Содержание
1 |
Распространение франчайзинговой системы в России……….. |
3 |
2 |
Государственное регулирование ВЭД: сущность и значение... |
5 |
3 |
Особенности подбора иностранных посредников…………….. |
7 |
4 |
Существенные условия контракта……………………………… |
10 |
|
Задание 12. Динамика и структура иностранных инвестиций в российской экономике………………………………………… |
14 |
|
Литература……………………………………………………….. |
17 |
1. Распространение франчайзинговой системы в России
Для компании франчайзинг – это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг – это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.
Франчайзинг является комбинацией большого и малого бизнеса. Такое соединение было названо союзом, где, с одной стороны, имеется энергия и обязательства отдельного предпринимателя, а, с другой стороны, имеются ресурсы, коммерческая мощь и огромный опыт большой компании.
Предпринимаели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
1) помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;
2) помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат, на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;
3) помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.
Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения.
Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзор продает франчайзи.
Франчайзинг имеет следующие достоинства:
· Сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму более известной компании;
· Возможность получения франчайзи комплексной помощи от франчайзингового центра в выборе конкурентоспособного товара, в поставке технологии, техники, обучении кадров, в разработке и совершенствовании эффективных систем управления предприятием;
· Возможность получения небольшим предприятием поддержки от более сильного партнера при обращении за кредитом в банк или временных затруднениях в расчетах с кредиторами. В этом случае франчайзер может выступить в качестве поручителя за свою дочернюю фирму;
· Наличие у франчайзера и франчайзи бесплатной взаимной поддержки рекламой и оказание помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Применение франчайзинга в разных странах дает в настоящее время значительный положительный эффект. Так, в США франчайзинговая система обеспечивает высокую эффективность птицеводства. В Нидерландах и Финляндии системы кооперативов франчайзингового типа с оборотами в миллиарды долларов объединяют большую часть сельских хозяйств. В Японии почти во всех отраслях промышленность все крупные известные фирмы являются франчайзерами для тысяч мелких и средних предприятий. Одно из заблуждений, имеющее широкое распространение говорит, что в России не существует работающего франчайзинга. Это совершенно не верно. Франчайзинг обосновался в России в 1993 г., когда «Баскин Робинс» продал первую франшизу.
Правовая регламентация франчайзинга во многом определяется действующим в стране законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований. Кроме того, совершение франчайзинговых сделок между партнерами из разных стран подпадает под валютное и иное государственное регулирование, касающееся внешнеэкономической деятельности.
Так, например, в Индии лицензирование товарных знаков регулируется законом «Об иностранной валюте (FERA)», правительственными инструкциями и законом «О товарных знаках», который касается только зарегистрированных товарных знаков. В Российской Федерации действуют Гражданский кодекс, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и «О валютном регулировании и валютном контроле».
2. Государственное регулирование ВЭД: сущность и значение
Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.
Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.
Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.
Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.
Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.
Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договоры, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.
Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:
1. Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны.
2. Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.
3. Обеспечение занятости населения.
4. Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне.
5. Стабильность цен.
6. Качество жизни в обществе.
7. Экономическая безопасность страны.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.
3. Особенности подбора иностранных посредников
Посредничество осуществляется лицами, которые не являясь представителями, выступают хотя и в интересах поручителя, но от собственного имени. К таким лицам закон относит коммерческих посредников, конкурсных управляющих при банкротстве и т.п., а также лиц, уполномоченных на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представляя интересы обеих сторон, коммерческий посредник лишь содействует заключению сделки путем нахождения лиц, заинтересованных в ее заключении, но сам сделок не совершает, т.е. не становится стороной подготовленной им сделки. Посредники с такого рода ограниченными функциями именуются в германском праве маклерами, англо-американском - брокерами, во французском - куртье.
Независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и организации, содействующие обмену товаров с коммерческой точки зрения относятся к торговым посредникам.
Цель привлечения посредников – повышение экономичности внешнеторговых операций. Например, при экспорте торговый посредник освобождает производителя товара от многих обязанностей, связанных с реализацией этого товара.
