………… |
23 |
|
Заключение…………………………………………………………….. |
26 |
|
|
Список литературы …………………………………………………… |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Розничный оборот – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объемы продаж товаров населению через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны.
Розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей.
На уровне предприятия он является важнейшим показателем деятельности, т.к. характеризует объем его деятельности, от которого зависит валовый доход и прибыль предприятия. На уровне экономики страны розничный оборот также имеет важное значение, т.к. благодаря ему возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Кроме того, розничный оборот отражает уровень жизни населения.
Планирование розничного товарооборота является важнейшим процессом внутри любой торговой организации. Именно при планировании определяются все параметры достижения целей организации.
Целью курсовой работы является приобретение теоретических и практических навыков планирования оборота розничной торговли торгового предприятия.
Основные задачи работы:
1) раскрыть экономическое содержание и значение розничного товарооборота;
2) познакомиться с методикой планирования общего объема розничного товарооборота торгового предприятия;
3) произвести практические расчеты по обоснованию общего объема продаж как одного из составных частей бизнес-плана;
4) произвести практические расчеты объема продаж по товарным группам.
1. Розничный товарооборот, его сущность и состав
1.1. Понятие розничного товарооборота
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю.
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота.
Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы[1].
Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительских фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли.
Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условиях для дальнейшего развития производства.
Розничный товарооборот – важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.
Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.
Кроме того, он существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.
Розничный товарооборот – сложная экономическая категория. На уровне страны розничный товарооборот складывается из объемов реализации розничных торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, т.е. неорганизованного сектора.
Нормативно закрепленное определение «розничной торговли» имеется в части второй Гражданского кодекса РФ. В статье 492 ГК РФ указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Следовательно, единственным нормативно закрепленным критерием отнесения сделки по продаже товара к сфере розничной торговли является цель его приобретения – для использования на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью.
Порядок определения розничного товарооборота содержится в Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996г. №25) и последующими нормативными документами, вносящими дополнения и изменения.
1.2. Состав товарооборота
Розничный товарооборот включает оборот розничной торговли и общественного питания[2].
Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетных чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет) для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве.
В соответствии с п.21 Инструкции по заполнению унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения №П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденной Постановлением Госкомстата от 19.01.2000 г. в оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет включаются:
§ стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
§ стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
§ стоимость товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии) в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;
§ стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета – фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
§ полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
§ стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
§ стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
§ стоимость проданной порожней тары.
Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые заведения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения и др., включается в оборот розничной торговли.
Не включаются в оборот розничной торговли:
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов.
Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим (без образования юридического лица) лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.
Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам).
Показатель «оборот розничной торговли» введен в установленном порядке, начиная с итогов за январь 1999г. Оборот розничной торговли по своему содержанию соответствует международным стандартам в области статистики розничной торговли и отражает фактическую выручку торговых организаций от продажи товаров населению, включая товары, частично или полностью оплаченные органам социальной защиты. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети организациям социальной сферы с оплатой по безналичному расчету, и оборот общественного питания.
Оборот общественного питания (массового питания) – представляет собой стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления на месте без кулинарной обработки.
В состав оборота общественного питания включается стоимость проданной населению собственной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте; стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.
2. Прогнозирование розничного товарооборота
2.1. Особенности составления плана розничного товарооборота
Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются:
1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния населения. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.
2. Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.
3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.
4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.
5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов.
Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет важное оперативное значение.
Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по периодам года имею важное значение для ритмичного удовлетворения платежеспособного спроса населения, нормального денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.
Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам, месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов. Остановимся на основных из них.
1. Покупательская способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, т.к. доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет повысить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.
2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутри годичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы.
3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследования внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения – нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствует о неудовлетворительной работе коммерческого одела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота.
2.2. Методика прогнозирования общего объема розничного товарооборота
Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:
продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);
продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);
непродовольственные товары;
товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, холодильники, часы, велосипеды и т.п.).
Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются следующие основные методы прогнозирования структуры розничного товарооборота: экономико-статистические, экономико-нормативный и др.
Прогнозирование товарооборота является весьма сложной задачей многофакторного анализа. Это вызвано тем, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: размер торговой надбавки, амплитуда колебаний спроса, уровень инфляции, активность конкурентов и др. Кроме того, как для большинства экономических показателей, изменение указанных факторов приводит к изменению товарооборота не сразу, а спустя некоторое время, что также усложняет прогнозирование.
