Тема: Влияние упаковки на сохраняемость товаров
Содержание
Стр.
Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1. Классификация пива 5
1.2. Факторы, формирующие ассортимент пива 7
1.3. Развитие ассортимента пива 10
1.4. Влияние упаковки на сохраняемость пива 13
2. Практическая часть
2.1. Анализ структуры ассортимента пива, реализуемого в мага-
зине "Ребус" 17
2.2. Анализ качества упаковки и полноты маркировки пива 20
Заключение 23
Библиографический список 25
Приложение 26
Введение
К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление.
Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Основное назначение упаковки – защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду.
Вспомогательная функция упаковки – носитель маркировки или красочного оформления товаров; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет интерес для маркетологов.
Для жидких продовольственных товаров применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является обязательным и необходимым условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров осуществляется в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя [1, с.157].
Исходя из этого, актуальностью данной курсовой работы является выявление влияния упаковки пива на сохраняемость его свойств и качества.
Пиво – самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Он занимает особое место в потреблении напитков, имеет огромную популярность и широко распространен у многих народов.
Первые сведения о приготовлении пива дошли до нас от шумеров. Они умели варить напиток с применением ячменного солода около 9 тысяч лет назад, а рецепты его приготовления были высечены на камне.
Детально процесс пивоварения описан на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. Древние народы знали множество сортов пива, в том числе горькое ячменное и мягкое с добавлением меда. Пиво было не только ежедневным напитком для определенных слоев населения, но и частью религиозного культа [2,c23].
В старогерманском языке пиво называлось Bior (в совр. нем. - bier, в англ. - beer) или Alu, последнее удержалось в английском языке как ale (эль). До использования хмеля в пивоварении применяли различные травяные добавки. Считается, что впервые хмель стали использовать восточные народы и татарские племена, населявшие Сибирь.
У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 году при описании торжества, когда хазары угощали греческих послов. В 9 веке пивоварение было уже широко распространено в Киевских и Новгородских землях [3, c202].
Пиво – освежающий, хорошо утоляющий жажду напиток. В зависимости от сорта пиво содержит 4-10% легко усвояемых питательных веществ, главным образом углеводов, небольшое количество аминокислот, других продуктов расщепления белка и минеральных веществ. Кроме того, в пиве содержится 1.8-6% алкоголя, 0,3-0.4% углекислого газа, горькие и дубильные вещества хмеля, органические кислоты.
По потреблению пива Россия значительно отстает от многих стран. Среднедушевое потребление пива в России составляет 17-20 л, в то время как в Германии – 148,1 л, в Англии – 121 л в год. Одна из важнейших тенденций нашего рынка – увеличение ассортимента и повышение качества продукции. Предприятия пивоваренной отрасли постепенно стабилизируют свое производство. В последние годы большинство государственных заводов сменили форму собственности, стали акционерными обществами закрытого и открытого типа; появились и частные пивобезалкогольные заводы, главным образом мини-пивзаводы, на основе различного простейшего оборудования начало развиваться домашнее пивоварение [2, c31].
В связи с этим, целью настоящей работы было изучить современный рынок пива, особенности формирования ассортимента и влияние упаковки на сохраняемость пива, реализуемого розничными предприятиями г. Хабаровска.
1.1. Классификация пива
Согласно ГОСТ Р 51174-98, в Российской Федерации вырабатывается пиво трех типов: светлое, полутемное и темное. Ассортимент пива очень разнообразен. Особенно много выпускается светлых сортов пива, каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом, массовой долей сухих веществ и содержанием спирта. В зависимости от экстрактивности начального сусла пиво подразделяется на следующие основные группы [4, c2]:
8%-ное светлое; 16%-ное светлое, полутемное, темное;
9%-ное светлое; 17%-ное светлое, полутемное, темное;
10%-ное светлое; 18%-ное светлое, полутемное, темное;
11%-ное светлое, полутемное, темное; 19%-ное светлое, полутемное, темное;
12%-ное светлое, полутемное, темное; 20%-ное светлое, полутемное, темное;
13%-ное светлое, полутемное, темное; 21%-ное светлое, полутемное, темное;
14%-ное светлое, полутемное, темное; 22%-ное светлое, полутемное, темное;
15%-ное светлое, полутемное, темное; 23%-ное светлое, полутемное, темное.
Различают пиво:
- светлое – с цветом 0,4-2,5 ц/ед (см3 раствора йода концентрацией 0,1 моль/дм3 на 100 см3 воды);
- полутемное – с цветом 2,5-4,0 ц/ед;
- темное – с цветом 4,0-8,0 ц/ед;
- безалкогольное – с массовой долей спирта этилового более 0,5 % по объему;
- крепкое – с массовой долей спирта этилового 1,5 - 8,0 % по объему;
- оригинальное – светлое пиво с увеличенным сроком дображивания и повышенной нормой внесенного хмеля;
- пастеризованное – пиво с повышенной биологической стойкостью, получаемой путем тепловой обработки;
- специальное – пиво, приготовленное с применение вкусовых или ароматических добавок [3, с365].