Участие посредников повышает экономичность операций (несмотря на выплату посредникам вознаграждения):
· Возрастает оперативность в сбыте товаров, в результате за счет ускорения оборота капитала увеличивается прибыль;
· Оперативная и активная реакция посредников на изменение рыночной конъюнктуры дает им возможность успешнее работать в интересах экспортера, реализуя товар на более выгодных условиях. Контактируя с потребителями, посредники являются источником ценной первичной информации об уровне качества и конкурентоспособности товаров;
· Техническое обслуживание, предпродажный сервис, осуществляемые посредниками, и сокращение сроков поставок с промежуточных складов способствуют повышению конкурентоспособности;
· Создание и развитие сбытовой сети преуспевающими посредниками экономит средства экспортеров;
· Специализация посредников обычно на массовом сбыте определенных товаров позволяет снизить издержки обращения на единицу реализуемого товара и дает дополнительную коммерческую выгоду.
Посредник - комиссионер - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров комиссии с продавцами или покупателями товаров (комитентами) подыскивает контрагентов и заключает контракты от своего имени, но за счет комитентов. Посреднику-комиссионеру обычно поручают выполнение широкого круга дополнительных обязательств, таких как изучение рынка, создание сбытовой сети и сети технического обслуживания, ведения рекламы и т.д. За заключение сделок и выполнение дополнительных обязательств посредник получает вознаграждение чаще всего в виде процентов с сумм заключенных контрактов.
Посредник-представитель (простой посредник) - это физическое или юридическое лицо, которое по договорам с продавцами и покупателями (принципалами) подыскивает им контрагентов. Принципалы самостоятельно ведут переговоры с рекомендованными посредником контрагентами, подписывают и исполняют контракты от своего имени и за свой счет. Посредник-поверенный - это физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров поручения продавцами или покупателями товаров (доверителями) подыскивают им контрагентов и заключают с ними контракты от имени и за счет доверителей. Подписанные контракты передаются доверителям для исполнения.
Посредник-консигнатор - это разновидность посредника-комиссионера, который сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом (продавцом) на склад посредника в соответствии с подписанным между ними консигнационным соглашением. Право собственности на товар сохраняется за консигнантом до его реализации. Система консигнации обычно применяется при сбыте товаров серийного и массового характера.
Посредник-дистрибьютер - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), занимающееся перепродажей товаров продавцов покупателям. Дистрибьютер закупает товары от своего имени и за свой счет (становится его собственником) и перепродает их покупателям также от своего имени и за свой счет. Посредник-дистрибьютер отличается от простого покупателя или продавца товаров тем, что связан со своим торговым партнером посредническим соглашением, которым определена номенклатура товаров, очерчен регион его деятельности и которое может включать такие обязательства посредника, как изучение рынка, создание сбытовой сети, выполнение предпродажной доработки товаров и технического обслуживания сбываемой продукции, ведение рекламы и т.д.
4. Существенные условия контракта
Наиболее широко распространенным видом внешнеторговых сделок является договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем изложении основное внимание уделяется этому виду договора.
Контракт купли-продажи представляет собой коммерческий документ, оформляющий внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца передать определенное имущество в собственность покупателя и обязательство покупателя принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменов сделки.
В контракте купли-продажи непременным условием является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В этом состоит основное отличие договора купли-продажи от всех других видов договоров - арендного, лицензионного, страхования и других, где не содержится условие о переходе права собственности на товар, а предметом договора является либо право пользования товаром, либо предоставление услуг.
Сформулировать все условия договора достаточно полно и четко трудно. Практически, при заключении договора невозможно предусмотреть все возможные вопросы, которые могут возникнуть при его исполнении.
Преамбула.
Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова “контракт" в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указываются фирменные наименования сторон, т.е. те наименования, под которыми они зарегистрированы в своей стране и местонахождение контрагентов (название страны и города). В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов, например, "Продавец" и "Покупатель", "Заказчик" и 'Поставщик". Сначала определяется, какая из сторон является 'Продавцом", а затем - какая "Покупателем".
Предмет контракта.
После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, модель, сорт и т.д.
Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.
Количество.
В контракте устанавливаются единица измерения количества, порядок определения количества, система мер и весов.
Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: штуках, килограммах, головах и пр.
Качество товара.
Определить качество товара в контракте купли-продажи - значит установить качественную характеристику товара, то есть совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.
Транспортные условия контракта.
Транспорт является основным связующим звеном между продавцом и покупателем; конечной целью транспортировки является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в хорошем состоянии. Поэтому очень важно обеспечить перевозку по самому безопасному маршруту, с лучшим сервисным обеспечением и при наименьших затратах.
Цена товара.
Цена на каждый товар устанавливается за какую-то определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, определяется характером товара и практикой, которая сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром.
Условия платежа.
Условия платежа определяют в контракте следующие моменты:
- способ платежа;
- средства платежа:
- форму платежа.
