1. Принцип уважения прав человека и его реализация на практике в СССР и РФ.

        Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН. Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека. Устав ООН содержит юридически обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. В Уставе нашел отражение ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающее значение достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.

         В последующем международным сообществом было принято большое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права и свободы человека, которые государства обязались предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

         Согласно этим и другим документам, государства обязались пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защищать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдельные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев). Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1848 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и др. Немало актов о правах человека принято и на региональном уровне.

         Нельзя не отметить, что принцип всеобщего уважения прав человека зафиксирован и в других международно-правовых актах, принятых государствами вне рамок ООН. Особое место в этом ряду занимает Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в рамках Совета Европы в 1950 г., которая ратифицирована нашей страной 30 марта 1998 года и вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года. применительно к защите прав человека в Российской Федерации, не принижая значения других международно-правовых актов, именно Конвенция о защите прав человека и основных свобод в практическом плане будет на ближайшие десятилетия той действенной гарантией международно- правовой защиты прав россиян, когда казалось бы все внутригосударственные средства защиты уже использованы и не дали результата.

         Анализ документов показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

         Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.

         Если в течение длительного периода времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции государства, то со времени принятия Устава ООН и особенно Заключительного акта 1975 года оно во все большей мере является предметом озабоченности всего международного сообщества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конференция по правам человека 1993 года.

         Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки его политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих с заботой о правах человека.

         Некоторые государства продолжают попытки использовать принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности для оправдания нарушений прав человека.

         Права человека во все большей степени используются для выдвижения необоснованных требований об осуществлении права на самоопределение в его самой крайней форме, а именно права на отделение, что наносит ущерб территориальной целостности государств и в большинстве случаев не способствует улучшению положения с правами человека.

Декларация о принципах международного права не выделила соответствующий принцип в качестве самостоятельного. Об уважении прав человека говорится при изложении принципов равноправия и самоопределения, а также сотрудничества.

         В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Обращая внимание на эти факты видно как непросто, утверждается принцип уважения прав человека. Не стоит этому удивляться. Для утверждения прав человека в национальном праве потребовались тысячелетия, а во многих странах этот процесс до сих пор находится в начальной стадии. Между тем от повсеместного утверждения прав человека зависит будущее нашей цивилизации.

         Устав ООН разрабатывался в конце Второй мировой войны, которая продемонстрировала связь прав человека с обеспечением мира. Стало ясно, что демократия – одно из важных условий мира и сотрудничества, а также международного правопорядка.       

Утверждение в международном праве принципа уважения прав человека вносит изменения в саму концепцию этого права. В прошлом оно полностью было изолировано от того, что происходило внутри государств. А там власти совершали массовые преступления против своего народа. Там готовились войны. Ныне государства несут по международному праву обязанность уважать права находящихся на их территории людей.

       В отличие от других принципов международного права принцип уважения прав человека занимает центральное положение и в национальном праве. Здесь он представляет собой главный общий принцип права цивилизованных наций и обладает абсолютной императивной силой. Ни одна норма как международного, так и национального права не может ему противоречить. В России это положение закреплено Конституцией. Согласно ч. 2 ст. 55 «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17).

В результате принцип уважения прав человека и конкретизирующие его нормы превращаются в уникальную конструкцию, которая обеспечивает принципиальное единство национального и международного права, а также необходимые условия гармонизации и взаимодействия национальных правовых систем друг с другом и международным правом. Без такого взаимодействия надежный международный правопорядок невозможен.

Анализ международных актов позволяет выделить следующие основные положения уважения прав человека[1]:

- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

- каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом  ОООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;

- права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;

- государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка,  религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;

- каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

- государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;

  - государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;

- государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

В настоящее время принцип уважения прав человека реализован почти во всех документах и законах Российской Федерации, в частности в Законе РФ «О милиции» от 18.04.1991 (ред. от 25.07.2002) говорится, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. В Гражданском Кодексе РФ говорится  о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ. 

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарактеризовать как юридическую базу становления и совершенствования международного гуманитарного права как отрасли международного права в ее современном понимании. Содержание этого принципа определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества в условиях, когда международное право не только влияет на национальное законодательство по вопросам прав человека, не только устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, не только вводит в действие международные средства защиты прав человека от массовых посягательств, но и становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечиваемого, наряду с национальным, международным правовым механизмом.


















 



2. Международное морское право: понятие, источники, классификация территориальных вод, морских пространств и принадлежащей зоны моря (на примере РФ).


         Мировой океан с давних времен является средством коммуникаций между государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и неживых. Отношения, которые возникали между государствами по поводу использования Мирового океана в различных целях, прежде всего для судоходства и рыболовства, вызывали, в свою очередь, необходимость соответствующего международно-правового регулирования.

