СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ........................................... 4

2. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ............................................ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 12

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................... 13

ЗАДАНИЕ.................................................................................................. 14

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени в нашей стране преобладающее место в фор­мировании экономического мировоззрения занимала марксистская политическая экономия. Поэтому предмет исследования экономики как науки трактовался однозначно, другие взгляды не изучались или объявлялись ненаучными. Если принять во внимание, что второе ты­сячелетие развивалось под лозунгом «Знание - сила», а лозунгом третьего тысячелетия будет «Мышление - могущество», то следует признать целесообразность изучения различных взглядов, с тем чтобы выработать свою собственную позицию.

С развитием экономики как науки менялись и взгляды на ее пред­мет и практическую функцию.

Итак, целью работы является рассмотрение предмета и метода экономической теории.

Задачи работы:

1.     рассмотреть предмет экономической теории;

2.     рассмотреть методы экономической теории













1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


Меркантилисты, отражавшие интересы торговцев эпохи перво­начального накопления капитала, предметом научных исследований считали национальное богатство. Источником богатства объявлялась торговля. Само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Основная функция этого учения сводилась к активизации товарно-де­нежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод из этого учения - необходимость воздействия на экономическую полити­ку государства, которое играет важнейшую роль в хозяйственной жизни.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии - национальное богатство - из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономистов, хотя они ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве. Отсю­да практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практиче­ский вывод состоял в утверждении необходимости ограничения вмеша­тельства государства в естественный ход развития экономики.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследова­ния условий производства и накопления (А. Смит), а также распреде­ления (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех от­раслях материального производства, куда включались промышлен­ность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии при­держиваются и отдельные современные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, за­тем - в виде результата производства, а сегодня в национальное богат­ство включают и самого человека, его интеллект, информацию как ис­точники последующего развития общества.

Практическая функция классической политической экономии сводилась к обоснованию факторов увеличения национального богат­ства (углубление общественного разделения труда, расширение произ­водства, рост занятости и производительности труда, сведения к мини­муму доли государственных расходов в национальном доходе общества и т.д.). В этом учении выделяются позитивная (как есть) и норматив­ная (как должно быть) функции экономической теории. Практиче­ский вывод - предостережение от любых форм вмешательства госу­дарства в естественный ход рыночных процессов.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответст­вии с классовым подходом к анализу общественной жизни являются про­изводственные отношения, основу которых составляют отношения собст­венности. Это имеет существенное значение, так как из системы производ­ственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господ­ство административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения - это объективно складывающие­ся отношения, взаимосвязи между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления жизненных благ[1].

Мысль о том, что предметом экономической теории являются обще­ственные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд под­чинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе французом Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В. Плеха­нов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточ­нение, различая собственно производственные отношения - отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хо­зяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимается отношение людей к внешней природе. А. Богданов и И. Степанов в свое время отмечали, что определение, вошедшее в учебники политической экономии как «науки об общественном хо­зяйстве... совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общест­венном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.

Маржиналисты объявляли предметом политической экономии по­ведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъ­екта в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод - обоснование экономической политики фирмы. С этим на­правлением связано появление микроэкономики.

А. Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономики и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как ис­следование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к дей­ствию и мотивов к противодействию. В таком определении подчерки­вается роль человека в экономике.

Предметом экономики как науки, согласно кейнсианской школе, становится функционирование национальной экономики как единого цело­го. Практическая функция видится в разработке экономической полити­ки государства. Главный практический вывод - необходимость стимули­рования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.

В современной экономической литературе распространено пони­мание предмета политической экономии как изучение «редкости», ог­раниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия - это наука, которая исследует поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернатив­ные пути применения, а П. Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, до­пускающих альтернативные способы применения или достижения по­ставленных целей. И в российской экономической литературе появля­ются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить без­граничные потребности людей с целью всестороннего развития спо­собностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений предмета экономической теории (полити­ческой экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном о том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычай­но сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизне­деятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

2. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то ме­тод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.

Экономика как наука использует широкий спектр методов научно­го познания.

Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с по­мощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений яв­ляется метод научной абстракции. Ис­следователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так воз­никают общие понятия: производство вообще, потребности, распреде­ление, обмен и др.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единствен­ный метод научного познания, используемый в экономической тео­рии. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедук­ция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на со­ставные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину[2].

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством ин­дукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Ана­лиз и синтез, индукция и дедукция применяются экономической тео­рией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплекс­ный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процес­сов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт ис­торического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных усло­виях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствова­ния. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретиче­ском анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйствен­ные процессы и явления в той последовательности, в которой они в са­мой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности раз­личных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе разви­тие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономи­ки это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое яв­ление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и ста­тистические приемы и средства исследования, которые позволяют вы­явить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономи­ко-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, за­кономерности этих изменений, их последствия, возможности и из­держки влияния, а также делает реальным прогнозирование эконо­мических процессов. С помощью этого метода создаются экономиче­ские модели.

Экономическая модель - это формализованное описание эконо­мического процесса или явления, структура которого обусловле­на его объективными свойствами и субъективным целевым ха­рактером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функцио­нального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других пере­менных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геомет­рии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, напри­мер, можно отметить функциональную связь между ценой и спро­сом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, вели­чина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и це­на могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономи­ческой теории получил широкое распространение в XX в. Однако эле­мент субъективности в построении экономических моделей иногда ве­дёт к ошибкам.

При анализе экономических проблем часто используют позитив­ный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно по­зитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Норматив­ный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нор­мативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объ­ективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или неспра­ведливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утвер­ждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего об­щества возможны, разумны и необходимы экономические экспери­менты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные резуль­таты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 С развитием экономики как науки менялись взгляды на ее предмет. Первые экономические школы считали предметом экономической науки на­циональное богатство, марксизм - производственные отношения, маржинализм - поведение человека и фирмы, кейнсианство - функционирование (поведение) национальной экономики в целом и т.д.

Неоклассический синтез позволил прийти к выводу о том, что все опре­деления предмета экономики как науки раскрывают различные аспекты жиз­недеятельности человека, которая чрезвычайно сложна и многообразна. От­сюда возникает невозможность дать единственное, краткое и всеобъемлющее определение.

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий го­сударства и фирмы в области производства, распределения, обмена и потребле­ния благ. Она должна опираться на экономику (экономическую теорию).

Экономика как наука использует широкий спектр методов научного по­знания - это и научная абстракция, и анализ и синтез, индукция и дедукция, системный метод, исторический и логический; экономико-статистический, математический, графический, моделирование, функциональный, позитив­ный и нормативный анализ, экономический эксперимент.









ЛИТЕРАТУРА

1.     Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001.

2.     Курс экономической теории. – Киров, 2000.

3.     Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М., 1996

4.     Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992.

5.     Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М., 2001.

6.     Самуэльсон П. Экономика. – М., 1998

7.     Современная экономика Общедоступный учебный курс. Растов-На-Дону. Изд-во «Феникс». 1995.

8.     Фишер С., Дорыбаш Р. Экономика. – М. 1999.

9.     Экономика: Учебник для вузов. / Под ред. Борисова В.А. - Барнаул,  1999.


ЗАДАНИЕ

Предметом экономической теории является изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.

 

Если изучается экономика как целостная система, то это анализ макроэкономический.

 

Что характерно для экономического образа мышления: все положения правильны (ответ д)



Какое из утверждений является примером экономической модели – рост безработицы способствует замедлению инфляции  (ответ а)


[1] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 41.

[2] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 42.