Задание 1
Провести сравнительный анализ законов о банкротстве 1992,1998,2002 г.
Критерий для сравнения |
Закон |
Закон |
Закон |
1. Признаки банкротства |
Невозможность функционировать на рынке, невозможность расплачиваться по своим долгам |
Обесценивание активов, невыплата кредиторской задолженности |
Согласно п.2 ст.33 и ст.39 закона определение о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения может быть вынесено только при условии, что кредитор предварительно (до подачи заявления о банкротстве) принял меры по взысканию задолженности через суд. |
2. Лица, участвующие в деле о банкротстве |
Уполномоченное лицо должника (руководитель — на этапе наблюдения, арбитражный управляющий — на этапах внешнего управления и конкурсного производства) проверяло обоснованность требований и при отсутствии возражений включало их в реестр |
Кредитор, должник, управляющий |
То есть, по сравнению с законом о
банкротстве |
3. Возбуждение дела о банкротстве |
Кредитор направляет требования должнику |
В соответствии со ст.63 закона о банкротстве 1998 года кредитор направлял свои требования в адрес должника. Если с требованиями кредиторов указанные должностные лица со стороны должника не соответствующих стадиях процесса о банкротстве не соглашались, то по инициативе должника на стадии наблюдения, а на стадиях внешнего управления и конкурсного производства по инициативе кредитора спор о включении или невключении его требований к должнику решался арбитражным судом. |
Кредитор направляет все данные в арбитраж На следующих стадиях процесса о банкротстве размер
требований кредиторов, не являющихся заявителями, устанавливается судом по
правилам ст.ст.71 и 100 закона |
4. Особенности процедур банкротства |
защищало недобросовестных должников и тем самым разрушало принципы имущественного оборота. |
Исключение одного из признаков банкротства и упрощение процедуры признания должника банкротом в Законе о банкротстве 1998 года привело к так называемой презумпции банкротства |
На следующих стадиях процесса о банкротстве размер
требований кредиторов, не являющихся заявителями, устанавливается судом по
правилам ст.ст.71 и 100 закона |
5. Деятельность арбитражных управляющих |
Определена очень слабо |
судебное решение о взыскании задолженности вне рамок дела о банкротстве; |
определение арбитражного суда, установившего размер задолженности в рамках дела о банкротстве |
6. Государственное регулирование |
Не опеределено |
Нормы федеральных законов о банкротстве 1998 которыми регулировались основания и порядок установления упомянутой задолженности оказались явно неудовлетворительными. Их применение нередко приводило к злоупотреблениям и переделу собственности, |
Изменение норм привело к изменению требований кредиторов Свои требования кредитор направляет в суд и арбитражному управляющему. |
7. Методы финансовой стабилизации |
Финансовое оздоровление |
Реструктуризация |
Слияние Поглощение |
8. Адекватность экономической ситуации в стране |
Нестабильная |
Переменная |
Стабильная |
|
Таким образом, новый закон о банкротстве внес значительные изменения в процедуру установления размера требований кредиторов, направленные на недопущение злоупотреблений при банкротстве предпринимателей.[5,79]
Задание 2
Построить в идее схемы классификацию кредиторов.
По характеру требований
Денежные кредиторы Неденежные кредиторы
по субъекту, инициирующему конкурс
заявители кредиторы, не являющихся заявителями;
по статусу в процессе
конкурсные кредиторы неконкурсные кредиторы
по сумме требований
крупные кредиторы мелкие кредиторы
по определенности требований
установлены кредиторы неустановленные кредиторы
по наступлению срока исполнения требования кредитора
действительные кредиторы недействительные кредиторы
по порядку удовлетворения требований
очередные неочередные кредиторы
Задание 3
Провести сравнительный анализ систем банкротства различных стран
Критерии сравнения |
Россия |
Англия |
Германия |
требования кредиторов, обеспеченных залогом |
При проведении расчетов с залогодержателями следует учесть, что удовлетворение их требований производится за счет средств, полученных от продажи предмета залога. В том случае, если средств от продажи предмета залога недостаточно для удовлетворения в полном объеме залоговых обязательств, расчеты по оставшимся неудовлетворенными обязательствам производятся пропорционально требованиям других кредиторов третьей очереди из средств от продажи оставшегося имущества должника. |
английский подход к полномочиям кредиторов в отношении залогового имущества. По аналогии с ним предлагаю в российском законодательстве о несостоятельности предусмотреть такие права обеспеченных кредиторов, как право отказаться от обеспечения и участвовать в ликвидации как необеспеченный кредитор с полной суммой исковых требований (на тот случай, когда предмет обеспечения практически ничего не стоит); по соглашению с ликвидатором оценить рыночную стоимость предмета обеспечения и участвовать в ликвидационном процессе как обеспеченный кредитор на стоимость предмета обеспечения и как необеспеченный кредитор на остальную сумму обязательства;. |
Целесообразно также учесть опыт Германии и ввести для процедуры конкурсного производства нормы о компенсационных выплатах за задержку расчета по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Такие выплаты должны приравниваться к текущим обязательствам должника. За базу для их расчета следует принять сумму основного долга, в части обеспеченной залогом. Эта «плата за задержку исполнения», должна быть ограничена предусмотренным в законодательстве сроком, и составлять определенный процент от ставки рефинансирования, установленной Центральным банком на момент проведения каждой выплаты. |
Направленность законодательства |
учет интересов всех вовлеченных лиц как со стороны кредитора, так и со стороны должника; - охрана собственности как таковой, независимо от того, кто будет ее следующим владельцем; - недопущение растраты объекта собственности без соответствующего возмещения какой бы то ни было стороной: ни должником, ни кредитором, ни судебными исполнителями |
учет интересов всех вовлеченных лиц как со стороны кредитора, так и со стороны должника; - охрана собственности как таковой, независимо от того, кто будет ее следующим владельцем |
