Тема: Всемирная таможенная организация: анализ структуры и основные направления деятельности.

Содержание

                                                                                                                             стр.

Введение                                                                                                    3

1.      Аспекты деятельности Всемирной таможенной организации

1.1.         Возникновение, задачи, функции и современное состояние ВТО                4

1.2.         Структура Всемирной таможенной организации                                6

2.      Россия и Всемирная таможенная организация. Развитие взаимных

отношений                                                                                                     9

3.      Особенности таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров  12

Заключение                                                                                                         15

Библиографический список                                                                      17


Введение

На современном этапе развития многополярного мира ни одна страна не способна развиваться изолировано. Усиление интеграционных процессов на микро- и макроуровне объясняется возросшей взимозависимостью экономик отдельных стран и выражается прежде всего в заключении многосторонних соглашений, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности. Кроме того важность взаимоотношений связана с тенденцией приведения систем национальных законодательств в некоему общему, единообразному базису, к согласованной государствами основе управления мировым хозяйством.

В связи с этим актуальной становится проблема участия и степени включенности России в процессы внешнеэкономического взаимодействия стран, определения той роли, которую она должна играть в мировом сообществе.

Таможенная политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, участия в реализации торгово-политических по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики [2].

Переход экономики России на рыночные отношения, рост внешнеторговых обменных операций, увеличение пассажирооборота через таможенные границы, усиление мер по национальной и личной безопасности граждан, внедрение современных технологий, формирование международных нормативно-правовой базы и организаций обусловили необходимость присутствия России в международных экономических сообществах.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятий и содержания таможенных отношений и участия России в международной организации (Всемирной таможенной организации). Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: изучение и анализ функционирования Всемирной таможенной организации; рассмотрение причин и условий вступления России в Всемирную таможенную организацию; анализ современного состояние взаимоотношений России и ВТО; а также раскрытие практической стороны влияния функционирования ВТО на внешнюю торговую деятельность российских экономических структур.

1. Аспекты деятельности Всемирной таможенной организации

1.1.         Возникновение, задачи, функции и современное состояние ВТО

Важную роль в международных экономических отношениях играют взаимодействия России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС).

В 1947 году по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в современной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза. Результатом их работы явилось подписание 15 декабря 1950 года двух конвенций – Конвенция по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенция по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран. Задачами СТС являлись: изучение вопросов сотрудничества государств в таможенной практике; оценка технических факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур; подготовка конвенций и дополнений к ним; сбор информации, касающейся таможенных процедур; обеспечение государств-членов необходимой информацией; решение споров между государствами по таможенным вопросам; сотрудничество с другими международными организациями.

В октябре 1994 года СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО) и в настоящее время насчитывает 143 страны. Региональные группы ВТО на современном этапе развития занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе между национальными таможенными службами и административными органами ВТО. Всемирная таможенная организация активно решает вопросы организации конкретного взаимодействия между странами в области борьбы с контрабандой (в первую очередь – наркотиков) [1].

ВТО приняла множество документов, регулирующих различные направления внешней торговли. Среди них – Кодекс стандартных требований к документации 1952 г.; Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур; Конвенция 1961 г. о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами, в рамках которой был создан Комитет по контролю за наркотиками; Конвенция 1977 г. о сотрудничестве в борьбе с НТП; Конвенция о взаимном административном содействии в предупреждении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Россия присоединилась в 1994 г. к Приложению Х "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ"), которая помимо общих мер взаимопомощи предусматривает конкретные меры по борьбе с контрабандой наркотических и психотропных веществ, а также произведений искусства, антиквариата и другой культурной собственности.

В рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам [7].

ВТО была создана для обеспечения более высокого уровня согласования и единообразия таможенных систем стран-участниц, изучения проблем, возникающих в ходе развития и улучшения таможенной техники и таможенного законодательства. Она подготавливает проекты конвенций и поправки к ним, рекомендации по их единообразному толкованию, распространяет среди стран-участниц информацию по таможенному регулированию и процедурам, сотрудничает с другими таможенными и межправительственными организациями.

Основными целями создания ВТО были провозглашены: обеспечение высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем стран-участниц, взаимодействие таможенных органов; развитие и улучшение технических средств контроля и таможенного законодательства; совершенствование организации и управления таможенными органами стран-членов ВТО.