По способу обработки пиво подразделяется на пастеризованной и не пастеризованное.
Пищевая ценность для организма зависит от химического состава исходного сырья. Пиво содержит ряд важных компонентов, среди которых основное место занимают витамины, минеральные вещества и органические кислоты. Имеются в незначительном количестве углеводы, азотистые вещества. Это определяет довольно высокую пищевую и энергетическую ценность пива по сравнению с другими алкогольными напитками.
Из витаминов пива основное место занимают витамины группы В, содержание которых в 1 дм3 составляет от 10 до 35% суточной потребности взрослого человека [3, c102].
Таким образом, пиво – достаточно хороший энергетический источник, поставляемые им калории не являются "пустыми" в отличие от таких алкогольных напитков, как водка.
Следует отметить, что пиво – это алкогольный напиток, и его полезность и безвредность определяется мерой потребления алкоголя. Чрезмерное потребление пива может привести к нежелательным воздействиям на организм, к алкоголизму.
1.2. Современные способы производства пива
Основным сырьем для производства пива являются ячменный солод, хмель и вода, от их качества и подготовки зависят вкусовые, питательные и другие потребительские свойства пива.
Производство пива включает ряд последовательных взаимосвязанных технологических стадий, характеризуемых строго регламентированными параметрами. Правильность проведения всех процессов во многом определяет качество пива.
Солод получают путем проращивания злаков в искусственных условиях при определенной температуре и влажности. По способу приготовления различают следующие типы солода: светлый, темный, карамельный и жженый. По своим качественным показателям он должен удовлетворять требованиям стандарта – ГОСТ 29249-92. Для производства солода используют ячмень, отвечающий требованиям ГОСТ 5060-86 "Ячмень для пивоварения". Данный вид сырья, поступающий на завод, должен сопровождаться удостоверением качества.
Проращивают ячмень в пневматических солодовнях ящичного или барабанного типа. Продолжительность проращивания ячменя зависит от принятых в конкретных условиях режимов и составляет для светлого солода 7 - 8 суток, для темного солода – до 9 суток. В процессе ращения рекомендуется поддерживать температуру в пределах 12-16оС. Свежепроросший солод имеет высокую влажность и легко портиться, поэтому для удаления влаги и перевода солода в устойчивое для хранения состояние его сушат. При этом завершается химико-биологические превращения, устраняется запах и вкус свежепроросшего солода, создается характерный для каждого типа солода аромат и соответствующее окрашивание.
Сухой солод сразу же подается на росткоотбойную машину. После этого его необходимо выдержать в солодохранилищах не менее 30 суток. Полученный отлежавшийся солод является сырьем для производства пива [7, c54].
Приготовление пива включает ряд стадий: получение пивного сусла, сбраживание сусла пивными дрожжами, дображивание и созревание пива, фильтрование пива, розлив.
В зависимости от принятого на предприятии способа дробят сухой или частично увлажненный солод. При использовании в качестве добавок ячменя, риса, пшеницы их также дробят на зерновых дробилках.
Для производства пива пригодна питьевая вода общей жесткостью 1,5-5 мг-экв/дм3 и невысокой щелочностью. Дробленое зерновое сырье смешивают с водой примерно 1:4 и кипятят. Основная цель – превращение крахмала и других веществ в низкомолекулярные соединения, потребляемые дрожжами.
При использовании в качестве добавок ячменя, кукурузы или другого несоложеного сырья в количестве более 15 % от общей массы зернопродуктов требуется внесение источников ферментов извне, в дополнение к ферментам солода. Для этой цели применяются ферментные препараты, полученные при культивировании некоторых микроорганизмов.
Полученный осахареный затор направляют на фильтрование. Сусло и промывные воды должны стекать максимально прозрачными, так как в противном случае значительно затрудняется осветление сусла, а готовое пиво может иметь грубый вкус и не свойственную ему горечь.
Отфильтрованное сусло и необходимое количество промывных вод собирается в сусловарочном котле, где исходные компоненты подвергаются кипячению с хмелем. Цель кипячения сусла с хмелем – стабилизация состава сусла и его ароматизация. Горячее охмеленное сусло охлаждают до начальной температуры брожения. Одновременно при охлаждении осаждаются грубые и тонкие взвеси, сусло насыщается кислородом, что способствует интенсивному размножению дрожжей.
