СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ...................................................................................... 4
2. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................... 6
3. ПРИХОД К ВЛАСТИ ЕЕ УЗУРПАЦИЯ................................................... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 14
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 16
ВВЕДЕНИЕ
Что же делает тему Сталина столь важной для человека наших дней? Разумеется, не столько он сам, хотя загадки (подчас мрачные тайны) его личности и биографии, лишь отчасти приоткрытые, еще, вероятно, долгое время будут занимать наше воображение. И даже не столько его политическая и государственная деятельность, хотя в ней есть немало такого, что и до сих пор многие благоразумные наши обществоведы предпочитают обходить, как столб с надписью: “Не влезай! Убьет!” Наиболее актуальным, непосредственно участвующим в современной жизни остается для нас наследие Сталина. Прежде всего, в виде той системы общественных отношений, которая создана, была в СССР под его руководством, устояла в потрясениях 50-60-х годов, заново стабилизировалась в “эпоху застоя” и, таким образом, с плохими модификациями дожила до перестройки, а значит, и до сегодняшнего дня.
Перед нами стоит задача преодоления этой системы, превращения ее в нечто принципиально от нее отличное. Задача поистине невероятная по своей трудности, и сейчас, на старте, она, может быть, особенно жестко испытывает нас. Испытывает нашу волю к переменам, серьезность наших намерений, истинную меру нашей внутренней свободы, готовность обсуждать (а затем и решать) свои проблемы действительно безбоязненно, не ограничивая себя привычными запретами: этого касаться еще нельзя, это еще не сказал Горбачев, а это он (или Ленин) сказал иначе... Если подобные запреты для нас остаются в силе - значит, нам не стоит и браться за дело, мы его только погубим - и притом обязательно - своей половинчатостью и трусостью. Зато если мы и в самом деле созрели для серьезного разговора о том, что есть и чего мы хотим, тогда он сам собою будет и свободным от лозунговой крикливости, и ответственным, искренним, конструктивным.
Давайте же обратимся непосредственно к личности Сталина и выясним, каким он был и почему таким стал. Для достижения этой цели просмотрим его биографию: кто были его родители, каким он был в детстве, в юности, его революционная деятельность, приход к власти и т. д.
1. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ
История нашего государства неотделима от имени Сталина, в его личности преломились все страшные противоречия нашей эпохи, о которых еще не мало будут говорить историки. Сталин – тема необъятная, которая вообще вряд ли когда будет исчерпана, как явление вневременное.
Победителем гигантов оказалась “серая лошадка”, человек темного и низкого происхождения, о котором до 1924 года партия большевиков мало что знала. Он вырос на окраине Империи, плохо говорил по-русски, а потому не мог быть лидером толпы. Блестящие соратники по партии презрительно именовали его “серым пятном” (4).
Сталин (Джугашвили), Иосиф Виссарионовисч, родился 21 декабря 1879 года в городе Гори, Тифлисской губернии.
Отец его - Виссарион Иванович, по национальности грузин, происходил из крестьян села Диди-Лило, Тифлисской губернии, по профессии сапожник, впоследствии рабочий обувной фабрики Адельханова в Тифлисе. Мать – Екатерина Георгиевна – родилась в 1856 году в села Гамбареули, близь города Гори, в семье крепостного крестьянина. До 9 лет Екатерина Георгиевна росла в деревне и вместе со всей семьей испытывала крайнюю нужду и тяжкий гнет помещика.
Мать Сосо – Кеке – была прачкой. Она зарабатывала мало и с трудом воспитывала своего единственного сына Сосо.
После того как Виссарион Джугашвили уехал из Гори, Сосо остался на попечении своей матери. Мать очень любила Сосо и решила отдать его в школу. Сосо приняли в духовное училище и ввиду тяжелого положения матери и выдающихся способностей ребенка Сосо назначили стипендию: он получал три рубля в месяц. Мать его обслуживала учителей и школу, зарабатывала до десяти рублей в месяц, и этим они жили.