В общем виде задача состоит в нахождении функциональной зависимости вида:
Т = F (х1, х2, …, хN),
где Т – товарооборот предприятия;
х1, х2, …, хN – факторы, влияющие на товарооборот;
N – общее количество рассматриваемых факторов.
Существуют следующие методы расчета объема товарооборота:
1) на основании предполагаемой емкости рынка и доли торгового предприятия в общем объеме продаж на этом рынке;
2) на основании учета денежных доходов (покупательских фондов) населения и повышения степени удовлетворенности спроса;
3) исходя их задачи получения целевой прибыли;
4) исходя из суммы оборота средств и необходимости ускорения оборачиваемости средств, отвлеченных в товарные запасы.
Обоснование объема продаж на основе предполагаемой емкости рынка, доли торговой организации на этом рынке и на основании учета денежных доходов населения
Планируемый объем товарооборота при данном способе расчета определяется на основе планируемой емкости рынка и доли торговой организации на этом рынке:
Тобпл = Ерпл ۰ (Д%пл / 100), (1)
где Тобпл – планируемый объем товарооборота;
Ерпл – планируемая емкость рынка;
Д%пл – планируемая доля торговой организации на рынке, %.
Д%пл = Д%ф ۰ (1 + ∆Д%), (2)
Д%ф – фактическая доля торговой организации на рынке;
∆Д% - планируемый прирост доли торговой организации на рынке, %.
Планируемая емкость рынка определяется так же, как и планируемая доля торговой организации на рынке:
Ерпл = Ерф ۰ (1 + ∆Е%/100), (3)
Ерф – фактическая емкость рынка;
∆Е% - планируемый прирост емкости рынка, %.
Товарооборот организации можно так же планировать, исходя из фактического объема товарооборота (Тобф), прироста объема товарооборота за счет открытия организацией новых магазинов, отделов, пунктов общественного питания (столовых, буфетов, ресторанов, клубов и т.д.) - ∆Тобнов, прироста товарооборота за счет расширения предоставляемых услуг населению - ∆Тобусл:
Тобпл = Тобф + ∆Тобнов + ∆Тобнов (4)
Обоснование объема продаж исходя из задачи получения целевой прибыли
Расчет оптимального оборота в этом случае рассчитывается по формуле:
Т опт = (И пост + П цел) * 100 / (Уд% - Упер%), (5)
где И пост – сумма постоянных издержек;
П цел – целевая прибыль;
Уд% - уровень дохода без НДС и акцизов, % к обороту;
Упер% - уровень переменных издержек, % к обороту.
Обоснование объема продаж исходя из суммы оборотных средств и необходимости ускорения оборачиваемости средств, отвлеченных в товарные запасы
Расчетный оборот на планируемый год определяется по формуле:
Т расч = S ОбС * ОТ раз * (1+ТН%/100); (6)
где S ОбС – сумма оборотных средств по себестоимости;
ОТ раз – скорость обращения в разах;
ТН – средний размер торговой надбавки, %.
ОТ раз = 360 / Но (7)
360 – количество дней в году, принятых для расчета;
Но – норматив оборачиваемости в планируемом году.
В заключение составляется сравнительная таблица этих методов (табл.1).
Таблица 1
Оценка вариантов объема оборота торговой организации на планируемый год
Вариант |
Планируемый объем продаж, тыс. руб. |
1 |
2 |
1. Исходя из доли потребительского общества на рынке |
a |
2. С учетом денежных доходов населения и повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса |
b |
3. Исходя их суммы необходимой прибыли |
c |
4. Исходя из суммы оборотных средств и задачи по ускорению оборачиваемости |
d |
Оценка |
max {a;b;c;d} |
2.3. Методика планирования товарооборота по товарным группам
При обосновании планового объема продаж по товарным группам используются разные подходы:
♦ экономико-статистический подход на основе расчета среднегодовых темпов роста оборота и учета закономерностей;
♦ с учетом действующих норм потребления и прогнозируемого изменения цен;
♦ исходя их возможного товарного предложения;
♦ на основе расчета коэффициентов эластичности от доходов или от общего объема оборота;
♦ с учетом безубыточности торговли.