         Развитие и появление многообразных форм морской деятельности привели постепенно к появлению такой отрасли международного права, как международное морское право.

         Понятие международного морского права. Международное морское право – это совокупн6ость международно – правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

         Источники международного морского права. Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в ХVIII столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. Только в ХХ столетии международное сообщество предпринимает успешные шаги, направленные на урегулирование международных отношений, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров.

         В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует).

         Хотя конвенции вступили в силу, однако их участниками являлось ограниченное число государств. по мнению новых, развивающихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года III Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (Конвенция 1982 г.; вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия – участница с 26 февраля 1997 г.).

Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым подтвердила действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития международного морского права, поскольку в ней содержатся новые институты международного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединившихся к Конвенции ООН 1982 года.

Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмешательства в открытое море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд многосторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств – не участников многие положения таких договоров действуют в качестве обычных норм.

Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в частности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах.

Определенную роль в международном морском праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определенными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года, «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года, Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим портов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т.д.

Виды морских пространств. С физико – географической точки зрения Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства. К первым относятся внутренние (морские) воды, территориальное море (территориальные воды), архипелажные воды, а ко вторым – прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, Район морского дна. Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы, используемые для международного  судоходства, в которых установлен особый режим судоходства.

Правовой режим внутренних (морских) вод.

К внутренним (морским) водам согласно Конвенции ООН 1982 года относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы и воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод).

В соответствии с международным правом государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили, историческими. Так, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 16 июля 1998 г. предусматривает, что внутренние воды составляют воды «заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морских мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации».

 Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам. В настоящее время к историческим заливам относятся, например, залив Петра Великого, Гудзонов залив, Варангер-фьорд и Вест-фьорд. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства. Пользование такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения научных исследований, может осуществляться иностранными государствами на условиях, определяемых прибрежным государством.

Особое значение для морского судоходства имеют порты. Поскольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет. Какие порты могут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов, и устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1998 г. морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства РФ. Все иностранные суда, за исключением военных кораблей и других государственных судов, используемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.

Особый порядок захода и пребывания в портах устанавливается для военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях. В частности, для таких судов, как правило, существует разрешительный порядок захода в порты. Указанные суда заблаговременно, как правило, за 30 дней до предлагаемого захода, должны испрашивать по дипломатическим каналам предварительное разрешение на заход.

Однако суда имеют право на заход в порты без получения предварительного разрешения в случае так называемых форс-мажорных обстоятельств. К ним Закон РФ от 16 июля 1998 г. относит, например, аварии, стихийное бедствие, сильный шторм, ледоход или ледовые условия, угрожающие безопасности судна.

На иностранные военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, при их пребывании в портах распространяется иммунитет, то есть они изымаются из-под действия юрисдикции государства порта. Однако данное обстоятельство не означает, что такие корабли не обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства. В случае каких-либо нарушений указанных законов и правил прибрежное государство имеет право потребовать от такого корабля покинуть пределы порта и территориального моря.

Понятие территориального моря (территориальных вод). Под территориальным морем (территориальными водами) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверенитет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства – архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.

В соответствии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.

Право мирного прохода. В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.

Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае. Если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция 1982 года устанавливает, какие действия, совершаемые судами при проходе через территориальное море, могут рассматриваться как нарушающие мир, добрый порядок или безопасность государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства, любые маневры или учения с оружием любого вида, сбор информации в ущерб обороне или безопасности, подъем в воздух, посадка или принятие на борту судна любого летательного аппарата или военного устройства, погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства, любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, любая рыболовная деятельность, проведение исследовательской или гидрографической деятельности, любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства, а также любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через территориальное море.

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода. Такие законы и правила могут касаться безопасности судоходства и регулирования движения судов, защиты кабелей и подводных трубопроводов, сохранения живых ресурсов, предотвращения нарушений рыболовных законов и правил, сохранения окружающей среды, проведения морских научных исследований и гидрографических съемок, предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определенных районах территориального моря приостанавливать осуществление права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Однако такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, то есть должно действовать в отношении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов. Однако при этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации (в качестве таковой признана Международная морская организация), особые характеристики судов, интенсивность движения судов. Конвенция ООН 1982 года признает за прибрежными государствами право требовать от танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые вещества или материалы, следовать по названным морским коридорам.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными судами, как гражданскими, так и военными кораблями и государственными судами, используемыми в некоммерческих целях. В отношении подводных лодок, а также в отношении других подводных средств в Конвенции содержится положение о том, что они должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Конвенция 1982 года закрепляет ряд обязанностей прибрежных государств в отношении мирного прохода. Так, прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой опасности для судоходства, существующей в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права, закрепленными Конвенцией ООН 1982 года.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами.