С виду Иосиф Джугашвили был худой, крепкий мальчик. Жизнерадостный и общительный, он всегда окружен был товарищами. Он особенно любил играть со своими сверстниками в мяч (лапту) и “латхи”. Это были излюбленные игры учеников. Роста был небольшого, не более пяти футов и четырех-пяти дюймов (или 1 метр 63 см.). Перенесенная в детстве оспа оставила на лице свои следы.
В конце каждого учебного года Сосо переходил из класса в класс по первому разряду, как первый ученик. Его способности поневоле бросались всем в глаза. У него был приятный высокий голос – дискант. За два года он так хорошо усвоил ноты, что свободно пел по ним. Вскоре он стал уже помогать дирижеру и руководил хором.
Сталин обладал исключительной памятью. Объяснения преподавателей он усваивал отлично и потом в точности их пересказывал. Он никогда не отказывался от своих слов, будучи всегда уверен в их правильности. Прекрасно отвечал он, когда его вызывали к доске.
В духовном училище воспитывались будущие священники и поэтому им всячески старались привить богобоязнь и смирение.
Однако на Иосифа Джугашвили такая система воспитания не влияла. Несмотря на строгий режим, он был и остался смелым и свободолюбивым мальчиком. В то время как другие ребята, в большинстве своем, чуть ли не трепетали перед школьным начальством, Иосиф смело подходил к любому преподавателю, говорил с ним о причинах отставания того или иного ученика, о средствах к его исправлению. Столь же смело обращался он с просьбами за провинившихся учеников к инспектору, к надзирателям.
Горийское козлиное училище Сталин окончил в 1894 году. На выпускных экзаменах Иосиф особенно отличился. Помимо аттестата с круглыми пятерками, ему выдали похвальный лист, что для того времени являлось событием из ряда вон выходящим, потому что отец его был не духовного звания и занимался сапожным ремеслом.
Между Виссарионом и Кеке возникли неприятности по вопросу о воспитании сына. Отец был того мнения, что сын должен унаследовать профессию своего отца, а мать придерживалась совершенно иного взгляда.
Виссариону не давала покоя мысль, что его сын ходит в училище и не изучает ремесло. И вот в один прекрасный день в Гори приехал Виссарион и отдал Сосо на фабрику Адельханово.
Маленький Сосо работал на фабрике: помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим.
Через некоторое время мать в свою очередь поехала в Тифлис и увезла сына с фабрики. Некоторые из преподавателей знали о судьбе Сосо и советовали оставить его в Тифлисе. Служители экзарха Грузии предлагали ей то же самое, обещая, что Сосо будет зачислен в хор экзарха, но Кеке и слышать об этом не хотела. Она спешила увезти сына обратно в Гори.
2. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пятнадцатилетний Сталин внимательно присматривался к семинарским порядкам, к новым товарищам. Тогда же он начал посещать нелегальный социал-демократический кружок.
Юный Иосиф Джугашвили увлекался научной и художественной литературой и написал несколько стихотворений, которые тогда же были напечатаны в газетах. Но в детстве у него был любимый герой Коба, которому Сосо старался подражать. Джугашвили хотел стать вторым Кобо, борцом и героем, знаменитым. С этого момента Сосо начал именовать себя Кобой и требовал этого от всех остальных.
В 1899 году Сосо провел в семинарии всего лишь несколько месяцев. Он ушел из этого училища и целиком перешел на нелегальную работу среди рабочих.
Все это самым серьезным образом повлияло на национальные чувства Джугашвили, серьезно ослабив духовную связь с грузинским народом. И вовсе не потому, что партия, в которую он вступил, называлась Российской социал-демократической рабочей партией. В конце концов, в ней было много других грузин. В случае с Джугашвили столь разительные последствия партийного членства объясняются его отожествлением с Лениным. Хотя по-русски он говорил с грузинским акцентом, сам язык, уже не был для него чужим. Таким образом, чтобы стать русским, требовалось начать рассматривать себя таковым и духовно порвать с собственной грузинской натурой.