Расчет объема оборота по товарным группам на основе коэффициентов эластичности от общего объема оборота
Под эластичностью понимается относительное изменение результата (объема оборота) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов населения, цен на товары, достигнутого уровня потребления, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий населения, возраста и др.
Коэффициент эластичности от общего объема оборота определяется по формуле:
Эi = ∆Ti / ∆T, (8)
где Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;
∆Ti – прирост оборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %;
∆T – прирост общего объема оборота организации в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %.
Прирост оборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется умножением полученного коэффициента эластичности (Эi) на общий прирост оборота в планируемом году (∆Т п.г.) по формуле:
∆Тi п.г. = ∆Т п.г. * Эi (9)
А расчетное значение оборота по i-ой товарной группе определяется по следующему алгоритму:
Тi п.г. = Тi о.г. + (Тi о.г.* ∆Т п.г.)/100, (10)
где Тi п.г. – оборот i-ой товарной группы в планируемом году;
Тi о.г. - оборот i-ой товарной группы в отчетном году;
∆Т п.г. – прирост общего объема оборота в планируемом году.
Расчет объема оборота по товарным группам на основе коэффициентов эластичности от доходов
Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:
Э = (∆у /∆х) * (х / у), (11)
где х – денежные доходы (покупательские фонды) на одного жителя в прошлом году;
у – продажа конкретных групп товаров на одного человека в прошлом году;
∆х – прирост денежных доходов на одного жителя в отчетном году;
∆у – прирост продажи на одного жителя в отчетном году.
Упрощенная формула:
Э = Темп прироста оборота на 1 человека / Темп прироста доходов на 1 человека
Расчет объема оборота по товарным группам исходя из предложения товаров по формуле баланса товарооборота
Оборот по конкретным товарным группам определяется по формуле:
Т пл = П ۰(1+ТН%/100) + Окг – Онг, (12)
где П – поступление товаров;
Онг – остаток товаров на начало года;
Окг – остаток товаров на конец года.
Расчет объема продаж индексным методом на планируемый год
Планируемый объем продаж по отдельным товарным группам индексным методом определяется по формуле:
Тобпл = Тобф ۰ Iсв, (13)
где Iсв – сводный индекс.
Iсв = Iпотребдушу ٠I∆чис. насел.۰ Iцен, (14)
где Iпотребдушу – индекс потребления на душу населения;
I∆чис. насел – индекс изменения численности населения;
Iцен – индекс цен.
3. Расчет планового розничного товарооборота по ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК"
3.1. Расчет общего объема розничного товарооборота
Ø Обоснование объема продаж на основе предполагаемой емкости рынка, доли ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" на этом рынке и на основании учета денежных доходов населения
В планируемом году правлением ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" поставлена задача приостановления снижения доли организации на потребительском рынке района. Емкость рынка потребительских товаров и услуг по данным экономической службы районной администрации увеличится на 15% в планируемом году и составит 147500 тыс. руб.
В планируемом году намечается также открытие пяти магазинов в глубинных населенных пунктах с торговой площадью 175м2, двух буфетов в сельских школах и ночной бар при ресторане в районном центре. Оборот предприятий и пунктов питания рассчитан в сумме 3750 тыс. руб.
Намечается существенное расширение предоставляемых услуг для населения, в связи с этим намечено повысить долю ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" в обороте района на 2%, повысить степень удовлетворения спроса, а процент охвата денежных доходов обслуживаемого населения увеличить на 0,3%.
Денежные доходы обслуживаемого населения рассчитаны в сумме 74400 тыс. руб.
Первоначально определим долю организации в обороте района на плановый год. Известно, что планируется повысить долю организации в обороте района на 2%. Доля организации в отчетном году находится отношением оборота розничной торговли и общественного питания организации к обороту розничной торговли района:
(44000 / 128254) * 100 = 34,31 %
Значит, доля ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" в обороте района – 34,31 %.
Планируемая доля на 2% выше: 34,31 + 2 = 36,31 %.
Значит, планируемый объем товарооборота: 147500 * 36,31 / 100 = 53557,25 тыс. руб.
Процент охвата денежных доходов равен отношению оборота розничной торговли к величине денежных доходов обслуживаемого населения.