В том случае, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, то прибрежное государство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту.

Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного судна, которое навлекло на себя гражданско-правовые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. В случае причинения военным кораблем или государственным судном, используемым в некоммерческих целях, ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства относительно мирного прохода на государство флага возлагается международная ответственность.

Положения Федерального закона РФ от 16 июля 1998 г. относительно территориального моря соответствуют в основном положениям Конвенции ООН 1982 года.

Прилежащая зона.

         Под прилежащей зоной понимается зона, прилегающая к территориальному морю и в пределах которой прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях.

         Положения международного права относительно прилежащих зон нашли свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.

Ширина прилежащей зоны составляет 24 морские мили, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и ширина территориального моря.

Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях недопущения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного государства, а также в целях наказания за нарушения таких законов и правил.

Если судно нарушило какие-либо из названных законов и правил в пределах территории или в территориальном море, прибрежное государство может задержать такое судно в соответствующей прилежащей зоне и подвергнуть наказанию виновных лиц.

Прибрежное государство может установить прилежащую зону, в которой осуществляются все виды контроля, либо может установить такую прилежащую зону, в которой будут осуществляться лишь один или несколько видов контроля. Государства обязаны объявлять об установлении тех или иных прилежащих зон. Хотя Россия и не установила прилежащую зону, однако Федеральным законом от 16 июля 1998 г. предусматривается такая возможность.

Континентальный шельф.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года прибрежным государствам принадлежат определенные права в таком морском пространстве, как континентальный шельф. В соответствии с Конвенцией 1982 года континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходной линии, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В том случае, когда континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, прибрежное государство может установить такую внешнюю границу континентального шельфа, которая должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий. От них отсчитывается ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, представляющей собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы континентального шельфа, а также живые организмы, которые относятся к так называемым «сидячим видам», например морские ежи, крабы и др.

Права прибрежных государств в пределах континентального шельфа являются исключительными, поскольку другие государства не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять разведку или разработку живых и неживых ресурсов. При этом не имеет значения, осуществляет ли подобную деятельность само прибрежное государство.

Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок и проведение бурильных работ. Оно может разрешать и регулировать осуществление данных видов деятельности.

Необходимо отметить, что права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.




Исключительная экономическая зона.

 Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права. Конвенция ООН 1982 года содержит положения, устанавливающие правовой режим исключительной экономической зоны.

 Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему.

Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежному государству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды.

Особые права принадлежат прибрежному государству в отношении живых ресурсов. Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствующего согласия или разрешения прибрежного государства. В частности, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством.

Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызванного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стандартам.

Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что другие государства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабелей и другими видами использования моря, относящимися к названным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции ООН 1982 года, относящиеся к правовому режиму открытого моря, за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. В частности, это касается в первую очередь экономических  аспектов деятельности в исключительной экономической зоне, например разведки и разработки природных ресурсов этой зоны.

Для осуществления своих прав, вытекающих из международного права относительно исключительной экономической зоны, прибрежными государствами принимаются соответствующие законы и правила. Так, Россией принят Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 18 ноября 19998 г., который в основных положениях соответствует Конвенции ООН 1982 года. В законе содержатся положения относительно разведки и разработки живых и неживых ресурсов, выдачи лицензий на промысел живых ресурсов, исследования и разработки неживых ресурсов, проведения морских научных исследований и т.д. Законом определены органы государственной власти, уполномоченные осуществлять принадлежащие России права по регулированию деятельности в исключительной экономической зоне.








                 Список используемой литературы.


1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2.     Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. // СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.

3.     Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // СЗ. 1998. № 31. Ст. 3833.

4.     Всеобщая Декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)

5.     Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. //Ведомости СССР. 1964. № 43.

6.     Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. С. 322 – 475.

7.     Морское право. Учебное пособие / В.Г. Ермолаев, О.В. Сиваков. –М.: 2001. – 255с.

8.     Международное право: Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: 1999. – 584 с.

9.     Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Междунар. Отношения, 2000. – 720с. 

10.            Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов – М.: Юристъ, 2001. – 672с.

11.            Лаптев П.А. «О правосубъектности индивида в счете международно-правовой защиты прав человека» // Журнал российского права № 2. 1999 г.

12.            Лукашук И. Международное право: Общая часть М., 2000.

13.            Молодцов С.В. Международное морское право. – М., 1987.



 


[1] Мовчан А.П. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права. В 7 т. Т. 2. М., 1989. С. 153.