В годы первой русской революции (1905-07) Сталин возглавлял борьбу закавказских большевиков против меньшевиков, эсеров и мелкобуржуазных националистических партий, за ленинскую стратегию и тактику в революции. Сталин развернул большую работу за завоевание рабочих масс под знамя большевизма и за вытеснение меньшевиков из рабочих районов.
25 марта 1908 года Сталина арестовывают и после почти восьми месяцев тюремного заключения высылают на два года в Вологодскую губернию, в Сольвычегодск. Уже 24 июня 1909 года он бежит и возвращается в Баку на нелегальную работу. 23 марта 1910 года Сталина вновь арестовывают в Баку и после полугодового тюремного заключения отправляют обратно в ссылку.
22 апреля 1912 года Сталина арестовали в Петербурге на улице и после нескольких месяцев заключения в тюрьме выслали на этот раз дальше – в Нарымский край на три года. Но уже 1 сентября 1912 года Сталин вновь бежит из ссылки в Питер. Преследуемый по пятам полицией, с большим риском Сталин выступает на ряде летучих собраний на заводах.
23 февраля 1913 года Сталин был арестован на вечеринке, устроенной Петербургским комитетом большевиков в зале Калашниковской биржи. На этот раз царское правительство высылает Сталина в далекий Туруханский край на четыре года. Сталин вначале живет в станке Костино, а затем, в начале 1914 года, царские жандармы, опасаясь нового побега, переводят его еще севернее – в станок Курейка, к самому Полярному кругу. Это была самая тяжелая политическая ссылка, какая только могла быть в глухой, сибирской дали.
В революцию 1917 года он вошел 37-летним человеком, членом ЦК РСДРП (б), куда он был кооптирован в 1912 году, вдовцом и отцом 10-летнего Якова Джугашвили. В ссылках Сталин имел детей, прижитых им от разных женщин. В частности, в селе Курейка Красноярского края бегали ребятишки – “дети Иоськи”, как называли их аборигены. Этих детей Сталин не признал, хотя один из них, Кузаков К. С., в 50-х годах сделал сногсшибательную карьеру в области радиовещания и кинематографии.
Если верить клятвам Сталина, то можно подумать, что он всегда послушно, рабски следовал Ленину, ни в чем ему не противоречил, был послушным, педантичным исполнителем его воли. Это далеко не так. Сталин был реалистом в политике и, несомненно, большим реалистам, чем Ленин. Когда Ленин еще продолжал проповедовать необходимость мировой пролетарской революции, Сталин все более утверждается в мысли, что надо ограничиться более скромной задачей – построить социализм в одной стране, в России.
Путь, который избрал Сталин, был длинным, но результативным. В сущности, его путь к диктатуре – эта вся история России периода 1924-1953годов, причем годы 1924-1934-есть годы ползучего государственного переворота. В эти годы медленно, осторожно и неотвратимо, как ледник, Сталин шел к заветной цели - физическому устранению конкурентов.
Всякое сопротивление ему разбивалось о редкостные свойства Сталина – умение скрывать свою истинную природу и цели, подозрительность, беспощадность и железную волю. Его противники и жертвы, даже находясь у роковой черты, продолжали обращаться к Сталину как к арбитру и совести партии, считая свою драму трагической ошибкой, а не злой волей партийного вождя. В политическом стиле Сталина можно найти много азиатского коварства, тонкого, искусного маневрирования. Он любил поочередно наносить поражение своим врагам, как бы растягивая удовольствие. Здесь он показал себя мастером дозировки, нанося удары нужной силы в нужное время. Подготовив очередную кровавую развязку, Сталин получал наслаждение, когда соратники требовали от него смертной казни, в то время как он, проявляя гуманность к жертве, предлагал им не спешить и дать возможность отступившемуся партийному товарищу.