Для отчетного года процент охвата денежных доходов равен:
(44000 / 61200) * 100 = 71,9 %
Планируется увеличить охват денежных доходов на 0,3 %. Т.е. процент денежных доходов составит:
71,9 + 0,3 = 72,2 %
Планируемый объем товарооборота, исходя из покупательных фондов населения:
74400 * 72,2 / 100 = 53716,8 тыс. руб.
Результаты расчетов сведем в таблицу 1.
Таблица 1
Оборот розничной торговли ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" за отчетный год и расчет на планируемый год
Показатели |
Ед. изм. |
Отчетный год |
Планируемый год |
Планируемый год к отчетному, % |
Оборот розничной торговли района |
тыс. руб. |
128254 |
147500 |
115,0 |
Оборот розничной торговли и общественного питания "ВЕГА-ВОСТОК" |
тыс. руб. |
44000 |
53557,3 |
121,7 |
в т. ч. а) продажа юридическим лицам |
тыс. руб. |
2200 |
2500 |
113,6 |
б) продажа населению |
тыс. руб. |
41800 |
51057,3 |
122,1 |
Из общего оборота "ВЕГА-ВОСТОК": |
тыс. руб. |
44000 |
53557,3 |
121,7 |
а) оборот торговой сети |
тыс. руб. |
40920 |
49807,3 |
121,7 |
б) оборот общественного питания |
тыс. руб. |
3080 |
3750 |
121,8 |
Денежные доходы обслуживаемого населения |
тыс. руб. |
61200 |
74400 |
121,6 |
Процент охвата денежных доходов |
% |
71,9 |
72,2 |
100,4 |
Численность обслуживаемого населения |
чел. |
31050 |
31150 |
100,3 |
Оборот на душу населения |
руб. |
1417 |
1719 |
121,3 |
Торговая площадь магазинов |
м2 |
9725 |
9900 |
101,8 |
Оборот торговой сети на 1 м2 торговой площади |
тыс. руб. |
4,208 |
4,72 |
112,2 |
Доля "ВЕГА-ВОСТОК" в обороте района |
% |
34,31 |
36,31 |
105,8 |
Ø Обоснование объема продаж исходя из задачи получения целевой прибыли
Для нормальной деятельности торговли и общественного питания необходимая целевая прибыль рассчитана в размере 1900 тыс. руб. Уровень дохода без НДС – 21,84. Сумма постоянных расходов по расчетам составляет 4240,3 тыс. руб., а уровень переменных издержек по данным анализа прогнозируется в размере в размере 10,52% к обороту.
Т опт = (4240,3 + 1900) * 100 / (21,84 – 10,52) = 54243
Таким образом, оптимальный оборот, рассчитанный исходя из задачи получения целевой прибыли по формуле (5) в размере 1900 тыс. руб. розничной торговли составляет 54243 тыс. руб.
Ø Обоснование объема продаж исходя из суммы оборотных средств и необходимости ускорения оборачиваемости средств, отвлеченных в товарные запасы
Сумма оборотных средств на начало планируемого года 4200 тыс. руб. Их оборачиваемость в отчетном году составила 39 дней. Поставлена задача ускорить оборачиваемость оборотных средства на 3 дня. Средний размер торговой надбавки – 28%.
Расчетный оборот на планируемый год определяется по формуле:
Т расч = S ОбС * ОТ раз * 1,28;
где S ОбС – сумма оборотных средств по себестоимости;
ОТ раз – скорость обращения в разах;
360 – количество дней в году, принятых для расчета;
36 – норматив оборачиваемости в планируемом году (39-3=36).
ОТ раз = 360 / 36 = 10
Т расч = 4200 * 10 * 1,28 = 53760 тыс. руб.
Расчетный оборот на планируемый год составит 53760 тыс. руб.
Таблица 2
Оценка вариантов объема оборота по ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" на планируемый год
Вариант |
Возможный объем продаж, тыс. руб. |
1. Исходя из доли организации на рынке |
53557,3 |
2. С учетом денежных доходов населения и повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса |
53716,8 |
3. Исходя их суммы необходимой прибыли |
54243 |
4. Исходя из суммы оборотных средств и задачи по ускорению оборачиваемости |
53760 |
Таким образом, максимальное значение объема розничного товарооборота составляет 54243 тыс. руб. Данное значение получено при планировании товарооборота исходя из задачи получения целевой прибыли.