Основной биохимический процесс при производстве пива, формирующий букет напитка, - спиртовое брожение сахаров сусла под действием ферментов дрожжей. Продолжительность главного брожения зависит от принятых на заводе режимов брожения, массовой доли сухих веществ начального сусла, состава сусла, количество внесенных дрожжей и т.п., составляет 7 – 8 суток с момента внесения дрожжей для пива с экстрактивностью начального сусла 10-13% и до 8 – 11 суток для пива с более концентрированным суслом. По окончании главного брожения молодое пиво с температурой не более 50С перекачивают на дображивание и созревание. Основная цель дображивания - получение напитка с приятным вкусом, характерным, специфическим для данного вида пива ароматом и достаточно насыщением диоксидом углерода. Для традиционных сортов пива продолжительность дображивания составляет: для Жигулевского – не менее 21 суток, Рижского и Московского – 42 суток, Мартовского и Украинского – 30 суток, Ленинградского – 90 суток, Портера 70 сут и т.д.
Для отделения от пива остатков дрожжей, придания ему товарного вида и обеспечения стойкости при хранении пиво подвергают фильтрованию.
Химический состав пива в результате этого изменяется незначительно: незначительно снижается цветность за счет адсорбирования красящих веществ на фильтрующих материалах, теряется часть диоксида углерода, снижается вязкость за счет удаления некоторых коллоидных веществ. Осветленное пиво охлаждают, при необходимости дополнительно насыщают диоксидом углерода и разливают в подготовленную тару (бутылки, банки, бочки, кеги, автотермоцистерны) [7,c.63].
1.3. Развитие пивной промышленности
История пивоварения в России начала 20 века полна всякого рода катаклизмов. В 1910 году в столице состоялся первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, итог которого – массовое закрытие пивных лавок и производств. В 1014 году, в связи с началом первой мировой войны, издан указ, запрещающий торговлю не только водкой, но и пивом. Закрылись предприятия-изготовители продукции. Показательным отношением государства к производству пива являлось решение Моссовета разрешить делать пиво, разбавленное водой один к одному. Таким "Пивом" торговали до 1921 года. В последующие десятилетия реконструируются старые и вводятся новые пивоваренные заводы. С энтузиазмом велось восстановление народного хозяйства после Отечественной войны, в том числе пивоваренной промышленности.
Необдуманная борьба с пьянством и соответствующие решения правительства в 1985 году отложили негативный отпечаток на пивную индустрию. Лишь в 1989 году объем производства пива достиг показателя 1984 года. Несмотря на все трудности, пивоварение развивается, расширяется ассортимент, вкладываются западные инвестиции. Цены на пиво сейчас относительно стабильные, что вселяет определенную надежду на развитие отечественной промышленности [5, c2].
Одна из важнейших тенденций нашего рынка – увеличение ассортимента и повышение качества продукции. В России действуют около 250 пивоваренных заводов, которые на 1 января 2000 г. располагали мощностями по производству в 371,1 млн. декалитров пива в год. По данным ассоциации "Пивоиндустрия", в 1997 году выработано 261 млн. дал пива (125,3% от уровня 1996 года). Среднедушевое потребление пива в России составляет 16 – 17 литров, в Москве 20 – 25 литров в год, чех или немец выпивает в среднем 130 литров в год, датчанин – 120 литров, англичанин более 100 литров.
С 1997 г. во многих регионах (Санкт-Петербург, Москва, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Курск и другие) начался процесс миграции пива по стране. Так, продукцию предприятий "Тверь-пиво", "Балтика", "Очаково", "Хамовники" и других можно увидеть во многих регионах. Омичи порадовали прекрасной торговой маркой пива "Сибирская корона", "Куряне – "Пикуром", туляки – "Таопином". Заслуженную популярность приобрело ярославское пиво "Ярзик", пензенское - "Самго", иркутское - "Владимир", "Купеческое", "Губернатор", пермское - "Викинг", ульяновское - "Витязь", саранское - "Толстяк", ивановское - "Премьер".
Основным фактором, формирующим предложение пива на российском рынке, является внутреннее производство. После длительного периода сокращения производства с 1996 г. начался быстрый рост производства, прирост которого в 1996-97 гг. составил почти 43%.
Вместе с тем, темпы наращивания выпуска пива были медленнее, чем динамика импортных поставок. Начиная со второй половины 1997 года произошло резкое увеличение импорта пива, что объяснялось активизацией шагов иностранных производителей, направленных на захват российского рынка. Крупнейшим поставщиком пива на российский рынок являлась и является Германия, на долю которой приходиться около 20 % всех поставок пива. Сегодня на российском рынке представлено более 70 марок импортного пива различных ценовых категорий и разного качества: от более "демократичного" до "элитного". Доля импортного пива в объемах производства отечественного составляет 4,1 % [6, c74].