Не будучи оратором, кое-как владея русским языком, он сумел свой недостаток превратить в бесценный “дар молчания”. В стране, где говорили слишком много, это оказалось его личным оружием. Выступая без блеска, просто, но с живой и образной лексикой. Сталин заставлял людей верить себе больше, чем болтливым полу интеллигентам ленинской школы.
Не будучи образованным человеком, Сталин так составил сценарии политических процессов, этих подлинных трагедий жизни того времени, что им поверили многие высокие умы просвещенной Европы. Скрытый, сдержанный и саркастичный, хладнокровный и терпеливый, Сталин оказался не по зубам своим противникам. Его умение создавать и снимать напряжение, сочетание реализма и параноидального страха заговоров, мстительности и обаяния, злобного ума и внешней простоты позволили этому страшному человеку преодолеть все кризисные ситуации, раздавить всех своих врагов и по их многочисленным трупам повести страну к “сияющим вершинам коммунизма”.
3. ПРИХОД К ВЛАСТИ ЕЕ УЗУРПАЦИЯ
После смерти Ленина (21 января 1924 г.) положение Сталина было предпочтительней других. Достигнув вершин абсолютной власти, Сталин, в отличие от других диктаторов, был всегда подчеркнуто, скромен, лишен внешних эффектов и помпезности. Это отмечалось всеми, кто встречался с ним. Отмечалось также его участие в праздниках с застольем и обильными возлияниями. Он любил спаивать своих соратников, памятуя о пословице “что у трезвого на уме, то у пьяного на языке”. Сталин пытался также спаивать иностранных гостей, настойчиво призывая их к тостам и достигая в этом искусстве явных успехов. В узком кругу он проявлял грубоватый, подчас злой юмор, господствуя там безраздельно и, развлекая, видимо, самого себя. В торжественных и не очень торжественных случаях участвовали приглашенные артисты.
Забота о престиже режима была не последней заботой Сталина. Это проявилось в том внимании, которое Сталин, как вождь, оказывал литературе и искусству. Внимание, было, разумеется, специфическим, то есть таким, результат которого объект внимания мог быть вознесен или физически уничтожен. Упрекнуть Сталина в не начитанности нельзя.
Столь неудержимый рост дал Сталину возможность с особенной силой развернуть свое попечительство, особенно над специально подготовленным для работы в новых структурах новыми “красными специалистами”. Более того, партийные секретари на местах обнаружили, что теперь они полностью зависят от производственных показателей крупнейших предприятий их регионов.
Сталин изрек чеканную формулу: или возврат к капитализму: или движение вперед, к социализму; это означало, что от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулаков партия переходила “к политике ликвидации кулаков как класса”. (1) Не найдя иного способа вымогательства запасов продовольствия у зажиточных крестьян, более всех остальных способных поставлять его в нужных количествах, партия решила просто изгнать их из деревни, а их собственность передать новым коллективным хозяйствам.
Когда партийные средства информации окончательно утратили связь с реальностью и принялись рисовать прекрасный воображаемый мир, в котором, как выразился несколькими годами позднее Сталин, “жить стало лучше, жить стало веселее”. (6)
Сталин к своему пятидесятилетию в декабре 1929 г. уже разгромил правую и левую оппозиции и был близок к тому, чтобы окончательно узурпировать память о Ленине и занять его место. 21 декабря все советские газеты были наполнены панегириками в честь Сталина. “Правда” на протяжении целых пяти дней публиковала списки организаций, пославших ему свои поздравления, где часто встречалось слово “вождь”. В изданной по случаю юбилея официальной биографии Сталин был назван “самым преданным учеником Ленина” и “выдающимся продолжателем” его дела, человеком, который всегда был вместе с Лениным, никогда не отступал от него и не предавал его. Таким Сталин хотел себя видеть – апостолом Петром коммунистической псевдо – церкви, более преданным Ленину, чем был предан Христу настоящий Петр, даже если Ленин был окружен ренегатами и изменниками.