Для достижения поставленных целей ВТО на современном этапе:

~       принимает различные рекомендации, которые упрощают и унифицируют таможенные процедуры;

~       разрабатывает конвенции и другие документы;

~       осуществляет посреднические и примирительные мероприятия в случае возникновения споров и разногласий;

~       изучает вопросы сотрудничества в таможенной области;

~       распространяет информацию о таможенных процедурах;

~       сотрудничает с другими международными организациями.

Несмотря на то, что решения ВТО носят рекомендательный характер, эта организация обладает большими правами и привилегиями, имеет собственных бюджет, хорошо организованную структуру управления. Благодаря этому ВТО играет одну из главных ролей в международных отношениях.

Глобальная задача ВТО – содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования. Для реализации этой задачи на современном этапе членами ВТО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления деятельности организации, и утверждена Программа реформ и модернизации таможни, которая призвана помочь национальным таможенным службам путем активизации потенциальных возможностей, совершенствования методов управления, укрепления организационной структуры и внедрения современных таможенных технологий [6].


1.2. Структура Всемирной таможенной организации

В своей работе ВТО/СТС использует региональный подход. Все государства-члены делятся на региональные группы: Америка и Карибский бассейн, Европа, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Западная и Центральная Африка, Восточная и Южная Африка, Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Задача каждой группы – проведение линии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона.

ВТО включает в себя Совет, состоящей из председателя и вицепредседателей (количество которых равно числу регионов), Политическую комиссию, Финансовый комитет и технические комитеты. Высшим органом ВТО является ежегодная Сессия глав таможенных служб стран-участниц, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по различным таможенным вопросам. Постоянно действующий исполнительный орган ВТО – секретариат со штаб-квартирой в Брюсселе, возглавляемый Генеральным Секретарем и выступающий депозитарием международных конвенций в области таможенного дела.

Функции Совета заключаются в: подготовке рекомендаций, проектов конвенций и поправок к конвенциям; распространении информации среди членов ВТО; исследовании технических аспектов таможенной системы; сотрудничестве с другими международными организациями и т.д [1].

Конвенция о создании Совета предусматривает возможность присоединения к ней любого государства путем простой процедуры: документ о присоединении должен быть депонирован в Министерстве иностранных дел Бельгии. В Конвенции по таможенной номенклатуре и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях уточняется, что присоединиться к этим конвенциям могут только те государства, которые подписали конвенцию от учреждении СТС [3].

Расходы Совета и Секретариата обеспечиваются ежегодными взносами  согласно специальной таблице, в которой размер взноса каждой страны-участницы определяется в зависимости от национального дохода и ее доли в расходах ООН. Ежегодные взносы уплачиваются полностью в год вступления и в год выхода Совета (ежегодный вклад России в финансирование деятельности ВТО является шестым по величине).

На территории каждого из своих членов ВТО обладает необходимой для осуществления своих функций правоспособностью. Организация вправе совершать сделки, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные преследования. ВТО для официальной связи пользуется на территории каждого из своих членов режимом, не менее благоприятным, чем тот, который может быть представлен этим членом иному государству. Представители стран-участниц на заседаниях комитетов и сессиях пользуются во время осуществления своих функций, а также во время следования в место проведения заседания и обратно следующими привилегиями и иммунитетами: 1) иммунитет от ареста или задержания и обыска личного багажа, а также в отношении слов, произнесенных или написанных, и любых действий, совершенных ими в своем официальном качестве, иммунитет от различного рода судебного преследования; 2) неприкосновенность всех материалов и документов; 3) освобождение в отношении себя (супруга) от иммиграционных ограничений или регистраций в государствах, в которые или через которые он следует при осуществлении своих функций; 4) тот же режим в отношении валюты и личного багажа.

Текущий штат его сотрудников составляет более 100 человек. Все технические посты заняты представителями администрации ВТО. Каждый год секретариат организует около 25 технических конференций и 5 технических семинаров по всему миру. Бюджет ВТО исчисляется в бельгийских франках и по состоянию на 2001 год составляет примерно 330 млн. франков [1].