В настоящее время пивоваренными заводами разрабатываются и внедряются новые сорта пива, отличающиеся экстрактивностью начального сусла, набором зернового сырья, нормами технологических режимов, внесением различных нетрадиционных добавок (полынь, тысячелистник, корни левзеи, радиолы, кедровый орех и др.). Рецепты таких сортов пива – это собственность разработчиков, они защищены правами и информация о них, как правило, недоступна.
Сегодня многие крупные отечественные производители пива выпускают большое количество фирменных сортов пива. Многие пивоваренные заводы производят пиво, не уступающее лучшим зарубежным сортам. К числу крупных пивоваренных предприятий России можно отнести Московский, Останкинский пивобезалкогольные комбинаты, Санкт-Петербургские пивоваренные заводы "Балтика", "Красная Бавария", "Степан Разин", Курский, Екатеринбургский пивобезалкогольные комбинаты, ОАО "Росар" г. Омска, ОАО "ВИНАП" г. Новосибирска, ОАО "Амурпиво" г.Хабаровска, ОАО "Пикра" г. Красноярска и ряд других.
1.4. Влияние упаковки товаров на сохраняемость пива
При идентификации и экспертизе определяющее имеет оценка фасовки, упаковки и маркировки пива.
Важным признаком хорошего пива является прозрачность и стойкость при хранении. В процессе хранения пиво начинает мутнеть. Срок появления мути после розлива пива характеризует его стойкость. ГОСТ Р 51154-98 устанавливает стойкость пива для различных его типов. Немало важным фактором в повышении стойкости пива является качество упаковки.
Упаковка и маркировка пива производится в соответствии с ГОСТ Р 51174-98, ГОСТ Р 51074-97.
Пиво должно выпускаться в герметично укупоренной таре.
Пиво разливают в:
- бутылки коричневого или зеленого цвета стеклянные – по ГОСТ 10117 типа Х и другому нормативному документу;
- бутылки ПЭТФ (полиэтиленфтолат);
- металлические (жестяные) банки;
- деревянные осмоленные бочки;
- и другие виды тары, разрешенные органами Минздрава России.
Наполнение бочек не должно быть менее 99,5% вместимости.
Среднее наполнение 10 бутылок при температуре 20оС должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением ±3%.
Бутылки с пивом герметично укупоривают кроненпробкой, а бочки – с применением укупорочных материалов, допускаемых Минздравом РФ.
Бутылки с пивом маркируют путем наклеивания на каждую бутылку этикетки, контрэтикетки, кольеретки на горлышко бутылки, на бочку наклеивают ярлык.
На маркировке должна быть указана следующая информация, важная для потребителя и необходимая при проведении идентификации и экспертизы: наименование продукта; наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера; товарный знак изготовителя (при его наличии); содержание спирта при его объемной доле более 1%; массовая доля сухих веществ в начальном сусле в %; состав пива; пищевая ценность; условия хранения; срок годности; объем в дм3; обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которыми изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о сертификации.
Дополнительно может быть нанесена следующая информация: утвержденная торговая марка; наименование организации-разработчика; краткая характеристика основы напитка; другие надписи информационного и рекламного характера. Для пастеризованного и стабилизированного пива обязательны слова "пастеризованное" или "стабилизированное".
Бочки дополнительно маркируются номерами: первая цифра – квартал последнего измерения вместимости бочки, вторая и третья – год этого измерения, остальные – инвентаризационный номер бочки.
Текст на упаковке, потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, листе-вкладыше и маркировку наносят на русском языке, по требованию заказчика на государственных языках субъектов Российской Федерации. Текст и надписи могут быть продублированы на иностранных языках.
Условия хранения определяются ГОСТ или другим нормативным документом. Срок годности пивной продукции исчисляют с момента даты изготовления. Он может быть указан следующим образом: "Годен в течение…", "Годен до …", "Использовать до…". На этикетках бутылок с пивом дату изготовления наносят либо в виде штампов на оборотной стороне, либо в виде насечек против напечатанных цифр дней, месяцев, лет.
Отсутствие знака соответствия по ГОСТ Р 50460 свидетельствует о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификации, выданного в установленном порядке на конкретное наименование пива.
Обозначение нормативного или технического документа, в соответствие которому изготовлен и может быть идентифицирован продукт, наносят на этикетку. Импортные продукты могут быть без обозначения или технического документа. Продукт может сопровождаться другой информацией, в том числе рекламной. Информацию располагают непосредственно на единице упаковки в удобном для прочтения месте, на этикетке, контрэтикетке, ярлыке. Изготовитель конкретного вида продукции должен помещать информацию на одном и том же месте единицы упаковки. Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой. Размеры и форма представления информации, в том числе маркировки, должны соответствовать размерам и форме потребительской упаковки.
Транспортирование и хранение. Пиво транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. При транспортировании ящиков с бутылками пива в открытых машинах пиво должно быть защищено от действия света и мороза.