Бухарин тогда назвал Сталина полководцем пролетарских сил, “лучшим из лучших”, а Каменев предрекал, что современная эпоха войдет в историю как эра Сталина, подобно тому, как предшествующая вошла в историю как эра Ленина (8). Все эти славословия сопровождались самоуничижением оппозиции, ритуальными признаниями того, что Сталин одержал над ними верх не только морально, но и физически.
Сталин также распустил Общество старых большевиков и Общество политзаключенных (при царе), которые вплоть да 1935 г. оставались центрами, вокруг которых группировались соратники Ленина и бывшие революционеры, боровшиеся против царского режима. Таким образом, Сталин сделал то, что могло явиться только в самых воспаленных мечтах шефу царской полиции, - он полностью разрушил революционное российское движение.
От сталинского террора страдала не только партия. Чистки выбивали руководителей во всех областях жизни по всей стране. Самой страшной была резня, учиненная среди высших армейских офицеров, при этом растущая фашистская угроза использовалась в качестве предлога для повышения бдительности. Среди арестованных и казненных оказались маршал Тухачевский, нарком обороны и основной стратег Красной Армии; начальник Генерального штаба маршал Блюхер, который за два месяца до своего ареста, в октябре 1938 г., нанес поражение японцам в серьезном инциденте у озера Хасан; командующие Киевским и Белорусским военными
Округами, которые находились в непосредственной близости к особенно уязвимой западной границе; командующие Черноморским и Тихоокеанскими флотами.
Серьезны были последствия репрессии для армии, которая заботливо создавала свой высший офицерский корпус в течение двух десятков лет, начав этот процесс в условиях, не способствующих успешному его завершению. Репрессии обрушились на Красную Армию в тот момент, когда она готовилась к своей самой главной войне.
Страдания, которые в то время претерпел советский народ, невозможно преувеличить. Едва ли можно было найти кого-то, кто не просыпался в краткие ночные часы от стука в дверь. Человека вытаскивали из постели и отрывали от семьи и друзей, как правило, навсегда. Поскольку во всем этом не было ни малейшего смысла, никто не мог быть уверен, что в следующий раз причудливая цепь обвинения не приведут к нему. Многие люди действительно постоянно имели с собой в ожидании ареста небольшой чемодан со всем необходимым.
Современные Сталину западные наблюдатели пытались найти объяснение странному и устрашающему феномену конца тридцатых годов в самом положении вождя.
Сталин всегда мог убить тех, кого породил. Часто он так и поступал. Когда чиновник смещался и тем более арестовывался, он и его семья теряли свои привилегии, к которым они уже успели привыкнуть. В случае ареста они действительно теряли все права на собственность: поэтому жены так часто разводились с мужьями, которых могли арестовать. У чиновников имелось два способа устранения такой угрозы. В – первых, они могли застраховаться от нее коллективно, создавая “круговую поруку”. Во – вторых, они могли действовать индивидуально, устраняя соперников и заискивая перед местным НКВД. Но при этом выдвиженцы Сталина могли сделать карьеру с поистине космической скоростью.
В соответствии с существовавшим в то время законодательством любое постоянное совместное проживание, зарегистрированное или нет, могло считаться семьей, а дети, родившиеся в результате такого сожительства, обладали всеми правами. Аборты разрешались по мере необходимости. Развод можно было получить на основании простого заявления: при этом второй партнер по браку должен был быть извещен о разводе, но согласия его не требовалось. Таким образом, получить развод можно было, просто отправив по почте открытку.