Но является ли это значение оптимальной плановой величиной товарооборота? Хотя это значение товарооборота является максимальным, оно не является оптимальным. Ведь планируемый объем товарооборота должен отражать не только желаемую величину (которая дала бы нужную прибыль), но он должен быть и реальным. Обратимся к следующему рисунку.
Рис.1. Варианты объемов оборота по ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК" на планируемый год
Видим, что наибольшее значение имеют варианты 3 и 4-ый, ориентированные на внутренние силы и возможности организации (в частности, на получение гарантированной целевой прибыли и на ускорение оборачиваемости средств).
Т.е. 3 и 4-ый варианты обращены во внутреннюю среду организации и не учитывают внешние факторы – доли организации на рынке района и денежные доходы населения. А так как внешние факторы являются определяющими, их нужно учитывать в первую очередь, поэтому в качестве планового показателя объема оборота организации следует выбрать значение оборота по первому или второму варианту.
Но чтобы не брать оборот с самой низкой величиной, примем в качестве планового объема товарооборота величину по второму варианту (53716,8 тыс. руб.), рассчитанную с учетом денежных доходов населения, уровня их охвата потребительским обществом (степени удовлетворения платежеспособного спроса).
3.2. Расчет объема розничного товарооборота по некоторым товарным группам
Используя формулы (8)-(11) рассчитаем объем розничного товарооборота по некоторым товарным группам. Расчет оформим в виде табл.3.
Таблица 3
Расчет объема оборота по товарным группам на основе коэффициентов эластичности от общего объема продаж
Товарные группы |
Оборот торговой сети |
Прирост оборота, % |
Коэффициент эластичности, % |
Прирост оборота в план. году, % |
Оборот план. года по тов. группам |
|
Прошлый год, тыс. руб. |
Отчетный год, тыс. руб. |
|||||
Общий объем оборота торговой сети |
38672 |
40920 |
5,81 |
- |
21,72 |
49808,00 |
В т.ч. |
|
|
|
|
|
|
Ткани |
1057,1 |
1122,7 |
6,21 |
1,07 |
23,19 |
1366,50 |
Одежда и белье |
10356 |
11095 |
7,13 |
1,23 |
26,66 |
13505,03 |
Трикотаж |
1584,6 |
1668,8 |
5,31 |
0,91 |
19,84 |
2031,23 |
Обувь |
5916,7 |
6446,6 |
8,96 |
1,54 |
33,46 |
7846,75 |
Галантерея |
422,39 |
445,69 |
5,52 |
0,95 |
20,61 |
542,49 |
Хоз. тов. |
3381 |
3663,2 |
8,35 |
1,44 |
31,18 |
4458,80 |
Прочие |
15954 |
16478 |
3,29 |
0,57 |
12,27 |
20057,02 |
Таблица 4
Расчет объема оборота по товарным группам на основе коэффициентов эластичности от доходов
Показатели |
Прошлый год, руб. |
Отчетный год, руб. |
Прирост, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Э |
Темп прирос та (пл.) |
Сумма оборо та, руб. |
Денежные доходы на душу населения |
1862 |
1964,7 |
102,7 |
5,5 |
|
|
|
Оборот на 1 чел. в год |
1245,5 |
1313,6 |
68,2 |
5,5 |
|
21,7 |
1599,0 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Ткани |
34,0 |
36,0 |
2,0 |
5,9 |
1,1 |
23,1 |
43,9 |
Одежда и белье |
333,5 |
356,2 |
22,7 |
6,8 |
1,2 |
26,7 |
433,5 |
Трикотаж |
51,0 |
53,6 |
2,5 |
5,0 |
0,9 |
19,6 |
65,2 |
Обувь |
190,6 |
207,0 |
16,4 |
8,6 |
1,6 |
33,9 |
251,9 |
Галантерея |
13,6 |
14,3 |
0,7 |
5,2 |
0,9 |
20,4 |
17,4 |
Хоз. тов. |
108,9 |
117,6 |
8,7 |
8,0 |
1,5 |
31,5 |
143,1 |
Прочие |
513,8 |
529,0 |
15,2 |
3,0 |
0,5 |
11,6 |
643,9 |
Определим возможный объем продажи макаронных изделий, растительного масла, хлопчатобумажных тканей и других товарных групп исходя их следующих условий (табл.5).
Таблица 5
Расчет объема продаж балансовым методом
(тыс. руб.)