Транспортирование пива в торговые точки, оборудованные стационарными резервуарами и на базы розлива, производят в автоцистернах по ГОСТ 9218, а также в автоцистернах по действующей нормативно-технической документации. Для транспортирования и хранения в розничной сети пиво в потребительской таре укладывают в дощатые и металлические ящики, в металлические корзины, а также в ящики из гофрированного картона или полимерных материалов.
Пиво в бутылках, бочках и т.п. хранят при температуре, оС: от 5 до 12 – не пастеризованное; от 10 до 20 – пастеризованное.
Пиво, разлитое в бутылки, хранят в затемненном помещении. Пиво, доставляемое в автоцистернах, хранят под давлением двуокиси углерода в изотермических резервуарах при температуре от 2 до 5оС.
Срок годности устанавливает предприятие-изготовитель, но не ниже фактически достигнутой стойкости пива. Гарантийный срок хранения пива местных и национальных сортов должен быть установлен в нормативно-технической документации на конкретную продукцию. Гарантийный срок хранения пастеризованного пива, приготовленного:
- с применением стабилизаторов – 3 месяца;
- без применения стабилизаторов – 1 месяц со дня розлива [4, c.5-18].
Некоторые виды тары – металлическая и стеклянная – в случае герметизации предотвращают воздействие на товар кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т.п.) Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющее процессы окислительной порчи [1, c. 159].
Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не означает, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды тары. Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге – свинец; в полимерных материалах – мономеры. В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлических материалов) или органическим, что способствует увеличению сроков хранения изделия (полиэтиленовая или поливинилхлоридная упаковки). Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, менее безопасна – металлическая и полимерная [1, c. 161].
Таким образом, при транспортировании и хранении пиво должно быть защищено от действия света, тепла, мороза и других внешних факторов. Роль "защитника" полностью достается таре и упаковке.
2. Практическая часть
2.1. Анализ структуры ассортимента пива,
реализуемого в магазине "Ребус"
Ассортимент пива из всех представленных слабоалкогольных напитков в магазине "Ребус" наиболее разнообразен, что обуславливается многими факторами, начиная с вида и емкости посуды (тары), заканчивая содержанием сухих веществ в начальном сусле, алкоголя и рецептурным состав ом. Основными факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются:
- рецептурный состав продукта, как основной фактор формирования широкого ассортимента за счет использования многочисленных видов сырья, как основного, так и дополнительного;
- технология производства, позволяющая расширять ассортимент товаров с использованием одинакового сырья за счет изменения технологии производства;
- вид упаковки и, особенно, потребительской тары, её эргономичность и способность сохранять потребительские свойства товара;
- объемы упаковки как фактор, способствующий стимулированию спроса на один и тот же товар, но в различных объемах.
Всего в ассортименте торгового предприятия насчитывается 43 различных наименований пива (приложение 1). Но ассортимент магазина не достаточно полный. Он имеет много недостатков. В основном ассортимент состоит из светлого пива, темных сортов пива почти нет. Нет расфасовки пива емкостью 0,33 л, мало больших емкостей (2,0 л; 2,25л). Также ассортимент не богат не пастеризованным пивом и пивом с повышенным содержанием алкоголя (рис 2.1.3).
Рисунок 2.1.3 Долевое соотношение в ассортименте пива крепкого и легкого.
Рисунок 2.1.4. Долевое соотношение в ассортименте пива, розлитого в тару из различных материалов
Большую долю ассортимента (95,4 %) занимает пиво светлых сортов (рис.2.1.1). Темное пиво представлено лишь двумя наименованиями.
Преобладает пиво (рис. 2.1.2 и рис. 2.1.4), розлитое в стеклянную тару емкостью 0,5 литров (удельный вес в ассортименте – 60,5 %), прошедшего пастеризацию, со средним содержанием спирта 4,1 – 5,8 %, с долей сухих веществ в начальном сусле 10 – 13% и со средней ценой за 0,5 л – 13-17 рублей. Наименьший удельный вес занимает пиво темное (4,6 %), а также пиво, розлитое в тару емкостью 2,0 литра (рис. 2.1.2).
Всё пиво изготовлено в разных городах России, разными предприятиями-изготовителями. Пива местного производства в магазине на момент исследования представлено не было (приложение 1).
В ассортименте представлено всего четырнадцать наименований пива, расфасованного в бутылки из полиэтиленфтолата, что занимает долю в ассортименте равную 39,5 % (рис.2.1.4). И только три наименования пива розлито в двухлитровые емкости. Также четыре наименования пива представлено в жестяных банках емкостью 0,33 и 0,5 литра.
