Содержание:
1. Кодирование товаров: цель, виды кодов, методы.
Штриховое кодирование. 3
2. Хранение товаров и его роль в сохранении их качества. 10
Список используемой литературы 13
1. Кодирование товаров: цель, виды кодов, методы. Штриховое кодирование.
Кодом называется знак или совокупность знаков, принятых для обозначения квалификационной группировки или конкретного объекта классификаций. Коды применяют для кодирования экономической информации, информации о происхождении товара, информации о свойствах и особенностях товара.
Кодирование товаров – технический прием, в котором товар представлен в виде знака или группы знаков по правилам, установленных данной системой классификации.
Кодовая система товарной номенклатуры создается, чтобы информация была в удобной форме для ее сбора, проверки, передачи и обработки.
Таким образом классификация товаров с помощью товарной номенклатуры позволяет:
- производить кодирование товаров;
- производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчетность, планирование и т.д.);
- изучать товарную структуру внешней торговли.
Цели кодирования товара:
- системная классификация всех товаров, вращающихся в международной торговле;
- международно-единообразная классификация всех товаров на приемлемой основе в тарифах стран;
- принятие общего международного таможенного "языка" с тем, чтобы таможенная терминология могла бы быть однозначно понята как экспертами, так и участниками торговли, облегчая тем самым задачи импортеров, экспортеров, производителей продукции, ее перевозчиков и, естественно, таможенных администраций;
- простота и определенность значений при ведении переговоров, применении и верном истолковании двусторонних и многосторонних таможенных соглашений;
- международная единообразность и сопоставимость данных для облегчения анализа и сравнения статистики мировой торговли.
Классификация кодов:
1. По форме изображения:
ü Цифровые;
ü Буквенные;
ü Штриховые;
ü Комбинированные.
2. По количеству признаков, включенных в один код:
ü Простые (однозначные);
ü Сложные (многозначные).
3. По системе построения:
ü порядковые;
ü серийные;
ü десятичные;
ü шахматные (матричные).
4. По длине кодового обозначения, в зависимости от количества знаков.
5. По структуре кодового обозначения подразделяют от расположенных знаков в коде, и в зависимости от принятой системы кодирования.
К простой структуре относят коды, применяемые для кодирования номенклатур, имеющих только один группировочный признак.
К сложным, применяют многозначные коды, которые составляют по набору различных признаков, характеризующих данную номенклатуру.
ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТОВАРА - кодирование потребительских свойств товара, подтверждающее принадлежность к определенной товарной группе, его качества с помощью штриховых меток.
Штриховой код - это символ, состоящий из четеого рисунка полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе. По мнению специалистов, системы штрихового кодирования имеют значительную перспективу, поскольку являются естественным материалом для ЭВМ и дают возможность решить одну из самых сложных компьютерных проблем - ввод данных. Это связано с тем, что ЭВМ легче считывает широкие и узкие штрихи и промежутки между ними, чем буквы и цифры. Такая система почти полностью исключает ошибки. Самый простой способ ввода информации в ЭВМ осуществляется с помощью клавиатуры. Однако этот способ несовременен, так как при самой высокой квалификации оператор не может достаточно быстро ввести информацию. Кроме того, очень много времени требуется на поиск и исправление ошибок (оператор допускает в среднем одну ошибку на каждые 300 печатных знаков).
Все это привело к необходимости поиска способов автоматизированного считывания информации, к числу которых относится штриховое кодирование. Информация считывается машинным способом с большой скоростью и достоверностью - на два порядка выше, чем при клавиатурном вводе информации.
Системы штрихового кодирования могут быть полезны и предприятиям- изготовителям, и распределяющим организациям ( оптовым торговым фирмам и предприятиям ), и потребителям. Торговая фирма может использовать штриховые коды на получаемой ею продукции для регистрации, сортировки, контроля за хранением, поиска и проверки изделий перед отгрузкой. Наличие штрихового кода на товаре или его упаковке поднимает престиж фирмы, играет роль рекламы товара и самого предприятия.
В зарубежной практике штриховое кодирование информации широко применяется в коммерческой деятельности, транспортных и складских системах, сфере учета материальных запасов, технологическом процессе и т.д.
Использование штриховых кодов а системе торговли упрощает труд кассира, приблизительно на 30% сокращает время получения покупателем чека за купленный товар и ввода данных в ЭВМ. При этом объем проданных товаров увеличивается. Автоматизированный учет проданных товаров может быть проведен в любое время, что позволяет по мере надобности подавать со склада необходимые товары. Это дает возможность прогнозировать их поступление в розничную торговлю (это особенно важно для скоропортящихся продуктов), а также упрощает инвентаризацию товаров на складах и в магазинах, предоставляет персоналу информацию о наиболее ходовых товарах. С помощью кодов контролируется качество продукции, ее соответствие первоначально заданному образцу.
В настоящее время в США около 90% всех основных выпускаемых товаров имеют штриховые коды, в Германии - около 80%, во Франции - более 70%, в Швеции - около 45%.
Штриховой код выполняет примерно ту же роль, что и почтовый индекс, который мы пишем стилизованными цифрами в углу конверта. Информация, содержащаяся на наклейке, с легкостью прочитывается и расшифровывается специальными оптическими устройствами, связанными с ЭВМ. Такими устройствами оборудованы кассы крупных магазинов.
Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции, что позволяет, в частности, в сфере розничной торговли обеспечить сокращение затрат времени на суммирование цен, уменьшить возможность допущения ошибок на контрольно-кассовом пункте, сократить время обслуживания покупателя.
