СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3
1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ........................................... 4
2. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ............................................ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 12
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................... 13
ЗАДАНИЕ.................................................................................................. 14
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в нашей стране преобладающее место в формировании экономического мировоззрения занимала марксистская политическая экономия. Поэтому предмет исследования экономики как науки трактовался однозначно, другие взгляды не изучались или объявлялись ненаучными. Если принять во внимание, что второе тысячелетие развивалось под лозунгом «Знание - сила», а лозунгом третьего тысячелетия будет «Мышление - могущество», то следует признать целесообразность изучения различных взглядов, с тем чтобы выработать свою собственную позицию.
С развитием экономики как науки менялись и взгляды на ее предмет и практическую функцию.
Итак, целью работы является рассмотрение предмета и метода экономической теории.
Задачи работы:
1. рассмотреть предмет экономической теории;
2. рассмотреть методы экономической теории
1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Меркантилисты, отражавшие интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований считали национальное богатство. Источником богатства объявлялась торговля. Само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Основная функция этого учения сводилась к активизации товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод из этого учения - необходимость воздействия на экономическую политику государства, которое играет важнейшую роль в хозяйственной жизни.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии - национальное богатство - из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономистов, хотя они ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практический вывод состоял в утверждении необходимости ограничения вмешательства государства в естественный ход развития экономики.
Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем - в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития общества.
Практическая функция классической политической экономии сводилась к обоснованию факторов увеличения национального богатства (углубление общественного разделения труда, расширение производства, рост занятости и производительности труда, сведения к минимуму доли государственных расходов в национальном доходе общества и т.д.). В этом учении выделяются позитивная (как есть) и нормативная (как должно быть) функции экономической теории. Практический вывод - предостережение от любых форм вмешательства государства в естественный ход рыночных процессов.
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являются производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имеет существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господство административно-командной системы хозяйствования.
Производственные отношения - это объективно складывающиеся отношения, взаимосвязи между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ[1].
Мысль о том, что предметом экономической теории являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе французом Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В. Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения - отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимается отношение людей к внешней природе. А. Богданов и И. Степанов в свое время отмечали, что определение, вошедшее в учебники политической экономии как «науки об общественном хозяйстве... совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.
Маржиналисты объявляли предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод - обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.
А. Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономики и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов к противодействию. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
Предметом экономики как науки, согласно кейнсианской школе, становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция видится в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод - необходимость стимулирования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.
В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия - это наука, которая исследует поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П. Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.
Перечень определений предмета экономической теории (политической экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном о том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.
2. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.
Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.
Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.
Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.
Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину[2].
Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.
Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.
Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.
Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.
В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.
Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.
Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.
Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведёт к ошибкам.
При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием экономики как науки менялись взгляды на ее предмет. Первые экономические школы считали предметом экономической науки национальное богатство, марксизм - производственные отношения, маржинализм - поведение человека и фирмы, кейнсианство - функционирование (поведение) национальной экономики в целом и т.д.
Неоклассический синтез позволил прийти к выводу о том, что все определения предмета экономики как науки раскрывают различные аспекты жизнедеятельности человека, которая чрезвычайно сложна и многообразна. Отсюда возникает невозможность дать единственное, краткое и всеобъемлющее определение.
Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства и фирмы в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она должна опираться на экономику (экономическую теорию).
Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания - это и научная абстракция, и анализ и синтез, индукция и дедукция, системный метод, исторический и логический; экономико-статистический, математический, графический, моделирование, функциональный, позитивный и нормативный анализ, экономический эксперимент.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001.
2. Курс экономической теории. – Киров, 2000.
3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М., 1996
4. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992.
5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М., 2001.
6. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1998
7. Современная экономика Общедоступный учебный курс. Растов-На-Дону. Изд-во «Феникс». 1995.
8. Фишер С., Дорыбаш Р. Экономика. – М. 1999.
9. Экономика: Учебник для вузов. / Под ред. Борисова В.А. - Барнаул, 1999.
ЗАДАНИЕ
Предметом экономической теории является изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.
Если изучается экономика как целостная система, то это анализ макроэкономический.
Что характерно для экономического образа мышления: все положения правильны (ответ д)
Какое из утверждений является примером экономической модели – рост безработицы способствует замедлению инфляции (ответ а)
[1] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 41.
[2] Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 42.