Срок и дата поставки.
Под сроком поставки товара понимается момент, когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени.
Количество товара, указанное в контракте, может быть поставлено единовременно или по частям (партиями). При единовременной поставке устанавливается один срок поставки. При поставке партиями в контракте указываются промежуточные сроки поставки.
Упаковка и маркировка.
Основное назначение упаковки при осуществлении международных торговых контрактов - предохранение товаров от гибели и повреждений при их транспортировке от продавца к покупателю. Кроме того, она должна создавать рациональные единицы для складирования, транспортировки, погрузки и разгрузки товаров. Вид упаковки определяется, в первую очередь, характером товара, который в нее помещен, внешними воздействиями, которым может быть подвергнут товар, и временем, в течение которого товар должен находиться в упаковке.
Порядок сдачи и приемки товара.
Приемка товара - это принятие товара покупателем, которое сопровождается проверкой соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.
Рекламации и санкции.
Претензии, предъявляемые одним контрагентом сделки другому контрагенту в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта, называются рекламациями.
Арбитраж.
В процессе исполнения контракта между сторонами могут возникнуть споры и разногласия, которые не удается решить путем переговоров. Эти споры могут возникнуть в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами своих обязательств по контракту (сроки, качество, расчеты) или с различным толкованием сторонами условий контракта при его исполнении.
В большинстве стран споры, возникающие в ходе исполнения внешнеторговых контрактов, рассматриваются в арбитражном порядке в международных коммерческих судах.
Обстоятельства непреодолимой силы.
Большинство внешнеторговых контрактов содержат условие, которое разрешает переносить срок исполнения договора или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по договору. Это может произойти в случае наступления после заключения контракта не зависящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению договора. Такие обстоятельства обычно именуются в контракте также “непредвиденными”, “форс-мажорными”.
Соответствующее условие в контракте называется “оговорка о непреодолимой силе”, “форс-мажор”, “случаи, освобождающие от ответственности” и т.д.
Задание 12. Динамика и структура иностранных инвестиций в российской экономике
Россия как страна резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов может позволить практически каждому потенциальному инвестору при наличии достаточной информации найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Сам инвестиционный климат целесообразно рассматривать в отношении совокупности важнейших его составляющих – инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования и от их экономического благополучия. Потенциал страны или регионов – в своей основе характеристика количественная, отмечается исследователями, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них и показывает, вследствие чего следует или нет инвестировать в данную страну, регион, отрасль и даже отдельное предприятие.
К факторам, обуславливающим нежелание инвестировать в российскую экономику, можно отнести такие, как:
· Нестабильная политическая обстановка в стране
· Недоработки в законодательстве
· Социальная напряженность
· Высокий уровень криминогенности
· Недостаточная разработка налоговых льгот для привлечения иностранного капитала
· Незавершенность общей конструкции приватизации и неясность системы участия в ней иностранных партнеров
· Неурегулированность прав в вопросах земельной собственности
· Спад производства.
К основным факторам, оказывающим положительное воздействие на создание привлекательности вложения капитала иностранными инвесторами, можно отнести:
· Наличие богатых и разнообразных природных ресурсов, неосвоенных месторождений
· Наличие дешевой и подчас одновременно высококвалифицированной рабочей силы
· Наличие высокого научно-технического потенциала
· Открытие и освоение новых навыков.
Таблица 1
Структура иностранных инвестиций в экономику РФ в 1996 г. (по отраслям вложений), % от общего объема
Отрасль |
Объем иностранных капиталовложений |
Промышленность |
33,3 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
29,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
23,6 |
Торговля и общественное питание |
4,7 |
Прочие |
8,8 |
Таблица 2
Динамика иностранных инвестиций в 1995-2001 годах (млн. долл. США)
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Объем инвестиций всего |
78,8 |
71,3 |
104,6 |
186,2 |
139,1 |
157,2 |
103,9 |
В т.ч. прямые инвестиции |
10,2 |
20,8 |
52,3 |
159,1 |
131,0 |
151,8 |
89,1 |
Литература
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. Под ред. Л. Е. Стровского. М., 2000
2. Грачев Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. М., 2000
3. Балабанов И. Т. Внешнеэкономические связи. М., 1998
4. Бурмистров. Внешняя торговля Российской Федерации. – М., 2002.
5. Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономические отношения. – М., 1995.
6. Львов П.Д. Экономика развития. – М., 2001.