Содержание:


1.     Кодирование товаров: цель, виды кодов, методы.

 Штриховое кодирование.                                                                                  3                       


2.     Хранение товаров и его роль в сохранении их качества.                        10


   Список используемой литературы                                                              13

1.     Кодирование товаров: цель, виды кодов, методы. Штриховое кодирование.

Кодом называется знак или совокупность знаков, принятых для обозначения квалификационной группировки или конкретного объекта классификаций. Коды применяют для кодирования экономической информации, информации о происхождении товара, информации о свойствах и особенностях товара.

Кодирование товаров – технический прием, в котором товар представлен в виде знака или группы знаков по правилам, установленных данной системой классификации.

Кодовая система товарной номенклатуры создается, чтобы информация была в удобной форме для ее сбора, проверки, передачи и обработки.

Таким образом классификация товаров с помощью товарной номенклатуры позволяет:

- производить кодирование товаров;

- производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчетность, планирование и т.д.);

- изучать товарную структуру внешней торговли.

Цели кодирования товара:

  • системная классификация всех товаров, вращающихся в международной торговле;
  • международно-единообразная классификация всех товаров на приемлемой основе в тарифах стран;
  • принятие общего международного таможенного "языка" с тем, чтобы таможенная терминология могла бы быть однозначно понята как экспертами, так и участниками торговли, облегчая тем самым задачи импортеров, экспортеров, производителей продукции, ее перевозчиков и, естественно, таможенных администраций;
  • простота и определенность значений при ведении переговоров, применении и верном истолковании двусторонних и многосторонних таможенных соглашений;
  • международная единообразность и сопоставимость данных для облегчения анализа и сравнения статистики мировой торговли.

Классификация кодов:

1.     По форме изображения:

ü  Цифровые;

ü  Буквенные;

ü  Штриховые;

ü  Комбинированные.

2. По количеству признаков, включенных в один код:

ü Простые (однозначные);

ü Сложные (многозначные).

3.  По системе построения:

ü порядковые;

ü серийные;

ü десятичные;

ü шахматные (матричные).

4. По длине кодового обозначения, в зависимости от количества знаков.

5. По структуре кодового обозначения подразделяют от расположенных знаков в коде, и в зависимости от принятой системы кодирования.

К простой структуре относят коды, применяемые для кодирования номенклатур, имеющих только один группировочный признак.

К сложным,  применяют многозначные коды, которые составляют по набору различных признаков, характеризующих данную номенклатуру.

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРА - кодирование потребительских свойств товара, подтверждающее принадлежность к определенной товарной группе, его качества с помощью штриховых меток.

Штриховой код - это символ, состоящий из четеого рисунка полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе. По мнению специалистов, системы штрихового кодирования имеют значительную перспективу, поскольку являются естественным материалом для ЭВМ и дают возможность решить одну из самых сложных компьютерных проблем - ввод данных. Это связано с тем, что ЭВМ легче считывает широкие и узкие штрихи и промежутки между ними, чем буквы и цифры. Такая система почти полностью исключает ошибки. Самый простой способ ввода информации в ЭВМ осуществляется с помощью клавиатуры. Однако этот способ несовременен, так как при самой высокой квалификации оператор не может достаточно быстро ввести информацию. Кроме того, очень много времени требуется на поиск и исправление ошибок (оператор допускает в среднем одну ошибку на каждые 300 печатных знаков).

Все это привело к необходимости поиска способов автоматизированного считывания информации, к числу которых относится штриховое кодирование. Информация считывается машинным способом с большой скоростью и достоверностью - на два порядка выше, чем при клавиатурном вводе информации.

Системы штрихового кодирования могут быть полезны и предприятиям- изготовителям, и распределяющим организациям ( оптовым торговым фирмам и предприятиям ), и потребителям. Торговая фирма может использовать штриховые коды на получаемой ею продукции для регистрации, сортировки, контроля за хранением, поиска и проверки изделий перед отгрузкой. Наличие штрихового кода на товаре или его упаковке поднимает престиж фирмы, играет роль рекламы товара и самого предприятия.

В зарубежной практике штриховое кодирование информации широко применяется в коммерческой деятельности, транспортных и складских системах, сфере учета материальных запасов, технологическом процессе и т.д.

Использование штриховых кодов а системе торговли упрощает труд кассира, приблизительно на 30% сокращает время получения покупателем чека за купленный товар и ввода данных в ЭВМ. При этом объем проданных товаров увеличивается. Автоматизированный учет проданных товаров может быть проведен в любое время, что позволяет по мере надобности подавать со склада необходимые товары. Это дает возможность прогнозировать их поступление в розничную торговлю (это особенно важно для скоропортящихся продуктов), а также упрощает инвентаризацию товаров на складах и в магазинах, предоставляет персоналу информацию о наиболее ходовых товарах. С помощью кодов контролируется качество продукции, ее соответствие первоначально заданному образцу.

В настоящее время в США около 90% всех основных выпускаемых товаров имеют штриховые коды, в Германии - около 80%, во Франции - более 70%, в Швеции - около 45%.

Штриховой код выполняет примерно ту же роль, что и почтовый индекс, который мы пишем стилизованными цифрами в углу конверта. Информация, содержащаяся на наклейке, с легкостью прочитывается и расшифровывается специальными оптическими устройствами, связанными с ЭВМ. Такими устройствами оборудованы кассы крупных  магазинов.

Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции, что позволяет, в частности, в сфере розничной торговли обеспечить сокращение затрат времени на суммирование цен, уменьшить возможность допущения ошибок на контрольно-кассовом пункте, сократить время обслуживания покупателя.

Кассир проводит специальным электронно-оптическим датчиком над наклейкой, и на табло тотчас высвечивается цена товара. Одновременно информация о том, что товар продан, поступает в центральный компьютер. Он подсчитывает количество оставшегося товара и при необходимости требует со склада новую партию. Поиск нужного товара на полках осуществляется также с помощью штрихового кода.

В 60-е годы штриховое кодирование стало впервые применяться в США для идентификации железнодорожных вагонов, а в 1973 году появился "Универсальный товарный код" (UPC - Universal Product Code) для использования а промышленности и торговле.

В Западной Европе для идентификации потребительских товаров с 1977 года стала применяться аналогичная система под названием "Европейский артикул" (EAN - European Article Numbering).

Европейская система кодирования является разновидностью UPC. Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы. Единственная разница между ними заключается в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN-13.

Широко известна также западногерманская система кодирования: BAN (Bunaeseinheitliche Artikelnummer).

Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются четыре из них:

·                    UPC;

·                    код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности;

·                    код "2 из 5"(Interleaved 2-of-5);

·                    код Codabar.

В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN.

В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:

·                    международные;

·                    национальные;

·                    локальные.

Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.

Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.

Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.

Список кодов стран EAN-13

Код

Страна


Код

Страна

00-09

США,Канада


690

КНР

30-37

Франция


70

Норвегия

380

Болгария


729

Израиль

383

Словения


73

Швеция

385

Хорватия


750

Мексика

400-440

Германия


759

Венесуэла

45,49

Япония


76

Швейцария

460-469

Россия,СНГ


770

Колумбия

471

Тайвань


773

Уругвай

474

Эстония


775

Перу

475

Латвия


779

Аргентина

477

Литва


780

Чили

482

Украина


786

Эквадор

484

Молдова


789

Бразилия

489

Гонконг


80-83

Италия

50

Великобритания


84

Испания

520

Греция


850

Куба

529

Кипр


858

Словакия

535

Мальта


859

Чехия

539

Ирландия


860

Югославия

54

Бельгия,Люксембург


869

Турция

560

Португалия


87

Нидерланды

569

Исландия


880

Южная

57

Дания


885

Таиланд

590

Польша


888

Сингапур

599

Венгрия


890

Индия

600,601

ЮАР


893

Вьетнам

611

Марокко


90,91

Австрия

613

Алжир


93

Австралия

619

Тунис


94

Новая

64

Финляндия


955

Малазия




2.     Хранение товаров и его роль в сохранении их качества.

Хранение товаров оказывает очень важную роль в сохранении высокого качества продукции и ее потребительских свойств.

Хранение – содержание продукции в местах ее размещения в соответствии с установленными правилами, предусматривающими обеспечение ее сохраняемости до использования по назначению в течение определенного срока.

Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад. Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность их движения в сферу потребления.

Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз и предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально – технической базы розничной торговли.

Большинство складов выполняет следующие основные функции:

ü Получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

ü Подсортировка и подготовка товаров к продаже;

ü Комплектование заказов оптовых покупателей;

ü Товароснабжение розничной торговой сети.

Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недрокачественных товаров в розничную сеть.

С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения с учетом самых разнообразных физико – химических свойств.

Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже товаров и товароснабжения розничной торговой сети.

В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на:

ü подсортировочно – распределительные – предназначены для накопления текущих запасов;

ü транзитно – перевалочные – размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перевозки их с одного вида транспорта на другой;

ü склады сезонного хранения – хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которые осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения;

ü склады досрочного завоза – товары хранятся в течение продолжительного времени;

ü накопительные склады – осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий.

По ассортиментному признаку склады делят на:

ü универсальные склады – предназначены для концентрации широкого ассортимента товаров;

ü специализированные склады – служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

Широкое разнообразие физико – химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети.

Гарантом сохранности качества товаров и сокращения товарных потерь является соблюдение режима хранения, от которого зависит схема размещения товаров на складе и установление товарного соседства.

С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на :

ü Общетоварные склады – являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров,, не нуждающихся в создании особого режима;

ü Специальные склады – овощехранилища, холодильники и т.п.

К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи и устройство склада (открытые, полузакрытые, закрытые склады).

На складе должен быть обеспечен постоянный контроль за поддержанием оптимальных температуры и влажности воздуха. Регулирование температурно-влажностного режима осуществляется с помощью вентиляции, отопления, холодильных установок.

При складской обработке товаров неизбежно возникают товарные потери в виде:

1.                          естественной убыли, возникающей в следствие усушки, утруски, выветривания, утечки, разлива, распыления;

2.                          недопустимых потерь, возникающих в следствии боя, порчи, лома товаров или несоблюдения условий хранения.

Список используемой         литературы:

1.     Алексеев Н.С., Гонцов Ш.К., Кутянин . Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М.: Экономика,1988

2.     Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

3.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательский дом «Деловая литература»,1998

4.     Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998

5.     Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник./ Под общ. Ред. Проф. Л.А. Брагина и проф. Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000