Особый интерес среди ново утвержденных программ представляет программа по истории. Учителям истории было предписано избегать “абстрактных социологических схем” и в изложении исторических событий придерживаться хронологического порядка, закрепляя в памяти учащихся важные события, имена и даты. Национальными героями стали Иван Грозный и Петр Великий, несмотря на то, что они были типичными угнетателями; создание и укрепление мощного российского национального государства было признано более важным, чем эксплуатация широких народных масс. В известном смысле самым опасным врагом нового класса был его создатель Сталин и контролируемый им аппарат службу безопасности.
Большое количество церковных зданий было разрушено и осквернено, многие использовались для светских нужд. Больше половины монастырей было закрыто. Священнослужители более не считались пастырями, но стали простыми служащими конгрегации, наемными работниками. Любая религиозная деятельность за пределами церквей и молитвенных домов запрещалась. Так церкви превратились в состоящие под надзором властей конгрегации, которым не разрешалось ничего, кроме еженедельных служб.
Социальные и политические истоки тоталитаризма. – Образование партии – государства, режима шизанутого авторитаризма. – Сущность идеологии сталинизма.
Именно слои рабочего класса и беднейшего крестьянства, из которых рекрутировалась и партийно-советская бюрократия, служили опорой большевистского режима, а позднее и сталинского тоталитаризма. Именно выходцы из этого слоя составили про сталинский номенклатурный кулак в партии, который поддержал продвижение Сталина.
Выдвигая в аппарат людей определенного склада – преданных ему лично, готовых к беспрекословному подчинению, раболепию и лести, и в то же время – устремленных на силовые методы управления, неразборчивых в средствах, Сталин создавал тем самым ступени для своего возвышения.
Новые партийные функционеры, так же как и сам Сталин, с неприязнью относились к представителям старой ленинской партийной гвардии, к партийной интеллигенции вообще, презрительно именуя их “умниками” и “белоручками”, порицая и отвергая демократические формы внутрипартийных отношений. По мере роста силы нового партийного руководства ленинская гвардия была просто уничтожена и вся власть в стране сосредоточилась в его руках.
С декабря 1927 г. Сталин уже не опасался обвинений в невыполнении заветов Ленина и никогда больше не подавал просьб об отставке. Судя по всему, с этого же времен он начинает активно формировать культ своей личности, делая это, однако, осторожно и неторопливо.
Сталин очень хорошо и самого начала понимал, что “кадры решают все”. Правда - это лозунг для всеобщего употребления он выдвинул лишь в годы первых пятилеток, но учитывал это обстоятельство постоянно, окружая себя лично преданными ему людьми, которые, главным образом из карьеристских соображений, готовы были поддерживать его во всем.
За преданную службу диктатору приходилось платить, учитывать и удовлетворять интересы бюрократии. Поэтому даже бюрократия, формирующая все уровни и структуры авторитарной власти, постоянно ощущала при сталинском режиме тревогу и страх. Эти слои одобрительно относились к сталинской политике, социально – психологически воспринимали ее как выражение своих интересов. Становление советского тоталитаризма сопровождалось, как уже говорилось, массовым насилием над народом. Репрессии, точное число жертв которых до сих пор не подсчитано, охватили все социальные слои, коснулись судеб десятков миллионов людей. Не только сами эти процессы, но и созданные в их результате тоталитарное общество, бюрократическое государство, политический режим личной диктатуры – требовали соответствующего идейно – теоретического обоснования, оправдания и камуфляжа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует подчеркнуть, что, сделав большой шаг в разоблачении культа личности Сталина, наша общественная наука прикоснулась пока к комплексной критике сталинизма как идеологии, системы взглядов, господствовавшего мировоззрения целой исторической эпохи развития советского общества.
Нельзя не учитывать, что Сталин 30 лет стоял у руля партии и государства во главе созданной им командно – административной системы власти, 30 лет он авторитарно и деспотически направлял развитие общества по определенному им и официально одобренному партией пути, воздействуя соответствующим образом на сознание народных масс.