2. Россия и Всемирная таможенная организация.

Развитие взаимных отношений

Важной причиной, побудившей Россию к присоединению в ВТО, явилось желание стать равноправным партнером на мировых торговых рынках. После либерализации внешнеэкономической деятельности в 1992 году, когда на внешнем и внутреннем рынках начали действовать тысячи российских участников ВЭД, господствовали принципы свободной торговли при минимальном государственном вмешательстве, носившем неупорядоченный характер. Основными целями присоединения России в ВТО являются:

~                   более глубокая интеграция России в мировую экономику путем ее включения в многостороннюю торговую систему, основывающуюся на ВТО (система ВТО объединяет подавляющее число государств мира и регулирует своими правилами более 90 % всей мировой торговли);

~                   доступ к механизму ВТО по разрешению таможенных споров;

~                   обеспечение более благоприятных условий для российского экспорта на рынке зарубежных стран, устранение возможностей для дискриминационных ограничений в отношении России;

~                   внедрение через применение рекомендаций ВТО в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования таможенной практики.

Таможенные отношения России постоянно нацелены на последовательную работу по дальнейшему укреплению международного сотрудничества с зарубежными странами в области таможенного дела. Проведены переговоры и подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Финляндией (11 марта 1994 г), Китаем (3 сентября 1994 г), США (28 сентября 1994 г) и другими странами. Постоянно организуются стажировки, учебные курсы как по инициативе отдельных стран, так и по рекомендации ВТО. Россия – постоянный член ВТО с 1992 года. Избрана в состав Политической комиссии – органа, который определяет политическую линию всей организации, входит в состав Финансового комитета, участвует в работе других органов ВТО/СТС. Представитель таможенной службы России избран одним из заместителей Генерального секретаря ВТО [1]. Правовой основой участия таможенной службы России в международных таможенных организациях и конвенциях являются Таможенный Кодекс РФ и Положение о Государственном таможенном комитете РФ от 25 октября 1994 года. В соответствии с пунктом 17 статьи 10 ТК РФ таможенные органы России обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвуют в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. Россия имеет право одного голоса по любому вопросу толкования, применения или внесения поправок в любую действующую конвенцию. Российская сторона сама несет расходы по направлению своей делегации на сессии, заседания комитетов и другие мероприятия.

Присоединение к конвенциям ВТО означает для России принятие обязательств использовать для таможенных, внешнеторговых и статистических целей установленные конвенциями принципы кодирования и наименования товаров, изложенных в номенклатуре Гармонизированной системы (НГС) и составляют ее неотъемлемую часть. Участие России в международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодировки товаров дало значительные преимущества, однако, потребовало приведения стандартов и уровня производства в соответствие с нормами конвенции (а значит и мировыми уровнями), чтобы обеспечить российской продукции конкурентоспособность на внешнем рынке.

Кроме конвенции о Гармонизированной системе описания и кодировки товаров Россия подписала ряд других конвенций. Среди них конвенция о Carnet А.Т.А., конвенция о временном ввозе и конвенция о взаимном административном содействии в предоставлении расследований и пресечений таможенных правонарушений. Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств регулируется двумя международными конвенциями, принятых в рамках СТС - о Carnet А.Т.А. и о временном ввозе. Обе конвенции призваны облегчить ввоз товаров и транспортных средств. Вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, внутренних налогов и акцизов, используется Carnet А.Т.А. как таможенный документ для временно ввозимых (вывозимых) товаров и Carnet С.Р.D. как документ для временно ввозимых (вывозимых) транспортных средств. В результате этого Россия взяла на себя обязательство использовать международные нормы при временном ввозе (вывозе) на (со) своей территории и при транзите всех транспортных средств. Это должно значительно сократить время и расходы на таможенное оформление и таможенный контроль со стороны России.

Таможенное дело России развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Это означает, что международные таможенные конвенции и соглашения оказывают непосредственное и определяющее воздействие на принципы и методы таможенных отношений России и ВТО.