Таким образом, ассортимент пива, реализуемого продовольственным магазином, в основном представлен пивом светлым, пастеризованным, розлитым в стеклянные бутылки емкостью 0,5 литра. Этот факт объясняется наибольшим спросом потребителей на пиво с такими характеристиками. Темное пиво и пиво крепких сортов пользуется ограниченным спросом у покупателей из-за специфических характеристик.
2.2. Анализ качества упаковки и полноты маркировки пива
Немало важным фактором в повышении стойкости пива является качество упаковки.
Упаковка и маркировка пива должна соответствовать требованиям нормативно-технической документации, в частности ГОСТ Р 51174-98, ГОСТ Р 51074-97.
Для установления соответствия упаковки требуемому качеству было проведено исследование состояния упаковки и маркировки пяти наименований пива, реализуемого торгово-розничным предприятием продовольственным магазином "Ребус".
Для анализа было взято светлое пиво, розлитое в стеклянные бутылки емкостью 0,5 литра, пастеризованное, следующих наименований: "Клинское специальное"; "Клинское светлое"; "Золотая бочка классическое"; "Золотая бочка светлое"; "Золотая бочка выдержанное".
Таблица 2.2.1
Результаты анализа состояния упаковки и полноты маркировки пива
№ п/п |
Оцениваемый показатель |
Наименование пива |
||||
Клинское спец. |
Клинское светлое |
Золотая бочка классич. |
Золотая бочка светлое |
Золотая бочка выдер. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Герметичность укупорки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Внешний вид тары |
норматив |
норматив |
норматив |
норматив |
норматив |
3 |
Состояние кроненпробки |
норматив |
норматив |
норматив |
норматив |
норматив |
4 |
Наличие этикетки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Наличие контрэтикетки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Наличие кольеретки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Наличие требуемых маркировочные данные: |
||||||
7 |
Наименование товара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
местонахождение (адрес) изготовителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
товарный знак изготовителя |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
10 |
Знак соответствия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
содержание спирта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
массовая доля сухих веществ в % |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 2.2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
13 |
состав пива |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
пищевая ценность |
+ |
- |
+ |
- |
- |
15 |
условия хранения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
16 |
срок годности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
дата выработки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18 |
объем |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19 |
обозначение нормативного или технического документа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
20 |
информация о сертификации |
- |
- |
- |
- |
- |
21 |
утвержденная торговая марка |
+ |
+ |
- |
- |
- |
22 |
характеристика напитка |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
23 |
слово "пастеризованное" |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Результаты анализа показали (табл. 2.2.1), что всё исследуемое пиво герметично укупорено, имеет тару и укупорку, соответствующую требованиям нормативно-технической документации, что говорит о сохранности пива в процессе хранения, транспортирования и реализации. На всех бутылках имеется этикетка, контрэтикетка и кольеретка, на которые нанесена маркировочная и рекламная информации. Маркировка всех исследуемых наименований пива содержит следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя; знак соответствия; процентное содержание спирта; массовую долю сухих веществ в начальном сусле; компонентный состав пива; объем; условия хранения; дату выработки; срок годности; обозначение нормативно-технического документа, в соответствии с которым произведен данный продукт.
Но не все наименования пива содержат максимально полную для потребителя информацию о товаре. Отдельные образцы пива не несли на своей маркировке некоторые основные нормируемые и дополнительные (необязательные) сведения. Так, пиво марки "Клинское специальное" не имеет на своей маркировке сведений о сертификации, краткой характеристики напитка и информации о пастеризации, которая является обязательной для пастеризованного пива. Пиво под наименованием "Клинское светлое" также не имеет на маркировке перечисленную информацию, но, в довершение, к этому отсутствует информация о пищевой ценности продукта.
Маркировка пива "Золотая бочка классическое",. "Золотая бочка светлое", "Золотая бочка выдержанное" не несет информации о сертификации и утвержденном торговом знаке продукции. На упаковке пива "Золотая бочка классическое" отсутствует товарный знак производителя; а на маркировке пива под марками "Золотая бочка светлое" и "Золотая бочка выдержанное" не указана пищевая ценность напитка.
Таким образом, упаковка исследованных товаров выполнена в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, не имеет дефектов и отклонений. На упаковку каждого товара нанесена маркировка с указанием всей надлежащей информации. Исключение составляют отдельные наименований пива, у которых на маркировке отсутствуют один или два требуемых сведения.
Заключение
Исследование, поведенное на материалах продовольственного магазина "Ребус", заключалось в установлении особенностей упаковки, маркировки пива и влияния качества упаковочных материалов на качество готового продукта. Объектом исследования являлось пиво, реализуемое через прилавки розничного торгового предприятия и произведенное различными пивоваренными заводами, расположенными в разных регионах Российской Федерации.
В начале работы были выявлены товароведные и потребительские свойства пива, вырабатываемого в современных производственных условиях; а также нормативно-технические требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению это продукта.