Сталин управлял народом с помощью команды, приказа, насилия, но никогда не упускал возможности “обосновать” свои действия теми или иными “теоретическими” выводами, положениями, ссылками на классиков.
Элементарность содержания пропаганды неизбежно вела к схоластике и тому же догматизму, которые стали со временем ем главным свойством партийной идеологии.
Это соответствовало и характеру мышления самого Сталина.
Сталин избегал приближать к себе интеллигентных, высокообразованных людей, которые, в его представлении, легко “становились пищей для иностранных разведок”.
Сталин никогда не уставал подчеркивать свою верность ортодоксальному марксизму, обвиняя в то же время в отходе от него своих противников и конкурентов в борьбе за власть. Он, его оружие и раболепствующая “наука” утверждали и пропагандировали легенду о том, будто он был лучшим и ближайшим другом и учеником Ленина и, следовательно, являлся его законным наследником на посту руководителя большевистской партии и Советского государства.
Действуя в указанном направлении, Сталин стремился объединить в сознании народа, партии и мирового коммунистического движения свою жизнь и деятельность с Октябрьской революцией, большевизмом и ленинизмом, прикрывал борьбу за личную власть, за осуществление собственной модели социализма “защитой” идей Октября и ленинизма от “оппортунистов”. Он убеждал массы, что, все его действия освещены знаменем Октябрьской революции, знаменем Ленина.
Важным, если не основным постулатом сталинизма являлось признание непрерывного сохранения и обострения классовой борьбы в области идеологии по мере укрепления и развития социализма, как внутри Советской страны, так и на международном уровне.
Последние годы жизни Сталина ознаменовались деградацией интеллектуальной и культурной жизни СССР. И марксизм, и русский национализм порождали жесткое, примитивное и параноидальное мировоззрение, ставшее обязательным для любого деятеля культуры или науки, да и вообще для всех, кто хотел опубликовать свои работы.
В конце своей жизни Сталин действительно готовил еще одну глобальную чистку. Он решил, что пришло время заменить старых руководителей партии более молодым поколением, которое, – по меньшей мере, первоначально, - было бы более управляемым.
Чистка, однако, так и не началась. 5 марта 1953 г. скоропостижно умер Сталин. Зная о его планах по поводу ближайших соратников, не трудно задаться вопросом: была ли эта смерть естественной? Ясного ответа не существует. С одной стороны, Сталин был стар и болен: несколько годами ранее он перенес первый удар. С другой стороны, у сотрудников Сталина было предостаточно причин для того, чтобы ускорить его конец. Когда в ночь с 1 на 2 марта он испытал очередной удар, его дача была изолирована от внешнего мира войсками службы безопасности. Дочь Сталина Светлана рассказывала, что когда она видела отца в последний раз, его окружали “неизвестные врачи”.
В годы своего правления Сталин принес много бед невинным людям. Его реформы заставляли их подчинятся ему, несмотря на возраст и положение. Репрессии, аресты, колонии оставили большой след в жизни нашего народа, но все равно для них он был “вождем”. В данный момент полную оценку жизни товарища Сталина невозможно, так как он сделал много хорошего и плохого.
Специалисты-диктатуроведы всегда останавливались в нерешительности перед объяснением такого парадокса: чем больше жертв принесено на алтарь диктатуры, тем громче рыданья народа, прощающегося с покойным вождем. Уничтожив 21,5 млн. человек, Сталин оставил бренный мир, погрузив в неподдельное горе оставшихся в живых сограждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. История Советского Союза. – М., 1995.
2. История России 1917-1940. Хрестоматия / Под ред. проф. М.Е. Главацкого. – Екатеринбург, 1993.
3. Кулешов С. В. Наше Отечество. – М., 1993.
4. Ласло Белади, Тамаш Краус. Сталин. – М., 1990.
5. Лобанов М. Всемирная история человечества. Сталин. – М., 1996.
6. Эдуард Радзинский Сталин. – М., 1997.