Наименование товарных групп |
Остатки на начало планир. года |
Поступление от поставщиков по оптово-отпускным ценам |
Торговая надбавка, % |
Поступ- ление по рознич. ценам |
Норма-тив на конец года |
Оборот рознич-ный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
Ст.3+ ст.3* ст.4/100 |
|
|
Макаронные изделия |
300 |
380 |
25 |
475 |
320 |
495 |
Растительное масло |
196 |
200 |
28 |
256 |
200 |
260 |
Хлопчатобумаж- ные ткани |
185 |
357,2 |
26 |
450 |
50 дн. |
|
Т пл (макаронные изделия) = 475 + 320 – 300 = 495 тыс. руб.
Т пл (растительное масло) = 256 + 200 – 196 = 260 тыс. руб.
Оборот по хлопчатобумажным тканям рассчитывается следующим образом:
Т пл = [(Онг + П) / (360 + Нз)] * 360,
где Нз – норматив запаса на конец года.
Т пл (хлопчатобумажные ткани) = (185+450)*360/(360+50) = 557,561 тыс. руб.
Таблица 6
Расчет объема продаж индексным методом на планируемый год
(тыс. руб.)
Наименование товарных групп |
Фактический объем продаж в отч. году |
Индекс потребления на душу населения |
Индекс изменения численности населения |
Индекс цен |
Сводный индекс |
Плановый оборот |
Сахар |
2489 |
1,1 |
1,003[3] |
1,2 |
1,323 |
3292,94 |
Хлебобулочные изделия |
4980 |
1 |
1,003 |
1,2 |
1,204 |
5995,92 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсовой работы были решены все поставленные задачи. Цель – приобретение теоретических и практических навыков в планировании розничного товарооборота торгового предприятия – достигнута.
Предметом анализа в работе выступил оборот розничной торговли, объектом анализа – деятельность ЗАО "ВЕГА-ВОСТОК".
Таким образом, при планировании товарооборота можно использовать различные методы, которые зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются следующие основные методы прогнозирования структуры розничного товарооборота: экономико-статистические, экономико-нормативный и др. В любом случае, величина планируемого объема розничного товарооборота, рассчитанная различными методами, не должна принципиально различаться. Разница все равно будет, т.к. методика и особенности в каждом случае индивидуальны, однако, отметим вновь, принципиальных различий в полученном показателе планового объема оборота быть не должно.
Прогнозирование товарооборота является весьма сложной задачей многофакторного анализа. Это вызвано тем, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: размер торговой надбавки, амплитуда колебаний спроса, уровень инфляции, активность конкурентов и др. Кроме того, как для большинства экономических показателей, изменение указанных факторов приводит к изменению товарооборота не сразу, а спустя некоторое время, что также усложняет прогнозирование.
Направления совершенствования процесса планирования розничного товарооборота можно выразить в пяти основных принципах: непрерывном повышении систематичности, системности, тщательности, объективности и точности планирования.
Список литературы
1. Бакаева В.В. Организация и технология розничной торговли. – Новосибирск, 1996.
2. Бакаева В.В. Технологии продаж. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 204с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. – М., 1996.
5. Исаенко Е.В., Тадеева Р.А. Масштабы деятельности предприятия: Учеб. Пособие. – Белгород: Кооперационное образование, 2000.
6. Наговицина Л.П., Бутримова Г.А. Статистика товарооборота. – Новосибирск: СибУПК, 1998.
7. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учеб. для вузов – М.: Маркетинг, 1999.
8. Торговля 96: управление, маркетинг, финансовый анализ и прогнозирование: Межвузовский сб. научных трудов / СПбТЭИ. – СПб., 1996.
9. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: Инфа-М, 1997.
10. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Розничная торговля: настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. – М.: Дело и Сервис, 2000.
11. Экономика торгового предприятия / Под ред. Гребнева А.И. – М.: Экономика, 1997.
[1] Экономика торгового предприятия / Под ред. Гребнева А.И. – М.: Экономика, 1997. – С.102
[2] Исаенко Е.В., Тадеева Р.А. Масштабы деятельности предприятия: Учеб. Пособие. – Белгород: Кооперационное образование, 2000. – С.43
[3] Индекс изменения численности населения = 31150 (в плановом году) / 31050 (в отчетном году) = 1,003