Кассир проводит специальным электронно-оптическим датчиком над наклейкой, и на табло тотчас высвечивается цена товара. Одновременно информация о том, что товар продан, поступает в центральный компьютер. Он подсчитывает количество оставшегося товара и при необходимости требует со склада новую партию. Поиск нужного товара на полках осуществляется также с помощью штрихового кода.
В 60-е годы штриховое кодирование стало впервые применяться в США для идентификации железнодорожных вагонов, а в 1973 году появился "Универсальный товарный код" (UPC - Universal Product Code) для использования а промышленности и торговле.
В Западной Европе для идентификации потребительских товаров с 1977 года стала применяться аналогичная система под названием "Европейский артикул" (EAN - European Article Numbering).
Европейская система кодирования является разновидностью UPC. Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы. Единственная разница между ними заключается в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN-13.
Широко известна также западногерманская система кодирования: BAN (Bunaeseinheitliche Artikelnummer).
Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются четыре из них:
· UPC;
· код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности;
· код "2 из 5"(Interleaved 2-of-5);
· код Codabar.
В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN.
В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:
· международные;
· национальные;
· локальные.
Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.
Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.
Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.
Список кодов стран EAN-13
Код |
Страна |
|
Код |
Страна |
00-09 |
США,Канада |
|
690 |
КНР |
30-37 |
Франция |
|
70 |
Норвегия |
380 |
Болгария |
|
729 |
Израиль |
383 |
Словения |
|
73 |
Швеция |
385 |
Хорватия |
|
750 |
Мексика |
400-440 |
Германия |
|
759 |
Венесуэла |
45,49 |
Япония |
|
76 |
Швейцария |
460-469 |
Россия,СНГ |
|
770 |
Колумбия |
471 |
Тайвань |
|
773 |
Уругвай |
474 |
Эстония |
|
775 |
Перу |
475 |
Латвия |
|
779 |
Аргентина |
477 |
Литва |
|
780 |
Чили |
482 |
Украина |
|
786 |
Эквадор |
484 |
Молдова |
|
789 |
Бразилия |
489 |
Гонконг |
|
80-83 |
Италия |
50 |
Великобритания |
|
84 |
Испания |
520 |
Греция |
|
850 |
Куба |
529 |
Кипр |
|
858 |
Словакия |
535 |
Мальта |
|
859 |
Чехия |
539 |
Ирландия |
|
860 |
Югославия |
54 |
Бельгия,Люксембург |
|
869 |
Турция |
560 |
Португалия |
|
87 |
Нидерланды |
569 |
Исландия |
|
880 |
Южная |
57 |
Дания |
|
885 |
Таиланд |
590 |
Польша |
|
888 |
Сингапур |
599 |
Венгрия |
|
890 |
Индия |
600,601 |
ЮАР |
|
893 |
Вьетнам |
611 |
Марокко |
|
90,91 |
Австрия |
613 |
Алжир |
|
93 |
Австралия |
619 |
Тунис |
|
94 |
Новая |
64 |
Финляндия |
|
955 |
Малазия |
2. Хранение товаров и его роль в сохранении их качества.
Хранение товаров оказывает очень важную роль в сохранении высокого качества продукции и ее потребительских свойств.
Хранение – содержание продукции в местах ее размещения в соответствии с установленными правилами, предусматривающими обеспечение ее сохраняемости до использования по назначению в течение определенного срока.
Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад. Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность их движения в сферу потребления.
Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз и предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально – технической базы розничной торговли.
Большинство складов выполняет следующие основные функции:
ü Получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
ü Подсортировка и подготовка товаров к продаже;
ü Комплектование заказов оптовых покупателей;
ü Товароснабжение розничной торговой сети.
Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недрокачественных товаров в розничную сеть.
С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения с учетом самых разнообразных физико – химических свойств.
Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже товаров и товароснабжения розничной торговой сети.
В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на:
ü подсортировочно – распределительные – предназначены для накопления текущих запасов;
ü транзитно – перевалочные – размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перевозки их с одного вида транспорта на другой;
ü склады сезонного хранения – хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которые осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения;
ü склады досрочного завоза – товары хранятся в течение продолжительного времени;
ü накопительные склады – осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий.
По ассортиментному признаку склады делят на:
ü универсальные склады – предназначены для концентрации широкого ассортимента товаров;
ü специализированные склады – служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.
Широкое разнообразие физико – химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети.
Гарантом сохранности качества товаров и сокращения товарных потерь является соблюдение режима хранения, от которого зависит схема размещения товаров на складе и установление товарного соседства.
С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на :
ü Общетоварные склады – являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров,, не нуждающихся в создании особого режима;
ü Специальные склады – овощехранилища, холодильники и т.п.
К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи и устройство склада (открытые, полузакрытые, закрытые склады).
На складе должен быть обеспечен постоянный контроль за поддержанием оптимальных температуры и влажности воздуха. Регулирование температурно-влажностного режима осуществляется с помощью вентиляции, отопления, холодильных установок.
При складской обработке товаров неизбежно возникают товарные потери в виде:
1. естественной убыли, возникающей в следствие усушки, утруски, выветривания, утечки, разлива, распыления;
2. недопустимых потерь, возникающих в следствии боя, порчи, лома товаров или несоблюдения условий хранения.
Список используемой литературы:
1. Алексеев Н.С., Гонцов Ш.К., Кутянин . Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М.: Экономика,1988
2. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательский дом «Деловая литература»,1998
4. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998
5. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник./ Под общ. Ред. Проф. Л.А. Брагина и проф. Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000