В ходе изучения литературных и нормативно-технических источников было выявлено, что упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Основное назначение упаковки – это защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду. Вспомогательной функцией упаковки является несение маркировочных данных или красочного, иногда рекламного оформления товаров; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет интерес для маркетологов.
При транспортировании и хранении пиво должно быть защищено от действия света, тепла, мороза и других внешних факторов. Роль "защитника" полностью достается таре и упаковке.
После производства, готовое пиво разливают в подготовленную тару (бутылки, банки, бочки, кеги, автотермоцистерны). Пиво должно выпускаться в герметично укупоренной таре. Пиво разливают в бутылки коричневого или зеленого цвета стеклянные – по ГОСТ 10117 типа Х и другому нормативному документу; бутылки ПЭТФ (полиэтиленфтолат); металлические (жестяные) банки; деревянные осмоленные бочки; и другие виды тары, разрешенные органами Минздрава России. Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющее процессы окислительной порчи. Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой
Маркировка на упаковке пива должна соответствовать требованиям нормативной документации и нести всю необходимую для потребителя информацию. Отсутствие знака соответствия свидетельствует о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификации, выданного в установленном порядке на конкретное наименование пива.
Ассортимент пива, реализуемого продовольственным магазином, большей частью представлен пивом светлым, пастеризованным, розлитым в стеклянные бутылки емкостью 0,5 литра. Доля пива, розлитого в стеклянную тару емкостью 0,5 литров, занимает 60,5 % от всего объема ассортимента пива в магазине. Удельный вес пива, прошедшего пастеризацию, составляет 98,2 %. Наибольшую долю в ассортименте занимает пиво со средним содержанием спирта 4,1 – 5,8 %, с долей сухих веществ в начальном сусле 10 – 13% и со средней ценой за 0,5 л – 13-17 рублей. Наименьший удельный вес занимает пиво темное, его доля в ассортименте составляет 4,6 %; а также пиво, розлитое в тару емкостью 2,0 литра.
Упаковка исследованных товаров выполнена в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, не имеет дефектов и отклонений. На упаковку каждого товара нанесена маркировка с указанием всей надлежащей информации. Исключение составляют отдельные наименований пива, у которых на маркировке отсутствуют один или два требуемых сведения.
Библиографический список
1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 1997. – 283 с.
2. Довгань В.Н. Книга о пиве. Смоленск: Русич, 1995.- 576 с.
3. Позняковский В.М., Помозова В.А., Киселева Т.Ф., Пермякова Л.В. Экспертиза напитков.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1999. – с.334.
4. ГОСТ Р 51174-98. Пиво. Общие технические условия
5. Преснякова О.П. Пивоварение России. Проблемы и задачи // Пиво и напитки. – 1998. - №2. – с.2-5.
6. Ковров Г.В. Российский рынок пива // Пиво и напитки. – 1998. - №2. – с74
7. Калунянц К.А., Яровенко В.Л. и др. Производство солода, пива и безалкогольных напитков. - М.: Колос, 1994. -680 с.
Приложение 1
Ассортимент пива, реализуемого продуктовым магазином "Ребус"
№п/п |
Наименование |
Цена, рублей |
Производитель |
Вид пива |
Обработка |
Спирт, об% |
Доля сухих вещ-тв, % |
Пищ ценность (ккал/100г) |
Емкость тары, л |
Вид тары |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Жигулевское |
26,3 |
г. Новосибирск |
светлое |
непастериз. |
4,0 |
11 |
42 |
1,5 |
ПЭТФ |
2 |
Толстяк легкое |
11,3 |
ЗАО "Росар" г. Омск |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
11 |
42 |
0,5 |
Стекло |
3 |
Сибирская корона крепкое |
13,2 |
Светлое |
Пастериз |
7,9 |
18 |
70 |
0,5 |
Стекло |
|
4 |
Сибирская корона праз. темн. |
14,5 |
Темное |
Пастериз |
5,8 |
16 |
62 |
0,5 |
Стекло |
|
5 |
Сибирская корона праздничн. |
13,9 |
Светлое |
Пастериз |
5,5 |
14 |
54 |
0,5 |
Стекло |
|
6 |
Сибирская корона ориг.светл. |
14,0 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
12 |
46 |
0,5 |
Стекло |
|
7 |
Толстяк большое |