охрана собственности как таковой, независимо от того, кто будет ее следующим владельцем; - недопущение растраты объекта собственности без соответствующего возмещения какой бы то ни было стороной: ни должником, ни кредитором, ни судебными исполнителями. |
Сущность банкротства |
Банкротство представляет собой форму отношений и является механизмом субъектного взаимодействия при ситуациях экономической несостоятельности, порождаемых объективными законами конкурентной экономики, регулирующим основное производственное отношение путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности. |
Банкротство является механизмом субъектного взаимодействия при ситуациях экономической несостоятельности, порождаемых объективными законами конкурентной экономики, регулирующим основное производственное отношение путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности. |
Банкротство представляет собой институциональную форму производственных отношений и является механизмом субъектного взаимодействия при ситуациях экономической несостоятельности |
Цели |
Защита интересов кредиторов путем максимального удовлетворения их требований по отношению к данному хозяйствующему субъекту |
Поддержка попавшего в кризисную ситуацию хозяйствующего субъекта путем применения правовых норм, направленных в первую очередь на реорганизацию управления и предотвращение перехода объекта собственности другому субъекту, т.е. соблюдение интересов собственников. |
Наблюдение за эффективным использованием объектов собственности банкрота, призванное обеспечить защиту интересов всех собственников. |
Идея механизма банкротства |
Кредитор и должник рассматриваются как равноправные экономические субъекты, в ситуации банкротства зависящие друг от друга. |
Учесть и соблюсти интересы обеих сторон: как кредитора, так и должника. |
Учесть и соблюсти интересы обеих сторон: как кредитора, так и должника. |
Таким образом, сравнительный анализ законодательства о банкротстве различных стран позволил установить, что банкротство представляет собой институциональную форму производственных отношений и является механизмом субъектного взаимодействия при ситуациях экономической несостоятельности, порождаемых объективными законами конкурентной экономики, регулирующим основное производственное отношение путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности. [3,111]
Основная идея механизма банкротства в странах с многолетней рыночной экономикой заключается в том, чтобы учесть и соблюсти интересы обеих сторон: как кредитора, так и должника. Они рассматриваются как равноправные экономические субъекты, в ситуации банкротства зависящие друг от друга.
В результате эволюции института банкротства сформировались следующие цели этого института, которые нашли отражение в законодательстве о банкротстве развитых стран:
1. Поддержка попавшего в кризисную ситуацию хозяйствующего субъекта путем применения правовых норм, направленных в первую очередь на реорганизацию управления и предотвращение перехода объекта собственности другому субъекту, т.е. соблюдение интересов собственников.
2. Наблюдение за эффективным использованием объектов собственности банкрота, призванное обеспечить защиту интересов всех собственников.
3. Защита интересов кредиторов путем максимального удовлетворения их требований по отношению к данному хозяйствующему субъекту.
Таким образом, ситуация банкротства (или ухода экономического субъекта из рыночного сегмента) корректируется государственными органами таким образом, что каким бы способом ни перераспределялись объекты собственности между экономическими агентами, их совокупная величина после банкротства у всех агентов должна быть не меньше, чем до процедуры банкротства. Финансовые трудности в целом и банкротство в частности служат своего рода индикаторами слабости, неэффективности предыдущего распределения прав собственности, сигнализируя о неспособности данного конкретного собственника выполнять свою функцию в экономической системе оптимальным образом.
Процесс устранения такого неэффективно функционирующего собственника и замены его теми, кто может справиться с делом наилучшим способом, составляет элемент закономерной эволюции рыночной экономики, является частью ее динамизма, придает ей саморазвивающийся характер.
Задание 4
Мероприятия по предупреждению банкротства
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.
1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства. [6,79]
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический .
Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер.
Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.
Ускоренная ликвидность оборотных активов, обеспечивающая рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;
ускорения инкассации дебиторской задолженности;
снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;
увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию;
снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;
уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации и других. [1,85]
Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.
В системе стабилизационных мер и мер по антикризисному управлению, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. [3,74]
Список литературы
1. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры , связанные с банкротством.- М .: Изд-во « Ось-89 « , 1996 .-80 с.
2. Бархатов А.П.,Назарян Е.Н.,Малыгина А.Н. Процедура банкротства : бухгалтерский учет .-М.:Инф.внедр. центр «Маркентинг «.1999 .-132 с.
3. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций/Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: Инфра-М, 1998. – 298 c.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 215 с. – (Серия «высшее образование»).
5. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие.-М.: Дело, 2003.
6. Ефимова О. В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. – 528 с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»)
7. Кукукина И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 267 с.
8. Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. Аудит и управление несостоятельным предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000. – 384 с.
9. Финансы: Учеб. пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.: ил.
10. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 1997. – 336 с.