3. Особенности таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров

Согласно конвенции ВТО о Carnet А.Т.А. и конвенции ВТО о временном ввозе подписанной российской стороной таможенные органы Российской Федерации обязаны придерживаться основных норм и рекомендаций, указанных в этом документе. В частности была унифицирована по мировым нормам делопроизводство, порядок оформления операций, особые условия перемещения через границу и т.д. К одной из таких норм относится режим временного ввоза (вывоза) товаров на (с) территорию страны.

Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. В случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей. Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять категории товаров, которые не могут ввозиться (вывозиться) временно. Таможенные органы Российской Федерации не вправе предоставлять разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров, если отсутствует возможность обеспечения их надежной идентификации.

Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более двух лет. Для отдельных категорий товаров Государственный таможенный комитет Российской Федерации может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза). Продление указанных сроков осуществляется таможенными органами Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Правительством Российской Федерации. В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В случае, если указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики.

В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму либо помещены на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации.

Не могут быть помещены под режим временного ввоза (вывоза): расходуемые материалы и образцы; продукты питания; напитки, включая алкогольные; табачные изделия, (кроме ввоза единичных экземпляров для демонстрации и в рекламных целях); промышленные отходы, квотируемые товары, предназначенные для вывоза.

Порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров. При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Указанная сумма таможенных пошлин и налогов исчисляется в долларах США. При ее исчислении применяются ставки таможенных пошлин и налогов, действующие на день принятия грузовой таможенной декларации с заявленным таможенным режимом временного ввоза (вывоза). Рассчитанные суммы периодических таможенных платежей уплачиваются предварительно. Конкретные сроки уплаты этих платежей устанавливает таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз). Таможенный орган не вправе требовать уплату периодических таможенных платежей более чем за три месяца сразу. Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз), контролирует фактическое поступление сумм периодических таможенных платежей на счета таможенного органа и соблюдение выполнения иных условий таможенного режима временного ввоза (вывоза).

Должностные лица таможенных органов в целях проведения таможенного контроля производят расчет сумм таможенных платежей, подлежащих уплате при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, с указанием сведений об их уплате на оборотной стороне первого и третьего экземпляров грузовой таможенной декларации с заявленным таможенным режимом временного ввоза (вывоза) и заверяют произведенные записи подписью и оттиском личной номерной печати.

В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, процессы взаимодействия таможенных служб разных стран мира выражаются в настоящее время в создании международных или региональных таможенных союзов ил организаций, на принципы и правила функционирования которых опирается вся система организации и управления внешнеторговой деятельности каждого государства, взявшего на себя обязательства по членству в какой-либо из этих организаций. Возникновение подобных договоренностей обусловлено объективной необходимостью и целесообразностью согласования и упрощения многих формальностей, связанных с осуществлением внешнеэкономического сотрудничества между странами, в том числе и в области таможенного дела.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки. Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Активное участие России во Всемирной таможенной организации свидетельствует о включении нашей страны в систему международных отношений, касающихся сотрудничества и взаимопомощи в решении важных вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Вследствие этому происходит все более быстрое включение России, как в систему международного таможенного регулирования, так и в систему международного сотрудничества и взаимопомощи в решении различных проблем в зарубежными странами и союзами.

Являясь членом ВТО, Государственный таможенный комитет осуществляет перестройку таможенного механизма на основе подписанных конвенций. Российская таможенная служба поддерживает с ВТО тесные связи и опирается на ее поддержку.


Библиографический список


1.                Ершов А.Д., Международные таможенные отношения. - С-Пб.: 2000.

2.                Плотникова Т.В., Таможенная экспертиза. Учебное пособие – Новосибирск, СибУПК: 2002.

3.                Зотов Г.М. Сотрудничество ВТО с другими международными организациями. – Внешнеэкономический бюллетень. 1988. № 8. С. 36.

4.                Таможня. Вопросы, ответы. Справочно-методическое пособие. - М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1997.

5.                Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями на 30 июня 2002 г.)

6.                Выступление Ген. секретаря ВТО Шейвера Д. //Российская таможня сегодня и завтра. – М.: ГТК РФ. 1996. С.7.

7.                Стрельник В.А. Участие России во Всемирной таможенной организации и международных конвенциях. – Внешнеэкономический бюллетень. 1997. № 11. С.32.

8.                Положение о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров. (Приказ ГТК РФ от 8 октября 2002 г. № 1067)