41,2 |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
2,0 |
ПЭТФ |
|
8 |
Толстяк большое |
31,0 |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
9 |
Баг-бир |
27,3 |
Светлое |
пастериз |
4,2 |
11 |
42 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
10 |
Рифей светлое |
30,4 |
Светлое |
Пастериз |
4,2 |
11 |
42 |
2,0 |
ПЭТФ |
|
11 |
Рифей крепкое |
38,7 |
Светлое |
Пастериз |
7,0 |
17 |
66 |
2,0 |
ПЭТФ |
|
12 |
Балтика медовое крепкое |
41,1 |
АО "Балтика" г. С.Пб |
Светлое |
Пастериз |
7,6 |
16 |
62 |
1,5 |
ПЭТФ |
13 |
Балтика медовое легкое |
29,6 |
Светлое |
Пастериз |
4,1 |
11 |
42 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
14 |
Очаково светлое |
31,6 |
ООО "Бахус" г. Москва |
Светлое |
Пастериз |
4,0 |
10 |
38 |
1,5 |
ПЭТФ |
15 |
Очаково специальное |
32,6 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
11 |
42 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
16 |
Очаково классическое |
32,5 |
Светлое |
Пастериз |
4,7 |
12 |
46 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
17 |
Очаково темное |
37,4 |
Темное |
Пастериз |
6,2 |
16 |
62 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
18 |
Красный восток |
26,0 |
ОАО "Красный Восток" г. Казань |
Светлое |
Пастериз |
4,6 |
11 |
42 |
1,5 |
ПЭТФ |
19 |
Красный восток крепкое |
31,1 |
Светлое |
Пастериз |
8,2 |
16 |
62 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
20 |
Красный восток классическое |
27,0 |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
1,5 |
ПЭТФ |
Продолжение приложения 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
21 |
Славянское светлое |
28 |
ОАО "Красный Восток" г. Казань |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
1,5 |
ПЭТФ |
22 |
Жигулевское |
25,7 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
11 |
42 |
1,5 |
ПЭТФ |
|
23 |
Клинское ямское |
13,2 |
ЗАО "Клинский ПК" г. Клин |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
0,5 |
стекло |
24 |
Клинское специальное |
13,2 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
11 |
42 |
0,5 |
Стекло |
|
25 |
Клинское светлое |
12,6 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
11 |
42 |
0,5 |
Стекло |
|
26 |
Золотая бочка классическое |
17,0 |
ООО "Калужская ПВК" |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
45 |
0,5 |
Стекло |
27 |
Золотая бочка светлое |
16,1 |
Светлое |
Пастериз |
4,0 |
11 |
42 |
0,5 |
стекло |
|
28 |
Золотая бочка выдержанное |
19,3 |
Светлое |
Пастериз |
6,5 |
15 |
56 |
0,5 |
Стекло |
|
29 |
Три медведя |
15,1 |
ЗАО "Ивана Таранова" гНовотроицк |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
0,5 |
Стекло |
30 |
Золотой бык |
15,0 |
Светлое |
Пастериз |
5,9 |
13 |
50 |
0,5 |
Стекло |
|
31 |
Хамовническое светлое |
15,0 |
Экпериментальный завод напитков г. Москва |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
45 |
0,5 |
Стекло |
32 |
Хамовническое |
14,0 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
12 |
45 |
0,5 |
Стекло |
|
33 |
Хамовническое – пиво 21 в. |
15,6 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
12 |
45 |
0,5 |
Стекло |
|
34 |
Золотая пена |
15,3 |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
12 |
45 |
0,5 |
Стекло |
|
35 |
Патра княже, особое |
12,9 |
ОАО "Патра" Екатеринбург |
Светлое |
Пастериз |
4,8 |
14 |
54 |
0,5 |
Стекло |
36 |
Патра советник |
12,9 |
Светлое |
Пастериз |
4,7 |
13 |
50 |
0,5 |
Стекло |
|
37 |
Купеческое новогоднее |
13,6 |
ОАО "Пикра" г. Красноярск |
Светлое |
Пастериз |
4,5 |
12 |
46 |
0,5 |
Стекло |
38 |
Купеческое классическое |
13,6 |
Светлое |
Пастериз |
5,8 |
16 |
46 |
0,5 |
Стекло |
|
39 |
Крюгер специальное |
12,4 |
ОАО "Томское пиво" |
Светлое |
Пастериз |
4,7 |
13 |
50 |
0,5 |
Стекло |
40 |
Топвар 12% |
15,7 |
ОАО "Топвар" Москва |
Светлое |
Пастериз |
5,0 |
12 |
46 |
0,5 |
Стекло |
41 |
Солодов классическое |
16,1 |
ОАО "Красный Восток" г. Казань |
Светлое |
непастериз |
5,0 |
12 |
46 |
0,5 |
Жестян. |
42 |
Солодов светлое |
16,0 |
Светлое |
непастериз |
4,7 |
11 |
46 |
0,5 |
Жестян. |
|
43 |
Бочкарев отличное |
14,1 |
ООО "Браво интернешенл" С.-Пб |
светлое |
пастериз |
4,5 |
12 |
45 |
0,5 |
стекло |